8667

Философия Платона и Аристотеля

Контрольная

Логика и философия

Философия Платона и Аристотеля. Онтология и гносеология Платона. Платон о человеке и государстве. Философия Аристотеля. Платон. - Платон - ученик Сократа и учитель Аристотеля. - В молодости увлекался поэзией. Но после диалога с Сократом с...

Русский

2013-02-16

21.84 KB

31 чел.

Философия Платона и Аристотеля.

  1. Онтология и гносеология Платона.
  2.  Платон о человеке и государстве.
  3. Философия Аристотеля.

Платон.

- Платон – ученик Сократа и учитель Аристотеля.

- В молодости увлекался поэзией. Но после диалога с Сократом сжег все стихи.

- Подлинное имя – Аристокл. Платон переводится как «широкий», «широкоплечий».

- Резко критиковал софистов.

- Формально принадлежал к софистам, но не прибегал к их этимологии.

- Создал совершено уникальную систему государства.

- Писал диалоги, где главное действующее лицо – Сократ.

- Основал философскую школу-академию, которая просуществовала 900 лет. Над входом висел лозунг «не геометр не войдет», в академии обучали только тех, кто знал математику.

- Общее между философией и математикой: числа.

Онтология Платона – учение о бытие.

- В основе мира – идеи и материя.

- Материя (в терминологии Платона – хора) – бесформенная, косная, пассивная. Хотя она никем и ничем не создается, но без нее не обойтись: она служит основой, субстратом, из которого появляются все вещи в результате активности эйдосов (идей).

- Платон считал, что существует два разных мира – мир вещей и мир эйдосов:

- Неподлинный мир – мир вещей (вещи – тени идей). Вещи возникают исчезают, они приходят в негодность, поэтому для них не характерна вечность.

- Мир идей – это мир эйдосов, мир идеальных сущностей. Эйдосы существуют до и независимо от людей, они вечны – никем и ничем не создаются, они неизменны и совершенны. Например, понятие красоты. Эйдосы – общие понятия (понятие животное, понятие мебель и т.д.).

- Существует иерархия идей, на вершине иерархии – идея добра, идея истины и идея красоты.

- Платон – объективный идеализм дуалистического вида.

Мир вещей.

Мир вещей, по Платону, это мир теней. Вещи – тени идей. Вещи возникают и исчезают, они вторичны по отношению к идеям. Вещи чувственно воспринимаемы.  Познавая вещи, мы никогда не познаем идеи, т.к. вещи несовершенны, текучи. Ни одна вещь не может вместить в себя все богатство идеи (понятия).

Гносеология Платона.

- Центральное понятие гносеологии Платона – анамнезис (воспоминание).

- Каждый человек рождается с готовым законченным знанием о мире. Чтобы познать мир, необходимо вспомнить это знание.

Что помогает вспомнить? Платон считал, что чувственное познание никак не способствует познанию идей.

Миф о пещере.

Сюжет о 9-летним мальчике, не знавшим счета.

Платон о человеке и государстве.

- Главное в человеке – его душа.

- Душа делится на 3 части – разум (высшая часть души), воля (средняя часть), эмоции и чувства (низшая часть души).

- В зависимости от того, какая часть более развита, такое получается и сословие: если более развит разум, то человек станет мудрецом-философом, если воля – то воином, если эмоции и чувства – то ремесленником или крестьянином (золото, серебро и медь).

- У родителей, которые относятся к одной касте, может появится ребенок другой касты, по мнению Платона.

Всего ли есть эйдос? Так и не решил этот вопрос, т.к. не хотел, чтобы в этот чистый мир входили эйдосы грязи, пошлости и др.

Платон о бессмертии человека.

Платон признает бессмертие души и считал, что души могут переселяться. После смерти тела, душа улетает на звезду, когда рождается младенец, она вселяется в него. Нас притягивает звездное небо, потому что это души смотрят на нас. Количество душ – ограничено.  

Платон о формах правления.

Выделял 5 форм правления.

  1.  Демократия – власть народа – власть большинства. Ненавистная форма правления. «Что такое демократия? Был бедный кузнец, который со временем разбогател, и всех тех, кто занимался умственным трудом, презирал. Да еще и радовался».
  2.  Тирания – власть тирана. Ненавистная идеология, пострадал от тирана Диониса (был продан в рабство).
  3.  Аристократия – власть лучших, избранных по уму. Любимая власть Платона.
  4.  Олигархия – власть богатых. Не высоко оценивал данную форму правления.
  5.  Тимократия – власть военных. Переходная форма власти к аристократии.

Платон об идеальном государстве.

- Почему люди недовольны своей жизнью в обществе? Потому что они не могут реализовать свои задатки, которые заложены природой.

- В идеальном государстве 3 сословия. Во главе – философы-мудрецы.

Общественная собственность на средства производства. Все граждане должны работать на государство, правда отдельной личности ограничены, правители мудрецы не имеют права иметь частную собственность, не имеют права богатеть (как и войны).

Государство регулирует жизнь каждого человека. Например, когда человек может выходить замуж или жениться, когда заводить детей и т.д.

Платон – первый феминист.

В тене может воспитать достойного гражданина – такого гражданина, который отдал бы жизнь государству.

Каждая женщина будет видеть в каждом ребенке своего и, таким образом, любить всех детей.

Женщины не должны заниматься воспитанием детей и заниматься домашним хозяйством – они должны работать на государство.

Такое государство называется тоталитарным.

Отношение к искусству.

