8665

Ранняя греческая философия

Контрольная

Логика и философия

Ранняя греческая философия Пифагор и Пифагорейский союз Философия элейской школы. Атомистическое учение Демокрита. Пифагор. Ввел в обиход слово философия (как любовь к мудрости). Связал философия с математикой. Поставил вопрос о числовой структуре...

Русский

2013-02-16

23.06 KB

9 чел.

Ранняя греческая философия

  1. Пифагор и Пифагорейский союз
  2. Философия элейской школы.
  3. Атомистическое учение Демокрита.

  1. Пифагор.

Ввел в обиход слово «философия» (как любовь к мудрости).

Связал философия с математикой.

Поставил вопрос о числовой структуре мироздания.

Жизнь Пифагора.

Пифагор – уроженец острова Самос. Покинул Грецию из-за тирании Поликрата.

Много путешествовал, учился у египетский жрецов, вавилонских и индийский мудрецов в течение 34 лет.

Возвращается в Грецию и создает свою школу – Пифагорейский союз.

Пифагор как ученый.

  1.  Высказал идею, что Земля имеет форму шара.

Теоретические основания – шар – идеальная геометрическая фигура, поэтому исходя из идеи геоцентризма, Земля должна иметь форму шара (тень Земли на Луне).

  1.  Внес большой вклад в дело превращения математики из эмпирической науки («науки для купцов») в теоретическую. Рассматривал принципы геометрии абстрактным образом.
  2.  Зачатки математической физики – связал 5 физических элементов с 5 правильными многогранниками (Земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из тетраэдов, воздух – из октаэдров и т.д.).
  3. Открыл явление несоизмеримости.

К какому философскому направлению принадлежит философия Пифагора?

  1.  Материализм? Материальное начало первично; дух, сознание – вторичны.
  2.  Объективный идеализм? Наиндивидуальное общее сознание первично; материя и сознания отдельного человека – вторично.
  3.  Субъективный идеализм? Сознание отдельного человека первично, материальный мир – вторично.

Что такое число и какое место оно занимает в мироздании?

  1.  С нашей точки зрения, число – идеальный продукт деятельности человека, оно вторично по отношению к материальному миру.
  2.  С точки зрения Пифагора, число лежит в основании мира, оно первично и по отношению к материальному миру и по отношению к человеку.

Направление философии Пифагора – объективный идеализм.

Образование мира по Пифагору.

«Все есть число».

Начало мира – единица, ей соответствует точка.

Двойка – прямая линия., тройка – плоская фигура, четверка – объемная фигура.

Идеальное число – 10 – сумма основополагающих чисел.

Пифагор разделил все числа на плохие и хорошие, добрые и злые – в этом проявились черты мифологического сознания.

Космос – это упорядоченное числом мироздание.

Маркс называл Пифагора «статистиком мироздания».

Легенды, связанные с именем Пифагора.

  1.  Пифагора видели сразу в двух городах
  2.  С ним человеческим голосом разговаривала река Кас.
  3.  У него было золотое бедро.
  4. Пифагор – сын бога Гермеса.

Все философские и научные идеи, согласно правилам Пифагорейского союза, запрещалось распространять среди непосвященных. Все идеи приписывались главе союза – Пифагора.

Учение о гармонии.

  1.  Выражение «все есть число» относится не только к вопросу об образовании мира, но и ко всем явлениям материальной и духовной жизни.

Гармония – это числовое соотношение.

  1.  Музыка – это соотношение звуков, звук можно выразить через число (струнный инструмент: звучание струны зависит от силы ее натяжения, толщины струны).

  1. Элейская школа (элеаты).

Представители элейской школы – Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс.

Название школы – от города Элея (на юге нынешней Италии, в то время – часть Греции).

Название философии в Италии – италийская.

Если у милетцев первоначало физично (какая-либо природная стихия), у пифагорийцев – математично (число), у элеатов – философично (в основе всего – бытие, не сводимо ни к какой природной стихии).

Научные идеи элеатов.

  1.  Высказали идею о пороге чувствительности.
  2.  Впервые стали говорить, что боги – творение человека.
  3.  Знали 5 планет – Венера, Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн.

Философские идеи элеатов.

  1.  В основе всего бытие. Бытие едино, не состоит из частей.
  2.  Бытие неподвижно (в отличие от учений Гераклита).
  3.  Бытие никем и ничем не создается, бытие – вечно.
  4. Бытие законченно или совершенно.
  5.  Доказательством того, что бытие не может исчезнуть, служит то, что небытия нет.
  6.  Высказали идею тождество мышления и бытия.
  7.  Небытия нет, потому что мы не можем его помыслить.
  8.  В мышлении, как и в бытии не может быть противоположностей (таких как Гераклит, элеаты считали двухголовыми).
  9. Элеатов называют великими неподвижниками.

Апории Зенона.

Аория – это неразрешимое противоречие, парадокс.

