868

Финансово-бюджетное и денежно-кредитное регулирование экономики

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Финансовая политика государства и его особенности в период становления рыночных отношений. Государственный бюджет как инструмент регулирования экономики. Налоговое регулирование экономики. Финансирование дефицита государственного бюджета.

Русский

2013-01-06

166.5 KB

39 чел.

Финансово-бюджетное и денежно-кредитное регулирование экономики

 1.   Финансовая политика государства и его особенности в период становления рыночных отношений

 2.   Государственный бюджет как инструмент регулирования экономики

 3.   Налоговое регулирование экономики

 4.   Финансирование дефицита государственного бюджета

1. Финансовая политика государства и его особенности в период становления рыночных отношений

Экономическое и социальное развитие Украины    в значительной мере зависят от финансовой политики.

Финансовая политика является составной частью экономической политики и охватывает совокупность мер, которые осуществляет государство на всех уровнях управления, относительно организации и использования финансов с целью осуществления своих функций.  

Финансовая политика государства проявляется в структуре государственных доходов и расходов, в финансовом законодательстве.

Финансовая политика государства требует соответствующего правового обеспечения (законодательно устанавливается механизм формирования финансовых ресурсов).

Это, в частности, законы, инструкции,   методические указания, которыми руководствуются субъекты финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности.

Финансовое законодательство включает:

а) налоговое и бюджетное законодательство,

б) законодательные нормы по вопросам функционирования страхового дела, государственного финансового контроля, валютных отношений,

в) формирование и использование кредитных ресурсов.

Налоговое законодательство устанавливает нормы и виды налогов на всех уровнях финансово-бюджетной системы, механизм их взыскания, ответственность за них нарушение.

Бюджетное законодательство регулирует бюджетное устройство и процесс. Определяет структуру бюджетной системы, виды и размеры доходов соответствующих бюджетов.

 

В зависимости от продолжительности периода и характера проблем, которые нужно решить, финансовая политика делится на финансовую стратегию (выбор основных направлений использования финансов) и финансовую тактику (решение конкретных задач на определенном этапе развития).

 Финансовая стратегия предусматривает выбор стратегической цели путем составления долгосрочных целевых программ, которые предусматривают концентрацию финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития государства.

Выполнение государством своих функций невозможно без наличия необходимых финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - это средства и имущество, которые используются для обеспечения функционирования в государстве объектов экономической и социальной инфраструктуры.

Функционирование финансов обеспечивается  финансово-бюджетной системой, которая состоит из  финансовых учреждений и делится на государственные финансы, финансы предприятий и организаций, а также финансовый рынок.

 

Каждое звено финансово-бюджетной системы охватывает всех субъектов финансовых отношений, но характер и степень участия в них каждого — разные, в зависимости от направленности этого звена.

Государственные финансы    функционируют на основе средств  государственного бюджета, государственного социального страхования (пенсионный фонд и фонд социального обеспечения), государственного кредита, внебюджетных фондов целевого назначения.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, которые создаются в государстве  на разных уровнях государственных структур управления.

Согласно государственному устройству страны формируется и структура бюджетной системы. В странах с федеративным устройством, кроме государственного, есть федеральные бюджеты (США, Германия). В унитарных есть лишь государственный и местные бюджеты.

Совокупность всех бюджетов бюджетной системы называют сведенным бюджетом.  Он используется для анализа и формирования принципов государственного регулирования экономики.

Сведенный бюджет Украины включает: показатели Государственного бюджета Украины, сведенного бюджета Автономной Республики Крым и сведенных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.

Сведенный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета АР Крым, сведенных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского значения.

Сведенный бюджет области включает показатели областного бюджета, сведенных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.

Главные направления бюджетной политики определяет Верховная Рада Украины.    Она принимает бюджетную резолюцию - специальное постановление, которое определяет главные направления и приоритеты бюджетной политики на следующий год.

Определяющей составляющей бюджетного устройства являются принципы построения бюджетной системы, которые устанавливаются в двух главных направлениях. Первый с них характеризует подход в бюджет государства в целом и учитывает такие три принципа: создание единого централизованного фонда, формирование децентрализованных региональных фондов, объединение централизованных и децентрализованных фондов.

Характерным признаком   построения современной бюджетной системы является объединение централизованных и децентрализованных бюджетов на разных уровнях. Главная проблема при этом состоит в установлении оптимального соотношения между бюджетной централизацией и децентрализацией.

Согласно этому принципу бюджетная система Украины содержит такие виды бюджетов: государственный, бюджет АР Крым и местные бюджеты.

Бюджетная система Украины содержит такие виды бюджетов: государственный, бюджет АР Крым и местные бюджеты (областные, районные, городские).

В основе бюджетной системы каждой страны лежит ее административно-территориальное деление.

 Это обусловлено тем, что именно оно  характеризует вертикальную структуру органов государственной власти и управления, а затем и структуру соответствующих фондов.

Второй направление построения бюджетной системы устанавливает характер взаимоотношений между бюджетами разных уровней. При этом допустимы  два противоположных варианта — единство бюджетной системы  или автономность каждого бюджета.

 Единство бюджетной системы означает, что вся совокупность бюджетов, которые есть в той или другой стране, представляет единое целое. Это обеспечивается единой доходной базой и единой системой расходов, правами и возможностями государственных структур перераспределять бюджетные ресурсы, непосредственно или опосредованно вмешиваться в бюджетный процесс на местах. Единство бюджетной системы есть одним из атрибутов плановой экономики с централизованным управлением.

Автономность бюджетов наоборот предусматривает, что каждый из них имеет свою доходную базу и свои расходы. Бюджетный процесс на местах регулируется только законодательными актами, а не руководящими государственными структурами. Местные органы наделенные широкими правами в установлении местных налогов и самые определяют бюджетные расходы и их направления.

Этот принцип с большей или меньшей мерой автономности характерный для стран с развитой рыночной экономикой, которая предусматривает экономическую и финансовую самостоятельность не только предприятий, но и регионов.

2. Государственный бюджет как инструмент регулирования экономики

В общем понимании бюджет — это план образования и использование финансовых ресурсов для обеспечения функций определенной организации.

Для обеспечения государственных функций разрабатывается и утверждается государственный бюджет, который обеспечивает целенаправленное решение макроэкономических задач.

Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов государства, в котором мобилизуются денежные средства для финансирования общегосударственных расходов  на протяжении бюджетного периода.

Доходы бюджета — это все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взыскание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, дары, гранты).

Государственные доходы - это доля ВВП, которая используется государством для осуществления своих функций.

Они образовываются за счет поступлений от уплаты юридическими и физический лицами налогов, собрания, обязательного платежей и других предусмотренных законодательством поступлений.

Законом Украины о бюджете предусмотрены определённые источники наполнения бюджета государства.

Источники наполнения бюджета государства:

-  налоги на доходы и прибыль, налоги на собственность,

-  сборы за специальное использование природных ресурсов,

- внутренние налоги за товары и услуги (НДС, АЗ),

-  налоги на международную торговлю и внешние операции (ввозная пошлина),

- неналоговые поступления от собственности и предпринимательской деятельности,

- административные сборы и платежи ( государственная пошлина, таможенные сборы),

-  поступления от штрафов и финансовых санкций,

- собственные поступления бюджетных учреждений,

- официальные трансферты от зарубежных стран и международных организаций,

- целевые фонды.

Важную роль в удовлетворении нужд социально-экономического развития страны  играют расходы государственного бюджета.  

Содержание расходов предопределяется образом производства, политическим устройством страны и функциями государства. Государственные расходы - это государственные платежи, которые не подлежат возвращению, не создают и не погашают финансовых требований.

Государственные расходы осуществляются по статьям  и направлениям на основании бюджетной классификации.

По функциональному назначению их объединяют в несколько групп:

1. Финансирование государственных услуг общего назначения - Государственное управление, судебная и правоохранительная деятельность, международная деятельность, национальная оборона и безопасность и т.п.

2.   Финансирование производства общественных благ - наука, образование, здравоохранение, культура и искусство, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации и т.п.

3.   Финансирование услуг, связанное с экономической деятельностью - расходы на развитие областей материального производства,  реализацию целевых комплексных программ и т.п.

4.   Расходы государственных целевых фондов - охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и т.п.

5.  Другие расходы - обслуживание государственного долга, создание резервных фондов и запасов и т.п.

С помощью бюджета государство осуществляет финансирование развития отдельных областей, регионов и сфер деятельности.

Кроме прямого финансирования и прямых государственных инвестиций, бюджетное регулирование осуществляется в форме дотаций, субсидий, субвенций.

 В государственном бюджете предполагается резервный фонд Кабинета Министров в размере не больше 1 % от объема расходов. Его используют для финансирования неотложных расходов, которые не были предусмотрены во время формирования и утверждение государственного бюджета.

В стрvктуре затрат государственного бюджета наиболее уязвимыми являются расходы на социальные нужды. В основе их определения лежат социальные стандарты и нормативы, численность отдельных социальных групп населения, программно-целевые методы реализации социальной политики.

Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов является не менее сложной проблемой, чем их формирование. Эффективность использования финансовых ресурсов в значительной мере предопределяется экономическим механизмом управления хозяйственной деятельностью в стране,  состоянием национальной экономики, мотивационными стимулами и другими факторами.

Согласно экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие, капитальные, кредитование с учетом погашения долга. 

Средства государственного бюджета тратятся лишь на цели и в объемах, утвержденных законом о государственном бюджете.

При невыполнении доходных статей бюджета и ограниченности средств проводится секвестр (сокращение) расходов - пропорциональное их уменьшение с учетом специально защищенных статей.

Защищенными считаются текущие расходы — заработная плата в бюджетной сфере, трансферты, приобретения медицинских препаратов и т.п.

Бюджетный процесс регламентируется соответствующим законодательством. Основными его этапами есть:

—   принятие бюджетной резолюции;

—   составление проекта бюджета;

—  рассмотрение бюджета

—   утверждение бюджета;

—   выполнение бюджета;

—  составление, рассмотрение, утверждение отчета о выполнении бюджета.

Государственный бюджет должен быть сбалансированным. Это означает, что расходы государства должны равняться доходам. Если доходы превышают расходы, то имеет место излишек финансовых ресурсов, который называют профицитом бюджета. Если расходы большие чем доходы, то возникает дефицит бюджета.

Отношение величины дефицита бюджета к ВВП, выраженное в процентах, называется уровнем дефицитности бюджета.

Большинство стран мира имеют дефицит бюджета. Если уровень дефицитности бюджета составляет 1—2 % , то ситуация в стране является контролируемой и терпимой; если уровень дефицитности больший, то наблюдается нестабильность экономики.

Одним из главных направлений бюджетной политики большинства стран мира является стремление в бездефицитный бюджет или поддерживание дефицита на минимальном уровне.

3. Налоговое регулирование экономики

Налоговая система в каждой стране  с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой - является главным орудием ее экономической политики.

Налоги - это система обязательных платежей предприятий  и населения, которые являются одним из источников доходов государственного бюджета.

Налоговая система включает:

а)  субъекты налогообложения (физическое и юридическое лица);

б) объекты налогообложения (прибыль, оплата труда, стоимость имущества, доход от реализации, стоимость транспортных средств, количество земли и т.п.);

в) налоговые ставки (величины налоговых изъятий на единицу налогообложения);

г)  единицы налогообложения (единицы измерения объекта налогообложения (тысяч гривен, гектар и т.п.);

д)  налоговые льготы и систему налоговых органов.

Система налоговых органов определена в законодательном порядке и включает:

—  Главную государственную налоговую администрацию Украины;

—  государственные налоговые администрации в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

—  государственные налоговые инспекции в районах, городах, городских районах;

—   налоговую милицию Украины.

Налоги выполняют фискальную, социальную, регулировочную функции.

 Суть фискальной функции налогов заключается в том, что она обеспечивает финансирование государственных расходов, то есть содействует накоплению финансовых ресурсов.

Она реализуется через фискальную политику — меры правительства, направленные на решение важных макроэкономических задач государства путем изменения уровня налогообложения и государственных расходов.

Различают два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая политика направляется на поддержание высоких темпов экономического роста, обеспечение высокого уровня жизни граждан. При ее осуществлении правительство уменьшает налоги.

 Сдерживающая политика проводится с целью снижения уровня инфляции, сокращения объемов производства. С этой целью правительство повышает налоги,   то есть сдерживает инвестиции.

