86699

УРБАНИЗАЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Курсовая

География, геология и геодезия

Цель курсовой работы – изучить особенности урбанизации в России на современном этапе. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие, основные свойства и черты урбанизации, дать характеристику городского расселения, рассмотреть классификацию и типологию городов; выявить особенности урбанизации в России...

Русский

2015-04-09

140.5 KB

17 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ           3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ    5

1.1. Город: основные черты и свойства       5

1.2. Городское  расселение: классификация и типология  городов   10

2. УРБАНИЗАЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ   13

2.1. Понятие и особенности урбанизации в России     13

2.2. Урбанизация и проблемы городов в России     19

2.3. Перспективы развития урбанизации в России     22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК       29 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Одна из важнейших особенностей современной жизни нашей планеты - стремительный рост городов и городских жителей. Недаром урбанизацию называют феноменом ХХ века. Под ней понимают рост городов, увеличение доли горожан в общей численности населения, повышения роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность.

      В современной России к городскому населению относят жителей городов  и ПГТ (поселков городского типа). Причем обязательным условием является преобладающая  занятость их населения вне сферы сельского хозяйства. Для городов наименьший ценз по количеству жителей - 12 тыс., а для ПГТ он отсутствует.

      В качестве основного показателя крупности  города выступает численность населения. Численность населения Российской Федерации в на 1 июля 2008 года составила 141,9 млн. человек, в т.ч. 107 млн. горожан (73,1%) и 34,9 млн. сельских жителей (26,9%). Россия по численности населения находится на седьмом месте в мире, уступая лишь Китаю, Индии, Индонезии, Бразилии, Пакистану и США. В России сегодня проживают 145 миллионов 200 тысяч человек (по данным Всероссийской переписи населения 2003 года).

      Цель  курсовой работы – изучить особенности урбанизации в России на современном этапе.

      Задачи  курсовой работы:

      - раскрыть понятие, основные свойства и черты урбанизации,

      - дать характеристику городского расселения,

      - рассмотреть классификацию и типологию городов;

      - выявить особенности урбанизации  в России;

      - определить проблемы и перспективы урбанизации в России.

      Объектом  исследования выступает урбанизация в России на современном этапе развития.

      Предметом исследования – процессы трансформации  социально-структурных отношений  и связей внутри городского сообщества; факторы, влияющие на состояние жизненного пространства города.

      Методологической  основой исследования является системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения как классической и современной социологии, так и других наук (философии, социальной психологии, экономики, политологии, демографии, экологии и др.). Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы социального пространства, возникновения и развития городских поселений, устойчивого развития урботерриторий.

      В работе использовались теоретические  и эмпирические методы, среди которых теоретический анализ, синтез, научное обобщение, аналогия, прогнозирование, наблюдение, интервьюирование, анализ документов, контент-анализ прессы, сравнительный анализ научных источников и документальной законодательной базы по региону, вторичный анализ данных, полученных другими исследовательскими коллективами.

      Теоретической основой курсовой работы являются научные  исследования известных авторов  в сфере социальной географии, социологии, экономики, геоурбанистики.

     Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух теоретических глав, заключение и библиографический список. 
 
 
 
 

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ

1.1. Город: основные черты и свойства 

      Город - очень емкая форма территориальной  организации жизнедеятельности, которая вбирает все черты, присущие обществу. Не случайно город определяют как модель создавшего его общества. Философ П.Г.Щедровицкий говорит о том, что в городах есть все, и это очень затрудняет определение города как явления.

      Краткие энциклопедические определения характеризуют город лишь в самом общем виде. Город - населенный пункт, отнесенный согласно законодательству государства к категории городов. Как правило, он обладает значительной численностью населения (по сравнению с сельскими поселениями), которое занято главным образом вне сельского хозяйства - в промышленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре. Законодательство России устанавливает, что минимальная численность населения города - 12 тыс. человек, а минимальная доля рабочих, служащих и членов их семей в общей численности - 65%.

      Вопрос  об основных чертах и свойствах города, казалось бы простой, но на самом деле необычайно сложный. Если бы город как  явление был познан глубоко, не было бы тех систематических просчетов и ошибок, которыми изобилует практика градостроительства. Архитектор А.Э. Гутнов спрашивает: "Почему город неизведан? Ведь мы создаем его собственными руками, своей волей. Он ведет себя совсем не так, как ему предписано. Иногда кажется, что он делает это нарочно, назло нашим тщательно продуманным сбалансированным планам - растет там, где ему надлежит остановиться, и нерешительно топчется там, где мы проектируем рост".1 Усилия по ограничению роста больших городов и активизации малых и средних, столь важные для России, оборачивались совсем противоположной картиной: большие города продолжали расти, а малые хиреть.

      Конечно, особое значение имеет фактор неопределенности. Город проектируется и строится на века. Он войдет в те времена, о  которых авторы проекта не могли иметь сколько-нибудь точного представления. Появятся новые факторы и условия, перед городом возникнет трудная задача адаптации. Но главное все же не в этом. Главное - в самом городе, в его свойствах, поведении, закономерностях развития, его саморазвитии, в непредсказуемости поведения. Дж. Феррестер сказал: "Город - контринтуитивен. Нельзя управлять его развитием, исходя из соображений здравого смысла".2

      Истинный  город многофункционален. Присущая ему сложная концентрация многообразия обеспечивает городу экономическую устойчивость. В последние годы в очень трудном положении оказались именно специализированные города, например, города-курорты, города-центры текстильной промышленности. Многофункциональность создает базу для социального разнообразия. Расширяются возможности выбора профессии, места учебы и работы, способов проведения досуга, самообразования, встреч по интересам. У жителей многофункционального города богатство общения. И как экономические центры и как среда жизни многофункциональные города предпочтительны. Курс на многофункциональность в развитии города закономерен и естественен. Даже когда город сохраняет специализацию, у него есть возможность стать своего рода специализированным комплексом. В нем основная функция играет роль стержня, вокруг которого формируются сопутствующие и дополняющие виды деятельности.

