86819

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОДАВЦОВ

Книга

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Цель дисциплины: заключается в уяснении смысла правовых норм, регулирующих отношения по правам потребителей и продавцов; государственных структур, обеспечивающих их защиту и выработки навыков применения соответствующих норм права для решения профессиональных ситуаций.

Русский

2015-04-11

110.86 KB

2 чел.

НОУ ВПО ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Кафедра товароведения, коммерции и маркетинга

А.И. Зарубина 

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОДАВЦОВ

Методические указания по изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

по направлению подготовки

38.03.02.(080200) «Менеджмент»

Профиль подготовки «Маркетинг»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Вологда – 2013

Размер 20

НОУ ВПО ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

УДК  321.01

ББК  66.033.1

З 75

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим советом

НОУ ВПО Вологодский институт

бизнеса

Составитель: Зарубина А.И., к.п.н., профессор кафедры товароведения,  коммерции и маркетинга НОУ ВПО ВИБ

Рецензент: Петрище Ф.А., профессор кафедры товароведения,  коммерции и маркетинга НОУ ВПО ВИБ

З 91

Защита прав потребителей и продавцов: методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 38.03.02.(080200) «Менеджмент» профиль подготовки «Маркетинг» / сост. А.И.Зарубина. – Вологда: НОУ ВПО ВИБ, 2013. – 32 с.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с целью оказания помощи в организации самостоятельной работы студентов при подготовке контрольной работы по дисциплине.

Рассмотрено на заседании кафедры товароведения,  коммерции и маркетинга

Протокол №___ от «___» __________2013 г.

 Заведующий кафедрой

  к.э.н, профессор                    _______________ И.Э.Сорокина

Утверждено на УМС:

"___"______________ 2013 г., протокол  ___.

Руководитель

учебно-методического отдела   О.Г. Попова

 

© Зарубина А.И.,  2013 г.

© ВИБ, 2013 г. 


СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения 4

Методические указания по изучению дисциплины 8

Методические указания по выполнению контрольной работы 10

Требования к оформлению контрольной работы 24

Список контрольных вопросов и практических заданий

для экзамена (дифференциального зачета, зачет) 24

Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины 29

Приложение 1. Образец оформления титульного листа

контрольной работы 33

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель дисциплины: заключается в уяснении смысла правовых норм, регулирующих отношения по правам потребителей и продавцов; государственных структур, обеспечивающих их защиту и выработки навыков применения соответствующих норм права для решения профессиональных ситуаций.

Задачи дисциплины:

  1.  дать представление о сущности, характере и специфике потребительского права и права на защиту юридических и физических лиц, осуществляющих торгово-закупочную деятельность, особенностях дальнейшего развития  правового обеспечения в сфере защиты прав потребителей и продавцов.
  2.  изучить нормативные акты, отражающие основные положения прав потребителей и продавцов.
  3.  уметь использовать полученные знания для решения спорных ситуаций, связанных с защитой прав потребителей и продавцов.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:

Код компе-тенции

Содержание компетенции

(или ее части)

Структурные элементы компетенции

Формы

контроля

ОК- 2

знанием и пониманием  законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этим знанием в профессиональной деятельности

Знать:

- основные правовые категории потребительского права (товар, работы, услуги)

тесты

Уметь: 

- определять и регулировать конфликтные ситуации в правовом аспекте;

- формулировать  и обосновывать выводы по основным проблемам потребительского права

тесты, ситуационные задания

Владеть: 

- умением практически применять знания о правовом обеспечении прав потребителей и продавцов в профессиональной деятельности.

реферат, ситуационные задания

ОК-9

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

Знать:

- действующее законодательство о защите прав потребителей и ориентироваться в нем

- права потребителей и продавцов и их содержание

- виды гражданско-правовых договоров, опосредующих отношения в сфере защиты прав потребителей и продавцов.

тесты

Уметь: 

-соблюдать сроки, установленные законодательством о защите прав потребителей и продавцов, и их практическую значимость

- составлять документы, необходимые для обращения в компетентные органы для защиты нарушенных прав потребителей и продавцов.

тесты

Владеть: 

- навыками оформления документации для обеспечение прав потребителей и продавцов.

реферат, ситуационные задания

Темы дисциплины и виды занятий

Согласно ФГОС удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.

Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Распределение часов

по разделам и темам

ЗИФ

Коды компе-тенций

Л

ПЗ

(С, ЛР)

СРС

Все-го

1

Закон РФ «О защите прав потребителей» его значение и  положения

1

1

6

8

2

ОК-9

ОК-2

2

Права потребителей на безопасность, качество товара (работы, услуги), информацию при покупке товаров и выполнении работ

1

1

6

8

2

ОК-9

ОК-2

3

Правила продажи товаров. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

1

2

6

8

2

ОК-9

ОК-2

4

Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Государственная и общественная защита прав потребителей

1

2

6

8

2

ОК-9

ОК-2

5

Сущность, основные понятия и принципы защиты прав продавцов

1

1

6

8

2

ОК-9

ОК-2

6

Государственный (муниципальный) контроль (надзор), его полномочия и взаимодействие

1

1

6

8

2

ОК-9

ОК-2

7

Организация и проведение проверок

1

2

6

10

2

ОК-9

ОК-2

8

Права продавцов при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора), защита их прав

1

2

6

10

2

ОК-9

ОК-2

Всего по дисциплине

8

12

48

68

16

Зачет

4

Итого

72

Содержание разделов и тем дисциплины

Тема 1. Закон РФ «О защите прав потребителей», его значение и положения

Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. Международные договоры Российской Федерации. Право потребителей на просвещение в области защиты прав.

Тема 2. Права потребителей на безопасность, качество товара (работы, услуги), информацию при покупке товаров

и выполнении работ

Качество товара (работы, услуги). Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу). Обязанности изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Информация об изготовителе (исполнителе, продавце). Информация о товарах (работах, услугах). Режим работы продавца (исполнителя). Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги). Компенсация морального вреда. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. Судебная защита прав потребителей. 

Тема 3. Правила продажи товаров. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

         Последствия продажи товара ненадлежащего качества. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). Замена товара ненадлежащего качества. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Правила продажи отдельных видов товаров. Дистанционный способ продажи товара.

Тема 4. Защита прав потребителей при выполнении работ

(оказании услуг). Государственная и общественная защита прав потребителей

         Сроки выполнения работ (оказания услуг). Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг). Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг). Смета на выполнение работы (оказание услуги). Выполнение работы из материала исполнителя. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги). Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей. Регулирование оказания отдельных видов услуг.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам). Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

Тема 5. Сущность, основные понятия и принципы защиты прав продавцов

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», его значение, сущность. Порядок регулирования отношений в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Основные понятия, используемые в законе и принципы защиты прав продавцов при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Тема 6. Государственный (муниципальный) контроль (надзор), его полномочия и взаимодействие

Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор).Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор).Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок.

Тема 7. Организация и проведение проверок

Виды проверок: их характеристика. Организация и проведение плановой проверки. Организация и проведение внеплановой проверки. Организация и проведение выездной проверки. Организация и проведение документарной проверки. Порядок оформления результатов проверки.

Тема 8. Права продавцов при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора), защита их прав

Права продавцов при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора) при проведении проверки. Права продавцов на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Создание в России действенной системы защиты прав потребителей и продавцов является одной из основных задач государственной политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей и продавцов.

    Опыт рыночного развития российской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей и продавцов. Права потребителей и продавцов защищаются органами государства, на которые возложены обязанности контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и продавцов и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства.  

Защита прав потребителей товаров и услуг (работ) регламентируется Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем - гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли - продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) - с другой стороны.

Одним из признаков отнесения гражданина под понятие «потребитель» является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Термин «прибыль» надо понимать в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.

Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).

Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.).

Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях).

Под «потребителем» понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил телевизор или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим телевизором или является зрителем в театре.

Законодательством в отдельных случаях предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем.

Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно только он в данном случае является потребителем. При покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют установленные законодательством ограничения - продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, лицензии на его приобретение, при этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли - продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора.

Изготовителями, продавцами, исполнителями являются организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности и от организационно - правовой формы, а также индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством Российской Федерации порядке свои представительства на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность как изготовители, продавцы, исполнители на территории Российской Федерации, должны соблюдать правила гражданского законодательства Российской Федерации, в т.ч. и законодательства о защите прав потребителей.

Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальным предпринимателем является гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Именно такой гражданин может являться изготовителем, исполнителем, продавцом.

В соответствии со статьями 129, 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом «О защите прав потребителей» (см. преамбулу) под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли - продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли - продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.

В соответствии со статьями 702, 730 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом «О защите прав потребителей» (см. преамбулу) под работами понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя, имеющая материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд.

С учетом положений статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона «О защите прав потребителей» (см. преамбулу) под услугами понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные и т.п.).

Защита прав продавцов регламентируется Законом Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: государственный контроль (надзор), федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор), муниципальный контроль мероприятие по контролю, проверка, эксперты, экспертные организации, уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности и др.

К числу причин введения учебной дисциплины «Защита прав потребителей и продавцов» необходимо отнести требования, которым должны соответствовать специалисты малого и среднего бизнеса в современных условиях. Одним из условий успешной деятельности специалиста в сфере товарного обращения является их адаптация к постоянно меняющимся нормативно-правовым условиям, складывающимся на предприятиях под воздействием современной рыночной среды. Специалисты малого и среднего бизнеса в своей деятельности должны руководствоваться теорией и практикой закупки и продажи товаров, организации продвижения их от товаропроизводителей до потребителей в условиях правового поля.

Основными формами организации учебного процесса являются лекции по темам курса, семинары (практические занятия), решение деловых ситуаций, консультации по изучению проблемных вопросов курса. Итоговым контролем является зачет.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса представляется в форме  подготовки рефератов, контрольных работ, научных докладов на студенческую научную конференцию, текущего контроля изучаемого материала с использованием тестов.  

В процессе углубленного чтения литературы можно составлять краткие конспекты, тезисы своих выступлений, делать необходимые выписки, чтобы  затем на семинаре активно участвовать в обсуждении всех вопросов. Конспекты лучше вести в той же тетради, в которой конспектируются лекции по данной дисциплине.

Контроль за самостоятельной работой студента осуществляют путем тестирования по тестовым заданиям, разработанным по темам  дисциплины «Защита прав потребителей и продавцов». Тестирование целесообразно проводить после изучения темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

        Контрольная работа по дисциплине  «Защита прав потребителей и продавцов» является основным этапом  при изучении  данной дисциплины для студентов заочной формы обучения по направлению 38.03.02.(080200) «Менеджмент».

Выполнение контрольной работы студентом способствует более глубокому усвоению им теоретического материала.    

Важной целью контрольной работы является выработка у студентов навыков и  умений  систематизации  теоретического материала, отобранного при изучении литературных источников и нормативно-технической документации.   

Контрольная работа студентом должна быть выполнена в срок.

Вопросы и задания контрольной работы определяются по таблице в зависимости от двух последних цифр номера студенческого билета.

В таблице 1 по горизонтали «Б» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра номера студенческого билета. По вертикали «А» также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – предпоследняя цифра номера студенческого билета. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с вариантами заданий контрольной работы студента.

При оформлении контрольной работы на титульном листе (приложение 1) указываются следующие реквизиты: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, номер контрольной работы, вариант контрольной работы, адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.

Страницы в контрольной работе необходимо пронумеровать; оставить поля для замечаний рецензента; в конце работы указать список литературы (примером может служить оформление списка литературы в рабочей программе и методических указаниях). Студенту следует указать так же дату выполнения контрольной работы и поставить личную подпись.

Работа выполняется на формате А4 стандартным 14 шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки можно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, нижнее и верхнее – 2,5 см.

Работа оформленная вручную, должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должен превышать 20 страниц.

Перед каждым ответом на вопрос следует писать номер вопроса и его полную формулировку.

Ответы на вопросы заданий должны быть четкие, увязанные с практической деятельностью предприятий различных форм собственности.

Для выполнения практических заданий (тестов) студенту необходимо изучить соответствующие нормативные документы, на основе изученных документов решить задачу (ситуацию), обосновав решение.

В период выполнения контрольной работы студентам предоставляется возможность получить необходимые консультации по вопросам и заданиям контрольной работы, ее оформлению. Такая работа организуется деканатом в межсессионный период как в институте, так и через его портал.  

