8667

Философия Платона и Аристотеля

Контрольная

Логика и философия

Философия Платона и Аристотеля. Онтология и гносеология Платона. Платон о человеке и государстве. Философия Аристотеля. Платон. - Платон - ученик Сократа и учитель Аристотеля. - В молодости увлекался поэзией. Но после диалога с Сократом с...

Русский

2013-02-16

21.84 KB

29 чел.

Философия Платона и Аристотеля.

  1. Онтология и гносеология Платона.
  2.  Платон о человеке и государстве.
  3. Философия Аристотеля.

Платон.

- Платон – ученик Сократа и учитель Аристотеля.

- В молодости увлекался поэзией. Но после диалога с Сократом сжег все стихи.

- Подлинное имя – Аристокл. Платон переводится как «широкий», «широкоплечий».

- Резко критиковал софистов.

- Формально принадлежал к софистам, но не прибегал к их этимологии.

- Создал совершено уникальную систему государства.

- Писал диалоги, где главное действующее лицо – Сократ.

- Основал философскую школу-академию, которая просуществовала 900 лет. Над входом висел лозунг «не геометр не войдет», в академии обучали только тех, кто знал математику.

- Общее между философией и математикой: числа.

Онтология Платона – учение о бытие.

- В основе мира – идеи и материя.

- Материя (в терминологии Платона – хора) – бесформенная, косная, пассивная. Хотя она никем и ничем не создается, но без нее не обойтись: она служит основой, субстратом, из которого появляются все вещи в результате активности эйдосов (идей).

- Платон считал, что существует два разных мира – мир вещей и мир эйдосов:

- Неподлинный мир – мир вещей (вещи – тени идей). Вещи возникают исчезают, они приходят в негодность, поэтому для них не характерна вечность.

- Мир идей – это мир эйдосов, мир идеальных сущностей. Эйдосы существуют до и независимо от людей, они вечны – никем и ничем не создаются, они неизменны и совершенны. Например, понятие красоты. Эйдосы – общие понятия (понятие животное, понятие мебель и т.д.).

- Существует иерархия идей, на вершине иерархии – идея добра, идея истины и идея красоты.

- Платон – объективный идеализм дуалистического вида.

Мир вещей.

Мир вещей, по Платону, это мир теней. Вещи – тени идей. Вещи возникают и исчезают, они вторичны по отношению к идеям. Вещи чувственно воспринимаемы.  Познавая вещи, мы никогда не познаем идеи, т.к. вещи несовершенны, текучи. Ни одна вещь не может вместить в себя все богатство идеи (понятия).

Гносеология Платона.

- Центральное понятие гносеологии Платона – анамнезис (воспоминание).

- Каждый человек рождается с готовым законченным знанием о мире. Чтобы познать мир, необходимо вспомнить это знание.

Что помогает вспомнить? Платон считал, что чувственное познание никак не способствует познанию идей.

Миф о пещере.

Сюжет о 9-летним мальчике, не знавшим счета.

Платон о человеке и государстве.

- Главное в человеке – его душа.

- Душа делится на 3 части – разум (высшая часть души), воля (средняя часть), эмоции и чувства (низшая часть души).

- В зависимости от того, какая часть более развита, такое получается и сословие: если более развит разум, то человек станет мудрецом-философом, если воля – то воином, если эмоции и чувства – то ремесленником или крестьянином (золото, серебро и медь).

- У родителей, которые относятся к одной касте, может появится ребенок другой касты, по мнению Платона.

Всего ли есть эйдос? Так и не решил этот вопрос, т.к. не хотел, чтобы в этот чистый мир входили эйдосы грязи, пошлости и др.

Платон о бессмертии человека.

Платон признает бессмертие души и считал, что души могут переселяться. После смерти тела, душа улетает на звезду, когда рождается младенец, она вселяется в него. Нас притягивает звездное небо, потому что это души смотрят на нас. Количество душ – ограничено.  

Платон о формах правления.

Выделял 5 форм правления.

  1.  Демократия – власть народа – власть большинства. Ненавистная форма правления. «Что такое демократия? Был бедный кузнец, который со временем разбогател, и всех тех, кто занимался умственным трудом, презирал. Да еще и радовался».
  2.  Тирания – власть тирана. Ненавистная идеология, пострадал от тирана Диониса (был продан в рабство).
  3.  Аристократия – власть лучших, избранных по уму. Любимая власть Платона.
  4.  Олигархия – власть богатых. Не высоко оценивал данную форму правления.
  5.  Тимократия – власть военных. Переходная форма власти к аристократии.

Платон об идеальном государстве.

- Почему люди недовольны своей жизнью в обществе? Потому что они не могут реализовать свои задатки, которые заложены природой.

- В идеальном государстве 3 сословия. Во главе – философы-мудрецы.

Общественная собственность на средства производства. Все граждане должны работать на государство, правда отдельной личности ограничены, правители мудрецы не имеют права иметь частную собственность, не имеют права богатеть (как и войны).

Государство регулирует жизнь каждого человека. Например, когда человек может выходить замуж или жениться, когда заводить детей и т.д.

Платон – первый феминист.

В тене может воспитать достойного гражданина – такого гражданина, который отдал бы жизнь государству.

Каждая женщина будет видеть в каждом ребенке своего и, таким образом, любить всех детей.

Женщины не должны заниматься воспитанием детей и заниматься домашним хозяйством – они должны работать на государство.

Такое государство называется тоталитарным.

