86828

Программы первичной профилактики алкоголизма в Курске и Курской области

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Цель курсовой работы - рассмотреть технологию социальной работы с лицами, страдающими алкоголизмом. Объект исследования - лица, страдающие алкоголизмом. Предмет исследования - технологии социальной работы с лицами, страдающими алкоголизмом.

Русский

2015-04-11

72.43 KB

1 чел.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы изучения  алкоголизма как социально-психического явления…………………………………………………………….5

  1.  Понятие и стадии развития алкоголизма…………………………………5
  2.  Факторы риска развития алкоголизма…………………………………….9

Глава 2. Общетеоретический анализ технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем………………………………………16

2.1 Современные технологии социальной работы с алкоголиками………….16

2.2 Направления социальной работы с лицами, страдающими алкоголизмом…………………………………………………………………….21

Глава 3. Программы первичной профилактики алкоголизма в Курске и Курской области…………………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованной литературы…………………………………………...42

Введение

Актуальность темы. Последнее десятилетие общество России особенно остро столкнулось с проблемой злоупотребления спиртными напитками своими согражданами. Привычное и веселое российское застолье с чрезмерным употреблением алкогольных напитков постепенно перерастает в болезнь — алкоголизм.         Проблема алкоголизма в России на сегодняшний день, наверное, одна из самых актуальных медико-социальных проблем. На счету этого страшного заболевания тысячи распавшихся семей и искалеченных судеб. Как в свое время Великая Отечественная война нанесла ущерб практически каждой семье советского народа, так и сегодня не меньший ущерб наносит алкоголизм. По последним данным Института Гэллапа: каждый третий опрашиваемый ответил, что алкоголь является причиной неприятностей и бед в его семье.          Причины пьянства разнообразны: трудности, связанные с приспособляемостью к новым условиям жизни; конфликты с окружающими; неудовлетворенность политикой власти, семьей, работой, условиями жизни; чувство одиночества; недопонимание другими людьми; усталость; стеснительность; ощущение своей неполноценности; и другие обстоятельства, вызывающие чувство психологического дискомфорта. Все эти проблемы, выдуманные и реальные, могут временно облегчаться действием спиртного.         Алкоголизм - это болезнь всей личности и поэтому если при реабилитации не воздействовать на все сферы человека, то шансы на выздоровление не велики. Но специалисты утверждают, что алкоголизм излечить невозможно, в том смысле, что больной никогда   ни   в каком количестве не сможет употреблять спиртные напитки без последствий для себя.2 Еще одной проблемой на пути к исцелению является неподготовленные медицинские специалисты, которые не могут распознавать болезнь на ранних стадиях и лечат не алкоголизм, а его симптомы.          Актуальность темы работы связана также с тем, что злоупотребление спиртными напитками - это не только проблемы морального плана, но и проблемы и трудности в работе, ссоры в семье, бытовые драки и преступления на почве психических расстройств от принятия алкоголя. Цель курсовой работы - рассмотреть технологию социальной работы с лицами, страдающими алкоголизмом.      Объект исследования - лица, страдающие алкоголизмом.  Предмет исследования - технологии социальной работы с лицами, страдающими алкоголизмом.         Задачи исследования:          1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме алкоголизма и выявить основные понятия, симптомы и факторы риска развития алкоголизма;           2. Рассмотреть технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем;        3. Выявить основные направления первичной профилактики алкоголизма.         Теоретической и методологической основой работы стали издания по социологии, педагогике, психологии, материалы журналов, периодических изданий, интернет сайтов.

  

   

Глава 1. Теоретические основы изучения  алкоголизма как социально-психического явления

1.1 Понятие и стадии развития алкоголизма

Алкоголизм в социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения, трудовой деятельности, быта. В медицинском смысле алкоголизм – болезнь, относящаяся к группе токсикомании (пристрастия к этиловому спирту). Хронический алкоголизмзаболевание, определяющееся психической и физической зависимостью от алкоголя, непреодолимым болезненным влечением к нему, развитием психических и физических расстройств, личностных изменений (вплоть до деградации).    Развитию хронического алкоголизма в большинстве случаев предшествует так называемое «бытовое пьянство» - употребление спиртного в этот период чаще эпизодическое, как правило – с легким опьянением (редко среднее и тяжелое). Пьют обычно в кругу товарищей или сослуживцев, семье, по поводу определенных событий. Среди различных форм бытового пьянства – регулярное потребление больших доз спиртного — непосредственное преддверие алкоголизма как болезни. Между бытовым пьянством и появлением симптомов хронического алкоголизма может пройти от 1-2 до 15 лет.

I (начальная) стадия хронического алкоголизма

Патологическому влечению – предшествует постепенное привыкание, выражающееся, в частности, в постепенном увеличении дозы, необходимой для достижения психического и физического комфорта. Психическое состояние – всегда изменяется и до того, как представляется случай выпить:

- возникают ассоциации, положительные эмоции при воспоминании о прошлых выпивках;

- мысли о предстоящей выпивке – легко отвлекают от служебных обязанностей, семейных дел и т.д.;

- т.е. говорят о первичном или психологическом влечении.

Со временем возникает вторичное влечение (т.е. влечение в состоянии опьянения). Появляется сначала после приема больших доз алкоголя (0,2-0,5 литра), ведет к неконтролируемому приему спиртного. С сильным опьянением снижается, или утрачивается количественный контроль.  Важное диагностическое значение имеет резкое усиление толерантности к алкоголю (опьянение наступает от все больших доз) – нередко предшествует исчезновение защитного рвотного рефлекса. На этом этапе необходимые дозы возрастают в 2-3 раза.      На начальной стадии нарушается работа внутренних органов, а также появляются различные отклонения. Со стороны нервной системы: снижается умственная работоспособность, ухудшается память и внимание, расстраивается сон, возникают головные боли и раздражительность. Появляются так называемые частичные забывания отдельных событий и своего поведения во время опьянения (при этом общий ход событий и наиболее важные детали еще остаются в памяти).

Продолжительность этой стадии – от 1 до 4-6 лет.    В первой фазе пьянства – в период втягивания, на человека еще можно воздействовать общественно – воспитательными мерами. К сожалению, многие в этой стадии болезни не признают себя алкоголиками, пытаются убедить близких и друзей, что они пьют, как все, не больше и могут бросить в любую минуту. Таким людям уже нужна медицинская помощь, и их можно направлять на лечение.

