86648

Українська суспільна думка; розвиток науки і філософії у другій половині 19 століття

Доклад

Культурология и искусствоведение

Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Однако украинские ученые внесли весомый вклад в развитие науки. Развитию науки в Украине способствовали многочисленные научные общества возникшие в 7090х годах: естествоиспытателей в Харькове Киеве и Одессе математические в Харькове физикоматематические в Киеве историкофилологические при Харьковском Новороссийском университетах историческое Несторалетописца научное им.

Украинкский

2015-04-08

30.65 KB

1 чел.

Українська суспільна думка; розвиток науки і філософії у другій половині 19 ст.

Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Ни Россия, ни Австро-Венгрия не были заинтересованы в проведении научных исследований в Украине, с подозрением воспринимали прогрессивные идеи. Однако украинские ученые внесли весомый вклад в развитие науки.

Развитию науки в Украине способствовали многочисленные научные общества, возникшие в 70-90-х годах: естествоиспытателей (в Харькове, Киеве и Одессе), математические (в Харькове), физико-математические (в Киеве), историко-филологические при Харьковском, Новороссийском университетах, историческое Нестора-летописца, научное - им. Т. Шевченко во Львове и др. Развитие науки в Украине был тесно связан с высшими учебными заведениями, преимущественно с университетами. Здесь формировались научные школы. В Харьковском университете кафедру механики возглавлял А. Ляпунов, который создал общую теорию устойчивости движения. Киевский математик М. Ващенко-Захарченко заключил ряд учебников, по которым учились многие поколения. Кафедру физики Киевского университета возглавлял М. Авенариус - основоположник одной из первых в России научных школ молекулярной физики. Один из основателей рентгенографии и рентгенологии в России М. Рильчиков с 1880 по 1902 г. работал в Харькове.Несмотря на жестокие преследования украинского языка, большую работу по исследованию, а также исследованию литературы и фольклора выполняли П. Житецкий, А. Потебня, М. Петров. Большой вклад в исследование истории и теории украинской литературы сделал И. Франко. Фольклористика и этнография пополнились трудами М. Сумцова, П. Чубинского, М. Драгоманова, Б. Гринченко и др.Возникнув в основных чертах у Сковороды, философия сердца окончательно сформировалась в работах Памфила Даниловича Юркевича (1826 -1874 гг.). В центе философского учения Юркевича, как и Сковороды, стоит человек - малый мир. Он также обращается к понятию сердца, называя этим понятием сферу духовной жизни. В нее входит то, что вытеснено «за порог сознания». Как и у Сковороды, у Юркевича символ «сердце» многозначный. Одно из его значений - душевное состояние человека. Душа удерживает только свои значения, они живут как часть мировосприятия человека, являясь таинственными, сокровенными в человеке, определяют содержание личности. «Сердце, - пишет Юркевич, - есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе и злое сокровище человека».

Во второй половине 19.- начале 20 века на Украине распространяются идеи позитивизма, который поддерживает и развивает В. Лесевич, дополняя его идеями И. Канта.

«Специалисты» поставили философию на позицию слуги отдельных наук. С этих позиций, в частности, A.Потебня разрабатывает проблемы философии языка. Ряд украинских ученых - политэконом М. Туган-Барановский, юрист Б. Кистяковский разрабатывают проблемы методологии. От них некоторые подошли и к общим проблемам философии. В частности, минеролог B.И. Вернадский выделил вопрос о значении живой природы в геологических процессах, историк В. Липинский перешел от истории к философии истории.

