86715

Разработка автоматического зарядного устройство для зарядки литий-ионного аккумулятора

Курсовая

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Зарядное устройство с индикацией состояния и автоматической регулировкой выходного тока Расчет выбранной схемы Заключение Список использованной литературы Введение В настоящее время мир входит в эпоху автоматизации и мобильности. Выпрямитель диодный мост – используется для преобразования переменного тока в постоянный ток.

Русский

2015-04-09

223.44 KB

21 чел.

Лист технического задания

Разработать автоматическое зарядное устройство для зарядки литий-ионного аккумулятора со следующими параметрами:

- емкость аккумулятора до 1400 мА/Ч.

- напряжение аккумулятора 3.3 В.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1.  Зарядные устройства
  2.  Основные элементы
  3.  Принцип работы
  4.  Типы аккумуляторов
  5.  Способы зарядки аккумуляторных батарей
  6.  Обзор типовых схем зарядных устройств
  7.  Зарядное устройство аккумуляторов от 1.2 до 15 В и от 0.1 до 1 А/ч
  8.  Зарядное устройство для стартерных аккумуляторных батарей
  9.  Зарядное устройство с индикацией состояния и автоматической   регулировкой выходного тока
  10.  Расчет выбранной схемы  

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время мир входит в эпоху автоматизации и мобильности. Все больше и больше устройств не нуждаются в постоянной подаче электрической энергии для обеспечения своей работоспособности.

Источниками питания в данных устройствах являются различные типы аккумуляторных батарей. Но как известно, аккумуляторные батареи не могут вечно обеспечивать энергией и поддерживать работу различных устройств.  Аккумуляторы время от времени нуждаются в зарядке.

Именно для этих целей и нужны зарядные устройства, о которых и будет идти речь в данной курсовой работе.

В этом курсовом проекте я хочу рассказать об основных элементах зарядного устройства, принципе работы, о различных видах аккумуляторов и способах их зарядки.

Также я проведу обзор типовых схем зарядных устройств и объясню принципы их работы.

1.Зарядные устройства

1.1 Основные элементы

Понижающий трансформатор – используется для понижения переменного напряжения в сети 220В, понижая его до 10-15 В. В современных устройствах используют импульсные блоки питания. Их преимущество перед обычными трансформаторами: небольшие размеры, меньший нагрев и низкая чувствительность к колебаниям сетевого напряжения.

 Выпрямитель (диодный мост) – используется для преобразования переменного тока в постоянный ток. На практике диодный мост либо спаивают из 4 диодов, либо используют готовые решения.

Сглаживающий фильтр (конденсатор) – сглаживает полученное после выпрямления постоянное напряжение.

Стабилизатор напряжения – поддерживает напряжение в заданных пределах при значительных колебаниях входного напряжения.

Устройство контроля процесса заряда – контролирует процесс заряда аккумуляторной батареи. Контроллер заряжает аккумулятор, выдавая зарядный ток величиной более  чем ток саморазряда и ограничивает максимальный ток заряда. При отсутствии данного контроллера заряда с аккумулятором может произойти следующее:

- превышение зарядного тока (напряжения) — ускоряются химические процессы заряда, приводит к деградации аккумулятора;

- перезаряд — произойдет закипание аккумулятора и его разрушение (взрыв);

- переразряд — разряд аккумулятора ниже критического значения, приводит к деградации аккумулятора.

Средства индикации – показывают, завершена ли зарядка аккумулятора.

Характеристики зарядных устройств зависят от типа аккумуляторов, рабочего напряжения, номинальной ёмкости.

Зарядные устройства могут быть встроенными и внешними.

1.2 Принцип работы.

Переменное напряжение сети 220 В понижается силовым трансформатором до 10 – 15  В на вторичной обмотке, затем выпрямляется диодным выпрямителем (собранном по мостовой схеме) и сглаживается оксидным конденсатором .

Далее стабилизатор напряжения поддерживает напряжение на заданном уровне, которое необходимо для заряда аккумуляторной батареи. Как правило, выходное напряжение на концах зарядного устройства должно быть на несколько вольт выше, иначе аккумуляторную батарею не удастся зарядить до 100% емкости.

Далее напряжение через клеммы зарядного устройства подается на аккумулятор и начинается процесс зарядки. Контроллер процесса заряда следит за ограничением максимального тока заряда. Как только напряжение на контактах аккумуляторной батареи достигает паспортного значения, зарядное устройство прекращает свою работу.