      Город динамичен и в развитии, и в  функционировании. Ему свойственна  высокая концентрация взаимодействий. Динамизм города проявляется в трансформации  функциональной структуры, в территориальном росте, перепланировке, обновлении застройки, в обогащении городской среды, в притоке нового населения. Эти свойства города породили концепции динамического города.

      Город исторически многослоен. Это украшающее город свойство может также стать причиной возникновения многих трудностей, воздвигнуть барьеры на пути развития и реконструкции. В исторических городах видна история. К ней можно прикоснуться. Это города с особой атмосферой. Забота о том, чтобы города приобретали и сохраняли историческую многослойность, должна проявляться и в отношении новых городов. Здесь надлежит использовать историческую память местности, ее исторический дух. Н.К.Рерих говорил, что нет мест, где бы ничего не было.

      Благодаря постоянному обновлению, динамизму, концентрации многообразия, особым свойствам многоконтактной среды, город является местом зарождения, становления и развития нового. Главное предназначение истинного города - быть двигателем прогресса. П.Г.Щедровицкий говорил, что "... город есть форма выращивания и создания ресурса для развития", "... город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим".

      Высокий интеллектуальный потенциал делает город духовной мастерской человечества. Эта способность города быть генератором  идей связана с его особой городской средой, которую надо рассматривать как один из главных ресурсов города.

      Городская среда - сложное, ключевое понятие. Изучение свойств и особенностей городской  среды открывает путь к познанию города, его сущности как явления. Городская среда - важнейшая составная часть потенциала города. Она позволяет реализовать творческий потенциал общества и способствует накоплению энергии общества для движения вперед.

      Городская среда представляет собой совокупность многочисленных и разнообразных  каналов массовых коммуникаций, форм и способов общения, подключения к источникам разнообразной информации. Ее фундаментальный признак - нарастающее разнообразие. О.Н. Яницкий делает вывод о том, что научно-технический прогресс не может развиваться без нарастающего разнообразия связей и общения. Разнообразие создает широту возможностей для приобщения человека к бесконечному миру культуры. Городская среда определяет притягательность большого города.

      Социолог  А.С. Ахиезер3 считает, что качество городской среды, в конечном счете, определяется способностью городов, с одной стороны, быть фокусом творческих сил общества, реализовывать и концентрировать творческий потенциал и, с другой стороны, создавать необходимые условия для приобщения каждой личности к различным формам жизни города.

      Городской среде свойственна многокомпонентность. Она образована и материальными (элементы города и природа), и духовными  составляющими. Население - субъект, на которого ориентирована среда. И  в то же время оно является элементом  среды. Состав населения очень сильно влияет на состояние и свойства среды.

      В силу присущих ему свойств город, как считает З.Н. Яргина, проявил себя как "наиболее масштабная и содержательная форма пространственной организации общества". История человечества, события XX в подтверждают, что городу нет альтернативы.

      Со  структурной сложностью и сложностью динамики города связаны такие его  свойства, как противоречивость, проблемность, парадоксальность. Город - противоречивая форма территориальной организации общества. Противоречия заложены в нем изначально, заключены в самой его сущности. Они могут быть ослаблены продуманным регулированием, а могут быть и усилены ошибками и просчетами руководителей и проектировщиков. Но корень проблем и противоречий - лишь отчасти в действиях людей. Противоречия и проблемы порождает сам город.

      Ресурсы города используются разными функциями, между которыми и возникают противоречия - своего рода конкуренция функций. Проявляется конфронтация между  старыми и новыми производствами. Разные слои населения предъявляют разные требования к организации городской среды, стремятся сформировать ее в соответствии со своими потребностями, вкусами и представлениями. Город, увеличиваясь в размерах, как бы вырастает из ставшей ему тесной одежды. Становятся слишком узкими улицы, не способные пропускать возросшие потоки транспорта. Центр не справляется с обслуживанием и города, и агломерации. Мощность систем коммунального хозяйства оказывается исчерпанной.

      Выражение американца Б.Берри "город - система  в системе городов" стало крылатым. Оно лаконично и точно выражает и суть города, и указывает на его место в расселении. Системный подход к изучению и проектированию города плодотворен и необходим. Город - система, но система весьма парадоксальная. Разные элементы города развиваются разными темпами. Происходит рассогласование системы, нарушение соразмерности и соответствия составляющих город частей и элементов. Хотя, когда город проектируется, эти соразмерность и взаимное соответствие строго обеспечивается на основе тщательных расчетов.

      Начиная свою жизнь, город ведет себя в  высшей степени своенравно. Он наступает  на свое природное окружение, в контакте с которым, прежде всего, сам заинтересован. Привлекает на свои предприятия и  стройки мигрантов, которые с  трудом приспосабливаются к жизни в условиях города, особенно, если этот город большой. Город сосредотачивает величайшие культурные ценности, но в нем возникает и социальное дно. В городе величие культуры, достижения прогресса сочетаются с явлениями социальной патологии. Будучи динамичным, являясь двигателем прогресса, что требует от самого города постоянных изменений, он одновременно и хранитель культурно-исторического наследия, замечательных творений зодчества разных эпох. Сама городская планировка является нередко историческим памятником. Вследствие этих особенностей и противоречий в городе возникает некий механизм торможения.

Задача  градостроителей - город, целиком сотканный  из проблем и противоречий, сделать  гармоничным и удобным, обладающим полноценной городской средой - необычайно сложна. Ее решение требует надежных научных оснований.  
 

