867

Алгоритм его свойства. Знакомство с программной средой Турбо Паскаль.

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Ввести понятие алгоритма, блок - схемы, рассмотреть свойства и типы алгоритма. Формировать умения составлять алгоритм, используя его свойства, блок-схемы. Ознакомить с разновидностями блок-схемами. Познакомить с программной средой Турбо Паскалем.

Русский

2012-07-01

178.5 KB

58 чел.

Красноярский край, Назаровский район, с. Павловка

МБОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

Разработал учитель информатики

Балабанова Марина Сергеевна

2012г.

Конспект урока в старшей школе.

10 класс

Тема: Алгоритм его свойства. Знакомство с программной средой Турбо Паскаль.

Цель:

  •  Развитие умственных качеств учащихся, направленных на усвоение и постоянное совершение знание и развитие собственных творческих потенциалов.
  •  Развитие логического мышления.

Образовательные задачи:

  1.  Ввести понятие алгоритма, блок - схемы, рассмотреть свойства и типы алгоритма.
  2.  формировать умения составлять алгоритм, используя его свойства, блок-схемы.
  3.  Ознакомить с разновидностями блок-схемами.
  4.  Познакомить с программной средой Турбо Паскалем.

Опорные понятия: алгоритм.

Новые знания: имя программы, свойства; блок-схемы; типы алгоритмов.

Требования к знаниям, умениям и способам деятельности:

понимать/знать: понятие алгоритма, его свойства; блок-схемы; типы алгоритмов.

уметь:  составлять алгоритм, используя все его свойства (блок-схемы, создание алгоритма решения).

использовать: полученные знания и умения для составления алгоритма.

Тип урока: комбинируемый урок.

Методы, используемые на уроке: Беседа (обсуждение); наглядный метод (презентация Power Роiпt); компьютерный практикум.

Формы работы:  коллективная.

Оборудование урока:

- лазерный проектор;

- презентация Power Роiпt по теме: алгоритм его свойства, знакомства с программной средой Турбо Паскаль;

- ПК;

- ручка;

- тетрадь;

- доска.

План  урока.

Организационный момент - 5 мин.

Изучение нового материала - 30 мин.

Закрепление нового материала - 3 мин.

Домашнее задание -2 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Мы с вами сегодня приступим к изучению новой

темы «Алгоритмы и его свойства Знакомства с программ ной средой «Турбо Паскаль».

Приветствуют, слушают. Записывают тему урока

Ход урока:

1. Как вы думаете, что такое алгоритм?

2. Где вы можете встретить алгоритм?

Например: на уроке учитель говорит, записываем тему урока.

В данном случае алгоритмом будет являться: открыть тетрадь, взять ручку и начать записывать новую тему.

На подобии этого при мера постарайтесь привести свои примеры.

Попробуйте сформулировать понятие алгоритма.

Теперь посмотрим как оно записано в учебнике Семакина.

Алгоритм – описание последовательности действий при водящее к конечному результату.

Теперь запишем требования алгоритма, которые называются его свойствами:

  •  Дискретность - это свойство указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке.
  •  Детерминированность - любое свойство алгоритма должно  быть строго и недвусмысленно

определено в каждом случае.

  •  Конечность - каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должен иметь возможность завершения.
  •  Массовость - один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными.
  •  Результативность - это свойство требует, чтобы в алгоритме не было ошибок.

Все алгоритмы можно условно разделить на три группы:

  •  Линейный алгоритм;
  •  Циклический алгоритм;
  •  Разветвляющий алгоритм.

Линейный алгоритм - описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.

Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторятся указанной число раз или пока не выполнено заданное условие.

Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.

Разветвляющийся алгоритм - алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

В зависимости от исполнителя, алгоритм может записываться с помощью графических обозначений – блок- схем.

Начало. Конец                                     

 

Процессы, операции

Ввод, вывод данных

Условия, решения

Подпрограмма

Цикл с параметром

Направление процесса

Изучив алгоритм и его свойства, мы плавно переходим к знакомству с программной средой Турбо Паскаль.

В основе системы программирования лежит алгоритмический язык программирования Паскаль.