Суть социальной функции налогов состоит в поддерживании социального равновесия через уменьшение расхождений в реальных доходах отдельных социальных групп населения. Реализация этой функции достигается путем уменьшения налога на доходы физических и юридических лиц и увеличения выплат из государственного бюджета.

Суть регулировочной функции заключается в том, что с помощью налогов можно влиять на экономическую конъюнктуру, структуру экономики, инновационно-инвестиционную деятельность, внешнеэкономические связи и т.п.

В Украине еще не создана эффективная система налогообложения, которая отвечает современным рыночным отношениям. Здесь действует очень сложный механизм взыскания разных видов налогов, который характеризуется нестабильностью, непрозрачностью и неровностью по отношению к плательщикам налогов.

Для налоговой системы Украины характерно преобладание косвенных налогов, в отличие от стран с рыночной экономикой, где главная часть приходится на прямые налоги.

Налоги делятся на государственные и местные - они формируют государственный и местный бюджеты, прямые и косвенные. Прямые налоги взыскиваются непосредственно из физических и юридических лиц, а косвенные — устанавливаются на товары и услуги и платятся покупателем товара.

Налоговая система в Украине основывается на двух основных налогах — на добавленную стоимость и на прибыль предприятий.

Значение подоходного налога граждан и акцизов является менее весомым.

Государственное вмешательство в экономику страны осуществляется через механизм перераспределения внутреннего валового продукта и бюджетную систему.

Государственное регулирование осуществляется с помощью налогов, сборов и платежей по многим каналам; налоговых льгот, налоговых освобождений и изъятий; административных взысканий за нарушения налогового законодательства.

Для увеличения поступлений в государственный бюджет может проводиться политика увеличения налоговых ставок, изменения базы налогообложения таким образом, чтобы увеличивались налоговые платежи; расширение объектов налогообложения (введение новых налогов); повышение штрафных санкций за нарушения налоговой дисциплины и т.п.

Однако повышение налогов имеет свои границы. При чрезмерном налогообложении часть экономики переходит на нелегальное положение, которое приводит к уменьшению налоговых поступлений.

Налоговое регулирование предусматривает предоставление субъектам хозяйствования определенных налоговых льгот.  В Украине в льготном режиме работает большое количество товаропроизводителей. Типичными государственными льготами являются:

 Субъектам хозяйствования предоставляются  налоговые  льготы:  

а)  необлагаемый минимум заработной платы;

б) капитальные скидки — уменьшение ставки налога на прибыль, которая используется на инвестиционные цели;

в) ускоренная амортизация — фактическое уменьшение объекта налогообложения;

г)  налоговый кредит;

д)  освобождение от уплаты НДС, ввозной пошлины.

 

Оценка действующей модели налоговой системы Украины свидетельствует о необходимости ее реформирования и усовершенствования, поскольку она   не создает условий для организации эффективного общественного производства.

 

Налоговая реформа в Украине осуществляется в таких направлениях:

-   законодательная отмена льгот и расширения базы налогообложения;

снижение ставок налога на добавленную стоимость, прибыль и доходы граждан;

-   налоговое стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности, малого предпринимательства, экспорта высокотехнологичной продукции;

-   оптимизация налогов на оплату труда.

С целью создания правового поля усовершенствования налоговой системы несколько лет тому был подготовлен проект Налогового кодекса Украины, который не принят и ныне.

4. Финансирование дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета является одним из важных макроеко-номических показателей, который характеризует стойкость экономической системы.

Страны, которые создали эффективные экономические системы,  имеют положительное сальдо или незначительный дефицит.

 В Украине на протяжении последних лет наблюдается дефицит государственного бюджета.  

Дефицит обусловлен  как недостаточными поступлениями, вызванными экономическим кризисом, так и чрезмерными (относительно доходов) расходами в поддержку неэффективных областей, ликвидацию последствий на ЧАЭС, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.

 

  Сокращение дефицита за счет уменьшения расходов на социальную сферу является нецелесообразным, поскольку может вызвать ее полное разрушение, снижение жизненного уровня самых бедных слоев населения, а это будет иметь негативные политические следствия.

Поэтому важными являются поиски путей увеличения доходов государственного бюджета, в частности, расширение базы налогообложения за счет развития предпринимательства, внедрения налога на недвижимость,  а также за счет продажи части государственного имущества.

Основными путями покрытия дефицита государственного бюджета являются:

-  дополнительная эмиссия наличных денег;

-   продажа государственных ценных бумаг;

-  государственные займы;

-   усиление налогообложения.

 Накопление сумм бюджетного дефицита формирует государственный  долг.

Государственный долг имеет негативные экономические следствия:

-   усиливает дифференциацию доходов населения;

-   снижает стимулы развития производства;

-   содействует передаче созданного продукта за границу;

-   снижает международный авторитет страны;

-   усиливает неуверенность населения относительно будущего;

-   угрожает экономической безопасности страны.

По состоянию на 1 октября 2006 г. валовой внешний долг Украины достигал 45 млрд долл. Доля государственного долга составляла 25,7 %, или 11,6 млрд долл. Доля банковских долгов возросла до 21,5 % , а долгосрочных обязательств небанковских корпораций - до 25,6 %.

Валовой внешний долг страны представляет свыше 50 % ВВП, внешний государственный долг является незначительным (14 - 15 % ВВП), однако они усиливают риски относительно обеспечения финансовой стабильности в Украине.

 

Внешний долг государства - это накопленные обязательства государства иностранным государствам; иностранным частным лицам и организациям; международным финансовым учреждениям.

Внутренний долг государства - это обязательства перед банками, кредиторами, владельцами государственных ценных бумаг, задолженность по заработной плате, пенсиям и другим выплат гражданам.

Государственный долг - объективное экономическое явление, обусловленное привлечением государством    дополнительных финансовых ресурсов на условиях кредита для обеспечения реализации функций и задач, положенных на него.

 

Среди украинских экономистов и научных работников преобладают негативные взгляды на привлечение государством внешних финансовых ресурсов.

Следует отметить, что полный отказ от государственного заимствования, как внутреннего, так и внешнего, невозможен, поскольку необходимо обеспечивать обслуживание и погашение уже накопленного государственного долга, поддерживать платежный баланс, сохранять и накапливать валютные резервы.   

