86710

Анализ и оценка показателей финансового состояния коммерческой организации (на примере ОАО «СМАРТС»)

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Актуальность темы заключается в том, что при современных экономических отношениях каждой фирме необходимо быть полностью уверенной в себе. Цель курсовой работы - раскрыть основные концепции и процессы, возникающие в ходе проведения анализа финансового состояния организации (на примере ОАО «СМАРТС»), опираясь на данные бухгалтерской отчетности.

Русский

2015-04-09

96.52 KB

4 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте  Российской Федерации

Факультет финансов и банковского дела

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономический анализ»

на тему: " Анализ и оценка показателей финансового состояния коммерческой  организации (на примере ОАО «СМАРТС») "

           Выполнила:

студентка 3 курса

Чилингарян ЛианаСейрановна

           

Проверил:

к.э.н., доцент

 Толпегина Ольга Акимовна

                                               

                                                           Москва – 2012


Оглавление

Введение 3

1. Анализ и оценка показателей финансового состояния коммерческой  организации (на примере ОАО «СМАРТС») 4

1.1. Общая характеристика и основные показатели деятельности ОАО «СМАРТС» 4

1.2. Состав, структура и динамика деятельности ОАО «СМАРТС» 6

1.3. Анализ финансового состояния ОАО «СМАРТС» 12

1.4. Анализ результатов финансовой деятельности ОАО «СМАРТС» 19

Вывод к главе 1 21

2. Разработка предложений по улучшению финансового состояния компании ОАО «СМАРТС». 22

2.1. Рекомендации по развитию дополнительных услуг 22

2.2. Рекомендации по развитию каналов распределения 24

Вывод к главе 2 28

Заключение 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 31


Введение

Актуальность темы заключается в том, что при современных экономических отношениях каждой фирме необходимо быть полностью уверенной в себе.

Цель курсовой работы -  раскрыть основные концепции и процессы, возникающие в ходе проведения анализа финансового состояния организации (на примере ОАО «СМАРТС»), опираясь на данные бухгалтерской отчетности.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1.  дана общая характеристика и основные показатели деятельности ОАО «СМАРТС»,
  2.  проанализирован состав, структура и динамика капитала ОАО «СМАРТС»,
  3.  дана оценка ликвидности и платежеспособности  ОАО «СМАРТС»,
  4.  оценена финансовая устойчивость ОАО «СМАРТС»,
  5.  разработаны предложения по улучшению финансового состояния компании ОАО «СМАРТС»,
  6.  даны рекомендации по развитию дополнительных услуг,
  7.  даны рекомендации по развитию каналов распределении.

Объект исследования курсовой работы является  оператор сотовой связи ОАО «СМАРТС».

Предмет исследования  - анализ и оценка показателей финансового состояния коммерческой  организации (на примере ОАО «СМАРТС»).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе 4 подглавы, а во втором – две. К каждой главе есть вывод.

1. Анализ и оценка показателей финансового состояния коммерческой  организации (на примере ОАО «СМАРТС»)

  1.  Общая характеристика и основные показатели деятельности ОАО «СМАРТС»

Объектом исследования курсовой работы является открытое акционерное общество «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем». Сокращенное наименование – ОАО «СМАРТС».

ОАО «СМАРТС» является юридическим лицом, зарегистрировано 04 мая 1994 года за регистрационным номером 685, по адресу: 443013, Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Дачная, 2, корпус 2.   05 марта 2008  году ИФНС по Ленинскому району г. Самары произведена государственная регистрация смены типа акционерного общества «СМАРТС» с закрытого на открытое акционерное общество «СМАРТС».

Миссия компании: «Предоставлять современные услуги связи, объединять людей, помогать им реализовывать свои цели, получать радость от общения».

Основные услуги, предоставляемые ОАО «СМАРТС», являются набором услуг стандарта GSM и включают:

  1.  основные услуги;
  2.  дополнительные услуги;
  3.  сервисные услуги;
  4.  услуги абонентской службы.

Численность ОАО «СМАРТС» представлена в следующих категориях персонала:

  1.  коммерческий персонал, состоящий из работников коммерческого департамента головного предприятия, работников, выполняющих функции по привлечению и обслуживанию клиентов (абонентов) компании и прочих коммерческих служб филиалов;
  2.  технический персонал, состоящий из подразделений, отвечающих за строительство, развитие и эксплуатацию сетей связи;
  3.  управленческо-вспомогательный персонал – работники, не занятые непосредственно на основном производстве, а выполняющие управленческо-вспомогательные функции (юридические, бухгалтерские, экономические и иные).

Среднесписочная численность работников ОАО  «СМАРТС» представлено в таблице 1.1 за 2010 и 2011 года.

Таблица 1.1

Среднесписочная численность работников ОАО  «СМАРТС»

Подразделение

2010

2011

Изменение,

числ.

%

ОАО «СМАРТС» всего, в т.ч. по категориям

1060

861

-199

-18,8

  1.  коммерческий персонал

498

399

-99

-19,9

  1.  технический персонал

255

195

-60

-23,5

  1.  управленческий и вспомогательный персонал

307

267

-40

-13,0

Фактическая среднесписочная численность за отчетный год составила 861 человек (таблица 1). Снижение среднесписочной численности относительно прошлого  года  на 199 человек (18,8%) произошло в результате проведения оптимизации штатной численности персонала, а также организационной структуры Общества.

В структуре персонала за отчетный год доля коммерческого персонала составила – 46%, технического персонала – 23%, управленческого и вспомогательного персонала – 31%. Доля коммерческого персонала осталась превалирующей, также как и в 2009 году.

    ОАО «СМАРТС» представляет собой структуру, состоящую из координирующего органа в лице Головного предприятия ОАО «СМАРТС», девяти филиалов Общества, расположенных в городах Самара, Иваново, Саратов, Казань, Уфа, Ульяновск, Саранск, Йошкар-Ола, Элиста.