В состав системы входят: Алгоритмический язык Турбо Паскаль, основанный на стандартном Паскале, и интегрированная среда программирования. Интегрированная среда включает в себя средства подготовки исходной программы, библиотеки, компилятор, компоновщик, отладчик.

Интегрированная среда программирования – система программных средств, используемая программистами для разработки программного обеспечения

Теперь мы более подробно изучим, что включает в себя интегрированная среда.

  •  Средство, подготовки исходной программы это текстовый редактор, с функциями которого вы познакомитесь во время практических работ.
  •  Библиотеки - специальные файлы, содержащие стандартные модули (готовые программы), которые можно вставить в программу, вызывая по имени.
  •  Компилятор (compiler) - программа, предназначенная для перевода исходного текста в машинные коды.
  •  Компоновщик (liпkег) - программа, предназначенная для добавления к про грамме кодов из библиотечных модулей и соединения программы в единое целое.
  •  Отладчик (dеbиggег) - программное средство, позволяющее проверить программу и устранить выявленные ошибки

После загрузки системы на экране появляется рабочий стол системы. Его вид может несколько различаться у разных версий, но в целом он типичен. В верхней части экрана расположено главное меню, в нижней - назначение горячих клавиш (см. рисунок).

Теперь рассмотрим основные части программы:

  •  Заголовок программы;
  •  Раздел описаний (соглашение);
  •  Исполняемая часть (операторы).

Систематично ее можно определить так:

Давайте рассмотрим эту схему более подробно:

 Заголовок программы

program <имя> (входной файл, выходной

файл) - заголовок программы.

Ими программы (идентификатор) - слово,

записанное буквами латинского алфавита (возможна группа слов, соединенных знаком подчеркивания, возможно использование цифр после букв или знака подчеркивание, нельзя использовать русские буквы, знаки препинания и пробелы между словами).

                      Раздел описания 

  •  Описание (подключение) стандартных модулей. Этот раздел начинается со служебного слова uses, за которым следует имя модуля. Например: uses crt; uses graph.
  •  Описание меток. Раздел начинается служебным словом label. В данном разделе описываются метки, по которым будет работать оператор безусловного перехода. Например: labell ,2,3;
  •  Описание констант. В этом разделе описываются величины, значения которых не будут изменяться при исполнении программы.

Например: const а=8; b=Pi; с= а+Ь;

  •  Описание типов данных пользователи. Здесь достаточно сообщить только то, что в Паскале, кроме так называемых стандартных типов
  •  данных, есть понятие - тип данных пользователя. Описание переменных. тот раздел является, пожалуй, самым важным. Раздел начинается со служебного слова var , за которым следуют имена переменных с указанием их типа.

Например: Var а: iпtеgег; Ь, с, d: real

  •  Процедуры и функции. В данном разделе описываются подпрограммы.

Исполняемая программа:

  •  Оператор - указание, которое определяет характер и последовательность выполнения действий по обработке данных, записанное в установленной форме как одиночный символ, слово, конструкция из набора специально зарезервированных слов (предложение, составленное по определенным правилам). В одной строке можно записывать несколько операторов, разделяя их точкой с запятой.
  •  Процедура - стандартный алгоритм обработки информации, состоящий из имени (идентификатора), описания (перечня имен переменных и др.) и операторов, реализующих процедуру. Помимо стандартных процедур, могут быть использованы процедуры, подготовленные составителем программы. В исполняемой части программы указывается только имя процедуры. Процедура исполняется, если все упомянутые в ней пара метры приобретают соответствующие значения.

Пример программы на языке Паскаля:

program nl; {заголовок}

uses Crt; {подключение библиотечного модуля CRT, содержащего стандартные процедуры}

var {описание переменных}

name:string [20];{исполняемая часть}

Begin

ClrScr;

GotoXY(25,5);

Write (?Как Вас зовут? ?);

Read (name );

GotoXY(25, 1 О);

Wгitе(?Привет, ?,пате,?!?);

Repeat until key pressed;

end.

