8670

Средневековая философия и философия Возраждения

Контрольная

Логика и философия

Средневековая философия и философия Возраждения. Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи. Пантеизм философии эпохи Возрождения. Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи. Знание и вера. - только вера помогает знат...

Русский

2013-02-16

22.53 KB

11 чел.

Средневековая философия и философия Возраждения.

  1.  Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.
  2. Пантеизм философии эпохи Возрождения.

Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.

Знание и вера.

- только вера помогает знать, вера – основа знания. «Верю, чтобы понимать» - мышление должно быть подчинено вере (Ансельм Кентерберийский, ??? и др.)

-«Знаю, чтобы верить» - Фома Аквинский. Знания укрепляют веру.

Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий.

- предмет спора – природа общих понятий (универсалий). Как соотносится общее и единичное.

- с точки зрения номиналистов в основе всего божественная воля. Бог создает все вещи, предметы, а общие понятия лишь имена вещей, вторичны по отношению к вещам.

- крайний номинализ: общие понятия – лишь сотрясание воздуха.

Номинализм

- слово «номинализм» происходит от латинского «nomon» - имя. Общие понятия(универсалии)- имена вещей, названия.

- чем имя отличается от общего понятия? Имя – Иван, общее понятие – человек.

- имена, названия, обозначения – могут быть произвольными (пример – разныеназвания одного и того же в разных языках).

- общие понятия – объединение в одном слове общих признаков для ряда объектов.

- представители: Р.Бэкон, У.Оккам, Росцеллин и др. – в основном на этапе поздней схоластики.

«Битва Оккама»

- «Не следует без надобности преумножать сущности»

Речь идет о том, что изучать явления, при этом обходиться минимумом общих понятий.

Реализм.

- средневековый реализм отличается от реализма в традиционном смысле слова;

- Средневековый реализм:

«В основе всего – божественный разум». Ссылаются на Библию: «Вначале было слово». Реально существуют лишь общие понятия. Вещи вторичны.

- Представители реализма: Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин и др.

Конвенционализм.

- это диалектическое соединение противоположностей – общего и единичного

- нет противопоставления понятий и вещей (общего и еденичного)

- позиция конвенционализма: общее – в самих вещах

- представитель конвенционализма – Абеляр

Проблема теодицеи.

- Теодицея – от «тео» - бог, «дице» или «дике» - богиня справедливости.

- Теодицея – оправдание бога за существование зла. Это вопрос о происхождении зла.  Входило ли зло в план творения мира?

Если бог добр и всемогущ, почему он допускает зло?

- Философия – служанка богословия. То есть религия предоставляет готовые истины (в данном случае – бог не виновен в существовании зла), а философия должна эту истину доказать. Т.е. философия не свободна в поиске истины.

Теодицея: пути решения проблемы.

- Гностики (2 век). Валентин , Василид. Существует 2 бога – бог-отец (создатель, демиург) и бог-сын (искупитель). Бог-сын – добрый бог, никому не делает зла, не обвиняет. Все зло – от бога-отца. Создал несовершенный мир, жестоко наказывает людей (сожжение Содома и Гоморры, всемирный потоп и пр.). Впоследствии гностицизм объявлен ересью, книги сожжены.

- Манихейцы. Есть два мира – мир материальный, телесный, природный и мир духовный, божественный. Добро от мир духовного, зло – от материального. В человеке борются эти два начала. Телесное тянет человека вниз, духовное – возвышает к богу.

- Теодицея (Августин). С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым, с другой – существование зла несомненно. Зло не принадлежит природе. Нет абсолютного противопоставления добра и зла. Зло – недостаток добра.

Теория двух истин.

- На этапе схоластики появляется теория двух истин (Эриугена).

- Существуют два вида истин: истины религии (веры) и истины науки (знания). Между ними нет противоречия.

Фома Аквинский.

- систематизатор средневековой философии (13 век)

- говорил о необходимости рационального доказательства истин религии (верить можно только в то, что знаешь)

- современная католическая церковь объявила учение Фомы Аквинского теоретическим ядром каталицизма

Доказательства бытия бога.

  1.  Каждый объект, каждое явление существует по какой-либо причине. То явление, которое является причиной, само должно быть чем-то обусловлено. Так до бесконечности продолжать не может – должна быть первопричина, которая ничем не обусловлена. Это может быть только бог.
  2.  Все вещи, объекты и явления совершенны в той или иной степени. В мире нет ничего, обладающего полным совершенством.

Как можно узнать, что одно более совершенно, чем другое?

Только сравнивать с абсолютным совершенством – это может быть только бог.

Средневековая философия (общие выводы)

- вся философия была религиозной, тесно смыкалась с христианской религией

- была не свобода в поиске истины; доказывала истины религии, при этом опиралась на авторитеты (Библия, труды Аристотеля)

- по сравнению с античной философией, средневековая философия продвинулась вперед в истолковании текста, в оттачивании понятий, строгой логичности. Этому способствовали диспуты в университетах

- на этапе поздней схоластики призывала к опытному исследованию природы

Эпоха Возрождения

- Эпоха: 14-16 века. Иногда эту эпоху называют «осенью средневековья»

Что возрождают?