Организационная структура головного предприятия (ГП) ОАО «СМАРТС» представлена на рисунке 1.1 (приложения 1).

Непосредственно Генеральному директору подчиняются три департамента – технический, финансовый и коммерческий, а также пять структурных подразделений: управление по работе с персоналом, главная бухгалтерия, управление по специальным вопросам, правовое управление и отдел внутреннего аудита, контроллинга и ревизий.

Для  оценки финансового результата деятельности компании проанализируем отчет о прибылях и убытках, который представлен в приложении 3.

Выручка  в отчетном году снизилась с 2 797 159 тыс. руб. до 2 495 676 тыс. руб. на 11%, что является отрицательным  моментом. Себестоимость также снизилась на 12%, что расценивается положительно. В результате данных изменений валовая прибыль снизилась по сравнению с прошлым года на 7%. Коммерческие расходы составили 107 840 тыс. руб. в прошлого года и 123 279 тыс. руб. на анализируемый год (увеличение  на 14,3%) и управленческие расходы 385 348 тыс. руб. в 2010 году и 319 565 тыс. руб. в 2011 году (упал  на 17%). Данные величины расходов повлияли на прибыль от продаж, которая в отчетном периоде увеличилась на 1,2%.

 Проценты  к получению увеличились на 38%, а проценты к уплате уменьшились  на 12,3%, что является положительной динамикой. Доходы от участия в других организациях уменьшились на 10,38%. Прочие доходы на конец отчетного периода увеличились на 21,2%, а прочие расходы уменьшились только на 14% (с 1 789 786 тыс. руб. до 1 537 701 тыс. руб.), что расценивается отрицательно.

Прибыль до налогообложения на начало анализируемого периода  сложился убыток в размере 389 265 тыс. руб., а в отчетном году составила 69 229 тыс. руб.

 Чистая  прибыль в 2010 году сформировался убыток в размере 325 442 тыс. руб., а в 2011 года  составила 96 739 тыс. руб. Такая ситуация сложилась из-за повышения прибыли до налогообложения, снижения отложенных налоговых активов предыдущего года на 60%, штрафов по налогам с 1 650 тыс. руб. до 76 тыс. руб.  и увеличения отложенных налоговых обязательств на 47% штрафов. Таким образом, в течение отчетного  периода предприятие получило прибыли.

  1.  Состав, структура и динамика капитала ОАО «СМАРТС»

Анализ финансового состояния начинают с изучения состава и структуры  предприятия по данным бухгалтерского баланса. Актив бухгалтерского баланса позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе внеоборотные активы (I раздел баланса)  и оборотные активы (II раздел баланса), изучить динамику структуры имущества. Пассив баланса, позволяет определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных заемных средств, т. е. пассив показывает, откуда взялись средства, кому обязано за них. 

Для оценки состава, структуры и динамики активов ОАО «СМАРТС»  по данным бухгалтерского баланса (приложение 2) составлена аналитическая таблица 1.2.

Таблица 1.2

Состав, структура и динамика актива ОАО «СМАРТС»

№ п.п.

Показатель

Сумма по балансу, тыс. руб

Удельный вес статей, в  общей величине основного и оборотного капитала, соответственно  %

доля факторов в изменении оборотных активов

2010 год

2011год

Изменение

Темп прироста,%

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

Активы

 

 

1.Внеоборотные активы

3 767 996

3 522 097

-245 899

-6,5

85,1

74,9

-10,22

100,00

В том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нематериальные активы

738

2811

2 073

280,9

0,02

0,07

0,06

-0,84

 

Основные средства

1 825 547

1497422

-328 125

-17,9

48,44

39,74

-8,70

133,44

 

Вложения во внеоборотные активы

606 377

523 794

-82 583

-13,6

16,09

13,90

-2,19

33,58

 

Доходные вложения в материальные ценности

111 698

83 875

-27 823

-24,9

2,96

2,23

-0,74

11,31

 

Долгосрочные финансовые вложения

1 044 664

1 213 757

169 093

16,2

27,72

32,21

4,49

-68,77

 

Отложенные налоговые активы

149 365

175 591

26 226

17,6

3,96

4,66

0,70

-10,67

 

Прочие внеоборотные активы

29 607

24 847

-4 760

-16,1

0,79

0,66

-0,13

1,94

2.Оборотные активы

661 335

1 183 380

522 045

78,9

14,93

25,15

10,2

100,00

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборотные активы

 

 

 

 

 

 

 

Запасы :  

32 751

26 422

-6 329

-19,3

5,0

4,0

-1,0

-1,21

 

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

27 013

21 031

-5 982

-22,1

4,1

3,2

-0,9

-1,15

 

Товары отгруженные

1 995

339

-1 656

-80,0

0,3

0,1

-0,2

-0,32

 

Расходы будущих периодов

3 743

5 052

1 309

35,0

0,6

0,8

0,2

0,25

 

НДС по приобретенным ценностям

19 394

11 493

-7 901

-40,7

2,9

1,7

-1,2

-1,51

 

Дебиторская задолженность, всего

501 821

335 731

-166 090

-33,1

75,9

50,8

-25,1

-31,82

 

Краткосрочные финансовые вложения

81 416

790 549

709 133

871,0

12,3

119,5

107,2

135,84

Денежные средства-всего

25 951

19 185

-6 766

-26,1

3,9

2,9

-1,0

-1,30

Прочие оборотные активы

2

0

-2

-100,0

0,0

0,0

0,0

0,00

 

И т о г о

б а л а н с :

4 429 331

4 705 477

276 146

6,2

х

х

х

52,90

Актив предприятия представлен внеоборотными  и оборотными активами. Наибольший удельный вес приходится на внеоборотные активы, который показан в виде диаграммы на рис.1.2.

