8668

Античная философия. Греко-римский (эллинистический) период античной философии

Контрольная

Логика и философия

Античная философия Аристотель о человеке и государстве. Греко-римский (эллинистический) период античной философии. I. Гносеология Аристотеля. Аристотель критиковал скептиков и агностиков, полагал, что мир познаваем. Критиковал Платона за...

Русский

2013-02-16

21.25 KB

55 чел.

Античная философия

  1.  Аристотель о человеке и государстве.
  2.  Греко-римский (эллинистический) период античной философии.

I. Гносеология Аристотеля.

Аристотель критиковал скептиков и агностиков, полагал, что мир познаваем.

Критиковал Платона за недооценку роли чувственного сознания.

Описал формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление).

Дал определение истины: «Истина – это знание, соответствующее действительности».

Подробно описал научное знание (эпистема), отделив научное знание от других видов познания.

Аристотель о человеке и государстве.

- Человек – это политическое животное.

- Человек одновременно принадлежит к двум мирам – миру природному (животному) и миру социальному (общественному).

- Человеком можно назвать только того, кто живет в государстве, кто участвует в политической жизни полиса.

- Рабы, по мнению Аристотеля, не люди, они – говорящее орудие труда. Они бесправны, они не граждане полиса.

Формы правления.

- Все формы государственного правления разделил на 2 группы – «плохие» и «хорошие».

Основание деления – работа на государство или работа на себя.

При этом неважно, сколько человек стоит у власти.

«Плохие» формы правления:

- тирания – один у власти и работает на себя;

- олигархия – у власти немногие, а именно богатые, и работают тоже на себя;

- демократия – у власти большинство, но работают тоже на себя.

«Хорошие» формы правления:

- монархия – у власти один, но работает на государство;

- аристократия – у власти немногие, но работают на государство;

- полития – у власти большинство и работают на государство.

Значение философии Аристотеля.

- В эпоху средневековья философия Аристотеля была взята за основу теологией.

- Хотя у Аристотеля не было Бога как творца всего, у него было – материя и форма.

- Привлекла иерархичность мира – растения, животные, человек, Бог.

- То или иное теологическое положение считалось доказанным, если подтверждение ему найдено в работах Аристотеля.

- Учение Аристотеля оказало существенное влияние на формирование европейского мировоззрения в целом как рационализм.

- Рационализм – разум на вершине познания, на вершине человеческой души.

II. Греко-римский период античной философии.

- Начало этого периода – с 3 века до н.э., окончание – 2-3 века н.э.

- Господствующие направления: эпикуреизм, стоики, киники, неоплатонизм, неопифагореизм.

- Признак упадка – когда начинается обращаться в прошлом, даже не переиначивая то, что было.

Особенности греко-римского периода.

- На первый план выходит проблема человека, а именно этическая проблематика, вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о свободе и способах противостояния судьбе.

- Теряется интерес к натурфилософии. Проблемы натурфилософии совсем не исчезают, но у многих философов этих проблем вообще нет.

- Появляются элементы мистицизма, философия смыкается с религией, нарастают элементы иррационализма. Разум сбавляет свои обороты.

- Обрывается связь с наукой. Центр научных исследований переносится из Афин в Александрию, а философы остаются в Афине. Не было такого, что философы одновременно и ученые.

- Ослабевает творческий момент – философия оглядывается в прошлое, из чего следует появление неопифагореизма, неоплатонизма – переосмысление учений философов прошлого.

Эпикур.

- Главная задача философии – сделать человека счастливым.

- Человеку мешает быть счастливым страхи, их много, но главных три:

- страх перед природными явления

- страх загробной жизни

- страх смерти.

- Мир – единое целое, природа не враждебна, поэтому не надо бояться природных явлений.

- Боги находятся в другом мире, не оказывают влияния на людей, душа бессмертна, загробной жизни не существует.

- Жизнь и смерть никогда не встречаются; когда жизнь есть – смерти есть, а когда приходит смерть – жизни нет. Человек не должен бояться смерти.

Гедонизм Эпикура.

- Человек достигнет счастья, если будет получать удовольствие, не все, а только необходимые.

- Эпикур купил дом и сад; в саду основал философскую школу – «Сад Эпикура» («Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо»).

Атомизм Эпикура.

- Эпикур – последовательно атомического учения Демокрита. Распространял слухи о том, что Левкипа не существует.

- Высказал идею о самоотклонении атомов (т.е. причина движения не столкновение, не вне самих атомов, а внутри них).

Стоики.

- Название школы – от архитектурного сооружения «стоя» - крылатая коллонада, где проводил беседы с учениками. Основатель стоицизма Зенон из Китиона.

Последователи Зенона – Хрисипп и Сенека.

Основные положения стоицизма.

- Все предопределено судьбой.

- Счастья можно достичь атараксией (невозмутимостью) и апатией (невосприимчивость к ударам судьбы).

- Человек должен научиться быть нечувствительным к страданиям, подчиниться судьбе.

- Разработали теорию страстей.

- Стоицизм противоположен гедонизму и эвдемонизму.

Неоплатонизм.

- Основатель – Плотин, последователь Платона.

- Время возникновения – 3 в. н.э.

Мироздание.

- В основе всего – Единое – идеальная рационально непостижимая сущность. Разумом понять что такое единое нельзя, можно только почувствовать.

- Эманация – проистекание – из Единого, в результате чего появляется вначале мировой ум, затем мировая душа, затем единичные души и далее – материальные вещи.

- Эманация – излучение. Тогда источник не исчерпывается.

- Мир представляет собой иерархию.

Цель жизни человека.

- Восхождение к Единому.

