86825

Процесс формирования представлений о будущей семейной жизни подростков

Курсовая

Психология и эзотерика

В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития нормы человеческих отношений впитывая из семьи и добро и зло все чем характерна его семья. От состояния семьи зависит состояние государства. Конвенция провозглашает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях признает...

Русский

2015-04-11

329.5 KB

6 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 34

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Занятие 1 «Знакомство»

[3] Занятие 3 «Ты любишь…»

[4] Занятие 4 «Усиление сплоченности»

Введение

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Семья рассматривается, как самая малая ячейка общества, как социальная ячейка. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье, зависит и уровень духовной культуры общества.

Проблема влияния стиля семейного воспитания на формирование у подростков представлений о семье является достаточно актуальной. Потому как воспитательный процесс в семье не имеет границ – начала и конца, то есть характеризуется непрерывностью и постоянством. Чаще всего родители являются, для детей значительными людьми на протяжении всей жизни. На сегодняшний день статистические данные говорят о том, что из-за нехватки родительского внимания и недостаточной эффективностью, применяемых ими стилей воспитания 42% подростков включаются в неформальные группы негативной направленности, что влечет за собой девиантное поведение. 18% подростков просто замыкаются и их внутренний мир ни кому не доступен. А остальные считают себя ущемленными и обделенными родительским вниманием. Безусловно это влияние на их развитие, убеждения и на представления будущей семье. В связи с этим наметилась цель исследования.

Объект исследования: Подростки и их представления о будущей семье.

Предмет исследования: Процесс формирования представлений о будущей семейной жизни подростков.

Цель исследования: Определить влияние стиля семейного воспитания на формирование у подростка представлений о своей будущей семье и семье в целом.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ дефектов семейного воспитания.

2. Провести экспериментальное исследование влияния стиля семейного воспитания на устранение дефектов в семье.

На основе полученных данных разработать основные направления работы с данной категорией семей.

Гипотеза:

Содержание представлений подростков о будущей семье зависит от стиля семейного воспитания.

Для проведения исследования были использованы следующие методы:

1. Изучение литературных источников.

2. Анализ документов.

3. Анкетирование.

4. Тестирование.

5. Психодиагностика

Методологической основой исследования послужили

Теоретическая значимость работы состоит в том, что сделана попытка рассмотреть проблему влияния стиля семейного воспитания на формирование у подростка представлений о семье с позиций теории и технологии социальной работы, учитывая при этом практические и теоретические наработки педагогики и психологии.

Практическая значимость заключается в возможности использования программы реабилитационной работы специалистами, работающими с семьей, детьми и подростками.

Глава 1. Теоретический анализ дефектов семейного воспитания

1.1. Понятие семейного воспитания

Документы, обеспечивающие правовую защиту подростков, можно разделить на международные и внутригосударственные. Российские нормативно-правовые акты включают в себя Конституционные законы, Федеральные законы, региональные и местные нормативно-правовые акты.

Основополагающим международным документом по защите прав детей является Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года). Этот документ сделал значительный шаг вперед по сравнению с предшествующими международными документами. Он увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Конвенция провозглашает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях, признает обязанностью государства оказание всемирной помощи в этой заботе.

Семейный Кодекс РФ – основной источник семейного права, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 1 марта 1996 года.

1. Воспитание –

1) Функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений;

2) Целенаправленный систематизированный и сознательный процесс формирования, становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека под воздействием социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений).

2. Воспитание семейное – деятельность семьи направленная на создание наиболее благоприятных условий для развития ребенка, подготовку его к общественной жизни формирования всесторонне развитой личности [2; 31].

3. Воспитание социальное – целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации [5; 76].

4. Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии; дети жертвы вооруженных и международных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [7; 11].

5. Психодиагностика – раздел психологического знания и психологической практики, формирующейся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни [6; 29].

6. Родительские права и обязанности предоставление родителям до совершеннолетия детей право на личное воспитание своего ребенка. В тоже время на родителей возлагается обязанность воспитывать детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества, что предусмотрено семейным кодексом РФ [5; 20].

7. Родительство – это социально-психологический феномен представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений, убеждений относительно себя, как родителя реализуемую во всех проявлениях, поведенческой составляющей родительства [4; 18].

8. Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) [8; 1].

9. Стиль семейного воспитания – это наиболее важный компонент родительства, совокупность родительской ответственности, позиции и чувств, это четко выбранная тактика взаимодействия родителя и ребенка [4; 25].

10. Семейные отношения – это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологический и явный уровни сознания, охватывающий субъективное время индивида, личную жизненность, национальную культуру [12; 80].

11. Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [8; 33].

1.2. Психологические характеристики стилей семейного воспитания

Есть определенная специфика семейного воспитания. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Эта гамма чувств благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Одним из немаловажных понятий является понятия стиля семейного воспитания или стиль родительского отношения.

Родительский стиль – это обобщения характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку. Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением. Высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями). На основании сочетания этих критериев выделяют четыре типа воспитания:

Авторитарный (теплые отношения, высокий уровень контроля).

Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).

Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).

Индифирентный (холодные отношения, низкий уровень контроля) [14; 12].

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них:

- уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;

- полнота удовлетворения потребностей / материально-бытовых и духовных);

- степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;

- степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;

- строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;

- устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания [16; 92].

Особенностью семейного воспитания является то, что оно ограничено сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественную, творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все эти этапы от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: Оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное или неблаготворное влияния человек испытывает даже, когда он вне дома.

Многие психологи, говоря о семейном воспитании главенствующее место отдают стилю семейного воспитания, и каждый из них дает свою классификацию стилей и соответствующие характеристики. Так, А.Е.Личко выделил следующие стили семейного воспитания:

Демократический – Он характеризуется высокой степенью вербального общения между родителями с детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителя всегда прийти на помощь.

Контролирующий стиль – он предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей смогут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком, как справедливые и обоснованные.

Авторитарный стиль – родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считаются с его мнением. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Дети неуверенны в себе, менее самостоятельны.

Попустительский стиль – при этом стиле воспитания ребенок не ощущает на себе особого контроля со стороны родителей. Отсутствует эмоциональная близость между родителями и детьми [12; 28].

Но не все стили семейного воспитания всесторонне приемлемы, есть и отклонения в стилях семейного воспитания. А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер выделили следующие отклонения стилей семейного воспитания.

Гипопротекция – характеризуется недостаточностью опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота несет формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка, что приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в повышенном обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и местном контроле поведения, слегка запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание по типу «Кумир семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желанием, чрезмерно обожают и покровительствуют. Результат такого воспитания, проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Эмоциональное отвержение – Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль оказывает наиболее отрицательное влияние на развитие ребенка.

Жестокие взаимоотношения – Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилия, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

Повышенная моральная ответственность – От ребенка требуют честности порядочности, чувства долга. Игнорируя интересы, потребности и возможности подростка. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится разочаровать. Часто ему поручают уход за младшими детьми.

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и подвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания [2; 18].

И в заключении психологической характеристики стилей семейного воспитания следует предоставить системные характеристики стилей, освещая эмоциональную близость, требования, контроль и санкции, модель общения родителей и детей тип личностного развития ребенка. Сведенные в общую таблицу, в работе: Эйдемиллер, Юстицкий Семейная психотерапия.

Таблица № 1

Стили семейного воспитания

Название

Эмоциональная близость

Требования

Контроль, санкции

Модель общения

Тип личностного развития ребенка

Демократический (разумная любовь; сотрудничество; принимающее-авторитарный; авторитарный; ценностное отношение с высокой рефлексией)

Принятие, тепло, любовь

Справедливые, с обоснованием запретов

На основе разумной заботы

Диалог и сотрудничество

Личностно-ориентированная

Оптимальный – чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение

Авторитарный (автократический; диктат)

Чаще отсутствует, хотя не исключается

Жесткие, без объяснения причин

Жесткий, часто некорректный; наказания

Дисциплинарная (окрики, угрозы)

Пассивный – отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка.

Агрессивный – превращение в тирана (подобно родителю). Лицемерный

Гиперопека (гиперпротекция; доминирующая гиперопека; симбиотический; «жизнь за ребенка»)

Излишняя забота

Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях

Тотальный, чрезмерный

Стремление к тесному эмоциональному контакту (мелочная опека)

Несамостоятельный – зависимость; эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность; усиление астенических черт.

Гиперопека (гиперпротекция; потворствующая гиперопека; «кумир семьи»)

Обожание, любование

Отсутствуют

Слабый; вседозволенность

«Жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей)

Истероидный – демонстративность, несдержанность в негативных эмоциях.Эпилептоидный – завышенные притязания; трудности в отношениях со сверстниками

Повышенная моральная отвественность (гиперсоциализация)

Пониженное внимание

Высокие

Возможны варианты

Чрезмерная озабоченность будущим, социальным статусом учебными успехами

Тревожно-мнительный

Анархический (потворствующий; либерально-попустительский)

Прерывание эмоционального контакта (иногда демоснтративное) при нарушениях поведения ребенка

Отсутствуют или слабые

Отсутствует (оправдание поведения)

«Заискивающая (некритичное отношение)

Неустойчивый – эгоистичность, некритичность, приспособленчество

Гипопротекция (безнадзорность; индифферентный; мирное сосуществование)

Безразличие: недостаток тепла

Отсутствуют

Отсутствуют (равнодушие)

«Невмешательство» (автономия закрытость для общения)

Неустойчивый, гипертимный – асоциальность, непредсказуемость

Эмоциональное отвержение (отчужденный; отвергающий; «золушка»; «маленький неудачник»)

Отсутствует

Повышенные

Жесткий, строгие наказания

Психологическая дистанция, полная потеря контакта

Эпилептоидный – мечтательность, жестокость; трудности в общении; невротические расстройства

Жестокое обращение (агрессивный)

Отсутствует

Открытая агрессия

Жестокий, лишение, унижения, побои

Антагонизм, враждебность (по поводу поведения)

Эгоистичный – жестокость, провокации

Эпилептоидный

1.4. Дефекты семейного воспитания

Воспитание ребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношений родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных забот и невзгод, трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами. Следовательно, семья должна быть такой нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убеждение, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы [11;44].