Рис.1.2. Удельный вес внеоборотных активов

Их доля составляет 74,9% в отчетном году и около 85%  в прошлом году. Увеличение доли данного раздела произошло за счет снижения доли оборотных активов. Их доля в прошлом году  составила 14,93%, в очетном году 25,15%. Произошло незначительное уменьшение запасов на 1%,  денежных средств  на 1%, НДС по приобретенным ценностям тоже на 1% и совсем незначительно уменьшелись прочие оборотные активы . Снижение по данному разделу произошло за счет уменьшения дебиторской задолженности на 25,1% и увеличения краткосрочных финансовых вложений  на 107,2%. Снижение доли оборотных активов оценивается отрицательно, поскольку они являются наиболее ликвидной частью активов с высокой скоростью оборачиваемости.

     Стоимость внеоборотных активов в основном складывается из стоимости основных средств 1497422 руб. (39,74%), вложений во внеоборотные активы 523794 руб. (13,90%) и долгосрочных финансовых вложений1213757 руб. (32,21%). Прочие статьи актива составляют почти 7% в структуре внеоборотных активов компании, поэтому изменения по данным статьям не оказывают существенного влияния на чистые активы компании. Сравнивая отчетный год  с прошлым годом видно, что произошло снижение внеоборотных активов  на 10%. Снижение по данному разделу  произошло по следующим показателям: повышение долгосрочных финансовых вложений на 4,49%, понижение прочих внеоборотных активов на 0,13%, вложений во внеоборотные активы на 2,19%, доходных вложений в материальные ценности на 0,74%, отложенных налоговых активов на 0,7% и основных средств на 8,70%.

Валюта баланс увеличилась на 276 146 тыс. руб., что свидетельствует об увеличении компании хозяйственной деятельности, который говорит о его платежеспособности.

Для оценки состава, структуры и динамики пассивов ОАО «СМАРТС»  по данным бухгалтерского баланса (приложение 2) составлена аналитическая таблица 3.

Таблица 3

Состав, структура и динамика пассивов ОАО «СМАРТС»

Показатель

Сумма по балансу, тыс. руб

Удельный вес статей, в  общей величине собственного и заемного капитала, соответственно  %

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

Темп прироста,%

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

Собственный капитал-всего

530 578

666 069

135 491

25,5

12,0

14,2

2,2

Уставный капитал

600 000

600 000

0

0,0

113,1

90,1

-23,0

Резервный капитал

0

4837

4 837

-

0,0

0,7

0,7

Нераспределенная прибыль

-325 442

-148 924

176 518

-54,2

-61,3

-22,4

39,0

Доходы будущих периодов

79 502

118 254

38 752

48,7

15,0

17,8

2,8

Заемный капитал-всего

3 978 255

4 157 762

179 507

4,5

89,8

88,4

-1,5

Долгосрочные обязательства

2 028 672

3 106 626

1 077 954

53,1

51,0

74,7

23,7

Краткосрочные обязательства, в том числе:

1 949 583

1051136

-898 447

-46,1

44,0

22,3

-21,7

Краткосрочные кредиты

1 074 635

365 151

-709 484

-66,0

27,0

8,8

-18,2

Кредиторская задолженность-всего, в том числе:

874 948

685 885

-189 063

-21,6

22,0

16,5

-5,5

Поставщики и подрядчики

648 368

421 270

-227 098

-35,0

16,3

10,1

-6,2

По оплате труда

47 120

78 210

31 090

66,0

1,2

1,9

0,7

Перед государственными внебюджетными фондами

12 195

7 558

-4 637

-38,0

0,3

0,2

-0,1

Перед бюджетом

1 769

2 744

975

55,1

0,0

0,1

0,0

Прочие кредиторы

85 994

57 849

-28 145

-32,7

2,2

1,4

-0,8

Прочие краткосрочные обязательства

0

0

0

И т о г о - баланс

4 429 331

4 705 477

276 146

6,2

х

х

х

Пассив  предприятия представлен собственным  и заемным капиталом. Наименьший удельный вес приходится на собственный  капитал, который показан в виде диаграммы на рис.1.3.

Рис.1.3. Удельный вес собственного капитала

Его доля в прошлом году составила 12% и в отчетном году 14,2%. Увеличение доли собственного капитала произошло за счет:

  1.  покрытия краткосрочных займов и кредитов (отрицательный прирост к уровню прошлого года составил 66% или 709 484 тыс.руб.);
  2.  снижение кредиторской задолженности  на 21,6% или 189 063 тыс.руб.
  3.  рост нераспределенной прибыли в отчетном году на 176 518 тыс.руб.;
  4.   уменьшения нераспределенной прибыли  прошлых лет на 4,37%, то есть  на 25280 тыс.руб.

За  счет изменений по первым двум пунктам  произошло снижение краткосрочных  обязательств на 46,1%. Их доля в структуре в 2010 году составила 44%, а 2011 году 22,3%.

  Наибольший  удельный вес приходится на раздел «Долгосрочные обязательства». Его доля составляет 51% в 2010 году и 74,7% в 2011 году. Увеличение  по данному разделу произошло за счет уменьшения займов и кредитов на 18,2% и прочих долгосрочных обязательств на 23,7%.

Проанализировав пассив данного предприятия видно, что наименьшая доля приходится на собственный капитал и доля заемных средств в структуре достаточно велика. На конец года валюта баланса составила 4 705477 тыс. руб., а на начало года – 4 429 331 тыс.руб., то есть произошло повышение на 6,2%. Это говорит об положительном  динамике развития предприятия.  

  1.  Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «СМАРТС»

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств,  к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита.

Ликвидность и платежеспособность как экономические категории не тождественны, но на практика они тесно взаимосвязаны между собой.

Анализ по группировке активов по степени ликвидности и обязательств по срочности погашения представлена в приложении 4.

