8667

Философия Платона и Аристотеля

Контрольная

Логика и философия

Философия Платона и Аристотеля. Онтология и гносеология Платона. Платон о человеке и государстве. Философия Аристотеля. Платон. - Платон - ученик Сократа и учитель Аристотеля. - В молодости увлекался поэзией. Но после диалога с Сократом с...

Русский

2013-02-16

21.84 KB

30 чел.

Философия Платона и Аристотеля.

  1. Онтология и гносеология Платона.
  2.  Платон о человеке и государстве.
  3. Философия Аристотеля.

Платон.

- Платон – ученик Сократа и учитель Аристотеля.

- В молодости увлекался поэзией. Но после диалога с Сократом сжег все стихи.

- Подлинное имя – Аристокл. Платон переводится как «широкий», «широкоплечий».

- Резко критиковал софистов.

- Формально принадлежал к софистам, но не прибегал к их этимологии.

- Создал совершено уникальную систему государства.

- Писал диалоги, где главное действующее лицо – Сократ.

- Основал философскую школу-академию, которая просуществовала 900 лет. Над входом висел лозунг «не геометр не войдет», в академии обучали только тех, кто знал математику.

- Общее между философией и математикой: числа.

Онтология Платона – учение о бытие.

- В основе мира – идеи и материя.

- Материя (в терминологии Платона – хора) – бесформенная, косная, пассивная. Хотя она никем и ничем не создается, но без нее не обойтись: она служит основой, субстратом, из которого появляются все вещи в результате активности эйдосов (идей).

- Платон считал, что существует два разных мира – мир вещей и мир эйдосов:

- Неподлинный мир – мир вещей (вещи – тени идей). Вещи возникают исчезают, они приходят в негодность, поэтому для них не характерна вечность.

- Мир идей – это мир эйдосов, мир идеальных сущностей. Эйдосы существуют до и независимо от людей, они вечны – никем и ничем не создаются, они неизменны и совершенны. Например, понятие красоты. Эйдосы – общие понятия (понятие животное, понятие мебель и т.д.).

- Существует иерархия идей, на вершине иерархии – идея добра, идея истины и идея красоты.

- Платон – объективный идеализм дуалистического вида.

Мир вещей.

Мир вещей, по Платону, это мир теней. Вещи – тени идей. Вещи возникают и исчезают, они вторичны по отношению к идеям. Вещи чувственно воспринимаемы.  Познавая вещи, мы никогда не познаем идеи, т.к. вещи несовершенны, текучи. Ни одна вещь не может вместить в себя все богатство идеи (понятия).

Гносеология Платона.

- Центральное понятие гносеологии Платона – анамнезис (воспоминание).

- Каждый человек рождается с готовым законченным знанием о мире. Чтобы познать мир, необходимо вспомнить это знание.

Что помогает вспомнить? Платон считал, что чувственное познание никак не способствует познанию идей.

Миф о пещере.

Сюжет о 9-летним мальчике, не знавшим счета.

Платон о человеке и государстве.

- Главное в человеке – его душа.

- Душа делится на 3 части – разум (высшая часть души), воля (средняя часть), эмоции и чувства (низшая часть души).

- В зависимости от того, какая часть более развита, такое получается и сословие: если более развит разум, то человек станет мудрецом-философом, если воля – то воином, если эмоции и чувства – то ремесленником или крестьянином (золото, серебро и медь).

- У родителей, которые относятся к одной касте, может появится ребенок другой касты, по мнению Платона.

Всего ли есть эйдос? Так и не решил этот вопрос, т.к. не хотел, чтобы в этот чистый мир входили эйдосы грязи, пошлости и др.

Платон о бессмертии человека.

Платон признает бессмертие души и считал, что души могут переселяться. После смерти тела, душа улетает на звезду, когда рождается младенец, она вселяется в него. Нас притягивает звездное небо, потому что это души смотрят на нас. Количество душ – ограничено.  

Платон о формах правления.

Выделял 5 форм правления.

