8668

Античная философия. Греко-римский (эллинистический) период античной философии

Контрольная

Логика и философия

Античная философия Аристотель о человеке и государстве. Греко-римский (эллинистический) период античной философии. I. Гносеология Аристотеля. Аристотель критиковал скептиков и агностиков, полагал, что мир познаваем. Критиковал Платона за...

Русский

2013-02-16

21.25 KB

55 чел.

Античная философия

  1.  Аристотель о человеке и государстве.
  2.  Греко-римский (эллинистический) период античной философии.

I. Гносеология Аристотеля.

Аристотель критиковал скептиков и агностиков, полагал, что мир познаваем.

Критиковал Платона за недооценку роли чувственного сознания.

Описал формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление).

Дал определение истины: «Истина – это знание, соответствующее действительности».

Подробно описал научное знание (эпистема), отделив научное знание от других видов познания.

Аристотель о человеке и государстве.

- Человек – это политическое животное.

- Человек одновременно принадлежит к двум мирам – миру природному (животному) и миру социальному (общественному).

- Человеком можно назвать только того, кто живет в государстве, кто участвует в политической жизни полиса.

- Рабы, по мнению Аристотеля, не люди, они – говорящее орудие труда. Они бесправны, они не граждане полиса.

Формы правления.

- Все формы государственного правления разделил на 2 группы – «плохие» и «хорошие».

Основание деления – работа на государство или работа на себя.

При этом неважно, сколько человек стоит у власти.

«Плохие» формы правления:

- тирания – один у власти и работает на себя;

- олигархия – у власти немногие, а именно богатые, и работают тоже на себя;

- демократия – у власти большинство, но работают тоже на себя.

«Хорошие» формы правления:

- монархия – у власти один, но работает на государство;

- аристократия – у власти немногие, но работают на государство;

- полития – у власти большинство и работают на государство.

Значение философии Аристотеля.

- В эпоху средневековья философия Аристотеля была взята за основу теологией.

- Хотя у Аристотеля не было Бога как творца всего, у него было – материя и форма.

- Привлекла иерархичность мира – растения, животные, человек, Бог.

- То или иное теологическое положение считалось доказанным, если подтверждение ему найдено в работах Аристотеля.

- Учение Аристотеля оказало существенное влияние на формирование европейского мировоззрения в целом как рационализм.

- Рационализм – разум на вершине познания, на вершине человеческой души.

II. Греко-римский период античной философии.

- Начало этого периода – с 3 века до н.э., окончание – 2-3 века н.э.

- Господствующие направления: эпикуреизм, стоики, киники, неоплатонизм, неопифагореизм.

- Признак упадка – когда начинается обращаться в прошлом, даже не переиначивая то, что было.

Особенности греко-римского периода.

- На первый план выходит проблема человека, а именно этическая проблематика, вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о свободе и способах противостояния судьбе.

- Теряется интерес к натурфилософии. Проблемы натурфилософии совсем не исчезают, но у многих философов этих проблем вообще нет.

- Появляются элементы мистицизма, философия смыкается с религией, нарастают элементы иррационализма. Разум сбавляет свои обороты.

- Обрывается связь с наукой. Центр научных исследований переносится из Афин в Александрию, а философы остаются в Афине. Не было такого, что философы одновременно и ученые.

- Ослабевает творческий момент – философия оглядывается в прошлое, из чего следует появление неопифагореизма, неоплатонизма – переосмысление учений философов прошлого.

Эпикур.

- Главная задача философии – сделать человека счастливым.

- Человеку мешает быть счастливым страхи, их много, но главных три:

- страх перед природными явления

- страх загробной жизни

- страх смерти.

- Мир – единое целое, природа не враждебна, поэтому не надо бояться природных явлений.

- Боги находятся в другом мире, не оказывают влияния на людей, душа бессмертна, загробной жизни не существует.

- Жизнь и смерть никогда не встречаются; когда жизнь есть – смерти есть, а когда приходит смерть – жизни нет. Человек не должен бояться смерти.

Гедонизм Эпикура.

- Человек достигнет счастья, если будет получать удовольствие, не все, а только необходимые.

- Эпикур купил дом и сад; в саду основал философскую школу – «Сад Эпикура» («Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо»).

Атомизм Эпикура.

- Эпикур – последовательно атомического учения Демокрита. Распространял слухи о том, что Левкипа не существует.

- Высказал идею о самоотклонении атомов (т.е. причина движения не столкновение, не вне самих атомов, а внутри них).

Стоики.

- Название школы – от архитектурного сооружения «стоя» - крылатая коллонада, где проводил беседы с учениками. Основатель стоицизма Зенон из Китиона.

Последователи Зенона – Хрисипп и Сенека.

Основные положения стоицизма.

- Все предопределено судьбой.

- Счастья можно достичь атараксией (невозмутимостью) и апатией (невосприимчивость к ударам судьбы).

- Человек должен научиться быть нечувствительным к страданиям, подчиниться судьбе.

- Разработали теорию страстей.

- Стоицизм противоположен гедонизму и эвдемонизму.

Неоплатонизм.

- Основатель – Плотин, последователь Платона.

- Время возникновения – 3 в. н.э.

Мироздание.

- В основе всего – Единое – идеальная рационально непостижимая сущность. Разумом понять что такое единое нельзя, можно только почувствовать.

- Эманация – проистекание – из Единого, в результате чего появляется вначале мировой ум, затем мировая душа, затем единичные души и далее – материальные вещи.