Анализ ликвидности баланса показывает, что у компании есть проблемы в степени покрытия своих обязательств. Хотя и наиболее ликвидные активы больше наиболее срочных обязательств, равные 702 367 руб. и 189 063 руб. соответственно.  Это свидетельствует о платежеспособности компании на момент составления баланса. У организации  достаточно денежных средств для полного  покрытия наиболее срочных обязательств. Но быстрореализуемые активы не покрывают краткосрочные обязательства, что  говорит о не платежеспособности  компания ОАО "СМАРТС" в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами. Сумма активов А1+А2, за анализируемые периоды  равны 112 107 руб. и 815 125 руб. соответственно. Недостаточно, чтобы рассчитываться по краткосрочным обязательствам (П1+П2), равные 1 949 583 и 1 051 036 руб. соответственно. Медленнореализуемые активы также не покрывают долгосрочные пассивы, что не говорит в пользу перспективной ликвидности, так как не выполняется неравенство А3 > П3, следовательно, предприятию в долгосрочном периоде будет сложно погасить свои долгосрочные обязательства перед кредиторами. Но текущая ликвидность может быть компенсирована. Выполнение условия A4<П4 свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости организации. Сокращение дефицита активов по всем рассматриваемым группам свидетельствует о наметившейся положительной тенденции.

Из вышесказанного следует, что компанию за анализируемый период (2010-2011 года)   нельзя считать абсолютно ликвидным. Однако следует отметить, что проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным, более детальным является анализ платежеспособности при помощи  коэффициентов ликвидности.

Таблица 1.4

Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности

№ п.п.

Коэффициент

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

Критериальное значение

Отклонение от min критерия

1

Текущей ликвидности

0,34

1,13

0,79

2

-0,9

2

Коэффициент  критической ликвидности

0,06

0,78

0,72

1,50

-0,7

3

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,06

0,77

0,71

0,20

0,6

Показатели  качественной характеристики  платежеспособности

4

Чистый оборотный капитал

-1 288 248

132 244

1 420 492

х

х

По данным  таблицы можно сделать вывод, что предприятие является платежеспособным, поскольку все коэффициенты ликвидности  находятся ниже уровня критериально установленных значений. И положительные коэффициенты говорят о наметевшейся тенденции к стабилизации ситуации и возможности предприятия восстановить платежеспособность. Коэффициент текущей ликвидности имеет положительную  динамику. На каждый рубль краткосрочных обязательств в прошлом году приходилось 34 копеек ликвидных средств, а в отчетном году 1рубль и 13 копейка, что находится в пределах критериального значения. По сравнению с началом анализируемого периода данный коэффициент текущей ликвидности  увеличилась  на 17,65%.  Коэффициент  критической ликвидности вырос на 0,71, при отклонении от минимального критерия равном  0,7.  Фактическое значение данного коэффициента в отчетном году равно 0,78, что указывает на способность предприятия покрыть краткосрочные обязательства на 78%. Это свидетельствует о том, что компания ОАО «СМАРТС» на данный момент времени  сможет частично покрыть  краткосрочные обязательства за счет денежных средств  и дебиторской задолженности.  Коэффициент абсолютной ликвидности на начала анализируемого периода составила 0,06. На конец периода значение данного коэффициента увеличилась на 0,6 и составляет 0,77. Увеличение произошло на 92,2%, что говорит о способности компании на конец анализируемого периода погасить на 77%  краткосрочные обязательства.

  Значение чистого оборотного актива за отчетный год превышает значение прошлого года на 132 244, который  свидетельствует, о превышении оборотных средств над краткосрочными обязательствами. Это означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности.

  1.  Анализ финансовой устойчивости ОАО «СМАРТС»

Финансовая устойчивость предприятия- это гарантированная платежеспособность и кредитоспособность предприятия в результате его деятельности.

Анализ финансовой устойчивости производиться при помощи коэффициентного метода см. таблица 1.5.

Таблица 1.5

Коэффициент финансовой устойчивости

Показатель

Период

Отклонение

Критериальное значение

Отклонение от критерия

Прошлый год

Отчетный год

1.

Коэффициент автономии  (финансовой независимости)

0,12

0,14

0,02

0,6

-0,46

2.

Коэффициент финансовой зависимости

0,90

0,88

-0,01

0,5

0,38

3

Коэффициент финансовой устойчивости

0,58

0,80

0,22

0,7

0,10

4

Коэффициент  финансового левериджа (Финансовый рычаг)

7,50

6,24

-1,26

1

5,24

5

Коэффициент финансирования ( покрытия долгов)  

0,13

0,16

0,03

1

-0,84

6

Коэффициент инвестирования СК/ Ав

0,14

0,19

0,05

х

х

7

Коэффициент маневренности собственного капитала

-6,10

-4,29

1,81

х

х

8

Коэффициент (индекс) постоянного актива

7,10

5,29

-1,81

0,1

5,19

9.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными  оборотными средствами  

-5,02

-2,51

2,50

0,1

2,40

Коэффициент самофинансирования  ( Pч+Ам)/Б

0,07

0,09

0,02

 х

х 

По данным таблицы видно, что коэффициент автономии, как в прошлом, так и в отчетном году, несмотря на повышающуюся динамику, находиться  ниже критериального значения 0,6.  Это говорит о низкой финансовой независимости. А коэффициент финансовой устойчивости по сравнению с пошлым годом вырос на 0,22 и составляет 0,80,что  позволяет ему быть на уровне критериального значения. Положительная динамика данного коэффициента, показывает укрепление финансовой устойчивости  за счет собственного капитала в валюте баланса с 58% до 80%. Коэффициенты характеризующие степень зависимости от заемного капитала, т.е. коэффициенты финансовой зависимости и финансового левериджа, несмотря на понижающуюся динамику находятся выше критериального значения. Коэффициент финансовой зависимости в отчетном году снизился на 0,01 и равен 0,88, который показывает удельный вес заемного капитала в структуре источников финансирования, где большая доля принадлежит капиталу. Коэффициент финансового левериджа равен 6,24 в отчетном году, т.е. по отношению к величине собственного капитала заемные средства на 13% больше собственных источников. Коэффициент финансирования указывает на соотношение собственного капитала с заемным, по сравнению с прошлым годов,  но вырос на 0,03 и составляла 0,13 и 0,16 соответственно. Показатели коэффициента маневренности собственного капитала и индекс постоянного актива равны -4,29 и 5,29 соответственно и в сумме дают 1. Это говорит о  том, что не значимая часть собственного капитала вложено в наиболее маневренную часть активов, а остальное капитализирована. Следовательно, рост неизбежно становиться причиной снижения другого. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными  оборотными средствами характеризует долю собственных оборотных средств в собственном капитале. Показатель  данного коэффициента увеличился на 2,50 по сравнению с прошлым годом, но остался также отрицательным,  не достигая приемлемой величины. Коэффициент самофинансирования в 2010 году был равен 0,07, а в отчетном году 0,09  и показывает  увеличение на 0,02. Коэффициент инвестирования вырос  на 0,05 и за анализируемые периоды составляет 0,14 и 0,19 соответственно.

Анализ деловой активности и рентабельности

Деловая активность предприятия проявляется в скорости, с которой оборачиваются его средства. Прибыльность деятельности предприятия отражает его рентабельность. Анализ деловой активности предприятия, а также его рентабельности состоит в проведении исследований уровней и динамики различных финансовых коэффициентов, позволяющих судить об оборачиваемости и рентабельности. Анализ деловой активности ОАО «СМАРТС» представлен в таблице 1.6, а анализ рентабельности показан в таблице 1.7.

Таблица 1.6

Коэффициенты деловой активности

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

Среднегодовая величина капитала, тыс. руб

4 748 221

4 567 404

-180 817

Среднегодовая величина  функционирующего капитала, тыс. руб.

738 851

922 358

183 507

Среднегодовая величина  рабочего капитала, тыс. руб.

-1348279

-479124

869 155

Среднегодовая величина собственного капитала, тыс. руб.

613797

499445,5

-114 352

Выручка от реализации, тыс. руб.

2 797 159

2 495 676

-301 483

Коэффициенты оборачиваемости:  

 

 

 

Капитала ( к-т трансформации)

0,6

0,6

0

Функционирующего капитала

3,8

3,0

-1

Рабочего капитала

-2,1

-5,8

-4

Собственного капитала

4,6

5,6

1

Продолжительность оборота, дни

 

 

 

Совокупного  капитала, дней

611,1

587,8

-23

Функционирующего капитала

95,1

118,7

24

Рабочего капитала

-173,5

-61,7

112

Собственного капитала

79,0

64,3

-15

Среднегодовая величина капитала уменьшилась на 180 817, также  снизились среднегодовая величина собственного капитала и выручка от реализации на 114 352 и 301 483 соответственно. Среднегодовая величина функционирующего капитала вырос на 183 507,а среднегодовая величина собственного капитала на 869 155. Расчеты коэффициента деловой активности показывает эффективное использование  оборотного капитала. Коэффициент оборачиваемости капитала за анализируемый период остался без изменений, а коэффициент оборачиваемости собственного капитала вырос на 1. Снижение оборачиваемости наблюдается у коэффициентов оборачиваемости функционирующего и рабочего капитала на 1 и 4 соответственно, это объясняется ростом собственных средств за счет рентабельности прибыли, поэтому данные изменения не имеют  негативного влияния на деятельности компании. Продолжительность оборота совокупного капитала снизилась на 23 дня и составляет 588 дней, также снизилась продолжительность оборота собственного капитала на 15 дней. Продолжительность оборота функционирующего и рабочего капитала наоборот  выросли на 24 и 122 соответственно, следовательно, средства, вложенные в производство, проходят полный оборот, возвращаясь в денежную форму.

Таблица 1.7

Расчет влияния факторов на  рентабельность собственного капитала

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

Балансовая прибыль

-389265

69229

458494

Налоги на прибыль

 

 

 

Прибыль после уплаты налогов

-325442

96739

422181

Чистая выручка от всех видов продаж

4738100

4260186

-477914

Общая среднегодовая величина капитала

4748221

4567404

-180817

В том числе собственного капитала

613797

499446

-114352

Рентабельность совокупного капитала после уплаты налогов, %

-6,85

2,12

9

Рентабельность продаж после уплаты налогов, %

-6,87

2,27

9

Коэффициент оборачиваемости капитала

7,72

8,53

1

Мультипликатор капитала

7,74

9,14

1

Рентабельность собственного капитала после уплаты налогов, %

-53,02

19,37

72

Величина факторов на рентабельность  собственного капитала                                                 

¨       Рентабельности продаж,

545,76

¨       Коэффициента оборачиваемости

14,24

¨       Мультипликатора капитала

27,29

баланс отклонений, %

587,29


Вывод к главе 1

Анализ финансового состояния был проведен на примере компании ОАО «СМАРТС»

Проведенные анализы показали, что компанию за анализируемый период (2010-2011 года)   нельзя считать абсолютно ликвидным. Однако была проведена более детальный  анализ платежеспособности при помощи  коэффициентов ликвидности. В ходе этого анализа выяснилась, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. А коэффициент финансовой устойчивости по сравнению с пошлым годом вырос, что  позволяет ему быть на уровне критериального значения. Положительная динамика данного коэффициента, показывает укрепление финансовой устойчивости  за счет собственного капитала в валюте баланса.

Факторный анализ рентабельности предприятия дает четкое представление о положительных и отрицательных составляющих на повышение рентабельности собственного капитала. Наибольший и основной положительный результат приходиться на рентабельность продаж, за счет чего рентабельность собственного капитала. Это свидетельствует о качественном управлении затратами и правильной ценовой политики компании. Другие  факторы тоже имеют положительную динамику роста.

Для  оценки финансового результата деятельности компании был проведен анализ отчета о прибылях и убытках. И выяснилась что, в течение отчетного  периода предприятие получило прибыли.


