86769

Классы неорганических соединений

Лабораторная работа

Химия и фармакология

Реактивы: гидроксид натрия серная кислота 1н фенолфталеин соляная кислота карбонат меди порошок оксид меди II рр хлорида магния рр сульфата меди рр хлорида железа III цинк стружка железо стружка медь стружка азотная кислота конц. В пробирку поместить небольшое количество карбоната меди и долить 1 мл соляной кислоты.

Русский

2015-04-10

26.88 KB

9 чел.

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Трехгорный технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ

Кафедра ФМД

Лабораторная работа №1.

Классы неорганических соединений.

                                                                        Выполнил: студент гр. 5ПТМ-14

Рухтин П.А.

Проверил: зав. кафедрой

Суровцова Е.Г.

Трехгорный

2014 год


Лабораторная работа №1

КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Цель: изучить и подтвердить некоторые способы получения, химические

свойства оксидов, оснований, кислот, солей.

Оборудование: Штатив с пробирками, шпатели.

Реактивы: гидроксид натрия, серная кислота (1н), фенолфталеин, соляная

кислота, карбонат меди (порошок), оксид меди (II), р-р хлорида магния, р-р

сульфата меди, р-р хлорида железа (III), цинк (стружка), железо (стружка),

медь (стружка), азотная кислота (конц.), хлорид бария, сульфат магния.

ХОД РАБОТЫ:

Опыт № 1

Образование и свойства оксидов

1. В пробирку поместить небольшое количество карбоната меди и долить 1

мл соляной кислоты.

                                                       H2O

CuCO3+2HCl=CuCl2+ H2CO3

                                                       CO2

Наблюдение: Происходит выделение углекислого газа и раствор приобретает зеленый цвет.

2. Взять немного оксида меди (II) и 1 мл соляной кислоты.

CuO+2HCl=CuCl2+H2O

Наблюдение: Происходит реакция обмена, оксид меди растворяется в соляной кислоте.

Вывод: При взаимодействии основных оксидов с кислотами, образуется вода и соль.

Опыт № 2

Образование и свойства оснований (гидроксидов)

1. В пробирку насыпать негашеной извести – CaO и взболтать с 2-3 мл воды,

добавить 2 капли фенолфталеина.

CaO+H2O=Ca(OH)2

Ca(OH)2 +фенолфталеин = раствор малинового цвета

Наблюдение: При смешивании негашеной извести и воды образовался гидроксид кальция белого мутного цвета, при добавлении в него фенолфталеина он поменял свой цвет на малиновый. Это означает, что образовалось щелочная среда.

2. В 3 пробирки с растворами солей: соль магния, сульфат меди, хлорид

железа (III) (по 2 мл) долили по 1 мл гидроксида натрия.

FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3↓+3NaCl

Fe(OH)3-гидроксид железа (III)

NaCl-хлорид натрия

Наблюдение: Выпал осадок бурого цвета

MgSO4+2NaOH=Na2SO4+Mg(OH)2

Na2SO4-сульфат натрия

Mg(OH)2-гидроксид магния

Наблюдение: Выпадает осадок белого цвета.

CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2↓+Na2SO4

Cu(OH)2-гидроксид меди(II)

Na2SO4-сульфат натрия

Наблюдение: Выпал осадок голубого цвета.

Вывод: Щелочи реагируют с растворами солей металлов, образуя нерастворимые гидроксиды.

Опыт № 3

Получение и химические свойства солей

 

1. В пробирку налить 0,5 мл хлорида бария и 0,5 мл сульфата магния.

Указать наблюдения и химическое уравнение.

BaCl2+MgSO4=BaSO4↓+MgCl

Наблюдение: сульфат бария выпал в осадок белого цвета.

2. В пробирку поместить стружку железа и долить 1 мл сульфата меди.

Fe0+Cu+2SO4-2=Fe+2SO4-2+Cu0

Fe0-2е=Fe+2           1 реакция окисления, восстановитель

                      2

Cu+2+2e=Cu0        1 реакция восстановления, окислитель

Наблюдение: Медь выпала в осадок.

Железо более активный металл, поэтому она вытиснуло медь.

3. В пробирку налить 0,5 мл сульфата меди (медный купорос), долить 0,5 мл гидроксида натрия.

CuSO4+2NaOHCu(OH)2↓+Na2SO4

Наблюдение: Раствор приобрел синий цвет, гидроксид меди выпал в осадок.

Вывод:

  1.  Соли взаимодействуют друг с другом (реакции этого типа протекают до образования осадка).
  2.  Соли взаимодействуют с металлами.
  3.  Соли взаимодействуют с основаниями.

Опыт № 4

Получение кислот

 

В пробирку поместить 0,5 г карбоната меди и добавить 1 мл 10%

серной кислоты.

  H2O

CuCO3+H2SO4=CuSO4+H2CO3

  CO2

Наблюдение: В результате реакции образуется слабая угольная кислота, которая впоследствии распадается на воду и углекислый газ.

Вывод: При взаимодействии соли и кислоты происходит реакция обмена, в результате которой образуется нерастворимый осадок и слабая кислота

 

Опыт № 5

Химические свойства кислот

 

1. В пробирку №1 поместить стружку цинка, в пробирку №2 – стружку

железа. В каждую пробирку налить по 0,5 мл соляной разбавленной

кислоты.

