8672

Философия Нового времени 17-19 века

Контрольная

Логика и философия

Философия Нового времени 17-19 века. Немецкая классическая философия Философия марксизма Немецкая классическая философия (80-е годы 18 века - 1831 г.) - Представители: Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель. - Основная тематика - п...

Русский

2013-02-16

23.17 KB

67 чел.

Философия Нового времени 17-19 века.

  1.  Немецкая классическая философия
  2.  Философия марксизма

  1.  Немецкая классическая философия (80-е годы 18 века – 1831 г.)

- Представители: Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель.

- Основная тематика – проблемы познания (гносеология), учение о методе (методология).

Особенности немецкой классической философии:

- идеализм – первичность сознания и вторичность материи

- диалектика – учение о развитии

- идея активности субъекта познания

Иммануил Кант

- Кант – основатель немецкой классической философии

- Основное произведение – «Критика чистого разума»

- Всю жизнь прожил в Кёнингберге, его называли «кёнигсбергским магистром»

- «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» – две основные темы, которые более всего интересовали Канта, два основных источника его философии.

- Вместе с Лапласом создает космологическую теорию.

- Формулирует основные законы нравственности (категорический императив). Императив- закон, категорически – выполняется при любых условиях.

Категорический императив Канта:

  1.  Поступай с другими так, чтобы другой человек был всегда целью и никогда – средством.
  2.  Поступай с другими так, чтобы максима твоего поступка стала всеобщим законом. (Как вы поступаете с другими, представьте, что все люди станут поступать также. Согласитесь ли вы жить в таком мире?) – это сказанное другими словами Золотое Правило Нравственности Конфуция

Теория познания Канта.

- Основная работа Канта по гносеологии – «Критики чистого разума».

- Кант ставит вопрос о границах познания.

- Кант вводит понятие «априорное» - доопытное, предшествующее опыту и «апосториорное» - послеопытное, на основе опыта.

- Априорные формы чувственности – это пространство и время. Они объединяют, упорядочивают чувственные данные.

- Кант вводит понятия «вещь в себе» и «вещь для нас».

- «Вещь в себе» - сущность вещи, как она существует до и независимо от нас, т.е. это вещь до нашего восприятия, сущность всегда скрыта, не лежит на поверхности. «Вещь в себе» в принципе непознаваема.

- «Вещь для нас» - то, как мы воспринимаем вещь, это явление.

Антиномии Канта.

- Антиномии – это противоположные друг другу теоретические положения (тезис и антитезис), которые аргументируются одинаково убедительно.

- Кант приводит 4 вида антиномий, но отмечает, что в нашем познании их значительно больше.

Виды антиномий.

Тезис

Антитезис

Все в мире подчинено необходимости

В мире существует свобода

Мир конечен

Мир бесконечен

Каждая сложная субстанция состоит из простых

В мире нет ничего простого

Существует первопричина - бог

Первопричины не существует

Гегель

- Его философия – вершина немецкой классической философии была признана официальной философией Германии начала 19 века.

- Разработал логически стройную систему объективного идеализма.

- Значительные успехи в области логики, диалектики, философии права. Написал историю философию.

Философию Гегеля.

- В основе всего, по Гегелю, абсолютная идея – сгусток сознания, не отягощенной материей. Абсолютная идея порождает и природный мир, и человека. Гегель – объективный идеалист.

- Абсолютная идея проходит ряд стадий развития – доприродное бытие, природа, человеческое общество.

Диалектика Гегеля.

- Гегель сформулировал 3 закона диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицая и закон перехода количественных изменений в качественные.

- Диалектика Гегеля – идеалистическая. Развивается абсолютная идея, в природа развития нет.

Философия Фейербаха.

- Л.Фейербах – философ-материалист (в отличие от других представителей немецкой классической философии).

- Его материализм – антропологический. В центре внимания его философии – человек.

- Фейербах не понял и не принял диалектики Гегеля («вместе с водой выплеснул и ребенка» - Энгельс), т.е. Фейербах стоял на метафизической позиции.

- Был одним из сильнейших критиков христианства.

Карл Маркс.

- Создал политическую экономию капитализма.

- Учение о коммунизме.

- Материалистическое понимание истории.

- Диалектический материализм.

- В разборке своей философии опирался на диалектику Гегеля и материализма Фейербаха.