  1.  Разработка предложений по улучшению финансового состояния компании ОАО «СМАРТС».

Компания ОАО «СМАРТС» является оператором сотовой связи и для улучшения финансового состоянии, компания должна привлечь новых абонентов как частных, таки и корпоративных, новыми услугами и предложениями.

  1.  Рекомендации по развитию дополнительных услуг

Ввиду сложившейся ситуации на рынке, в условиях, когда нет экономической целесообразности, опережать конкурентов в технологическом развитии, основные приоритеты в 2012 году будут направлены на удержание текущих позиций на рынке телекоммуникаций, развитию услуг, способствующих повышению ARPU, а так же увеличение уровня проникновения дополнительных услуг среди абонентов ОАО «СМАРТС».

Основной акцент при развитии предлагаемых дополнительных услуг лучше сделать на:

  1.  развитии и продвижении услуг GPRS;
  2.  вывод новых услуг абонентского самообслуживания;
  3.  развитии и продвижении сервиса RBT;
  4.  развитие и продвижение VAS SMS;
  5.  продажу ресурсов сети.

Основные мероприятия в части дополнительных услуг в 2012 году с указанием достигнутого эффекта:

  1.  активное продвижение и проведение акции по предоставлению абонентам сервиса RBT бесплатно на промо-период с последующим переходом на платную основу. Данная акция покажет свою высокую эффективность и обеспечит прирост выручки от услуги более чем в 2,5 раза по сравнению с 2011 годом;
  2.  постоянное внедрение новых интерактивных SMS-сервисов контент-провайдеров. Результат – прирост выручки на 5,5% (или 2,2 млн. руб.).
  3.  ввод в коммерческую эксплуатацию услуг серии «Мобильный Интернет со скидкой», «SMS со скидкой» и «Безлимит» (для абонентов «Ё»). Ввод данных услуг будет  направлен на повышение лояльности абонентов. Суммарная выручка по данным услугам составит 7,2 млн. руб.;
  4.  ввод в коммерческую эксплуатацию услуги «Перевод денежных средств» («Пополни баланс другу»),по данным расчета выручка от сервиса составит 750 тыс. руб.;
  5.  ввод в коммерческую эксплуатацию услуги «Персональная точка доступа APN» (M2M решение для корпоративных клиентов). Выручка составит 200 тыс. руб.;
  6.  в целях расширения спектра предоставляемых услуг –ввод услуги по организации и предоставлению доступа к сети Интернет (стационарный Интернет). Выручка составит 199 тыс. руб.

Структура выручки от предлагаемых дополнительных услуг компании показана в таблице  2.1.

Таблица 2.1

Структура выручки от предлагаемых дополнительных услуг ОАО «СМАРТС» (тыс. руб., без НДС)

Название услуги

2011

2012

Изменение %

1

Итого выручка от дополнительных услуг абанентам

255 523

264 722

3,6

 

Услуги GPRS (Интернет, WAP, MMS, корпоративный доступ GPRS и т.д.)

78 157

74 665

-4,5

 

Передача SMS (абонент-абонент)

104 866

94 071

-10,3

 

Премиум SMS (развлекательные SMS и SMS на короткие номера)

40 667

42 901

5,5

 

USSD (премиум-контент и сервисные услуги)

5 487

3 256

-40,7

 

Услуги RBT (подписка, смена мелодии)

15 137

42 787

182,7

 

IVR (контент-провайдеры)

7 994

3 285

-58,9

 

СГП

1 901

1 613

-15,1

 

Передача данных

695

757

8,9

 

SIM-меню

492

231

-53,0

 

Прочие доп. услуги (Пополни баланс другу, Актуальный баланс, Запрет SMS-сервисов, Персональная точка доступа VPN, Статический «публичный» IP-адрес и т.д.)

127

1 156

810,2

2

Доля выручки от дополнительных услуг абонентам в общем объеме выручки от услуг связи абонентам (без учета гостевого роуминга), %

16,20%

19,80%

22,2

3

Прочая выручка от дополнительных услуг

15 510

12 910

-16,8

 

Плата за выделение, аренду НД и изменение тарификации контент провайдерами

4 815

5 128

6,5

 

Бизнес@SMS

10 695

7 583

-29,1

 

Организация и предоставление доступа к сети Интернет (стационарный Интернет)

-

199

-

4

Итого выручка от дополнительных услуг

271 033

277 632

2,4

За отчетный период выручка от дополнительных услуг абонентам увеличится на 9,2 млн.руб. (на 3,6%), что является хорошим результатом с учетом конкурентной ситуации и агрессивной политикой операторов «большой тройки» в части продвижения услуг передачи данных на базе технологии 3G.

Незначительное падение уровня выручки от услуг GPRS вызвано как вышеуказанными причинами, так и необходимостью ввода в отчетном периоде тарифных опций для сохранения конкурентоспособности данных услуг.

Падение уровня выручки по показателю «Передача SMS

(абонент-абонент)» вызвано будет развитием альтернативных способов

общения посредством Мобильного Интернета (социальные сети, мессенджеры). Прирост выручки по показателю «Премиум SMS» будет  обусловлен  ростом популярности интерактивных SMS-сервисов, и, как

следствие, перетоком выручки от прочих интерактивных сервисов (IVR, USSD, SIM-меню).

Изменение уровня выручки по показателям IVR, USSD, SIM-меню, СГП будет связано с падением популярности данных серверов, развитием альтернативных способов коммуникаций, и, как следствие, перетоками выручки как в «Премиум SMS», так и в услуги GPRS и передачи данных. Значительный прирост выручки по статье «Прочие доп. услуги» объясняется вводом ряда новых услуг, относящихся к данной статье: «Пополни баланс другу», «Персональная точка доступа APN», «Запрет SMS-сервисов». Снижение прочей выручки от дополнительных услуг будет обусловлено  усилением конкуренции в части услуги «Бизнес@SMS».