1.2. Городское расселение: классификация и типология городов 

      Понятие города неразрывно связано с представлением о центре в сети расселения - функциональном, населенном, жилом. В экономическом смысле город, городское поселение – это, прежде всего населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством.

      Главные детерминанты города - величина и функциональный профиль. Эти признаки положены в  основу научной классификации и типологии городских поселений.

      При подразделении городов на небольшие, малые, средние, большие, крупные и  т.д. обычно применяется критерий численности  населения (величины города).

      Нижней  границей города считается, как правило, численность населения не менее 10 тыс. чел.

      Города  с населением 50-100 тыс. чел. могут  быть названы средними городами, города с населением свыше 100 тыс. чел. традиционно  относятся к большим, а с населением менее 50 тыс. чел. - к небольшим.

      В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 тыс. чел. группы городов с населением менее и более 20 тыс. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5-10 тыс. чел., максимум до 20-25 тыс. чел. и городов с населением 30-50 тыс. чел. имеет существенные различия.

      Города (а также все городские поселения  той же величины, включая поселки  городского типа) с населением до 20 тыс. чел. следует относить к малым, тогда как города с населением 20-50 тыс. чел. - категория переходного  типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым.

      В градостроительной и экономико-географической литературе уже неоднократно отмечалась недостаточность группировки городов  по одной лишь величине и выдвигались  предложения дополнить ее научно обоснованной типологией по экономической базе городов, по сочетанию их ведущих функций.

      В каждой из функций города можно выделить два аспекта: внутренний и внешний (градообслуживающий и градообразующий). Внутренний аспект связан с тем, что город должен обеспечить условия своего собственного функционирования и развития. Внешний аспект обусловлен тем, что город, являясь звеном в цепи территориального разделения труда, имеет определенные обязательства перед другими составляющими территориальной социально-экономической системы.

      Основой комплексной характеристики городского расселения служит выявление градообразующих  функций города. Именно эти функции (в различных сочетаниях) определяют функциональный профиль того или  иного города, его место в системе функциональных взаимосвязей, сложившихся в том или ином регионе.

      Функциональный  профиль может быть правильно  определен только на основании анализа  полной хозяйственной структуры  городов, который должен опираться  на систему количественных показателей. Чтобы охарактеризовать градообразующие функции, нужно выделить градообразующие контингенты трудящихся из всего населения города.

      Города, где доля занятых в промышленно-транспортной сфере и в промышленности выше аналогичных среднероссийских значений, относятся к типу городов - индустриальных центров. Города, где показатели занятости в промышленно-транспортной сфере и в промышленности соответственно ниже средне-российских показателей, являются в подавляющем большинстве городами непромышленными.

      Существование городов различных типов обусловлено  необходимостью иметь различные  составляющие экономического организма, как многопрофильные, так и специализированные.

      Следует отметить, что всякая классификация  носит условный характер. Выделение  основных функциональных типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.4

      Таким образом, основной формой расселения людей все в большей степени становятся города. Они оказывают возрастающее влияние на всю окружающую их местность. Город - это крупный населенный пункт, выполняющий промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурные, транспортные и другие (но не сельскохозяйственные) функции.5 «Крупность» города измеряется численностью живущих в нем людей, т.е. людностью. Можно еще добавить, что город характеризуется концентрацией населения и хозяйства на сравнительно небольшой территории. 

 

2. УРБАНИЗАЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Понятие и особенности урбанизации в России 

      Урбанизация - один из наиболее ярких феноменов  современности. Урбанизированные территории занимают немногим более 1% площади  земной суши, но концентрируют свыше 45% всего населения Земли, производят 80% ВВП, но при этом дают 80% всех выбросов в атмосферу и гидросферу. Урбанизация в XX в., оказывая глубокое и разностороннее влияние на жизнь человечества, коренным образом преобразовала мир, окружающую среду и самого человека. Проблемы урбанизации интересуют всех. Вместе с тем трудно указать другую область знания, где бы столь велик был разброс взглядов, мнений, концепций не только о путях развития исследуемых процессов, но даже и в оценке существующих тенденций, столь противоречивы, порой парадоксальны проявления этих процессов, столь актуальна и важна задача прогнозирования и управления ими.

      Урбанизация в широком смысле - исторический процесс увеличения роли городов  в развитии общества, распространения  городского образа жизни на всю совокупность населенных мест, усиления развития и концентрации производительных сил и форм социального общения. Ни одного из более узких понятий, характеризующих те или иные стороны этого процесса (рост городов и городского населения, увеличение доли горожан в общей численности населения, достигнутая доля городского населения, городской образ жизни), не достаточно для его полной характеристики. Не нужно при этом смешивать понятие урбанизации в широком смысле с понятием урбанизации в узком, демографо-статистическом смысле. Второе - это рост городов, особенно больших, увеличение доли горожан в населении страны, региона, мира.

      Урбанизация в узком смысле, безусловно, имеет  место. Так, с 1800 г. к 90-м XX в. доля горожан  в населении Земли выроста  более чем в 15 раз, а численность  городского населения - почти в 80 раз, причем ее рост особенно ускорился во второй половине XX в.

      Выделяют пять стадий урбанизации:6

      1. относительно равномерное расселение, дифференцированное в соответствии  с естественным ландшафтом; города  лишь появились, их население растет медленнее, чем сельское;

      2. быстрый рост населения городов  (более быстрый, чем сельского  населения), связанный с выгодами  их местоположения; концентрация  населения в городах;

      3. формирование вокруг крупных городов пригородных зон - возникновение городских агломераций, но при более быстром росте центральных городов по сравнению с пригородами; сельское население сокращается;

      4. развитие городских агломераций  путем более быстрого (по сравнению  с центральными городами) развития  пригородов - субурбанизация;

      5. деконцентрация населения, замедление  темпов роста городских агломераций  в целом, рост населения на  примыкающих к городским агломерациям  внеагломерационных территориях  - эксурбанизация.