 Государственным долгом необходимо управлять.

Под управлением государственным долгом   понимается совокупность государственных мер, которые связаны с выпуском и погашением государственных долговых обязательств, определением ставок процентов и выплатой дохода по государственным  ценным  бумагам, установлением лимита долга, поддержанием курса государственных обязательств, определением условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Угрозу экономике представляет не столько государственный долг как такой, особенно если он не очень отвергается по своим параметрам от обобщенных макроэкономических показателей, сколько рост суммы расходов на его обслуживание.

Стратегической задачей   бюджетно-налоговой политики является  минимизация стоимости обслуживания государственного долга.

Правительства всех уровней при управлении долгом ставят задачу достижения оптимальной структуры долга,  а также хотят соблюдать                 «золотое правило» государственных финансов: увеличение долгосрочных займов при сокращении удельного веса краткосрочных займов.

Обслуживание долга - это комплекс мер по погашению займов, выплаты процентов по ним, уточнению и изменению условий погашения выпущенных займов.

Обслуживанием внутреннего долга занимаются эмиссионные банки стран, которые выступают финансовыми агентами казначейства или Министерства финансов.

 

Варианты финансирования бюджетного дефицита: кредитно - денежная эмиссия (монетаризация); базовое финансирование (внутреннее и внешнее); увеличение налоговых поступлений, доходов от приватизации.

Монетаризация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться эмиссией денежной наличности, а осуществляться в виде расширения кредитов центрального банка предприятиям по льготным ставкам.

Дефицит бюджета, который непосредственно финансируется центральным банком, имеет негативное влияние на платежный баланс, поскольку увеличивается предложение денег. Он порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, разные финансовые активы, который приводит к росту цен и повышению уровня инфляции.

В переходных экономиках монетаризация дефицита государственного бюджета используется в случаях значительного внешнего долга, исчерпанных возможностей внутреннего долгового финансирования и резкого уменьшения официальных валютных резервов центрального банка.

Внутреннее долговое финансирование государственного дефицита предусматривает выпуск правительством облигаций государственного займа и других государственных ценных бумаг, которые обеспечивают увеличение спроса на кредитные ресурсы.

Государственные ценные бумаги будут пользоваться спросом при условии большего дохода с них по сравнению с другими вариантами вкладывания денежных средств. Если доход будет низким, то возможности внутреннего долгового финансирования государственного дефицита значительно уменьшатся, независимо от уровня развития внутреннего рынка капитала. В таком случае владельцы средств будут покупать не облигации, а товары, будут вкладывать средства за границей.

Этот образ финансирования государственного дефицита не отстраняет угрозы роста инфляции, а лишь отодвигает ее.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение субсидий, льготных займов по низким ставкам с продолжительными периодами погашения) является наиболее привлекательной формой. Она эффективна  при условии, если внутренние процентные ставки выше  среднемировых, и есть возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Однако если макроэкономическая политика направлена на относительное сокращение внутреннего долгового дефицита бюджета за счет использования внешних источников, то восстановить равновесие платежного баланса сложно. При этом не устраняется дефицит государственного бюджета, а наоборот, увеличивается внешняя задолженность.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что внешнее финансирование бюджетного дефицита является менее инфляционным, чем монетаризация, поскольку внешние займы содействуют расширению импорта, активизируют предложение товаров на внутреннем рынке.

Итак, привлечение средств иностранных источников для финансирования государственного дефицита может быть эффективным при условиях: организации концессионного финансирования; дефицита капитала на внутреннем рынке при высокой внутренней норме прибыли; незначительных первичных размеров внешнего долга; благоприятных перспектив расширения рынка и нормального торгового баланса.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

  

Цена - важный инструмент регулирования экономики.  

Цены влияют на макроэкономические показатели - реальный ВВП, ВНП,   инфляцию, уровень благосостояния населения.

Это предопределяет необходимость их государственного регулирования с целью обеспечения оптимизации.

Мировая практика хозяйствования удостоверяет, что государственное регулирование цен существует во всех странах.  

В условиях экономического кризиса    государство усиливает свое влияние на ценовую политику, и регулирование цен осуществляется преимущественно административными методами, применением фиксированных цен.

На стадиях выхода из кризиса, экономического стагнации и развития экономики государство проводит политику ценовой либерализации, постепенно ослабляя свое влияние на цены.

 В условиях плановой экономики цена   была негибкой, что приводило к постоянному дефициту или излишку тех или других групп товаров (работ, услуг), потере доходов при выпуске конкурентоспособных видов продукции.

В условиях рынка цена является гибкой, формируется в основном путем взаимодействия спроса и предложения и устанавливается потребителем.  

В Украине действуют три основных вида цен: государственные фиксированные, регулированные и свободные (рыночные).

1. Фиксированные цены устанавливаются на ресурсы производителей, которые занимают монопольное положение на рынке: энергию, топливо, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта.

Эти цены устанавливаются на разных уровнях управления (государственном,   региональному) и не могут увеличиваться свыше установленных предельных значений.

Перечень продукции (работ, услуг), на которую установленные фиксированные цены, очень незначительный и при переходе к рынку в условиях сбалансирования спроса и предложения будет уменьшаться.

2. Регулированные цены устанавливаются на товары и услуги, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень цен, имеют решающее социальное значение.

Регулирование цен осуществляется путем установления  предельных уровней цен, торговых  наценок; предельных нормативов рентабельности к себестоимости продукции.   

 

3. Свободные цены регулируются договором между производителем и оптовым покупателем.

Они занимают все более большую долю в общем количестве цен. В Украине происходит широкая либерализация цен, то есть вывод их из-под государственного контроля.

Государственное регулирование цен и тарифов в Украине осуществляется согласно Закону Украины " О ценах и ценообразовании" (1990) и внесенных в него изменений.

В ценообразовании действует принцип экономического равновесия. Если при данной цене товара нужно больше, чем могут поставить производители, то цена увеличивается. Если существует избыточное предложение, то цены начинают падать.

 В Украине государственное регулирование цен и тарифов осуществляется согласно Законам Украины " О ценах и ценообразовании" (1990), " О защите экономической конкуренции" (2001), постановлений КМ Украины и других нормативно-правовых актов.