II (развернутая) стадия хронического алкоголизма

Переход во II стадию бывает постепенным – на прогрессирование болезни может указывать:

- появление состояний измененного опьянения (все чаще вместо пьяного веселья и добродушия – раздражительность, придирчивость, неприязнь -
легко переходящее в прямую агрессию);

- снижены и совсем могут исчезать наблюдавшиеся ранее в опьянении нарушение моторики и речи;

- все чаще амнезия опьянения;

- вне опьянения – постоянный физический и психический дискомфорт;

- влечение к спиртному в эти периоды возникает спонтанно, носит непреодолимый характер.

Толерантность продолжает нарастать, достигая максимума — остается в течение определенного времени на одном уровне («плато толерантности»). В этот период – употребляются наибольшие дозы алкоголя.   Во второй стадии алкоголизма развивается похмельный абстинентный синдром – симптомокомплекс соматовегетативных, неврологических и психических нарушений, наступающий после протрезвления и снимаемых приемом очередной дозы алкоголя. Развивается быстрее у лиц, начавших пить в подростковом и юношеском возрасте, у психопатов, у больных олигофренией. Развитие похмельного абстинентного синдрома – физической зависимости – ведет к тому, что влечение к алкоголю приобретает принудительный характер, по силе сравнимый с витальными влечениями (голодом, жаждой).          Значительное число лиц во II стадии начинают пить ежедневно в продолжение недель и месяцев. На этой стадии нередко возникают алкогольные психозы. Продолжается эта стадия в среднем 3-5 лет. Но и на этом этапе болезни алкоголики не признают себя больными, что говорит о наличие у них нарушений психики. 

III (конечная) стадия хронического алкоголизма

Переход в третью стадию определяется новыми признаками, являющимися следствием токсической энцефалопатии.   Наиболее характерный симптом – снижение толерантности к алкоголю. Разовая толерантность снижается раньше, что приводит к выраженному опьянению от все меньших доз алкоголя. Позже – начинает снижаться и общее суточное количество принимаемого алкоголя. Многие в этот период начинают употреблять вина вместо водки, прибегают к суррогатам. Потребление алкоголя – как и во второй стадии – или регулярное (постоянное пьянство) или периодическое (запойное пьянство). Однако, сами запои начинают меняться: все чаще возникают не в связи с ситуационными факторами, а при спонтанном изменении психического или физического самочувствия. В первые дни запоя употребляются дробными дозами сравнительно большие дозы алкоголя – больной находится в состоянии почти непрерывного тяжелого опьянения. Каждый последующий день – опьянение от все меньших доз. На 7-8 день запоя возникает выраженная непереносимость и отвращение к алкоголю («аверсия»). Прием алкоголя в таком состоянии – приводит к рвоте, усилению сомато-вегетативных и неврологических нарушений, больной перестает есть. К концу запоя алкоголь в небольших количествах используется лишь как средство, снимающее абстиненцию. В этом периоде могут развиться эпилептиформные припадки. Со временем – запои укорачиваются до 2-3 дней, перерывы – удлиняются до нескольких месяцев.          Похмельный абстинентный синдром – в третьей стадии отличается
наибольшей интенсивностью всех компонентов. Его психические проявления часто выступают в форме преходящих расстройств, имитирующих развернутый психоорганический синдром. Чаще возникают галлюцинации, утрачивается память, наступает слабоумие.      При хроническом алкоголизме страдает весь организм в целом и в первую очередь кора головного мозга, особенно ее лобные отделы. Поражение лобной коры при алкоголизме приводит к постепенной психопатизации личности, с расторможением влечений и с выраженными нарушениями поведения, к отсутствию переживаний за себя и за близких, к некритичности поступков.
         Эта стадия продолжается от 6 до 12 лет. 

  

1.2 Факторы риска развития алкоголизма

Генетические факторы развития алкоголизма

Много лет обсуждается роль генетических (наследственных) факторов в патогенезе формирования зависимости от алкоголя. Большинство исследователей полагают, что наследуется неблагоприятная комбинация отклонений в нескольких генах.       Достоверно установлено, что риск заболевания алкоголизмом значительно повышается при наличии в роду больных алкоголизмом. Экспериментальные исследования на животных в условиях свободного выбора напитка позволили установить, что только определенная часть животных усиленно потребляла алкоголь и отдавала предпочтение именно ему. Исследование животных «чистых» линий выявили значительные врожденные особенности нейрохимических систем у этих животных. Таким образом, врожденная предрасположенность, с точки зрения биологов, – это генетически закрепленная особенность организма, включающая комплекс врожденных функциональных нейрохимических состояний систем мозга. Именно благодаря этим особенностям употребление алкоголя очень быстро приводит к злоупотреблению им и последующему формированию алкоголизма.         Обследование семей, больных алкоголизмом, позволило установить, что алкоголизм поражал не менее 25% их отцов, братьев и сестер. Отмечено, что в семьях больных алкоголизмом женщин у 46,7% их отцов и 20% матерей также выявлено это заболевание. Многолетние исследования дают основания утверждать, что фактор риска заболеть алкоголизмом связан с болезнью матери и отца. При второй степени родства (бабушка, дедушка, дядя, тетка) риск наследования заболевания уменьшается, но также остается высоким.            При исследовании врожденной предрасположенности к формированию алкогольной зависимости используют в основном два подхода. Первый – дофаминовая гипотеза, согласно которой в основе врожденной предрасположенности лежат генетически закрепленные изменения дофаминовых нейротрансмиттерных систем.     Второй – метаболическая гипотеза, предполагающая врожденную специфику активности ферментов, метаболизирующих этанол (алкогольдегидрогеназы и альдегиддегидрогеназы печени и мозга).   Для наследственного алкоголизма характерно раннее начало злоупотребления алкогольными напитками, основные симптомы заболевания формируются в короткие сроки (2-3 года), алкогольная деградация наступает быстро, эффективность лечения низкая, терапевтические или спонтанные ремиссии короткие.

