86832

Изучение особенностей национальной экономики в условиях социально ориентированной экономической модели

Курсовая

Макроэкономика

Проблемы регулирования экономики. Истоки сущность функции принципы и модели социальной рыночной экономики. Однако ни одна страна не в состоянии обеспечить нормальное функционирование своей экономики не взаимодействуя с экономиками других стран.

Русский

2015-04-11

253 KB

3 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

[1] 1. Макроэкономика. Понятие, особенности, функции и  субъекты. Проблемы регулирования экономики. Истоки, сущность, функции, принципы и модели социальной         рыночной экономики. Макроэкономика в условиях           социальной ориентации экономической системы

[2] 2. Социально ориентированная рыночная экономика Республики Беларусь: предпосылки становления, функционирования и динамика развития

[3]
Заключение

[4]
Список использованных источников


Введение

Под национальной экономикой понимается существующая в рамках национальных границ совокупность хозяйственных сфер, отраслей, производств и возникающих в них и между ними экономических отношений.

Национальная экономика имеет территориальную структуру, характеризующую размещение ее объектов в различных областях и регионах. С развитием рыночных отношений усилились различия в их экономическом развитии. Наряду с быстро развивающимися регионами появляются депрессивные районы, где на предприятиях производственные мощности не используются, подвергаются износу и не обновляются, велик процент безработных.

Однако ни одна страна не в состоянии обеспечить нормальное функционирование своей экономики, не взаимодействуя с экономиками других стран. Совокупность национальных экономик, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих на основе международного разделения труда, образует мировое хозяйство, или мировую экономику.

Эффективность функционирования национальной экономики выступает важным фактором стабильного развития страны.

Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы курсовой работы.

Целью данной работы является изучение особенностей национальной экономики в условиях социально ориентированной экономической модели.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  •  Осветить сущность и функции национальной экономики;
  •  Изучить понятие, истоки и модели социально ориентированной рыночной экономики;
  •  Описать проблемы становления и развития социально ориентированной экономики в Республике Беларусь.

Предмет курсовой работы – особенности реализации белорусской экономической модели.

Объект работы – национальная экономика как система.

1. Макроэкономика. Понятие, особенности, функции и  субъекты. Проблемы регулирования экономики. Истоки, сущность, функции, принципы и модели социальной         рыночной экономики. Макроэкономика в условиях           социальной ориентации экономической системы

Макроэкономика — раздел общей экономической теории, в котором исследуются фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства в целом. Термин «макроэкономика» введен в оборот относительно недавно, но сам макроэкономический анализ возник почти одновременно с экономической наукой. По существу уже в "Экономической таблице" Ф. Кенэ представлена макроэкономическая модель хозяйственной жизни. Элементы макроэкономического анализа встречаются также у представителей английской классической политической экономии [5, c. 11].

Очень широко использовал макроэкономический подход в своей теории К. Маркс. И только неоклассики со своим методологическим индивидуализмом сделали крен в сторону микроэкономического анализа.

В XX в. в развитии макроэкономического направления исследования выдающуюся роль сыграл Дж. Кейнс. Фактически макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. книги Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег".

В ней автор разработал целую систему новых для экономической науки понятий и категорий и использовал их как инструменты функционального макроэкономического анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической теории. Не случайно даже М. Фридмен, один из активных оппонентов кейнсианской теории, глава современного монетаризма, утверждал, что все экономисты сегодняшнего дня являются кейнсианцами. Впрочем, даже те, кто себя таковыми не считают, признают, что благодаря работам Дж. Кейнса они стали грамотными экономистами.

Между макро- и микроэкономикой нет непреодолимой пропасти. И в этом также заслуга Дж. Кейнса. Весь его макроэкономический анализ покоится на микроэкономическом основании — на законах спроса и предложения и на теории экономического равновесия. Но различия в задачах, целях и инструментах анализа существенны, и их надо видеть и понимать [5, c. 12].

В курсе микроэкономики в центре исследования находятся простейшие реалии экономической жизни: отдельные потребители, домашние хозяйства, фирмы-производители. Объектом анализа выступают рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, а также рынки ресурсов, взаимодействующие с рынками потребительских товаров и услуг.

