8670

Средневековая философия и философия Возраждения

Контрольная

Логика и философия

Средневековая философия и философия Возраждения. Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи. Пантеизм философии эпохи Возрождения. Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи. Знание и вера. - только вера помогает знат...

Русский

2013-02-16

22.53 KB

11 чел.

Средневековая философия и философия Возраждения.

  1.  Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.
  2. Пантеизм философии эпохи Возрождения.

Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.

Знание и вера.

- только вера помогает знать, вера – основа знания. «Верю, чтобы понимать» - мышление должно быть подчинено вере (Ансельм Кентерберийский, ??? и др.)

-«Знаю, чтобы верить» - Фома Аквинский. Знания укрепляют веру.

Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий.

- предмет спора – природа общих понятий (универсалий). Как соотносится общее и единичное.

- с точки зрения номиналистов в основе всего божественная воля. Бог создает все вещи, предметы, а общие понятия лишь имена вещей, вторичны по отношению к вещам.

- крайний номинализ: общие понятия – лишь сотрясание воздуха.

Номинализм

- слово «номинализм» происходит от латинского «nomon» - имя. Общие понятия(универсалии)- имена вещей, названия.

- чем имя отличается от общего понятия? Имя – Иван, общее понятие – человек.

- имена, названия, обозначения – могут быть произвольными (пример – разныеназвания одного и того же в разных языках).

- общие понятия – объединение в одном слове общих признаков для ряда объектов.

- представители: Р.Бэкон, У.Оккам, Росцеллин и др. – в основном на этапе поздней схоластики.

«Битва Оккама»

- «Не следует без надобности преумножать сущности»

Речь идет о том, что изучать явления, при этом обходиться минимумом общих понятий.

Реализм.

- средневековый реализм отличается от реализма в традиционном смысле слова;

- Средневековый реализм:

«В основе всего – божественный разум». Ссылаются на Библию: «Вначале было слово». Реально существуют лишь общие понятия. Вещи вторичны.

- Представители реализма: Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин и др.

Конвенционализм.

- это диалектическое соединение противоположностей – общего и единичного

- нет противопоставления понятий и вещей (общего и еденичного)

- позиция конвенционализма: общее – в самих вещах

- представитель конвенционализма – Абеляр

Проблема теодицеи.

- Теодицея – от «тео» - бог, «дице» или «дике» - богиня справедливости.

- Теодицея – оправдание бога за существование зла. Это вопрос о происхождении зла.  Входило ли зло в план творения мира?

Если бог добр и всемогущ, почему он допускает зло?

- Философия – служанка богословия. То есть религия предоставляет готовые истины (в данном случае – бог не виновен в существовании зла), а философия должна эту истину доказать. Т.е. философия не свободна в поиске истины.

Теодицея: пути решения проблемы.

- Гностики (2 век). Валентин , Василид. Существует 2 бога – бог-отец (создатель, демиург) и бог-сын (искупитель). Бог-сын – добрый бог, никому не делает зла, не обвиняет. Все зло – от бога-отца. Создал несовершенный мир, жестоко наказывает людей (сожжение Содома и Гоморры, всемирный потоп и пр.). Впоследствии гностицизм объявлен ересью, книги сожжены.

- Манихейцы. Есть два мира – мир материальный, телесный, природный и мир духовный, божественный. Добро от мир духовного, зло – от материального. В человеке борются эти два начала. Телесное тянет человека вниз, духовное – возвышает к богу.

- Теодицея (Августин). С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым, с другой – существование зла несомненно. Зло не принадлежит природе. Нет абсолютного противопоставления добра и зла. Зло – недостаток добра.

Теория двух истин.

- На этапе схоластики появляется теория двух истин (Эриугена).

- Существуют два вида истин: истины религии (веры) и истины науки (знания). Между ними нет противоречия.

Фома Аквинский.

- систематизатор средневековой философии (13 век)

- говорил о необходимости рационального доказательства истин религии (верить можно только в то, что знаешь)

- современная католическая церковь объявила учение Фомы Аквинского теоретическим ядром каталицизма

Доказательства бытия бога.

  1.  Каждый объект, каждое явление существует по какой-либо причине. То явление, которое является причиной, само должно быть чем-то обусловлено. Так до бесконечности продолжать не может – должна быть первопричина, которая ничем не обусловлена. Это может быть только бог.
  2.  Все вещи, объекты и явления совершенны в той или иной степени. В мире нет ничего, обладающего полным совершенством.

Как можно узнать, что одно более совершенно, чем другое?

Только сравнивать с абсолютным совершенством – это может быть только бог.