Выполненная контрольная работа высылается в деканат заочного отделения в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса (график на сессии выдается каждому студенту).

Если контрольная работа не зачтена, то она возвращается студенту-заочнику для доработки с соответствующими замечаниями преподавателя-рецензента.

Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.

Таблица 1

Варианты контрольной работы

Б

А

Последняя цифра номера личного дела

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Предпоследняя цифра номера личного дела

0

1

31

43

47

59

2

19

32

47

60

5

20

33

48

61

7

21

38

48

62

6

22

39

49

63

4

23

37

50

64

10

24

36

47

65

9

25

35

47

66

8

20

34

49

67

3

19

33

50

68

1

11

26

35

50

69

12

27

38

51

70

13

28

39

52

71

15

29

40

53

75

14

31

41

54

73

16

30

42

55

72

18

19

43

56

74

17

20

38

57

75

19

21

44

58

76

10

22

45

47

77

2

3

23

36

48

78

7

24

37

49

79

9

25

38

50

80

6

26

39

51

81

10

26

40

50

82

2

27

46

53

85

8

23

47

52

86

5

27

47

54

83

1

20

48

55

84

4

28

33

49

87

3

18

29

42

56

86

11

31

44

57

76

15

30

40

58

88

9

31

39

48

90

16

32

22

48

89

12

30

37

50

59

17

19

36

47

60

10

31

33

47

61

14

19

32

49

62

13

20

45

50

63

4

9

21

36

49

64

8

27

35

50

65

6

23

31

48

66

1

26

40

56

67

3

25

39

54

68

5

20

30

58

72

10

21

37

53

69

2

24

33

51

70

7

28

32

55

71

4

29

34

57

73

5

10

27

31

51

74

15

21

35

53

75

11

26

39

50

76

12

28

34

58

77

18

23

38

47

78

16

29

37

48

79

13

22

36

49

80

14

25

32

50

81

17

30

40

51

82

9

20

24

52

87

6

9

23

40

50

83

5

25

32

47

84

2

30

38

53

85

6

21

37

54

86

3

20

29

55

64

4

27

31

56

88

7

24

35

57

89

1

28

36

58

90

10

26

33

50

59

8

22

39

58

75

7

11

19

23

51

69

14

20

26

51

71

9

21

24

57

84

13

22

22

56

90

12

23

30

58

68

18

24

27

52

70

16

25

21

53

82

15

26

28

55

83

10

27

25

49

77

17

28

29

47

79

8

9

29

22

48

81

6

30

30

49

72

2

31

23

50

65

1

26

35

51

64

3

28

31

49

59

8

27

40

48

60

4

21

34

50

61

5

29

36

52

62

10

24

33

53

63

7

25

38

47

66

9

9

22

32

48

67

16

30

39

54

68

12

23

37

50

69

11

26

35

55

73

13

28

31

56

76

8

27

40

57

78

14

21

34

49

80

15

20

29

58

74

10

19

24

53

75

17

25

38

47

81

Вопросы и задания для контрольной работы

  1.  Если на выполнение работы составлена твердая смета, то исполнитель:

а) вправе требовать ее увеличения;

б) имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, услуг третьих лиц, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора;

в) имеет право требовать увеличения твердой сметы, если своевременно предупредит потребителя;

г) верны ответы  Б и В.

  1.  На товары длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде изготовитель обязан установить…

а) срок годности

б) срок службы

в) срок гарантийной службы

г) гарантийный срок

  1.  Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение исполнителем, в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, оборудование, техническую документацию или переданную исполнителю вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, исполнитель вправе:

а) расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков;

б) установить штрафные санкции за нарушение договора;

в) потребовать от потребителя письменного согласия на продолжение работы на условиях ранее заключенного договора;

г) нет верного ответа.

  1.  Осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с требованиями стандартов или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускается…

а) обязаны продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним;

б) изготовитель или уполномоченная им организация;

в) сервисный центр за отдельную плату;

г) любая из перечисленных организаций по выбору покупателя.

  1.  Не подлежат продаже в комиссионном магазине бывшие в употреблении изделия:

а) медицинского назначения, лекарственные средства, предметы личной гигиены;

б) парфюмерно-косметические товары, посуда разового использования;

в) бельевые изделия швейные и трикотажные, товары бытовой химии, чулочно-носочные изделия;

г) все перечисленные группы товаров.

  1.  Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец):

а) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей);

б) может довести до потребителя информацию о возможности причинения вреда;

в) обязан принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей);

г) только в необходимых случаях может приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

  1.  Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю…

a) до истечения срока годности;

б) с таким расчетом, чтобы он мог быть использован до истечения срока годности;

в) с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

г) товар может быть реализован в течение 3х дней по истечении срока годности.

  1.  При заключении договора на изготовление мебели исполнитель настоял на включение в него пункта о том, что потребитель может потребовать выплаты неустойки в размере 1% в день от стоимости заказа при нарушении сроков его выполнения. К тому же неустойка будет выплачена только в том случае, если заказ будет выполнен позднее указанного срока на 30 дней и более. Эти пункты договора:

а) действительны, т.к. потребитель подписал договор;

б) могут быть признаны недействительными с согласия исполнителя;

в) являют недействительными и могут быть обжалованы в суде;

г) нет верного ответа.

  1.  Родственники подарили Светлане на юбилей пылесос «SOS», однако, радость ее была недолгой. Через 2 недели работы новенький пылесос сломался. Светлана может:

а) обратиться с требованием ремонта, замены к изготовителю, продавцу или уполномоченной организации или отказаться от исполнения договора;

б) не может предъявлять претензии к качеству товара, т.к. не состоит в договорных отношениях с продавцом;

в) вернуть пылесос родственникам;

г) отремонтировать в сервисном центре за деньги.

  1.  Общественная организация «Союз потребителей» выступила в суде в защиту прав потребителя и выиграла процесс. Союзу потребителей будет перечислена сумма в размере:

а) 50% цены иска

б) 50% суммы взысканного с ответчика штрафа в пользу государства за отказ добровольно выполнить требования потребителя.

в) 100% цены иска

г) 100% суммы взысканного с ответчика штрафа в пользу государства за отказ добровольно выполнить требования потребителя.