Семейные факторы развития алкоголизма

Большинство человеческих пороков – как правило, результат взаимодействия генетических факторов и внешней среды. Особо пагубное влияние может оказывать семейная среда, но исключительно в тех случаях, когда употребление и тем более злоупотребление алкогольными напитками – стиль жизни семьи, где к алкоголю относятся как к обыденному пищевому продукту и не только не запрещают детям и подросткам употреблять легкие алкогольные напитки (пиво, вино), но порой и поощряют такое потребление. В таких семьях продолжает жить и культивироваться миф о безвредности слабоалкогольных напитков.        Вместе с тем этот миф не имеет никаких научных оснований. Именно в семьях с подобными мировоззренческими позициями и начинается раннее приобщение детей к употреблению алкоголя и последующему злоупотреблению им. Недаром существует точка зрения, что алкоголизм относится к семейному заболеванию, и не обязательно «наследственному». Болезнь может быть следствием или результатом преимущественно плохого воспитания. Легкомысленное отношение к употреблению алкогольных напитков в семье обязательно приводит к формированию семейных алкогольных традиций и бытовому пьянству, которое относится к донозологической (доболезненной) форме злоупотребления алкоголем. Алкогольная традиция в семье всегда сопровождается определенным весельем, неким радостным смакованием того ими другого алкогольного напитка, радостными и подбадривающими улыбками родителей или родственников. Возникающие положительные эмоции прочно закрепляются в памяти ребенка и в течение всей последующей жизни сопровождают и вовлекают его в пьянство. Выработанный в семье мотив потребления алкоголя может стать доминирующим – именно ему будет отдаваться предпочтение перед другими радостями жизни.     В «алкогольных» семьях, как правило, возникают интерперсональные конфликты, сопровождающиеся ссорами, руганью, неприязнью, рукоприкладством. У взрослых формируется безответственное отношение к семейным обязанностям и воспитанию детей. В конфликтных ситуациях родители обвиняют друг друга, высказывают необдуманные претензии, что не может не влиять на психику их детей.       В результате у детей формируются невротические, психопатоподобные или девиантные формы поведения, которые служат факторами риска становления зависимости от алкоголя. Алкоголизм детей во взрослом периоде жизни возвращается их родителям неприязнью, нетерпимостью, эгоизмом, жестокостью.        Отмечено, что жизнь в алкогольных семьях нередко сопровождается криминальными поступками ее членов. Криминогенность достигает 30-40%. В такой среде воспитание детей подвержено дополнительному негативному фактору воздействия, вырабатывающего морально-этические отклонения и приводящие к асоциальной личностной позиции.     Таким образом, к семейным факторам, способствующим формированию алкогольной зависимости, относятся:

- наличие психических расстройств, в том числе алкоголизма, у родителей и родственников;

- семейная ситуация (в полной или неполной семье, родственниками, в детском доме);

- характер взаимоотношений в родительской семье (гармоничный, дисгармоничный);

- специфика межличностных отношений родителей (преимущественно безразличные, любовные, доброжелательные, недоброжелательные);

- криминальная и антисоциальная направленность членов семьи.

Личностные (индивидуальные) причины алкоголизма

Наиболее распространенное определение понятия «личность» включает присущие человеку генетически и социально обусловленную совокупность индивидуального набора качеств – духовных, физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых, характерологических, поведенческих и др. К перечисленным качествам можно добавить особенности темперамента и, что особенно важно, потенциал личностного роста и самореализации.         Таким образом, личность рассматривается как постоянно изменяющаяся динамическая система, требующая индивидуального подхода к ее пониманию и прогнозированию развития. Для врачей, особенно врачей психиатров-наркологов, это умение видеть, как в процессе оказания лечебно-реабилитационной помощи сочетаются и изменяется потенциал личности и болезни, имеющей жесткую и порой жестокую динамику.   Многие психологи считают физическую конституцию человека, интеллект и темперамент базисным, генетически обусловленным достаточно стабильным материалом, на котором создается личность. Наследственные структуры человека очень мало изменяются в процессе всей его жизни. Вместе с тем люди стремятся оказаться именно в той среде или в тех ситуациях, в которых проявляются их индивидуальные качества.

Исследование личностных причин алкоголизма позволило выявить следующие группы риска:

1. Возбудимые и неустойчивые психопатические личности с установленной склонностью к агрессии, импульсивным действиям и антисоциальным поступкам.

2. Психопатии астенического круга с преобладанием повышенной истощаемости (энтузиазм легко сменяется потребностью в отдыхе, потере интереса к деятельности, повышенной отвлекаемости – отсюда неуверенность в своих силах, ощущение собственной неполноценности и часто сниженное настроение. Алкогольные напитки у таких лиц временно увеличивают работоспособность и повышают настроение.

3. Психопатии астенического круга с преобладанием ипохондрических расстройств. Характерно сочетание пониженной активности с соматовегетативными функциональными нарушениями (жалобы на сердцебиение, головные боли, расстройства сна, пищеварения и проч.) и поиск объективных признаков какого-либо заболевания. Прием алкоголя в значительной мере нивелирует негативные расстройства и повышает настроение.

4. Лица с психопатоподобным вариантом психоорганического синдрома. Для них характерно быстрое опьянение от небольших доз алкоголя; опьянение сопровождается возбуждением, немотивированной агрессией, последующей амнезией.

5. Сниженная устойчивость к стрессам.

6. Невротические признаки с проявлениями тревоги.

 7. Эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревоги, комплекс неполноценности, сниженная коммуникабельность.

8. Сниженный интеллект, слабая мотивация к деятельности, отсутствие социально-позитивных установок и заинтересованности в труде.

9. Признаки органического поражения головного мозга: нейроинфекции, интоксикационные поражения, черепно-мозговые травмы, задержка интеллектуального и физического развития, нарушения развития речи, ночной энурез.

10. Безразличное отношение к досугу и неумение им распорядиться.

Социальные факторы развития алкоголизма

Установлено, что на формирование и распространенность алкогольной зависимости оказывают влияние следующие социальные факторы:

- Круглосуточная доступность приобретения алкогольных напитков, что провоцирует не только потребление, но и злоупотребление алкоголем, которое окончательно формирует алкогольную болезнь. В большинстве стран северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия) алкогольные напитки продаются только до 18 ч, а по воскресным дням вовсе не продаются.

- Чрезмерное количество торговых точек, продающих алкогольные напитки. Сложившаяся с 1990 г. «шаговая доступность» алкоголя привела к росту потребления алкоголя, заболеваемости алкоголизмом, алкогольным психозам, смертности, преступности. Общее количество торговых точек, продающих крепкие напитки, из расчета на 100 тыс. населения в России в 7-10 раз выше, чем в таких странах, как Швеция, Норвегия, Финляндия и др.