Перед макроэкономикой стоят иные задачи. Она исследует общеэкономические процессы в целом, т. е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. Для поддержания равновесия между ними необходим особый субъект — государство. Поэтому в макроэкономике важнейшим экономическим агентом становится

Государство, наличие которого хотя и предполагает микроэкономика, но далеко не на первых ролях.

Хозяйственные явления рассматриваются макроэкономикой в их совокупности. Но в результате совместных действий участников экономических отношений появляются результаты, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для системы в целом и для ее отдельных агентов. В этом случае вмешательство государства в экономические отношения призвано определенным образом их корректировать. Действия правительства, направленные на стабилизацию и развитие хозяйственных отношений, называются экономической политикой.

Государство устанавливает "правила игры" на национальном рынке: определяет налоговую политику, тарифные ставки, квоты, дотации, а также законы, согласно которым действуют участники экономических отношений. Государство, в лице правительства, выступает одним из субъектов рынка, т. е. активно действующей стороной, отстаивающей национальные интересы [1, c. 29].

Домашние хозяйства — основной потребитель рыночных продуктов являются собственниками факторов производства — труда, капитала, земли, предпринимательских услуг. Взамен они получают соответствующие факторные доходы, часть которых потребляется, а остаток идет на сбережения.

Фирмы, в свою очередь, поставляют продукцию на рынок благ и услуг, получая взамен их денежный эквивалент. Основным покупателем на данном рынке выступают домашние хозяйства, которые потребляют значительную часть благ. Кроме того, фирмы предъявляют спрос на факторы производства и инвестируют как собственные средства, так и сбережения домашних хозяйств.

Государство в лице различных организаций взаимодействует с домашними хозяйствами через налоги, которые оно получает с индивидуальных доходов граждан, обеспечивая им со своей стороны социальную защиту в виде пенсий, пособий, стипендий, бесплатного медицинского обслуживания и образования.

Налоги, которые выплачиваются фирмами правительству, уравновешиваются дотациями со стороны государства, инвестированием различных проектов и кредитами, выделяемыми центральной финансовой системой.

Сбор налогов осуществляется государством для производства общественных благ. Последние в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, даются потребителям ''бесплатно", т. е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой единицы блага. Государство как производитель общественных благ способствует повышению продуктивности предпринимательского сектора и домашних хозяйств.

В макроэкономической системе государство выполняет также еще одну важную функцию — создание (предложение) денег, необходимых для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, фирм и самого государства.

До середины 1960-х гг. практически вся макроэкономика развивалась в рамках идей, сформулированных Дж. Кейнсом и развитых его сторонниками — Дж. Хиксом, А. Хансеном, П. Самуэльсоном и др. Однако с начала 70-х гг. единодушие, царившее среди экономистов относительно основных постулатов кейнсианской теории, было нарушено. Наиболее значительным проявлением критики кейнсианства стала "монетаристская контрреволюция", которую возглавил М. Фридмен. Вслед за ним с критической оценкой взглядов Дж. Кейнса и неокейнсианцев выступили и другие направления и школы экономической мысли. Сегодня макроэкономика продолжает оставаться наиболее дискуссионной областью экономической науки.

Любая экономика, по определению, социальна. Но при этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший и укрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, главным образом в Западной Европе, и отличающийся исключительно высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан. Западноевропейские страны называют себя социальными государствами и реализуют социальную политику не только на национальном уровне, но и на наднациональном – в рамках Европейского союза [3, c. 37].

Социальная рыночная экономика как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает система социально-экономических институтов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.

Поэтому важно отличать экономики с высоким уровнем жизни и значительными социальными расходами от собственно социальных рыночных экономик. Первые - это обычно либеральные общества, которые добились высокого уровня материального богатства и потому могут позволить себе выделение огромных средств на помощь бедным, на финансирование здравоохранения, образования и другие социальные цели. Самой очевидной иллюстрацией таких обществ являются США и Канада. Однако эти страны не имеют достаточно мощных «встроенных» механизмов согласования интересов между социальными группами. Напротив, малые западноевропейские страны, например: Австрия, Бельгия и Швейцария, могут быть отнесены к «социальным экономикам» именно на том основании, что их социально-экономические и правовые системы «настроены» на достижение социального согласия и высокого уровня жизни основной массы населения, хотя по абсолютным показателям дохода и качества жизни они уступают ведущим рыночным экономикам.

