8673

Философия 19-20 веков. Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм)

Контрольная

Логика и философия

Философия 19-20 веков. Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм). Рационалистические учения (позитивизм, неокантианство, герменевтика). Философия Шопенгауэра. - В основе вс...

Русский

2013-02-16

20.27 KB

116 чел.

Философия 19-20 веков.

  1.  Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм).
  2.  Рационалистические учения (позитивизм, неокантианство, герменевтика).

Философия Шопенгауэра.

- В основе всего мира, познания и главная сила в человеке – не разум, а воля, воля к жизни.

- Воля есть у всего неживого и живого.  Воля к жизни относится не только к отдельному человеку, но и к миру в целом.

- Воля – космический порыв, причем порыв стихийный и бессознательный. Воля = желание. Желание ничем не обусловлены. «Я просто хочу и всё». Воля является причиной всего существующего. Воля – причина, разум – следствие.

- Воля безосновна, никогда не умирает, может только «засыпать».

Воля к жизни.

- В неживой природе воля к жизни проявляется в любой активности – землетрясение, наводнения, извержения вулканов и т.д.

- В живой природе – это инстинкты и рефлексы.

- У человека проявление воли – это зависть, жадность, ревность, мстительность и т.д.

Иррационализм Шопенгауэра.

- Разум – не на вершине иерархии мира, иерархии души и познания. Разум подчинен воле.

- Воля всегда ненасытна.

- Основное произведение Шопенгауэра – «Мир как воля и представление».

Обоснование пессимизма.

- Оптимизм («человек рожден для счастья»), по Шопенгауэру, не только неверный, но и вредный принцип.

- Обоснование: человек, не получивший желаемого (счастья) будет считать себя обманутым. Необходимо сразу настроить его на то, что ничего хорошего в жизни его не ждет.

- Основная причина неудовольствия в том, что человек не получает желаемого. Если же его желания исполняются, то удовольствие от исполнения желания длится недолго. Всякая длительность убивает удовольствие.

- Три главных ценности жизни – молодость, здоровье и свобода – носят отрицательный характер. То есть мы ощущаем их ценность только тогда, когда теряем их.

Шопенгауэр – Гегель.

- Шопенгауэр – противник философии Гегеля. Критиковал его за рационализм (преувеличение роли разума в развитии мира, познания и человека).

- Когда человек перестает завидовать, когда происходит процесс единения с другими людьми.

Философия жизни.

Представители – Ницше, Зиммель, Бергсон.

Ницше (1844-1900)

- В основе мира – не разум, а воля, воля к власти. Власть – не политическое явление, а стремление быть выше, совершеннее, выйти за рамки того, что есть. Жить может и безвольное существо (Ницше против Шопенгауэра).

- Основные работы:

- Антихристианин

- по ту сторону добра и зла

- О пользе и вреде истории для жизни

- Злая мудрость

- Основные понятия: сверхчеловек, воля к жизни, переоценка всех ценностей.

Учение о сверхчеловеке.

- Каждый человек может и должен стать сверхчеловеком независимо от социального положения, национальности и достатка.

- Качества сверхчеловека: сила воли, гордость, свобода, сверхчеловек не нуждается в сострадании.

- «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью. Невозможно повернуть обратно, невозможно остановиться».

- Если человек не ставит цели стать сверхчеловеком, то он должен подставить свою голову, чтобы по ней прошел сверхчеловек.

- «Падающего толкни». Пусть гибнет все слабое, надо даже помочь ему гибнуть. Нужно действовать по закону естественного отбора.

- Христианство – религия слабых, униженных рабов. Христианство заинтересовано в слабых людях. Гордыня – смертный грех в христианстве.

Ницще и христианство

- Люди , по Ницще, создают себе богов по двум причинам:

- Слабый человек – чтобы попросить у бога чего-нибудь

- Сильный – чтобы разделить радость успеха.

Переоценка всех ценностей.

- Вначале, считал ницше, слабых людей было мало и они создали свою религию (христианство). Со временем слабых людей стало больше и вся мораль, мораль большинства – стала всеобщей.

- Необходимо провести переоценку всех моральных ценностей. Не должно считаться ценностью сострадание и слабость, а лишь гордость и свобода.

- Сострадая – слабеешь. Если не сострадает никто, тогда человек вынужден искать силы, чтобы выбраться из получившегося состояния.

Психоанализ.

- Основатель психоанализа – Зигмунд Фрейд. Его последователи К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм.

- Основные работы: «Я и оно», «Недовольство культурой», «Тотем и табу», «Толкование сновидений».

- Основные понятия: Оно, Я, сверх-Я, сублимация, либидо, принцип удовольствия, принцип реальности.

Структура личности.

- В основе структуры личности – не разум, а бессознательные инстинкты (Оно,Id). Разум, сознание (Я, Ego) выполняет роль амортизатора. Оно смягчает удары, которые наносят личности запреты, идущие от общества (Сверх-Я, super-ego).

Бессознательное

-Бессознательных инстинктов много, но главных – два. Это инстинкт жизни

(любви, созидания) и инстинкт смерти (агрессия, разрушения) – Эрос и Тонатос. Борьба этих инстинктов определяет не только человеческую жизнь, но и жизнь всего общества.

Причина неврозов

- чтобы жить в обществе, человек должен подавлять свои инстинкты и подчиняться запретам.

- чем больше высокоразвитое общество, тем больше запретов и выше уровень заболевания неврозами, т.к. причина неврозов - подавление желаний.

- каждый человек подавляет желания, но не каждый невротик.

- чтобы избежать неврозов, необходимо направить подавленную энергию в социально-значимое русло (художественное творчество, научная деятельность, политика и др.). Этот процесс перевода энергии называется сублимация.

Пути выхода бессознательного

- подавленные инстинкты пытаются прорваться  наружу – это проявляется в оговорках (когда человек называет слово, противоположное по смыслу того, что хотел сказать), описка (когда человек пишет противоположное тому, что хотел  написать), очитка.

Но самый большой путь, по которому прорываются подавленные инстинкты – сновидения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61962. ПОСЛОВИЦЫ - МУДРОЕ ДОСТОЯНИЕ НАРОДОВ 26.18 KB
  Когда я была еще совсем маленькая мама читала мне сказки на ночь. Итак моим исследованием стала тема: Пословицы мудрое достояние народов. Никто не знает когда возникли пословицы поговорки и идиомы обиходные устные изречения народа.
61966. Организация физпауз с учётом особенностей урока 180.97 KB
  3й урок активные возбуждённые энергичные. Это самый благоприятный для усвоения трудного нового материала урок.
61967. Особливості уроку інформатики 17.53 KB
  Використання компютера разом з методично доцільними педагогічними програмними засобами дозволяє вдосконалити стиль та прийоми роботи вчителя за рахунок перекладання на компютер рутинних операцій і забезпечення вчителеві творчого підходу до розвязування завдань навчання і виховання.
61969. Диоксид кремния в природе и жизни человека 29.35 KB
  Цели урока: рассмотреть строение физические и химические свойства диоксида кремния. Показать значение диоксида кремния в природе и жизни человека дать понятие о силикатной промышленности о производстве стекла и цемента показать применение этих материалов в народном хозяйстве.
61970. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ю 19.63 KB
  Задание выполним в парах. Задание восстановите последовательность. Каков первый пункт Предлагаю выполнить задание в парах. Я приготовила для вас задание повышенной сложности Чем отличается это задание от предыдущих...