Средства индикации показывают, завершена ли зарядка аккумулятора. Обычно погасший индикатор указывает на то, что зарядка завершена.

1.3 Типы аккумуляторов

Свинцово-кислотный аккумулятор (Lead Acid) -  наиболее  распространенный на сегодняшний день тип аккумуляторов. Основные области применения: аккумуляторные батареи в автомобильном транспорте, аварийные источники электроэнергии.

Литий-ионный аккумулятор (Li-ion) — тип электрического аккумулятора, который широко распространён в современной бытовой электронной технике и находит свое применение в качестве источника энергии в электромобилях и накопителя энергии в энергетических системах. Это самый популярный тип аккумуляторов в таких устройствах как сотовые телефоныноутбукиэлектромобилицифровые фотоаппараты и видеокамеры.

Никель-кадмиевые аккумуляторы (NiCd)  -  применяются на электрокарах (как тяговые), трамваях и троллейбусах (для питания цепей управления), речных и морских судах. Широко применяются в авиации в качестве бортовых аккумуляторных батарей самолётов и вертолётов. Используются как источники питания для автономных шуруповёртов и дрелей.

Никель-металл-гидридный аккумулятор (Ni-MH) – применяются в электромобилях, дефибрилляторах, ракетно-космической технике, системах автономного энергоснабжения, радиоаппаратуре, осветительной технике.

Литий-полимерный аккумулятор (Li-pol или Li-polymer) — это усовершенствованная конструкция литий-ионного аккумулятора. Используется в мобильных телефонах, цифровой технике, радиоуправляемых моделях и пр.

1.4 Способы зарядки аккумуляторных батарей

  1.  зарядка при постоянном  токе;
  2.  контрольно-тренировочный цикл;
  3.  зарядка при постоянном напряжении;
  4.  зарядка импульсным током;
  5.  зарядка пульсирующим током;
  6.  зарядка ассиметричным током;
  7.  зарядка по Вудбриджу (правило ампер-часов);

Зарядка при постоянном токе

Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной одной десятой от паспортной емкости для кислотных аккумуляторов, либо четырем десятым для щелочных аккумуляторов.

Аккумуляторы особенно чувствительны к отклонению параметров зарядки от номинальных. Установлено, что зарядка чрезмерно большим током приводит к разрушению аккумулятора. Поэтому необходимо поддерживать постоянство тока в течение всего процесса заряда.

Недостаток данного способа заключается в долгом процессе зарядки и необходимости постоянного контроля за данным процессом.

Впрочем, этим способом можно зарядить батарею и быстро. Для этого нужно только установить максимальный зарядный ток, а все остальные операции делать также,  как и при обычном заряде. Этот способ получил название ускоренный заряд.

Ускоренный заряд служит единственной цели – в кратчайший срок привести разряженную батарею в работоспособное состояние, что достигается применением больших зарядных токов.

Такой заряд батареи хотя и допустим,  но старайтесь его избегать, потому что многократное его повторение значительно снижает срок службы батареи.

Контрольно-тренировочный цикл

Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) заключается в следующем. Батарею полностью заряжают постоянным током, затем разряжают током 10-часового режима до определенного напряжения и вновь дают полный заряд. Этот цикл позволяет оценить фактическую емкость и реальные возможности «пожилой» батареи,  а серия циклов в некоторых случаях несколько улучшает электрические показатели, если батарея ещё годна для дальнейшего использования.

Не следует только проводить эту операцию без нужды, поскольку каждый КТЦ отнимает частичку ресурса батареи. Принцип здесь таков: за свою жизнь аккумулятор может отдать вполне определенное количество энергии, а каждый полный разряд соответствует примерно 0,5 – 1,0% этого количества.

Зарядка при постоянном напряжении

При зарядке этим методом степень заряженности аккумулятора по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство.

В первый момент включения зарядный ток может достигать большой величины, в зависимости от внутреннего сопротивления (ёмкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда. Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме.

Несомненно, этот способ очень удобен, так как регулировать зарядный ток и следить за состоянием батареи при заряде не нужно. Но зарядить батарею полностью этим способом нельзя. Поэтому, старайтесь периодически совмещать данный способ со способом заряда батареи при постоянной силе тока.

Зарядка импульсным током

Под импульсным зарядом подразумевается применение тока, который изменяет свою величину или напряжение периодически, через определенные интервалы времени. По характеру этих показателей импульсный ток разделяют на две разновидности: пульсирующий и ассиметричный.