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-педагогической работы с "трудными" подростками и их семьями позволили выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: Мы сами такими же были. Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу "наш ребенок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом вес доступные средства воздействия - от убеждения до административно-уголовного принуждения, защищающего ребенка от жестокости.

Увещевательный стиль. В противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, "садятся на голову", возникают ситуации из известной басни Крылова "А Васька слушает, да ест". От социального педагога в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие подростки с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

Воспитание по типу "кумир семьи" часто возникает по отношению к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога. [15; 53].

Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи, что в наших условиях стало практически невозможным.

Вывод по 1 главе

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций сможет быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Говоря о развитии представлений о семье в подростковом возрасте следует сначала дать определение понятию «семья»

Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким кровному), семья объединяет родственников как живых, так и умерших, близких и дальних. Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения (по словам А.Г.Харчева).

В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи. Каждый подросток так или иначе представляет себе свою семью. Когда он думает о ней сам или кому-то рассказывает перед его взором возникают картины повседневной жизни, обстановка в которой он живет или жил раньше, лица, слова и поступки членов семьи, ссоры и примирения, радости, обиды, огорчения, частые и редкие события в ее жизни. От части эта «внутренняя картина» жизни семьи точна, отчасти искажена или неполна, в чем-то достаточно объективна, а в чем-то весьма субъективна, а то и просто не верна. Однако, она играет огромную роль в формировании у подростков представлений о будущей семейной жизни. От того, как индивид представляет себе свою семью зависит считает ли он ее дружной или склочной; зажиточной или малообеспеченной, от этого же зависит чего он ждет от своей будущей семьи. У каждого подростка имеются свои представления, свое мировоззрение о самых важных сторонах жизни семьи: о каждодневных событиях; об огорчениях и радостях; о себе и других членах семьи.

В формировании представлений о семье немаловажную роль играют наивные семейные постулаты. Семейными постулатами называют суждения членов семьи (то есть о себе и о других членах семьи), которые представляются им очевидными и которыми они руководствуются (осознанно или неосознанно) в формировании представлений о своей будущей семье.

Можно выделить несколько видов семейных поступков:

  1.  Убеждения («мать должна любить своих детей»). Чье-либо сомнение в верности суждения такого типа вызывает у члена семьи негативную реакцию (например, раздражение).
  2.  Самоочевидные суждения. Члену семьи даже не приходит в голову сомневаться в них, и чьи-либо сомнения он воспринимает с удивлением.
  3.  Неосознаваемые суждения они скрыты от сознания индивида, который сам не знает о том, что считает именно так – об этом и мы и он узнаем, только выявляя скрытый подтекст его рассказов о семье, о ее проблемах. Например, когда супруг заявляет: «Мужчина не должен помогать жене по хозяйству – он должен быть главой семьи», он высказывает неосознаваемые суждения: «Помогать жене – значит подчиняться ей».

Человек может не формулировать сознательно эту мысль для себя. Однако он подразумевает ее каждый раз, когда думает о взаимоотношениях с женой и о своем месте в семье.

По мнению Личко семейные постулаты могут быть:

1. Ситуационными: «Через несколько лет дети повзрослеют и станут самостоятельными; - это самоочевидное суждение о жизни семьи;

2. Психологическими: «Жена всегда стремится прибрать мужа к рукам – это очевидная истина о психологических качествах свойствах членов семьи;

3. Нравственными: «Дети должны видеть, как мы ругаемся» - это утверждение касающееся того, как супруги должны поступать [12; 28].

Представление о семье начинает формироваться еще в подростковом возрасте, и на то какими они будут влияют многие факторы и в первую очередь влияет стиль семейного воспитания. Потому что, став взрослым дети повторяют в своей семье все то, что было в семье их родителей. Все: семейные поступки, традиции, обычаи, взаимоотношения, существовавшие в семье подростка являются нормой для него, своего рода стереотипом и безусловно именно этой нормы он будет придерживаться при создании своей собственной семьи. Поэтому мы должны задуматься о том, что создавая семью и воспитывая своего ребенка, мы отвечаем не только за него и его будущее, но и за будущее последующего поколения.

Таким образом, воспитательный процесс в семье не имеет границ – начала и конца, то есть характеризуется устойчивостью. Чаще всего родители и их поведение являются идеалами на протяжении всей жизни.

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно слабеет, но никогда не утрачивается полностью;

Семья обеспечивает преемственность традиций;

Существенное влияние семья оказывает на выбор профессии;

И самое главное то, что в семье (в той, где ребенок вырос), формируется представление о будущей его семье;

Семья воспитывает будущего семьянина.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля семейного воспитания на устранение дефектов в семье

2.1. Организация методов исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 43г. Новокузнецка с подростками 8 «а» класса и их родителями.