- Эманация – излучение. Тогда источник не исчерпывается.

- Мир представляет собой иерархию.

Цель жизни человека.

- Восхождение к Единому.

- Единое постигается не разумом, а через сдерживание телесных влечений, через экстатическое состояние, мистическим образом соединяясь с божеством (Единым).

Платон – Платин.

- Как и у Платона – презрение к телесному, материальному миру, миру вещей.

- В отличие от Платона, больше мистики и в работах нет диалогов. Когда диалог, тогда постигаем истину через разум.

- Но диалектика присутствует: противоположности, существующие в единстве, что приводит к гармонии в мире

Киники.

- Название школы -  от греческого кинюс – собака.

- Онтологические вопросы, натурфилософия (устройство мира, его происхождение) – мало интересовали киников.

- Предмет их изучения – человек.

- Цель жизни человека – свобода.

- Человек становится свободным, если освободится от влияния общественного мнения, от богатства, от чувственных потребностей.

- Диоген – жил в бочке, свел свои потребности до минимума.

- Что попросил гревшийся на солнце Диоген у Александра Макендского? Не загораживать солнце.

- Просил подаяния у статуй.

- Люди подают нищим и калекам и никогда не подают Диогену.

- В светлое время суток ходил по городу с фонарем. Он искал человека.

Антисфен.

- «Я, скорее, готов умереть, чем испытать удовольствие.

Когда Антисфену сказали – тебя многие – он встревожился: «что же я сделал дурного?» (пренебрежение к общественному мнению).

Античная философия: выводы.

  1.  В эпоху античности сложились основные философские направления – материализм, идеализм, агностицизм, скептицизм и т.д., представлены се разделы философии (онтология, гносеология, социальная философия).
  2.  Философия в целом была ориентирована на науку, влияние религии, мифологии было незначительным, философия была свободной в поиске истины.
  3.  Не было ссылки на авторитеты, философия доказывала, аргументировала.
  4.  Но при этом оставалась умозрительной, не могла сослаться на данные экспериментальных наук, т.к. экспериментального уровня еще не было.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1054. Специфика работы по развитию графических умений в процессе обучения старших дошкольников изобразительной деятельности 389 KB
  Организация деятельности по формированию графических умений у детей старшего дошкольного возраста. Анализ собственной практической деятельности по формированию у старших дошкольников графических умений и навыков. Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе. Графические материалы и техника их использования.
1055. Система обробки аудіоінформації. Підсистема фільтрації і обробки сигналу 1.36 MB
  Обґрунтування доцільності розробки системи обробки аудіоінформації. Основні цілі створення системи та критерії ефективності її функціонування. Опис системи програмного забезпечення. Опис постановки задачі обробки та фільтрації звукового сигналу. Математичний опис алгоритму створення ефекту реверберації. Призначення і характеристика алгоритму створення ефекту луни. Математичний опис алгоритму створення ефекту затухаючої гучності.
1056. Процесс стратегического управления компании ТОО Зерде-Фито 486.5 KB
  Теоретические основы стратегического управления. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию. Выбор и разработка стратегии развития организации.
1057. Життя і творчість В.Ф. Войно-Ясенецького 128.09 KB
  Вихідною методологічною установкою даного дослідження є метод цілісного філософського аналізу творчості та світогляду мислителя, оскільки спосіб мислення і спосіб життя В.Ф. Войно-Ясенецького, постають в органічній єдності. Такий підхід дає можливість аналізу етичних поглядів В.Ф. Войно-Ясенецького як систематичного, цілісного релігійно-морального світогляду
1058. Политология Белоруссии 459 KB
  Политическая мысль в эпоху Возрождения. Общественно-политическая мысль Беларуси периода ВКЛ, РП, РИ. Политические идеи мыслителей Беларуси, ее периодизация и первые памятники. Власть как социальное явление, ее функции, структура. Государство в политической системе общества. Роль СМИ в политике. Либерализм и неолиберализ. Формы государственного устройства.
1059. Методика аудиторской проверки расчетов с бюджетом (на примере НОУ СПО Учебный центр, Омск 443 KB
  Процесс планирования аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Экономическая характеристика объекта исследования. Организация бухгалтерского и налогового учета расчетов с бюджетом. Аудиторская проверка учета расчетов с бюджетом по единому социальному налогу в НОУ СПО Учебный центр.
1060. Обработка статистической информации о надежности линии привода 3-го формирующего ролика 1-й моталки 265 KB
  Упорядочение исходной выборки наработок до отказа. Проверка статистической гипотезы о соответствии экспоненциальному распределению. Проверка статистической гипотезы о соответствии нормальному или логарифмически нормальному распределению. Графическое оценивание параметров распределений.
1061. Расчет и выбор конструкции кожухотрубного теплообменного аппарата 267 KB
  Тепловой расчет и выбор конструкции теплообменного аппарата. Устройство, передающее теплоту от одного теплоносителя к другому. Проверочный тепловой расчет теплообменного аппарата. Гидравлический расчет теплообменного аппарата. Расчет падения давления теплоносителей в трубном и межтрубном пространстве ТА.
1062. Учет финансовой отчетности в процессе управления предприятием ООО Стиль 411 KB
  Финансовая отчетность и ее роль в информационном обеспечении управления предприятием. Методы анализа устойчивости финансового состояния в процессе управления предприятием. Составление и анализ финансовой отчетности в процессе управления предприятием (на материалах ООО Стиль). Анализ устойчивости финансового состояния по данным финансовой отчетности.