  1.  Демократия – власть народа – власть большинства. Ненавистная форма правления. «Что такое демократия? Был бедный кузнец, который со временем разбогател, и всех тех, кто занимался умственным трудом, презирал. Да еще и радовался».
  2.  Тирания – власть тирана. Ненавистная идеология, пострадал от тирана Диониса (был продан в рабство).
  3.  Аристократия – власть лучших, избранных по уму. Любимая власть Платона.
  4.  Олигархия – власть богатых. Не высоко оценивал данную форму правления.
  5.  Тимократия – власть военных. Переходная форма власти к аристократии.

Платон об идеальном государстве.

- Почему люди недовольны своей жизнью в обществе? Потому что они не могут реализовать свои задатки, которые заложены природой.

- В идеальном государстве 3 сословия. Во главе – философы-мудрецы.

Общественная собственность на средства производства. Все граждане должны работать на государство, правда отдельной личности ограничены, правители мудрецы не имеют права иметь частную собственность, не имеют права богатеть (как и войны).

Государство регулирует жизнь каждого человека. Например, когда человек может выходить замуж или жениться, когда заводить детей и т.д.

Платон – первый феминист.

В тене может воспитать достойного гражданина – такого гражданина, который отдал бы жизнь государству.

Каждая женщина будет видеть в каждом ребенке своего и, таким образом, любить всех детей.

Женщины не должны заниматься воспитанием детей и заниматься домашним хозяйством – они должны работать на государство.

Такое государство называется тоталитарным.

Отношение к искусству.

- Платон низко оценивал искусство, считая, что оно копируется вещи, а вещи – тени идей. Следовательно, искусство – это тень теней.

- Искусство направлено на внутреннюю духовную жизнь человека, а это для государства незначительно. Из всех искусств в идеальном государстве можно оставить только гимны и эпосы, то, что идет на прославление государств.   

Критики Платоновского идеального государства.

- Первым критиком был Аристотель. Критиковал за недооценку роли личности, за ущемление ее свободы и за устранение частной собственности.

- Карл Поппер – мыслитель 20 века. Работа «Открытое общество и его враги». Считал, что Платон заложил основы тоталитарного государства, развитые впоследствии Гегелем и Марксом.

Философия Аристотеля.

- Сын врача, который лечил Филиппа 2.

- Аристотель был учителем Александра Македонского.

- Аристотель – учитель Платона.  В течение 20 лет посещал академию Платона.

- Создал свою философскую систему, критикует Платона («Платон мне друг, но истина дороже».) Создает свою философскую школу – Ликей (лицей).

- «Я чту его наравне со своим отцом, ибо если отцу я обязан жизнь, то Аристотелю – тем, что дает жизни цену». (Александр Македонский об Аристотеле)

Аристотель – ученый энциклопедист.

- Знал основы астрономии и математики.

- Создал: биологию («Происхождение животных», «О частях животных», «О передвижении животных» и тд.), логику («Органон»), поэтику, этику («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»), историю философии, психологию.

Онтология и гносеология Аристотеля.

- В основе всего – материя и форма.

- Материя – в терминологии Аристотеля «хюлэ» - строительный материал – появляется двояко:

- первоматерия – никем и ничем не создается, существует вечно, пассивна;

- материал, из которого состоят все вещи – камни, из которых строят дом – уже обработанная материя.

Форма.

- активна

- при проникновении в материю начинается оформление материи

- сущность любого предмета

- чем более материя оформлена, тем более она совершенна, тем выше она в иерархии мира – в растениях формы больше, чем в неживой природе, животные более «оформлены», чем растения. Чем выше уровень, тем больше формы.

- на вершине иерархии мира – форма форм – само совершенство не отягощенное материей – Бог.

Учение о 4х причинах.

Для появления любой вещи необходимо 4 причины:

  1.  Материальная – из чего состоят вещи.
  2. Формальная – оформление, придание формы.
  3.  Действенная – совокупность приемов и операций, что нужно сделать, чтобы получить эту вещь.
  4.  Целевая – для чего существует эта вещь.

Телеология (энтелехия).

