8666

Античная философия классического периода

Контрольная

Литература и библиотековедение

Античная философия классического периода. Философские идеи софистов. Сократ, его жизнь, учение и смерть. Философия Платона. Мир идей и мир вещей. Гносеология Платона. Платон о человеке и государстве. Философия софистов. - Соф...

Русский

2013-02-16

18.71 KB

14 чел.

Античная философия классического периода.

  1.  Философские идеи софистов. Сократ, его жизнь, учение и смерть.
  2.  Философия Платона. Мир идей  и мир вещей. Гносеология Платона.
  3.  Платон о человеке и государстве.

  1. Философия софистов.

- Софистов называли шарлатанами мысли. Пример их рассуждения:

«-Ты имеешь то, что не потерял? - Да имею. - Ты не потерял рогов, следовательно у тебя есть рога!»

- Философия софистов стала популярна в 4 в. до н.э. в Древней Греции. За обучение искусству вести спор греки платили немалые деньги.

- Демократический строй в Древней Греции (необходимость защищаться в судах, умение отстаивать свою точку зрения на выборах).

- Представители софистов:  Протагор, Горгий, Типпий, Подик, Сократ.

- Название «софисты» произошло от греч. Софе – мудрость, Софисты- платные учителя мудрости.

- Вопросы устройства мира софистов не интересовали. В центре их внимания – проблема человека, как человек излагает, доказывает свои идеи.

- Впервые в философии появляется интерес к слову, к логике изложения.

- Сознательно нарушая законы логики софисты неосознанно способствовали их формированию (позднее было сделано Аристотелем).

- Основной тезис Протагора и всех софистов – «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

- Каждая вещь существует не сама по себе, а лишь в отношении к другому или к другим(ветер холодный и ветер теплый одинаково истинны).

Гносеология софистов.

- Софисты полагали, что объективной истины нет. Мир изменчив и потому об одном и том же объекте  возможны два противоположных мнения.

- Можно одинаково убедительно доказать как одно, так и противоположное ему другое.

- С точки зрения софистов, нет ни объективной истины, ни абсолютной истины, всякая истина относительна – это релятивизм.

- Релятивизм софистов граничит с агностицизмом.

Положительные стороны учения софистов.

- В центре внимания – проблема человека.

- Антидогматизм – софисты требовали доказательства и аргументации каждой идеи, ничего не принимать на веру, не ссылаться на авторитеты.

- Поставили вопрос об определении понятий, чтобы в одно и то же понятие вкладывался один смысл.

Сократ , его жизнь, учение и смерть.

- Сократ – первый афинский философ (философия перемещается в 4 веке с периферии в центр)

- Сын скульптора и повитухи.

- Участвовал в сражениях, в работе выборных органов.

- Был женат, имел троих сыновей, но был плохим семьянином.

- В быту был не прихотлив.

Сократ

- Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым среди живущих.

- Сократ – законопослушный гражданин, никогда не призывал к нарушению закона, но судили его за то, что он нарушил закон, призывал поклоняться не тем богам , которым поклонялись в то время афиняне.

- Был приговорен к смертной казни.

Философия Сократа.

- Сократ придерживался принципа «Познай самого себя»(Хилон) – надпись в храме Аполлона.

-«Я знаю, что я ничего не знаю- говорил Сократ, но когда дельфийский оракул назвал его самым мудрым, он продолжил – а другие не знают и этого».

- Принадлежал к школе софистов, но, в отличие от них,  не брал денег за обучение и не прибегал к словесным уловкам.

- Как и у софистов – в центре его философии – проблема человека, как человек мыслит, как он идет  к истине.

- Сократ не писал произведений, считая, что мысль, изложенная на бумаге – мертвая мысль.

- У Сократа много последователей, но самые известные – Платон и Ксенофонт.

Метод Сократа

- Сократ – величайший диалектик. Субъективная диалектика Сократа – это движение мысли через преодоление противоречий. Метод субъективной диалектики Сократ называл – майевтикой.

- Сократ говорил, что помогает родиться мысли, как его мать помогала родиться человеку.

- Если истина дать человеку сразу в готовом виде, он может её не принять или забыть, - считал Сократ. Значение имеет только та истина,  к которой человек пришел сам.

