86718

Разработка информационной системы «Больница» средствами СУБД Access

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Выполнение практического задания по разработке в среде СУБД Access базы данных и приложения для работы с ним; создание таблиц, простых и составных форм, различных запросов и отчетов, разработка макросов, модулей и панели управления приложением.

Русский

2015-05-30

874 KB

49 чел.

Содержание

Задание на курсовую работу                2

Замечания руководителя         3

Введение            5

  1.  Создание базы данных, таблиц и форм     
    1.  Создание таблиц         7
    2.   Создание форм        10
  2.  Разработка запросов и отчётов
    1.  Разработка запросов       15
    2.  Разработка отчетов        23
  3.  Разработка панели управления

3.1 Создание панели управления приложением    30

Заключение          31

Список литературы         32


         Введение

Целью курсовой работы является разработка информационной системы «Больница» средствами СУБД Access.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- освоение технологии создания базы данных;

- освоение технологии создания таблиц и установки связи между таблицами;

- изучение технологии разработки простых и составных форм для ввода, редактирования и просмотра данных, хранимых в таблицах; освоение возможностей редактирования форм (изменение формата выводимых данных, создание надписей, кнопок, переключателей, списков и т.д.);

- освоение возможностей СУБД Access по созданию запросов на выборку данных, с вычисляемыми полями, с групповыми вычислениями, параметрических запросов, перекрестных запросов, запросов на выполнение действий (создание таблицы, добавление и удаление записей из таблицы, обновление полей);

- освоение технологии создания отчетов в Access, освоение разных способов создания отчетов (режим автоотчета, мастер отчетов, создание отчетов в режиме конструктора), изучение возможностей форматирования отчетов, добавления в отчет заголовков, надписей, полей из источника данных; освоение особенностей реализации вычислений в отчетах в каждой записи, по группе записей и отчету в целом;

- освоение технологии создания макросов для работы с различными объектами базы данных;

- освоение языка VBA для разработки специальных программ обработки данных;

- освоение технологии создания панели управления приложением;

- выполнение практического задания по разработке в среде СУБД Access базы данных и приложения для работы с ним; создание таблиц, простых и составных форм, различных запросов и отчетов, разработка макросов, модулей и панели управления приложением.

В первом разделе изложены особенности описания структуры таблиц, создания схемы базы данных, разработки  форм для ввода и редактирования данных.

Во втором разделе изложены технологии реализации запросов и отчетов.

В третьем разделе приведены макросы и модули, реализующие специальные алгоритмы обработки данных.

Разработка базы данных и приложения для работы с ней будет осуществляться с применением СУБД Access.

СУБД Access имеет следующие преимущества и возможности для разработки баз данных и приложений для работы с ними:

- СУБД Access позволяет эффективно работать с данными даже пользователям, не являющимся специалистами по базам данных;

- развитый пользовательский интерфейс, позволяющий вводить и модифицировать информацию, производить поиск и представлять результаты;

- средства программирования высокого уровня, позволяющие создавать собственные приложения;

- набор средств для поддержки  таблиц и соотношений между  ними;

- развитый пользовательский интерфейс,  позволяющий вводить и модифицировать информацию, производить поиск и представлять результаты;

- средства программирования высокого уровня, позволяющие создавать собственные приложения.


1 Создание базы данных, таблиц и форм

  1.  Создание таблиц

Создаваемая информационная система осуществляет учет работы больницы, хранить сведения о больных и персонале. Основными элементами информационной системы являются база данных и приложение для работы с ней. Приложение, как правило, включает формы для ввода данных, запросы, отчеты и другие элементы.

Основной частью создаваемой информационной системы является база данных. База данных получила имя «Больница»

База данных состоит из следующих таблиц:

- таблица «Отделения» содержит информацию о Номер отделения, Название отделения;

- таблица «Палаты» содержит информацию о Номер отделения, Номер палаты, Количество мест, Количество больных;

- таблица «Персонал» содержит информацию о Номер врача, Фамилия врача, Имя врача, Отчество врача, Номер отделения, Специализация, Должность, Оклад, Надбавка;

таблица «Больные» содержит информацию о Номер больного, Фамилия больного, Имя больного, Отчество больного, Дата рождения, Номер отделения, Номер палаты, Диагноз, Состояние, Дата поступления, Дата выписки,  Выписан.

Структура таблицы «Отделения» представлена в таблице 1.

Имя поля

Тип данных

Размер поля

Примечание

Номер отделения

Счетчик

Длинное целое

Ключ

Название отделения

Текстовый

25

Таблица 1 – Структура таблицы «Отделения»

Структура таблицы «Палаты» представлена в таблице 2.