- Платон низко оценивал искусство, считая, что оно копируется вещи, а вещи – тени идей. Следовательно, искусство – это тень теней.

- Искусство направлено на внутреннюю духовную жизнь человека, а это для государства незначительно. Из всех искусств в идеальном государстве можно оставить только гимны и эпосы, то, что идет на прославление государств.   

Критики Платоновского идеального государства.

- Первым критиком был Аристотель. Критиковал за недооценку роли личности, за ущемление ее свободы и за устранение частной собственности.

- Карл Поппер – мыслитель 20 века. Работа «Открытое общество и его враги». Считал, что Платон заложил основы тоталитарного государства, развитые впоследствии Гегелем и Марксом.

Философия Аристотеля.

- Сын врача, который лечил Филиппа 2.

- Аристотель был учителем Александра Македонского.

- Аристотель – учитель Платона.  В течение 20 лет посещал академию Платона.

- Создал свою философскую систему, критикует Платона («Платон мне друг, но истина дороже».) Создает свою философскую школу – Ликей (лицей).

- «Я чту его наравне со своим отцом, ибо если отцу я обязан жизнь, то Аристотелю – тем, что дает жизни цену». (Александр Македонский об Аристотеле)

Аристотель – ученый энциклопедист.

- Знал основы астрономии и математики.

- Создал: биологию («Происхождение животных», «О частях животных», «О передвижении животных» и тд.), логику («Органон»), поэтику, этику («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»), историю философии, психологию.

Онтология и гносеология Аристотеля.

- В основе всего – материя и форма.

- Материя – в терминологии Аристотеля «хюлэ» - строительный материал – появляется двояко:

- первоматерия – никем и ничем не создается, существует вечно, пассивна;

- материал, из которого состоят все вещи – камни, из которых строят дом – уже обработанная материя.

Форма.

- активна

- при проникновении в материю начинается оформление материи

- сущность любого предмета

- чем более материя оформлена, тем более она совершенна, тем выше она в иерархии мира – в растениях формы больше, чем в неживой природе, животные более «оформлены», чем растения. Чем выше уровень, тем больше формы.

- на вершине иерархии мира – форма форм – само совершенство не отягощенное материей – Бог.

Учение о 4х причинах.

Для появления любой вещи необходимо 4 причины:

  1.  Материальная – из чего состоят вещи.
  2. Формальная – оформление, придание формы.
  3.  Действенная – совокупность приемов и операций, что нужно сделать, чтобы получить эту вещь.
  4.  Целевая – для чего существует эта вещь.

Телеология (энтелехия).

Все существует не само по себе, а с какой-то целью. Цель существует не только в голове человек, о и во всей Вселенной, в неживой природе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78823. Дзвони Великодня 2.85 MB
  Показати красу і значущість одного з найвеличніших християнських свят; ознайомити з історією виникнення писанки із символікою знаків на писанках. На дошці висить килим а на ньому образ Ісуса Христа українська хата піч писанки кошики паска іграшковий коник квіти.
78824. Наші любі татусі і дідусі, ми вас любимо усі! 53.5 KB
  Сьогодні в нашім класі свято Тут сміху, радощів багато. Сьогодні татусів вітаєм, Всього найкращого бажаєм. Рідні, наші любі тата, Ми вітаєм вас на святі. Ми вас любим щиро-щиро, Вам бажаєм щастя й миру. Ви нас теж любіть, рідненькі, Бо ми діти дорогенькі Хочем бути на вас схожі І, як ви, такі ж хороші.
78825. Наш ляльковий театр в початковій школі 11.64 MB
  Проект спрямований на розвиток в учнів пізнавальних навичок, розвиток критичного мислення, формування навичок мислення високого рівня: навичок вибирати, створювати, аналізувати, передбачати, організовувати, розробляти, планувати, описувати, розвиток вмінь вирішувати ту чи іншу проблему...
78826. Казки маленькі, а розуму в них багато 64.5 KB
  Мета: Систематизувати знання дітей із розділу, розвивати навички читання, діалогічного і монологічного мовлення, виховувати бажання поповнювати свої знання, вивчати творчість українських письменників. Підсумок теми.
78827. П’єса-казка Нелі Шейко-Медведєвої «Лисиця, що впала з неба» 55 KB
  Мета: ознайомити учнів із творчістю Нелі Шейко-Медведєвої; розширити знання дітей про п’єсу як жанр; поглибити розуміння побудови тексту п’єси; вчити знаходити за допомогою вибіркового читання уривки, слова, які характеризують дійових осіб, вчити розрізняти характеристики дійових осіб за їхніми висловами...
78828. Слушание и рассказывание сказки «Теремок» 38 KB
  Цель: познакомить детей с различными версиями сказки «Теремок»; учить детей слушать и пересказывать сказку, развивать интеллектуальную (умение самостоятельно обрабатывать данный материал, строить вопросы к нему); коммуникативную компетентность...
78829. Чи відповідає смак якості? Натуральні соки, їх властивості 1.04 MB
  Мета: протестувати вибрані соки певних виробників, порівняти їх смак, вміст речовин, ціну та дизайн упаковки; визначити найкращий продукт та складання рекомендацій до нього. Тестували: сік «Господарочка», м.Одеса; сік «Садочок», Миколаївська обл..; сік «Яблуко», м. Одеса; сік «Вінні-Фрут», Вінницька обл.
78831. Театр. Theatre 48.5 KB
  Every nation and every country has its own customs and traditions. In Great Britain traditions play a more important part in the life of the people than in other countries. Englishmen are proud of their traditions and carefully keep them up.