- В диалогах Сократ использовал иронию.

Ирония – это способ мышления (изложения мысли) когда в слова вкладывается смысл противоположный тому который говорится.

- Сократ широко использовал метод индукции – движение мысли от частного к общему.

-«Я приставлен к своему народу, как овод к коню, чтобы не дать ему застояться».

- Своими беседами Сократ побуждал людей мыслить.

Рационалистическая этика Сократа.

- Рационалистическая этика – это совершенствование нравственности на основе знания. Нравственные пороки(трусость, жадность и т.д.) по Сократу, результат незнания.

- Если человек будет знать, что такое добро и что такое зло, он обязательно выберет добро, и станет добрым.

-  Определение понятий – не самоцель, они нежны для воспитания нравственных качеств.

Аристотель о рационалистической этике Сократа.

- Нравственность не может быть изменена на основе знания.

- Нравственные добродетели получаются в ходе воспитания, когда она превращаются……..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10923. Оцінка результатів проектної діяльності. Тематичне оцінювання. Аналіз допущених помилок 51.5 KB
  Тема: Оцінка результатів проектної діяльності. Тематичне оцінювання. Аналіз допущених помилок. Мета уроку: Засвоєння знань про оцінку виробу його відповідність технічному малюнку. Формування вмінь користуватися вимірювальними пристроями. Розвивати увагу уяву світ...
10924. Проектування та виготовлення виробів з тонколистового металу або дроту. Проектна робота 57.5 KB
  Тема уроку: Проектування та виготовлення виробів з тонколистового металу або дроту. Проектна робота. Демонстрація готових проектів. Пошук необхідної інформації для проекту в інформаційних джерелах. Складання ескізу. Мета уроку: Формування умінь розробки нових ідей д
10925. Еволюція знарядь праці. Машина як вид техніки. Призначення та використання машин 41.5 KB
  Тема уроку: Еволюція знарядь праці. Машина як вид техніки. Призначення та використання машин. Мета: Навчальна: поглибити знання з техніки і машин технічні відомості машин та механізмів формувати уміння визначати окремі механізми машин. Виховна: виховати відповідне с...
10926. Методи проектування (метод комбінування). Планування роботи з проектування та виготовлення виробу 49.5 KB
  Тема уроку: Методи проектування метод комбінування. Планування роботи з проектування та виготовлення виробу. Мета уроку: Формування умінь необхідних для роботи з технічною літературою з метою пошуку зразків виробів аналізу та копіювання їх а також виявлення найкр
10927. Поняття про механізми 46.5 KB
  Тема 3:Поняття про механізми. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички пов’язані по даній темі. Виховна: виховувати в учнів бережливе ставлення до чужої праці. Естетичне сприймання предметів культуру праці. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні...
10928. Зєднання деталей виробу. Види зєнань з листового металу 46 KB
  Тема уроку: З’єднання деталей виробу. Види зєнань з листового металу. Практична робота: виготовлення проектної роботи.. Мета: ознайомити з прийомами гнуття листового металу прийомами та способами зєднання за допомогою заклепок та фальцевого шва; виховувати бережли...
10929. Проектна робота. Складання ескізу та креслення виробу. Технічне конструювання 42 KB
  Тема: Проектна робота. Складання ескізу та креслення виробу. Технічне конструювання. Мета: ознайомити учнів з правилами виконання креслення в системі прямокутних проекцій; навчити виконувати креслення на дві взаємно перпендикулярні площини проеціювання на дві пл
10930. Прийоми різання дроту кусачками. Інструмент і пристрої для вирівнювання та гнуття дроту 40.5 KB
  Тема уроку: Прийоми різання дроту кусачками. Інструмент і пристрої для вирівнювання та гнуття дроту. Мета заняття: Навчальна: Забезпечити засвоєння прийомів вирівнювання вимірювання та розмічання заготовок з дроту різання дроту кусачками виготовлення виробів
10931. Розмічання за шаблоном, площинне розмічання 44 KB
  Тема уроку: Розмічання за шаблоном площинне розмічання Мета уроку: 1 .Сформувати знання у учнів про розмічання плоских виробів з деревини; 2. Ознайомити учнів з призначенням і будовою розмічального інструменту; 3. Сформувати у учнів вміння і навички при виконанні п...