- Широкая прямая и косвенная реклама алкогольной продукции и особенно пива. Только в Российской Федерации пиво отнесено к безалкогольной продукции. Широкая реклама пива привела к росту его потребления среди детей, подростков и женщин детородного возраста. Детский и подростковый возраст (особенно для девочек) наиболее опасен с точки зрения привыкания к алкоголю и формирования зависимости. В Российской Федерации в структуре продаж всех видов алкогольной продукции на пиво приходится 80%, на водку и ликероводочные изделия – 13%, на вино – 6%, на коньяк – 1%. Доля лиц, регулярного потребляющих пиво, составляет 76%.

- Ценовая доступность алкогольных напитков, особенно водки. На среднюю зарплату гражданин России может купить в несколько раз больший объем алкоголя, чем в период существования СССР. Цены на крепкие алкогольные напитки значительно ниже, чем на напитки с низким содержанием этанола.

- Доступность нелегального алкоголя и его широкая распространенность (30% от общего количества реализуемого алкоголя).

- Низкая эффективность выявления правонарушений, связанных с продажей алкогольных напитков (особенно пива) несовершеннолетним.

- Сформировавшиеся традиции и обычаи потребления алкоголя (не только в праздничные дни, но и в дни отдыха и по малозначимым поводам: встреча со знакомым, спортивное соревнование, отъезд в отпуск и возвращение из отпуска).

- Застольные традиции потребления больших объемов алкогольных напитков. Эти традиции воплотились в высказываниях определенного типа «пить – душу веселить», «пей до дна», «если пьешь мало, то не уважаешь хозяина», «на посошок на дорожку».

- Социальная терпимость к пьянству, особенно к пьянству взрослых мужчин (мол, «проспится и образумится»). Оказывается, что зависимому от алкоголя человеку очень трудно «образумиться», ибо болезнь «диктует» динамику развития алкоголизма, и только одними увещеваниями и добрыми пожеланиями никак не обойтись.

 - Отсутствие работы, как и многие другие стрессовые состояния, – частая причина злоупотребления алкогольными напитками. Безработица, экономические кризисы приводят к развитию психического дискомфорта, сопровождающегося депрессиями, дисфориями, невротическими расстройствами, которые способствуют обострению влечения к алкогольным напиткам как «единственному» средству, снимающему психическое напряжение.

Глава 2. Общетеоретический анализ технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем 

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки лиц, злоупотребляющих алкоголем. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения.

2.1 Современные технологии социальной работы с алкоголиками

Особенность социальной работы состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения.3 Отечественный и зарубежный опыт показывает, что, несмотря на предпринимаемую координацию усилий в помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточна эффективна.

Медицинские работники на практике вынуждены выполнять ряд функций социальных работников – отечественные дипломированные специалисты по социальной работе появились лишь в последние годы и их количество незначительно. В свою очередь, социальные работники в своей деятельности очень часто работают с клиентами, которые страдают и физической патологией, т.е. выступают в роли врачевателей.

Чтобы обозначить место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов родственных профессий - врачей, психологов, педагогов, и других специалистов. Основной целью медико-социальной работы в наркологии является комплексная социальная помощь, включающая медико-психологические, социально-психологические и педагогические аспекты лицам, страдающим зависимостью, и членам их семей. Социальная работа алкоголизма - это не просто появление дополнительных функций у наркологической службы, это кардинальная перестройка всего лечебно-профилактического процесса и профилактической работы. В систему отношений с пациентом в качестве полноправного его партнера, наряду с медицинским персоналом, включается специалист по социальной работе, координирующий деятельность нескольких социальных работников или консультантов.

Модель организации социальной работы, в том числе в сфере наркологической помощи, наиболее прогрессивна и эффективна; ее нужно учитывать и осваивать в процессе подготовки кадров социальных работников в России.4 Направления деятельности специалиста по социальной работе в любой сфере социальной помощи вытекают из его основных функций:

Диагностическая - изучение особенностей личности, семьи, группы, степень и направленность влияния на них микросреды, постановка «социального диагноза»;

Прогностическая - прогноз развития событий, процессов, происходящих в семье, группе, обществе; разработка определенных моделей социального поведения;

Правозащитная - использование законов и правовых актов, направленных на оказание социальной помощи и поддержки клиенту, на защиту его интересов;

Организационная - посредническая помощь в направлении деятельности социальных служб на оказание различных видов социальных услуг населению;

Предупредительно-профилактическая - задействование различных механизмов (юридических, психологических, медицинских, педагогических) предупреждения и преодоления негативных явлений;

Социально-медицинская - своевременная организация работы по профилактике болезней, по преодолению болезненных состояний, по реадаптации после излечения.

Этапы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в сфере наркологии сводятся к следующим:

- Профилактика алкоголизма (выявление, консультации и т.д.);

- Лечебный (координация деятельности специалиста и медицинские тренинги, семейная терапия организация и участие);

- Реабилитация.

Совместно с врачами психиатром, наркологом и психологом специалист по социальной работе участвует в проведении психокоррекционных воздействий, усиливая эффект лечебных мероприятий, оказывая больному социальную помощь. В рамках оказания социальной помощи больным наркологического профиля специалист по социальной работе оказывает помощь в трудоустройстве; решении социально-бытовых проблем; восстановлении нарушенных семейных и социальных связей; содействует включению пациента во внебольничные группы самопомощи и терапевтические сообщества; консультирует пациента по социально-правовым вопросам или организует консультации у соответствующих специалистов, оказывает помощь в оформлении необходимых документов; участвует в разработке и реализации альтернативных программ в системе терапевтических и реабилитационных мероприятий.

Специалисты по социальной работе в наркологии имеют широкое поле деятельности на условном домедицинском этапе они участвуют в программах первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ, как в организованных, так и в неорганизованных контингентах; выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними; содействуют в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку. На условном медицинском этапе, когда клиенты оказываются в сфере деятельности медицинских работников, специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с медицинским персоналом.

Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».

Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня адаптации и функционирования лиц с физической, психической и социальной патологией. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации. Объектом медико-социальной работы в наркологии являются различные контингента лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, вызванные злоупотреблением и зависимостью от психоактивных веществ, которые взаимно потенциируют друг друга и их решение затруднительно в объеме односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной профессиональной деятельности. Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работы в смежном секторе, после соответствующей подготовки и выбора специальных форм работы, которые позволяют объединить действия представителей разных специальностей в лице нового специалиста по социальной работе, получившего соответствующую медицинскую (в нашем случае наркологическую) специализацию.