  1.  Контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей осуществляет:

а) министерство по антимонопольной политике;

б) органы местного самоуправления;

в) комитет Государственной Думы по надзору и контролю в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

г) федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

  1.  Органы местного самоуправления вправе…

а) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей

б) проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

в) выдавать в пределах своих полномочий предписания изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям и уполномоченным индивидуальным предпринимателям)

г) давать объяснения по вопросам применения законов и иных нормативных актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

  1.  Давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, может:

а) специалист по защите прав потребителей органа местного самоуправления;

б) юрист общества защиты прав потребителей

в) специалист федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

г) все перечисленные выше.

  1.  Купленный в телемагазине товар надлежащего качества потребитель вправе вернуть продавцу:

а) в любое время до его передачи;

б) в течение 7 дней после покупки;

в) в течение 30 дней после покупки;

г) в течение 3х месяцев, если информация о порядке и сроках возврата не была предоставлена в письменной форме в момент доставки.

  1.  Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, это:

а) продавец,

б) покупатель

в) иждивенец

г) клиент

  1.  Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае,

а) когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов;

б) когда проведение проверок предусмотрено условиями договора. 

в) продавец не обязан проводить такую проверку, т.к. она проводится только в условиях предприятия - изготовителя;

г) верны ответы А и Б.

  1.  Покупатель П. Заблудов, пришел за покупками в супермаркет «У дороги». Проходя мимо стеллажа с тетрапаками сока, задел один из них. Несколько коробок упало, при этом один пакет разорвался, и его содержимое оказалось на полу. П. Заблудов…

а) должен заплатить за разорвавшийся пакет, т.к. он разорвался по его вине;

б) должен заплатить за разорвавшийся пакет, если продавец будет на этом настаивать, чтобы избежать неприятностей;

в) не должен платить за разорвавшийся пакет сока, т.к. ответственность за товар несет покупатель только после заключения договора;

г) нет верного ответа

  1.  Откусив кусок своего любимого круасана со сгущенным молоком, Иван Кустов обнаружил в нем запеченную большую жирную муху. В данной ситуации Иван может:

а) выбросить круасан и больше никогда их не покупать;

б) отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

в) потребовать от продавца возмещения морального вреда;

г) все ответы верны.

  1.  Макс купил новые зимние ботинки с гарантией 30 дней. Через 30 дней он обнаружил, что молнии на обоих ботинках расползлись и требуют замены. Магазин наотрез отказался обменять обувь или вернуть деньги, т.к. гарантийный срок закончился. В обществе защиты прав потребителей Макс узнал, что изготовитель по ГОСТу обязан дать гарантию не менее 45 дней и, он может провести независимую экспертизу всего за 500 рублей. Получив экспертное заключение о наличии производственного дефекта, Макс обратился в магазин и потребовал:

а) заменить ботинки на ботинки другого артикула с перерасчетом покупной цены;

б) заменить ботинки на ботинки другого артикула с перерасчетом покупной цены и возместить расходы на экспертизу- 500 рублей;

в) заменить ботинки на аналогичные и возместить расходы на экспертизу- 500 рублей; а также потребовать неустойку и моральный ущерб;

г) все ответы верны.

  1.   Подруга Надежды Сергеевны подарила ей шляпку, только что купленную в шляпном салоне «Пэлс». Но шляпка не подошла Н. С. по цвету. Надежда Сергеевна:

а) может заменить шляпку в салоне на нужную ей, если сохранены чек, упаковка, фабричные ярлыки, упаковка и с момента покупки не прошло 14 дней;

б) может попросить подругу заменить шляпку в салоне на нужную ей, если сохранены чек, упаковка, фабричные ярлыки, упаковка и с момента покупки не прошло 14 дней, т.к. Н.С. не является потребителем в данной ситуации;

в) должна вернуть шляпку подруге, т.к. ей не подошел подарок;

г) может отдать в химчистку и перекрасить шляпку в нужный цвет.

  1.  Сервисный центр, занимающийся ремонтом сотовых телефонов скорее всего является:

а) изготовителем

б) исполнителем

в) уполномоченной организацией

г) импортером

  1.  Пищевые продукты, материалы и изделия, владелец которых не может подтвердить их происхождение, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим угрозу жизни и здоровья человека

а) подлежат утилизации или уничтожению после проведения соответствующей экспертизы;

б) подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы, владелец товара должен исключить возможность его дальнейшего использования по назначению;

в) подлежат утилизации или уничтожению после проведения соответствующей экспертизы и соответствующего судебного решения;

г) нет верного ответа

  1.  Исполнитель без согласия потребителя выполнил дополнительные услуги (работы) за плату. Потребитель

а) вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы;

б) не вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), но может потребовать свои деньги обратно через суд;

в) вправе отказаться от оплаты половины стоимости таких работ (услуг), а если они оплачены - потребовать от исполнителя возврата половины уплаченной суммы;

г) на усмотрение исполнителя.

  1.  Иван заключил договор с компанией «Кощей и К» на строительство домика в дачном поселке. Через месяц ему предложили повышение по службе и длительный контракт на работу за границей. Поскольку необходимость в дачном доме отпала, семья предложила Ивану расторгнуть договор на строительство. «Кощей и К» пока к работе не участке не приступила, но провела подготовительные работы. Может ли Иван расторгнуть договор?

а) нет, т.к. фирма уже приступила к работе по договору;

б) да, т.к. потребитель вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора о выполнении работы, уплатив исполнителю, часть установленной цены пропорционально части выполненной работы до уведомления об отказе от исполнения договора и штраф в размере 10 % за отказ от исполнения договора;

в) да, т.к. потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов;

г) да, если потребитель и исполнитель смогут договориться о взаимовыгодных условиях расторжения договора.

  1.  При приеме изделия в химическую чистку в договоре (квитанции) указываются:

а) наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность,

б) наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура;

в) наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, неудаляемые при химической чистке;

г) наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, неудаляемые при химической чистке, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие

  1.  При получении изделия из химической чистки потребитель обязан проверить:

а) сохранность исходной формы

б) размеры, целостность, цвет

в) рисунок, рельефность

г) все перечисленное выше.

  1.  При проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право:

а) провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;

б) провозить с собой, кроме мелких вещей, ручную кладь до 36кг.;

в) продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения;

г) все перечисленное выше.

31. Каким способом продавец обязан довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы?

а) любым способом;

б) на товарном чеке;

в) на вывеске.