- Единое постигается не разумом, а через сдерживание телесных влечений, через экстатическое состояние, мистическим образом соединяясь с божеством (Единым).

Платон – Платин.

- Как и у Платона – презрение к телесному, материальному миру, миру вещей.

- В отличие от Платона, больше мистики и в работах нет диалогов. Когда диалог, тогда постигаем истину через разум.

- Но диалектика присутствует: противоположности, существующие в единстве, что приводит к гармонии в мире

Киники.

- Название школы -  от греческого кинюс – собака.

- Онтологические вопросы, натурфилософия (устройство мира, его происхождение) – мало интересовали киников.

- Предмет их изучения – человек.

- Цель жизни человека – свобода.

- Человек становится свободным, если освободится от влияния общественного мнения, от богатства, от чувственных потребностей.

- Диоген – жил в бочке, свел свои потребности до минимума.

- Что попросил гревшийся на солнце Диоген у Александра Макендского? Не загораживать солнце.

- Просил подаяния у статуй.

- Люди подают нищим и калекам и никогда не подают Диогену.

- В светлое время суток ходил по городу с фонарем. Он искал человека.

Антисфен.

- «Я, скорее, готов умереть, чем испытать удовольствие.

Когда Антисфену сказали – тебя многие – он встревожился: «что же я сделал дурного?» (пренебрежение к общественному мнению).

Античная философия: выводы.

  1.  В эпоху античности сложились основные философские направления – материализм, идеализм, агностицизм, скептицизм и т.д., представлены се разделы философии (онтология, гносеология, социальная философия).
  2.  Философия в целом была ориентирована на науку, влияние религии, мифологии было незначительным, философия была свободной в поиске истины.
  3.  Не было ссылки на авторитеты, философия доказывала, аргументировала.
  4.  Но при этом оставалась умозрительной, не могла сослаться на данные экспериментальных наук, т.к. экспериментального уровня еще не было.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34778. Принцип системности. Система, элемент, структура. Часть и целое, принцип целостности 45 KB
  Органичные системы проходят в процессе их развитии последовательные этапы усложнения и дифференциации. В зависимости от характера отношений со средой различают такие типы поведения систем как реактивное определяемое преимущественно средой адаптивное определяемое средой и функцией саморегуляции присущей самой системе активное в котором существенную роль играют собствен тле цели системы преобразование среды в соответствии с потребностями системы. Наиболее высокоорганизованными являются самоорганизующиеся системы адаптирующиеся и...
34779. Предмет философии и его особенности. Место и роль философии в системе культуры 36.5 KB
  ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура совокупность проявлений жизни творчества и достижений народа или группы народов. По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы: нравы и обычаи; язык и письменность; характер одежды поселений работы; постановка воспитания; экономика; военное дело; политическое и государственное устройство; наука; техника; искусство; религия; все формы проявления объективного духа. Слово культура как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения со второй половины XVII в. В эпоху...
34780. Структура и основные функции философии. Мировоззренческая и методологическая функция 29.5 KB
  Мировоззренческая и методологическая функция ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия от греч. Цель философии увлечь человека высшими идеалами вывести его из сферы обыденности придать его жизни истинный смысл открыть путь к самым совершенным ценностям. историю философии.
34781. Истоки философии мифология, религия, любовь к мудрости, раздумья философов 27.5 KB
  Мифология система преданий сказаний легенд при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей взаимоотношение земного и космического начал.
34782. Специфика философского знания. Содержание метод и цель. Отличие философии от религии и искусства 42.5 KB
  Желаешь познать себя философствуй это справедливо как для отдельного человека так и для любой эпохи. Это та область духовной деятельности человека в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и следовательно над ее смыслом целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры то есть сущности отношений человека к миру. Цель философии увлечь человека высшими идеалами вывести его из сферы обыденности придать его жизни истинный смысл открыть путь к самым совершенным...
34783. Философия и мировоззрение. Основной вопрос философии философское познание. Познание и нравственность 31 KB
  ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Всякая философия это мировоззрение т. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения: философия это высший уровень и вид мировоззрения это системнорациональное и теоретически оформленное мировоззрение; философия это такая форма общественного и индивидуального сознания которая обладает большей степенью научности чем просто мировоззрение; философия это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение это обобщенная система взглядов человека и общества на...
34784. Проблема научности философского мировоззрения. Философия и наука: родство и различие функций 30 KB
  ' Теория познания специальное исследование познания которое делится: на критику познания отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания в котором она критически отказывает наличному знанию; на теорию познания в узком смысле предметом которой является этот тип познания. Проблемы которые изучает теория познания: природа познания; возможности и границы познания; отношение знания и реальности; соотношение субъекта и объекта познания; предпосылки познавательного процесса; условия достоверности знания; критерии истинности знания;...
34785. Философия древнего Китая. Даосизм и конфуцианство 42.5 KB
  Наоборот основным положением китайской философии является утверждение неразрывной связи человека и божественного Небесного начала. В классический период 6 3 века до н. Во второй период 3 11 века произошел резкий поворот к метафизике. В неоконфуцианский период 11 19 века влияние буддизма и даосизма побудило конфуцианских философов к разработке метафизической базы для своей этики.
34786. Человек в философии и культуре древней индии. Буддизм и йога 31 KB
  Учения об обществе и государстве эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами. Индийскую философию составляют шесть ортодоксальных признающих авторитет вед школ или систем: миманса веданта ньяя вайшешика санкхья и йога; а также неортодоксальные учения адживикизма буддизма и джайнизма. Учение каждой из них было систематизировано сборниками сутр которые кратко излагали доктрины отдельной системы учения в форме лаконичных изречений формул или правил. В основе учения мимансы лежит убеждение в том что освобождение мокша...