Зарядка пульсирующим током

Пульсирующим током называют такой, у которого величина меняется в пределах от нуля до максимального значения, сохраняя неизменной свою полярность.

Рисунок 1.1 Пример характеристики пульсирующего тока,

где Cз – ёмкость, сообщенная аккумулятору за время импульса t.

Зарядка ассиметричным током

Ассиметричный ток определяется наличием обратной амплитуды (рис.2), иными словами, в каждом цикле он меняет свою полярность. Однако количество электричества, протекающего при прямой полярности, больше, чем при обратной (отношение зарядной и разрядной составляющих равно 10:1, а длительностей импульсов – 1:2), что и обеспечивает заряд аккумулятора.

Рисунок 1.2 Пример характеристики ассиметричного тока,

Зарядка по закону Вудбриджа

В 1953 году Вудбриджем был сформирован так называемый закон ампер-часа: величина зарядного тока аккумулятора (в амперах) не должна превышать величины недостающего до полной ёмкости заряда (в амперчасах).

Математически этот закон описывается экспонентой, изображённой на рис.3.

Рисунок 1.3 Закон Вудбриджа

2. Обзор типовых схем зарядных устройств

2.1 Зарядное устройство аккумуляторов от 1.2 до 15 В и от 0.1 до 1 А/ч

Предлагаемое устройство, позволяющее заряжать любые аккумуляторы и аккумуляторные батареи напряжением от 1,2 до 15 В и номинальной емкостью от 0,1 до 10 А*ч, может найти применение не только в радиолюбительской мастерской, но и в организациях, эксплуатирующих радиоэлектронную аппаратуру с автономным питанием. 


            Устройство представляет собой стабилизатор тока с использованием частотно-импульсного регулирования, что позволило обойтись без громоздкого теплоотвода для регулирующего транзистора.

Рисунок 2.1 Принципиальная схема устройства

Принципиальная схема устройства показана на рис.1. Его образуют сетевой трансформатор Т1, выпрямитель VD1 с фильтрующим конденсатором С1, параметрический стабилизатор R1VD2, мультивибратор на транзисторах VT2 и VT3 с усилителем тока на транзисторе VT4, составной транзистор VT5VT6, работающий в режиме переключения, индуктивно-емкостный фильтр L1C3, коммутирующий диод VD4. Резисторы R13-R17, R7, стабилитрон VD3 и транзистор VT1 - цепь отрицательной обратной связи.

Работает устройство следующим образом. При включении питания конденсатор С3 разряжен, транзистор VT1 закрыт, мультивибратор генерирует импульсы, следующие с частотой около 20 кГц. Усиленные транзистором VT4, импульсы мультивибратора открывают составной транзистор VT5VT6. Когда этот транзистор открыт, ток течет через него, дроссель L1, нагрузку GB1, подключенную к разъемам X1 и Х2, резисторы Р13-R17 (в зависимости от выбранного переключателем SА1 предела зарядного тока) и конденсатор С3. При закрывании транзистора VT4 ток самоиндукции дросселя L1 замыкается через коммутирующий диод VD4, конденсатор С3, нагрузку и резисторы R13-R17. 

После нескольких импульсов мультивибратора падение напряжения на резисторах R13- R17 достигает 0,65 В, транзистор VT1 открывается и работа мультивибратора прекращается. В установившемся режиме при уменьшении тока нагрузки падение напряжения на резисторах R13-R17 уменьшается, транзистор VT1 закрывается и мультивибратор вырабатывает один импульс длительностью 20 мкс. Затем следует пауза длительностью от 0,045 до 4,5 мс (в зависимости от значения тока нагрузки) - и цикл повторяется. 
            Стабилитрон VD3 и резистор R7 служат для защиты транзистора VT1 на случай короткого замыкания на выходе устройства. 