Исходя из перечисленных выше функций, можно сделать вывод, что деятельность специалиста по социальной работе в наркологическом учреждении приобретает все более значимую роль. Все больше число программ по реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, разрабатываются и реализуются на практике при непосредственном участии специалистов по социальной работе. В Российской Федерации система профессиональной социальной работы в целом содержательно, функционально и организационно находится на начальной стадии развития. С этим сопряжены определенные проблемы. Мы должны осознавать, что залогом эффективности, да и самой возможности проведения социальной работы в наркологии на системной основе, является поиск и подготовка кадров. Наиболее актуальной в этой связи представляется разработка пакета документов для учебно-методического обеспечения кадров. Требуется не реорганизация, а подлинное создание различных уровней медико-социальной работы в сфере наркологической помощи. Этот процесс активно развивается в последнее время в нашей стране. В частности, началась подготовка специалистов данного профиля высшими учебными учреждениями.

Еще одна первоочередная проблема развитие медико-социальной работы в наркологии с учетом особенностей организации системы здравоохранения и социальной защиты, а также с учетом специфики социально-экономической ситуации в России. В настоящее время делаются только первые шаги в этом направлении. В плане проблемной направленности различных форм медико-социальной работы в наркологии можно выделить:

    1) профилактическую медико-социальную работу, нацеленную на предупреждение возникновения алкоголизма;

    2) медико-социальную работу с проблемными лицами, имеющими те или иные очерченные проблемы, но у которых не выявляются клинические формы алкогольных заболеваний, а также проблемы с их микросоциальным окружением;

     3) медико-социальную работу с лицами, страдающими алкоголизмом.

    Также немаловажное значение имеет законодательная база, обеспечивающая деятельность специалистов по социальной работе в наркологии. К сожалению, здесь мы имеем дело с незаконченностью формирования и некой неполноценностью общей системы законодательства в данной области. Появляются только первые нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность специалистов по социальной работе в здравоохранении. Однако уже заложенные законодательные основы позволяют рассчитывать на дальнейшую разработку нормативно-правовых документов, которые очертят сферы деятельности специалистов по социальной работе в данной области. Необходимо отметить, что внедрение социальной работы в наркологию является позитивной практикой, поскольку деятельность специалиста по социальной работе должна стать неотъемлемой частью в процессе полноценной реабилитации наркологических больных. Эффективность социальной работы в наркологии в дальнейшем будет только повышаться, и деятельность специалистов станет неотъемлемой частью помощи лицам, нуждающимся в поддержке.

2.2 Направления социальной работы с лицами, страдающими алкоголизмом

Не менее важным направлением социальной работы с лицами, страдающими алкоголизмом является так называемая аутрич-работа или уличная социальная работа. Так называемые уличные социальные работники проводят профилактическую деятельность непосредственно в группах так называемых «активных алкоголиков». Несмотря на то, что аутрич-работа претендует на выполнение, прежде всего социальных функций, она не имеет ничего общего с профессиональной социальной работой по целому ряду причин. Главная из них это то, что основополагающая роль в аутрич-работе отводится бывшим или настоящим «алкоголикам». Сразу возникает вопрос: как человек с деформированной психикой, имеющий тяжёлое хроническое заболевание, может эффективно оказывать какую-либо помощь. Скорее можно говорить о его включении в процесс оказания помощи, во взаимодействии и под жестким контролем со стороны специалиста соответствующего профиля, но никак не главного звена в этом процессе, которому всё отдано на откуп. Вторая причина так же важна - концепция программы аутрич-работы кардинальным образом расходится с концепцией практической социальной работы, основной задачей которой является включение, реинтеграция лиц, страдающих алкоголизмом в здоровый социум, а не наоборот. То есть, аутрич-работники делают акцент на объединение нуждающихся в помощи людей по принципу наличия той или иной девиации (наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.). Таким образом, выводя социальную работу за рамки нормальных общественных отношений, проводники аутрич-работы, по большому счёту, обрекают и без того немало деформированных людей находиться, развиваться и удовлетворять свои витальные и культуральные потребности за счёт глубоко деформированной общности, группы. Подобные действия выходят далеко за рамки профессиональной социальной работы, поскольку медико-социальная помощь лицам, зависимым от наркотических веществ, и их окружению является одним из наиболее приоритетных направлений социальной работы. В профильных учреждениях наркологической направленности накоплен значительный практический опыт, требующий обобщения, осмысления, и использования с целью оказания медико-социальной помощи лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ.

Эффективная реабилитация лиц страдающих пагубным влечением к алкоголю не может быть реализована только усилиями учреждений системы здравоохранения, в том числе — ее специализированной наркологической службы. Она должна осуществляться только на основе конструктивного постоянного взаимодействия собственно медицинских структур и учреждений служб образования, профессиональной подготовки и переподготовки, занятости, социальной защиты населения, охраны правопорядка, юридической помощи — с четким разграничением сфер их компетенции.

Существует несколько основных направлений совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей:5

- формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ на потребление алкоголя, на активное включение в реабилитационный процесс;

- осуществление комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к алкоголю, предотвращение рецидивов болезни;

- редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств развившихся или усугубившихся в процессе болезни;

- укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;

- коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;

- повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;

- достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно-профессиональной подготовки.

Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Поэтому имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и послемедицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с наркоманами, на котором медики и социальные работники должны действовать сплочённой командой. На этом этапе возникает проблема необходимости преодоления естественного психологического отчуждения, существующего между медицинским персоналом, традиционно исповедующим медикоцентрический подход, основанный на наборе формализованных профессиональных знаний, и специалистами по социальной работе, действующими другими методами. Сближение позиций возможно как с помощью специальных образовательных программ, обеспечивающих дополнительные профессиональные знания у социальных работников, так и через осознание медицинскими работниками всех нюансов социально-психологического состояния своих пациентов. Залогом эффективности социальной работы в решении проблем является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью по коррекции социального статуса больного. Отсюда вытекает необходимость сближения позиций наркологов и социальных работников, прежде всего с помощью грамотной организации совместного лечебно-реабилитационного процесса, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах, должностных инструкциях и положениях. Одной из основных целей специалистов по социальной работе в деле реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом становится помощь наркоману в осознании особенностей его болезни – он должен помочь человеку, попавшему в зависимость и его семье научится полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности.

В то же время, в связи с указанными выше особенностями наркологических заболеваний, специализированные наркологические учреждения должны взять на себя роль инициатора и координатора организации и осуществления единого ЛРП, определяя необходимый его объем, конкретные формы и методы его реализации, обеспечивая постоянный мониторинг наркологического и психического статуса больных, при необходимости — их терапевтическую коррекцию, а также динамическую оценку эффективности целевой работы.