  1.  Рекомендации по развитию каналов распределения

В 2011 году была проведена оценка эффективности сбытовой сети на всех локальных рынках присутствия.

Стратегия компании в отношении управления каналами распределения в 2012 году будет направлена на:

  1.  развитие сбытовой сети в соответствии с целевыми показателями;
  2.  исполнение всех пунктов агентского договора;
  3.  оформленность и дистрибуция торговых сетей в филиалах;
  4.  регулярное обучение партнеров.

Каналы распределения компании за 2012 году представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Каналы распределения ОАО «СМАРТС» в 2012 году

Каналы распределения

Кол-во пунктовобслуживания на конец 2012 г,шт

Доля подключений в общем объеме, %

Собственная сеть:

98

25,4

Центры обслуживания клиентов

49

12,9

Мобильные офисы

18

2,9

Промостойки

31

3,1

Менеджеры прямых продаж

-

6

Прочие (промоперсонал,планшетники)

-

0,5

Агентская сеть:

2 346

74,6

Мультибрендовые салоны и точки продаж

1 572

43,3

Монобрендовые салоны и точки продаж

20

4,5

Промостойки

90

23,2

Сетевые агентв

-

0

Агенты прямых продаж

3

0

Альтернативные салоны и точки продаж

305

1,1

MVNO-агенты

356

0

Прочие (промоперсонал)

-

3,4

ВСЕГО

2 444

100

Если в 2011 году основным каналом дистрибуции были собственные «промостойки», а доля «агентских» (дилерских) подключений абонентов к сети «СМАРТС» составила 11,2%, то в 2012 году активно будет развиваться агентский канал продаж. В отчетном периоде особое внимание будет  уделялятсь организации и мониторингу процесса продаж в торговых точках. Скорее всего, удастся добиться наилучшей представленности продукта СМАРТС и организовать обучение персонала в дилерских точках продаж, что будет способствовать увеличению количества подключений и привлечению более «качественных» абонентов. В 2012 году будет проведена работа по заключению прямых агентских договоров с дилерами,  также заключены будут прямые агентские договора с новыми дилерами. По итогам года количество дилерских точек увеличилитсь на 41 единицу (20 монобрендовых и 21 мультибрендовых точек продаж).

Стратегия продаж в 2012 году будет направлена на достижение основной доли подключений абонентов к сети «СМАРТС» через дилерскую сеть за счет введения новых схем вознаграждения, введения мотивационных программ и пересмотра условий сотрудничества с дилерами Компании. В результате проведенных мероприятий доля агентской сети в 2012 году составит 74,6% от всех подключений, что существенно будет выше показателя 2011 года (на 63,4 п.п.).

Основным каналом продаж будут мультибрендовые салоны и точки продаж – на их долю пришлось 43,3% подключений. В 2011 году начал развиваться канал продаж «монобрендовые салоны», его доля в общем объеме подключений составит 4,5%. В 2012 году будет введена «Методика организации работы сети промостоек» во всех филиалах ОАО «СМАРТС». Основное количество промостоек будет  передано дилерам, что позволит ОАО «СМАРТС» усилить контроль над качеством подключений и сократить затраты на их содержание. В 2012 году на этот агентский канал продаж придется 23,2% подключений. На собственную сеть в 2012 году приходиться 25,4% подключений.

В собственной сети основным каналом продаж станут Центры обслуживания клиентов (ЦОК). Кроме того, ЦОК являются одним из основных мест обслуживания действующих абонентов и выполняли свою главную задачу – качественное, оперативное, максимально удобное обслуживание клиентов, продажа продуктов и услуг компании. На долю ЦОК продеться 12,9% всех  подключений. Относительно 2011 года количество ЦОК уменьшилось на 4 салона в связи с нерентабельностью. Открытие новых ЦОК в 2012 году не планируется. Для решения задач ЦОК (подключение / отключение дополнительных услуг, обслуживание абонентов и подключение новых абонентов) свое развитие в 2012 году получит монобрендовая дилерская сеть.


Вывод к главе 2

В данной главе разработаны и анализированы два предложения: рекомендации по развитию дополнительных услуг и  каналов распределения. Основной акцент при развитии предлагаемых дополнительных услуг являются развитии и продвижении услуг GPRS, вывод новых услуг абонентского самообслуживания, развитии и продвижении сервиса RBT, развитие и продвижение VAS SMS, продажу ресурсов сети.

А стратегия компании в отношении управления каналами распределения являются развитие сбытовой сети в соответствии с целевыми показателями, исполнение всех пунктов агентского договора, оформленность и дистрибуция торговых сетей в филиалах, регулярное обучение партнеров.

Данные рекомендации помогут компании в привлечении новых абонентов и укреплении позиции на рынке сотовой связи.


Заключение

Анализ финансового состояния был проведен на примере компании ОАО «СМАРТС». Проведенные анализы показали, что компанию за анализируемый период (2010-2011 года)   нельзя считать абсолютно ликвидным. Однако был проведен более детальный  анализ платежеспособности при помощи  коэффициентов ликвидности. В ходе этого анализа выяснилась, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. А коэффициент финансовой устойчивости по сравнению с пошлым годом вырос, что  позволяет ему быть на уровне критериального значения. Положительная динамика данного коэффициента, показывает укрепление финансовой устойчивости  за счет собственного капитала в валюте баланса. Для  оценки финансового результата деятельности компании был проведен анализ отчета о прибылях и убытках. И выяснилась что, в течение отчетного  периода предприятие получило прибыли.

Также в курсовой были  разработаны и анализированы два предложения: рекомендации по развитию дополнительных услуг и  каналов распределения. Основной акцент при развитии предлагаемых дополнительных услуг являются развитии и продвижении услуг GPRS, вывод новых услуг абонентского самообслуживания, развитии и продвижении сервиса RBT, развитие и продвижение VAS SMS, продажу ресурсов сети.