Познакомившись с марксизмом, некоторые украинские писатели -И. Франко (1856- 1916 гг.), Л. Украинка (1871-1913 гг.), П. Грабовский (1864 - 1902 гг.), М. Коцюбинский (1864 - 1913 гг.) восприняли его идеи социального освобождения трудящихся, но в то же время негативно относились к концепции диктатуры пролетариата.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42684. Аппаратное обеспечение персональних ЭВМ 43.5 KB
  Харьков 2010 Лабораторная работа №1 Аппаратное обеспечение персональних ЭВМ Цель работы: Ознакомление с составом и структурой ПЭВМ. Порядок выполнения работы: Визуально ознакомится с составом ПЭВМ. Определить составные части ПЭВМ и...
42685. Операционная система Windows XP/2000, основные элементы 78 KB
  С помощью проводника WinE создали на диске С: каталог Группа АП10Б. В каталоге группы на двух членов бригады создали файл с помощью редактора Notepd. В файле записали: Стерлик Дмитро Кунченко Алексей Созданный файл открыли с помощью редактора WordPd и отредактировали его. С помощью графического редактора Pint нарисовали картинку размножили ее по экрану и сохранили в каталоге Группа АП10Б.
42686. Работа в операционной системе Windows XP2000 79 KB
  С помощью проводника WinE создали на диске С: каталог Группа АП10Б. В каталоге группы на двух членов бригады создали файл с помощью редактора Notepd. В файле записали: Стерлик Дмитро Александрович Алексей Кунченко Михайлович Созданный файл открыли с помощью редактора WordPd и отредактировали его. С помощью графического редактора Pint нарисовали картинку размножили ее по экрану и сохранили в каталоге Группа АП10Б.
42687. ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОПОЛУПЕРИОДНОГО И ДВУХПОЛУПЕРИОДНОГО ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ СХЕМОТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ «ELECTRONICS WORKBENCH» 159 KB
  Краткие теоретические сведения Среднее значение выходного напряжения постоянная составляющая в схеме однополупериодного выпрямителя рисунок 2. Среднее значение выходного напряжения постоянная составляющая мостового выпрямителя рис.3 Частота выходного сигнала для схемы с однополупериодным или двухполупериодным выпрямителем а так же для схемы с двухполупериодным мостовым выпрямителем вычисляется как величина обратная периоду выходного сигнала: . Если на выход любого из выше рассмотренных выпрямителей включить конденсатор то...
42688. Meeting people for the first time. Talking about what you do. Opening a meeting 150.5 KB
  When a person has been introduced to you, Pleased to meet you /Nice to meet you are both semi-formal responses. They sound natural and are useful for most situations. Less formal responses include Good to meet you / Great to meet you. The most formal response is How do you do? This is used less in modern business. When introducing two people, it is helpful to say a little about what they do, e.g. This is Jane, she s organising training courses for our Singapore branch. The information should be brief but include enough detail to encourage conversation between the two people being introduced.
42689. Getting through to the right person. Taking / Leaving a message. Checking information. 74.5 KB
  Mаking telephone clls in nother lnguge cn mke some Ss nervous t this level becuse of the lck of visul clues tht usully help with context nd understnding. Hve ll documents nd informtion tht you need t close hnd s well s prepred list of ny useful phrses. When exchnging informtion check nd clrify tht you hve understood been understood correctly. If someone clls you nd you re unprepred sy tht you re busy t the moment nd will cll them bck.
42690. Greeting visitors. Making polite offers and requests. Making small talk 63.5 KB
  Greeting someone for the first time Very good thnks. Thnksfor meeting me. Greeting someone you know It's good to see you too Yn Very well thnks nd you I'm fine thnks. Thnks for meeting me.
42691. Showing appreciation. Taling about likes and dislikes. Describing products and giving opinions 177.5 KB
  Choose word or phrse in itlics to mke sentences tht re true in your country. However it is importnt to remember tht it is still business. If you re visiting people in nother country do some reserch to check on wht behviour is expected for exmple: Is it OK to discuss business during the mel Will your host hostess be offended if you refuse food or drink If you visit your host hostess t home should you tke gift It is good ide to order dish tht is not difficult to et. You cn concentrte on the people tht you re hving lunch with insted of...
42692. Talking about company history. Introducing a talk. Sequencing events. Presenting a company history 154 KB
  Tlking bout compny history. Introducing tlk Sequencing events Presenting compny history Introducing tlk Good business prctice. This lbortory work looks in prticulr t introducing tlk or presenttion. In n introduction it is importnt for the speker to: Introduce himself; Give cler overview of the subject; Tell the udience the structure tht the tlk will follow; Tell the udience whether they cn sk questions during the presenttion or whether there will be n opportunity to sk questions t the end of the tlk.