8670

Средневековая философия и философия Возраждения

Контрольная

Логика и философия

Средневековая философия и философия Возраждения. Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи. Пантеизм философии эпохи Возрождения. Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи. Знание и вера. - только вера помогает знат...

Русский

2013-02-16

22.53 KB

11 чел.

Средневековая философия и философия Возраждения.

  1.  Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.
  2. Пантеизм философии эпохи Возрождения.

Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.

Знание и вера.

- только вера помогает знать, вера – основа знания. «Верю, чтобы понимать» - мышление должно быть подчинено вере (Ансельм Кентерберийский, ??? и др.)

-«Знаю, чтобы верить» - Фома Аквинский. Знания укрепляют веру.

Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий.

- предмет спора – природа общих понятий (универсалий). Как соотносится общее и единичное.

- с точки зрения номиналистов в основе всего божественная воля. Бог создает все вещи, предметы, а общие понятия лишь имена вещей, вторичны по отношению к вещам.

- крайний номинализ: общие понятия – лишь сотрясание воздуха.

Номинализм

- слово «номинализм» происходит от латинского «nomon» - имя. Общие понятия(универсалии)- имена вещей, названия.

- чем имя отличается от общего понятия? Имя – Иван, общее понятие – человек.

- имена, названия, обозначения – могут быть произвольными (пример – разныеназвания одного и того же в разных языках).

- общие понятия – объединение в одном слове общих признаков для ряда объектов.

- представители: Р.Бэкон, У.Оккам, Росцеллин и др. – в основном на этапе поздней схоластики.

«Битва Оккама»

- «Не следует без надобности преумножать сущности»

Речь идет о том, что изучать явления, при этом обходиться минимумом общих понятий.

Реализм.

- средневековый реализм отличается от реализма в традиционном смысле слова;

- Средневековый реализм:

«В основе всего – божественный разум». Ссылаются на Библию: «Вначале было слово». Реально существуют лишь общие понятия. Вещи вторичны.

- Представители реализма: Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин и др.

Конвенционализм.

- это диалектическое соединение противоположностей – общего и единичного

- нет противопоставления понятий и вещей (общего и еденичного)

- позиция конвенционализма: общее – в самих вещах

- представитель конвенционализма – Абеляр

Проблема теодицеи.

- Теодицея – от «тео» - бог, «дице» или «дике» - богиня справедливости.

- Теодицея – оправдание бога за существование зла. Это вопрос о происхождении зла.  Входило ли зло в план творения мира?

Если бог добр и всемогущ, почему он допускает зло?

- Философия – служанка богословия. То есть религия предоставляет готовые истины (в данном случае – бог не виновен в существовании зла), а философия должна эту истину доказать. Т.е. философия не свободна в поиске истины.

Теодицея: пути решения проблемы.

- Гностики (2 век). Валентин , Василид. Существует 2 бога – бог-отец (создатель, демиург) и бог-сын (искупитель). Бог-сын – добрый бог, никому не делает зла, не обвиняет. Все зло – от бога-отца. Создал несовершенный мир, жестоко наказывает людей (сожжение Содома и Гоморры, всемирный потоп и пр.). Впоследствии гностицизм объявлен ересью, книги сожжены.

- Манихейцы. Есть два мира – мир материальный, телесный, природный и мир духовный, божественный. Добро от мир духовного, зло – от материального. В человеке борются эти два начала. Телесное тянет человека вниз, духовное – возвышает к богу.

- Теодицея (Августин). С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым, с другой – существование зла несомненно. Зло не принадлежит природе. Нет абсолютного противопоставления добра и зла. Зло – недостаток добра.

Теория двух истин.

- На этапе схоластики появляется теория двух истин (Эриугена).

- Существуют два вида истин: истины религии (веры) и истины науки (знания). Между ними нет противоречия.

Фома Аквинский.

- систематизатор средневековой философии (13 век)

- говорил о необходимости рационального доказательства истин религии (верить можно только в то, что знаешь)

- современная католическая церковь объявила учение Фомы Аквинского теоретическим ядром каталицизма

Доказательства бытия бога.

  1.  Каждый объект, каждое явление существует по какой-либо причине. То явление, которое является причиной, само должно быть чем-то обусловлено. Так до бесконечности продолжать не может – должна быть первопричина, которая ничем не обусловлена. Это может быть только бог.
  2.  Все вещи, объекты и явления совершенны в той или иной степени. В мире нет ничего, обладающего полным совершенством.

Как можно узнать, что одно более совершенно, чем другое?

Только сравнивать с абсолютным совершенством – это может быть только бог.

Средневековая философия (общие выводы)

- вся философия была религиозной, тесно смыкалась с христианской религией

- была не свобода в поиске истины; доказывала истины религии, при этом опиралась на авторитеты (Библия, труды Аристотеля)

- по сравнению с античной философией, средневековая философия продвинулась вперед в истолковании текста, в оттачивании понятий, строгой логичности. Этому способствовали диспуты в университетах

- на этапе поздней схоластики призывала к опытному исследованию природы

Эпоха Возрождения

- Эпоха: 14-16 века. Иногда эту эпоху называют «осенью средневековья»

Что возрождают?

Первоначально – идеалы античности – единство духовного и телесного, божественного и земного.

