8671

Философия Нового времени. Общая характеристика философии Нового времени

Контрольная

Логика и философия

Философия Нового времени. Общая характеристика эпохи Нового времени. Общая характеристика философии Нового времени. Основные философские направления. Сенсуализм. Эмпиризм. Рационализм. Эпоха нового времени (17-19 века). - Буржуазные революции в Евро...

Русский

2013-02-16

21.66 KB

65 чел.

Философия Нового времени.

  1. Общая характеристика эпохи Нового времени. Общая характеристика философии Нового времени.
  2. Основные философские направления. Сенсуализм. Эмпиризм. Рационализм.

Эпоха нового времени (17-19 века).

- Буржуазные революции в Европе.

- Развитие капитализма, нацеленность на успех, получение прибыли.

- Секуляция- церковь теряет свое влияние на все сферы жизни общества, возникновение протестантизма.

- Философы того времени были верующими людьми.

- Господство пантеизма и деизма.

Деизм – принцип, согласно которому Бог создал мир и далее не вмешивает в его развитие. Мир развивается по своим законам.

Пантеизм – Бог есть всё.

Особенности эпохи Нового времени

- Развитие науки, первая научная революция. Бурное развитие естественных наук. Зарождение технических наук. Появление эмпирических методов сознания. Широкое распространения эксперимента.

- Появление учебных заведений нового типа (сочетание теоретической подготовки с лабораторными исследованиями). (Высшая политехническая школа, высшая медицинская школа)

Общая характеристика философии Нового времени.

- Из трех разделов философии более всего развита гносеология, особое внимание – методологии (учению о методе).

- Критикуется и уходит в прошлое схоластический метод.

- Философам было стыдно, что они не физики. Статус науки был очень высок. Философы старались изо всех сил.

- В социальной философии возникает учение об обществе, законах его развития (учение Гегеля, Маркса).

Философия Нового времени.

Этот период называют классической философией:

- господствует принцип рационализма (разум лежит в основе познания, является высшей частью души, лежит в основе мира);

- уверенность в том, что достаточно устранить помехи познания и объективное знание будет получено, причем есть один путь, который ведет к этому знанию.

Философы и философские направления Нового времени.

- Эмпиризм (Ф. Бэкон)

- Рационализм (только в познании) (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

- Сенсуализм (Локк, Гоббс, Беркли)

- Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте)

- Философия марксизма

Сенсуализм (Локк, Гоббс – материалисты, Беркли – идеалист).

- Сенсуализм (сенсус – чувство) – знание о внешнем мире мы получаем двумя путями – от органов чувств и от разума. От внешнего мира мы получаем ощущения, синтезируем их, обобщаем, и разум создает теории. Разум не отвергается, но завышена роль ощущений.

- В основе познания – чувства. «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах».

 

Беркли

- Стоял на позиции сенсуализма, но его сенсуализм – идеалистического типа.

- Преувеличение роли органов чувств в познании может привести к мысли о том, что весь мир – это совокупность моих ощущений. Весь мир творится моими ощущениями. Нет моих ощущений – нет предмета. Доказать, что предмет на самом деле есть можно только практически. Это позиция субъективного идеализма.

- Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма – существуют только Я и мои ощущения, даже другой человек – это мои ощущения.

Локк

Также придерживался сенсуалистических позиций, но был материалистом.

Никаких врожденных идей не существует – человек рождается с сознанием чистой доски, на которой природа пишет свои иероглифы.

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Познание начинается с разума. Чувства обманывают, на их основе не может быть подлинного знания. Чувства отражают лишь единичные вещи. Чувства помогают ориентироваться лишь в обыденной жизни.

«В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума».

Теория врожденных идей Декарта.

Есть знания, которые не требуют чувственного восприятия. Человек уже рождается с этими знаниями, они не требуют проверки.