Цель исследования: Определить влияние стиля семейного воспитания на устранение семейных дефектов.

Объект исследования: Подростки и их представления о семье.

Предмет исследования: Процесс формирования представлений о будущей семейной подростков.

Гипотеза:

Содержание представлений подростков о семье зависит от стиля семейного воспитания.

Для исследования необходимо определить объем выборки. Это возможно с помощью проведения бесед с родителями подростков, самими подростками и их классными руководителями. В ходе проведения этих бесед в выборку попали 12 семей.

Критерием выборки служили:

1.желание участвовать в экспериментальной работе;

2. подростковый возраст детей.

По социальному статусу 9 из них являются благополучными, а три – неполными, то есть детей воспитывает одна мать. Беседа с классными руководителями и анализ документов показали, что подростки из этих семей не имеют отклонений от норм поведения, у них стабильная успеваемость по всем предметам и нормальный уровень общения со сверстниками.

После определения объема выборки, необходимо определить методический инструментарий, с помощью которого выдвинутая гипотеза должна найти свое подтверждение или наоборот опровергнуться.

Для проведения исследования был использован следующий методологический инструментарий.

1. Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье" (приложение 1)

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)

Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.

Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком [2;14].

Описание методики

Методика имеет две формы:

1.для детей 4 – 6-8 лет;

2.для детей 6-8 – 10 лет и подростков.

Вариант для детей содержит следующие отношения:

1.положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;

2.отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;

3.зависимость от других.

Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.

Тестовый материал.

Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от "дедушек" и "бабушек" до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина "Никто". Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью.

Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию[12;21].

Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос господину "Никто". Более того, чувства, "брошенные" в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

2. Исследование особенностей семейного воспитания с использованием опросника «Отношение к детям» (Я.А. Варга и В.В. Столин) с целью выявления педагогической социальной установки матерей по отношению к своим детям, включающей в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

61 вопрос опросника составляет пять шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Отвечая на вопросы, испытуемый (родитель) должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет». Материал к методике содержится в Приложении 1.

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с ним.

Принятие – отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» - 0 баллов. Далее баллы по отдельным шкалам суммируются. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение»: от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале: от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация»: 6 - 7 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы по данной шкале: 1 - 2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. [5;41].

Высокие баллы по шкале «симбиоз»: 6 - 7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале: 1 - 2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль»: 6 - 7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале: 1 - 2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка»: 6 - 7 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале: 1 - 2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

2) Диагностика самооценки дошкольников с помощью методики «Какой Я?» (4), из тех семей, где преобладающим типом семейного воспитания является диктат и имеются авторитарные проявления во взаимоотношениях, с целью выявления как влияет определенный тип семейного воспитания на самооценку дошкольника.

Исследователь, пользуя специальным бланком (см. Приложение 2), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный.

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности:

10 баллов – очень высокий уровень;

8 – 9 баллов – высокий уровень;

4 – 7 баллов – средний;

2 – 3 балла – низкий уровень;

0 – 1 балл – очень низкий уровень.

2.2. Анализ результатов исследования

Проведенное нами исследование дало следующие результаты.

Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье"

Таблица 3

Результаты тесстирования детей

положительное

отрицательное

зависимость

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

Из таблицы 3 мы видим, что из 12 детей 8 испытывают отрицательное отношение к воспитанию, что говорит о наличии дефектов во взаимоотношении с родителями, 4 ребенка испытывают положительное отношение, это означает, что дети находят с родителями общий язык, в общем такие семьи можно назвать дружными.

Таблица 3

Индивидуальные результаты опросника «Отношение к детям»


респон-дента

Возраст

Пол

Принятие-отверже-ние ребенка

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение к неудачам ребенка

1

31

Ж

24

6

7

4

1

2

29

Ж

19

1

5

7

4

3

33

Ж

23

7

6

4

1

4

29

Ж

29

5

3

2

4

5

29

Ж

33

4

6

3

3

6

31

Ж

26

4

5

3

5

7

27

Ж

25

1

5

2

4

8

32

Ж

27

5

4

6

3

9

26

Ж

26

6

6

5

2

10

30

Ж

29

3

5

2

5

11

26

Ж

30

7

6

5

1

12

27

Ж

25

7

7

4

1

Проведенное исследование особенностей семейного воспитания с помощью опросника «Отношение к детям» показало, что у преобладающей части матерей наблюдаются позитивные воспитательные воздействия в отношении детей-дошкольников, правильная организация семейного воспитания. Для наглядности общие результаты исследования представлены в виде диаграммы (рис. 1).

Рис. 1

Результаты исследования особенностей семейного воспитания

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что у 70% респондентов по шкале «принятие-отвержение» выявлен высокий уровень, что свидетельствует о выраженном положительном отношении родителей к детям, одобряются их интересы, уважается и признается их индивидуальность.

У 60% респондентов по шкале «кооперация» выявлен средний уровень. Это говорит о том, что в одних ситуациях родители проявляют интерес к тому, что волнует ребенка, высоко оценивают его способности, стараются быть с ним на равных, в других – ведут себя противоположным образом.