Имя поля

Тип данных

Размер поля

Примечание

Номер отделения

Числовой

Длинное целое

Ключ

Номер палаты

Числовой

Длинное целое

Ключ

Количество мест

Числовой

Длинное целое

Количество больных

Числовой

Длинное целое

Таблица 2 – Структура таблицы «Палаты»

Структура таблицы «Персонал» представлена в таблице 3.

Имя поля

Тип данных

Размер поля

Примечание

Номер врача

Счётчик

Длинное целое

Ключ

Фамилия врача

Текстовый

255

Имя врача

Текстовый

255

Отчество врача

Текстовый

255

Номер отделения

Числовой

Длинное целое

Специализация

Текстовый

255

Должность

Текстовый

255

Оклад

Числовой

Длинное целое

Надбавка

Числовой

Длинное целое

Таблица 3 – Структура таблицы «Персонал»

Структура таблицы «Больные» представлена в таблице 4.

Имя поля

Тип данных

Размер поля

Примечание

Номер больного

Счётчик

Длинное целое

Ключ

Фамилия больного

Текстовый

Длинное целое

Имя больного

Текстовый

255

Отчество больного

Текстовый

255

Дата рождения

Дата/время

255

Номер отделения

Числовой

Длинное целое

Номер палаты

Числовой

Длинное целое

Диагноз

Текстовый

255

Состояние

Текстовый

255

Дата поступления

Дата/время

Дата выписки

Дата/время

Таблица 4 – Структура таблицы «Больные»

Таблицы базы данных связаны между собой. Схема взаимосвязи таблиц базы данных представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема взаимосвязи таблиц базы данных


  1.  Создание форм

Формы используют для реализации ввода, редактирования и просмотра данных в таблицах базы данных. Простые формы используют для работы с одной таблицей. Составные формы используют для работы с двумя таблицами.

Созданное приложение содержит следующие формы:

- простая форма «Отделения» предназначена для работы с таблицей «Отделения»;

- составная форма «Отделения - Персонал» работает с двумя таблицами «Отделения» и «Персонал»;

- составная форма «Палаты-Больные» работает с двумя таблицами «Палаты» и «Больные»;

Вид простой формы «Отделения» в режиме Конструктор представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Вид простой формы «Отделения» в режиме Конструктор

Вид составной формы «Отделения - Палаты» в режиме Конструктор представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Вид составной формы «Отделения - Палаты» в режиме Конструктор

Вид составной формы «Отделения - Персонал» в режиме Конструктор представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Вид составной формы «Отделения - Персонал» в режиме Конструктор

Вид составной формы «Палаты - Больные» в режиме Конструктор представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 - Вид составной формы «Палаты - Больные» в режиме Конструктор

Рисунок 5.Продолжение

Рисунок 5 - Вид составной формы «Палаты - Больные» в режиме Конструктор

2 Разработка запросов и отчетов

2.1 Разработка запросов

Запросы условно можно разделить на несколько групп:

- запросы на выборку данных;

- запросы с вычисляемым полем;

- запросы с групповыми вычислениями;

- параметрические запросы;

- перекрестные запросы;

- запросы на выполнение действий (создание таблицы, удаление и добавление записей в таблицу, изменением полей в таблице).

Запрос на выборку данных реализует для заданного диагноза больного из таблицы «Больные» вывести: Номер больного, Фамилия больного, Имя больного, Дата рождения, Номер отделения, Номер палаты, Диагноз, Состояние, Дата поступления, Дата выписки,  Выписан.

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 6.

Рисунок 6   - Запрос на выборку данных из таблицы «Больные»

Запрос на выборку данных реализует для заданных конкретной палаты и конкретного отделения вывести Номер больного, Фамилия больного, Имя больного, Дата рождения, Номер отделения, Номер палаты, Диагноз, Состояние, Дата поступления, Дата выписки,  Выписан.

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 7.

Рисунок 7   - Запрос на выборку данных из таблицы «Больные»

Запрос на выборку данных реализует для заданной даты список выписанных больных вывести Номер больного, Фамилия больного, Имя больного, Дата рождения, Номер отделения, Номер палаты, Диагноз, Состояние, Дата поступления, Дата выписки,  Выписан.

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 8.

Рисунок 8 - Запрос на выборку данных режиме конструктора

Запрос с вычисляемым полем данных реализует вычисление общего оклада (оклад* (100 + надбавка)/100) по таблице «Персонал». В выборке отразить все поля данной таблицы.