Философия марксизма.

- Маркс и Энгельс – философы-материалисты. В основе всего – материя. Материя находится в постоянном развитии. Источник развития – в самой материи. Их материализм – диалектический.

- Критиковали Фейербаха за метафизичность (отрицание идеи развития), Гегеля – за идеализм.

Диалектика Маркса.

- Диалектика Маркса, в отличие от диалектики Гегеля – материалистическая.

- Развитие идет по законам (признание трех законов диалектики, которые сформулировали Гегель).

- Развитие идет во всех сферах – в природе, общества, мышлении, познании.

Теория познания.

- В теории познания Маркс и Энгельс стояли на позиции сенсуализма.

- Подчеркивали активность субъекта познания.

- Подчеркивал роль практики в познании: практика – основа познания, цель познания и критерий истины.

Учение Маркса об обществе

- С учением Маркса материализм был достроен «доверху» - материалистические идеи были не только в области понимания природы, но и общества.

- До Маркса все материалисты в понимании природы стояли на идеалистических позициях в понимании общества.

Материалистическое понимание общества.

- Общественное бытие определяет общественное познание.

- Люди ставят себе определенные цели и затем реализуют их – такова традиционная точка зрения на общество, то есть в основе развития общества лежит сознание.

- Марксом поставлен вопрос – чем обусловлены цели? И дан ответ – как люди живут, такого и их сознание, то есть их цели, идеалы, сознание в целом обусловлены их бытием – материализм в понимании общества.

Последователи

- Соратник – Ф.Энгельс

- Последователи – В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, Н.В. Бухарин и др.

XIX век

- Классическая философия: (Гегель, Фейербах, Маркс).

- Рационализм – это позиция, согласно которой в основе мира, в основе познания и в - основе всех поступков человека находится разум.

- Неклассическая философия: (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).

- Иррационализм – основа мира, познания и человека – бессознательное (воля, чувства, интуиция), разум занимает подчиненную им позицию.

Особенности неклассической философии:

- Антионтологизм – отказ от проблем, связанных с бытием. Онтологическая проблематика сведена к минимуму.

- Главное внимание – человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, страхам, смыслу жизни.

- В гносеологии (теории познания) утверждаются идеи, согласно которым познание, открытие нового не подчиняются логике, совершаются творческим озарением.

- Большое внимание уделяется изучению текста. Возникает новое направление – герменевтика (Гадамер, Рикёр).

Философские учения 19-20 веков:

  1.  Философия жизни (Ницше, Бергсон)
  2.  Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Камю)
  3.  Психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер)
  4.  Неокантианство (Риккерт)
  5.  Постмодернизм
  6.  Позитивизм


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78030. История развития компьютерной техники 1950-1970 годов 55 KB
  Утверждение В.М. Глушкова о том, что С.А. Лебедев - независимо от ученых Запада - разработал принципы построения компьютеров с хранимой в памяти программой - принципиально важный момент. Именно хранение программы в оперативной памяти стало завершающим шагом в развитии первых компьютеров.
78031. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАТЕГИЙ РОССИИ И США НА БОЛЬШОМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И СОПЕРНИЧЕСТВА 1.69 MB
  Совместные же усилия наших двух стран в преодолении последствий этой агрессии обусловили формирование новой системы отношений в регионе, практически сведя на нет риски масштабного военного взрыва между главными в прошлом антагонистами – Израилем и арабскими странами.
78032. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка 113 KB
  Система современного образования не активирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Она диктует ребёнку свои условия и не оставляет места для его вопросов. В результате школьник перестаёт их задавать, теряет интерес к окружающему миру и, соответственно, к обучению.
78034. Укрощение «фабрики бумаг» 59 KB
  Первый вопрос решается на стадии предпроектного исследования когда определяются численные характеристики потоков документов реально существующих в организации. Измерение документооборота Параметры описывающие документооборот в организации можно разделить на три основных класса: объем документооборота...
78036. РОСІЙСЬКА ПОЕЗІЯ 198.5 KB
  Упродовж срібного віку в російській поезії яскраво виявили себе чотири покоління поетів: бальмонтівське яке народилося в 60ті та на початку 70х років XIX ст. Розгром російської культури та поезії срібного віку був остаточно довершений восени 1922 р.