      Процесс урбанизации охватил все страны, особенно индустриально развитые, что привело к тому, что большинство населения сосредоточилось в городских поселениях. При этом градообразующими факторами стала не только концентрация промышленности, но и наука, отдых, переработка сырья, в том числе и сельскохозяйственного, и т.д.

      Результаты  урбанизации в России в XX в. весьма внушительны. Перепись населения 1897 г. зафиксировала невысокий уровень  урбанизированности страны. В границах современной России насчитывалось 48 губернских и областных городов, 332 уездных, 50 заштатных и безуездных, 37 посадов и 7 пригородов. Более 120 уездных городов, (свыше 1/3 общего их числа) располагались на расстоянии свыше 25 км от железной дороги. Имелось всего лишь 16 городов с числом жителей более 50 тыс. человек, и только 7 из них являлись большими. Редкая сеть городов была явно недостаточна для огромной страны. Многие города были экономически хилыми.

      В течение десятилетий сеть городов  существенно обновилась. Из имевшихся  на начало 1989 г. (последняя перепись населения в СССР) 1001 города (без городов Южного Сахалина и Калининградской области) 369 существовало до революции, а 632 образовано после нее. Таким образом, почти 2/3 российских городов - новые. Насчитывается около 170 больших городов, на долю которых приходится примерно 70% городского населения страны. Подлинным подвигом надо считать строительство городов на севере и востоке России. Произошло усиление опорного каркаса расселения. В него вошли не только сильно выросшие традиционные центры, но и новые многофункциональные города, возглавившие вновь образованные области - Белгород, Липецк, Кемерово, Челябинск, Курган и ряд других. Из незначительных в прошлом городов развились столицы национальных республик - Сыктывкар, Чебоксары, Йошкар-Ола, Саранск, Нальчик и ряд других.

      В то же время на качестве городов весьма негативно сказалась такие особенности советской урбанизации, как ведущее значение индустриализации. Типичен был хронический недостаток средств, выделяемых на развитие социальной сферы в городах, их техническое оснащение и благоустройство. Широко была распространена практика преобразования в города сельских поселений, которые, наделяясь городскими функциями, зачастую, не приобретали городского облика, не менялся образ жизни их обитателей. В ряде случаев при исчислении в нашей стране реального городского населения рекомендовалось принимать во внимание наличие скрытого городского населения (жителей сельских поселений несельскохозяйственного профиля). Но резонно также учитывать и скрытое сельское население в городах, в полной мере городами пока не ставшими.

      Промышленность, причем крупная, явилась причиной возникновения  подавляющего числа новых городов, преображения и роста традиционных центров. Новые города, возникшие  при крупных предприятиях, оставались в значительной степени поселками. Их можно было считать жилищно-коммунальными цехами заводов или комбинатов. Другие функции, помимо промышленных, развивались недостаточно, за исключением тех, которые были также связаны с ведущей промышленностью, ее непосредственным обслуживанием - строительство и производство строительных материалов, транспорт, подготовка кадров. Узкоотраслевой профиль сказывался на социально-профессиональном составе населения. Город не развивался как многофункциональное образование, что влекло за собой и его социальную ущербность.

      Традиционный  многофункциональный город - в прошлом  губернский, а ныне областной центр - в результате внедрения в него крупной промышленности приобретал своего рода промышленный флюс, деформировавший  его функциональную структуру. Даже в Санкт-Петербурге, в котором функциональная структура продолжала быть окрашенной столичностью, доля промышленности в структуре занятости достигает 50%. А в центрах регионов, по сравнению с другими городами, наиболее далеко ушедшими по пути развития многофункциональности, - Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Самаре, она значительно выше.

      Промышленность  как бы блокировала развитие других видов деятельности. Город характеризовался социальными изъянами. Хотя часть  городов - промышленных новостроек (Новокузнецк, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Норильск и другие)- развивались в сторону многофункциональности, однако и у них пресс крупной промышленности оказался чрезмерным.

 Быстрое развитие промышленности, стимулировавшее  скачкообразный рост городов, повлекло за собой шлейф негативных последствий. К числу их относится чрезмерно быстрое формирование населения из преимущественно сельских мигрантов. В результате в больших городах образовался значительный слой маргинального населения, с трудом адаптировавшегося к новым условиям жизни. Вчерашние сельские жители - они еще не стали горожанами- с трудом усваивали городской образ жизни.

      Необходимость строительства новых промышленных и жилых районов вызвала растягивание территории города, его коммуникаций. На строительство новых районов уходила львиная доля средств, в результате чего их явно не хватало для реконструкции и просто содержания в порядке старой части городов, даже их центров.

      Произошло резкое ухудшение экологической  ситуации. По данным Генеральной схемы  расселения только 15% городских жителей России проживает на территории с уровнем загрязнения атмосферы в пределах допустимого; 32% - в районах слабого загрязнения; 33% - умеренного; 17% - сильного и 3% - очень сильного. Экологически опасные ситуации с тенденцией к ее обострению проявляются на площади около 2,5 млн. км кв. Крупные города влияют на окружающую среду в радиусе, который в 50 раз превышает радиус их собственной территории.

      На  карте "Города России с наиболее тяжелым экологическим состоянием" показано 140 городов. Это 13,2% общего числа  городов России. Первенство по выбросам в атмосферу у Норильска, где  ежегодный выброс составляет 2486 тыс. тонн. Это в 3,7 раз больше, чем у следующего за ним Новокузнецка по объему и в 12,7 раз больше при пересчете на душу населения. По объему сброса загрязненных вод первое место занимает Москва - 2394 млн. т в год, второе - Санкт-Петербург. Замыкает этот список Чапаевск - спутник Самары. Здесь сброс равен 44 млн.т, но в пересчете на душу населения он опережает Москву (соответственно 449 и 276 т на человека в год).

