86741

Средства, влияющие на иммунные процессы. Адаптогены

Лекция

Медицина и ветеринария

Противогистаминные средства блокируют рецепторы тканей, чувствительные к гистамину. Высвобождение свободного гистамина под влиянием противогистаминных средств практически не изменяется. Не влияют они и на синтез гистамина. Возникает при повреждении тканей, связанном с взаимодействием антигена с антителом...

Русский

2015-04-10

753 KB

3 чел.

Лекция № 18

средства, влияющие на иммунные процессы.

адаптогены

План лекции:

1. Противоаллергические средства: классификация, характеристика, форма выпуска.

2. Иммуностимулирующие средства: классификация, характеристика, форма выпуска.

3. Общетонизирующие средства (адаптогены): классификация, характеристика, форма вы-

   пуска.

1. Противоаллергические средства

   Патологически повышенные иммунные реакции на антиген, которые вызывают повреж-

дение тканей сенсибилизированного макроорганизма, получили название аллергических реакций (реакции гиперчувствительности).

   В развитии аллергических реакций разных типов участвуют два механизма иммуногене-

за - гуморальный, обусловленный продукцией антител, и клеточный, в реализацию которо-

го включены многие иммунокомпетентные клетки. Иммунный ответ формируется взаимо-

действием между фагоцитами, регуляторными лимфоцитами (Т-хелперами и Т-супрессо-рами), эффекторными лимфоцитами (цитотоксическими Т-клетками, В-летками, продуци -

рующими антитела) и рядом других клеток (в том числе тучными клетками).

Классификация

I. Антигистаминные Н1-блокаторы:

  1. Препараты I поколения:

       - Димедрол

       - Дипразин

       - Диазолин

       - Тавегил

       - Супрастин

       - Фенкарол

   2. Препараты II поколения:

       - Кларитин

       - Семпрекс

       - Астемизол

    3. Препараты III поколения:

       - Телфаст

II. Стабилизаторы тучных клеток:

       - Кромолин-натрия

       - Недокромил-натрия

       - Кетотифен

III. Глюкокортикоидные средства

       - Преднизолон

       - Гидрокортизон

       - Триамцинолон

I. Антигистаминные Н1-блокаторы

 Противогистаминные средства блокируют рецепторы тканей, чувствительные к гистамину. Высвобождение свободного гистамина1 под влиянием противогистаминных средств практически не изменяется. Не влияют они и на синтез гистамина.

1 Возникает при повреждении тканей, связанном с взаимодействием антигена с антителом или введением специальных веществ (так называемых либераторов гистамина, способствующих высвобождению активного гистамина).

Существующие гистаминовые рецепторы обладают неодинаковой чувствительностью к противогистаминным веществам разного химического строения, что свидетельствует о различиях в их морфофункциональной организации. Выделяют сле-

Рис. 27.2. Основная направленность действия лекарственных средств, применяемых для лечения аллергических реакций немедленного типа (поллинозы, анафилактический шок, брон- хоспазм).

дующие основные подтипы рецепторов, с которыми взаимодействует гистамин: Н1-Н4-рецепторы1 (табл. 27.2).

Стимуляция гистамином Н1-рецепторов вызывает сокращение гладких мышц кишечника, бронхов, матки. Гистаминовые Н2-рецепторы участвуют в регуляции секреторной активности желез желудка, деятельности сердца, липидного обмена. Кроме того, Н2-рецепторы, по-видимому, играют определенную роль в развитии аллергических и иммунных процессов, так как они обнаружены на мембранах лимфоцитов, тучных клеток, нейтрофильных и базофильных лейкоцитов. В сосудах имеются оба типа рецепторов. В связи с этим в развитии гипотензии на гистамин участвуют как Н1-, так и Н2-рецепторы (последние в значительно меньшей степени). Оба типа рецепторов, чувствительных к гистамину, обнаружены и в ЦНС. Эффекты, связанные с возбуждением H3- и H4-гистаминовых рецепторов, приведены в табл. 27.2. Рис. 27.3. Основная направленность действия лекарственных средств, применяемых для лечения аллергических реакций замедленного типа (контактный дерматит, реакция отторже- ния трансплантата).