Средневековая философия (общие выводы)

- вся философия была религиозной, тесно смыкалась с христианской религией

- была не свобода в поиске истины; доказывала истины религии, при этом опиралась на авторитеты (Библия, труды Аристотеля)

- по сравнению с античной философией, средневековая философия продвинулась вперед в истолковании текста, в оттачивании понятий, строгой логичности. Этому способствовали диспуты в университетах

- на этапе поздней схоластики призывала к опытному исследованию природы

Эпоха Возрождения

- Эпоха: 14-16 века. Иногда эту эпоху называют «осенью средневековья»

Что возрождают?

Первоначально – идеалы античности – единство духовного и телесного, божественного и земного.

- Начинает утверждаться принцип пантеизма – «бог есть все». Природа – это и есть бог. - - Дальнейшее развитие этого принципа – деизм: бог создал природу и больше не вмешивается в ее развитие, мир развивается по своим законам.

- Снимается запрет на изучение природы; изучая природу, познаем бога.

- Большое влияние на характер эпохи оказывали ученые – Тихо Браге, Иоганн Кеплер, Николай Коперник.

- Зарождается гелиоцентрическая система объяснения Вселенной.

Философия Возрождения.

- В философии господствует принцип антропоцентризма (в античности – космоцентризм, в средневековье – теоцентризм)

- Начинают утверждаться принципы гуманизма и индивидуализма (вера человека в самого себя).

- Презрение к земному миру заменяется признанием творческих способностей, стремление к земному счастью.

- Стремление к понятному изложению философских идей, без прежнего схематизма; больше учитывались реальность, сосредоточение на вопросах, которые имеют практическую пользу (против схоластического метода).

Николай Кузанский и Джордано Бруно.

Идея бесконечности: бесконечность числового ряда, бесконечность круга, бесконечность Вселенной и бесконечность познания. Если Вселенная бесконечна, то не существует никакого центра, никакого особого положения космических объектов, никакого внешнего источника движения (бога), мир однороден во всех своих частях.

- Идея множественности миров. Приходит в противоречие с христианским мировоззрением. Бруно не признавал загробного мира, непорочного зачатия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75005. Мова наша солов’їна, виховний захід 58 KB
  Показати дітям красу і багатство української мови за допомогою народної творчості, творів письменників і поетів. Викликати бажання вивчати рідну мову, милуватися її красою Виховувати любов до рідної мови, до своєї землі, свого народу.
75006. Мова моя українська чарівна. Виховний захід 40.5 KB
  Обладнання: зал прикрашений плакатами з крилатими висловами про мову прислів’ями плакати з назвами команд завдання загадки ребуси кросворди. І будемо зараз готові Полинути в країну рідного слова...
75007. Мово моя материнська, Сценарій свята 52 KB
  Чудова наша мова – міцне моє коріння А як же я без нього могла б на світі жить Тоді б мене чекало духовне зубожіння Бо мову і Вітчизну не можна розділить Пісня О мово моя муз. Мов солов’ї наша мова співуча. Вірте – не вірте Твердо я знаю: Мова – це вірність рідному краю...
75008. Хімічна мозаїка, Сценарій з хімії 61 KB
  Ведуча: Вогонь у темряву ночей Приніс на землю Прометей. Ведуча доторкаючись до вогню: Я стверджую категорично: Реакція екзотермічна дує на палець. Ведуча звертається до кухаря: За сіль ви не забули друже Її відсутність не байдужа...
75009. Музыкальный тайник, внеклассное мероприятие для 7 класса 199 KB
  Мотивация интереса к непопулярным» музыкальным жанрам; пробуждение у учащихся заинтересованность в изучении предмета; активизация мыслительной и речевой деятельности; развитие музыкальной эрудиции, логического мышления; воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов в приобретении основы музыкально – исторических знаний, лидерских и коммуникативных качеств личности.
75010. Мусор – глобальная проблема человечества. Урок для устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета» в 3-А классе 59 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с терминами экология экологическая безопасность формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора научить выполнять правила личной экологической безопасности познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения формировать ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.
75011. Відкриття музею історії козацтва, виховний захід 193.08 KB
  Карабинівці понад двісті років. Визнала вона і знущання панів Карабінова та Мизгова, і лихоліття громадянської війни, і голодомор, і трагічні події Великої Вітчизняної війни та вистояла. Сьогодні Карабинівка - одне з найкращих сіл Павлоградщини...
75012. Веснянки, виховний захід 60 KB
  Янушкевич веснянка А вже весна з опери Зима і весна М.Лисенка Хор А вже весна з опери Зима і весна. Діалог Діти а якою ви собі уявляєте весну Та яка ж весна без квітів Які ви знаєте весняні квіти Але першою розпускається гілочка верби а її розквітлі бруньки як називаються Котики Чи бачили ви їх які вони...
75013. Интонация – основа музыки, План-конспект урока музыки в 3 классе 332.5 KB
  Цели: Обучающая: формировать предметные компетентности: вокально-хоровую –умение петь вокально правильно на дыхании музыкально-ритмическую –умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку исполнительскую – умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ...