8673

Философия 19-20 веков. Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм)

Контрольная

Логика и философия

Философия 19-20 веков. Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм). Рационалистические учения (позитивизм, неокантианство, герменевтика). Философия Шопенгауэра. - В основе вс...

Русский

2013-02-16

20.27 KB

118 чел.

Философия 19-20 веков.

  1.  Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм).
  2.  Рационалистические учения (позитивизм, неокантианство, герменевтика).

Философия Шопенгауэра.

- В основе всего мира, познания и главная сила в человеке – не разум, а воля, воля к жизни.

- Воля есть у всего неживого и живого.  Воля к жизни относится не только к отдельному человеку, но и к миру в целом.

- Воля – космический порыв, причем порыв стихийный и бессознательный. Воля = желание. Желание ничем не обусловлены. «Я просто хочу и всё». Воля является причиной всего существующего. Воля – причина, разум – следствие.

- Воля безосновна, никогда не умирает, может только «засыпать».

Воля к жизни.

- В неживой природе воля к жизни проявляется в любой активности – землетрясение, наводнения, извержения вулканов и т.д.

- В живой природе – это инстинкты и рефлексы.

- У человека проявление воли – это зависть, жадность, ревность, мстительность и т.д.

Иррационализм Шопенгауэра.

- Разум – не на вершине иерархии мира, иерархии души и познания. Разум подчинен воле.

- Воля всегда ненасытна.

- Основное произведение Шопенгауэра – «Мир как воля и представление».

Обоснование пессимизма.

- Оптимизм («человек рожден для счастья»), по Шопенгауэру, не только неверный, но и вредный принцип.

- Обоснование: человек, не получивший желаемого (счастья) будет считать себя обманутым. Необходимо сразу настроить его на то, что ничего хорошего в жизни его не ждет.

- Основная причина неудовольствия в том, что человек не получает желаемого. Если же его желания исполняются, то удовольствие от исполнения желания длится недолго. Всякая длительность убивает удовольствие.

- Три главных ценности жизни – молодость, здоровье и свобода – носят отрицательный характер. То есть мы ощущаем их ценность только тогда, когда теряем их.

Шопенгауэр – Гегель.

- Шопенгауэр – противник философии Гегеля. Критиковал его за рационализм (преувеличение роли разума в развитии мира, познания и человека).

- Когда человек перестает завидовать, когда происходит процесс единения с другими людьми.

Философия жизни.

Представители – Ницше, Зиммель, Бергсон.

Ницше (1844-1900)

- В основе мира – не разум, а воля, воля к власти. Власть – не политическое явление, а стремление быть выше, совершеннее, выйти за рамки того, что есть. Жить может и безвольное существо (Ницше против Шопенгауэра).

- Основные работы:

- Антихристианин

- по ту сторону добра и зла

- О пользе и вреде истории для жизни

- Злая мудрость

- Основные понятия: сверхчеловек, воля к жизни, переоценка всех ценностей.

Учение о сверхчеловеке.

- Каждый человек может и должен стать сверхчеловеком независимо от социального положения, национальности и достатка.

- Качества сверхчеловека: сила воли, гордость, свобода, сверхчеловек не нуждается в сострадании.

- «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью. Невозможно повернуть обратно, невозможно остановиться».

- Если человек не ставит цели стать сверхчеловеком, то он должен подставить свою голову, чтобы по ней прошел сверхчеловек.

- «Падающего толкни». Пусть гибнет все слабое, надо даже помочь ему гибнуть. Нужно действовать по закону естественного отбора.

- Христианство – религия слабых, униженных рабов. Христианство заинтересовано в слабых людях. Гордыня – смертный грех в христианстве.

Ницще и христианство

- Люди , по Ницще, создают себе богов по двум причинам:

- Слабый человек – чтобы попросить у бога чего-нибудь

- Сильный – чтобы разделить радость успеха.

Переоценка всех ценностей.

- Вначале, считал ницше, слабых людей было мало и они создали свою религию (христианство). Со временем слабых людей стало больше и вся мораль, мораль большинства – стала всеобщей.

- Необходимо провести переоценку всех моральных ценностей. Не должно считаться ценностью сострадание и слабость, а лишь гордость и свобода.

- Сострадая – слабеешь. Если не сострадает никто, тогда человек вынужден искать силы, чтобы выбраться из получившегося состояния.