В этом разделе будут представлены блокаторы гистаминовых Н1-рецепторов, применяемые при аллергических состояниях (табл. 27.3).

Противогистаминные средства, блокирующие Н1-рецепторы, устраняют или уменьшают следующие виды действия гистамина: повышение тонуса гладкой мускулатуры бронхов, кишечника, матки; понижение артериального давления (частично); увеличение проницаемости капилляров с развитием отека; гиперемию и зуд при интрадермальном введении гистамина или при высвобождении в коже эндогенного гистамина. Эти вещества не влияют на стимуляцию гистамином секреции желез желудка.

Наиболее распространенные препараты этой группы по химическому строению могут быть отнесены к следующим рядам соединений1:

1 К этой же группе препаратов относится цетиризин (зиртек). Является активным блокатором гистаминовых H1-рецепторов. Хорошо всасывается при энтеральном введении. Продолжительность действия более 24 ч. Вызывает маловыраженные м-холиноблокирующий и седативный эффекты.

   Препараты блокируют Н1-гистаминовые рецепторы и устраняют или уменьшают дей - ствие гистамина на специфические гистаминовые рецепторы. Синтез гистамина они не нарушают.

   Гистамин - тканевой амин, депонированный в тучных клетках и циркулирующих базо -

филах. Вызывает многочисленные эффекты, действуя на Н1- и Н2-рецепторы.

   Через Н1-рецепторы он сокращает гладкомышечные органы (кишечника, матки, брон - хов), расширяет кровеносные сосуды и повышает их проницаемость, через Н2-рецепторы осуществляет стимуляцию секреции соляной кислоты в желудке.

   Препараты также оказывают снотворный, седативный  и  местноанестезирующее дейст -

вие. К препаратам I поколения на 5-7 сутки развивается привыкание. Препараты II и III по-

коления не обладают седативным и снотворным.

   

Показания к применению:

   - поллинозы,  крапивница,  сезонная  лихорадка,  вазомоторный  ринит, конъюнктивит,  

     атопический контактный дерматит;

   - начальные стадии бронхиальной астмы;

   - препараты I поколения используют при морской и воздушной болезни;

   - входят в состав литической смеси  и  премедикацию (внутрь 2-3 раза  в  день, внутри -

     мышечно, внутривенно).

Побочные эффекты:

   - сухость во рту;

   - онемение слизистых оболочек полости рта;

   - сонливость;

   - раздражение слизистой оболочки ЖКТ;

   - диспепсические расстройства.

Противопоказания к применению:

   - беременность, лактация;

   - язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;

   - лица, профессия которых требует быстрой психической и двигательной реакции.

Димедрол            см. лекция «Средства, влияющие на функции органов пищеварения.

Дипразин                                                Противорвотные средства»

Супрастин - Suprastinum (i)

Форма выпуска: таблетки по 0,025 г.; 2 % раствор в ампулах по 1 мл.

Диазолин - Diazolinum (i)

Форма выпуска: таблетки по 0,05-0,1 г.

 

Тавегил (Клемастин) - Tavegilum (i) (Clemastinum (i))

Форма выпуска: таблетки по 0,001 г.; 0,1 % раствор в ампулах по 2 мл.

Фенкарол - Phencarolum (i)

Форма выпуска: таблетки по 0,01-0,025-0,05 г.

Кларитин (Лоратадин) - Claritinum (i) (Loratadinum (i))

Форма выпуска: таблетки по 0,01 г.; сироп во флаконах  по 125 мл. (1 чайная  ложка = 5

                              мл. = 0,005 г. препарата)

Астемизол - Astemizolum (i)

Форма выпуска: таблетки по 0,01 г.; суспензия, содержащая в 50 мл. 0,05 г. препарата.

Семпрекс - Semprexum (i)

Форма выпуска: капсулы по 0,008 г.

Телфаст (Фексофенадин) - Telfastum (i) (Fexofenadinum (i))

Форма выпуска: таблетки по 0,12-0,18 г.

   

II. Стабилизаторы тучных клеток

   Препараты тормозят дегрануляцию тучных клеток слизистой оболочки дыхательных путей и задерживают высвобождение из них медиаторов аллергии и воспаления. Оказывают противовоспалительное и бронхорасширяющее действие.