      В числе экологически особо неблагополучных - все города-миллионеры (их в России 13), все крупнейшие города (22), подавляющее  число республиканских, краевых и областных центров (63 из 72), больших городов вообще (113 из 165). В этом списке 14 малых и 13 средних городов, преимущественно центров черной и цветной металлургии, химии, целлюлозно-бумажной промышленности. Удручает факт нахождения в перечне неблагополучных городов-курортов Сочи и Пятигорска, а также достаточно многочисленных городов - новостроек. Декларируя тезис об экологическом приоритете, о том, что целью производства является человек, мы создавали города, в которых условия жизни были ненормальными.

      В Москве после резкого скачкообразного  расширения городских границ в 1960 г. промышленность, исторически размещавшаяся  на окраинах города, оказалась глубоко  в "теле" города. Сейчас основные промышленные зоны расположены в  Москве ближе к центру, нежели к городской черте. Жилые районы, созданные в последние тридцать-сорок лет, "перепрыгнули" основной промышленный пояс, что привело к функциональной чересполосице. Кроме того, необходимость сблизить места жительства с местами работы вызвала появление новых промышленных зон в периферийной части столицы - Чертаново, Очаково, Дегунино и в ряде других.

      Можно сказать, что в России сейчас множество  городов без полноценной городской  среды, с недостаточно городской  функциональной структурой, с не вполне городским населением. Как ни парадоксально это звучит, но многие российские города недостаточно урбанизированы. Еще в 1910 г. В.П.Семенов-Тян-Шанский опубликовал в книге "Город и деревня в Европейской России" данные проведенного им анализа городов. Из 761 города, которые имелись в то время на территории России (в тогдашних границах), к "истинным"( по показателю "торгово-промышленной бойкости") он отнес 534, а 327 или около 30% общего числа, истинными городами не являлись. Результаты этой работы показали, что значительная часть российских городов были лишь экономически неполноценными административными центрами. Часть городов явно деградировала и находилась на пути возвращения в ряды сельских поселений, что на протяжении всего XIX в., а также в первые десятилетия советской власти и происходило.

      Россия  вполне заслужила название страны, в которой сеть городов находилась на протяжении веков в состоянии  перманентной перестройки, все время  адаптирующейся к изменяющимся условиям, в частности, реагирующей на расширение государственных границ, строительство железных дорог, освоение новых районов.

      Итак, к числу важнейших социально-экономических процессов относится урбанизация — процесс роста городов и городского населения, усиление их роли, широкое распространение городского образа жизни. 
 

2.2. Урбанизация и проблемы городов в России 

      В настоящее время основными проблемами городов в России являются:

      1. Незавершённый, ущербный, односторонний характер  развития самого  процесса урбанизации. Эта особенность лежит в основе большинства других, о которых будет идти речь ниже. Она является прямым результатом формирования урбанизации в качестве побочного продукта индустриализации, пренебрежения к потребностям человека в городе, социальной сфере на протяжении десятилетий специфических собственно городских проблем.

      Незавершённый характер урбанизации заключается  в том, что далеко не всё городское  население и поныне включено в  городской образ жизни по характеру  занятости, уровню обслуживания, разнообразию досуга и. т. д. В общем приросте городского населения страны примерно 70% составляли вчерашние сельские жители. Чрезмерная в ряде районов миграция из села в город усугублялась часто непродуманными административными преобразованиями сельских территорий в городские. Это способствовало возникновению явления, известного в литературе как «ложная урбанизация» и характерного для многих развивающихся стран, а в СНГ - особенно для стран Средней Азии. Всё это имело негативные последствия не только для города, не и для сельской местности.

      2. Низкое качество  городской среды. Низкое качество городской среды - прямое следствие сказанного выше; оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры - всё это характерно не только для подавляющего большинства малых городов, особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия.

      3. Экологическое неблагополучие  городского развития. Проблемы экологии за последние два-три десятилетия приобрели особую остроту в связи с резко возросшим загрязнением воздушного бассейна и водных ресурсов городов. Почти все большие города бывшего СССР, а некоторые специализированные промышленные центры и с населением менее 100 тыс. жителей подошли к экологическому пределу своего роста из-за отсталой технологии развития промышленности и автотранспорта - основных загрязнителей (роль последнего в загрязнении крупных городов достигает 70-90%).

      К началу 90-х гг. в СССР насчитывалось  около 100 городов с критическим  экологическим состоянием. Неблагополучие городской среды связано не только с величиной города, но и с особенностями  его функциональной структуры, микроположения, местных условий и т. д. Рекордсменами по суммарному выбросу вредных веществ в атмосферу тогда являлись Норильск (2,4 млн. т в 1986 г., население 173 тыс. человек в 1990 г.), Кривой Рог (1,6; 717), Экибастуз (1,6; 137), Москва (1,25; 9100); Новокузнецк (1,1; 601); Темиртау (1,1 млн. т; 213 тыс. человек). Ещё 8 городов отличались значительным превышением ПДК по отдельным веществам или высоким содержанием пыли; среди них не только крупные, но и небольшие города с населением около 50 тыс. жителей (Кириши, Благовещенск в Башкирии).

      4. Асимметричность городского расселения. Между европейской и азиатской частями страны, между её югом и севером наблюдается асимметричность городского расселения. В европейской части расположены около 4/5 всех городов СССР: там находятся 127 из 165 больших городов России (77%). В этой наиболее освоенной части России лишь крайние северные территории и район Прикаспия на юге неблагоприятны для жизни населения и трудны для освоения.