А стратегия компании в отношении управления каналами распределения являются развитие сбытовой сети в соответствии с целевыми показателями, исполнение всех пунктов агентского договора, оформленность и дистрибуция торговых сетей в филиалах, регулярное обучение партнеров.

Данные рекомендации помогут компании в привлечении новых абонентов и укреплении позиции на рынке сотовой связи.


Список литературы

  1.  Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера - М.: Бератор-Пресс, 2009 г.
  2.  Александров О.А. Бухгалтерский учет в туризме, - М.: Практическая Бухгалтерия, 2006.
  3.  Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  4.  Ветров А. А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 2010.
  5.  Гревцова В.Г. «Бухгалтерия турфирмы» // журнал «Главный бухгалтер» - №8 (96) – 2009 г.
  6.  Ильичева М. Ю. Налоговое право в вопросах и ответах, 2-е издание,  М. Проспект 2006
  7.  Квартальный  А.Н. «Бухгалтерский учет в туризме», М. Финансы и статистика, 2009.
  8.  Лебедева Е.С. «Турпутевку признаем расходом» // Журнал «Расчет» № 10, 2008.
  9.  Хабарова Л. П.  «Учетная политика 2006» // «Консультант бухгалтера», 2006г.
  10.  Хеддевик К.  Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  11.  Уткин. А.А. Антикризисное управление.  - М.: Тандем. 2010.
  12.  Шеремет А.И., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2011.
  13.  http://rus.smarts.ru/


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Среднесписочная численность работников ОАО  «СМАРТС»


Приложение 2

Показатели бухгалтерского баланса ОАО «Смартс»

АКТИВ

2009

2010

2011

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

817

738

2811

Основные средства

1 836 492

1 825 547

1 497 422

Вложения во внеоборотные активы

1 076 301

606 377

523 794

Доходные вложения в материальные ценности

155 006

111 698

83 875

Долгосрочные Финансовые вложения

10 56 571

1 044 664

1 213 757

Отложенные налоговые активы

97 534

149 365

175 591

Прочие внеоборотные активы

28 024

29 607

24 847

Итого по разделу I

4 250 745

3 767 996

3 522 097

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

49 775

32 751

26 422

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

39 541

27 013

21 031

товары для перепродажи

4 835

1 995

339

расходы будущих периодов

5 399

3 743

5 052

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

27 035

19 394

11 493

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

657 193

501 821

335 731

Краткосрочные финансовые вложения

24 173

81 416

790 549

Денежные средства и денежные эквиваленты

58 173

25 951

19 185

Прочие оборотные активы

17

2

Итого по разделу II

816 366

661 335

1 183 380

БАЛАНС

5 067 111

4 429 331

4 705 477

ПАССИВ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

600 000

600 000

600 000

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

8 075

Резервный капитал

2 639

4 837

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)отчетного года

-325 442

-148 924

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет

165 804

176 518

91 902

Итого по разделу III

776 518

451 076

547 815

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

1 763 383

1920104

3 045 207

Отложенные налоговые обязательства

15 294

1650

442

Прочие обязательства

134 038

106918

60 977

Итого по разделу IV

1 912 715

2 028 672

3 106 626

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

1 477 352

1 074 635

365 151

Кредиторская задолженность

899 186

874 948

685 885

в том числе: поставщики и подрядчики

683 552

648 368

421 270

задолженность перед персоналом организации

73 232

47 120

78 210

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

8 384

12 195

7 558

задолженность по налогам и сборам

2 428

1 769

2 744

прочие кредиторы

57 890

85 994

57 849

Доходы будущих периодов

73 700

79 502

118 254

Прочие обязательства

1 340

Итого по разделу V

2 377 878

1 949 583

1 051 136

БАЛАНС

5 067 111

4 429 331

4 705 477


Приложение 3

Отчет о прибылях и убытках

Показатели

2009

2010

2011

Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

3 097 256

2 797 159

2 495 676

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

2 273 269

2 088 279

1 834 557

Валовая прибыль

823 987

708 880

661 119

Коммерческие расходы

180 068

107 840

123 279

Управленческие расходы

447 806

385 348

319 565

Прибыль(убытки) от продаж

196 113

215 692

218 275

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

31 559

13 269

59 681

Проценты к уплате

462 850

451 516

395 861

Доходы от участия в других организациях

204 911

137 886

167 128

Прочие доходы

2 242 464

1 789 786

1 537 701

Прочие расходы

2 135 648

2 094 382

1 517 695

Прибыль (убыток) до налогообложения

76 549

-389 265

69 229

Отложенные налоговые активы

5 229

66 297

26 226

Отложенные налоговые обязательства

1 755

824

1 208

Текущий налог на прибыль

Штрафы, пени

204

1 650

76

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

52 744

-325 442

96 739


Приложение 4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51028. Определение коэффициента теплопроводности воздуха 101 KB
  Определение коэффициента теплопроводности воздуха. Цель работы: изучение явления теплопроводности в газах и определение коэффициента теплопроводности воздуха. Приборы и принадлежности: установка для измерения коэффициента теплопроводности воздуха. По результатам измерений U и I компьютер рассчитал соответствующие значения X и Y уравнение прямой и коэффициент теплопроводности воздуха.
51030. Определение коэффициента вязкости газа 59 KB
  Рассчитаем коэффициент вязкости по формуле: Где радиус капилляра длинна капилляра Подставив данные получим.
51031. Изучение распределения Больцмана, определение постоянной Больцмана 40.5 KB
  Собрать установку в соответствии с рисунком: Принципиальная схема установки 1двухэлектродная лампа 2анод 3катод 4нить накала 5потенциометр R 6 источник постоянного тока 6выключатель mА – миллиамперметр; mкА – микроамперметр; Vа – вольтметр в цепи накала лампы. По указанию преподавателя установить напряжение накала Uн: 5. Зафиксировать ток накала лампы Iн по амперметру. Измерим анодный ток Iа и анодное напряжение Uа если напряжение накала Uн =5.