Показания к применению:

   - профилактика приступов бронхиальной астмы, аллергических  бронхитов, сенной  ли -

     хорадки,  аллергических  ринитов,  конъюнктивитов,  аллергических  кожных  реакций

     (внутрь, ингаляционно по 1-2 вдоха 2 раза в день).

Побочные эффекты:

   - кашель (кашель успокаивается приемом стакана воды сразу после ингаляции);

   - кратковременный бронхоспазм (предварительно делают  ингаляцию  бронхорасширя -

     ющего средства - изадрин, орципреналина сульфата).

Противопоказания к применению:

   - первые 3 мес. беременности;

   - дети до 5 лет.

Кромолин-натрия (Интал,  Кромогликат-натрия) - Cromolynum-natrii (Intalum, Cromo -

glycatum-natrii)

Форма выпуска: капсулы по 0,02 г. для ингаляций. Эффект наступает через 1 месяц.

Недокромил-натрия (Тайлед) - Nedocromilum-natrii (Tiladum)

Форма выпуска: аэрозоль в баллончиках, содержащих по 56-112 разовых доз препарата       

                              (в каждой дозе 0,002 г.). Эффект наступает через 1 неделю.

Кетотифен (Задитен) - Ketotifenum (i) (Zaditenum (i))

Форма выпуска: капсулы; таблетки по 0,001 г. Эффект наступает через 2-3 месяца.

III. Глюкокортикоидные средства

   Глюкокортикоиды оказывают противоаллергическое действие путем влияния на все этапы развития аллергии. Они обладают выраженными иммунодепрессивными свойствами, т. е. подавляют развитие иммунных клеток и уменьшают продукцию антител; предупреждают дегрануляцию (разрушение) тучных клеток и выделение из них медиаторов аллергии. Однако выраженное побочное действие ограничивает область  их  использования в качестве противоаллергических средств. Применяют преимущественно  при тяжелых (анафилактический шок) и среднетяжелых (отек  Квинке) аллергических  реакциях, а также при тяжелых прогрессирующих заболеваниях аллергической  природы (бронхиальная астма, коллагенозы). В дерматологической практике применяют местно  при различных аллергических поражениях кожи.

Форма выпуска: см. лекция «Гормональные препараты, их синтетические аналоги».

2. Иммунотропные средства

Классификация

I. Иммуностимуляторы:

         - Тимоген

         - Тималин

         - Бронхомунал

         - Рибомунил

         - Иммунал

         - Левамизол

         - Арбидол

II. Иммуномодуляторы:

         - Интерферон

III. Иммунодепрессанты:

     1. Пептидные антибиотики:

         - Циклоспорин

     2. Антиметаболиты:

         - Азатиоприн

         - Метотрексат

     3. Препараты глюкокортикоидных гормонов:

         - Преднизолон

         - Гидрокортизон

         - Дексаметазон

         - Триамцинолон

1. Иммуностимуляторы

   Препараты стимулируют (нормализуют) иммунные реакции в организме.

27.2. ИММУНОСТИМУЛИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА

Средства, стимулирующие (нормализующие) иммунные реакции, используют в комплексной терапии иммунодефицитных состояний, хронических инфекций, злокачественных опухолей. В качестве иммуностимуляторов применяют биоген-

ные вещества (препараты тимуса, интерферонов, интерлейкин-2, БЦЖ1) и синтетические соединения (например, левамизол).

В медицинской практике используется ряд препаратов тимуса, обладающих иммуностимулирующим эффектом (тималин, тактивин и др.). Относятся они к полипептидам или белкам.

Тактивин (Т-активин) нормализует количество и функцию Т-лимфоцитов (при иммунодефицитных состояниях), стимулирует продукцию цитокинов, восстанавливает подавленную функцию Т-киллеров и в целом повышает напряженность клеточного иммунитета. Применяют его при иммунодефицитных состояниях (после лучевой терапии и химиотерапии у онкологических больных, при хронических гнойных и воспалительных процессах и т.д.), лимфогранулематозе, лимфолейкозе, рассеянном склерозе.