Всего апорий 40, но более известны 4 - «Дихотомия», «Летящая стрела», «Ахилл и черепаха», «Стадион».

Апориями Зенон пытался доказать идею, что бытие неподвижно.

Апория «Дихотомия».

Дихотомия – деление попалам.

Логика Зенона:

  1.  Для того, чтобы пройти участок пути, необходимо пройти сначала половину.
  2.  Чтобы пройти эту половину, необходимо пройти половину половины и так до бесконечности.
  3.  Вывод – движение не может начаться.

Апория «Летящая стрела».

Содержание апории:

Чтобы пролететь определенный участок пути, должна ли стрела быть (находиться, покоиться) в одной (этой) точке?

Должна ли она находиться (покоиться) в соседней точке?

Вывод: движение – сумма моментов покоя, следовательно, летящая стрела покоится.

Смысл апорий.

  1.  Может показаться, что апории не имеют смысл, т.к. Опыт свидетельствует об обратном – стрела летит, Ахилл догонит черепаху, движение – есть.
  2.  В случае апории представлялись интеллектуальными игрушками, игрой ума.
  3.  Но их значение глубже – при помощи логики, теоретических рассуждений Зенон опровергал идею движения, того же (доказательств и теоретических рассуждений) он требовал от оппонентов.

3.Атомизм Демокрита и Левкиппа.

Демокрит – автор самой долговечной в науке идеи - «все тела состоят из атомов – неделимых частиц» (эта идея просуществовала в науке более 2.5 тысяч лет).

В отличие от элеатов, Демокрит полагал, что небитые существует – это пустота. «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты».

Демокрит - «смеющийся философ».

Гераклит - «плачущий философ»

Основные положения атомистического учения Демокрита.

Атом (с греч. - неделимый) – мельчайшая неделимая частица, из которой состоят все вещи.

Атомы не имеют ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Атомы находятся в постоянном движении, причина движения – столкновение с другими атомами, атомы движутся прямолинейно.

Атомы неуничтожимы и несотворимы.

Гносеология Демокрита.

Учение об атомах лежит и в основе гносеологии Демокрита.

Существует 2 вида познания – чувствительное («темное», «незаконнорожденное») и рациональное («истинное», «законнорожденное»).

Сладкое, горькое, различные цвета – только «в мнении», «в действительности» - только атомы и пустота.

Разум идет дальше органов чувств, но опирается на них.

Атомы различаются:

  1.  по форме – они могут быть круглыми, остроугольными, тупоугольными, крючковатыми и другими;
  2.  могут быть более легкими или более тяжелыми, сухими и влажными;
  3. порядком и положением;

Учение об атомах.

  1.  Душа человека тоже состоит из атомов – круглых и легких. У некоторых людей атомы более сухие, поэтому у них пламенные души.
  2. Пустота заполнена атомами неравномерно.
  3. Сталкиваясь, атомы образуют вихри.
  4. Высказывали идею множественности миров.
  5.  «Ни одна вещь не появляется беспричинно, а все в силу необходимости».
  6.  Атомы могут самоотклоняться. Источник движения в них самих.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62671. Задача на пропорциональное деление 20.9 KB
  Работать над развитием мышления; составлять взаимно обратные задачи; выявлять закономерности; преобразовывать условия задач; научить находить разные способы решения задач. Объявление цели и задачи урока. Сегодня на уроке будем решать примеры задачи научимся решать задачу нового типа.
62674. Решение систем линейных уравнений способом сложения 74.55 KB
  Ход урока Организационный момент Здравствуйте ребята Вы готовы к уроку Кто сегодня дежурный Кто отсутствует Мотивация урока Сегодняшний урок я хотел бы начать с философской загадки Вальтера: Что самое быстрое но и самое медленное самое большое но и самое маленькое...
62676. Деление с остатком 18.95 KB
  Основные цели: Продолжать знакомиться с делением с остатком. Учить производить деление с остатком аналитическим способом через подбор наибольшего возможного неполного делимого...
62677. Запись решения задачи в виде одного выражения 15.99 KB
  Планируемые результаты: Предметные: Сформировать навык решения задач в виде записи решения задачи; Метапредметные: Развивать навык рещения составных задач; Личностные: Воспитывать внимательность; Этапы урока время Задачи этапа...
62678. Использование таблицы деления на 2 для решения задач на деление на равные части и деление по содержанию 22.19 KB
  Сегодня мы будем рассматривать задачи в которых используются деление на равные части и деление по содержанию. Сколько морковок в каждом пучке Прочитайте условие задачи. Прочитайте условие второй задачи.
62679. Вычитание вида 50-34. Круговые примеры. Решение составных задач 38.96 KB
  Цель: ознакомить учеников с вычитанием примеров вида 50-34; формировать активность детей на уроке, умения решать составные задачи; развивать логическое мышление, воображение; повышать мотивацию обучения, интерес к математике...