Еще в начале XX века в США и Германии на волне антитрестовской, антимонопольной политики возникает новое научное направление, которое теперь называют социально-институциональным. Его яркими представителями были ученые–экономисты Торстейн Веблен и Уэсли Митчелл. К этому времени США стали наиболее богатой страной в мире с  монополизированной экономикой. Поэтому здесь появились первые антимонопольные законы и меры.

Новое направление упорно доказывало несовершенство господствовавшей рыночной монополизированной экономики. Оно требовало более широкого, всеобъемлющего подхода к экономическим проблемам с непременным учетом сильного влияния на экономику социальных институтов и процессов. К ним относились государство, право, профсоюзы, нравы, религия и т.п. Сторонники нового направления требовали социального контроля над несовершенным монопольным рынком [4, c. 148].

Уже в этом научном направлении можно усмотреть истоки новой, социальной модели экономики. Ведь именно экономисты – "институционалисты" обратили внимание и подчеркнули то, что нет уже "чистой экономики", что вместе с материальными на экономику влияют такие факторы как правовые, социальные, моральные. И все они воздействуют на экономический рост и благосостояние страны. Такой, более широкий подход к экономике, учитывающий ее прямую связь и зависимость от социальной сферы и ее проблем, признан в истории достижением методологии и теории экономики.

Однако само новое понятие "социальная рыночная экономика" вызрело позже, на ниве истории Германии. Еще перед самой войной, развязанной фашистской Германией, под большим впечатлением от мирового экономического кризиса, разразившегося в 30-е годы, ряд немецких ученых–экономистов были едины в том, что в будущем их страна должна дистанцироваться от устаревших принципов свободной рыночной экономики, ответственной за возникшие мировой кризис и беспорядки. Их имена – Вальтер Ойкен, Вильгельм Рёпке, Леопольд Микш.

Идея социального рыночного хозяйства основывается, по Мюллеру-Армаку, на сочетании двух составляющих: рыночное хозяйство и социальная справедливость. Его аргументация по поводу нового пути – социального рыночного хозяйства – охватывала пять основных направлений.

Во-первых, аргументом служила острая критика централизованно управляемых экономик, в том числе тотальной в Германии.

Во-вторых, тщательно сформулированная критика капитализма (рынка) свободной конкуренции.

В-третьих, выделение рыночного механизма как особого управляющего средства.

В-четвертых, обоснование важности социального компонента в экономике и необходимости "социально-мотивированных вмешательств" в нее.

В-пятых, выявление отдельных сфер, где автоматизм рынка не обеспечивает необходимых обществу результатов. Такими сферами названы ценовая, структурная (включая производственный и региональный аспект), жилищная, социальная, денежно-кредитная [4, c. 151].

Теоретические идеи экономического устройства претворяются в реальность по мере того, насколько они соответствуют объективным условиям и интересам. Нельзя не отметить при этом важную роль политических сил и власти.

Поворот к новой экономике начался в Германии в условиях жестокого 3-летнего кризиса с денежной реформы 1948 года. Важно, что массе новых денег соответствовала предварительно накопленная масса товаров. Это и послужило (по Л.Эрхарду) необходимой предпосылкой освобождения цен.

Стратегия экономической политики по созданию новой экономики заключалась в это время в возрождении рыночного ценообразования, роста прибыли (за исключением спекулятивной) и способности предприятий к инвестициям. При этом контроль сохранился (по Л.Эрхарду) за ценами на жизненно первостепенные продовольственные товары, а также на нефть, бензин, транспорт и минеральные удобрения.

ФРГ, как известно, получила до 1952 года выделенные по плану Маршалла 1,56 млрд. долларов США, которые, подчеркнем это, пошли в ведущие отрасли промышленности. К 1960 году экономические успехи Германии были уже так велики, что стали говорить об экономическом чуде.