«Если два отрезка по отдельности равны третьему, то они равны между собой», идея о том, что Бог есть; идея чисел и фигур; если к равным величинам прибавить равные, то они будут равны между собой.

Учение о методе Декарта.

Метод (с греч. – путь), как фонарь освещает путь. Имея надежный метод, можно быстро продвигаться по пути познания.

В основе познания лежит разум, поэтому необходимо исследовать особенности и возможности разума. Разум начинает процесс познания. Процесс познания начинается с сомнения. Поэтому церковь так и боялась науки и философии. Неизвестно куда приведут сомнения.

Принцип сомнения.

Всякое познание начинается с сомнения.

Человек, по Декарту, может сомневаться во всем, даже в своем собственном существовании. Только способность мыслить может снять это сомнение.

«Мыслю, следовательно, существую», - Декарт.

Нужно исследовать процесс мышления.

Учение о методе Декарта.

Первое: Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью; включать в свои рассуждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению (принцип очевидности).

Второе: Делить трудность на столько частей, сколько потребуется, чтобы их разрешить.

Третье: Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и восходить по ступеням к более сложным.

Четвертое: Делать перечни настолько полные и столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Ф. Бэкон.

Основное произведение – «Новый Органон». Органон – орудие. У Аристотеля органон – это логика, разум. Для Бэкона – орудием познания является опыт.

Знания должны приносить пользу, сделать человека сильнее, помочь властвовать над природой. «Знание – сила».

Сравнивал сенсуалистов с муравьями, которые собирают частное знание (данные органов чувств), не могут создать общего.

Познание должно начинаться с опытом.

Рационалистов сравнивал с пауками, которые вьют паутину из самих себя (теория строится только на основе разума).

Бэкон принадлежал к эмпиризму. Себя сравнивал с пчелами. Пчела садится не на любой цветов, выбирает только то, что необходимо. Это – позиция эмпиризма – сочетание чувственного и рационального.

Идолы познания (Ф. Бэкон).

Идолы познания – это помехи, которые стоят на пути познания:

  1. Идолы рода
  2. Идолы театра
  3. Идолы пещеры
  4. Идолы рыночной площади

Идолы рода.

Это помехи познания, свойственные всему человеческому роду; ограниченность органов чувств человека, ограниченность разума.

Органы чувств человека несовершенно. Глаз орла видит лучше, нюх у собаки лучше. Ультразвук могут воспринимать только дельфины.

Эти помехи познания носят врожденный характер. Избавиться от них нельзя, но необходимо учитывать в процессе познания.

Идолы пещеры.

Каждый человек воспринимает не весь мир, а только часть его, как будто видит его из своей пещеры. Его видение мира обусловлено эпохой и культурой того общества, в котором он живет, уровнем его образования социального положения и т.д.

Эти помехи познания носят врожденный характер, они имеют индивидуальную природу.

Идолы рода и идолы пещеры – врожденные идолы.

Идолы театра.

Это помехи познания, связанные влиянием авторитетов. Влиятельное мнение может исказать истину.

Эти помехи познания носят приобретенный характер.

Идолы рыночной площадки.

Помехи познания, вызванные неправильным употреблением слов.

От этих идолов труднее всего избавиться, хотя они и носят приобретенный характер.

Бэкон поставил сложную проблему – как соотносятся слово и реальность.

«Новая Атлантида» Ф.Бэкона.

Бэкон описал принципы организации нового общества, где у власти будут стоять ученые – «Дом Соломона».

