8673

Философия 19-20 веков. Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм)

Контрольная

Логика и философия

Философия 19-20 веков. Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм). Рационалистические учения (позитивизм, неокантианство, герменевтика). Философия Шопенгауэра. - В основе вс...

Русский

2013-02-16

20.27 KB

118 чел.

Философия 19-20 веков.

  1.  Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм).
  2.  Рационалистические учения (позитивизм, неокантианство, герменевтика).

Философия Шопенгауэра.

- В основе всего мира, познания и главная сила в человеке – не разум, а воля, воля к жизни.

- Воля есть у всего неживого и живого.  Воля к жизни относится не только к отдельному человеку, но и к миру в целом.

- Воля – космический порыв, причем порыв стихийный и бессознательный. Воля = желание. Желание ничем не обусловлены. «Я просто хочу и всё». Воля является причиной всего существующего. Воля – причина, разум – следствие.

- Воля безосновна, никогда не умирает, может только «засыпать».

Воля к жизни.

- В неживой природе воля к жизни проявляется в любой активности – землетрясение, наводнения, извержения вулканов и т.д.

- В живой природе – это инстинкты и рефлексы.

- У человека проявление воли – это зависть, жадность, ревность, мстительность и т.д.

Иррационализм Шопенгауэра.

- Разум – не на вершине иерархии мира, иерархии души и познания. Разум подчинен воле.

- Воля всегда ненасытна.

- Основное произведение Шопенгауэра – «Мир как воля и представление».

Обоснование пессимизма.

- Оптимизм («человек рожден для счастья»), по Шопенгауэру, не только неверный, но и вредный принцип.

- Обоснование: человек, не получивший желаемого (счастья) будет считать себя обманутым. Необходимо сразу настроить его на то, что ничего хорошего в жизни его не ждет.

- Основная причина неудовольствия в том, что человек не получает желаемого. Если же его желания исполняются, то удовольствие от исполнения желания длится недолго. Всякая длительность убивает удовольствие.

- Три главных ценности жизни – молодость, здоровье и свобода – носят отрицательный характер. То есть мы ощущаем их ценность только тогда, когда теряем их.

Шопенгауэр – Гегель.

- Шопенгауэр – противник философии Гегеля. Критиковал его за рационализм (преувеличение роли разума в развитии мира, познания и человека).

- Когда человек перестает завидовать, когда происходит процесс единения с другими людьми.

Философия жизни.

Представители – Ницше, Зиммель, Бергсон.

Ницше (1844-1900)

- В основе мира – не разум, а воля, воля к власти. Власть – не политическое явление, а стремление быть выше, совершеннее, выйти за рамки того, что есть. Жить может и безвольное существо (Ницше против Шопенгауэра).

- Основные работы:

- Антихристианин

- по ту сторону добра и зла

- О пользе и вреде истории для жизни

- Злая мудрость

- Основные понятия: сверхчеловек, воля к жизни, переоценка всех ценностей.

Учение о сверхчеловеке.

- Каждый человек может и должен стать сверхчеловеком независимо от социального положения, национальности и достатка.

- Качества сверхчеловека: сила воли, гордость, свобода, сверхчеловек не нуждается в сострадании.

- «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью. Невозможно повернуть обратно, невозможно остановиться».

- Если человек не ставит цели стать сверхчеловеком, то он должен подставить свою голову, чтобы по ней прошел сверхчеловек.

- «Падающего толкни». Пусть гибнет все слабое, надо даже помочь ему гибнуть. Нужно действовать по закону естественного отбора.

- Христианство – религия слабых, униженных рабов. Христианство заинтересовано в слабых людях. Гордыня – смертный грех в христианстве.

Ницще и христианство

- Люди , по Ницще, создают себе богов по двум причинам:

- Слабый человек – чтобы попросить у бога чего-нибудь

- Сильный – чтобы разделить радость успеха.

Переоценка всех ценностей.

- Вначале, считал ницше, слабых людей было мало и они создали свою религию (христианство). Со временем слабых людей стало больше и вся мораль, мораль большинства – стала всеобщей.

- Необходимо провести переоценку всех моральных ценностей. Не должно считаться ценностью сострадание и слабость, а лишь гордость и свобода.

- Сострадая – слабеешь. Если не сострадает никто, тогда человек вынужден искать силы, чтобы выбраться из получившегося состояния.

Психоанализ.

- Основатель психоанализа – Зигмунд Фрейд. Его последователи К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм.