Тем не менее рассмотрение теории ордолиберализма как концептуальной основы экономической системы ФРГ и германской хозяйственной практики позволяет провести различие между концепцией социальной рыночной экономики и другой западноевропейской экономической моделью, которая вплоть до недавнего времени претендовала на роль "теории третьего пути" – скандинавской, или шведской. В самом общем виде оно сводится к следующему. Германская модель – это в основе своей рыночная модель. Она опирается на идеи всеобъемлющей конкуренции и договорного характера установления заработной платы и других ведущих социально-экономических параметров. Шведская модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Все современные западноевропейские "социальные экономики" основываются на взаимопроникновении рыночных и государственных начал, а также на социальной солидарности (социальном партнерстве) [4, c. 153].

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, – а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды – с другой. Важнейшая задача государства – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

  •  индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
  •  социальное равенство. Рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
  •  антициклическое регулирование;
  •  стимулирование технологических и организационных инноваций;
  •  проведение структурной политики [4, c. 155].

Перечисленные особенности германской модели есть производные от ее основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. Такое сочетание двух начал, которые на протяжении большей части экономической истории были взаимно антагонистичны, впервые сложилось только в последние десятилетия в Западной Европе.

Важный принцип германской социальной рыночной экономики – это социальное партнерство. Сегодня он становится одним из ведущих принципов организации социально-экономических систем. Идея терпеливого и настойчивого поиска компромисса между социальными группами, объективно предрасположенными к конфронтации, отражает высокий уровень развития общества вообще и его политической культуры в частности. Социальное партнерство - это как бы перерастание рыночных отношений за границы собственно экономики в сферу социальных отношений: продавцы и покупатели рабочей силы договариваются об условиях "сделки" как равноправные участники социального контракта. Западноевропейская модель социального партнерства, особенно в ее германском варианте, давно вышла за рамки отраслевых тарифных соглашений.

Две черты наиболее ярко характеризуют систему социального партнерства в ФРГ. Во-первых, это "принцип соучастия", предусматривающий участие представителей работников в работе наблюдательных советов с правом решающего голоса при обсуждении вопросов заработной платы, условий труда и кадровой политики. Он дает представителям работников реальное право участвовать в управлении предприятием и тем самым превращает их в партнеров работодателей. Работники пользуются очень высокой степенью социальной защиты, например, защиты от увольнений. Примечательно, что в наблюдательные советы включают представителей конкретного трудового коллектива, а не профсоюза. Суть этого правила в том, чтобы оградить наблюдательные советы от социально-политических конфликтов, нередко привносимых на предприятия профсоюзами [3, c. 159].

Во-вторых, это существенное ограничение права на забастовку. Согласно закону спорные вопросы обычно должны передаваться на рассмотрение согласительного органа, состоящего из представителей работников, работодателей и независимого председателя.

Инструментарий германской и других западноевропейских экономик далеко не ограничивается описанными принципами и механизмами. Они образуют ядро модели социального рыночного хозяйства и представляют интерес с точки зрения развития реформ в постсоциалистических странах. Наряду с этим необходимо отметить, что, например, сами немецкие специалисты еще не вполне уверены в том, что сформированная экономика и есть социальное рыночное хозяйство. Поэтому повторять, копировать экономическую модель – вряд ли добрый совет. Другое дело – использование здоровых идей и принципов. Однако они требуют специальной адаптации в разных регионах и странах.

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился  в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире [2, c. 19].

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного  толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник [2, c. 31].

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти       социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность [2, c. 36].

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”.

Использование мирового опыта становится своего рода императивом реформ, если попытаться оценить то состояние, в котором  находится Республика Беларусь, спустя несколько лет после начала реальных рыночных преобразований. С одной стороны, за эти годы сделан огромный шаг вперед – в стране сложились основы рыночной системы. С другой стороны, данный рынок еще чрезвычайно несовершенен и "примитивен" – в стране отсутствуют многочисленные институты, опосредующие разнообразные связи между субъектами рынка, между рынком, государством и гражданским обществом, то есть институционально-законодательная среда, делающая экономику социальной и устойчивой. Беларусь не достигла пока и гипотетической середины переходного периода, и предстоит еще глубокая и длительная трансформация, в ходе которой должны сформироваться современные институты и связи.