У 70% респондентов балл по шкале «симбиоз» высокого уровня – это говорит о том, что взрослые не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные потребности.

У 60% респондентов балл по шкале «контроль» является наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослых (средний уровень), т.к. взрослые ведут себя не слишком авторитарно по отношению к детям, и нельзя сказать, что контроль совсем отсутствует.

У 55% респондентов балл по шкале «отношение к неудачам» низкого уровня, поэтому можно сказать, что неудачи детей взрослые считают в большинстве своем случайными.

Рисунок 2

Сравнительный анализ детско-родительских отношений в семье

Из рисунка 2 мы видим, при анкетировании родителей стало ясно, что они 90% следят за воспитанием ребенка, контролируют их поведение. Лишь 30% детей из опрошенных слушают своих родителей, идут с ними на контакт.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что из опрошеных детей лишь небольшая часть (30%) стараются во всем слушать своих родителей, большинство детей (70%) на контакт со старшими не идут, все что им говорят взрослые не принимают к сведению, именно в таких семьях проявляются дефекты воспитания. Проведенное исследование позволяет нам сделать методическую разработку, направленную на коррекцию детско – родительских отношений.

2.3 Программа коррекционной работы

Программа коррекции детско-родительских отношений.

Нормализация детско-родительских отношений имеет большое значение, многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В психологической коррекции является не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками,, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, которые впоследствии, дети перенесут в свою будущую семью. Они станут основой в формировании представлений о будущей семейной жизни.

Программа основывается на групповой работе родителей и детей.

Количественный состав группы от 2 до 5 пар (4-10 человек). Продолжительность каждой встречи 2 часа. Занятия проводятся один-два раза в неделю.

Цель: укрепить отношения между родителями и ребенком, создать в доме атмосферу принятия в которой ребенок может чувствовать себя безопасно и комфортно, устранив отклонения в стиле семейного воспитания.

Задачи:

- установления развития отношений партнерства и сотрудничества родителей и детей;

- достижения способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

- переосмысления тактики и методов воспитания.

Занятие 1 «Знакомство»

Цель: сближение участников группы. Дети и родители представляет своего ребенка и говорит, что он любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают или опровергают снова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.

Занятие 2 «Генеологическое древо».

Цель: усиление сплоченности между родителями и детьми. Развитие взаимопонимания. Установление связи между поколениями, расширение представлений детей о жизни их предков и семьи.

На одном большом месте нарисовать свое генеалогическое древо. Дети и родители работают совместно. Задача родителей рассказать о традициях, присущих их семье.

По окончанию работы устраивается вставка и каждый ребенок рассказывает о своем генеалогическом древе и о традициях, существующих в его семье.

Занятие 3 «Ты любишь…»

Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развития навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения искренне относиться друг к другу.

Дети и родители говорят друг другу о том, что они любят: «Я думаю, что ты любишь…» Важно, чтобы желания относились на только к сфере еды или одежды. Ребенку необходимо показать, что можно любить запахи, звуки…

Занятие 4 «Усиление сплоченности»

  1.  «Только вместе»

Цель: развитие сензитивности, эмпатии, взаимопонимания.

Группа делится на пары – ребенок и родитель. Задача – сесть спина к спине и попробовать встать не отрывая спин друг от друга. По окончании задания поделиться ощущениями: тяжело далось упражнение или легко, много ли времени понадобилось на его выполнение [5; 4].

  1.  «Фанты»

Цель: Повышение позитивного настроя и сплоченности группы. Эмоциональное и мышечное расслабление.

На бумажках пишутся задания. Участники тренинга по очереди вытягивают бумажки и выполняют то задание, которое там написано. Задание могут быть как шуточными, так и серьезными.

Занятие 5 «Профилактическая работа с родителями»

Цель: расширение психологических знаний родителей о детях и методах воспитания.

Она проходит в виде семинара, его длительность 2-3 часа, рассматриваются вопросы, касающиеся особенности воспитания, обсуждаются цели и задачи воспитания, трудности и ошибки в общении с детьми, проигрываются некоторые конфликты с групповым поиском альтернатив для общения с детьми.

Занятие 6 «Живые руки»

Цель: Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми, принятие друг друга, формирование тактильного восприятия.

Упражнение проводится в парах (родитель-ребенок). Участникам завязываются глаза, взаимодействуют только руки. Они «знакомятся», «дерутся», «мирятся» и «прощаются» после игры обсуждается ее ход, у участников выявляется, что они чувствовали, что хотелось сделать на различных этапах.

Занятие 7 «Слепой поводырь»

Цель: сформирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные за ранее (мебель, столы, стулья, другие люди) познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель поводыря: провести его так, чтобы тот не столкнулся, не упал, не ошибся.

После продолжения маршрута участники меняются ролями. Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, что хотелось во время игры, как изменить ситуацию.

Занятие 8 Подведение итогов

Цель: выяснить изменения позиций родителей и детей в отношении семейных взаимоотношений.

Вопросы родителей:

  1.  Изменились ли ваши взаимоотношения?
  2.  Что нового в поведении ребенка вы заметили?
  3.  Что вы сами приобрели в процессе работы?

Вопросы детям:

  1.  Что нового в поведении родителей вы заметили за это время?
  2.  Что вам больше всего понравилось на занятиях?

Общий вопрос:

Что вы можете пожелать друг другу и себе?

Срок внедрения данной программы – 6 недель. Она была частично внедрена для подтверждения ее эффективности необходима повторная диагностика. Вся работа велась на базе МОУ СОШ-интерната им.

В.Г.Белозерцева, г.Балашова с подростками 8 «а» класса и их родителями.

Таблица 4

Программа индивидуальной коррекционной работы

Соц.диагноз

Соц.прогноз

Осовные направления деятельности

Формы и виды соц.мероприятий

Методы соц.воздействия

Сроки выполнения

Завышенная самооценка, вследствии недостаточности внимания со стороны родителей

В процессе реализации программы должно произойти изменения характера сем.отношений

1. Соц.-педагогическая

2. Психолого-педагогическая

1. Консультация с родителями.

2. Психологические игры с ребенком, семейный совет с участием с ребенком, друг с другом.

Содержательное и доброжелательное общение с подростком, непринужденная беседа на отвлеченные темы, советы убеждения с учетом индивидуальных качеств в общении.

1-6 недель

Таблица 5

Этап 1

Соц.диагноз

Соц.прогноз

Осовные направления деятельности

Формы и виды соц.мероприятий

Методы соц.воздействия

Сроки выполнения

Нарушение формирования представлений о семье, отсутствие –внимания со стороны родителей

Нормализзация межличностных отношений в семье.

1.Психологическая. 2.Воспитательная.

3.Посредническая.

1. Беседа с родителями.

2. Совместные тренинги.

3. Ролевые игры.

1. Обсуждение и передача впечатлений от тренинга.

2. Беседа, относительно реакции на каждые роли.

2-4 недель

Таблица 6

Этап 2

Соц.диагноз

Соц.прогноз

Осовные направления деятельности

Формы и виды соц.мероприятий

Методы соц.воздействия

Сроки выполнения

Эмоциональное отвержение со стороны родителей, искаженные представления о будущей семейной жизни

Смена внутрисемейных отношений и модели общения родителей и детей

1. Психолого-педагогическая.

2. Социально-педагогическая.

3. Воспитательная.

Психодрамма, сказкотерапия, беседа с подростком, консультирование –родителей.

Групповая работа, направленная на активизацию эмоций, раскрытие глубинных переживаний родителей и детей, убеждение о необхродимости пересмотра внутрисемейных отношений.

6 недель

Таблица 7

Этап 3

Соц.диагноз

Соц.прогноз

Осовные направления деятельности

Формы и виды соц.мероприятий

Методы соц.воздействия

Сроки выполнения

Не постоянство стиля воспитания, влекущее искажение представлений о семье.

Ликвидация отклонений в стиле семейного воспитания.

1. Психолого-педагогическая.

2. Социально-педагогическая.

3. Образовательная.

4. Культурно-досуговая.

Тренинги, ролевая игра, беседа с подростком, консультирование родителей.

Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми, организация досуговых мероприятий внутри семьи, например, «Мама, папа, Я – спортивная семья».

3-5 недель

Заключение

В данной работе проведена систематизация литературных источников, касающихся работе с семьей и стилей семейного воспитания. Воспитание ребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательной воздействия на ребенка заложено уже самой природой отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опере, сознательной заботе старших о младших. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности, с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущие детскому возрасту склонности подражания. Характер отношения родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения и все это он перенесет в свою будущую семью. Именно на это было направлено экспериментальное исследование влияния стиля семейного воспитания на формирование у подростков представлений о будущей семейной жизни.

Была выдвинута гипотеза которая конкретизировалась данными экспериментального исследования. Следует отметить, что стиль семейного воспитания оказывает огромное влияние на ребенка, он является основой развития, фундаментом всех представлений о будущей семейной жизни. Именно поэтому и следует уделять большое внимание воспитательному процессу и корректировать некоторые его составляющие, та как не все стили семейного воспитания всесторонне приемлемы.

Список литературы

1. Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.: «Тоникал», 1994. – 608 с.

2. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: Изд-во «Речь», 2006. – 440 с.

3. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: «Питер», 2006. – 176 с.

4. Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 375 с.

5. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие [Текст] / О.А. Карабанова. – Самара: Издательство СИОКПП, 2001. – 122 с.

6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

7. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними [Текст] / Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ, 2004. – 292 с.

8. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Минина. – СПб: Речь, 2010. – 136с.

9. Медведева, И. Высокое давление любви [Текст] / И. Медведева // Воспитание школьников. – 2004. - №1. – С. 55-60.

10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Е.Г. Силяевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 182 с.

11. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1 Работа с детьми [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 384с.

12. Роль семьи в воспитании ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kid.ru.

13. Петерс, В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / В.А. Петерс. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 304 с.

14. Самыгин, С.И. Психология и педагогика для студентов вуз [Текст] / С.И. Самыгин. – Изд. 4-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – 248 с.

15. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 96 с.

16. Спиридонова, Н.В. Влияние стиля семейного воспитания на характер отношений подростков с родителями и близкими сверстниками [Текст] / Н.В. Спиридонова // Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - №3. – С. 45-65.

17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – 6-е изд., перераб и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 672 с.

18. Схаляко Л.М. Роль семьи в воспитании детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru.

19. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей [Текст] / Л.М. Фридман. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2004. – 478 с.

20. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: кн. для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.

21. Шевченко, Е. Принципы и подходы к организации воспитательного процесса в семье [Текст] / Е. Шевченко // Основы безопасности жизни. – 2006. - №9. – С. 63-64.

Приложение 1

Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье"

Вопросы теста

Форма для маленьких детей

(... — место для имени ребенка)

Положительные чувства, исходящие от ребенка

1. ... думает, что ты хороший. Кто хороший?

2. ... любит тебя. Кого любит ...?

3. ... нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть ...?

4. ... любит целовать тебя. Кто любит целовать ...?

5. ... любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть ...?

6. ... нравится быть твоим малышом. Чей малыш ...?

7. ... любит играть с тобой. С кем любит играть ...?

8. ... нравится гулять с тобой. Кто должен брать ... на прогулки?

Отрицательные чувства, исходящие от ребенка

10. ... думает, что ты непослушный. Кто непослушный?

11.... не любит тебя. Кого не любит ...?

12. ... думает, что ты плохой. Кто плохой?

13. ... хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать ...?

14. ... хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать ...?

15. ... ненавидит тебя. Кого ненавидит ...?

16. ... думает, что ты гадкий. Кто гадкий?

17. Ты злишь ... Кто злит...?

Положительные чувства, получаемые ребенком

20. Ты любишь играть с ... Кто любит играть с ...?

21. Ты любишь целовать ... Кто любит целовать ...?

22. Ты улыбаешься ... Кто улыбается ...?

23. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым?

24. Ты любишь обнимать ...? Кто любит обнимать ...?

25. Ты любишь ... Кто любит ...?

26. Ты милый с ... Кто мил с ...?

27. Ты думаешь, что ... — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что ... милый(ая) мальчик (девочка)?

Отрицательные чувства, получаемые ребенком

30. Ты шлепаешь ... Кто шлепает ...?

31. Ты делаешь ... грустным. Кто делает ... грустным?

32. Ты бранишь ... Кто бранит ...?

33. Ты доводишь ... до слез. Кто доводит ... до слез?

Форма для старших детей

Нежные чувства, исходящие от ребенка

0. Этот член семьи очень хороший.

1. Этот член семьи очень веселый.

2. Этот член семьи всегда помогает другим.

3. Этот член семьи имеет великолепные возможности.

4. Этот член семьи никогда не подведет тебя.

5. Этот член семьи много шутит.

6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.

7. Этот член семьи — хороший спортсмен.

8. С этим членом семьи хорошо играть.

9. Этот член семьи очень добрый.

Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка

10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.

11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.

12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи.

13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.

14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.

15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи.

16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.

17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.

Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка

20. Этот член семьи иногда слишком суетится.

21. Этот член семьи иногда придирается.

22. Этот человек иногда портит чужие забавы.

23. Этот член семьи иногда вспыльчив.

24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.

25. Этот член семьи временами слишком много жалуется.

26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода.

27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.

28. Этот человек не очень терпелив.

29. Этот член семьи иногда слишком зол.

Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка

30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.

31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.

32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.

33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи.

34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье.

35. Иногда я чувствую, что "сыт этим человеком по горло".

36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку.

37. Этот член семьи может сильно разозлить меня.

Нежные чувства, получаемые ребенком

40. Этот член семьи добр ко мне.

41. Этот член семьи очень тактичен со мной.

42. Этот член семьи очень меня любит.

43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.

44. Этот член семьи готов помочь мне.

45. Этот член семьи любит забавляться со мной.

46. Этот член семьи действительно понимает меня.

47. Этот член семьи всегда выслушает меня.

Сильные положительные, с "сексуальным оттенком" чувства, получаемые ребенком

50. Этот член семьи любит баловать меня.

51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.

52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.

53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.

54. Этот член семьи любит пощекотать меня.

55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.

56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.

57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом.

Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком

60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно.

61. Этот член семьи любит подразнить меня.

62. Этот член семьи иногда ругает меня.

63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того.

64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности.

65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.

66. Этот член семьи иногда зол со мной.

67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.

Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком

70. Этот член семьи часто бьет меня.

71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.

72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым.

73. Этот член семьи заставляет меня бояться.

74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.

75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным.

76. Этот член семьи всегда недоволен мной.

77. Этот член семьи недостаточно любит меня.

Материнская сверхопека

80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться.

81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.

82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину.

83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить.

84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.

85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.

86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми.

87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.

Отцовское сверхпотакание

90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.

91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.

