8665

Ранняя греческая философия

Контрольная

Логика и философия

Ранняя греческая философия Пифагор и Пифагорейский союз Философия элейской школы. Атомистическое учение Демокрита. Пифагор. Ввел в обиход слово философия (как любовь к мудрости). Связал философия с математикой. Поставил вопрос о числовой структуре...

Русский

2013-02-16

23.06 KB

9 чел.

Ранняя греческая философия

  1. Пифагор и Пифагорейский союз
  2. Философия элейской школы.
  3. Атомистическое учение Демокрита.

  1. Пифагор.

Ввел в обиход слово «философия» (как любовь к мудрости).

Связал философия с математикой.

Поставил вопрос о числовой структуре мироздания.

Жизнь Пифагора.

Пифагор – уроженец острова Самос. Покинул Грецию из-за тирании Поликрата.

Много путешествовал, учился у египетский жрецов, вавилонских и индийский мудрецов в течение 34 лет.

Возвращается в Грецию и создает свою школу – Пифагорейский союз.

Пифагор как ученый.

  1.  Высказал идею, что Земля имеет форму шара.

Теоретические основания – шар – идеальная геометрическая фигура, поэтому исходя из идеи геоцентризма, Земля должна иметь форму шара (тень Земли на Луне).

  1.  Внес большой вклад в дело превращения математики из эмпирической науки («науки для купцов») в теоретическую. Рассматривал принципы геометрии абстрактным образом.
  2.  Зачатки математической физики – связал 5 физических элементов с 5 правильными многогранниками (Земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из тетраэдов, воздух – из октаэдров и т.д.).
  3. Открыл явление несоизмеримости.

К какому философскому направлению принадлежит философия Пифагора?

  1.  Материализм? Материальное начало первично; дух, сознание – вторичны.
  2.  Объективный идеализм? Наиндивидуальное общее сознание первично; материя и сознания отдельного человека – вторично.
  3.  Субъективный идеализм? Сознание отдельного человека первично, материальный мир – вторично.

Что такое число и какое место оно занимает в мироздании?

  1.  С нашей точки зрения, число – идеальный продукт деятельности человека, оно вторично по отношению к материальному миру.
  2.  С точки зрения Пифагора, число лежит в основании мира, оно первично и по отношению к материальному миру и по отношению к человеку.

Направление философии Пифагора – объективный идеализм.

Образование мира по Пифагору.

«Все есть число».

Начало мира – единица, ей соответствует точка.

Двойка – прямая линия., тройка – плоская фигура, четверка – объемная фигура.

Идеальное число – 10 – сумма основополагающих чисел.

Пифагор разделил все числа на плохие и хорошие, добрые и злые – в этом проявились черты мифологического сознания.

Космос – это упорядоченное числом мироздание.

Маркс называл Пифагора «статистиком мироздания».

Легенды, связанные с именем Пифагора.

  1.  Пифагора видели сразу в двух городах
  2.  С ним человеческим голосом разговаривала река Кас.
  3.  У него было золотое бедро.
  4. Пифагор – сын бога Гермеса.

Все философские и научные идеи, согласно правилам Пифагорейского союза, запрещалось распространять среди непосвященных. Все идеи приписывались главе союза – Пифагора.

Учение о гармонии.

  1.  Выражение «все есть число» относится не только к вопросу об образовании мира, но и ко всем явлениям материальной и духовной жизни.

Гармония – это числовое соотношение.

  1.  Музыка – это соотношение звуков, звук можно выразить через число (струнный инструмент: звучание струны зависит от силы ее натяжения, толщины струны).

  1. Элейская школа (элеаты).

Представители элейской школы – Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс.

Название школы – от города Элея (на юге нынешней Италии, в то время – часть Греции).

Название философии в Италии – италийская.

Если у милетцев первоначало физично (какая-либо природная стихия), у пифагорийцев – математично (число), у элеатов – философично (в основе всего – бытие, не сводимо ни к какой природной стихии).

Научные идеи элеатов.

  1.  Высказали идею о пороге чувствительности.
  2.  Впервые стали говорить, что боги – творение человека.
  3.  Знали 5 планет – Венера, Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн.

Философские идеи элеатов.

  1.  В основе всего бытие. Бытие едино, не состоит из частей.
  2.  Бытие неподвижно (в отличие от учений Гераклита).
  3.  Бытие никем и ничем не создается, бытие – вечно.
  4. Бытие законченно или совершенно.
  5.  Доказательством того, что бытие не может исчезнуть, служит то, что небытия нет.
  6.  Высказали идею тождество мышления и бытия.
  7.  Небытия нет, потому что мы не можем его помыслить.
  8.  В мышлении, как и в бытии не может быть противоположностей (таких как Гераклит, элеаты считали двухголовыми).
  9. Элеатов называют великими неподвижниками.

Апории Зенона.

Аория – это неразрешимое противоречие, парадокс.

Всего апорий 40, но более известны 4 - «Дихотомия», «Летящая стрела», «Ахилл и черепаха», «Стадион».

Апориями Зенон пытался доказать идею, что бытие неподвижно.

Апория «Дихотомия».

Дихотомия – деление попалам.

Логика Зенона:

  1.  Для того, чтобы пройти участок пути, необходимо пройти сначала половину.
  2.  Чтобы пройти эту половину, необходимо пройти половину половины и так до бесконечности.
  3.  Вывод – движение не может начаться.

Апория «Летящая стрела».

Содержание апории:

Чтобы пролететь определенный участок пути, должна ли стрела быть (находиться, покоиться) в одной (этой) точке?