      В азиатской же части основная полоса расселения сильно сужена и отжата к югу. Её отличают также меньшая зрелость и сформированность сети расселения, более низкое качество городской среды, сферы обслуживания, культуры.

      5. Деформация функциональной  структуры городов,  преобладание монопрофильных  узкоспециализированных  центров. Это одно из следствий тоталитарной (военно-промышленной урбанизации), для которой характерно обилие городов одной отрасли при слабом развитии центральных функций (связей с окружающей территорией), культурного потенциала, городской среды и т. д. Даже крупные города нередко остаются всего лишь огромными посёлками при предприятиях-гигантах. Поэтому и в крупнейших столичных и региональных центрах, которые по своей природе обычно многофункциональны, чрезмерное преобладание промышленности наблюдается повсеместно.

      Все отмеченные выше особенности способствовали обострению проблем развития урбанизации России.

      Таким образом, выделяются следующие особенности  урбанизации в современной России

      1. Незавершенный односторонний характер  развития самого процесса. Урбанизация  расценивалась лишь как побочный эффект индустриализации. Миграция из села не сопровождалась созданием подлинно городского образа жизни. Многие горожане продолжали репродуцировать элементы сельского образа жизни.

      2.Высокие  темпы роста городского населения  (Приложение № 1).

      3. Крупногородской характер урбанизации. 

      4. Асимметричность размещения городского  населения между югом и севером,  востоком и западом страны.

      5. Деформация функциональной структуры  городов, преобладание монопрофильных, узконаправленных центров (городов одной отрасли).

      6. Низкое качество городской среды. 

      7. Экологическое неблагополучие урбанизации.  Свыше 100 городов выделяются критическим  состоянием экологии.  
 

2.3. Перспективы развития урбанизации в России 

      Процессы саморазвития и географическая логика формирования расселения не могут пресечься. В значительной мере именно с ними, не теряя надежды на оздоровление экономики, которое дает новый импульс развития, надо связывать перспективы пространственного развития урбанизации. Отметим, что к проявлениям саморазвития расселения мы относим агломерирование (закономерный этап постгородского развития), трансформацию функциональной структуры, выражающую стремление городов иметь структуру, адекватную их рангу, «вызревание» городов из полугородских поселений, насыщение территории центрами обслуживания.

      Решающую  роль в социально-экономическом  развитии страны в переходный период призваны сыграть крупные центры, располагающие разносторонним потенциалом, определяющим их лучшие по сравнению  с другими городами стартовые возможности в новых условиях. Эту роль успешно демонстрирует Москва. В то же время увеличившийся отрыв Москвы от других центров опасен, он чреват нарастанием напряженности между центром и периферией. Лидер должен не только идти впереди, но и обеспечивать движение вперед ведомых.

      Санкт-Петербург  в соответствии с традицией должен быть не вторым городом России, а  ее второй столицей. По культурно-историческому  потенциалу он не уступает Москве. Соизмеримы и научно-технический, а также  образовательный потенциалы. Как промышленный центр Петербург лидирует в ряде отраслей индустрии, сосредоточивает многие головные предприятия, его проектные и научно-исследовательские институты обслуживают обширнейшие районы Севера и Востока. Его никак нельзя называть просто областным городом и даже столицей Северо-Запада — сфера его влияния намного шире.

      На  следующей ступени иерархии располагаются  региональные центры и субцентры. За десятилетия интенсивного развития города-лидеры нарастили свою экономическую  базу, развили производственные, научные, образовательные, управленческие, культурные функции, сформировали сочетания отраслей и видов деятельности, обеспечивающих прогресс, прорыв на новые уровни развития. Еще больше возрастает роль сибирской столицы Новосибирска Усиление связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Японией и Китаем, сможет благоприятно сказаться на ускоренном и более масштабном развитии городов-лидеров Дальнего Востока. Региональные центры образуют своего рода сердцевину опорного каркаса расселения, которую условно можно назвать суперкаркасом расселения. Кроме того, заметную роль в качестве точек роста сыграют наукограды.

В соответствии с географической логикой  развития территориальной структуры  хозяйства и расселения, с настойчиво повторяющимися предложениями о сооружении новых трансроссийских магистралей нужно признать не только целесообразным, но и необходимым формирование новых осей развития. Эти оси явятся продолжением транспортных общеевропейских коридоров, которые в недалеком будущем определят транспортный каркас Европы.

      Надо  полагать, что произойдет формирование и последовательное усиление контактных зон, призванных развивать взаимодействие районов России между собой и  включение страны в мирохозяйственные  связи.

      Растущее  значение приобретает формирующаяся Предсеверная контактная зона, которая, располагаясь на подступах к Северу (вдоль его южной окраины), выполнит роль плацдарма освоения северных районов, места обеспечения функционирования северных промышленных центров и места переработки северного сырья. Эта очень важная структура в территориальном устройстве России в перспективе пройдет через всю страну от западной границы Архангельской области до Тихого океана Ее осью станет Севсиб — вторая широтная железнодорожная магистраль, вместе с БАМом на востоке и Баренцкомуром (Баренцево море — Коми — Урал) на западе. Она станет также осевой линией зоны освоения собственных, очень значительных, богатств и, возможно, участка грандиозной транзитной магистрали Запад—Восток. Ее преимущества — в сокращении пути и удаленности от южных границ, что может иметь стратегическое значение. Следует отметить, что на отдельных участках эта полоса складывается вдоль уже существующих железных дорог — БАМ, Средняя Обь, Хребтовая — Усть-Илимск (Братско — Усть-Илимский узел), строится Белкомур (Белое море — Коми — Урал), запроектирован Баренцкомур, который начнется от  намечаемого порта в бухте Индига