- Основные работы: «Я и оно», «Недовольство культурой», «Тотем и табу», «Толкование сновидений».

- Основные понятия: Оно, Я, сверх-Я, сублимация, либидо, принцип удовольствия, принцип реальности.

Структура личности.

- В основе структуры личности – не разум, а бессознательные инстинкты (Оно,Id). Разум, сознание (Я, Ego) выполняет роль амортизатора. Оно смягчает удары, которые наносят личности запреты, идущие от общества (Сверх-Я, super-ego).

Бессознательное

-Бессознательных инстинктов много, но главных – два. Это инстинкт жизни

(любви, созидания) и инстинкт смерти (агрессия, разрушения) – Эрос и Тонатос. Борьба этих инстинктов определяет не только человеческую жизнь, но и жизнь всего общества.

Причина неврозов

- чтобы жить в обществе, человек должен подавлять свои инстинкты и подчиняться запретам.

- чем больше высокоразвитое общество, тем больше запретов и выше уровень заболевания неврозами, т.к. причина неврозов - подавление желаний.

- каждый человек подавляет желания, но не каждый невротик.

- чтобы избежать неврозов, необходимо направить подавленную энергию в социально-значимое русло (художественное творчество, научная деятельность, политика и др.). Этот процесс перевода энергии называется сублимация.

Пути выхода бессознательного

- подавленные инстинкты пытаются прорваться  наружу – это проявляется в оговорках (когда человек называет слово, противоположное по смыслу того, что хотел сказать), описка (когда человек пишет противоположное тому, что хотел  написать), очитка.

Но самый большой путь, по которому прорываются подавленные инстинкты – сновидения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58027. Створення форм у HTML-сторінках 794.5 KB
  Навчальна: опанувати технологію і методи створення форм в HTML-документах Розвивальна: розвивати логічне мислення, пізнавальний інтерес до дисципліни та обраної спеціальності; Виховна: виховувати акуратність у веденні електронної документації...
58028. Іменники середнього роду 94 KB
  Мета: Активізувати вивчену лексику. Вчити ознаки іменників середнього роду. Познайомитися зі зменшувальними суфіксами виконувати тренувальні вправи. Розвивати навички письма, граматичні навички.
58029. Завершение формирования мировых колониальных империй. Международные отношения в последней трети XIX века 122 KB
  Цели: Сформировать представление об Индии во второй половине XIX века; ознакомить с принципами колониальной политики Британии в Индии; раскрыть причины ход и результаты восстание сипаев; формировать собственные суждения об идеологии бремени белого человека...
58030. Индия. Культурно — исторические особенности. Экономико-географическая характеристика 118 KB
  Цель: сформировать у учащихся общие представления о культуре и экономических особенностях Индии; совершенствовать навыки учащихся самостоятельно отбирать и анализировать материал; продолжить формирование умений обобщать и делать выводы; воспитывать ответственность...
58031. Давня Індія 78.5 KB
  Слово вчителя: Шановні учні сьогодні ми з вами помандруємо на Схід до цікавої і загадкової Індії. Вивчення нового матеріалу Географічне положення Індії Робота з картою.
58032. Застосування дієприкметника як особливої форми дієслова у захисті проектів «Особливості догляду за шкірою підлітків» 1.94 MB
  МЕТА: виховувати в учнів любов до вивчення української мови; творчу ініціативу та свідоме ставлення до зміцнення й збереження власного здоровя; розвивати мовленнєву компетенцію учнів та навички комунікативно користуватися засобами мови в різних життєвих ситуаціях...
58033. Прості і складені задачі, які включають дії над величинами, вираженими одиницями площі 58.5 KB
  Цілі: освітні: формувати обчислювальні уміння і навички, уміння розв’язувати задачі, аналізувати математичні завдання; розвивальні: розвивати логічне і алгоритмічне мислення, пізнавальні та інтелектуальні можливості, стимулювати розвиток умінь учнів аргументувати свою відповідь...
58034. Застосування інтеграла до моделювання процесів 2.54 MB
  Навчальна: узагальнити і систематизувати знання студентів з теми «Інтеграл та його застосування»; сприяти закріпленню знань про геометричний, фізичний та економічний зміст інтеграла; формувати вміння й навички студентів самостійно систематизувати та поглиблювати знання...
58035. Применение интеграла 107 KB
  Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме Применение интеграла. Актуализация опорных знаний Определение первообразной; Определение неопределенного интеграла; Определение интеграла...