32. На каком языке должна предоставляться потребителю необходимая и достоверная информация о товарах?

а) на русском языке;

б) на русском и английском языке;

в) на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

33. Укажите срок или сроки, в течение которых изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы).

а) срок службы;

б) срок годности;

в) гарантийный срок;

г) срок службы или срок годности.

34. В какой срок продавец (изготовитель) обязан заменить по требованию потребителя некачественный товар при отсутствии необходимого для замены товара?

а) в течение 20 дней;

б) в течение месяца;

в) в течение 10 дней.

35. В каком размере исполнитель выплачивает потребителю неустойку при нарушении им установленных сроков начала и окончания выполнения отдельного вида работы?

а) в размере одного процента от цены работы;

б) в размере трех процентов, но не выше цены работы;

в) в размере трех процентов.

36.Закон РФ «О защите прав потребителей»: общая характеристика, практическая значимость. Законодательство о защите прав потребителей.

37.Характеристика нормативно-правовых актов по защите прав потребителей.

38.Потребитель как субъект потребительского рынка – его характеристика.

39.Понятие: продавец, его характеристика.

40.Понятия: изготовитель, исполнитель, их характеристика.

41.Понятия: уполномоченный организации  или уполномоченный индивидуального предпринимателя, импортер.  

42.Понятия: продавец, изготовитель, исполнитель, уполномоченный организации  или уполномоченный индивидуального предпринимателя, импортер.  

43.Органы, осуществляющие защиту прав потребителей и их компетенция.

44.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: полномочия.

45.Государственное регулирование цен: нормативно-правовая база.

46. Организация деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

47.Характеристика понятия «товар» – понятие, признаки, классификация.

48.  Характеристика понятий  «работа» и « услуга»- понятие, признаки, виды.

49.Требования, предъявляемые к качеству товаров, работ и услуг.

50.Недостатки товаров (работ и услуг) – их характеристика и виды.

51. Существенные недостатки товаров (работ и услуг) – их характеристика и виды.

52. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

53.Право потребителя на обмен товара надлежащего качества и условия реализации данного права.

54. Право потребителя на обмен сезонных товаров.

55. Значение установления срока службы и  срока годности в отношении товара (работы).

56.Значение установления гарантийного срока в отношении товара (работы).

57.Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг).

58.Права потребителя в случае  обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

59.Содержание права потребителя на безопасность товара (работы, услуги).

60. Содержание права потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце).

61. Содержание права потребителя на информацию о режиме работы продавца (исполнителя).

62.Содержание права потребителя на информацию о товарах (работах, услугах).

63.Смета на выполнение работ (оказание услуг), и оплата выполненной работы (оказанной услуги).

64.Особенности выполнения работы из материала исполнителя и из материала (с вещью) потребителя.

65.Правила бытового обслуживания населения.

66.Административная ответственность за нарушение прав потребителей.

67. История развития института защиты прав потребителей в России.

68.История развития института защиты прав потребителей за рубежом.

69. Административная ответственность за нарушение прав потребителей.

70.  Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: общая характеристика.

71. Сфера применения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

72.    Основные понятия, используемые в  Федеральном законе « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».   

73. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),  муниципального контроля.

74. Полномочия федеральных органов исполнительной власти осуществляющих государственный контроль (надзор).

75. Полномочия органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор).

76.  Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль.

77. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок.

78. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности: условия и порядок подачи.

79. Организация и проведение плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

80. Организация и проведение внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

81. Документарная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

82. Выездная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

83. Срок проведения и порядок организации документарной и выездной проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

84. Ограничения должностных лиц органов государственного контроля при проведении проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

85. Порядок оформления результатов проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

86. Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального  контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.

87. Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки.  

88. Ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки.

89. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубыми нарушением требований настоящего Федерального закона.

90. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в т.ч.  права на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.  

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа выполняется на формате А4 стандартным 14 шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки можно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, нижнее и верхнее – 2,5 см.

Работа оформленная вручную, должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должен превышать 20 страниц (нумерация страниц – внизу по центру страницы, титульный лист – без нумерации).

Перед каждым ответом на вопрос следует писать номер вопроса и его полную формулировку.

Ответы на вопросы заданий должны быть четкие, увязанные с практической деятельностью предприятий различных форм собственности.  

Контрольная работа состоит из следующих компонентов:

  1.  титульный лист (пример оформления титульного листа приведен в приложении № 1);
  2.  текст работы (выполненные теоретические и практические задения);
  3.  список использованной литературы.

Список литературы должен предусматривать нормативно-правовые акты, учебники, монографии, материалы периодических изданий. В списке литературы использованные источники перечисляются по алфавиту. Примеры библиографического описания изданий в списке использованных источников и литературы можно найти в любой книге научно-монографического характера.

СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля»: общая характеристика.

2. Сфера применения Федерального закона «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

3. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

4.Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

5.Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор).

6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор).

7.Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль.

8. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок.

9.Порядок уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

10. Организация и проведение плановой проверки.

11. Организация и проведение внеплановой проверки.

12. Документарная проверка: порядок организации и проведения.

13. Выездная проверка: порядок организации и проведения.

14.Срок проведения и порядок организации документарной и

выездной проверки.

15. Ограничения при проведении проверки.

16. Порядок оформления результатов проверки.

17.Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки.

18. Ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки.

19. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона.

20. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в т.ч. права на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

21. Закон РФ «О защите прав потребителей»: его характеристика.

22.Основные понятия, используемые в Законе РФ «О защите прав потребителей».

23.Качество товара (работы, услуги). Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу).

24. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).

25.Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Информация об изготовителе (исполнителе, продавце).

26. Информация о товарах (работах, услугах).

27.Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).

28. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей.

29. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.

30. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара.

31.Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

32. Замена товара ненадлежащего качества.

33. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю.

34. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества.

35. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

36. Дистанционный способ продажи товара: права потребителя.

37.Государственная и общественная защита прав потребителей.

38.Правила продажи отдельных групп товаров: общая характеристика документа.

39.Особенности продажи продовольственных товаров.

40. Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви.

41. Требования к рекламе отдельных видов товаров.

42.Понятие, виды и формы ответственности за нарушение прав потребителей.

43. Имущественная ответственность продавца (исполнителя) за вред, причиненный вследствие недостатков товаров (работ или услуг).

44.Компенсация морального вреда, причиненного потребителю.

