86769

Классы неорганических соединений

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Реактивы: гидроксид натрия серная кислота 1н фенолфталеин соляная кислота карбонат меди порошок оксид меди II рр хлорида магния рр сульфата меди рр хлорида железа III цинк стружка железо стружка медь стружка азотная кислота конц. В пробирку поместить небольшое количество карбоната меди и долить 1 мл соляной кислоты.

Русский

2015-04-10

26.88 KB

9 чел.

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Трехгорный технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ

Кафедра ФМД

Лабораторная работа №1.

Классы неорганических соединений.

                                                                        Выполнил: студент гр. 5ПТМ-14

Рухтин П.А.

Проверил: зав. кафедрой

Суровцова Е.Г.

Трехгорный

2014 год


Лабораторная работа №1

КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Цель: изучить и подтвердить некоторые способы получения, химические

свойства оксидов, оснований, кислот, солей.

Оборудование: Штатив с пробирками, шпатели.

Реактивы: гидроксид натрия, серная кислота (1н), фенолфталеин, соляная

кислота, карбонат меди (порошок), оксид меди (II), р-р хлорида магния, р-р

сульфата меди, р-р хлорида железа (III), цинк (стружка), железо (стружка),

медь (стружка), азотная кислота (конц.), хлорид бария, сульфат магния.

ХОД РАБОТЫ:

Опыт № 1

Образование и свойства оксидов

1. В пробирку поместить небольшое количество карбоната меди и долить 1

мл соляной кислоты.

                                                       H2O

CuCO3+2HCl=CuCl2+ H2CO3

                                                       CO2

Наблюдение: Происходит выделение углекислого газа и раствор приобретает зеленый цвет.

2. Взять немного оксида меди (II) и 1 мл соляной кислоты.

CuO+2HCl=CuCl2+H2O

Наблюдение: Происходит реакция обмена, оксид меди растворяется в соляной кислоте.

Вывод: При взаимодействии основных оксидов с кислотами, образуется вода и соль.

Опыт № 2

Образование и свойства оснований (гидроксидов)

1. В пробирку насыпать негашеной извести – CaO и взболтать с 2-3 мл воды,

добавить 2 капли фенолфталеина.

CaO+H2O=Ca(OH)2

Ca(OH)2 +фенолфталеин = раствор малинового цвета

Наблюдение: При смешивании негашеной извести и воды образовался гидроксид кальция белого мутного цвета, при добавлении в него фенолфталеина он поменял свой цвет на малиновый. Это означает, что образовалось щелочная среда.

2. В 3 пробирки с растворами солей: соль магния, сульфат меди, хлорид

железа (III) (по 2 мл) долили по 1 мл гидроксида натрия.

FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3↓+3NaCl

Fe(OH)3-гидроксид железа (III)

NaCl-хлорид натрия

Наблюдение: Выпал осадок бурого цвета

MgSO4+2NaOH=Na2SO4+Mg(OH)2

Na2SO4-сульфат натрия

Mg(OH)2-гидроксид магния

Наблюдение: Выпадает осадок белого цвета.

CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4

Cu(OH)2-гидроксид меди(II)

Na2SO4-сульфат натрия

Наблюдение: Выпал осадок голубого цвета.

Вывод: Щелочи реагируют с растворами солей металлов, образуя нерастворимые гидроксиды.

Опыт № 3

Получение и химические свойства солей

 

1. В пробирку налить 0,5 мл хлорида бария и 0,5 мл сульфата магния.

Указать наблюдения и химическое уравнение.

BaCl2+MgSO4=BaSO4↓+MgCl

Наблюдение: сульфат бария выпал в осадок белого цвета.

2. В пробирку поместить стружку железа и долить 1 мл сульфата меди.

Fe0+Cu+2SO4-2=Fe+2SO4-2+Cu0

Fe0-2е=Fe+2           1 реакция окисления, восстановитель

                      2

Cu+2+2e=Cu0        1 реакция восстановления, окислитель

Наблюдение: Медь выпала в осадок.

Железо более активный металл, поэтому она вытиснуло медь.

3. В пробирку налить 0,5 мл сульфата меди (медный купорос), долить 0,5 мл гидроксида натрия.

CuSO4+2NaOHCu(OH)2↓+Na2SO4

Наблюдение: Раствор приобрел синий цвет, гидроксид меди выпал в осадок.

Вывод:

  1.  Соли взаимодействуют друг с другом (реакции этого типа протекают до образования осадка).
  2.  Соли взаимодействуют с металлами.
  3.  Соли взаимодействуют с основаниями.

Опыт № 4

Получение кислот

 

В пробирку поместить 0,5 г карбоната меди и добавить 1 мл 10%

серной кислоты.

  H2O

CuCO3+H2SO4=CuSO4+H2CO3

  CO2

Наблюдение: В результате реакции образуется слабая угольная кислота, которая впоследствии распадается на воду и углекислый газ.

Вывод: При взаимодействии соли и кислоты происходит реакция обмена, в результате которой образуется нерастворимый осадок и слабая кислота

 

Опыт № 5

Химические свойства кислот

 

1. В пробирку №1 поместить стружку цинка, в пробирку №2 – стружку

железа. В каждую пробирку налить по 0,5 мл соляной разбавленной

кислоты.