Все существует не само по себе, а с какой-то целью. Цель существует не только в голове человек, о и во всей Вселенной, в неживой природе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38580. Анализ стилей ресторанов г. Твери. Организация собственного ресторана тематической кухни 1.68 MB
  Организация собственного ресторана тематической кухни 2. Фасад здания вывеска крыльцо сад стоянка для автомобилей все это элементы которые создают внешний облик ресторана. Такое несоответствие не дает посетителям представления об уровне и стиле ресторана. Стоянка для автомобилей неотъемлемая часть ресторана или кафе и ее желательно иметь.
38581. Процеси відтворення та амортизації основних засобів 1.18 MB
  Відсутність виваженої державної амортизаційної політики в Україні в період становлення ринкових відносин призвела до порушення механізму відтворення основних засобів на підприємствах наслідком якого виявилася невідповідність амортизаційних відрахувань фінансовим потребам в оновленні необоротних активів. Причинами тому стали неадекватність індексації основних засобів занижені норми амортизації через тривалі нормативні терміни експлуатації основних засобів недостатнє використання прискореної амортизації активів. В умовах формування на...
38582. Организационно-экономическая оценка способа укоренения микропобегов земляники сорта Трибьют в нестерильных условиях 310 KB
  Плоды и ягоды – питательные продукты, являющиеся источником витаминов, минеральных веществ, органических кислот и микроэлементов. Они являются неотъемлемой частью рациона человека (по медицинским нормам человеку в год требуется минимум 100 кг плодов и ягод). Стоимость их мирового валового продукта превышает стоимость картофеля и уступает только зерновым культурам.
38583. Проектирование усилителя выходных устройств (УВУ-И) прибора ДИСК-250И 230.5 KB
  Составить спецификацию элементной базы и обосновать выбор комплектующих элементов и материалов конструкции расчёт площади печатной платы диаметра монтажных отверстий расчёт надёжности. К первому уровню относятся печатные платы и большие гибридные интегральные схемы; второй уровень данный уровень включает в себя конструктивные единицы предназначены для механического и электрического объединения элементов первого и второго уровней блоки субблоки панели; Существуют электронные устройства которые имеют 3 и 4 уровни: третий уровень ...
38584. Рассмотрение основныхе понятий и институтов патентного права 217.5 KB
  Объектом данной работы выступают общественные отношения складывающиеся, в процессе осуществления имущественных и лично не имущественных прав, объектами которых являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
38585. Анализ и экспертная оценка ассортимента платёжных терминаловц 785.5 KB
  Поэтому в данной работе, будет проведена не только товароведно–торговая оценка продукции ООО «Платёжные системы», но и экспертный анализ ассортимента платёжных терминалов. Актуальность темы данной работы налицо, такой объём работы не уйдёт в архив, а сможет послужить поводом дальнейшей реорганизации компании и устранению некоторых недостатков в работе, благодаря приведённым в итоге рекомендациям. Ведь за упрощение работы и оптимизацию свободного времени любой готов заплатить целое состояние.
38586. Разработка мероприятия по совершенствованию стратегии сбыта и мероприятия по повышению эффективности сбытовой деятельности предприятия ООО «Механо–литейный завод» 191.34 KB
  Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов сбытовой стратегии и анализа деятельности ООО «МЛЗ» разработать мероприятия по совершенствованию стратегии сбыта и мероприятия по повышению эффективности сбытовой деятельности предприятия.
38587. Учет и анализ реализации продукции растениеводства на ООО «Ярево-агро» Поставского района Витебской области 813.5 KB
  АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА. Общие принципы организации реализации продукции растениеводства и задачи ее учета. Вопросы учета и анализа реализации продукции растениеводства в экономической литературе. Договорные основы и направления реализации продукции растениеводства.
38588. ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «ТАЛИСМАН» 435 KB
  ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению 032102 “Адаптивная физическая культура†ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ТАЛИСМАН Студентка АЗ0851 группы Прядеина Вера Витальевна Научный руководитель: к. ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 1. Психологическая характеристика детей больных детским церебральным параличом. Программа физической реабилитации у детей с ДЦП.