86769

Классы неорганических соединений

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Реактивы: гидроксид натрия серная кислота 1н фенолфталеин соляная кислота карбонат меди порошок оксид меди II рр хлорида магния рр сульфата меди рр хлорида железа III цинк стружка железо стружка медь стружка азотная кислота конц. В пробирку поместить небольшое количество карбоната меди и долить 1 мл соляной кислоты.

Русский

2015-04-10

26.88 KB

7 чел.

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Трехгорный технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ

Кафедра ФМД

Лабораторная работа №1.

Классы неорганических соединений.

                                                                        Выполнил: студент гр. 5ПТМ-14

Рухтин П.А.

Проверил: зав. кафедрой

Суровцова Е.Г.

Трехгорный

2014 год


Лабораторная работа №1

КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Цель: изучить и подтвердить некоторые способы получения, химические

свойства оксидов, оснований, кислот, солей.

Оборудование: Штатив с пробирками, шпатели.

Реактивы: гидроксид натрия, серная кислота (1н), фенолфталеин, соляная

кислота, карбонат меди (порошок), оксид меди (II), р-р хлорида магния, р-р

сульфата меди, р-р хлорида железа (III), цинк (стружка), железо (стружка),

медь (стружка), азотная кислота (конц.), хлорид бария, сульфат магния.

ХОД РАБОТЫ:

Опыт № 1

Образование и свойства оксидов

1. В пробирку поместить небольшое количество карбоната меди и долить 1

мл соляной кислоты.

                                                       H2O

CuCO3+2HCl=CuCl2+ H2CO3

                                                       CO2

Наблюдение: Происходит выделение углекислого газа и раствор приобретает зеленый цвет.

2. Взять немного оксида меди (II) и 1 мл соляной кислоты.

CuO+2HCl=CuCl2+H2O

Наблюдение: Происходит реакция обмена, оксид меди растворяется в соляной кислоте.

Вывод: При взаимодействии основных оксидов с кислотами, образуется вода и соль.

Опыт № 2

Образование и свойства оснований (гидроксидов)

1. В пробирку насыпать негашеной извести – CaO и взболтать с 2-3 мл воды,

добавить 2 капли фенолфталеина.

CaO+H2O=Ca(OH)2

Ca(OH)2 +фенолфталеин = раствор малинового цвета

Наблюдение: При смешивании негашеной извести и воды образовался гидроксид кальция белого мутного цвета, при добавлении в него фенолфталеина он поменял свой цвет на малиновый. Это означает, что образовалось щелочная среда.

2. В 3 пробирки с растворами солей: соль магния, сульфат меди, хлорид

железа (III) (по 2 мл) долили по 1 мл гидроксида натрия.

FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3↓+3NaCl

Fe(OH)3-гидроксид железа (III)

NaCl-хлорид натрия

Наблюдение: Выпал осадок бурого цвета

MgSO4+2NaOH=Na2SO4+Mg(OH)2

Na2SO4-сульфат натрия

Mg(OH)2-гидроксид магния

Наблюдение: Выпадает осадок белого цвета.

CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4

Cu(OH)2-гидроксид меди(II)

Na2SO4-сульфат натрия

Наблюдение: Выпал осадок голубого цвета.

Вывод: Щелочи реагируют с растворами солей металлов, образуя нерастворимые гидроксиды.

Опыт № 3

Получение и химические свойства солей

 

1. В пробирку налить 0,5 мл хлорида бария и 0,5 мл сульфата магния.

Указать наблюдения и химическое уравнение.

BaCl2+MgSO4=BaSO4↓+MgCl

Наблюдение: сульфат бария выпал в осадок белого цвета.

2. В пробирку поместить стружку железа и долить 1 мл сульфата меди.

Fe0+Cu+2SO4-2=Fe+2SO4-2+Cu0

Fe0-2е=Fe+2           1 реакция окисления, восстановитель

                      2

Cu+2+2e=Cu0        1 реакция восстановления, окислитель

Наблюдение: Медь выпала в осадок.

Железо более активный металл, поэтому она вытиснуло медь.

3. В пробирку налить 0,5 мл сульфата меди (медный купорос), долить 0,5 мл гидроксида натрия.

CuSO4+2NaOHCu(OH)2↓+Na2SO4

Наблюдение: Раствор приобрел синий цвет, гидроксид меди выпал в осадок.

Вывод:

  1.  Соли взаимодействуют друг с другом (реакции этого типа протекают до образования осадка).
  2.  Соли взаимодействуют с металлами.
  3.  Соли взаимодействуют с основаниями.

Опыт № 4

Получение кислот

 

В пробирку поместить 0,5 г карбоната меди и добавить 1 мл 10%

серной кислоты.

  H2O

CuCO3+H2SO4=CuSO4+H2CO3

  CO2

Наблюдение: В результате реакции образуется слабая угольная кислота, которая впоследствии распадается на воду и углекислый газ.

Вывод: При взаимодействии соли и кислоты происходит реакция обмена, в результате которой образуется нерастворимый осадок и слабая кислота

 

Опыт № 5

Химические свойства кислот

 

1. В пробирку №1 поместить стружку цинка, в пробирку №2 – стружку

железа. В каждую пробирку налить по 0,5 мл соляной разбавленной

кислоты.

Zn0+2H+Cl-(разб.)=Zn+2Cl2-+H20

Zn0-2e=Zn+2 1 реакция окисления, восстановитель

2

2H++1e=H20          2 реакция восстановления, окислитель

Fe0+2H+Cl-(разб.)=Fe+2Cl2-+H20

Fe0-2e=Fe+2 1 реакция окисления, восстановитель

2

2H++1e=H20          2 реакция восстановления, окислитель

В пробирке с цинком реакция протекает значительно медленнее, чем в пробирке с железом. Скорость течения химической реакции различна из-за активности металлов.