45. Виды прав потребителей и их характеристика.

46. Особенности продажи растений и животных.

47. Срок годности: понятие, права и обязанности продавцов и потребителей.

48. Срок службы: понятие, права и обязанности продавцов и потребителей.

49. Гарантийный срок: понятие, права и обязанности продавцов и потребителей.

50. Недостаток, существенный недостаток: понятие, права и обязанности продавцов и потребителей.

                 Типовые ситуационные задания для зачета

Ситуация 1. Покупательница Полеванова  В. П., проживающая в г. Белозерске  Вологодской  области, купила в магазине «Мебель» стенку «Авангард»  за  57,0 тыс. руб. Привезенная на дом стенка оказалась бракованной. Заменить стенку магазин отказался. Как покупатель должен защитить свои интересы? Заполните исковое заявление о замене вещи с недостатками, о взыскании неустойки, о возмещении морального вреда.

Ситуация 2. 20 сентября покупательница Соколова С. П. купила в магазине «Галантерея» сумку стоимостью 2400 руб.  Сумка не подошла дочери по цвету, а поэтому 23 сентября Соколова обратилась к директору магазина с требованием обменять сумку или вернуть деньги (товарный чек и ярлык сохранены). Какое решение должен принять директор магазина?

Ситуация 3. В декабре текущего года покупатель Смирнов В. П. купил в универмаге телевизор «Рекорд» стоимостью 10,5 тыс. руб. Через 10 месяцев кинескоп телевизора вышел из строя. Гарантия на телевизор 1 год. С просьбой заменить кинескоп покупатель обратился на Александровский завод (изготовитель телевизора)  и  в  универмаг г. Череповца (продавец телевизора).  Ни одна из сторон не изъявила желания заменить кинескоп. Покупатель обратился в суд. Оцените действие потребителя и продавца товара. Примите решение и обоснуйте его. Составьте исковое заявление в суд.

Ситуация 4. К директору магазина «Хлеб» ООО «Колос» обратилась возмущенная покупательница и положила на стол директора разрезанную булку хлеба столового, в которой на срезе видны нити от мешковины. Что должен предпринять директор магазина?

Ситуация 5. Покупательница предъявила продавцу отдела «Гастрономия» кассовый чек на 0,7 кг сыра. Получив чек, продавец отрезала кусок сыра весом 0,550 кг и добавила от лежащих на прилавке остатков сыра два куска. Покупательница возмутилась и потребовала от продавца отрезать кусок сыра весом ровно 0,7 кг. Продавец отказывается. Кто прав в этой конфликтной ситуации и как ее разрешить?

Ситуация 6. Покупатель Николаев С. Н. просит продавца взвесить 300 граммов колбасы полукопченой  и обязательно ее нарезать. На просьбу покупателя продавец отвечает отказом, но покупатель настаивает на своей просьбе.  Как разрешить эту ситуацию?

Ситуация 7. 25 февраля покупательница Козырева купила в магазине 3 м ткани из ацетатного шелка. Рассматривая ткань дома, покупательница обнаружила на лицевой стороне конца отреза наличие фабричного ярлыка и фабричного клейма. В тот же день Козырева Н. К. явилась в магазин и потребовала обмена купленной ткани. Однако заведующая секцией «Ткани» отказывается удовлетворить требование покупателя, мотивируя тем, что данный вид ткани в продаже закончился.  Как можно разрешить создавшуюся ситуацию?

Ситуация 8. 20 июня покупатель Лешуков Л.А. купил в универмаге без предварительной примерки туфли летние, размер 27,5, стоимостью 1,2 тыс, руб. 27 июня покупатель обратился к директору универмага с требованием обменять обувь, ссылаясь на то, что левая полупара несколько больше правой.  Какое решение должен принять директор универмага?

Ситуация 9.  Покупатель Зулусский Б. С. купил в магазине «Обувь» туфли мужские, размер 26,5, стоимостью 2500 руб. Продавец упаковывает туфли в полиэтиленовый пакет и требует от покупателя оплатить стоимость пакета. Покупатель отказывается. Продавец вынимает туфли из пакета и пытается вручить их покупателю. Однако покупатель требует упаковать туфли в коробку или бумагу. Продавец отвечает отказом. Кто прав в этой ситуации и как ее разрешить?

Ситуация 10. 23августа  покупатель Попов С. Н. купил в магазине кофемолку стоимостью 4000 руб., а на следующий день обнаружил, что в паспорте на кофемолку отсутствует штамп магазина и гарантийный талон.       Как следует разрешить создавшуюся ситуацию?

Ситуация 11. 21 декабря покупательница Козлова Н. С. приняла решение о покупке швейной машины. При этом покупательница изъявила желание предварительно проверить швейную машину в действии. Однако ей в этом было отказано, так как швейная машина находилась в фабричной упаковке. Взамен этого заведующая секцией предложила Козловой Н. С. испробовать в действии аналогичную швейную машину, выставленную в качестве образца в торговом зале. Покупательница отказалась от покупки швейной машины. Как можно оценить сложившуюся ситуацию?

Ситуация 12. К директору магазина «Промышленные товары» обратилась покупательница Никифорова Н. С.  с  просьбой обменять или вернуть деньги за 2,3 м ткани полушерстяной, купленной в данном магазине 3 дня назад. Просьба покупательницы мотивирована тем, что после покупки ткань перестала ей нравиться.  Как должен поступить директор магазина?

Ситуация 13. 1 июня к директору коммерческого магазина обратился покупатель Кошкин С. Н. с просьбой обменять туфли мужские, размер 27,5, стоимостью 3000 руб. по той причине, что обнаружилась трещина верхнего лицевого слоя на правой полупаре. Туфли куплены 25 мая, что подтверждается товарным чеком.  Как должен поступить директор магазина?

Ситуация 14. 25 июня к директору магазина  обратился покупатель Сидоров С. П. с требованием немедленно и безвозмездно предоставить ему электробритву, так как купленная им 25 мая в данном универмаге электробритва не работает и сдана в мастерскую для гарантийного ремонта. Какое решение должен принять директор универмага?

Ситуация 15. К директору коммерческого магазина обратился покупатель Николаев С. К. с просьбой помочь ему с доставкой на дом холодильника стоимостью 14 тыс. рублей, который он собирается купить в этом магазине. Какое решение может принять директор магазина?