Закрепление материала:

На этом уроке вы узнали о понятии алгоритма, его свойствах, блок-схеме, о типах алгоритма.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1.  Что такое алгоритм, блок-схема?
  2.  Перечислите свойства алгоритма?
  3.  Какие типы алгоритмов вы знаете?
  4.  Что описывается в разделе описания?

Большое всем спасибо за работу. Очень рада что вы внимательно слушали, помогли мне в работе. И теперь главное, хорошо приготовиться дома к следующему уроку.

Домашнее задание:

  1.  Знать материал урока.
  2.  Придумать и составить алгоритм в виде блок-схемы.
  3.  Знать понятие, свойства и типы алгоритма.
  4.  Набрать пример программы в программной среде Турбо Паскал.

Записывают задание на дом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39007. Божья Матерь 33 KB
  Матильда Леонардовна: Что это ты делаешь Шунечка Шуня: Лилию хочу сделать. Матильда Леонардовна: Вспомните ребята а где цветы всегда цветут и святые люди живут в раю Матильда Леонардовна: О каком святом человеке вы узнали на предыдущем занятии о Николае Чудотворце Матильда Леонардовна: Что вам больше всего запомнилось из его жизни Матильда Леонардовна: Подойдите к иллюстрациям и расскажите какой из эпизодов жизни Святителя Николая изображен. Матильда Леонардовна: Как вы думаете ребята а можно в храм на праздники приносить цветы...
39008. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста 425 KB
  Потаповская “Подарок к празднику†Программа развивающего и коррекционного рукоделия для детей дошкольного возраста Для ребенка Светлый Праздник и весна Рождество и зима Спас и спелые плоды Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Предлагаемый курс разработан с учетом того что среди дошкольников сегодня чрезвычайно высок процент детей нуждающихся в специальной помощи не только направляющей но и корректирующей развитие: физическое психическое социальное духовное. Отметим что речь идет...
39009. Информационные системы 235.5 KB
  Экономические информационные системы человекомашинные системы которые собирают накапливают сохраняют и выдают по запросу или требованию информацию в виде данных и знаний необходимых для управления экономическим объектом. выполнять свои функции при их изменении и экономическая эффективность улучшение экономических результатов в результате внедрения информационной системы.: 1 выявление существенных характеристик объекта 2 создание математической или...
39010. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Учебник 364 KB
  Однако при передаче И из одной системы в другую количество И в передающей системе не уменьшается хотя в принимающей – обычно увеличивается. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Тема 2. Определение информационной системы ИС.
39011. Информационные системы. Курс лекций 496.5 KB
  «Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы»
39012. Информационные технологии управления. Курс лекций 266 KB
  Целью изучения данного курса является изучение: методологии проектирования информационных технологий управления ИТУ; принципов выбора инструментальных средств проектирования ИТУ; основных направлений автоматизации управления; основных методов используемых для автоматизации подготовки и принятия управленческих решений; практики применения ИТУ; подходов и методов для оценки экономической эффективности ИТУ. Усвоение курса “Информационные технологии управления†основано на знаниях полученных при изучении теоретических основ информационных...
39013. Информационные системы в управлении 444 KB
  Фактографические системы оперируют фактическими сведениями представленными в виде специальным образом организованных совокупностей формализованных записей данных. Фактографические системы используют не только для реализации справочных функций но и для решения задач обработки данных. Взаимосвязь информационных потоков образованных прямыми и обратными связями средств обработки передачи и хранения данных а также субъектов управления составляет информационную систему экономического объекта. Они предназначены для обработки данных и моделей...
39014. Автоматизированные информационные системы 97.5 KB
  В настоящее время проблема выбора информационной системы ИС из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения. Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы управления нова для большинства отечественных руководителей а ее последствия во многом будут оказывать значительное влияние на предприятие в течение нескольких лет.
39015. Физические системы 34 KB
  Энергию всегда можно представить в виде произведения двух сомножителей один из которых описывает интенсивность расхода или накапливания энергии а второй характеризует количественные результаты этого процесса. Активными элементами служат источники энергии. Пассивные элементы системы служат либо для накопления либо для поглощения энергии. Накопители энергии могут накапливать либо потенциальную либо кинетическую энергию.