Наиболее полезным уроком западной социальной экономики является опыт формирования отношений между государством и рынком, основанных на преодолении антагонистичности.

2. Социально ориентированная рыночная экономика Республики Беларусь: предпосылки становления, функционирования и динамика развития

Последнее десятилетие ушедшего столетия для стран бывшего СССР характеризовалось тем, что привычная система объяснения моделей, критериев, методов, основанных на марксизме, была разрушена. Однако новая система, которая отвечала бы изменившимся условиям, пока до конца не создана, не выработана. Отсюда все трудности и все проблемы новых независимых стран. В подобной ситуации в начальный период своей независимости оказалась и Беларусь.

Исходные составляющие, которые определяли выбор белорусской модели, включали:[12]

— существующую базу, созданную многими десятилетиями и особенно нынешними поколениями;

— необходимость создания цивилизованного государства, способного в трудное время защитить интересы подавляющего большинства своего населения, эффективно контролирующего и регулирующего практически все экономические процессы;

— разумное использование планирования и прогнозирования на пути строительства многоукладной экономики;

— максимальное использование потенциала республики, обусловленного наличием высококвалифицированных кадров, хорошо развитой инфраструктуры и высокоиндустриальной экономики;

— организованность и порядок.

Главное, что было положено в основу формирования и реализации модели, это осторожный, прагматический, эволюционный подход к реформированию экономики [10].

Важная составляющая белорусской модели — это сильная и эффективная социальная политика государства. Это не только помощь остро нуждающимся, но и постоянные инвестиции в здоровье граждан, в их профессиональное, культурное, личностное развитие, в их будущее и будущее страны в целом.

Как бы подытоживая характеристики принятой Беларусью модели экономической системы, Э. А. Лутохина отмечает, что социально ориентированная модель это:

— "экономика, формирующаяся под воздействием определенных фиаско рынка и централизованно-плановой системы;

— смешанная экономика, в основе которой сочетаются разные формы собственности с тенденцией к ассоциативности;

— экономика с выразительной социальной ориентацией, главной целью и критерием которой служит социальная устойчивость общества;

— экономика, регулируемая сочетанием рыночного механизма и государства; притом, чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования;

— экономика, функционирующая с использованием принципа социального партнерства" [10].

Белорусский экономический уклад доказал свою жизнеспособность. Мы первые (и пока единственные) среди стран СНГ превзошли уровень промышленного производства 1990 г. Не разрушили, а нарастили свой научно-технический потенциал. Создали основу для устойчивого и динамичного развития на перспективу.

Для нашей модели развития характерен высокий уровень социальной защищенности, который создается каждодневным трудом, усилиями всех работающих, гуманным отношением к человеку как главной ценности в нашей стране.

Если подходить к определению фаз вызревания политических, социальных, экономических, психологических и других институтов с философско-теоретических позиций, то следует подчеркнуть, что диалектика развития предполагает как минимум три стадии перехода к новой экономической системе.

Первая — стадия преобладания черт старой системы с ростками новых общественных отношений и структур — характеризуется сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На данной стадии еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недобросовестного отношения к труду, его результатам, государственной собственности. Отсутствует конкуренция из-за сильных монополистических тенденций [6, c. 54].

Указанная стадия перехода к социально ориентированной рыночной экономике в нашей стране исторически совпала с необходимостью выхода из системного кризиса, вызванного развалом СССР и усугубленного грубыми ошибками радикал-реформаторов, особенно в институционально-правовом обеспечении реформ. Была проигнорирована переходная природа трансформационных процессов, использовались преимущественно методы шоковой терапии и переноса на белорусскую почву чисто рыночных правовых актов, что нарушило ход реформ и создало дополнительные трудности на пути становления социально ориентированной рыночной экономики. Ситуация резко изменилась с принятием и реализацией Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, предусматривающих новую стратегию и тактику реформ и их правовое обеспечение.