 

Одна из самых важных задач экономической политики  - это предотвращение разрушительного влияния цен на экономику. С этой целью устанавливаются фиксированные цены на наиболее необходимые виды товаров и услуг, дотируются производители этой продукции.

На нынешнем этапе хозяйствования особенно актуальными являются мероприятия по повышению жизненного уровня населения, поэтому государственная  поддержка, в первую очередь, низкоокооплачиваемых  и малообеспеченных граждан осуществляется путем введения компенсации потерь в связи с повышением цен и тарифов, индексации доходов граждан, предоставления субсидий.

Государство обеспечивает доступ к товарам и услугам первой необходимости всем слоям населением независимо от уровня доходов. С этой целью проводится политика высоких и низких цен.

Высокие цены устанавливаются под влиянием повышенных косвенных налогов, и, в первую очередь, акцизного сбора на товары "роскоши" - ювелирные изделия, одежда с натурального меха и т.п.; на товары "порока" - алкогольная, табачная продукция и т.п.

Низкие цены формируются под влиянием льгот или освобождение от налогообложения, ограничение прибыльности, торговых наценок, предельных цен на товары первой необходимости - социальные виды хлеба, молочная продукция, лекарство и т.п.

Государственное регулирование цен и тарифов обеспечивает защиту внутреннего рынка и производителя от влияния внешней конкуренции.

Разные расходы на производство продукции, особенности и отличия в налогообложении приводят к тому, что цены в каждой стране на один и тот же товар - разные.    Поэтому, если внутренние цены являются более высокими чем мировые, то выгодным является ввоз  товаров иностранного производства.

Если же внутренние цены являются низшими, чем мировые, то выгодным является вывоз  товаров отечественного производства.

Засилие внутреннего рынка товарами иностранного производства приводит к спаду производства, росту безработицы, социального напряжения в обществе.

С целью предотвращения такого явления государство должно осуществлять таможенное регулирование:   

Государство проводит  таможенное регулирование:   

а) При потребности увеличения импорта ( при условии дефицита определенных видов товаров и невозможности их оперативного производства) государство уменьшает или отменяет ввозную пошлину.

б) Если возникает необходимость сдержать экспорт отечественной продукции, государство прибегает к нетарифным методам и ограничивает вывоз с помощью квотирования, лицензирование, а также вводит экспортную пошлину.

Государственное регулирование цен также направлено на создание благоприятной среды для конкуренции и сдерживания монополизма, а также защиты от недобросовестной конкуренции.

Производители монополисты, как правило, занимают господствующее положение на рынке, диктуют свои правила и условия, формируют свою ценовую политику и тем самым создают невозможные условия для мелких производителей и потребителей. Государство путем установления фиксированных или предельных уровней цен, декларирование изменения цен, контроля по объему выпуска сдерживает монополизм и содействует конкуренции.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в следующих формах:

   Использование конкретных средств ценового регулирования зависит от состояния экономики страны, конкурентоспособности продукции, развития международного сотрудничества.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. Государственное регулирования развития промышленного производства

2.   Показатели промышленного производства

3.   Определение потребности народного хозяйства в промышленной продукции

4.   Государственное регулирование качества и конкурентоспособности продукции

1. Государственное регулирование развития промышленного производства

Промышленное производство — одно из главнейших звеньев национальной экономики, которое обеспечивает жизненные интересы страны, ее экономическую безопасность, социальный и культурный уровень жизни народа.

В промышленном производстве Украины создается около 50 % ВВП. В областях промышленности занято около 30 % нанимаемых работников. На них приходится свыше 37 % основных производственных фондов.

Промышленность является активным агентом внешней торговли Украины. Доля валового выпуска промышленной продукции в экспортно-импортном обороте страны равняется почти 80 % , благодаря чему страна получает около 2/3 валютных поступлений. Стратегическое развитие Украины в значительной мере зависит от места ее промышленного комплекса в системе международного разделения труда.

Структура промышленности Украины сформировалась под влиянием естественных и экономико-организационных предпосылок развития производительных сил.  

Промышленность включает около 20 отраслей (подотраслей):

— электроэнергетика;

—  нефтедобывающая;

—  газовая;

—  угольная;

- добывающая

- торфяная;

- черная металлургия;

- химическая и нефтехимическая;

- цветная металлургия;

- машиностроительная и металлообрабатывающая;

лесная, деревообрабатывающая

-целюлозно-бумажная;

- промышленность строительных материалов;

- стеклянная и фарфоро-фаянсовая;

- легкая;

— пищевая;                                  •

— мукомельно-крупяная;

—  комбикормовая;

— микробиологическая;

— полиграфическая и т.п.

При характеристике промышленности выделяют наукоемкие, высокотехнологические отрасли, которые определяют научно-техническое развитие страны; материало-, енерго и трудоемкие отрасли.

Объектами государственного регулирования промышленного производства являются межотраслевые народнохозяйственные комплексы.

 Каждый из которых содержит ряд отраслей технологически, экономически и организационно связанных между собой.

Межотраслевой народнохозяйственный комплекс — это единая хозяйственная система, которая включает в себя группу взаимосвязанных отраслей и обеспечивает нужды народного хозяйства в определенных видах конечной продукции (услуг).

В состав   комплексов промышленного производства принадлежат: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, комплекс строительных материалов.

Часть областей промышленности являются составными АПК, транспортного и инвестиционного комплексов и комплекса социального развития.

Субъектами государственного регулирования промышленного производства выступают: Министерство промышленной политики, Министерство топлива и энергетики, ряд государственных комитетов Украины — по энергосбережению, стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственное регулирование промышленного производства осуществляют Министерство экономики Украины, в составе которого функционируют департаменты: развития базовых областей промышленности и производственной инфракструктуры; реализации социальной политики; развития АПК.

 

За последний период существенного улучшения состояния промышленного производства не состоялось. Среди факторов, которые сдерживают процессы стабилизации производства, самым важным является неудовлетворительное состояние промышленных предприятий, которое приводит к потере оборотных фондов, повышает задолженность предприятий, суживает внутренний рынок промышленной продукции, служит причиной спада инвестиционной активности. Развитие промышленности Украины происходит хаотически, без соблюдения государственных приоритетов, отсутствия продуманной государственной промышленной политики.

Статистические данные свидетельствуют о том, что структурные деформации стали еще более острыми. Вместо уменьшения, как того требует структурная перестройка, продолжает усиливаться топливно-энергетическая та материально-сырьевая ориентация промышленного производства, хотя здесь существенное влияние имели ценовые факторы.