Начинает утверждаться принцип сциентизма – неоправданное расширение возможностей науки и уверенность в том, что наука может решить все проблемы, даже сделать человека счастливым.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15052. Қазақ әдебиеті - жалпы шолу, энциклопедиялық мақала 62.94 KB
  Қазақ әдебиеті ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТI қазақ халқының ғасырлар қойнауынан ұрпақтан ұрпаққа жеткен рухани мәдени мұрасы сөз өнерiнiң асыл қазынасы. Қазақтың сөз өнерiнiң тегi әрiден түркi тiлдес тайпалардың өз алдына халық болып қалыптаспай тұрған кезiнен басталады. Халық фо
15053. Қазақ әдебиеті - тұлғаның рухани дамуының бастауы 62.5 KB
  ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІТҰЛҒАНЫҢ РУХАНИ ДАМУЫНЫҢ БАСТАУЫ Ш. А.Өсерова А.Б.Бөгенбаева Жамбыл атындағы №5 орта мектеп Тараз қ. Әр халықтың тәлімтәрбиелік мұрасы ұлттық мәдениетінің маңызды белгісі болып табылады. Осы арқылы ол ұлттың ұлттық тәрбиесінің ере...
15055. Қазақ әдебиетіндегі айтыс өнерінің өзіндік өрнегі 63 KB
  ӘӨЖ ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНДЕГІ АЙТЫС ӨНЕРІНІҢ ӨЗІНДІК ӨРНЕГІ Г.А.Жұмабекова Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Қазақ әдебиетінің қайталанбас хас ерекшеліктері аз емес.Осы орайда ауыз әдебиеті үлгілерінің кемел жазба әдебиетке ойысу ұласу үрдісін...
15056. Қазақ әдебиетіндегі терме жанрының қалыптасуы мен дамуы 77.5 KB
  ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНДЕГІ ТЕРМЕ ЖАНРЫНЫҢ ҚАЛЫПТАСУЫ МЕН ДАМУЫ М.Т. Мұқашева №8 Төле би атындағы гимназия Тараз қ. Қазақы сөз арнау дәстүрі түрлі жанрлық тақырыптық сипатымен өзге түрік халықтарына қарағанда өте бай. Ең бастысы байырғы рухан
15057. Қазақ әдебиетінің ежелгі дәуірі, көне Түркі ескерткіштері 83 KB
  Қазақ әдебиетінің ежелгі дәуірі: көне Түркі ескерткіштері Ежелгі дәуір әдебиет VIIXIV ғғ. деп аталатын жеті ғасырды қамтыған әдебиетіміздің ұзақ тарихына қатысты ескерткіштер шығармалар аз емес. Олардың алғашқылары деп түркі рутайпаларына ортақ Орхон ескерткішт...
15058. Қазақ әдебитеті пәні бойынша ҰБТ-ге дайындаудың тиімді жолдары 116.5 KB
  ҚАЗАҚ ТІЛІ МЕН ӘДЕБИЕТ ПӘНІ БОЙЫНША ОҚУШЫЛАРДЫ БІРІҢҒАЙ ҰЛТТЫҚ ТЕСТІЛЕУГЕ ДАЙЫНДАУДЫҢ ТИІМДІ ЖОЛДАРЫ Манабаева Гүлбайрам Рахымқызы қазақ тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі №35 жалпы орта білім беру мектебі Қазақ әдебиетінде өзіндік айтулы із қалдырған белгі
15059. Қазақ мақал-мәтелдерінің гендерлік сипаты 44 KB
  УДК 4Ф Б 76 ҚАЗАҚ МАҚАЛМӘТЕЛДЕРІНІҢ ГЕНДЕРЛІК СИПАТЫ М.Б. Боранбай Қ. Жұбанов атындағы Ақтөбе мемлекеттік университеті Ақтөбе қ. Қазақ халқы рухани дүниеге қазынаға бай халық. Оның қай түрін алсақ та тәлімтәрбиесі мол ұрпақтанұрпаққа қалдырған өcие
15060. Қазақ поэзиясындағы домбыра бейнесі 77.5 KB
  ТІРКЕУ ФОРМАСЫ 1. Тегі аты жөні: Абсаттарова Айдана Рамазанқызы 2. Мекеме лауазымы: Ы.Алтынсарин атындағы дарынды балаларға арналған мамандандырылған обл...