Психоанализ.

- Основатель психоанализа – Зигмунд Фрейд. Его последователи К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм.

- Основные работы: «Я и оно», «Недовольство культурой», «Тотем и табу», «Толкование сновидений».

- Основные понятия: Оно, Я, сверх-Я, сублимация, либидо, принцип удовольствия, принцип реальности.

Структура личности.

- В основе структуры личности – не разум, а бессознательные инстинкты (Оно,Id). Разум, сознание (Я, Ego) выполняет роль амортизатора. Оно смягчает удары, которые наносят личности запреты, идущие от общества (Сверх-Я, super-ego).

Бессознательное

-Бессознательных инстинктов много, но главных – два. Это инстинкт жизни

(любви, созидания) и инстинкт смерти (агрессия, разрушения) – Эрос и Тонатос. Борьба этих инстинктов определяет не только человеческую жизнь, но и жизнь всего общества.

Причина неврозов

- чтобы жить в обществе, человек должен подавлять свои инстинкты и подчиняться запретам.

- чем больше высокоразвитое общество, тем больше запретов и выше уровень заболевания неврозами, т.к. причина неврозов - подавление желаний.

- каждый человек подавляет желания, но не каждый невротик.

- чтобы избежать неврозов, необходимо направить подавленную энергию в социально-значимое русло (художественное творчество, научная деятельность, политика и др.). Этот процесс перевода энергии называется сублимация.

Пути выхода бессознательного

- подавленные инстинкты пытаются прорваться  наружу – это проявляется в оговорках (когда человек называет слово, противоположное по смыслу того, что хотел сказать), описка (когда человек пишет противоположное тому, что хотел  написать), очитка.

Но самый большой путь, по которому прорываются подавленные инстинкты – сновидения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55617. Eating out (We are creating the restaurant) 928 KB
  Hello everyone! Today we are not at a common school. We are in an unusual business school. And we are creating our own restaurants. One restaurant will be a fast food restaurant. The other one will be a very expensive restaurant. But before doing this we should determine what type of eater you are.
55618. АВТОРСЬКИЙ ЕЛЕКТРОННИЙ ОСВІТНІЙ РЕСУРС ЯК ІНСТРУМЕНТ ЗДІЙСНЕННЯ ІНТЕГРАЦІЇ ЗМІСТУ ОСВІТИ З НОВІТНІМИ ТЕХНОЛОГІЯМИ НАВЧАННЯ 1.79 MB
  У статті наведено інструментарій для створення авторських методик викладання засобами ІКТ. Актуальність створення авторського електронного освітнього ресурсу як інструменту здійснення інтеграції змісту освіти з новітніми технологіями навчання пояснюється необхідністю переосмислення теоретичних...
55619. Мінерально-сировинні ресурси України. Рудні корисні копалини 214.5 KB
  Мета: повторити тектонічну будову України закріпити знання про види паливних корисних копалин та географію їх родовищ; вивчити розміщення основних районів видобутку рудних корисних копалин в Україні...
55620. Сценарий праздника, посвященный хитам 80-ых годов 44 KB
  Всем привет Приветствую всех на нашем праздничном концерте. Сегодня я не просто создатель идеи тематического праздника не просто ведущая на концерте очаровательная девушка в этом зале но и редактор школьной газеты Школьные сплетни.
55621. Леся Українка, «Бояриня» Рецензія на урок з української літератури 21 KB
  Бояриня На цьому уроці всі учні були присутні метою уроку було ознайомлення з автором поемита самої поеми Бояриня а також вивчити декілька цитат з цієї поеми. Під час проведення уроку діти поводили себе стримано так як у класі був присутній вчитель...
55624. Початок Української революції 168.5 KB
  Мета: зясувати причини Лютневої революції в Росії та її наслідки для України; розглянути перший етап Української революції та його особливості; розвивати у учнів комунікативні здібності...
55625. ПОЧАТОК ПРОМИСЛОВОЇ РЕВОЛЮЦІЇ 64.5 KB
  Група буде протягом уроку визначати внесок в роботу кожного з членів команди і в кінці уроку виставить відповідні оцінки: за роботу на уроці і за роботу з контурною картою. Кожна група отримує поняття щоб надати його визначення і пояснити значення.