Наблюдение: В обоих случаях наблюдается выделение водорода.

2. В пробирку поместить стружку меди и долить 0,5 мл азотной

концентрированной кислоты.

Cu0+2H+NO3-=Cu+2(NO3)2-+H20

Cu0-2e=Cu+2       1 реакция окисления, восстановитель

2

2H++1e=H20          2 реакция восстановления, окислитель

Наблюдение: Выделяется бурый газ, раствор приобретает зеленый цвет.

3. В пробирку поместить оксид меди (II), долить 0,5 мл серной разбавленной

кислоты

CuO+H2SO4(разб.)=CuSO4+H2O

Наблюдение: Окраска раствора стала немного голубоватого цвета.

4. Выполните любую реакцию нейтрализации, из имеющихся реактивов,

записать уравнение.

NaOH(разб.)+HCl(разб.)=H2O+NaCl

Суть данной реакции в том, что при взаимодействии кислоты с основанием образуется соль и вода.

5. В пробирку налить 0,5 мл хлорида бария, долить несколько капель 10%

серной кислоты.

 

BaCl2+H2SO4=2HCl+BaSO4

Наблюдение: В результате этой реакции сульфид бария выпал в осадок.

Контрольные вопросы:

1. Какие из приведенных оксидов SO2, Na2О, NO, BaO, MgO реагируют:

1.1.  Со щелочью KOH;

1.2.  С кислотой HCl.

Составьте уравнения соответствующих реакций.

Ответ:

1.1.  Со щелочью KOH: SO2, NO.

SO2+2KOH=K2SO3+H2O

6NO+4KOH=4KNO2 +2H2O+N2

1.2.  С кислотой HCl: Na2О, BaO, MgO.

Na2О+2HCl=2NaCl+H2O

BaO+2HCl=BaCl2+H2O

MgO+2HCl=MgCl2+H2O

2. Составьте уравнения возможных реакций:

2.1.  CaO+2HCl=CaCl2+H2O

2.2.  SO2+HCl-реакция не идет

2.3.  2Al(OH)3+3H2SO4=Al2(SO4)3+6H2O

2.4.  H2SO4+BaCl2=BaSO4↓+2HCl


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30126. Создание устройства для дистанционного мониторинга основных физиологических показателей человека, программного обеспечения для регистрации частоты сердечных сокращений и температуры тела 3.2 MB
  Устройство для дистанционного мониторинга физиологических показателей человека позволяет удалённо следить за температурой и частотой пульса пациента. Устройство закрепляется на внутренней стороне плеча, что позволяет точнее измерять температуру.
30127. Разработка аппарата коррекции речи, который использует такие методы лечения заикания как «метроном» и «задержанная акустическая связь» 2.4 MB
  Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга
30128. Микро- и наноэлектроника. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ 835 KB
  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Дипломное проектирование по специальности Микро и наноэлектроника является заключительным этапом обучения студента в университете и имеет следующие цели: систематизацию закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности применение этих знаний при решении конкретных научных технических экономических и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в...
30129. Исследование методов позиционирования, а так же разработка устройства для дистанционного мониторинга технических объектов, транспортных средств и человека 873.95 KB
  Одним из основных компонентов системы позиционирования является устройство под названием GPSтрекер.4 Применение систем навигации Кроме навигации координаты получаемые благодаря спутниковым системам используются в следующих отраслях: Геодезия: с помощью систем навигации определяются точные координаты точек Картография: системы навигации используется в гражданской и военной картографии Навигация: с применением систем навигации осуществляется как морская так и дорожная навигация Спутниковый мониторинг транспорта: с помощью систем...
30130. Створення газети на тему «Молодь обирає спорт» у програмі Page Maker 639.28 KB
  Програма PageMaker є складовою частиною лінійки програмних продуктів фірми Adobe, до складу якої крім того входять Adobe Table, Adobe FrameMaker, Adobe PageMill, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Streamline, Adobe Premier. Практично кожна з цих програм є світовим лідером в своїй області
30131. Создание управляющих программ с использованием сплайновой интерполяции типов AKIMA(ASPLINE), NURBS(BSPLINE) и кубического сплайна(CSPLINE). Воспроизведение сплайновой интерполяции в системе ЧПУ WinPCNC 184.33 KB
  Воспроизведение сплайновой интерполяции в системе ЧПУ WinPCNC Выполнил: студент гр. Ход Работы В процессе обучения будет рассмотрено использование сплайновой интерполяции на двух примерах. Будем использовать три основных типа сплайна: SPLINE kim сплайн BSPLINE NURBS сплайн CSPLINE кубический сплайн.
30132. Генерация и редактирование сплайн контуров. Создание и отработка управляющих программ 236.41 KB
  Полученную кривую можно сохранить в файле в формате txt, где будут записаны последовательности координат X и Y. Таким образом, с помощью программы можно не только просмотреть, как будет строиться та или иная кривая, но и использовать полученные оцифрованные точки в дальнейшем.
30133. Основы программирования в оболочке ОС UNIX 25.44 KB
  Пользователь имеет возможность присвоить переменной значение некоторой строки символов. Например команда mrk= usr ndy bin присваивает значение строки символов usr ndy bin переменной mrk типа строка символов . Для этого в соот ветствующем месте командной строки должно быть употреблено имя этой переменной которому предшествует метасимвол . Использование значения присвоенного некоторой переменной называется подстановкой.
30134. БАЗЫ ДАННЫХ 34.53 KB
  В начале работы следуют выбрать интересующего работника. После этого будут выведены данные о заданиях выбранного работника в соответствующую таблицу. При выборе конкретного задания выводятся данные о работниках.