Zn0+2H+Cl-(разб.)=Zn+2Cl2-+H20

Zn0-2e=Zn+2 1 реакция окисления, восстановитель

2

2H++1e=H20          2 реакция восстановления, окислитель

Fe0+2H+Cl-(разб.)=Fe+2Cl2-+H20

Fe0-2e=Fe+2 1 реакция окисления, восстановитель

2

2H++1e=H20          2 реакция восстановления, окислитель

В пробирке с цинком реакция протекает значительно медленнее, чем в пробирке с железом. Скорость течения химической реакции различна из-за активности металлов.

Наблюдение: В обоих случаях наблюдается выделение водорода.

2. В пробирку поместить стружку меди и долить 0,5 мл азотной

концентрированной кислоты.

Cu0+2H+NO3-=Cu+2(NO3)2-+H20

Cu0-2e=Cu+2       1 реакция окисления, восстановитель

2

2H++1e=H20          2 реакция восстановления, окислитель

Наблюдение: Выделяется бурый газ, раствор приобретает зеленый цвет.

3. В пробирку поместить оксид меди (II), долить 0,5 мл серной разбавленной

кислоты

CuO+H2SO4(разб.)=CuSO4+H2O

Наблюдение: Окраска раствора стала немного голубоватого цвета.

4. Выполните любую реакцию нейтрализации, из имеющихся реактивов,

записать уравнение.

NaOH(разб.)+HCl(разб.)=H2O+NaCl

Суть данной реакции в том, что при взаимодействии кислоты с основанием образуется соль и вода.

5. В пробирку налить 0,5 мл хлорида бария, долить несколько капель 10%

серной кислоты.

 

BaCl2+H2SO4=2HCl+BaSO4

Наблюдение: В результате этой реакции сульфид бария выпал в осадок.

Контрольные вопросы:

1. Какие из приведенных оксидов SO2, Na2О, NO, BaO, MgO реагируют:

1.1.  Со щелочью KOH;

1.2.  С кислотой HCl.

Составьте уравнения соответствующих реакций.

Ответ:

1.1.  Со щелочью KOH: SO2, NO.

SO2+2KOH=K2SO3+H2O

6NO+4KOH=4KNO2 +2H2O+N2

1.2.  С кислотой HCl: Na2О, BaO, MgO.

Na2О+2HCl=2NaCl+H2O

BaO+2HCl=BaCl2+H2O

MgO+2HCl=MgCl2+H2O

2. Составьте уравнения возможных реакций:

2.1.  CaO+2HCl=CaCl2+H2O

2.2.  SO2+HCl-реакция не идет

2.3.  2Al(OH)3+3H2SO4=Al2(SO4)3+6H2O

2.4.  H2SO4+BaCl2=BaSO4↓+2HCl


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44479. Бойові властивості ЗМУ і запалювальних засобів 116 KB
  Стисла характеристика біологічних засобів та особливості ураження ними особового складу. Хімічна зброя ХЗ одна з видів зброї масового ураження вражаюча дія якої основана на використанні бойових токсичних хімічних речовин БТХР. До бойових токсичних хімічних речовин відносяться отруйні речовини ОР і токсини що вражаюче впливають на організм людей і тварин а також фітотоксиканти які можуть застосовуватися в воєнних цілях для ураження різноманітних видів рослинності. В якості засобів доставки хімічної зброї до обєктів ураження...
44480. Учёт краткосрочных активов и анализ эффективности их использования 768 KB
  Оценка и учёт денежных средств и их эквивалентов Признание оценка и учёт краткосрочных финансовых инвестиций Признание оценка и учёт краткосрочной дебиторской задолженности Признание оценка и учёт запасов АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ АКТИВОВ ТОО ШАРЫКТАС Анализ движения денежных средств Анализ краткосрочных расчётов с дебиторами Анализ эффективности использования производственных запасов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ...
44481. Разработка мероприятий по совершенствованию учета основных средств и повышению экономической эффективности их использования в ООО «Бельки» Касимовского района Рязанской области 696 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК Экономическое содержание учета основных средств Анализ движения и экономической эффективности использования основных средств БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
44482. Ауыз қуысы, бөлінуі, шекаралары, құрамы 15.3 KB
  Ауыз қуысы, топографиялық орналасуына және атқаратын қызметіне қарай ауыз кіреберісі, мен меншікті ауыз қуысына бөлінеді
44483. Христианская церковь в средние века 105.5 KB
  При Иннокентии IV 12451254 было объявлено что кардинал стоит выше епископов и должен носить красную шапку символизирующую что кардинал готов бороться в защиту святой римской церкви до последней капли крови. в западной церкви было сделано дополнение непризнанное грековизантийской церковью об исхождении святого духа не только от бога отца но и от...
44484. Шықшыт, жақсүйекасты, тіласты сілекей бездері, орналасуы, құрылысы, шығару жолдары 15.86 KB
  Без өзегі жақаралық кеңістікпен алға қарай бағытталып, төменгіжақтын тамырлы ойығы арқылы жақтың сыртқы бүйір бетіне шығады да...
44485. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ для виконання самостійної роботи з дисципліни «ХІМІЯ» 1.71 MB
  Методичні рекомендації розроблено з метою полегшення набуття та закріплення знань студентів шляхом самостійної роботи над програмним матеріалом. Містить питання, які виносяться на самостійне опрацювання, завдання для розвʼязання поставлених питань та тестові завдання для контролю знань з хімії...
44486. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДУКТИВНОСТИ КАТУШКИ 2.14 MB
  В методических указаниях представлена следующая информация: название лабораторной работы, цель, краткие теоретические сведения, перечень оборудования, методика проведения эксперимента, методика обработки экспериментальных данных, контрольные вопросы, требования к содержанию отчета о лабораторной работе, список литературы, приложение со справочными материалами.