Первоначально – идеалы античности – единство духовного и телесного, божественного и земного.

- Начинает утверждаться принцип пантеизма – «бог есть все». Природа – это и есть бог. - - Дальнейшее развитие этого принципа – деизм: бог создал природу и больше не вмешивается в ее развитие, мир развивается по своим законам.

- Снимается запрет на изучение природы; изучая природу, познаем бога.

- Большое влияние на характер эпохи оказывали ученые – Тихо Браге, Иоганн Кеплер, Николай Коперник.

- Зарождается гелиоцентрическая система объяснения Вселенной.

Философия Возрождения.

- В философии господствует принцип антропоцентризма (в античности – космоцентризм, в средневековье – теоцентризм)

- Начинают утверждаться принципы гуманизма и индивидуализма (вера человека в самого себя).

- Презрение к земному миру заменяется признанием творческих способностей, стремление к земному счастью.

- Стремление к понятному изложению философских идей, без прежнего схематизма; больше учитывались реальность, сосредоточение на вопросах, которые имеют практическую пользу (против схоластического метода).

Николай Кузанский и Джордано Бруно.

Идея бесконечности: бесконечность числового ряда, бесконечность круга, бесконечность Вселенной и бесконечность познания. Если Вселенная бесконечна, то не существует никакого центра, никакого особого положения космических объектов, никакого внешнего источника движения (бога), мир однороден во всех своих частях.

- Идея множественности миров. Приходит в противоречие с христианским мировоззрением. Бруно не признавал загробного мира, непорочного зачатия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26083. Государственное регулирование экономики: необходимость, сущность, объекты, цели, методы 31 KB
  Особая роль государства в развитии аграрной сферы объективно обусловлена рядом причин. Таким образом активная аграрная политика государства является необходимым условием нормального развития сельского хозяйства в любой стране. Из этой главной двуединой задачи государства в области сельского хозяйства вытекает целый ряд более конкретных задач которые также носят долговременный стратегический характер: содействие научнотехническому прогрессу и росту эффективности производства в сельском хозяйстве; поддержание эквивалентности в...
26084. Органы управления финансами в Российской Федерации 64.5 KB
  Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении другие финансовые и связанные с ними законодательные акты правительственные программы могут обладая правом законодательной инициативы вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов поправки в действующее законодательство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет...
26085. Структура государственных органов управления финансами в РФ 47 KB
  Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На Министерство финансов возложены следующие задачи: 1 разработка и реализация единой государственной финансовой политики; 2 составление проекта и исполнение федерального бюджета; 3 осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 4 обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка Основными...
26086. Порядок исчисления и уплаты ЕСХН 45.5 KB
  При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы: 1 расходы на приобретение сооружение и изготовление основных средств а также на достройку дооборудование реконструкцию модернизацию и техническое перевооружение основных средств; 2 расходы на приобретение нематериальных активов создание нематериальных активов самим налогоплательщиком; 3 расходы на ремонт основных средств в том числе арендованных; 4 арендные в том числе лизинговые платежи за арендуемое в том числе...
26087. Культура и общество, Социальная культура 69.96 KB
  Место и роль культуры в обществе велики. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры а следовательно порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов что в свою очередь превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
26088. Семиотическое измерение культуры 15.56 KB
  Явления культуры – знаки и совокупность знаков тексты в которых зашифрована социальная информация т. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций обмена информацией а явления культуры рассматриваются как система знаков. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем или языков культуры: естественного языка фольклора традиций предметов быта охоты или другого вида деятельности ритуалов обрядов церемоний этикета типа жилища посредством...
26089. Динамика культуры 16.85 KB
  Законом общественного развития в том числе и законом развития культуры принято называть объективно существующую повторяющуюся необходимую существенную связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.Вебер до отказа от признания закономерностей развития культуры например О. Кроме того позиции ученых различаются в зависимости от того какой масштаб действия законов развития культуры ими признается: или законы действуют в масштабах всего человечества так считают большинство исследователей За десять тысяч лет своего...
26090. Практикоориентированное освоение потенциала культуры 13.28 KB
  Экспертиза культуры также назначается по делам об экстремистской деятельности когда необходимо установить наличие или отсутствие на объекте фашистской символики пропаганды жестокости насилия вражды по отношению к определенной социальной религиозной национальной группе. Экспертиза памятников культуры проводится для охраны сохранения памятников при необходимости включении данных объектов в реестр объектов культурного наследия или установлении законности его сноса. Экспертиза памятников также актуальна по уголовным делам связанных с...
26091. Тело как феномен 17.04 KB
  Тело всегда наполняет наше сознание или сознание наполняет тело. Исходя из этого положения тело непрерывно выявляет процесс становления сознания. Именно тело является тем что сообщает миру бытие и обладать телом означает для живущего сращиваться с определенной средой сливаться воедино с определенными проектами и непрерывно в них углубляться поэтому тело должно рассматриваться не как объект мира но как средство нашего с ним сообщения.