В результате реализации Основных направлений произошли определенные изменения в экономической системе страны. В процессе преодоления кризиса и начала экономического подъема проведены практические шаги по институциональным, структурным и другим преобразованиям. Однако годы реформ не создали еще прочных рыночных основ и механизмов, конкурентной институциональной среды и конкурентных рынков, эффективного сочетания административных и рыночных начал в управлении экономикой.

Вторая — стадия сосуществования в рамках одной политической системы структур двух экономических укладов — характеризуется в концептуальном плане как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, новой институциональной средой, новой ролью государства и государственного регулирования, сильной, но уже селективной социальной политикой. Социальная ориентация в отличие от первой стадии не является уже всеобъемлющей, всё пронизывающей идеей, определяющей (как при социализме) построение всех государственных и общественных структур. Появляются структурированное гражданское общество и достаточно сильный и эффективный частный сектор.

Третья — стадия преобладания правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя — характеризуется в концептуальном плане достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Здесь полностью соблюдаются ее основные принципы: свобода личности, социальная сбалансированность, развитые конкурентные условия, сильное государство. Социальная ориентация будет основываться на принципе субсидиарности: помощь оказывается с целью самопомощи и не вредит движущим силам рынка. Государство определяет рамочные политические и правовые условия. Оно сотрудничает с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором на основе Конституции, всей системы законов в демократическом режиме социального партнерства [6, c. 56].

С точки зрения практической разработки и реализации этой стратегии, социально-экономической политики государства при определении ступеней приближения к ПМЭ важно соблюдать принципы и логику программно-целевого подхода: анализ стартовых условий, определение проблемных полей, ресурсная основа деятельности, выработка стратегических и тактических целей, направления и средства, а также механизмы их достижения. Разработанные по данному алгоритму (логической цепи) Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года формируют стратегические цели: оздоровление народа, повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.

Учитывая длительный характер преобразований, для достижения этих конечных целей выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении перспективной модели экономики.

Первый этап (20012005 гг.) — создание необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривается решить следующие задачи: завершить создание необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; приступить к широкомасштабному реформированию и реструктуризации крупных и средних предприятий; осуществить санацию, перепрофилирование и закрытие бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости и преодолению структурной безработицы; улучшить финансирование оздоровления предприятий и организаций на основе мер государственного макроэкономического регулирования и более полного использования рыночных механизмов хозяйствования [6, c. 59].

Второй этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должно быть завершено создание законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспечен переход к активной структурной перестройке и модернизации экономики. Приоритетными направлениями должны стать — технологическое перевооружение производства на базе внедрения наукоемких ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, государственная поддержка малого предпринимательства, укрепление и развитие материально-технической базы отраслей и сфер, обеспечивающих совершенствование человеческого потенциала и развитие научно-инновационной деятельности [6, c. 61].

Третий этап (2011—2020 гг.). Целью этого периода является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будет формироваться постиндустриальное информационное общество с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие — обеспечиваться за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Практическая реализация этих этапов осуществлялась в рамках Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы и Программы социально-экономического развития страны на 2001—2005 годы, в которых были определены идеология эволюционного подхода к рыночной трансформации и логика практических действий.

Социально-экономическая составляющая белорусской модели развития достаточно полно раскрыта в Программе социально-экономического развития нашей страны на текущее пятилетие.

Те штрихи экономических преобразований в стране, которые были обозначены в 1994 г. в ходе предвыборной компании Президента Республики Беларусь, сегодня обрели полные очертания, оформившись в виде модели, и получили конкретную реализацию в Программе социально-экономического развития Беларуси. Республика избрала свой путь и стала полигоном для экономического эксперимента, аналога которому в мире нет.

На фоне позитивных результатов реформы в республике и динамики процессов в мире сегодня можно только предварительно и с определенной осторожностью утверждать, что результаты реформ были бы значительно худшими, если бы страна по рекомендации международных организаций избрала путь либерализации экономики. Ссылка на то, что результаты реформ во многих странах СНГ хуже, чем в Беларуси, по крайней мере, не корректна по базовым условиям. К тому же каждая из стран бывшего СНГ в силу национальной специфики и других причин в своих реформах далеко отстоит от испытанного и проверенного временем либерального пути [10].

