8665

Ранняя греческая философия

Контрольная

Логика и философия

Ранняя греческая философия Пифагор и Пифагорейский союз Философия элейской школы. Атомистическое учение Демокрита. Пифагор. Ввел в обиход слово философия (как любовь к мудрости). Связал философия с математикой. Поставил вопрос о числовой структуре...

Русский

2013-02-16

23.06 KB

9 чел.

Ранняя греческая философия

  1. Пифагор и Пифагорейский союз
  2. Философия элейской школы.
  3. Атомистическое учение Демокрита.

  1. Пифагор.

Ввел в обиход слово «философия» (как любовь к мудрости).

Связал философия с математикой.

Поставил вопрос о числовой структуре мироздания.

Жизнь Пифагора.

Пифагор – уроженец острова Самос. Покинул Грецию из-за тирании Поликрата.

Много путешествовал, учился у египетский жрецов, вавилонских и индийский мудрецов в течение 34 лет.

Возвращается в Грецию и создает свою школу – Пифагорейский союз.

Пифагор как ученый.

  1.  Высказал идею, что Земля имеет форму шара.

Теоретические основания – шар – идеальная геометрическая фигура, поэтому исходя из идеи геоцентризма, Земля должна иметь форму шара (тень Земли на Луне).

  1.  Внес большой вклад в дело превращения математики из эмпирической науки («науки для купцов») в теоретическую. Рассматривал принципы геометрии абстрактным образом.
  2.  Зачатки математической физики – связал 5 физических элементов с 5 правильными многогранниками (Земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из тетраэдов, воздух – из октаэдров и т.д.).
  3. Открыл явление несоизмеримости.

К какому философскому направлению принадлежит философия Пифагора?

  1.  Материализм? Материальное начало первично; дух, сознание – вторичны.
  2.  Объективный идеализм? Наиндивидуальное общее сознание первично; материя и сознания отдельного человека – вторично.
  3.  Субъективный идеализм? Сознание отдельного человека первично, материальный мир – вторично.

Что такое число и какое место оно занимает в мироздании?

  1.  С нашей точки зрения, число – идеальный продукт деятельности человека, оно вторично по отношению к материальному миру.
  2.  С точки зрения Пифагора, число лежит в основании мира, оно первично и по отношению к материальному миру и по отношению к человеку.

Направление философии Пифагора – объективный идеализм.

Образование мира по Пифагору.

«Все есть число».

Начало мира – единица, ей соответствует точка.

Двойка – прямая линия., тройка – плоская фигура, четверка – объемная фигура.

Идеальное число – 10 – сумма основополагающих чисел.

Пифагор разделил все числа на плохие и хорошие, добрые и злые – в этом проявились черты мифологического сознания.

Космос – это упорядоченное числом мироздание.

Маркс называл Пифагора «статистиком мироздания».

Легенды, связанные с именем Пифагора.

  1.  Пифагора видели сразу в двух городах
  2.  С ним человеческим голосом разговаривала река Кас.
  3.  У него было золотое бедро.
  4. Пифагор – сын бога Гермеса.

Все философские и научные идеи, согласно правилам Пифагорейского союза, запрещалось распространять среди непосвященных. Все идеи приписывались главе союза – Пифагора.

Учение о гармонии.

  1.  Выражение «все есть число» относится не только к вопросу об образовании мира, но и ко всем явлениям материальной и духовной жизни.

Гармония – это числовое соотношение.

  1.  Музыка – это соотношение звуков, звук можно выразить через число (струнный инструмент: звучание струны зависит от силы ее натяжения, толщины струны).

  1. Элейская школа (элеаты).

Представители элейской школы – Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс.

Название школы – от города Элея (на юге нынешней Италии, в то время – часть Греции).

Название философии в Италии – италийская.

Если у милетцев первоначало физично (какая-либо природная стихия), у пифагорийцев – математично (число), у элеатов – философично (в основе всего – бытие, не сводимо ни к какой природной стихии).

Научные идеи элеатов.

  1.  Высказали идею о пороге чувствительности.
  2.  Впервые стали говорить, что боги – творение человека.
  3.  Знали 5 планет – Венера, Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн.

Философские идеи элеатов.

  1.  В основе всего бытие. Бытие едино, не состоит из частей.
  2.  Бытие неподвижно (в отличие от учений Гераклита).
  3.  Бытие никем и ничем не создается, бытие – вечно.
  4. Бытие законченно или совершенно.
  5.  Доказательством того, что бытие не может исчезнуть, служит то, что небытия нет.
  6.  Высказали идею тождество мышления и бытия.
  7.  Небытия нет, потому что мы не можем его помыслить.
  8.  В мышлении, как и в бытии не может быть противоположностей (таких как Гераклит, элеаты считали двухголовыми).
  9. Элеатов называют великими неподвижниками.

Апории Зенона.

Аория – это неразрешимое противоречие, парадокс.

Всего апорий 40, но более известны 4 - «Дихотомия», «Летящая стрела», «Ахилл и черепаха», «Стадион».

Апориями Зенон пытался доказать идею, что бытие неподвижно.

Апория «Дихотомия».

Дихотомия – деление попалам.

Логика Зенона:

  1.  Для того, чтобы пройти участок пути, необходимо пройти сначала половину.
  2.  Чтобы пройти эту половину, необходимо пройти половину половины и так до бесконечности.
  3.  Вывод – движение не может начаться.

Апория «Летящая стрела».

Содержание апории:

Чтобы пролететь определенный участок пути, должна ли стрела быть (находиться, покоиться) в одной (этой) точке?

Должна ли она находиться (покоиться) в соседней точке?