      Сибирские ученые — экономисты и географы — полагают, что «в перспективе  на рубеже XX и XXI веков в результате промышленного развития Сибири и приобретения ею новой роли в мировой экономической системе произойдут не просто развитие производительных сил Сибири, но и принципиальные изменения их размещения и территориальной организации. Если XX век стал веком формирования южного широтного экономического пояса вдоль Транссиба, то XXI век станет периодом образования нового широтного экономического пояса, который будет простираться в пределах Ближнего Севера от Урала до Тихого океана вдоль новой железнодорожной магистрали, объединяющей Севсиб и БАМ».7

      Нарастающее значение должны приобрести Приморские контактные зоны. Приморская (Владивосток, Находка, Восточный, Зарубино, Посьет с  усилением роли портово-промышленного  узла Ванино — Совгавань), Балтийская (северное и южное побережье Финского залива, объединяемые Санкт-Петербургом), Северная (особое значение Мурманского портово-промышленного района), Черноморская (Анапа — Геленджик — Новороссийск — Туапсе — Сочи) и Прикаспийская (ее перспективы связаны с прохождением трансконтинентального транспортного коридора Север — Юг).

      Предгорная  контактная зона на стыке гор и  равнин на Северном Кавказе уже проявилась в высшей степени отчетливо как  полоса концентрации населения и  хозяйства. Здесь расположены все  столицы национальных республик, курортные районы, центры горнодобывающей промышленности, развито многоотраслевое сельское хозяйство.

      В целях компенсации утраты портов в бывших союзных республиках  — соседях России целесообразно  сооружение портов на российских участках балтийского и черноморского побережий. Запроектированы и уже сооружаются порты в Усть-Луге, Приморске, в бухте Батарейной на побережье Финского залива (Высоцк). Предполагается расширить Новороссийск и построить порты на Азовском море (западнее Таганрога и на Таманском полуострове). К существующим портам в Южном Приморье может добавиться порт в устье реки Туманной. Несомненна целесообразность формирования мощного портово-промышленного комплекса и на стыке БАМа с тихоокеанским побережьем (Советская Гавань — Ванино).

      Реанимация  Северного морского пути, в чем заинтересованы не только Россия, но и страны Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Япония, разворачивание добычи полезных ископаемых на месторождениях материкового шельфа и прибрежной части евразийского материка, целесообразность создания новых выходов из Сибири на мировые транспортные пути через Север — все это выдвигает задачу сооружения новых портов на берегах морей Северного Ледовитого океана. В качестве наиболее подходящих мест проектировщики называют бухту Индигу (восточнее Чешской губы), губу Бельковскую (западное побережье Югорского полуострова) — район Диксона.

      Еще одним типом контактных зон является новое российское приграничье —  на рубежах со странами Балтии, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном. С российской стороны оно образовано районами, до недавних пор находившимися «в глубине России». Часть из них — Псковская, Новгородская, Смоленская, Брянская и Курская области, северокавказские республики — недостаточно развиты. Для того чтобы приграничные зоны смогли стать поясом интеграции, потребуются более совершенная инфраструктура и развитая сеть городов, способных выступить в роли интеграционных узлов.

      Сближение больших городов указывает на те части России, которые вследствие совокупности благоприятных причин выделялись высокими темпами и результатами развития. Проявлению саморазвития территориальной структуры хозяйства и расселения следует содействовать целенаправленными мерами на основе специально разрабатываемых программ. В свое время В.П. Семеновым-Тян-Шанским была выдвинута идея формирования «колонизационных баз».8 Эта идея остается плодотворной и в начале XXI века. Развивая ее, можно ориентировочно наметить три основные опорные базы — Центральную, Волго-Уральскую и Южно-Сибирскую, и три дополнительные — Северо-Кавказскую, Прибайкальскую и Приамурско-Приморскую. В них концентрируется преобладающая часть городов — точек роста.

      Роль, которую предстоит сыграть городам, требует осознания их места и  значения в жизни общества, в общественном прогрессе, в рационализации территориального устройства России. До сих пор такого осознания ни в обществе, ни во властных структурах не достигнуто. 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Таким образом, мы раскрыли, что под городом следует понимать социальную систему, расположенную в конкретных условиях географического пространства, поскольку вероятность появления и скопления социально-значимых ролей города зависит от наличия природных ресурсов, климата и т. д. Социальное пространство города выступает "местосвершением" обмена социальными практиками и может быть представлено как образуемая силами внутренних социальных связей территория, гомогенная по избранному ряду критериев–определений.

      Как социальная система город обладает всеми свойствами, общими из которых  являются: целостность (эмерждентность), целенаправленность функционирования, иерархичность строения, вероятностный характер состояния и поведения, способность к самоорганизации. Наличие данного свойства, имманентно присущего городу, дает возможность исследовать город как процесс, поскольку самоорганизация системы есть не что иное, как установление в диссипативной среде пространственных структур(причем эволюционирующих во времени), параметры которых определяются самой системой и слабо зависят от пространственной структуры источника неравновесности, первоначального состояния системы, а зачастую и граничных условий.

      Проблемы  современных городов страны –  это во многом следствие непродуманной  градостроительной политики и непонимания  сущности процессов урбанизации. В  рамках плановой экономики урбанизация рассматривалась как управляемый процесс со всеми вытекающими последствиями. Среди характерных черт отечественной урбанизации следует назвать: высокую скорость урбанизации, вызванную советской индустриализацией; значительные региональные различия в уровне и тенденциях урбанизации; разреженность сети городов; специфическую субурбанизацию; диспропорции социального развития городов.