Zn0+2H+Cl-(разб.)=Zn+2Cl2-+H20

Zn0-2e=Zn+2 1 реакция окисления, восстановитель

2

2H++1e=H20          2 реакция восстановления, окислитель

Fe0+2H+Cl-(разб.)=Fe+2Cl2-+H20

Fe0-2e=Fe+2 1 реакция окисления, восстановитель

2

2H++1e=H20          2 реакция восстановления, окислитель

В пробирке с цинком реакция протекает значительно медленнее, чем в пробирке с железом. Скорость течения химической реакции различна из-за активности металлов.

Наблюдение: В обоих случаях наблюдается выделение водорода.

2. В пробирку поместить стружку меди и долить 0,5 мл азотной

концентрированной кислоты.

Cu0+2H+NO3-=Cu+2(NO3)2-+H20

Cu0-2e=Cu+2       1 реакция окисления, восстановитель

2

2H++1e=H20          2 реакция восстановления, окислитель

Наблюдение: Выделяется бурый газ, раствор приобретает зеленый цвет.

3. В пробирку поместить оксид меди (II), долить 0,5 мл серной разбавленной

кислоты

CuO+H2SO4(разб.)=CuSO4+H2O

Наблюдение: Окраска раствора стала немного голубоватого цвета.

4. Выполните любую реакцию нейтрализации, из имеющихся реактивов,

записать уравнение.

NaOH(разб.)+HCl(разб.)=H2O+NaCl

Суть данной реакции в том, что при взаимодействии кислоты с основанием образуется соль и вода.

5. В пробирку налить 0,5 мл хлорида бария, долить несколько капель 10%

серной кислоты.

 

BaCl2+H2SO4=2HCl+BaSO4

Наблюдение: В результате этой реакции сульфид бария выпал в осадок.

Контрольные вопросы:

1. Какие из приведенных оксидов SO2, Na2О, NO, BaO, MgO реагируют:

1.1.  Со щелочью KOH;

1.2.  С кислотой HCl.

Составьте уравнения соответствующих реакций.

Ответ:

1.1.  Со щелочью KOH: SO2, NO.

SO2+2KOH=K2SO3+H2O

6NO+4KOH=4KNO2 +2H2O+N2

1.2.  С кислотой HCl: Na2О, BaO, MgO.

Na2О+2HCl=2NaCl+H2O

BaO+2HCl=BaCl2+H2O

MgO+2HCl=MgCl2+H2O

2. Составьте уравнения возможных реакций:

2.1.  CaO+2HCl=CaCl2+H2O

2.2.  SO2+HCl-реакция не идет

2.3.  2Al(OH)3+3H2SO4=Al2(SO4)3+6H2O

2.4.  H2SO4+BaCl2=BaSO4↓+2HCl


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

842. Объекты интеллектуальной собственности 202 KB
  Понятие и признаки объекта интеллектуальной собственности. Классификация объектов интеллектуальной собственности. Способность к сохранению, накапливанию, интегрированию. Классификация средств индивидуализации. Произведения, не являющиеся объектами авторских прав. Правовая охрана результата интеллектуальной деятельности средствами различных институтов права интеллектуальной собственности.
843. Трактаты Дюрера как методическое пособие по преподаванию изобразительного искусства с точки зрения современности 176.5 KB
  История написания трактатов и их место в художественном образовании Германии XVI века. Трактаты Дюрера как методическое пособие по преподаванию Изобразительного искусства. Положительные стороны трактатов как методического пособия с точки зрения художественного образования. Восприятие трактатов Дюрера на практике в наше время.
844. Теория гражданского права 178.5 KB
  Имущественные и личные не имущественные правоотношения. Способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности. Имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
845. Сбор маркетинговой информации в целях проведения исследований 167 KB
  Порядок проведения маркетинговых исследований. Планирование и организация сбора первичной информации. Выявление проблем и формулирование целей маркетинговых исследований. Систематизация и анализ собранной информации.
846. Сортировочные станции Брянск-Льговской Московской железной дороги 128 KB
  Характеристика сортировочной станции Брянск-Льговской Московской железной дороги. Оперативное управление и планирование работы станции. Автоматизированная система организации управления перевозок. Сообщения об операциях с поездами, локомотивами и бригадами, получаемые в АСОУП.
847. Общая история 196.5 KB
  Достоверное воспроизведение исторического процесса. Противоречие между прогрессивными производительными силами и консервативным производственными отношениями. Широкое распространение отношений частной собственности. Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства.
848. Программирование математических задач с использованием классов и методов языка C# 960.5 KB
  Реализовать перевод чисел между десятичной, двоичной и восьмеричной системами счисления. Результаты машинного тестирования программы. Описание вычислительных методов. Ручной подсчёт отладочного варианта.
849. Билеты по обществознанию 9 класс 404.5 KB
  Государство, его основные признаки. Формы правления. Исходная форма активности индивида. Особенности межличностных отношений. Социальные группы и общности. Участие граждан в политической жизни. Всеобщая декларация прав человека.
850. Електричні машини. Збірник домашніх завдань для студентів денної форми навчання 664 KB
  Структура и правила оформления отчета по самостоятельной работе. Классификация силовых трансформаторов напряжения. Напряженность магнитного поля и удельные потери в стали. К построению характеристик лабораторного короткого замыкания. Общие вопросы теории машин переменного тока.