Вывод: движение – сумма моментов покоя, следовательно, летящая стрела покоится.

Смысл апорий.

  1.  Может показаться, что апории не имеют смысл, т.к. Опыт свидетельствует об обратном – стрела летит, Ахилл догонит черепаху, движение – есть.
  2.  В случае апории представлялись интеллектуальными игрушками, игрой ума.
  3.  Но их значение глубже – при помощи логики, теоретических рассуждений Зенон опровергал идею движения, того же (доказательств и теоретических рассуждений) он требовал от оппонентов.

3.Атомизм Демокрита и Левкиппа.

Демокрит – автор самой долговечной в науке идеи - «все тела состоят из атомов – неделимых частиц» (эта идея просуществовала в науке более 2.5 тысяч лет).

В отличие от элеатов, Демокрит полагал, что небитые существует – это пустота. «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты».

Демокрит - «смеющийся философ».

Гераклит - «плачущий философ»

Основные положения атомистического учения Демокрита.

Атом (с греч. - неделимый) – мельчайшая неделимая частица, из которой состоят все вещи.

Атомы не имеют ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Атомы находятся в постоянном движении, причина движения – столкновение с другими атомами, атомы движутся прямолинейно.

Атомы неуничтожимы и несотворимы.

Гносеология Демокрита.

Учение об атомах лежит и в основе гносеологии Демокрита.

Существует 2 вида познания – чувствительное («темное», «незаконнорожденное») и рациональное («истинное», «законнорожденное»).

Сладкое, горькое, различные цвета – только «в мнении», «в действительности» - только атомы и пустота.

Разум идет дальше органов чувств, но опирается на них.

Атомы различаются:

  1.  по форме – они могут быть круглыми, остроугольными, тупоугольными, крючковатыми и другими;
  2.  могут быть более легкими или более тяжелыми, сухими и влажными;
  3. порядком и положением;

Учение об атомах.

  1.  Душа человека тоже состоит из атомов – круглых и легких. У некоторых людей атомы более сухие, поэтому у них пламенные души.
  2. Пустота заполнена атомами неравномерно.
  3. Сталкиваясь, атомы образуют вихри.
  4. Высказывали идею множественности миров.
  5.  «Ни одна вещь не появляется беспричинно, а все в силу необходимости».
  6.  Атомы могут самоотклоняться. Источник движения в них самих.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68111. Обереги нашого життя – птахи 254 KB
  Мета: збагатити знання учнів про чудодійні обереги нашого життя птахи; творчо осмислити і систематизувати матеріал про ластівку; зясувати як у народі ставилися до ластівки чому її називають Божою пташкою; привчати учнів самостійно опрацьовувати додаткові навчальні та народознавчі матеріали...
68112. Біблійні легенди. «Чому людина не знає, доки живе». Підсумок за темою 118.5 KB
  Продовжити знайомити із біблійними легендами продовжувати вчити учнів читати текст за особами працювати з текстом осмислювати його зміст; формувати уміння ділити текст на частини; збагачувати словниковий запас; розвивати логічне мислення память увагучитацькі навики швидкість та виразність читання...
68113. Де літав ти, Чорногузе 158.5 KB
  Де ж ти була Далеко Як звуть тебеЛелека Отже ми з вами сьогодні поговоримо про чудового птаха про живий символ України лелеку або як його ще називають Чорногуза. Продовження бесіди Лелека є символом любові та радості. Також вважають що лелека є покровителем сімї і рідного дому.
68114. Будинок англійця 48.5 KB
  So, all pupils are in a good mood and we can start our lesson. Please look at the blackboard and read the motto. It is some English proverb “East or West home is best”, “There is no place like home”. Aim. Повідомлення теми та мети уроку. Today we are going to speak about your home and about...
68115. Я вибирала долю собi сама… 93.5 KB
  Мета: 1) познайомити учнів із творами Л. Костенко, їх неповторністю й оригінальністю; 2) формувати особистість, яка має почуття гідності, багатий духовний світ; розвивати акторські навички учнів; 3) виховувати громадянську позицію учнів, уміння аналізувати залежність виникнення...
68116. Сценарій музично-тематичної композиції до 140-ї річниці від дня народження Лесі Українки 175.31 KB
  Леся Українка: Мріє не зрадь Я так довго до тебе тужила Стільки безрадісних днів стільки безсонних ночей А тепер я в тебе остатню надію вложила. Ведуча: Справді безсмертного якщо має таких геніїв як Леся і якщо навіть після смерті живуть вони віки в памяті народній. Леся Українка...
68117. ЛІДЕР ТОЙ, ХТО ПОПЕРЕДУ 44.5 KB
  Розподіл на групи Визначення якостей лідера Типи лідерів Стилі спілкування Жива скульптура лідера Памятка лідеру Підбиття підсумків Вступ Кожному з вас хочеш не хочеш доведеться якщо і не командувати парадом то вже напевно побувати в ролі старшого. І хай у вашій пріоритетній формулі лідерські якості...
68118. Neue Liebe – Neues Leben – Neue Lyrik 320 KB
  Lehrer Herzlich Willkommen in unserer Aula. Heute ist ein schöner Tag, besonders für die Mädchen und Frauen. Alle Jungen und Männer machen Komplimente den Frauen über das schicke Aussehen und sie sind gut gelaunt. Ohne Liebe kann man sich unser Leben nicht vorstellen.
68119. Що воно, життя? 59 KB
  Мета. Формувати в учнів усвідомлене розуміння поняття життя, його унікальності, цінності; спонукати школярів до роздумів та висловлювань у прозовій та римованій формі про важливі життєві проблеми; виховувати в них ставлення до власного життя та життя інших людей як до найвищої цінності.