В начале 90-х лет из-за несоответствия цен доля базовых областей составляла около 26 % , что практически равнялось аналогичной доле в отраслевой структуре развитых стран. Перерасчет объемов выпуска базовыми областями по мировым ценам показал, что она в 1990 г. составила 44- 45 % , что свидетельствует о наличии в Украине неэффективной отраслевой структуры.

Доля металлургического комплекса в 2005 г. составляла около 27 % от общего объема промышленного производства, которое в 5— 6 раз больше, чем в развитых странах. В то же время области машиностроения и металлообработки, которые характеризуют наиболее прогрессивную технологическую структуру  производства, имеют стойкую тенденцию к уменьшению — с 30,7 % в 1990 г. до 12,7 % в 2005 г.

В наиболее плохом состоянии оказался сектор производства товаров народного потребления — легкой и пищевой промышленности — спад производства составил около 2-х раз.

Падение объемов промышленного производства состоялось из-за потери рынков и недостаточного внимания властных структур к отечественному производителю,  из-за потери государством административных и экономических рычагов влияния.

Из-за общего упадка производства и недостатка инвестиционных ресурсов приобрело катастрофический размер физическое срабатывание и моральное старение промышленно-производственных фондов.

Особенно больших размеров приобрело старение фондов в химической и нефтехимической промышленности (70,5%), черной металлургии (67,2%), пищевой промышленности (59%).

Государственное регулирование промышленного производства проявляется в государственной промышленной политике.

Государственная промышленная политика — это целостная система мер, инвестиционно - структурных преобразований, которые осуществляются с помощью определенных механизмов, направленных на решение стратегических и тактических задач развития страны, — рост промышленного производства и отдельных областей, повышение конкурентоспособности отечественных промышленных товаров.

Государственная промышленная политика — это  система мер инвестиционно - структурных преобразований, которые осуществляются с помощью определенных механизмов, направленных на решение стратегических и тактических задач развития страны.

Реализация промышленной политики может достигаться путем:

—   стимулирование предприятий к возрождению промышленного производства из-за оптимизации форм собственности, содействия появлению эффективного собственника;

—   предоставления государственной поддержки приоритетным направлениям промышленного развития — потенциально прибыльным отраслям ( наукоемкие и высокотехнологические  производства);

—   внедрение новых технологий, стимулирование  к инновациям;

—   стимулирование к уменьшению расходов, прежде всего енерго- и материалоемкости;

—   повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта отечественной промышленной продукции

Осуществление этих стратегических задач требует комплексного реформирования экономики на макро- и на микроструктурному уровнях.

Мировой опыт свидетельствует, что в зависимости от ситуации в промышленности и экономике в целом промышленная политика может осуществляться по таким вариантам:

1.  Ориентация на экспорт путем поддержки областей промышленного производства, сориентированных на мировые рынки.

2. Ориентация на импортозамещение путем поддержки производств, которые способны вытеснить иностранных конкурентов и их продукцию.

3. Ориентация на  содействие  отраслям, которые производят продукцию,  пользующуюся спросом.

В зависимости от назначения предприятий, отраслей и форм собственности государственное регулирование промышленного производства осуществляются в виде прямого государственного управления объектами и регулирование предпринимательской деятельности в сфере производства промышленной продукции.

Прямое управление промышленным производством предусматривает:

1) управление объектами, которые находятся в сфере государственного предпринимательства (собственности),

2) управление монопольными производствами;

3)  индикативное планирование,

4) контроль и распределение государством промышленной продукции, которая производится на предприятиях государственного подчинения.

 

В процессе формирования индикативного плана государственные органы управления определяют направления экономического развития топливно-энергетического, машиностроительного, химико лесного комплексов и других областей промышленности; осуществляют прогноз необходимых объемов промышленной продукции; формируют государственный заказ (контракт). Ориентированные объемы производства, в том числе государственные заказы, направляют как ориентиры для предприятий всех форм собственности для дальнейшего учета при составлении производственных планов предприятий.

Индикативный план экономического и социального развития содержит сведения об объемах производства промышленной продукции, производство товаров народного потребления и самых важных видов продукции, которая контролируется государством.

Индикативный план предусматривает производство и поставку продукции согласно государственным нуждам, которые обеспечиваются государственным контрактом и государственным заказом.

Система государственных заказов (контрактов) удовлетворяет нужды государства в производстве продукции производственно-технического назначения, товарах народного потребления, а также обеспечивает государственную поддержку самых важных областей народного хозяйства и выполнения межгосударственных соглашений.

К средствам государственного регулирования предпринимательской деятельности в промышленном производстве принадлежат:

1) лицензирование некоторых видов промышленных работ;

2) комплекс антимонопольных мер;

3) привлечение промышленных предприятий к выполнению государственных и региональных целевых комплексных программ;

4) регулирование цен на некоторые виды промышленной продукции;

5)  применение системы налоговых льгот;

6) использование политики ускореной амортизации;

7) государственные стандарты качества промышленной продукции и экспертиза качества товаров, их соответствие международным стандартам;

8)  контроль за обеспечением экологичности промышленного производства.

Важным направлением государственного регулирования предпринимательства в промышленности является разработка и реализация программ государственной поддержки предпринимательства, особенно малого и среднего. Программа государственной поддержки предпринимательства в Украине предусматривает внедрение льготного налогообложения предприятий малого бизнеса, льготного кредитования промышленных предприятий приоритетных направлений и т.п.

2. Показатели промышленного производства

В процессе формирования социально-экономических прогнозов, индикативных планов развития экономики используется система показателей, с помощью которых осуществляется оценка промышленного производства.

При прогнозировании потребности народного хозяйства и население в продукции промышленного производства и товарах народного потребления, установлении размера государственного заказа, формировании производственной программы на предприятиях используются натуральные показатели объемов производства. При использовании натуральных показателей оценки объемов промышленного производства учитывается количество и качество продукции, а измерения осуществляется в физических единицах, которые отображают потребительские свойства товаров.

Перечень продукции, которая планируется и учитывается в натуральном выражении, называется номенклатурой.