92. Этого члена семьи папа слишком балует.

93. С этим членом семьи папа проводит слишком много времени.

94. Этого члена семьи папа любит больше всех.

Материнское сверхпотакание

95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется.

96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания.

97. Этого члена семьи мама слишком балует.

98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.

99. Этого члена семьи мама любит больше всех.

Приложение 2

Материал к опроснику «Отношение к детям»

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

1) Я всегда сочувствую своему ребенку.

2) Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3) Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4) Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5) Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6) Я уважаю своего ребенка.

7) Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8) Мой ребенок часто мне неприятен.

9) Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10) Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11) По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12) Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13) Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14) Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15) Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16) Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17) Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18) При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19) Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20) Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21) Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22) К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23) Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24) Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25) Я жалею своего ребенка.

26) Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27) Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28) Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29) Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30) Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31) Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32) Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33) При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34) Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35) Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36) Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37) Я всегда считаюсь с ребенком.

38) Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39) Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40) Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41) Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42) Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43) Я разделяю увлечения моего ребенка.

44) Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45) Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46) Мой ребенок часто меня раздражает.

47) Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48) Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49) Я не доверяю своему ребенку.

50) За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51) Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52) В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53) Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54) Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55) Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56) Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57) Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58) Я восхищаюсь своим ребенком.

59) Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60) Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61) Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73979. МУРАВЬЁВА Т.В. МИФЫ СЛАВЯН И НАРОДОВ СЕВЕРА 471.5 KB
  Король желая еще хоть раз увидеть незабвенную супругу послал за паном Твардовским и повелел ему силою своего волшебства вызвать тень покойной королевы. Король простер к ней руки и рванулся из магического крута. Однако чешские короли правившие в IX XIV веках называли себя Пржемысловичами и возводили свой род к легендарному Пржемыслу В XI веке король Вратислав П в зале своего дворца в Вышеграде выставил для всеобщего обозрения лапти Пржемысла. Король Ячменек Правил некогда в Чехии король Святопулк человек жестокий и нечестивый.
73981. Режим «народної демократії» в Польщі (1945-1948) 258.5 KB
  Зі створенням ПОРП у країні фактично розпочався процес формування тоталітарного політичного режиму. Узявши за взірець сталінську модель соціалізму керівництво ПОРП намагалося силовими методами в надзвичайно стислі строки здійснити перебудову польського суспільства.
73982. ПОЛЬСЬКА ДЕРЖАВА В ПЕРІОД ПРАВЛІННЯ ДИНАСТІЇ ЯГЕЛЛОНІВ (КІНЕЦЬ ХIV-ХVІ ст.) 519 KB
  Політичний розвиток Польщі наприкінці XIV в першій половині XV ст. Боротьба з німецькою експансією Формування становопредставницької монархії Соціальноекономічний розвиток Польщі Польськолитовські відносини. Польська культура ПОЛІТИЧНИЙ РОЗВИТОК ПОЛЬЩІ НАПРИКІНЦІ XIV В ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ ХV СТ. З метою зміцнення позицій нової королівської династії у Великій Польщі Ельжбета здійснила ряд нововведень: заснувала спеціальні суди які розглядали справи щодо повернення шляхті конфіскованих у неї маєтків; надала привілеї деяким...
73983. Національно-визвольний рух у польських землях наприкінці ХVІІІ–в 60-х роках ХІХст 222 KB
  Відсутність власної держави відчули на собі всі верстви польського суспільства. Шляхту було позбавлено громадянських і політичних прав, якими вона користувалася протягом кількох століть, зокрема можливості брати участь у законотворчості і встановленні розміру податків
73984. Річ Посполита XVII - наприкінці XVIII століттях 247 KB
  Нову династію в Речі Посполитій започаткували вибори на польський престол у 1587 р., на яких обрали фактично двох королів. Примас (глава католицької церкви) Станіслав Карнковський проголосив королем шведського принца Сигіз-мунда. РІЧ ПОСПОЛИТА В XVII - НАПРИКІНЦІ XVIII століттях
73985. Технология приготовления изделия из слоеного теста с начинкой «Курник» 218 KB
  Познакомиться с ассортиментом блюд из птицы. Дать общую характеристику мясных блюд из птицы и изделий из слоеного теста. Показать технологию приготовления куриного рулета. Изучить классификацию блюд из слоеного теста...
73986. Оптимизация системы ведения полеводства в КФХ «Прогресс» Красноперекопского района Республики Крым 5.84 MB
  Оптимальная структура посевных площадей и научно обоснованное чередование культур занимает одно из ведущих мест в повышении их урожайности. Структура посевных площадей (процентное соотношение площадей, засеваемых различными группами культур) определяется производственной направленностью уровнем материально-технического снабжения хозяйства
73987. Проведение уроков информатики по теме: «Кодирование информации» с использованием интернет-технологий 1.03 MB
  В данной дипломной работе показаны примерные уроки для изучения темы «Кодирование информации» в средней школе. Достигнута цель работы изучение и применение методов обучения темы «Кодирование информации» в средней школе. Не смотря на сложность материала большого объема информации на тему «Кодирование информации» в школьном планирование уделено крайне мало часов