Отношение к искусству.

- Платон низко оценивал искусство, считая, что оно копируется вещи, а вещи – тени идей. Следовательно, искусство – это тень теней.

- Искусство направлено на внутреннюю духовную жизнь человека, а это для государства незначительно. Из всех искусств в идеальном государстве можно оставить только гимны и эпосы, то, что идет на прославление государств.   

Критики Платоновского идеального государства.

- Первым критиком был Аристотель. Критиковал за недооценку роли личности, за ущемление ее свободы и за устранение частной собственности.

- Карл Поппер – мыслитель 20 века. Работа «Открытое общество и его враги». Считал, что Платон заложил основы тоталитарного государства, развитые впоследствии Гегелем и Марксом.

Философия Аристотеля.

- Сын врача, который лечил Филиппа 2.

- Аристотель был учителем Александра Македонского.

- Аристотель – учитель Платона.  В течение 20 лет посещал академию Платона.

- Создал свою философскую систему, критикует Платона («Платон мне друг, но истина дороже».) Создает свою философскую школу – Ликей (лицей).

- «Я чту его наравне со своим отцом, ибо если отцу я обязан жизнь, то Аристотелю – тем, что дает жизни цену». (Александр Македонский об Аристотеле)

Аристотель – ученый энциклопедист.

- Знал основы астрономии и математики.

- Создал: биологию («Происхождение животных», «О частях животных», «О передвижении животных» и тд.), логику («Органон»), поэтику, этику («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»), историю философии, психологию.

Онтология и гносеология Аристотеля.

- В основе всего – материя и форма.

- Материя – в терминологии Аристотеля «хюлэ» - строительный материал – появляется двояко:

- первоматерия – никем и ничем не создается, существует вечно, пассивна;

- материал, из которого состоят все вещи – камни, из которых строят дом – уже обработанная материя.

Форма.

- активна

- при проникновении в материю начинается оформление материи

- сущность любого предмета

- чем более материя оформлена, тем более она совершенна, тем выше она в иерархии мира – в растениях формы больше, чем в неживой природе, животные более «оформлены», чем растения. Чем выше уровень, тем больше формы.

- на вершине иерархии мира – форма форм – само совершенство не отягощенное материей – Бог.

Учение о 4х причинах.

Для появления любой вещи необходимо 4 причины:

  1.  Материальная – из чего состоят вещи.
  2. Формальная – оформление, придание формы.
  3.  Действенная – совокупность приемов и операций, что нужно сделать, чтобы получить эту вещь.
  4.  Целевая – для чего существует эта вещь.

Телеология (энтелехия).

Все существует не само по себе, а с какой-то целью. Цель существует не только в голове человек, о и во всей Вселенной, в неживой природе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9195. Цели, содержание и структура непрерывного образования 16.62 KB
  Цели, содержание и структура непрерывного образования Образование - процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития формирование мировоззрения...
9196. Эмоционально-волевая сфера личности 27.6 KB
  Эмоционально-волевая сфера личности Структура конспекта: Понятие чувства и эмоции. Их физиологические основы Формы эмоций и высших чувства Понятие воля. Его физиологические основы и основные характеристики Структура вол...
9197. Усі уроки української літератури 5 клас 3.75 MB
  ПЕРЕДМОВА Чи люблять, чи хочуть діти вчитися? Чи цікаво їм на уроках? Яких уроків вони чекають? Якими задоволені? Звичайно, на ці та аналогіч­ ні питання однозначно відповісти важко. Проте зрозуміло: сірі, одно­ манітні, нецікаві уроки викличуть не ...
9198. Усі уроки української мови 8 клас 7.98 MB
  Усі уроки української мови у 8 класі розроблено відповідно до програми для загальноосвітніх навчальних закладів Українська мова. 5—12 класи (Г. Т. Шелехова, В. І. Тихоша, А. М. Корольчук, В. І. Но- восьолова, Я. І. Остаф; за ред Л. В. Скуратівського).
9199. ТЕОРІЯ ЙМОВІРНОСТЕЙ 325.36 KB
  ТЕМА 19. ТЕОРІЯ ЙМОВІРНОСТЕЙ Теорія ймовірностей - математична наука, яка вивчає закономірності випадкових явищ. Фундаментальними поняттями теорії ймовірностей є випадкова подія та випадковий експеримент (випробування). Випробування (випадковий...
9200. Урок географии в 8 классе Реки России 46.5 KB
  Урок географии в 8 классе Реки России География России. Природа и население. Книга первая. Под редакцией А. И. Алексеева. Учитель географии МОБУ Иссадская основная общеобразовательная школа Волховского муниципального района Румянцева Любовь Вас...
9201. Цитология - наука о клетке 86 KB
  Цитология - наука о клетке. Основные положения клеточной теории (2.1.1). Краткие сведения из истории изучения клетки (2.1.2).Прокариоты и эукариоты (2.1.3) Цели: Познакомить учащихся с проблемами цитологии и её методами. Обобщить и ...
9202. Химическая организация клетки. Углеводы, липиды 122.5 KB
  Химическая организация клетки. Углеводы, липиды. Неорганические химические элементы и вещества в клетке, их роль. Органические вещества клетки и живых организмов. Углеводы и липиды. Цели: Углубить знания о химическом с...
9203. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты 675 KB
  Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. Структура белков, функции белков в клетке, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Рассмотреть особенности строения белковых молекул, познакомиться с функциями белков...