Реабилитационная работа с больными может быть успешной только в случае ее проведения на основе постоянного соблюдения специалистами по социальной работе и медиками ряда принципиальных положений (требований) в их совокупности и единстве. Соблюдение этих принципов позволяет начать лечебно-реабилитационный процесс, включив пациента в конкретную целевую программу, удерживать больного в этой программе, обеспечивать его активность в ходе ее реализации и рассчитывать на положительный итоговый результат.

Суммируя вышеизложенное, можно констатировать, что деятельность специалиста по социальной работе на медико-социальном этапе помощи лицам, страдающим пагубным пристрастием к алкоголю заключается в следующем:

- решение организационных и терапевтических проблем в тесном взаимодействии с медицинским персоналом;

- организация и участие в специальных психологических тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов;

- организация семейной психотерапии и участие в ней;

- организация и участие в различных программах реабилитации и реадаптации пациентов.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

Работа с пьющей семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование и наблюдение, которое должно начинаться с изучения семьи, составления их социальной карты. Необходимо правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Своеобразное вмешательство способно предотвратить серьезные осложнения в будущем.

Семьи больных алкоголизмом - страдают во многих отношениях. Главные их проблемы - психологические. С ними могут быть тесно связаны и проблемы здоровья. Алкоголизм чреват большими потерями в семейном бюджете.

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе ее затрачиваются сведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с членами семьи.

Специалист по социальной работе должен поставить перед собой цель - «помочь больному бросить пить», которую необходимо достичь и которая включает в себя следующие этапы:

1) дать основные сведения о вредном действии алкоголя на организм человека, об опасности злоупотребления спиртными напитками;

2) внушить мысль о недопустимости употребления спиртных напитков детьми, об особой опасности злоупотребления алкоголем в молодом возрасте;

3) объяснить сущность пьянства, опасность перехода его в алкоголизм, показать социально - экономические последствия пьянства и алкоголизма;

4) настроить всех на решительную борьбу с пьянством и его проявлениями, ознакомить с мерами этой борьбы.

В своей работе можно использовать различные средства. Надо исходить из того, что каждому человеку в зависимости от его характера, пола, возраста свойственно сравнительно лучшее восприятие какого-либо одного из методов.

Можно использовать:

1) цикл лекций;

2) эпизодические лекции, беседы, групповые беседы, которые помогают преодолеть барьер предвзятости и исключительности, выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы;

3) тематические вечера, вечера вопросов и ответов;

4) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты;

5) семейную психопрофилактику;

6) группы взаимопомощи, объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают. Такие группы включают не больше 5-7 человек. Каждый участник не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы.

Необходимо всегда помнить, что не существует простого, быстрого и легкого способа преодолеть проблемы, надо проявлять максимальную выдержку и терпение.6 Социально-психологическая работа с семьей - это всегда психосоциальная работа: социальные трудности и проблемы влекут за собой психологические и психопатические последствия; для коррекции психологических нарушений необходимо оказание помощи не только психоконсультационной и психотерапевтической, но и социальной, т.е. устранение той социальной проблемы, которая вызвала психологические отклонения.

Результатом проделанной работы должно быть избавление людей от комплексов и привычек, мешающих находить решение актуальных проблем, помощь им приобрести новый опыт, который позволил бы думать, чувствовать и действовать себя по-новому, адекватно ситуации. Если специалист получил такой результат, его работа прошла успешно.

Глава 3. Программы первичной профилактики алкоголизма в Курске и Курской области

В первичной профилактике пьянства и раннего алкоголизма выделяют три основных направления:7 

1) проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование антиалкогольного общественного мнения;

2) санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание;

3) формирование трезвеннических установок.

Широкая воспитательная работа. Современные социологические исследования указывают на существование прямой связи пьянства и алкоголизма среди подростков с такими факторами, как низкий уровень образования, отсутствие организованного культурного досуга, рост числа подростковых групп с асоциальными тенденциями, отсутствие обстановки нетерпимости к пьянству.

Особенно пристального внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг - один из ведущих факторов в развитии злоупотребления алкоголем.

Нравственное воспитание современного человека неотделимо от формирования у него противоалкогольных установок. Уже с раннего детского возраста необходимо воспитывать отношение к пьянству как к социальному злу.

Санитарно-гигиеническое направление антиалкогольного воспитания предусматривает:

1) повышение санитарной грамотности и культуры населения;

2) пропаганда здорового образа жизни;

З) искоренение вредных для здоровья привычек.

Подросткам и их родителям нужно разъяснять, что алкоголь является не «продуктом питания» и не неотъемлемым атрибутом многих традиций, а прежде всего веществом с выраженным наркотическим действием.8 Он так же, как марихуана, героин, гашиш и другие наркотики, разрушающим образом действует на весь организм человека и особенно на клетки головного мозга.

В противоалкогольной пропаганде необходимо делать акцент на том факте, что хроническое отравление алкоголем оказывает отрицательное влияние на половые функции мужчин и женщин.

Пьянство и алкоголизм — одна из основных причин распада семей, особенно молодых. И в первую очередь от этого страдают дети.

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:

- противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

- программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

- противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и др.);

- противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Рекомендации противоалкогольного просвещения в школе предусматривают в начальных классах антиалкогольные беседы (например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения).9 Начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, а в более старших классах-с работниками милиции, юристами. В 8-10 классах может быть рекомендована следующая примерная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье» «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу необходимо проводить и с их родителями. Работа эта должна носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников). С этой целью, как показывает опыт, лучше всего использовать родительские собрания.

Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная работа среди этого контингента молодежи, как ни в каких других социальных группах, должна носить комплексный и дифференцированный характер.

Концептуальная модель первичной профилактики зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ базируется на решении представленных выше целей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Она предусматривает развитие ресурсов личности человека и социальной среды и предполагает внедрение целого ряда профилактических программ для детей, подростков, молодежи, а также для родителей, учителей и специалистов в области профилактики.

Задачи этих программ универсальны, хотя и имеют свою специфику. Программы первичной профилактики для детей и подростков предусматривают решение следующих задач.

1. Формирование здорового стиля жизни, высокофункциональных стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.

2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению; о связи злоупотребления алкоголем и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.