- Начинает утверждаться принцип пантеизма – «бог есть все». Природа – это и есть бог. - - Дальнейшее развитие этого принципа – деизм: бог создал природу и больше не вмешивается в ее развитие, мир развивается по своим законам.

- Снимается запрет на изучение природы; изучая природу, познаем бога.

- Большое влияние на характер эпохи оказывали ученые – Тихо Браге, Иоганн Кеплер, Николай Коперник.

- Зарождается гелиоцентрическая система объяснения Вселенной.

Философия Возрождения.

- В философии господствует принцип антропоцентризма (в античности – космоцентризм, в средневековье – теоцентризм)

- Начинают утверждаться принципы гуманизма и индивидуализма (вера человека в самого себя).

- Презрение к земному миру заменяется признанием творческих способностей, стремление к земному счастью.

- Стремление к понятному изложению философских идей, без прежнего схематизма; больше учитывались реальность, сосредоточение на вопросах, которые имеют практическую пользу (против схоластического метода).

Николай Кузанский и Джордано Бруно.

Идея бесконечности: бесконечность числового ряда, бесконечность круга, бесконечность Вселенной и бесконечность познания. Если Вселенная бесконечна, то не существует никакого центра, никакого особого положения космических объектов, никакого внешнего источника движения (бога), мир однороден во всех своих частях.

- Идея множественности миров. Приходит в противоречие с христианским мировоззрением. Бруно не признавал загробного мира, непорочного зачатия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65288. Експериментальне дослідження просторово-часових характеристик завад від морської поверхні й неоднорідностей тропосфери для оптимізації пристроїв обробки сигналів радіотехнічних систем 982 KB
  Проблема забезпечення безпечного судноводіння в умовах обмеженої видимості й у складних метеоумовах належить до однієї з найбільш затребуваних завдань сучасної навігації. При цьому використанню радіолокаційних засобів немає альтернатив, тому що виявлення...
65289. Швидкий пошук різноформатних даних в граничних режимах систем управління 845 KB
  Сучасний розвиток промисловості характеризується зростанням вимог до інформаційного забезпечення інтеґрованого організаційно-адміністративного управління на верхньому рівні ієрархії та жорсткими вимогами...
65290. Творчість Палладія Еленопольського в контексті формування ідеалів християнського життя: історико-соціальний аспект 208.5 KB
  Актуальність роботи зумовлюється і тим що дослідження процесу використання біблійних текстів у конструюванні християнського дискурсу за часів Пізньої Античності є відносно новими і нечастими; ця сфера історичних досліджень лише нині почала активно розвиватися в зарубіжній історіографії...
65291. ФОРМУВАННЯ ФАХОВОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ МАЙБУТНІХ ІНЖЕНЕРІВ-МЕТАЛУРГІВ У ПРОЦЕСІ ВИВЧЕННЯ ПРОФЕСІЙНО ОРІЄНТОВАНИХ ДИСЦИПЛІН 217 KB
  Необхідність підвищення рівня фахової компетентності майбутніх інженерівметалургів зумовлена інтенсивною модернізацією вітчизняного металургійного...
65292. Формування дослідницьких умінь студентів технічних університетів у процесі вивчення професійно-орієнтованих дисциплін 538.5 KB
  Критерії: 1 мотиваційно-ціннісний 2 когнітивний 3 діяльнісний формування ціннісного ставлення до дослідницької діяльності; створення в технічному університеті професійнодослідницького середовища; забезпечення...
65293. Підвищення ефективності процесу електродугового наплавлення шляхом використання комбінованих магнітних полів 2.57 MB
  Встановлення особливостей впливу КМП на процеси утворення форми посилення валика та форми проплавлення основного металу при дуговому наплавленні під флюсом дасть можливість розробити рекомендації для вибору оптимальних параметрів...
65294. ФОРМУВАННЯ ЗАГАЛЬНОТЕХНІЧНИХ ЗНАНЬ У ПРОЦЕСІ ПРОФЕСІЙНОЇ ПІДГОТОВКИ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ТЕХНОЛОГІЙ 221.5 KB
  Нерозробленість даної проблеми наявні протиріччя обумовили вибір теми дисертаційного дослідження: Формування загальнотехнічних знань у процесі професійної підготовки майбутніх учителів технологій.
65295. СУЇЦИДАЛЬНИЙ ДИСКУРС В УКРАЇНСЬКІЙ ПРОЗІ 20-30-Х РР. ХХ СТ. (ПСИХОАНАЛІТИЧНА ІНТЕРПРЕТАЦІЯ) 165.5 KB
  Актуальність дослідження зумовлюється подальшим розвитком психоаналітичної інтерпретації в сучасному українському літературознавстві, що передбачає освоєння нової проблематики, якою є наразі суїцидальна образність.
65296. ТУРБІННИЙ ВИМІРЮВАЛЬНИЙ ПЕРЕТВОРЮВАЧ ВИТРАТ З ГІДРОДИНАМІЧНИМ ВРІВНОВАЖЕННЯМ ЧУТЛИВОГО ЕЛЕМЕНТА 5.41 MB
  Для визначення кількісних показників потоків широкого застосування набули прилади та системи вимірювання витрат рідин з турбінними перетворювачами витрат ТПВ завдяки їх перевагам перед існуючими приладами інших класів аналогічного призначення.