Интерфероны, относящиеся к группе цитокинов, оказывают противовирусное, иммуностимулирующее и антипролиферативное действие. Выделяют α-, β- и γ-интерфероны. Наиболее выраженным регулирующим влиянием на иммунитет обладает интерферон-γ. Иммунотропное действие интерферонов проявляется в активации макрофагов, Т-лимфоцитов и естественных клеток-киллеров. Выпускают препараты естественного интерферона, получаемого из донорской крови человека (интерферон, интерлок), а также рекомбинантные интерфероны (реаферон, интрон-А, бетаферон). Применяют их при лечении ряда вирусных инфекций (например, гриппа, гепатита; см. главу 30), а также при некоторых опухолевых заболеваниях (при миеломе, лимфоме из В-клеток).

Кроме того, в качестве иммуностимуляторов иногда используют так называемые интерфероногены (например, полудан, продигиозан), повышающие продукцию эндогенных интерферонов.

В качестве иммуностимуляторов назначают также некоторые интерлейкины, например рекомбинантный интерлейкин-2.

БЦЖ используется для вакцинации против туберкулеза. В настоящее время препарат иногда применяют в комплексной терапии ряда злокачественных опухолей. БЦЖ стимулирует макрофаги и, очевидно, Т-лимфоциты. Некоторый положительный эффект отмечен при острой миелоидной лейкемии, некоторых видах лимфом (не относящихся к лимфоме Ходжкина), при раке кишечника и грудной железы, при поверхностном раке мочевого пузыря.

Одним из синтетических препаратов является левамизол (декарис). Применяется в виде гидрохлорида. Он обладает выраженной противоглистной активностью (см. главу 33), а также иммуностимулирующим эффектом. Механизм последнего недостаточно ясен. Имеются данные о том, что левамизол оказывает стимулирующее влияние на макрофаги и Т-лимфоциты. Продукцию антител он не изменяет. Следовательно, основной эффект левамизола проявляется в нормализации клеточного иммунитета. Применяют его при иммунодефицитных состояниях, некоторых хронических инфекциях, ревматоидном артрите, ряде опухолей.

Назначают левамизол в комбинации со специфически действующими препаратами. Вводят внутрь. При однократном приеме побочных эффектов практически не наблюдается. Вместе с тем при повторных введениях левамизола, особенно если дозы велики, возникают различные побочные проявления, в том

1 БЦЖ (BCG) - бацилла Кальметта-Герена. Является непатогенной бациллой туберкулеза рогатого скота, продуцирующей туберкулин.

числе достаточно серьезные. Так, возможны выраженные аллергические реакции (сыпь, лихорадка, стоматит), угнетение кроветворения (нейтропения, агранулоцитоз). Кроме того, отмечаются неврологические нарушения (возбуждение, бессонница, головная боль, головокружение) и диспепсические явления (тошнота, рвота, диарея). В связи с возможным угнетением кроветворения при многократном введении левамизола необходим контроль картины периферической крови.

Иммуностимулирующим свойством обладают также полиоксидоний и имунофан.

Показания к применению:

   - комплексная терапия  иммунодефицитных  состояний, хронических  инфекций, злока -

      чественных опухолей (внутрь, внутримышечно по схеме)

Побочные эффекты:

   - аллергические реакции.

Противопоказания:

   - аллергические реакции.

Тималин - Thymalinum (i)

Форма выпуска: лиофилизированный  порошок  по  0,01 г. в  герметически  укупоренных

                              стеклянных флаконах.

   

Тимоген - Thymogenum (i)

Форма выпуска: 0,01 % раствор во флаконах или тюбиках-капельницах (интраназально 

                              капли для носа); лиофилизированный  порошок  или  пористая  масса  по  

                              0,0001 г. в стеклянных герметически укупоренных флаконах.

   

«Бронхомунал» - «Bronchomunalum»

Форма выпуска: капсулы.

Рибомунил - Ribomunylum (i)

Форма выпуска: таблетки по 0,00025-0,00075 г.

Иммунал - Immunalum (i)

Форма выпуска: капли во флаконе по 50 мл.

Левамизол (Декарис) см. лекция «Противоглистные средства».

Арбидол - см. лекция «Противовирусные средства».  