2.2 Зарядное устройство для стартерных аккумуляторных батарей

Простейшее зарядное устройство для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей, как правило, состоит из понижающего трансформатора и подключенного к его вторичной обмотке двуполупериодного выпрямителя . Последовательно с батареей включают мощный реостат для установки необходимого зарядного тока. Однако такая конструкция получается очень громоздкой и излишне энергоемкой, а другие способы регулирования зарядного тока обычно ее существенно усложняют. 
             В промышленных зарядных устройствах для выпрямления зарядного тока и изменения его значения иногда применяют тринисторы КУ202Г. Здесь следует заметить, что прямое напряжение на включенных тринисторах при большом зарядном токе может достигать 1,5 В. Из-за этого они сильно нагреваются, а по паспорту температура корпуса тринистора не должна превышать +85°С. В таких устройствах приходится принимать меры по ограничению и температурной стабилизации зарядного тока, что приводит к дальнейшему их усложнению и удорожанию. 
            Описываемое ниже сравнительно простое зарядное устройство имеет широкие пределы регулирования зарядного тока - практически от нуля до   10 А - и может быть использовано для зарядки различных стартерных батарей аккумуляторов на напряжение 12 В.

Рисунок 2.2 Принципиальная схема устройства

  В основу устройства (см. схему) положен симисторный регулятор                 с дополнительно введенными маломощным диодным мостом VD1 - VD4 и резисторами R3 и R5.

 После подключения устройства к сети при плюсовом ее полупериоде (плюс на верхнем по схеме проводе) начинает заряжаться конденсатор С2 через резистор R3, диод VD1 и последовательно соединенные резисторы R1 и R2. При минусовом полупериоде сети этот конденсатор заряжается через те же резисторы R2 и R1, диод VD2 и резистор R5. В обоих случаях конденсатор заряжается до одного и того же напряжения, меняется только полярность зарядки. 
             Как только напряжение на конденсаторе достигнет порога зажигания неоновой лампы HL1, она зажигается и конденсатор быстро разряжается через лампу и управляющий электрод симистора VS1. При этом симистор открывается. В конце полупериода симистор закрывается. Описанный процесс повторяется в каждом полупериоде сети. 
             Общеизвестно, что управление тиристором посредством короткого импульса имеет тот недостаток, что при индуктивной или высокоомной активной нагрузке анодный ток прибора может не успеть достигнуть значения тока удержания за время действия управляющего импульса. Одной из мер по устранению этого недостатка является включение параллельно нагрузке резистора. 
              В описываемом зарядном устройстве после включения симистора VS1 его основной ток протекает не только через первичную обмотку трансформатора Т1, но и через один из резисторов - R3 или R5, которые в зависимости от полярности полупериода сетевого напряжения поочередно подключаются параллельно первичной обмотке трансформатора диодами VD4 и VD3 соответственно. 
             Этой же цели служит и мощный резистор R6, являющийся нагрузкой выпрямителя VD5, VD6. Резистор R6, кроме того, формирует импульсы разрядного тока, которые продлевают срок службы батареи. 
             Основным узлом устройства является трансформатор Т1. Его можно изготовить на базе лабораторного трансформатора ЛАТР-2М, изолировав его обмотку (она будет первичной) тремя слоями лакоткани и намотав вторичную обмотку, состоящую из 80 витков изолированного медного провода сечением не менее 3 кв.мм, с отводом от середины. Трансформатор и выпрямитель можно заимствовать также из источника питания.
             Конденсаторы С1 и С2 - МБМ или другие на напряжение не менее 400 и 160 В соответственно. Резисторы R1 и R2 - СП 1-1 и СПЗ-45 соответственно. Диоды VD1-VD4 - Д226, Д226Б или КД105Б. Неоновая лампа HL1 - ИН-3, ИН-3А; очень желательно применять лампу с одинаковыми по конструкции и размерам электродами - это обеспечит симметричность импульсов тока через первичную обмотку трансформатора. 
            Диоды КД202А можно заменить на любые из этой серии, а также на Д242, Д242А или другие со средним прямым током не менее 5 А. Диод размещают на дюралюминиевой теплоотводящей пластине с полезной площадью поверхности рассеяния не менее 120 кв.см. Симистор также следует укрепить на теплоотводящей пластине примерно вдвое меньшей площади поверхности. Резистор R6 - ПЭВ-10; его можно заменить пятью параллельно соединенными резисторами МЛТ-2 сопротивлением 110 Ом. 
            Устройство собирают в прочной коробке из изоляционного материала (фанеры, текстолита и т.п.). В верхней ее стенке и в дне следует просверлить вентиляционные отверстия. Размещение деталей в коробке -произвольное. Резистор R1 ("Зарядный ток") монтируют на лицевой панели, к ручке прикрепляют небольшую стрелку, а под ней - шкапу. Цепи, несущие нагрузочный ток, необходимо выполнять проводом марки МГШВ сечением 2.5...3 кв.мм. 
            При налаживании устройства сначала устанавливают требуемый предел зарядного тока (но не более 10 А) резистором R2. Для этого к выходу устройства через амперметр на 10 А подключают батарею аккумуляторов, строго соблюдая полярность. Движок резистора R1 переводят в крайнее верхнее по схеме положение, а резистора R2 - в крайнее нижнее, и включают устройство в сеть. Перемещая движок резистора R2, устанавливают необходимое значение максимального зарядного тока. 
            Заключительная операция - калибровка шкалы резистора R1 в амперах по образцовому амперметру. 
            В процессе зарядки ток через батарею изменяется, уменьшаясь к концу примерно на 20%. Поэтому перед зарядкой устанавливают начальный ток батареи несколько большим номинального значения (примерно на 10%). Окончание зарядки определяют по плотности электролита или вольтметром - напряжение отключенной батареи должно быть в пределах 13,8...14,2 В. 
            Вместо резистора R6 можно установить лампу накаливания на напряжение 12 В мощностью около 10 Вт, разместив ее снаружи корпуса. Она индицировала бы подключение зарядного устройства к аккумуляторной батарее и одновременно освещала бы рабочее место.

