8666

Античная философия классического периода

Контрольная

Литература и библиотековедение

Античная философия классического периода. Философские идеи софистов. Сократ, его жизнь, учение и смерть. Философия Платона. Мир идей и мир вещей. Гносеология Платона. Платон о человеке и государстве. Философия софистов. - Соф...

Русский

2013-02-16

18.71 KB

14 чел.

Античная философия классического периода.

  1.  Философские идеи софистов. Сократ, его жизнь, учение и смерть.
  2.  Философия Платона. Мир идей  и мир вещей. Гносеология Платона.
  3.  Платон о человеке и государстве.

  1. Философия софистов.

- Софистов называли шарлатанами мысли. Пример их рассуждения:

«-Ты имеешь то, что не потерял? - Да имею. - Ты не потерял рогов, следовательно у тебя есть рога!»

- Философия софистов стала популярна в 4 в. до н.э. в Древней Греции. За обучение искусству вести спор греки платили немалые деньги.

- Демократический строй в Древней Греции (необходимость защищаться в судах, умение отстаивать свою точку зрения на выборах).

- Представители софистов:  Протагор, Горгий, Типпий, Подик, Сократ.

- Название «софисты» произошло от греч. Софе – мудрость, Софисты- платные учителя мудрости.

- Вопросы устройства мира софистов не интересовали. В центре их внимания – проблема человека, как человек излагает, доказывает свои идеи.

- Впервые в философии появляется интерес к слову, к логике изложения.

- Сознательно нарушая законы логики софисты неосознанно способствовали их формированию (позднее было сделано Аристотелем).

- Основной тезис Протагора и всех софистов – «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

- Каждая вещь существует не сама по себе, а лишь в отношении к другому или к другим(ветер холодный и ветер теплый одинаково истинны).

Гносеология софистов.

- Софисты полагали, что объективной истины нет. Мир изменчив и потому об одном и том же объекте  возможны два противоположных мнения.

- Можно одинаково убедительно доказать как одно, так и противоположное ему другое.

- С точки зрения софистов, нет ни объективной истины, ни абсолютной истины, всякая истина относительна – это релятивизм.

- Релятивизм софистов граничит с агностицизмом.

Положительные стороны учения софистов.

- В центре внимания – проблема человека.

- Антидогматизм – софисты требовали доказательства и аргументации каждой идеи, ничего не принимать на веру, не ссылаться на авторитеты.

- Поставили вопрос об определении понятий, чтобы в одно и то же понятие вкладывался один смысл.

Сократ , его жизнь, учение и смерть.

- Сократ – первый афинский философ (философия перемещается в 4 веке с периферии в центр)

- Сын скульптора и повитухи.

- Участвовал в сражениях, в работе выборных органов.

- Был женат, имел троих сыновей, но был плохим семьянином.

- В быту был не прихотлив.

Сократ

- Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым среди живущих.

- Сократ – законопослушный гражданин, никогда не призывал к нарушению закона, но судили его за то, что он нарушил закон, призывал поклоняться не тем богам , которым поклонялись в то время афиняне.

- Был приговорен к смертной казни.

Философия Сократа.

- Сократ придерживался принципа «Познай самого себя»(Хилон) – надпись в храме Аполлона.

-«Я знаю, что я ничего не знаю- говорил Сократ, но когда дельфийский оракул назвал его самым мудрым, он продолжил – а другие не знают и этого».

- Принадлежал к школе софистов, но, в отличие от них,  не брал денег за обучение и не прибегал к словесным уловкам.

- Как и у софистов – в центре его философии – проблема человека, как человек мыслит, как он идет  к истине.

- Сократ не писал произведений, считая, что мысль, изложенная на бумаге – мертвая мысль.

- У Сократа много последователей, но самые известные – Платон и Ксенофонт.

Метод Сократа

- Сократ – величайший диалектик. Субъективная диалектика Сократа – это движение мысли через преодоление противоречий. Метод субъективной диалектики Сократ называл – майевтикой.

- Сократ говорил, что помогает родиться мысли, как его мать помогала родиться человеку.

- Если истина дать человеку сразу в готовом виде, он может её не принять или забыть, - считал Сократ. Значение имеет только та истина,  к которой человек пришел сам.

- В диалогах Сократ использовал иронию.

Ирония – это способ мышления (изложения мысли) когда в слова вкладывается смысл противоположный тому который говорится.

- Сократ широко использовал метод индукции – движение мысли от частного к общему.

-«Я приставлен к своему народу, как овод к коню, чтобы не дать ему застояться».

- Своими беседами Сократ побуждал людей мыслить.

Рационалистическая этика Сократа.

- Рационалистическая этика – это совершенствование нравственности на основе знания. Нравственные пороки(трусость, жадность и т.д.) по Сократу, результат незнания.

- Если человек будет знать, что такое добро и что такое зло, он обязательно выберет добро, и станет добрым.

-  Определение понятий – не самоцель, они нежны для воспитания нравственных качеств.

Аристотель о рационалистической этике Сократа.

- Нравственность не может быть изменена на основе знания.

- Нравственные добродетели получаются в ходе воспитания, когда она превращаются……..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51903. Технологии проектирования урока изобразительного искусства. Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства 58.7 KB
  Организационные и методические требования к структуре урока изобразительного искусства Как строится урок изобразительного искусства Чтобы разработать план конкретного урока определить его цель и задачи учителю нужно четко представлять место данного урока в содержании курса. Для этого он должен определиться в выборе программы; составить календарнотематический план исходя из конкретных условий разный тип школ различное количество часов разная обеспеченность средствами обучения; точно определить цель урока вычленить главные...
51905. Кредитно – денежная система. Монетарная политика 48.5 KB
  Функции центрального банка: разработка и реализация денежно – кредитной политики; эмиссия и изъятие денег из обращения; хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчётных операций для правительства; контроль за деятельностью коммерческих банков и т. функция замещения наличных денег кредитными операциями. Процесс создания денег. Денежный мультипликатор Предложение денег на денежном рынке увеличивается или уменьшается в результате деятельности коммерческих банков за счет так называемых кредитных денег.
51906. Психологический анализ урока 38 KB
  В ходе анализа рассматривается насколько урок соответствует уровню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию. Анализируются психологическая природа усвоения учебного материала развития интеллектуальной активности обучаемых в учебном процессе соответствие приемов и способов работы возрастным и индивидуальнопсихологическим особенностям учащихся. критерии Психологическая цель урока: 1 проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 2 учет в целевой установке урока...