II. Иммуномодуляторы

Интерферон - см. лекция «Противовирусные средства».

III. Иммунодепрессанты

Показания к применению:

   - для  подавления  реакции  тканевой  несовместимости  при  пересадке органов внутрь,

     внутримышечно, внутривенно по схеме.

Побочные эффекты:

   - гепатотоксичность;

   - диспепсические явления.

   - аллергические реакции.

Противопоказания к применению:

   - тяжелые заболевания печени, почек, крови;

   - беременность.

1. Антибиотики

Циклоспорин - Ciclosporinum (i)

Форма выпуска: капсулы по 0,025-0,05-0,1 г.; 5 % раствор в ампулах по 1-5 мл.

2. Антиметаболиты

Азатиоприн (Имуран) - Azathioprinum (i) (Imuranum (i) 

Форма выпуска: таблетки по 0,05 г.

Метотрексат - Methotrexatum (i)

Форма выпуска: таблетки, покрытые оболочкой, по  0,0025 г.; лиофилизированный поро-

                              шок  во  флаконах  по  0,005-0,02-0,05-0,1 г.; 0,25-1-2,5-5-10 %  растворы

                              для инфузий по 1-2-4-5-8-10-20-40-200 мл.

3. Препараты глюкокортикоидных гормонов:

   - см. лекция «Гормональные средства, их синтетические аналоги».

3. Общетонизирующие средства (адаптогены)

   В эту группы включены лекарственные средства  природного (растительного  и  живот -

ного)  происхождения,  обладающие  тонизирующим действием.  Препараты  эффективны

при пограничных расстройствах, в качестве средств поддерживающей терапии, при общем

ослаблении функций организма, при перенапряжении и перенесенных заболеваниях. Повышают выносливость при физических и психических нагрузках. Принимают внутрь 2-3 раза в день; подкожно, внутримышечно; местно - мазь, гель; ректально.

Экстракт элеутерококка жидкий - Extractum (i) Eleutherococci fluidum (i)

Форма выпуска: во флаконах по 50 мл.

Настойка женьшеня - Tinctura (ae) Ginsengi

Форма выпуска: во флаконах по 50 мл.

Алоэ - Aloё (ёs)

Форма выпуска: экстракт алоэ жидкий во флаконах  по  100 мл. (для  приема)  внутрь; в

                              ампулах по  1  мл. (для инъекций); сок во флаконах по 100 мл.; линимент

                               во флаконах по 30-50 г.

Пантокрин - Pantocrinum (i)

Форма выпуска: таблетки по 0,075-0,15 г.; раствор для  инъекций  в  ампулах  по  1-2 мл.;

                              экстракт во флаконах по 30-50 мл.

Стекловидное тело - Corpus (i) vitreum (i)

Форма выпуска: ампулы по 2 мл.

Солкосерил - Solcoserylum (i)

Форма выпуска: в ампулах по 2-5-10-20 мл.; 10 % гель по 20 г.; 20 %  гель (глазная) по 5

                              г.; 5 % мазь по  20 г.; паста по 5 г.

ФиБС для инъекций - Fibs pro injectionibus

Форма выпуска: в ампулах по 1 мл.

Апилак - Apilacum (i)

Форма выпуска: таблетки по 0,01 г.; свечи по 0,005 г.; 3 % мазь по 50 г.

Прополис - Propolisum (i)

Форма выпуска: настойка во флаконах-капельницах по 25 мл.