Ситуация  16. Покупательница, приобретая с лотка батон нарезной,  потребовала,  чтобы продавец упаковал покупку в целлофановый пакет. Продавец отказался выполнить данное требование,  ссылаясь на  то,  что у него нет сейчас пакетов. Кто прав в данной ситуации?

Ситуация 17. 18 мая в магазине "Все для Вас" покупательница приобрела косметический набор, а 21 мая она обратилась в магазин с просьбой обменять этот набор на аналогичный, ссылаясь на то, что упаковка набора была разорвана. Администрация магазина отказала покупательнице в этой просьбе. Как вы расцениваете данную ситуацию?

Ситуация 18. Покупатель обратился в магазин "Клинок" с целью покупки пневматического пистолета для занятий спортом, предъявив при этом только свой паспорт. Продавец отказал покупателю в продаже оружия. Как Вы расцениваете данную ситуацию?

Ситуация 19. Покупательница 8 августа приобрела 3 м шерстяной ткани в магазине "Радуга". При осмотре ткани дома она обнаружила на лицевой стороне конца отреза наличие фабричного ярлыка и фабричного клейма. На следующий день покупательница обратилась в магазин с просьбой обменять купленную ткань. Администрация магазина отказала ей в удовлетворении просьбы, мотивируя тем, что данный вид ткани отсутствует в продаже. Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию? Как следует поступить покупательнице в данной ситуации?

Ситуация 20. 10 сентября в магазине "Севина" покупательница приобрела норковую шубу, а 25 сентября она обратилась в магазин с просьбой обменять шубу на аналогичную, но другого фасона. Как должна поступить администрация магазина в данной ситуации? Составьте заявление на имя директора магазина и изложите просьбу покупательницы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

а) основная литература:

1. Современность и наука 2011. Монография / Васильева Л.П., Гулый И.М., Зарубина А.И. и др. / Под общ. ред. Ю.А.Дмитриева. – Вологда – Владимир: Владимирское книжное издательство «Собор», 2011. – 228 с.

2. О защите прав потребителей: Федеральный Закон № 2300-1 от 7, 02,1992г. (с изм. и доп).

3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ (с изм. и доп).

б) дополнительная литература:

1.Экономика. Основы потребительских знаний: Учебник/П.Крючкова, Е.Кузнецова и др. Под общ. ред. Е.Кузнецовой, Д.Сорк. – 3-е изд. – М.: ИИФ «СПРОС», 2011. – 224с.

в) список нормативно-правовых актов

  1.  Гражданский кодекс РФ (части I и II).
  2.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001.
  3.  О защите конкуренции: ФЗ от 26.07.06 № 135 (с изм. и доп.)
  4.  О качестве и безопасности пищевых продуктов ФЗ № 29   от 2.01.2000г.      ( с изм. и доп.).
  5.  О лицензировании отдельных видов деятельности ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ (с изм. и доп.).
  6.  О личной медицинской книжке и санитарном паспорте. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 402. от 20.05.2005 г (с изм. и доп.).
  7.  О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке: Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1037.
  8.  О порядке оформления ценников на реализуемые товары: письмо комитета РФ по торговле от 13.03.1995 № 1-304/32-2.
  9.   О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ. (с изм. от 27.06.2011г.).
  10.  О примерных правилах торговли предприятий розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети: письмо Госкомторга РФ от 17.03.1994 № 1-314/32-9.
  11.  О рекламе: ФЗ от 13. 03. 06 № 38 (с изм. от15.08.2011г.).
  12.  О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (с изм. от 07.12.2011).
  13.  О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314(с изм. от 22.06.2010 г).
  14.   О техническом регулировании: ФЗ от 27.12.1992 № 184-ФЗ (с изм. от 23.01.2012г).
  15.  О федеральном агентстве  по техническому регулированию и метрологии. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 294.(с изм. от 26.12.2011г).
  16.  Об обращении лекарственных средств  ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ  (ред. от 06.12.2011.
  17.  Об организации лицензирования отдельных видов деятельности. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011г. № 957.
  18.  Об утверждении  перечня технически сложных товаров: Постановление Правительства РФ №  924 от 10.11.2011г.
  19.  Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
  20.  Положение о Федеральной антимонопольной службе. утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г.№ 331.(с изм. от 21.10.2011г).
  21.  Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322.( с изм. от 24.10.2011г.).
  22.  Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утверждено постановлением Правительства РФ от от 6 мая 2008 г. N 359.
  23.  Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (с изм. от 27.01.2012).
  24.  Правила бытового обслуживания населения в РФ: утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (с изм. от 01.02.2009 г.).
  25.  Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами: утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 № 569.  (с изм. от 22.02.2001).
  26.  Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной  связи: утв. Постановлением Правительства РФ № 310 от 18.05.2011г. (с изм. от 06.10.2011г.).
  27.  Правила оказания услуг общественного питания: утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (с изм. от  10.05.2009г.).
  28.  Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности: утв. Постановлением Правительства РФ от 2. 03.2005г. № 111(с изм. от 21.02.2009г.).
  29.  Правила предоставления гостиничных услуг в РФ: утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 (с изм. от 06.10.2011г.).
  30.  Правила предоставления коммунальных услуг: утверждены постановлением Правительства РФ от23.05.2006г. № 307 (с изм. от 06.05.2012г.).
  31.  Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями: утверждены постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27.
  32.  Правила продажи отдельных видов товаров, Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (с изм. от  27.01.2012г).
  33.  Правила продажи товаров по образцам: утверждены постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 (с изм. от 27.02.2007г.).
  34.  Разъяснения о некоторых вопросах связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»: утверждены приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.05.1998 № 160 (с изм. от  11.03.1999г.).
  35.  Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли: утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 30.12.1994 № 14.

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 

Перечень Интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование ресурса

Электронный адрес

1

Библиотека учебной и научной литературы.

http://sbiblio.com/biblio/archive/ilin_difi/00.aspx

Электронный ресурс

http://litrabank.net/ -zashhita-prav-potrebitelej. 