Должна ли она находиться (покоиться) в соседней точке?

Вывод: движение – сумма моментов покоя, следовательно, летящая стрела покоится.

Смысл апорий.

  1.  Может показаться, что апории не имеют смысл, т.к. Опыт свидетельствует об обратном – стрела летит, Ахилл догонит черепаху, движение – есть.
  2.  В случае апории представлялись интеллектуальными игрушками, игрой ума.
  3.  Но их значение глубже – при помощи логики, теоретических рассуждений Зенон опровергал идею движения, того же (доказательств и теоретических рассуждений) он требовал от оппонентов.

3.Атомизм Демокрита и Левкиппа.

Демокрит – автор самой долговечной в науке идеи - «все тела состоят из атомов – неделимых частиц» (эта идея просуществовала в науке более 2.5 тысяч лет).

В отличие от элеатов, Демокрит полагал, что небитые существует – это пустота. «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты».

Демокрит - «смеющийся философ».

Гераклит - «плачущий философ»

Основные положения атомистического учения Демокрита.

Атом (с греч. - неделимый) – мельчайшая неделимая частица, из которой состоят все вещи.

Атомы не имеют ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Атомы находятся в постоянном движении, причина движения – столкновение с другими атомами, атомы движутся прямолинейно.

Атомы неуничтожимы и несотворимы.

Гносеология Демокрита.

Учение об атомах лежит и в основе гносеологии Демокрита.

Существует 2 вида познания – чувствительное («темное», «незаконнорожденное») и рациональное («истинное», «законнорожденное»).

Сладкое, горькое, различные цвета – только «в мнении», «в действительности» - только атомы и пустота.

Разум идет дальше органов чувств, но опирается на них.

Атомы различаются:

  1.  по форме – они могут быть круглыми, остроугольными, тупоугольными, крючковатыми и другими;
  2.  могут быть более легкими или более тяжелыми, сухими и влажными;
  3. порядком и положением;

Учение об атомах.

  1.  Душа человека тоже состоит из атомов – круглых и легких. У некоторых людей атомы более сухие, поэтому у них пламенные души.
  2. Пустота заполнена атомами неравномерно.
  3. Сталкиваясь, атомы образуют вихри.
  4. Высказывали идею множественности миров.
  5.  «Ни одна вещь не появляется беспричинно, а все в силу необходимости».
  6.  Атомы могут самоотклоняться. Источник движения в них самих.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19588. Технологічний процес. Деталь. Фанера 64 KB
  Тема: Технологічний процес. Деталь. Фанера Мета: освітня: формування поняття деталь та технологічний процес; ознайомлення учнів з деякими способами отримання деталей та способами з’єднання з фанери; формування в учнів знань про фанеру як конструкційний матеріал;
19589. Християнство як світова релігія. Новітні релігійні течії 90 KB
  Християнство виникло у 2-й половині 1 століття н.е. у східних провінціях Римської імперії в умовах розпаду рабовласницького ладу. Віросповідними джерелами християнства є «святе письмо» (Біблія) і «священний переказ» - постанови Вселенських соборів, деякі напрямки християнства визнають і інші джерела своєї догматики
19590. Индикаторные приборы 321.67 KB
  При высоковольтной катодолюминесценции электроны ускоряются большими напряжениями (кВ — десятки кВ) и при бомбардировке люминофора проникают почти на всю его глубину. При этом выбиваются вторичные электроны, которые летят к ближайшим положительно заряженным электродам
19591. Методи проектування (фантазування, елементи біоніки). Вибір об’єкту проектування на основі зібраної інформації. Складання ескізу майбутнього виробу 48.5 KB
  Тема уроку: Методи проектування фантазування елементи біоніки. Вибір об’єкту проектування на основі зібраної інформації. Складання ескізу майбутнього виробу. Мета: сформувати уявлення про художньоконструкторську діяльність процес проектування та його основні
19592. ПЛАСТИЧНІ МАСИ 45 KB
  Пластичні маси (пластмаси) — матеріали на основі природних або синтетичних полімерів, здатні під впливом нагрівання і тиску формуватися у вироби складної конфігурації. Обовязковим компонентом усіх пластмас, крім полімерів {органічних сполук
19593. Перспективи вдосконалення технологій міжнародного маркетингу на ринку шоу-бізнесу 199.68 KB
  Ринок послуг є різновидом товарного ринку і разом з цим, має ряд специфічних рис, що зумовлює особливий підхід до підприємницької та маркетингової діяльності, покликаної забезпечити задоволення попиту на послуги.
19594. Методи проектування. Художнє конструювання виробів 51.5 KB
  Тема 1.2: Методи проектування. Художнє конструювання виробів. Мета: Навчальна: сформувати знання з даної теми. Виховна: виховувати в учнів культуру праці. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні здібності сприяти розвитку технічного мислення. Об’...
19595. Вивчення універсального осцилографу С1-73 2.29 MB
  Універсальний осцилограф, призначений для вивчення форм електронних сигналів в діапазоні частот 0 – 5 МГц шляхом візуального спостереження и вимірювання їх амплітуд у діапазоні 0,02 – 120 В, часових інтервалів від 0,4 10-6 до 0,5 с.
19596. Ручні інструменти для нанесення фарб та лаків 221 KB
  Ручні інструменти для нанесення фарб та лаків. Лакофарбові матеріали на підготовлену поверхню наносять вручну пензлями а механізовано розпиленням наливом зануренням та на вальцових верстатах. Для ручного нанесення фарб на поверхню деревини застосовують різном