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 9.

Рисунок 9 - Запрос с вычисляемым полем в режиме конструктора

Запрос с групповыми вычислениями данных. В запрос включить поля: отделение, палата, номер больного. Подсчитать количество записей по полю Номер больного. В выборке название поля Номер больного заменить на название Количество больных. Выписанные больные в выборку не включаются.

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 10.

Рисунок 10 - Запрос с групповыми вычислениями в режиме конструктора

Параметрический запрос данных реализует: запрашивается номер больного и выводятся сведения о нем из таблицы Больные;

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 11.

Рисунок 11 - Параметрический запрос  в режиме конструктора

Параметрический запрос данных реализует: запрашивается должность и выводятся сведения из таблица Персонал;

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 12.

Рисунок 12 - Параметрический запрос  в режиме конструктора

Перекрестный запрос реализует по таблице «Больные»:

в строках - диагноз; в столбцах - палату; на пересечении строки и столбца указать количество больных.

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 13.

Рисунок 13 - Перекрестный запрос  в режиме конструктора

Запрос на создание новой таблицы реализует: создание новой таблицы «Архив больных» из таблицы «Больные».

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 14.

Рисунок 14 - Запрос на создание новой таблицы в режиме конструктор

Запрос на добавление записей реализует: добавление записей в таблицу «Архив больных» из таблицы «Больные». Добавляются данные о больном с конкретным номером, который запрашивается.

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 15.

Рисунок 15 - Запрос на добавление записей в режиме конструктор

Запрос на удаление записей реализует удаление записей из таблицы «Архив больных». Удаляется запись для конкретного больного, номер которого запрашивается.

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 16.

Рисунок 16 - Запрос на удаление записей в режиме конструктор

Запрос на обновление реализует обновление оклада в таблице Персонал. Увеличивается оклад на процент, который запрашивается.

Данный запрос в режиме конструктора представлен на рисунке 17.

Рисунок 17 - Запрос на обновление записей в режиме конструктор


2.2 Разработка отчетов

Существует несколько вариантов создания отчетов в Access:

- создание отчетов с помощью конструктора

- создание отчетов с помощью мастера отчетов

– создание отчетов с помощью автоотчета: в столбец;

– создание отчетов с помощью автоотчета ленточного;

– создание отчетов с помощью мастера диаграмм;

– создание отчетов с помощью почтовой наклейки.

В данной курсовой работе необходимо создать следующие отчеты:

  1.  Создать отчет на основе таблицы Персонал; записи сгруппировать по отделению, для каждого работника рассчитать общий оклад, суммарный общий оклад по каждому отделению и ведомости в целом;
  2.  Создать отчет из таблиц Палаты и Больные, записи сгруппировать по отделению и палате;
  3.  Создать отчет по таблице Больные на основе параметрического запроса, запрашивается номер отделения и номер палаты.

Вид первого отчета представлен на рисунке 18.

Медицинский персонал

Номер врача

ФИО

Должность

Оклад

Надбавка

Общий оклад

Номер отделения

Итого по отделению

Итог по ведомости

Рисунок 18 - Вид первого отчета из задания

Отчет в режиме конструктора представлен на рисунке 19. 

Рисунок 19   -   Первый отчет в режиме конструктора

Отчет в режиме предварительного просмотра представлен на рисунке 20  .

Рисунок 20 -   Первый отчет в режиме предварительного просмотра

Рисунок 20. Продолжение

Вид второго отчета представлен на рисунке 21.

Список больных

Номер больного

ФИО

Диагноз

Номер отделения               Палата

Количество больных в палате

Количество больных в отделении

Рисунок 21 - Вид второго отчета из задания

Отчет в режиме конструктора представлен на рисунке 22.

Рисунок 22   -   Второй отчет в режиме конструктора

Отчет в режиме предварительного просмотра представлен на рисунке 23.

Рисунок 23 -   Второй отчет в режиме предварительного просмотра

Продолжение отчета в режиме предварительного просмотра представлено на рисунке 24.

Рисунок 24 -  Второй отчет в режиме предварительного просмотра

Вид третьего отчета представлен на рисунке 25  .

Отделение . . .                                  Палата . . .

Номер больного

ФИО

Дата рождения

Диагноз

Дата поступления

Рисунок 25 - Вид третьего отчета из задания

Отчет в режиме конструктора представлен на рисунке 26.

Рисунок 26 - Третий отчет в режиме конструктора

Отчет в режиме предварительного просмотра представлен на рисунке 27.