В процессе прогнозирования и планирования выделяют:

номенклатуру самых важных видов продукции, которая является основой  для выпуска других видов продукции (продукция базовых областей промышленности). Эта группа включает: электроэнергию (млрд квт-год); нефть с газовым конденсатом (тыс. т); газ (млрд м 3); уголь (млн т); сталь (млн т); готовый прокат (млн т); минеральные удобрения (тыс. т); химическое волокно и нити (тыс. т); цемент (млн т) и т.п.;

—   номенклатуру промышленной продукции, которая содействует развитию научно-технического прогресса: станки металлорежущие, станки с программно-числовым управлением, компьютеры и т.п.;

—   номенклатуру промышленной продукции, которая входит в состав государственного заказа и государственного контракта: школьные учебники, ученические тетради, лечебные средства и т.п.;

—   номенклатуру продукции, которая характеризует уровень жизни и благосостояние населения: телевизоры (тыс. шт.); бытовые холодильники (тыс. шт.);  стиральные машины (млн шт.); легковые автомобили (тыс. шт.); мясо (тыс. т); колбасные изделия (тыс. т); животное масло (тыс. т); хлеб и хлебобулочные изделия (тыс. т) и т.п.;

—   номенклатуру продукции, производство и распределение которой контролируется государством.

По уровням  управления различают народнохозяйственную, отраслевую номенклатуру и номенклатуру продукции предприятия.

Для оптимального удовлетворения потребностей потребителя выпуск продукции планируют не только в номенклатуре, но и в ассортиментах. Ассортименты конкретизирует номенклатуру продукции по всем параметрам ее назначения.

Общий объем выпуска промышленной продукции в общем, по отраслям, подотраслям и отдельным  предприятиям  определяется стоимостными показателями. К ним принадлежат показатели валовой добавленной стоимости промышленности (ВДВ), объем реализованной продукции в промышленности (РП)

Общий объем выпуска промышленной    определяется стоимостными показателями. К ним принадлежат показатели валовой добавленной стоимости промышленности (ВДВ), объем реализованной продукции в промышленности (РП)

1. Валовая добавленная стоимость промышленности (ВДВ) — это объем всей выпущенной промышленностью, областью и предприятием продукции, с учетом стоимости внутреннего обращения (продукции на собственные промышленно-производственные нужды). Величину валовой добавленной стоимости определяют в основных ценах как разницу между выпуском и промежуточным потреблением. Этот показатель используется для исчисления показателя валового национального продукта и его динамики.

На основе данных о валовой добавленной стоимости определяют структуру промышленного производства, финансовые показатели.

Реализованная продукция промышленности (РП) — это промышленная продукция, которая поступила в народнохозяйственное обращение, т.е. которая отгружена заказчиками и оплачена ими. Величину реализованной продукции определяют на основе показателя валовой добавленной стоимости и остатков нереализованной продукции на начало и конець расчетного периода (ОНРП):

РП = ВДВ±ОНРП

3.  Определение потребности народного хозяйства в промышленной продукции

 В структуре нужд народного хозяйства в промышленной продукции   выделяют:

1) потребности рынка сырья;

2) потребности в продукции, обрабатывающих и перерабатывающих областей;

2)нужды населения в производстве товаров народного потребления;

3) государственные нужды, включая экспорт.

Обязательным элементом макроэкономического регулирования является прогнозирование развития рынка сырья и обеспечение ею народного хозяйства.

 Потребность в различных ресурсах определяют следующим образом:

Потребность народного хозяйства в сырьевых ресурсах включает суммарные затраты на производственно-эксплуатационные нужды, капитальное строительство, экспорт и т.п.

1) Прогнозирование потребности в сырьевых ресурсах осуществляется на основе удельных расходов самых важных видов сырья, топлива, энергии на производство единицы продукции. 

Удельные расходы являются обобщенными нормами расходов и разрабатываются по основным видам продукции в отраслевом разрезе.

Потребность в ресурсах определяют по формуле:

Прев=±( Нр*Вп),

где Нр - норма расходов каждого вида ресурса;

ВП - объем производства продукции, на которую тратится определенный ресурс;

   п - количество разновидностей изделий, на которые тратится определенный ресурс.

Определение удельных расходов осуществляется путем анализа динамики удельных расходов в базовых периодах, оценки влияния факторов на норму расходования ресурса.

При этом учитывается внедрение новых прогрессивных технологий, расширение использования новых видов сырья, изменения в структуре производства, сокращение отходов, уменьшение расходов ресурсов и т.п.

2) Прогнозирование потребности в продукции, обрабатывающих и перерабатывающих областей осуществляется с помощью нормативного метода. Сначала разрабатывается номенклатура продукции по каждой отрасли. Потом устанавливаются обобщенные групповые нормативы расходов одного вида продукции на производство другого.

Размер этих нормативов определяется по отчетным данным и корректируется с учетом факторов, которые могут повлиять на них величину в прогнозируемом периоде.

3) Прогноз потребности в товарах народного потребления формируется на основе использования норм потребления; изучение тенденций изменения структуры потребления;   исследований эластичности спроса и зависимости потребления от изменения доходов и цен и т.п.

В пищевой и легкой промышленности для прогнозирования используются рациональные физиологические нормы потребления.

4) Государственные нужды на промышленную продукцию включают, прежде всего, нужды на оборону, содержание государственного аппарата, здравоохранение, образование и т.п.

Государственная потребность в промышленной продукции обеспечивается   государственным контрактом и государственным заказом.

Потребность государства в продукции производственно-технического назначения, товарах народного потребления определяют путем: установления перечня видов промышленной продукции, необходимой для отраслей и потребителей, которые финансируются из государственного бюджета,

для формирования государственных ресурсов и запасов; экспортно-импортных операций по правительственным  соглашениям ; а также перечня видов промышленной продукции, производство которой требует стимулирования со стороны государства.

По этими перечням  определяются необходимые объемы производства промышленной продукции и выясняются возможности обеспечения  

её производства.

Потребность государства определяют отдельно для средств производства (орудий работы и предметов работы) и товаров народного потребления.

Общая потребность государства сопоставляется с ресурсами (возможнос-тями) с помощью материальных балансов сырья, топлива, электроэнергии и т.п. и обосновывается относительно возможностей государственного бюджета осуществить их финансовое обеспечение.