2.3 Зарядное устройство с индикацией состояния и автоматической регулировкой выходного тока

Рисунок 2.3 Принципиальная схема устройства

На схеме показано "классическое" зарядное устройство для заряда никель-металлогидридных (Ni-MH) и литиевых (Li-ion) аккумуляторов для сотовых телефонов с номинальным напряжением 3,6—3,8 В.

Такое номинальное напряжение имеют аккумуляторные батареи сотовых телефонов Nokia различных модификаций (например, Nokia 3310, Nokia 1610 и др.). Однако спектр применения этого зарядного устройства можно существенно расширить таким образом, чтобы оно стало универсальным и помогало заряжать сотовые телефоны других фирм (с иным номинальном напряжением аккумулятора).

Для переделки зарядного устройства (изменения значения выходного напряжения и тока) достаточно изменить в принципиальной схеме значения только некоторых элементов (VD2, R5, R6)— об этом написано чуть дальше.
Чтобы понять, какое номинальное напряжение аккумулятора у вашего сотового телефона, достаточно снять верхнюю крышку аппарата и рассмотреть запись на аккумуляторе.

Как правило, аккумуляторные батареи телефонов Nokia, Motorola, Sony Ericsson и некоторых моделей Samsung имеют номинальное напряжение 3,6— 3,8 В. Это наиболее популярное напряжение среди современных моделей сотовых телефонов
           Первоначальный ток зарядного устройства 100 мА. Это значение определяется выходным напряжением вторичной обмотки трансформатора Т1 и величиной сопротивления резистора R2. Оба эти параметра можно корректировать, подбирая другой понижающий трансформатор или иное сопротивление ограничивающего резистора.


            Переменное напряжение осветительной сети 220 В понижается силовым трансформатором Т1 до 10 В на вторичной обмотке, затем выпрямляется диодным выпрямителем (собранном по мостовой схеме) VD1 и сглаживается оксидным конденсатором С1.
            Выпрямленное напряжение через токоограничивающий резистор R2 и усилитель тока на транзисторах VT2, VT3 (включенные по схеме Дарлингтона) поступает через разъем XI на аккумулятор и заряжает его минимальным током. При этом свечение светодиода HL1 свидетельствует о наличии зарядного тока в цепи. Если данный светодиод не светится, то значит аккумулятор заряжен полностью, или в цепи зарядки нет контакта с нагрузкой (аккумулятором).
            Свечение второго индикаторного светодиода HL2 в самом начале процесса зарядки не заметно, т. к. напряжения на выходе зарядного устройства недостаточно для открывания транзисторного ключа VT1. В это же самое время составной транзистор VT2, VT3 находится в режиме насыщения и зарядный ток присутствует в цепи (протекает через аккумулятор).
            Как только напряжение на контактах аккумулятора достигнет значения 3,8 В (что говорит о полностью заряженном аккумуляторе), стабилитрон VD2 открывается, транзистор VT1 также открывается и загорается светодиод HL2, а транзисторы VT2, VT3 соответственно закрываются и зарядной ток в цепи питания аккумулятора (X1) уменьшается почти до нуля.

3.Расчет выбранной схемы

Для расчета была выбрана схема зарядного устройства с индикацией состояния и автоматической регулировкой выходного тока.

