8668

Античная философия. Греко-римский (эллинистический) период античной философии

Контрольная

Логика и философия

Античная философия Аристотель о человеке и государстве. Греко-римский (эллинистический) период античной философии. I. Гносеология Аристотеля. Аристотель критиковал скептиков и агностиков, полагал, что мир познаваем. Критиковал Платона за...

Русский

2013-02-16

21.25 KB

55 чел.

Античная философия

  1.  Аристотель о человеке и государстве.
  2.  Греко-римский (эллинистический) период античной философии.

I. Гносеология Аристотеля.

Аристотель критиковал скептиков и агностиков, полагал, что мир познаваем.

Критиковал Платона за недооценку роли чувственного сознания.

Описал формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление).

Дал определение истины: «Истина – это знание, соответствующее действительности».

Подробно описал научное знание (эпистема), отделив научное знание от других видов познания.

Аристотель о человеке и государстве.

- Человек – это политическое животное.

- Человек одновременно принадлежит к двум мирам – миру природному (животному) и миру социальному (общественному).

- Человеком можно назвать только того, кто живет в государстве, кто участвует в политической жизни полиса.

- Рабы, по мнению Аристотеля, не люди, они – говорящее орудие труда. Они бесправны, они не граждане полиса.

Формы правления.

- Все формы государственного правления разделил на 2 группы – «плохие» и «хорошие».

Основание деления – работа на государство или работа на себя.

При этом неважно, сколько человек стоит у власти.

«Плохие» формы правления:

- тирания – один у власти и работает на себя;

- олигархия – у власти немногие, а именно богатые, и работают тоже на себя;

- демократия – у власти большинство, но работают тоже на себя.

«Хорошие» формы правления:

- монархия – у власти один, но работает на государство;

- аристократия – у власти немногие, но работают на государство;

- полития – у власти большинство и работают на государство.

Значение философии Аристотеля.

- В эпоху средневековья философия Аристотеля была взята за основу теологией.

- Хотя у Аристотеля не было Бога как творца всего, у него было – материя и форма.

- Привлекла иерархичность мира – растения, животные, человек, Бог.

- То или иное теологическое положение считалось доказанным, если подтверждение ему найдено в работах Аристотеля.

- Учение Аристотеля оказало существенное влияние на формирование европейского мировоззрения в целом как рационализм.

- Рационализм – разум на вершине познания, на вершине человеческой души.

II. Греко-римский период античной философии.

- Начало этого периода – с 3 века до н.э., окончание – 2-3 века н.э.

- Господствующие направления: эпикуреизм, стоики, киники, неоплатонизм, неопифагореизм.

- Признак упадка – когда начинается обращаться в прошлом, даже не переиначивая то, что было.

Особенности греко-римского периода.

- На первый план выходит проблема человека, а именно этическая проблематика, вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о свободе и способах противостояния судьбе.

- Теряется интерес к натурфилософии. Проблемы натурфилософии совсем не исчезают, но у многих философов этих проблем вообще нет.

- Появляются элементы мистицизма, философия смыкается с религией, нарастают элементы иррационализма. Разум сбавляет свои обороты.

- Обрывается связь с наукой. Центр научных исследований переносится из Афин в Александрию, а философы остаются в Афине. Не было такого, что философы одновременно и ученые.

- Ослабевает творческий момент – философия оглядывается в прошлое, из чего следует появление неопифагореизма, неоплатонизма – переосмысление учений философов прошлого.

Эпикур.

- Главная задача философии – сделать человека счастливым.

- Человеку мешает быть счастливым страхи, их много, но главных три:

- страх перед природными явления

- страх загробной жизни

- страх смерти.

- Мир – единое целое, природа не враждебна, поэтому не надо бояться природных явлений.

- Боги находятся в другом мире, не оказывают влияния на людей, душа бессмертна, загробной жизни не существует.

- Жизнь и смерть никогда не встречаются; когда жизнь есть – смерти есть, а когда приходит смерть – жизни нет. Человек не должен бояться смерти.

Гедонизм Эпикура.

- Человек достигнет счастья, если будет получать удовольствие, не все, а только необходимые.

- Эпикур купил дом и сад; в саду основал философскую школу – «Сад Эпикура» («Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо»).

Атомизм Эпикура.

- Эпикур – последовательно атомического учения Демокрита. Распространял слухи о том, что Левкипа не существует.

- Высказал идею о самоотклонении атомов (т.е. причина движения не столкновение, не вне самих атомов, а внутри них).

Стоики.

- Название школы – от архитектурного сооружения «стоя» - крылатая коллонада, где проводил беседы с учениками. Основатель стоицизма Зенон из Китиона.

Последователи Зенона – Хрисипп и Сенека.

Основные положения стоицизма.

- Все предопределено судьбой.

- Счастья можно достичь атараксией (невозмутимостью) и апатией (невосприимчивость к ударам судьбы).

- Человек должен научиться быть нечувствительным к страданиям, подчиниться судьбе.

- Разработали теорию страстей.

- Стоицизм противоположен гедонизму и эвдемонизму.

Неоплатонизм.

- Основатель – Плотин, последователь Платона.

- Время возникновения – 3 в. н.э.

