8665

Ранняя греческая философия

Контрольная

Логика и философия

Ранняя греческая философия Пифагор и Пифагорейский союз Философия элейской школы. Атомистическое учение Демокрита. Пифагор. Ввел в обиход слово философия (как любовь к мудрости). Связал философия с математикой. Поставил вопрос о числовой структуре...

Русский

2013-02-16

23.06 KB

9 чел.

Ранняя греческая философия

  1. Пифагор и Пифагорейский союз
  2. Философия элейской школы.
  3. Атомистическое учение Демокрита.

  1. Пифагор.

Ввел в обиход слово «философия» (как любовь к мудрости).

Связал философия с математикой.

Поставил вопрос о числовой структуре мироздания.

Жизнь Пифагора.

Пифагор – уроженец острова Самос. Покинул Грецию из-за тирании Поликрата.

Много путешествовал, учился у египетский жрецов, вавилонских и индийский мудрецов в течение 34 лет.

Возвращается в Грецию и создает свою школу – Пифагорейский союз.

Пифагор как ученый.

  1.  Высказал идею, что Земля имеет форму шара.

Теоретические основания – шар – идеальная геометрическая фигура, поэтому исходя из идеи геоцентризма, Земля должна иметь форму шара (тень Земли на Луне).

  1.  Внес большой вклад в дело превращения математики из эмпирической науки («науки для купцов») в теоретическую. Рассматривал принципы геометрии абстрактным образом.
  2.  Зачатки математической физики – связал 5 физических элементов с 5 правильными многогранниками (Земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из тетраэдов, воздух – из октаэдров и т.д.).
  3. Открыл явление несоизмеримости.

К какому философскому направлению принадлежит философия Пифагора?

  1.  Материализм? Материальное начало первично; дух, сознание – вторичны.
  2.  Объективный идеализм? Наиндивидуальное общее сознание первично; материя и сознания отдельного человека – вторично.
  3.  Субъективный идеализм? Сознание отдельного человека первично, материальный мир – вторично.

Что такое число и какое место оно занимает в мироздании?

  1.  С нашей точки зрения, число – идеальный продукт деятельности человека, оно вторично по отношению к материальному миру.
  2.  С точки зрения Пифагора, число лежит в основании мира, оно первично и по отношению к материальному миру и по отношению к человеку.

Направление философии Пифагора – объективный идеализм.

Образование мира по Пифагору.

«Все есть число».

Начало мира – единица, ей соответствует точка.

Двойка – прямая линия., тройка – плоская фигура, четверка – объемная фигура.

Идеальное число – 10 – сумма основополагающих чисел.

Пифагор разделил все числа на плохие и хорошие, добрые и злые – в этом проявились черты мифологического сознания.

Космос – это упорядоченное числом мироздание.

Маркс называл Пифагора «статистиком мироздания».

Легенды, связанные с именем Пифагора.

  1.  Пифагора видели сразу в двух городах
  2.  С ним человеческим голосом разговаривала река Кас.
  3.  У него было золотое бедро.
  4. Пифагор – сын бога Гермеса.

Все философские и научные идеи, согласно правилам Пифагорейского союза, запрещалось распространять среди непосвященных. Все идеи приписывались главе союза – Пифагора.

Учение о гармонии.

  1.  Выражение «все есть число» относится не только к вопросу об образовании мира, но и ко всем явлениям материальной и духовной жизни.

Гармония – это числовое соотношение.

  1.  Музыка – это соотношение звуков, звук можно выразить через число (струнный инструмент: звучание струны зависит от силы ее натяжения, толщины струны).

  1. Элейская школа (элеаты).

Представители элейской школы – Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс.

Название школы – от города Элея (на юге нынешней Италии, в то время – часть Греции).

Название философии в Италии – италийская.

Если у милетцев первоначало физично (какая-либо природная стихия), у пифагорийцев – математично (число), у элеатов – философично (в основе всего – бытие, не сводимо ни к какой природной стихии).

Научные идеи элеатов.

  1.  Высказали идею о пороге чувствительности.
  2.  Впервые стали говорить, что боги – творение человека.
  3.  Знали 5 планет – Венера, Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн.

Философские идеи элеатов.

  1.  В основе всего бытие. Бытие едино, не состоит из частей.
  2.  Бытие неподвижно (в отличие от учений Гераклита).
  3.  Бытие никем и ничем не создается, бытие – вечно.
  4. Бытие законченно или совершенно.
  5.  Доказательством того, что бытие не может исчезнуть, служит то, что небытия нет.
  6.  Высказали идею тождество мышления и бытия.
  7.  Небытия нет, потому что мы не можем его помыслить.
  8.  В мышлении, как и в бытии не может быть противоположностей (таких как Гераклит, элеаты считали двухголовыми).
  9. Элеатов называют великими неподвижниками.

Апории Зенона.

Аория – это неразрешимое противоречие, парадокс.

Всего апорий 40, но более известны 4 - «Дихотомия», «Летящая стрела», «Ахилл и черепаха», «Стадион».