Рисунок 3.1 Принципиальная схема устройства

Трансформатор Т1: V38AJ – 14A07P7

Uвых = 9 В; Iвых = 0.5 А

Диодный мост VD1: RS207

Максимальное постоянное обратное напряжение: 1000 В.

Максимальный выпрямленный за полупериод ток: 2 А.

Конденсатор C1: Любой напряжением до 25 В и емкостью до 10 мкФ.

Сопротивления:

R1 номиналом 270 Ом

R2 номиналом 47 Ом

R3 номиналом 470 Ом

R4 номиналом 2.2 кОм

R5 номиналом 180 Ом

R6 номиналом 1.5 кОм

Светодиоды:

HL1: любой диаметром 3мм красного цвета

HL2: любой диаметром 3мм желтого  цвета

Транзисторы:

VT1,VT2: КТ315Б

Ток коллектора макс. (Ikmax): 100 мА

Напряжение коллектор-эмиттер макс.(Ukemax): 20 В

Мощность коллектора макс. (Pkmax): 150 мВт

Коэффициент усиления (h21): 50-350

Граничная частота (fuh): 250 МГц

VT3: BD139

Ток коллектора макс. (Ikmax): 1 А

Напряжение коллектор-эмиттер макс.(Ukemax): 80 В

Мощность коллектора макс. (Pkmax): 8 Вт

Коэффициент усиления (h21): 63

Граничная частота (fuh): 190 МГц

Стабилитрон VD2: 1N4732 T/B DO-41

Напряжение стабилизации: 4.7В

Прямое напряжение: 1.2В

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы я ознакомился с принципом работы и схемами типовых зарядных устройств, узнал, какие применяются способы зарядки аккумуляторных батарей. Кроме того, я получил практические навыки в сфере компьютерного ПО:

-  PROTEUS ( моделирование и проверка работоспособности электрических схем).

- Spring Layout (разводка печатных плат).

- Microsoft Office Visio(черчение электрических схем).

Также я приобрел навыки практической реализации электрических схем, коим является зарядное устройство,  навыки подготовки текстолита для последующей пайки радиоэлементов на нём.

Список использованной литературы

  1.  Здрок А. Г. Выпрямительные устройства стабилизации напряжения и заряда аккумуляторов. - М.: Энергоатомиздат, 1988. 
  2.  Ходасевич А.Г., Ходасевич Т.И. Зарядные устройства. Выпуск 1: Информационный обзор для автолюбителей. – М.: НТ Пресс, 2005.
  3.  Готтлиб И. М. Источники питания. Инверторы, конверторы, линейные и импульсные стабилизаторы. – М.: Постмаркет, 2002.
  4.  http://radio-schemy.ru/ - сайт радиолюбительских схем.
  5.  http://kazus.ru/  - электронный портал радиолюбителя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61719. Закономерности и принципы обучения 40.58 KB
  Структура урока: Закономерности процесса обучения. Принципы и правила процесса обучения. Давайте запишем тему урока и небольшой план: Тема урока: Закономерности и принципы обучения План: Закономерности процесса обучения.
61720. Техника спортивного плавания способом кроль на груди 29.42 KB
  Задачи: Закрепить технику упражнений для освоения с водой Разучить технику кроль на груди Развивать выносливость в процессе свободного плаванья Укреплять функции дыхания
61721. Атмосфера 26.55 KB
  Здравствуйте ребята Вот наконец прозвенел долгожданный звонок Проверьте все ли вы подготовили для урока во время перемены Тихонько усаживайтесь на свои места мы начинаем Здравствуйте 2 3 мин. Ребята вы знаете в космосе царит холод намного более сильный чем в морозилке.
61722. Особенности консультирования супругов 60.4 KB
  Дидактическая (образовательная). Ознакомить студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений. Получить знания о базовых характеристиках супружеских отношений.
61723. Методики диагностики творческих способностей 48.59 KB
  План урока: Сущность и основные концепции творческих способностей; Методики диагностики творческих способностей Фигурный тест Торренса тест вербальной креативности Гилфорда...
61726. Имя прилагательное. Обобщение 19.63 KB
  Цели и задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода...
61727. Закрепление. Связь слов в предложении 325 KB
  Цели урока: Образовательные: развитие умений конструировать предложение из слов, анализировать его структуру; совершенствуются навыки работы с текстом (составление из слов предложений в тексте)...