86648

Українська суспільна думка; розвиток науки і філософії у другій половині 19 століття

Доклад

Культурология и искусствоведение

Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Однако украинские ученые внесли весомый вклад в развитие науки. Развитию науки в Украине способствовали многочисленные научные общества возникшие в 7090х годах: естествоиспытателей в Харькове Киеве и Одессе математические в Харькове физикоматематические в Киеве историкофилологические при Харьковском Новороссийском университетах историческое Несторалетописца научное им.

Украинкский

2015-04-08

30.65 KB

1 чел.

Українська суспільна думка; розвиток науки і філософії у другій половині 19 ст.

Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Ни Россия, ни Австро-Венгрия не были заинтересованы в проведении научных исследований в Украине, с подозрением воспринимали прогрессивные идеи. Однако украинские ученые внесли весомый вклад в развитие науки.

Развитию науки в Украине способствовали многочисленные научные общества, возникшие в 70-90-х годах: естествоиспытателей (в Харькове, Киеве и Одессе), математические (в Харькове), физико-математические (в Киеве), историко-филологические при Харьковском, Новороссийском университетах, историческое Нестора-летописца, научное - им. Т. Шевченко во Львове и др. Развитие науки в Украине был тесно связан с высшими учебными заведениями, преимущественно с университетами. Здесь формировались научные школы. В Харьковском университете кафедру механики возглавлял А. Ляпунов, который создал общую теорию устойчивости движения. Киевский математик М. Ващенко-Захарченко заключил ряд учебников, по которым учились многие поколения. Кафедру физики Киевского университета возглавлял М. Авенариус - основоположник одной из первых в России научных школ молекулярной физики. Один из основателей рентгенографии и рентгенологии в России М. Рильчиков с 1880 по 1902 г. работал в Харькове.Несмотря на жестокие преследования украинского языка, большую работу по исследованию, а также исследованию литературы и фольклора выполняли П. Житецкий, А. Потебня, М. Петров. Большой вклад в исследование истории и теории украинской литературы сделал И. Франко. Фольклористика и этнография пополнились трудами М. Сумцова, П. Чубинского, М. Драгоманова, Б. Гринченко и др.Возникнув в основных чертах у Сковороды, философия сердца окончательно сформировалась в работах Памфила Даниловича Юркевича (1826 -1874 гг.). В центе философского учения Юркевича, как и Сковороды, стоит человек - малый мир. Он также обращается к понятию сердца, называя этим понятием сферу духовной жизни. В нее входит то, что вытеснено «за порог сознания». Как и у Сковороды, у Юркевича символ «сердце» многозначный. Одно из его значений - душевное состояние человека. Душа удерживает только свои значения, они живут как часть мировосприятия человека, являясь таинственными, сокровенными в человеке, определяют содержание личности. «Сердце, - пишет Юркевич, - есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе и злое сокровище человека».

Во второй половине 19.- начале 20 века на Украине распространяются идеи позитивизма, который поддерживает и развивает В. Лесевич, дополняя его идеями И. Канта.

«Специалисты» поставили философию на позицию слуги отдельных наук. С этих позиций, в частности, A.Потебня разрабатывает проблемы философии языка. Ряд украинских ученых - политэконом М. Туган-Барановский, юрист Б. Кистяковский разрабатывают проблемы методологии. От них некоторые подошли и к общим проблемам философии. В частности, минеролог B.И. Вернадский выделил вопрос о значении живой природы в геологических процессах, историк В. Липинский перешел от истории к философии истории.

Познакомившись с марксизмом, некоторые украинские писатели -И. Франко (1856- 1916 гг.), Л. Украинка (1871-1913 гг.), П. Грабовский (1864 - 1902 гг.), М. Коцюбинский (1864 - 1913 гг.) восприняли его идеи социального освобождения трудящихся, но в то же время негативно относились к концепции диктатуры пролетариата.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68362. Символизм 41.5 KB
  Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.
68365. Самостоятельная работа обучаемых по праву 127.5 KB
  На первом этапе учитель должен научить своих воспитанников элементарным приемам самостоятельной работы. При этом педагог выступает в роли консулыланта организатора самостоятельной работы детей. Приобретая навыки самостоятельной работы ученик подготавливается к исследовательской деятельности.
68366. Самостоятельная работа в правовом обучении и воспитании 207.5 KB
  Самостоятельная работа сводится не только к усвоению материала но направлена на развитие собственной мыслительной работы что обеспечит подготовку к решению конкретных практических задач входящих в профессиональные обязанности.
68367. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ПОДХОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ СЛУЧАЕВ 295.5 KB
  С самого начала на экономические и политические реформы в России заметно влияли проблемы возникающие благодаря этническим и религиозным различиям населения. России все еще предстоит найти модель федерации в которой права народов на самоопределение осуществлялись бы без вызова ее целостности...
68368. Русь и Орда. Ордынское иго и его последствия для Руси 30.5 KB
  Впоследствии все кочевые народы с которыми Русь вела борьбу стали называть монголо-татарами. Главным занятием монголо-татар было экстенсивное кочевое скотоводство и охота. В 1219-1221 годах под ударами монголо-татар пало государство Хорезмшахов в Средней Азии победоносными походами...
68369. Русь и Орда. Славяне и тюрки 31 KB
  Правильность этого похода доказала победа на Куликовом поле Тюрки Поскольку границы Тюркского каганата в конце VI в. Тюрки не только играли роль посредников но и одновременно развивали собственную культуру которую они считали возможным противопоставить культуре и Китая и Ирана и Византии и Индии.
68370. Русско-молдавские связи. Присоединение Левобережья Днестра и Бессарабии. Новороссия и ее развитие 33.5 KB
  С 10 века территория Молдавии принадлежала Киевской Руси. Русь оказывала помощь Молдавии от нападения литовских войск. После воссоединения Украины с Россией в 1654 году господари Молдавии стали обмениваться с Москвой посольствами поступали просьбы принять Молдавию в подданство по подобию Украины.