Мироздание.

- В основе всего – Единое – идеальная рационально непостижимая сущность. Разумом понять что такое единое нельзя, можно только почувствовать.

- Эманация – проистекание – из Единого, в результате чего появляется вначале мировой ум, затем мировая душа, затем единичные души и далее – материальные вещи.

- Эманация – излучение. Тогда источник не исчерпывается.

- Мир представляет собой иерархию.

Цель жизни человека.

- Восхождение к Единому.

- Единое постигается не разумом, а через сдерживание телесных влечений, через экстатическое состояние, мистическим образом соединяясь с божеством (Единым).

Платон – Платин.

- Как и у Платона – презрение к телесному, материальному миру, миру вещей.

- В отличие от Платона, больше мистики и в работах нет диалогов. Когда диалог, тогда постигаем истину через разум.

- Но диалектика присутствует: противоположности, существующие в единстве, что приводит к гармонии в мире

Киники.

- Название школы -  от греческого кинюс – собака.

- Онтологические вопросы, натурфилософия (устройство мира, его происхождение) – мало интересовали киников.

- Предмет их изучения – человек.

- Цель жизни человека – свобода.

- Человек становится свободным, если освободится от влияния общественного мнения, от богатства, от чувственных потребностей.

- Диоген – жил в бочке, свел свои потребности до минимума.

- Что попросил гревшийся на солнце Диоген у Александра Макендского? Не загораживать солнце.

- Просил подаяния у статуй.

- Люди подают нищим и калекам и никогда не подают Диогену.

- В светлое время суток ходил по городу с фонарем. Он искал человека.

Антисфен.

- «Я, скорее, готов умереть, чем испытать удовольствие.

Когда Антисфену сказали – тебя многие – он встревожился: «что же я сделал дурного?» (пренебрежение к общественному мнению).

Античная философия: выводы.

  1.  В эпоху античности сложились основные философские направления – материализм, идеализм, агностицизм, скептицизм и т.д., представлены се разделы философии (онтология, гносеология, социальная философия).
  2.  Философия в целом была ориентирована на науку, влияние религии, мифологии было незначительным, философия была свободной в поиске истины.
  3.  Не было ссылки на авторитеты, философия доказывала, аргументировала.
  4.  Но при этом оставалась умозрительной, не могла сослаться на данные экспериментальных наук, т.к. экспериментального уровня еще не было.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1899. Гігієнічна оцінка умов, режимів та організації навчально-виховного процесу за різних педагогічних технологій 497.39 KB
  Дана гігігєнічна оцінка умов, режимів та організації навчально виховного процессу при різних педагогічних технологіях (семестрово-циклоблочної порівняно з традицією).
1900. Человек в организации. Функция мотивации. 901.18 KB
  Человек и организационное окружение. Структура и характеристики организационной культуры. Общая характеристика мотивации. Практические аспекты развития мотивации сотрудников.
1901. Жизненный цикл и позиционирование товара. Продуктовый портфель 1.12 MB
  Товар: концепция, форма, характеристики. Товарная политика – ядро маркетинговой стратегии. Форма представления товара и его характеристики. Подходы к определению базовых и дополнительных услуг. Взаимодействие между жизненными циклами товара и рынка. Критика и достоинства концепции жизненного цикла товара. Исключение малорентабельных новых товаров.
1902. Поиск клиента. Управление взаимоотношениями с потребителем 1.33 MB
  Тенденции сегодняшнего дня и будущее. Ошибки формирования каналов продаж. Методика выделения целевых сегментов по продукту. Анализ целевого рынка – методика отбора целевых сегментов по регионам. Пример выделения потребительских характеристик и формирования коммерческого предложения. Характеристики рынка товаров промышленного назначения.
1903. Вексельное обращение и тенденции егоразвития 1.23 MB
  Генезис мирового вексельного обращения. Современная экономическая теория вексельного обращения. Роль корпоративных векселей в преодолении платежного кризиса. Перспективные направления работы с корпоративными векселями.
1904. ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ, ЕГО СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.22 MB
  Панъевропейские проекты между Первой и Второй мировыми войнами. Планы создания единой Европы после Второй мировой войны. Эволюция системы руководящих органов Совета Европы. Деятельность Совета Европы в области защиты прав человека и основных свобод.
1905. ХОЛОКОСТ НА ЮГЕ РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1943 гг.) 1.22 MB
  Идеологическое обоснование гитлеровцами политики холокоста. Создание фабрик смерти для окончательного решения расового вопроса. Преследование евреев и других жертв холокоста в Краснодарском крае. Нацистский геноцид в Ростовской области. Холокост на территории Сталинградской области, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Калмыкии
1906. Основы технической диагностики автомобилей 1.21 MB
  Разработка диагностической структурно-следственной модели. Диагностирование цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания. Диагностирование электрооборудования прибором мод. Э-214. Проверка технического состояния свечей зажигания и высоковольтных проводов системы зажигания.
1907. Общие сведения по электроснабжению горных предприятий 77.22 KB
  Общие сведения по электроснабжению горных предприятий. Производство, передача и распределение электроэнергии. Электроснабжение горных предприятий. Рационализация электропотребления на горных предприятиях.