3. Направленное развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

— Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

— собственной системы ценностей, целей и установок; способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

— умения общаться с окружающими, понимать их поведение и его перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку.

4. Развитие навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами:

— принятия решения и преодоления жизненных проблем;

— восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;

— оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

— отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

— защиты Я, само- и взаимоподдержки;

— избегания ситуаций, связанных с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ и с другими формами саморазрушающего поведения;

— использования альтернативных употреблению психоактивных веществ способов преодоления стресса, получения радости и удовольствия;

— бесконфликтного и эффективного общения.

Программы первичной профилактики для родителей предусматривают решение следующих задач:

1) помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье;

2) определение направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов;

3) определение направления и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись, как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой);

4) обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми;

5) выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи;

6) выявление родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям; обучение их основам оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.

В программах первичной профилактики для учителей существенное место отводится обучению педагогов созданию психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками.

Программы предусматривают теоретические и практические занятия: лекции-беседы, обсуждения, ролевые игры и другие психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика.

При проведении профилактической работы очень важно установить в группе доверительные, честные, эмоционально и социально поддерживающие отношения. Занятия с младшими подростками должны проводиться преимущественно в игровой форме, но также содержать и элемент серьезной интеллектуальной и психологической работы.10 

В рабочей группе необходимо выработать обязательные правила. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение, соблюдать конфиденциальность, возможность открыто высказывать свое мнение и обозначать свою позицию, принимать на себя ответственность за активность и успешность работы группы. Необходимо поддерживать согласованность в выполнении участниками заданий, а также решений, принимаемых группой.

Очень важным компонентом работы являются домашние задания, которые предназначены прежде всего для включения в профилактическую активность членов семьи, друзей. Это способствует улучшению взаимоотношений членов семьи с их социальным окружением и позволяет включаться в программу. Кроме того, выполнение домашних заданий способствует самостоятельному осмыслению опыта, полученного на занятиях и в жизни.

Еще одним важным компонентом профилактических программ является использование эффектов группового взаимодействия и развития. Это означает, что процесс занятий в группе представляет собой развивающуюся систему взаимоотношений, в которой происходит получение и осмысление информации и жизненного опыта. Члены группы действуют в направлении взаимного понимания и поддержки. Таким образом, происходит развитие важнейших качеств личности, позволяющих человеку управлять своим поведением и эффективно решать социальные проблемы, а впоследствии обучить этому других — друзей, членов семьи и т.д.

В процессе проведения программ выделяются группы волонтеров для дальнейшей профилактической работы: подростков, учителей и родителей. Участники этих групп в дальнейшем проходят специальную подготовку.

Важным моментом программы является работа с учителями школ, призванными в дальнейшем активно сотрудничать в профилактической работе. Предусматривается также проведение круглых столов для администрации региона и комиссий по делам несовершеннолетних.

В зависимости от поставленных целей используются как долговременные, так и краткосрочные программы. Однако следует понимать, что краткосрочные программы будут значительно менее эффективны. Они используются в первую очередь для того, чтобы сформировать мотивацию на здоровое поведение и обеспечить возможность проводить в дальнейшем долгосрочные программы на основе делового и доверительного сотрудничества (иногда, если предварительная работа не проводится, такие программы встречают сопротивление со стороны администрации школ и некоторых общественных групп).

В начале и в конце профилактической программы предусматривается проведение межведомственных круглых столов для анализа и подведения итогов работы.11 

В профилактической работе применяются следующие методы: тренинг поведения; личностный тренинг; дискуссии; беседы; лекции; ролевые игры;  психогимнастика; элементы психодрамы; элементы индивидуальной и групповой психотерапии; круглые столы; совещания.

Любая профилактическая программа требует объективной оценки ее эффективности. Необходим выбор соответствующих критериев эффективности, а также строгого, но простого в применении измерительного аппарата — множество анкет, опросников и экспериментально-психологических тестов, которые позволяют с высокой степенью достоверности говорить о происходящих в результате профилактического вмешательства изменениях, корригировать действия, изменять направления работы, ее форму и содержание, если это необходимо.

В настоящее время существует много профилактических программ, не соответствующих профессиональному уровню. Для того чтобы программа была действительно результативной, она должна отвечать следующим критериям:

— наличие концептуальной основы и ее адекватность современным направлениям профилактики;

— четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы;

— развитие социальной среды: включение модулей для родителей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике детских и подростковых программ, для инициации внутрисемейного обсуждения и выработки четкой внутрисемейной политики;

— формирование эффективных стратегий поведения;

— применение интерактивных и тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.;

— соответствие возрастным категориям;

— сопровождение в СМИ;

— содержание блока правового регулирования — повышение правовой компетентности;

— привлечение общественного внимания к проблеме;

— возможность дальнейшего распространения знаний, навыков и умений среди других групп населения;

— долгосрочность, цикличность, повторяющееся воздействие программ;

— интенсивность и четкий алгоритм действий;

— учет местной специфики;

— развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение;

— мониторинг и контроль над эффективностью программы;

— конкретность формулировки ожидаемых результатов;

— оправданность экономических затрат.

До начала программы и после ее завершения предполагается проведение тестирования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное (спустя 6 — 8 месяцев после проведения программы) тестирование.

Если профилактическая программа соответствует выбранным критериям, то могут ожидаться такие результаты.

1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ у детей, подростков и молодежи.

2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участников программ.

3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в обществе.

4. Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Заключение

Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в России. Сейчас в России насчитывается более 2 миллионов граждан, страдающих алкоголизмом, что выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации. Проблема алкоголизма представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Проблема стара, как мир, но актуальна, как никогда. Этиология и механизмы болезни требуют дополнительного изучения. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому кроме лечения болезни, которое на сегодняшний день не эффективно, требуется искоренять причины этой проблемы. Относительно простым выходом из данной ситуации могло было бы стать радикальное повышение цен на спиртные напитки, которое снизило бы их доступность. Но важными социальными мерами на сегодняшний день все же остаются запреты на распитие спирта, высокая профилактико-агитационная работа. Нарастание "алкогольных проблем" в населении позволяет прогнозировать обострение не только медицинских, но и социальных последствий алкоголизма. Обществу необходимо осознать и принять концепцию алкоголизма как семейной болезни, что позволит постепенно, на основе изменения общественного мнения, преодолевать проблемы, связанные с потреблением алкоголя. Таким образом, термин "алкоголизм" имеет два основных смысла: это и болезнь индивида, связанная с его личными особенностями, и социальная патология, связанная с развитием общества в целом. Если государство не будет бороться с алкоголизмом, то через несколько десятков лет на земле не останется ни одного здорового человека. Если не будут предприниматься меры по предотвращению распространения алкогольных и табачных изделий, наркотиков среди молодежи, если не будет проводится пропаганда здорового образа жизни, человечество останется без будущего, и, быть может, через несколько десятилетий о нашем времени будут говорить «они не смогли вовремя остановиться»…

Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом.12

Алкоголизм и наркомания приобрели в обществе характер эпидемии. А главное – победить эти болезни сегодня практически невозможно. Методов, правда, много, но стопроцентного результата пока еще никто не добился. Так что же делать? Возможно, что в недалеком будущем проблема наркомании и алкоголизма будет решена с помощью генетической вакцинации. Дело в том, что ученые выдвинули гипотезу о том, что примерно у 15% людей имеются гены, отвечающие за проявление так называемого комплекса удовольствий. Именно эти гены и определяют склонность человека к злоупотреблению алкоголем, наркотиками, психотропными веществами и курением. Умная природа, правда, предусмотрела средства защиты от нежелательных пороков, так называемые гены-блокаторы. Хорошо, если они работают нормально. А если нет, то беда – "наркотические" гены проявляются "во всей красе".

Единственное, что настораживает: если можно будет любого человека проверить на склонность к алкоголизму или наркомании, то может возникнуть проблема с защитой права человека на секретность генома. Ведь ни одна фирма, ни одна компания, если у нее окажутся сведения о результатах проверки "на вшивость", не возьмет на работу потенциального алкоголика или наркомана. Хотя есть такое понятие, как "врачебная тайна". Если она будет распространятся и на подобное тестирование, то тогда должно быть все в порядке. Иначе дискриминации по признаку предрасположенности человека к различным порокам избежать не удастся.

Есть и еще одно "но". Не все ученые разделяют точку зрения, что наркомания передается по наследству. Так, группа ученых из Орегонского университета (США) провела ряд экспериментов с мышами. Подопытные, генетически полностью идентичные мыши-близнецы, были исследованы на предмет влияния наследственности на характер их поведения. В экспериментах использовались близнецы с полностью одинаковыми условиями содержания, кормления и тестирования. Поведение мышей было абсолютно идентичным во всем, включая отношение к алкоголю, но радикально различалось в реакции на кокаин. Из этого эксперимента учеными сделано предварительное заключение: в отношении наркотиков поведение живого организма индивидуально и не определяется генетическими факторами. В отличие от алкоголя. Возможно, это связано с тем, что алкоголь является естественным метаболитом живого организма, а кокаин и другие наркотики – нет. На людях, понятное дело, подобные эксперименты не ставились. Вполне может быть, что результаты были бы иные. Однако даже если с помощью генетической вакцинации не удастся справиться с наркоманией, то можно будет победить еще один страшный порок – алкоголизм.

Список использованной литературы:

1. Борисов, Н.И. Технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем. / Н.И. Борисов. - М., 2005.

2. Валентик, Ю.В. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. / Ю.В. Валентик, О.В. Зыков, А.В. Мартыпеико, М.Г. Цетлин. — М.: Центр программно-технич. управл. Федер. системы информ. обеспеч. молодежи, 2005. - С. 20-22.

3. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. / Ю.В. Василькова // Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. – С. 160.

4. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. / Д.Д. Еникеев // Учебное пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. зав. - М: Академия, 2006. – С. 144.

5. Кошкина, В.С. Управление социальной работой. Программы и методы. / В.С. Кошкина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – С. 45.

6. Мартиросян, А.Э. Основные направления профилактики алкоголизма. / А.Э. Мартиросян. - М., 2007. – С. 12-15.

7. Методика и технологии работы социального педагога. Учеб. пос. для вузов / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2006. – С. 192.

8. Мокроносов, А.Ф. Функции и роль специалиста социальной работы. / А.Ф. Мокроносов // Социальная работа. - М., 2008. - № 8. - С. 30.

9. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. / В.А. Никитин. - М.: МПСИ, 2007. - С. 61.

10. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 123

11. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ЮристЪ, 2007. – С. 424.

12. Содержание и методика социальной работы. Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.А. Сигида, Н.И. Бабкин, К.В. Беззубик и др. - М.: Владос, 2005. – С. 346.

13. Сорвина, А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения / А.С. Сорвина // Российский журнал социальной работы. - 2009. -  № 2. - С. 47–55.

14. Технологии социальной работы. Учебник / Под ред. Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 400.

15. Тимофеев, В.Ф. Современные технологии лечения алкоголизма / В.Ф. Тимофеев. – М.: ИНФРА, - М., 2007. – С. 11-18.

 

2 Борисов, Н.И. Технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем. / Н.И. Борисов. - М., 2005.

3 Технологии социальной работы. Учебник / Под ред. Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 277.

4 Борисов, Н.И. Технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем. / Н.И. Борисов. - М., 2005.

 

5 Технологии социальной работы. Учебник / Под ред. Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 97.

6 Борисов, Н.И. Технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем. / Н.И. Борисов. - М., 2005.

7 Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. / Д.Д. Еникеев // Учебное пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. зав. - М: Академия, 2006. – С. 107.

8 Сорвина, А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения / А.С. Сорвина // Российский журнал социальной работы. - 2009. -  № 2. - С. 47–55.

9 Мартиросян, А.Э. Основные направления профилактики алкоголизма. / А.Э. Мартиросян. - М., 2007. – С. 12-15.

10 Сорвина, А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения / А.С. Сорвина // Российский журнал социальной работы. - 2009. -  № 2. - С. 47–55.

11 Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. / Д.Д. Еникеев // Учебное пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. зав. - М: Академия, 2006. – С. 99.

12 Мартиросян, А.Э. Основные направления профилактики алкоголизма. / А.Э. Мартиросян. - М., 2007. – С. 12-15.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30287. Основные методы (школы) литературоведения. Структурализм, постструктурализм 184 KB
  Буало автора комедии. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствие автора отношения к изображаемому. Николев а в их стиле лиризм и рупорность основных персонажей прямо высказывающих любимые идеи автора. 3 Реализм это такое направление в искусстве которое в отличие от предшествующих ему классицизма и романтизма где точка зрения автора находилась соответственно внутри и вне текста осуществляет в своих текстах системную множественность точек зрения автора на текст.