      В современных условиях, когда города стремительно превращаются в громоздкие агломерации, изменяются их пространственные структуры и образ жизни живущих в них людей, необходимы новые подходы к регулированию и планированию их развития. В России почти все проблемы современной стадии мирового процесса урбанизации проявляются с особой остротой и специфичностью. Очевидно, что необходимо создание комплексных программ развития для каждого отдельного города, программ, которые явились бы результатом совместной работы ученых и практиков различных областей знания и сфер деятельности, иначе говоря, необходимо социоинженерное планирование развития городов. Отправной точкой в таких комплексных программах должна стать фиксация исторически сложившегося культурно–хозяйственного облика города, определяющего его культурный, экономический, социальный потенциал. Исходя из научно обоснованных представлений об этом потенциале, должны определяться конкретные направления современного и будущего развития города. К сожалению, следует признать, что уровень исследований и практических разработок по социоинженерному проектированию городов пока оставляет желать лучшего. Поэтому задача подготовки новой генерации специалистов, владеющих методологией и практикой социального проектирования городов, представляется крайне важной и необходимой. В связи с этим имеющее практическую направленность исследование процессов, развивающихся в современных крупных городах, должно способствовать решению этой задачи.

      Природа и имманентно присущие свойства и  качества городской среды, ее способность  концентрировать в себе все разнообразие общественных процессов и содействовать к продвижению общей цели делают город "социоклеточкой" становления и развития гражданского общества в стране. Чтобы по настоящему знать и понимать общество, прогнозировать пути его развития и наши собственные судьбы, необходимо в общих городских "шумах" не только слышать, но и сделать все, чтобы был услышан властью, голос горожан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  

  1.  Активизация социально-экономического развития городов  и регионов. // Евроград. – 2000. –  №13. – 74 с.
  2.  Алексеев А.И., Бабурин В.Л., Гладкевич Г.И. и др. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2006. - 607 с.
  3.  Алексеев А. И., Зубаревич Н. В. Кризис урбанизации и сельская местность // Миграции и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. – М.: Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ, 1999.
  4.  Алексеева Т. И. Город как саморазвивающаяся система: контуры новой парадигмы/ Т. И. Алексеева // Город как социокультурное явление исторического процесса / РАН. – М.: Наука, 1995. – С. 38 – 46.
  5.  Ахиезер А. С. Город – фокус урбанизационного процесса. / А. С. Ахиезер // Город как социокультурное явление исторического процесса / РАН. – М.: Наука, 1995.
  6.  Бурханова Н.М. Экономическая география. - М.: Эксмо, 2007. - 32 с.
  7.  Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. - М.: Гардарики, 2005. - 152 с.
  8.  Вагин В. В. Городская социология: учеб. пособ. для муниципальных управляющих / В. В. Вагин. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
  9.  Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. - М.: Гардарика, Литературно-издательское агенство "Кафедра-М", 1999.
  10.  Глазычев В. Л. Город России на пороге урбанизации / В. Л. Глазычев / Город как социокультурное явление исторического процесса. – М.: Наука, 1995.
  11.  Дулина Н. В. Современный российский город: теория, методология и практика исследования / Н. В. Дулина, Н. В. Кузнецова, С. О. Лебедева, В. В. Токарев. – Волгоград, 2004. – 180 с.
  12.  Зеленов Л. А. Социология города: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / Л. А. Зеленов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
  13.  Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода / Н. В. Зубаревич. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 264 с.
  14.  Кобилев А. Г. Город в трансформирующемся обществе: управление социально-экономической жизнедеятельностью / А. Г. Кобилев. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. – 192 с.
  15.  Крупные города на пороге XXI века: проблемы, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. В 2 частях. – Волгоград: ВолгГАСА, 2000. – Ч. 2. – 138 с.
  16.  Лимонов Л. Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии / Л. Э. Лимонов / науч. ред. О. П. Литовка. – СПб.: Наука, 2004. – 270 с.
  17.  Медков В. М. Демография: учебник / В. М. Медков. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 576 с.
  18.  Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. М., 2000.
  19.  Передерий А.А. Классификация и типология городов. Интернет ресурс © МГТУ 2000 / webmaster@mstu.edu.ru.
  20.  Пивоваров Ю. Л. Географическое учение об урбанизации: проблемы и поиски решений / Ю. Л. Пивоваров // Свободная мысль. – 1995. – № 4.
  21.  Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. М., 2002.
  22.  Сайко Э. В. Город как особый организм и фактор социокультурного развития / Э. В. Сайко // Город как социокультурное явление исторического процесса / РАН. – М.: Наука, 1995.
  23.  Экономический словарь / под ред. А.И. Архипова. - ТК «Велби». Издательство «Проспект», 2004.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79115. Понятие социального института, его характерные признаки 91 KB
  Понятие социальной организации. Формальные и неформальные организации. Это учреждения и организации связанные с осуществлением и распределением политической власти: государство партии армия правоохранительные учреждения профсоюзы политические движения в том числе различные женские молодежные расовые и национальные движения – за равноправие женщин за права молодежи национально-освободительные организации. Понятие социальной организации.
79116. Баптистское движение 15.32 KB
  Основные положения вероучения были разработаны бывшим католическим священником Ульрихом Цвингли. В сотериологии Цвингли придерживался учения о спасении через веру в заместительную жертву Христа. Разногласие Цвингли и Лютера Цвингли первым из всех протестантов выступил против благодатных таинств. Цвингли первый богословски обосновал что Евхаристия это знак символ что субстанционально Христос в Евхаристии не присутствует.
79117. Вероучение анабаптистов 14.49 KB
  Они считали что получали личные откровения от Самого Бога и в свете их необходимо толковать Писание. Или только Писание или же что Писание следует толковать в свете внутренних озарений. Во всяком случае каждый человек мог толковать Писание. Писание ставилось в зависимость от внутреннего состояния человека.
79121. Возникновение и распространение адвентизма седьмого дня в мире и в России 17.48 KB
  Название адвентизм происходит от лат. Движение адвентизма зародилось в 30е годы 19 в.движение крое получило название адвентистов.