4. Государственное регулирование качества

и конкурентоспособности продукции

Качество промышленной продукции характеризуется системой показателей, которые отображают ее самые важные свойства и параметры. К таким показателям принадлежат: назначение, надежность, енергоёмкость, долговечность, точность, эстетичность, безопасность и т.п. На  их основе можно определить комплексный показатель качества:

 

где аі  - параметрический индекс качества за іу показателю;

 ві - весомость і-го показателя для потребителя;

т - количество показателей-параметров, которые анализируются.

Если КЯКі —> до 1, то новый вид продукции имеет высший технический уровень сравнительно с аналогом.

При условиях сокращения внутреннего спроса на промышленную продукцию весомым фактором оздоровления промышленного производства и экономики в целом может стать развитие ее экспортного потенциала.

Ныне рост экспорта промышленной продукции происходит в основном за счет сырьевых областей. Однако, импортируя значительные объемы энергоносителей, Украина значительную их часть использует для производства первичного сырья и полуфабрикатов, реализуя их без выгоды для отечественной экономики.

Низкая конкурентоспособность отечественной промышленности мешает расширению экспортного потенциала. Поэтому основной задачей промышленной политики в сфере внешней торговли должна стать разработка мер и создания условий повышения конкурентоспособности промышленной продукции.

Основной задачей государственной промышленной политики на среднесрочный период является обоснованный выбор определенного количества предприятий, которые при условиях незначительных финансовых вложений смогут стать точками стабилизации промышленного развития, а со временем трансформироваться в центры роста индустриальной составляющей национального производства.

При этом ориентиром должны быть области высоких технологий, развитие которых даст возможность постепенно интегрироваться в мировую экономическую среду, сохраняя и приумножая инновационный и технологический потенциал промышленного развития.

Перспективным вариантом успешной реализации государственной конкурентной стратегии является применения кластерной модели развития промышленности.

 Кластерная модель развития промышленного комплекса - это модель сотрудничества предприятий одной области в регионе или по технологической производственной цепи, которая дает возможность  объединенным предприятиям легче приспосабливаться к изменениям внешней среды, специализироваться на производстве конкурентоспособных товаров, с меньшими расходами внедрять инновации и эффективно использовать вовлеченные инвестиции.

Государственное регулирование качества продукции обеспечивается  системой стандартизации и сертификации.

 Государственная система стандартизации направлена на обеспечение качества продукции согласно развитию науки и техники, нужд населения и народного хозяйства.

Политику стандартизации разрабатывает Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственные стандарты разрабатываются на изделия общемашиностроительного применения, продукцию межотраслевого назначения, продукцию для населения и народного хозяйства. На промышленную продукцию при отсутствии государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты, а на продукцию, которая используется лишь на конкретном предприятии, - стандарты предприятия.

Сертификация продукции в Украине делится на обязательную и добровольную. Обязательной сертификации подлежат: бытовое оборудование, светотехническая продукция, радиоэлектронная бытовая аппаратура, видео-  телевизионная техника, строительно-монтажный электрифицированный инструмент, технологическое оборудование для пищевой, мясо-молочной промышленности, игрушки, моечные средства, медицинская техника.

Обязательная сертификация включает проверку и испытание продукции для определения ее характеристик и дальнейший технический надзор за сертифицированной продукцией. Орган   сертификации выдает определенным заказчикам сертификаты на право маркировать свою продукцию специальным знаком соответствия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12229. Измерение ЭДС элемента Якоби-Даниэля. Определение потенциала отдельных электродов 29 KB
  Измерение ЭДС элемента ЯкобиДаниэля. Определение потенциала отдельных электродов Цель работы: приготовление гальванического элемента и измерение его ЭДС. Вычисление ЭДС элемента при заданных концентрациях солей. Сравнение полученных результатов с вычисленными знач
12230. Определение порядка реакции окисления иодид-ионов ионами трехвалентного железа 194 KB
  Определение порядка реакции окисления иодидионов ионами трехвалентного железа Цель работы: определение частных кинетических порядков и общего кинетического действительного порядка реакции Fe3I Fe2I 1 в водном растворе и сравнение их со стехиометрическими поря
12231. ИЗУЧЕНИЕ КИНЕТИКИ РЕАКЦИИ ОМЫЛЕНИЯ СЛОЖНОГО ЭФИРА 74 KB
  Изучение кинетики реакции омыления сложного эфира Цель: Определить средние значения K реакции омыления этилацетата в щелочной среде при двух температурах; вычислить энергию активации данной реакции. Ход работы: Измерение постоянной сосуда. Определялась
12232. Омыление сложного эфира в щелочной среде при двух температурах 242 KB
  Изучение кинетики реакции омыления сложного эфира Цель работы: определение средних значений констант скорости реакции омыления сложного эфира в щелочной среде при двух температурах вычисление энергии активации и предэкспоненциального множителя. Принцип метода: ко
12233. Определение средних значений констант скорости реакции омыления сложного эфира 22.27 KB
  Лабораторная работа № 1 Цель работы: определение средних значений констант скорости реакции омыления сложного эфира этилацетата в щелочной среде. Опыты показывают что реакция протекает как реакция второго порядка.
12234. Определение константы диссоциации слабого электролита 337 KB
  Определение константы диссоциации слабого электролита Цель работы: установить зависимость удельной и эквивалентной электропроводности слабого электролита от концентрации. Рассчитать значения степени и константы диссоциации слабого электролита. Принцип метода: ко
12235. Реакция гидролиза сахарозы с образованием глюкозы и фруктозы 25.7 KB
  Лабораторная работа №3 Определение константы скорости инверсии тростникового сахара сахарозы. Цель работы: определить порядок реакции по сахару и катализатору определить средние константы скорости реакции . Изучаемым процессом является реакция гидролиза...
12236. Определить растворимости и произведения растворимости труднорастворимых солей 33.51 KB
  Цель работы: определить растворимости и произведения растворимости труднорастворимых солей. Рабочая формула где: S растворимость. предельные эквивалентные электропроводности ионов удельная электропроводность раствора Таблица 1 Дан...
12237. Определение константы скорости инверсии тростникового сахара 144 KB
  Определение константы скорости инверсии тростникового сахара Цель работы: ознакомиться оптическим методом изучения кинетики реакции; определить порядок реакции по сахару и катализатору; определить среднюю константу скорости рассчитать ошибки в измерениях. Принци