Рисунок 27 -   Третий отчет в режиме предварительного просмотра

3.3 Создание панели управления приложением

Панель управления приложением позволяет объединить созданные элементы приложения в единое целое и вызывать их из одного объекта.

Первая страница панели содержит следующие кнопки: Формы, Отчеты, Изменение формы, Выход.

На странице Формы содержатся следующие кнопки: Отделения, Отделения – Палаты, Отделения – Персонал, Палаты – Больные, Назад.

На странице Запросы содержатся кнопки для вызова макросов, которые в свою очередь вызывают запросы 1а), 1б), 1в), 2), 3), 4а), 4б), 4в), 5), 6), 7), 8), 9).

На странице Отчеты находятся кнопки для вызова отчетов такие, как: Медицинский персонал, Список больных, Отделение-Палата.


Заключение

В ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены следующие вопросы:

– создание базы данных и таблиц средствами СУБД Access;

– создание форм и запросов средствами СУБД Access;

– создание отчётов средствами СУБД Access.

Применение СУБД Access для разработки базы данных и приложения для работы с ней показало, что данная СУБД:

– обеспечивает удобные средства для описания структуры таблиц (мастер и Конструктор), возможность просто задать имя поля, выбрать тип данных из списка, размер и формат поля, задать поле со списком и определить источник данных для него;

– обеспечивает создание, модификации и использование производных объектов информационных систем;

– обеспечивает установление связей между таблицами с поддержкой целостности данных каскадного обновления полей и каскадного удаления записей.


Список использованных источников

1 Сергеева Т.И. Создание приложений для работы с базами данных с применением MS SQL Server и Access: практикум / Т.И. Сергеева, М.Ю. Сергеев. - Воронеж: ГОУВПО «ВГТУ», 2009.

2 Сенов А.В. Access 2003. Практическая разработка баз данных / А.В. Сенов. - СПб.: Питер, 2005.

3 http://sernam.ru/book_cbd.php?id=20.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71787. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЛИЧНОСТЬ ОБВИНЯЕМОГО, И ИХ РОЛЬ В РАССЛЕДОВАНИИ МОШЕННИЧЕСТВ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ 140 KB
  В уголовном праве личность обвиняемого изучается при помощи анализа признаков субъекта преступления. Что касается факультативных признаков субъекта преступления то они должны указываться в диспозициях норм Особенной части Уголовного кодекса и являются признаками ...
71788. К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА И ЛИЦА, ИСПОЛНЯЮЩЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛИБО СЛУЖБЫ В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 99.5 KB
  Известно что частью преступлений экономической направленности и важным фактором совершения многих иных преступлений являются преступления против интересов государственной и муниципальной службы а также службы в коммерческих и иных организациях.
71789. ПОНЯТИЕ АКЦИИ И АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА ПО ПРАВУ США 94.5 KB
  Мнения о времени появления акций в США, о происхождении и сущности их в высшей степени разноречивы. Фремери (Fremery) относит появление акций ко времени возникновения первой Голландско-Ост-Индийской компании, т. е. к 20 марта 1602 г.
71790. ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ 195 KB
  Права человека органично вплетены в повседневную деятельность людей в их общественные отношения. Такие права как право на жизнь честь и достоинство личности свободу совести мнений убеждений автономию личной жизни право на участие в политических процессах необходимые условия...
71791. О ПОНЯТИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 110.5 KB
  Обобщив наиболее распространенные в научной среде определения административной ответственности последнюю можно было бы предварительно определить как вид юридической ответственности которая выражается в применении органом управления должностным лицом административного наказания...
71792. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 75.5 KB
  Под таковыми понимаются факты фактические обстоятельства имеющие согласно закону юридическое значение в качестве правового основания условия необходимого для реализации нормы права. В налоговом праве можно выделять юридические факты двух видов действия бездействие и события.
71793. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 134 KB
  Государственное регулирование экономики и его методы могут быть разными в различных государствах. Принципы такого разграничения устанавливаются Конституцией в ней же закреплены основные предметы ведения и полномочий отнесенные к компетенции Федерации и ее субъектов.
71794. ПОНЯТИЕ ПРАВА РЕГИОНАЛЬНОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 229 KB
  Понятие права регионального интеграционного объединения имеет особое значение поскольку затрагивает соотношение полномочий объединения как международной организации с одной стороны и государств-членов с другой.
71795. ФИКСАЦИЯ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО 83 KB
  При наложении ареста на имущество большое значение имеет фиксация его результатов так как это определяет правовые последствия реализации данной меры уголовно-процессуального принуждения. Применение видеозаписи при наложении ареста на имущество связано с трудностями и далеко...