Источники, опубликованные в электронно-правовых системах

 

  1.  Дистанционные покупки. Защита прав потребителей»  Пластинина Н.В.  (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2009)
  2.  Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов: Сам себе адвокат № 4, «Юрайт-Издат» 2006 г. – Система ГАРАНТ, 2006 г.
  3.  Курноскина А.Г. Правила торговли и защита прав продавца «Питер» 2006 г. – Система ГАРАНТ, 2006 г.
  4.  Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» – Система ГАРАНТ, 2006 г.
  5.  Селянин А.В. Защита прав потребителей. Учебное пособие для ВУЗов. «Юстицинформ» 2006 г. – Система ГАРАНТ, 2006 г.
  6.  Комментарий к Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (постатейный) Иванова Н.Ю., Игнатова Е.А., Шевченко М.А. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)
  7.  Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (постатейный) Кайль А.Н., Рощин А.А.
    (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2009)
  8.  Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»  постатейный Панин А.Н. (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2010)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для самостоятельной работы в распоряжении студента имеются читальный зал; читальный зал периодических изданий; электронный зал, а также медиотека в аудитории №200 главного учебного корпуса.

Для обеспечения данной дисциплины используются:

  1.  книжный фонд библиотеки;
  2.  аудитории, оборудование различными средствами ТСО (компьютеры, мультимедиапроектор);
  3.  презентации;
  4.  ресурсы образовательного портала;
  5.  ЭУМК по дисциплине;
  6.  учебные и методические пособия.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Кафедра

                          Товароведения,  коммерции и маркетинга

Фамилия, инициалы преподавателя

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОДАВЦОВ

(наименование дисциплины)

Вариант

Выполнил студент

курса

группы

Направление подготовки

Профиль

Номер зачетной книжки

(Фамилия Имя Отчество студента)

(Индекс, домашний адрес, мобильный телефон, е-mail)

Вологда

20

год


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21721. Модели отказов электроустановок 177.5 KB
  Вероятность безотказной работы такой системы определяется как вероятность безотказной работы всех элементов в течение времени t: где n – число элементов последовательно соединенной системы; –событие безотказной работы; – вероятность безотказной работы iго элемента. В случае невосстанавливаемых элементов вероятность отказа системы определяется как вероятность совпадения отказов или m элементов в течение расчётного времени. Если отказы одного элемента не зависят от отказов других элементов то формулы для оценки вероятности безотказной...
21722. МОДЕЛИ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ ЭМС 117.5 KB
  Распределение экстремальных значений Пусть имеется случайная выборка объемом n взятая из бесконечной совокупности имеющей распределение Fx где х– непрерывная случайная величина.1 Так как разрушение материала связано с существованием наиболее слабой точки в работах по теории надежности рассматривается распределение экстремальных значений. Здесь будет рассмотрено распределение наименьших значений однако этот подход может быть использован и при выводе распределений наибольших значений. Функция распределения наименьших значений функция...
21723. Модели надёжности установок с восстановлением 310 KB
  Модели надёжности установок с восстановлением При экспоненциальном законе распределения времени восстановления и времени между отказами для расчёта показателей надёжности установки с восстановлением пригоден математический аппарат марковских случайных процессов. Дискретный случайный процесс называется марковском если все вероятностные характеристики будущего протекания этого процесса при зависят лишь от того в каком состоянии этот процесс находился в настоящий момент времени и не зависят от того каким образом этот процесс протекал до...
21724. Общие принципы определения ущерба от нарушений электроснабжения 80 KB
  Общие принципы определения ущерба от нарушений электроснабжения Проблема оценки ущерба от нарушений электроснабжения вызываемых отказами электрооборудования возникает как при проектировании так и при эксплуатации энергетических объектов. При проектировании потребность в характеристике ущерба ощущается как правило когда определяется экономическая эффективность капитальных вложений при выборе вариантов технических и организационнохозяйственных решений влияющих на степень надежности электроснабжения потребителей. При эксплуатации...
21725. Технико-экономическая оценка последствий от нарушений электроснабжения объектов производственных систем 240 KB
  Техникоэкономическая оценка последствий от нарушений электроснабжения объектов производственных систем 8.1 Модель поведения участка производства при нарушениях его электроснабжения По характеру последствий все отказы участков производственной системы можно разделить на три группы: 1 не обесценивающие производственную продукцию; 2 частично обесценивающие; 3 полностью обесценивающие. В этом случае длительность простоя производственного участка соответствует длительности нарушения электроснабжения . Большинство нарушений электроснабжения...
21726. Накопители на жестких магнитных дисках 116 KB
  1 БУСД – блок управления 3х фазным синхронным двигателем шпинделя; И –инвертор; СД – синхронный двигатель; БП блок питания; ВК – внутренний контроллер БУП – блок управления позиционированием головки; ОЗУ – оперативное запоминающее устройство ВК; см – сервометка; ДПГ – датчик позиционирования головки. Кроме того он дает разрешение на выпуск головки при достижении минимальной скорости вращения. Для записи и считывания используются магнитные головки представляющие собой катушки индуктивности которые выполняются по тонкопленочной технологии....
21727. Устройства массовой памяти на сменных носителях 180 KB
  Устройства массовой памяти на сменных носителях Вопросы: Магнитооптические диски. Оптические диски CD DVD PD. Эти устройства подключаются к компьютеру с помощью следующих интерфейсов: АТА SCSI USB Наибольшей популярностью пользуются в настоящее время CD DVD и магнитооптические диски. Магнитооптические диски.
21728. Аудио система персонального компьютера 245.5 KB
  Собственно цифровые каналы звуковой карты проходят через интерфейсные схемы например MIDI от шины расширения до ЦАП и от АЦП обратно к шине. На этих картах располагается и порт традиционного MIDI. Интерфейс MIDI Цифровой интерфейс музыкальных инструментов MIDI Musical Instrument Digital Interface является последовательным асинхронным интерфейсом с частотой передачи 3125 Кбит с. В настоящее время интерфейс MIDI имеют и дорогие синтезаторы и дешевые музыкальные клавиатуры пригодные в качестве устройств ввода компьютера.
21729. Коммуникационные устройства 306.5 KB
  Обмен данными требуется для различных целей: передачи файлов совместного использования периферийных устройств например принтеров доступа к разнообразным информационным услугам Интернета и частных сетей приема и передачи факсимильных сообщений посылки сообщений на пейджеры и мобильные телефоны установление голосовой связи IPтелефония видеосвязи и даже совместных игр по сети. СОМпорт Последовательный интерфейс для передачи данных в одном направлении использует одну сигнальную линию по которой информационные биты передаются друг за...