PAGE  177


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80964. Методика формування пізнавальних умінь в процесі навчання історії 38.4 KB
  За їх результатами визначаються і плануються основні напрями формування в учнів нових пізнавальних умінь і удосконалення вже освоєних. Учителям рекомендувалося збирати пам\'ятки в кабінетах історії як роздавальний матеріал для самостійної роботи учнів. Такими є повні етапи формування пізнавальних умінь учнів. Профільне навчання – вид диференційованого навчання який передбачає врахування освітніх потреб нахилів здібностей учнів; створення умов для навчання старшокласників відповідно до їхнього професійного самовизначення що забезпечується за...
80965. Проблема вивчення пізнавальних можливостей школярів у методиці навчання історії 36.03 KB
  Пізнавальні можливості учнів відносяться до основних факторів процесу навчання і безпосередньо впливають на цілі зміст і характер навчальної роботи. Зокрема з урахуванням пізнавальних можливостей учнів визначається рівень викладу навчального матеріалу у шкільних підручниках адаптується та опрацьовується учителем і учнями матеріал конкретних уроків готуються варіанти пізнавальних завдань і т. Відповідно до пізнавальних можливостей учнів даного класу формулюються й уточнюються завдання конкретного уроку. Без аналізу пізнавальних можливостей...
80966. Проаналізуйте розвиток шкільної історичної освіти в Україні в ХІХ-ХХ ст 35.13 KB
  Початок систематизованого викладання історії в Україні пов`язаний із створенням Харківської колегії. Започатковується вивчення історії і в Галичині. Левицький видав у 1821 році наказ семінаристам займатися вивченням рідної історії. Свій внесок у зародження методики вивчення історії внесли і повітові училища та гімназії навчальна база яких передбачала наявність у їхніх бібліотеках книг з історії.
80967. Пізнавальні процеси у навчанні історії 41.83 KB
  Найважливішим серед пізнавальних процесів є сприйняття - наочно- образне, просторово-часове відбиття у свідомості людини предмета, ( явища, яке базується на різних відчуттях (колір, звуки, запахи, форма, обсяг та інші), розумінні предмета чи осмисленні його на основі попереднього досвіду (далекість, швидкість, напрямок руху, тривалість процесів й інші властивості).
80968. Визначте методику роботи з історичними картами на уроках історії в школі 33.82 KB
  Важливим джерелом інформації є історична карта яка відображає особливості розвитку людства в минулому. Робота з історичними картами є наочним методом. Настінна карта зазвичай відображає великі території містить відомості щодо тривалих історичних періодів й різних аспектів історичного процесу.
80969. Особливості пізнавального інтересу учнів до історії 35.74 KB
  Метою розвитку мотиваційної сфери учнів у навчанні історії виступає формування стійкого інтересу до предмета що передбачає активне емоційнопізнавальне ставлення школярів до досліджуваних історичних подій до зясування їхніх причин і наслідків а також до оволодіння вміннями необхідними для всебічного вивчення минулоі о і сучасності на основі різноманітних джерел. Отже одним із важливих завдань навчання в умовах цілісної методичної системи є підвищення рівня розвитку інтересу. У числі загальних зовнішніх причин падіння інтересу...
80970. Організація самостійної роботи учнів при вивченні теми: «Виникнення та розвиток Київської Русі » (7 клас) 39.16 KB
  Проблема диференційованого підходу до учнів у навчанні історії. Диференційоване навчання організація навчальновиховного процесу з урахуванням типових індивідуальних особливостей учнів. Складнішим і ефективнішим видом диференційованого навчання є здійснення його в умовах поділу класу на групи залежно від рівня навчальних можливостей учнів.
80971. Планування роботи із контурною картою при вивченні теми: «Великі географічні відкриття: зустріч цивілізацій» (8 клас) 37.85 KB
  Розглядаючи тему: Великі географічні відкриття доба відкриттів європейськими мореплавцями невідомих раніше морів та океанів островів і континентів здійснення першої навколосвітньої морської подорожі колонізації заморських територій кінець XVсеред. Нові географічні відкриття зумовлювалися насамперед бурхливим розвитком продуктивних сил прагненням європейців задовольнити зрослі потреби в дорогоцінних металах і прянощах відповідно пошуками морських шляхів до Китаю та Індії. Великі географічні відкриття стали можливими завдяки значному...
80972. Способи вивчення пізнавального інтересу учнів до історії 38.89 KB
  В учнівських диктантах було відтворено від 8 до 21 інформаційних одиниць. Діагностуючий диктант допомагає вчителю вчасно звернути увагу на труднощі в сприйнятті й осмисленні історичного матеріалу що є в учнів даного класу 9віку0. Якщо взяти за основу зміни особистісних особливостей учнів то в своїй роботі у напрямку посилення пізнавального інтересу учнів до історії перш за все беру до уваги що учні основної школи та старшої школи мають зовсім різну підготовки виходячи з їх віку.