Апориями Зенон пытался доказать идею, что бытие неподвижно.

Апория «Дихотомия».

Дихотомия – деление попалам.

Логика Зенона:

  1.  Для того, чтобы пройти участок пути, необходимо пройти сначала половину.
  2.  Чтобы пройти эту половину, необходимо пройти половину половины и так до бесконечности.
  3.  Вывод – движение не может начаться.

Апория «Летящая стрела».

Содержание апории:

Чтобы пролететь определенный участок пути, должна ли стрела быть (находиться, покоиться) в одной (этой) точке?

Должна ли она находиться (покоиться) в соседней точке?

Вывод: движение – сумма моментов покоя, следовательно, летящая стрела покоится.

Смысл апорий.

  1.  Может показаться, что апории не имеют смысл, т.к. Опыт свидетельствует об обратном – стрела летит, Ахилл догонит черепаху, движение – есть.
  2.  В случае апории представлялись интеллектуальными игрушками, игрой ума.
  3.  Но их значение глубже – при помощи логики, теоретических рассуждений Зенон опровергал идею движения, того же (доказательств и теоретических рассуждений) он требовал от оппонентов.

3.Атомизм Демокрита и Левкиппа.

Демокрит – автор самой долговечной в науке идеи - «все тела состоят из атомов – неделимых частиц» (эта идея просуществовала в науке более 2.5 тысяч лет).

В отличие от элеатов, Демокрит полагал, что небитые существует – это пустота. «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты».

Демокрит - «смеющийся философ».

Гераклит - «плачущий философ»

Основные положения атомистического учения Демокрита.

Атом (с греч. - неделимый) – мельчайшая неделимая частица, из которой состоят все вещи.

Атомы не имеют ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Атомы находятся в постоянном движении, причина движения – столкновение с другими атомами, атомы движутся прямолинейно.

Атомы неуничтожимы и несотворимы.

Гносеология Демокрита.

Учение об атомах лежит и в основе гносеологии Демокрита.

Существует 2 вида познания – чувствительное («темное», «незаконнорожденное») и рациональное («истинное», «законнорожденное»).

Сладкое, горькое, различные цвета – только «в мнении», «в действительности» - только атомы и пустота.

Разум идет дальше органов чувств, но опирается на них.

Атомы различаются:

  1.  по форме – они могут быть круглыми, остроугольными, тупоугольными, крючковатыми и другими;
  2.  могут быть более легкими или более тяжелыми, сухими и влажными;
  3. порядком и положением;

Учение об атомах.

  1.  Душа человека тоже состоит из атомов – круглых и легких. У некоторых людей атомы более сухие, поэтому у них пламенные души.
  2. Пустота заполнена атомами неравномерно.
  3. Сталкиваясь, атомы образуют вихри.
  4. Высказывали идею множественности миров.
  5.  «Ни одна вещь не появляется беспричинно, а все в силу необходимости».
  6.  Атомы могут самоотклоняться. Источник движения в них самих.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59148. Правда, обпалена війною... (Аналіз кіноповісті Україна в огні) 28 KB
  Мета: ознайомити учнів зі змістом кіноповісті проаналізувати твір; закріпити вивчене про кіноповість характеротворення поетику; розвивати творчу уяву і аналітичне мислення; виховувати національну гідність.
59150. Написання рядкової літери н (ен), складів, слів із нею 30.5 KB
  Мета: Вчити учнів писати малу букву н, склади та слова з нею; розвивати вміння правильно розміщувати букви на рядках, закріплювати знання назв елементів букв, виховувати у дітей увагу, старанність, спостережливість.
59151. Уроки з розвитку звязного мовлення. А вже весна, а вже красна... 58.5 KB
  Як правило на цих уроках більше говорить учитель навчаючи дітей переказувати а учні слухають як це робити. Учитель при необхідності коректує відповіді допомагає та згадує батьків тих учнів які працюють у журналістиці акцентуючи увагу на тому що робить спеціаліст кожного профілю.
59152. Козацькі забави. Уроки з фізичної культури 75.5 KB
  Вихідне положення руки зчеплені внизу 12 руки вгору піднятися на носки і потягнутися 34 опускаючи руки через сторони повернутися у вихідне положення. Вихідне положення ноги нарізно руки на пояс 1 нахил вправо з одночасним поворотом тулуба вправо 2 вихідне положення 34 те ж але в іншу сторону.
59153. Якими є моральні норми і правила співжиття у людському суспільстві 61 KB
  Хід: Звучить п’єса Боккерині Менует Вчитель: Ми з вами діти живемо в оточенні інших людей і нам не байдуже те як вони відносяться до нас. Вчитель: До питань співіснування в суспільстві зверталися ще в Стародавній Греції.
59155. Урок читання 56 KB
  На швидкість читання впливають багато факторів: рівень мовленнєвого розвитку кут зору читця вміння артикулювати постановка дихання характер тексту образ слова розвиток периферичного зору...