Отметим также, что страны, исповедующие либерализм, развиваются эволюционным путем, при котором из-за цикличности развития экономики в определенный период возможны некоторые сбои. Однако сильные институты этих государств всегда способны найти объективные механизмы и инструменты для экономического роста.

Процесс трансформации, начатый по единым шаблонам, в течение последних лет приобретает практически в каждой постсоветской стране свои особенности, образуя свой вариант рыночной экономики. Существенные изменения произошли и в Республике Беларусь. Роль и основная функция государства в нашей стране заключаются сегодня в том, чтобы создать необходимые условия для развития экономики и социальной сферы, надежно и стабильно обеспечить безопасность граждан, социальную справедливость и общественный порядок, искоренить организованную преступность, не дать развернуться коррупции и протекционизму. В Беларуси убеждены, что только сильная и деятельная власть позволила нашей стране избежать бездны политического и финансового кризиса, и сейчас обеспечивает ее дальнейший прогресс.

В нашей стране много внимания уделяется социальной направленности реформ. Социальная политика, проводимая в Республике Беларусь, это не только помощь остро нуждающимся, но и постоянные инвестиции в здравоохранение, профессиональное, культурное, личностное развитие граждан, в их будущее и будущее страны. Власть прилагает усилия для того, чтобы не допустить социальной поляризации, ухудшения условий жизни слабозащищенных категорий населения. При этом особое внимание уделяется молодому поколению [12].

Республика Беларусь к настоящему времени сформировала и апробировала на практике ключевые элементы новой национальной экономической системы, создав собственные эффективные властные структуры, национальные финансы, внутренний и внешний рынки, систему рыночных институтов, нормы хозяйственного законодательства и т. п.

Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации.

Основные социальные задачи, направленные на развитие человеческого потенциала, предусмотренные в НСУР-97, в основном были выполнены.

Однако в стране остаются нерешенные проблемы: относительно низок уровень реальных денежных доходов, реальной заработной платы, пенсий и государственных минимальных социальных гарантий.

Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества будет обеспечиваться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:

  •  реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
  •  гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
  •  дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
  •  взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
  •  права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи – основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций [6, c. 71].

Суть социальной ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом обеспечения устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.

На первом этапе  (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению.

На втором этапе 2011–2020 гг. необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

Стратегия государства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса [6, c. 76].

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

Пенсионное обеспечение – важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; низким по сравнению с другими странами возрастом выхода на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Таким образом, сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании.

Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

На этапе до 2010 г. предусматривается:

  •  проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
  •  развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
  •  совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
  •  обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности [6, c. 79].

На этапе 2011–2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысит уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена многообразными социальными программами, которые недостаточно скоординированы [6, c. 82].

В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся гражданам.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития должна быть существенно повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи.

Беларусь развивается в непростых геополитических и экономических условиях. Об этом свидетельствует и прошлый, 2012 год. Новые условия поставки энергоносителей и внешней торговли нефтепродуктами, а также мировой финансовый и платежный кризис потребовали от правительства принятия взвешенных неотложных мер в финансовом секторе экономики, в области повышения энергоэффективности и энергосбережения, в сфере внешней торговли, включения дополнительных резервов во всех секторах экономики и фактически нового уровня государственного регулирования экономического развития. Основной целью принимаемых правительством мер было и остается обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизни наших граждан во всех регионах страны.

Задачи по дальнейшему устойчивому социально-экономическому развитию Беларуси и деятельность правительства по их реализации неоднократно в 2012 году и в начале 2013 года принципиально и конструктивно обсуждались на совещаниях у главы государства.

Итогами этих совещаний явились практические действия правительства, министерств, госкомитетов и концернов, территориальных органов государственного управления по реализации требований президента, направленных на выполнение прогноза социально-экономического развития страны.

В результате принятых мер не допущен спад в экономике, обеспечены ее устойчивое развитие и социальная стабильность в стране.

Правительством обеспечено выполнение 13 важнейших параметров прогноза из 19, сохранена конкурентоспособность реального сектора экономики. Общие темпы экономического роста за 2012 год находятся в пределах прогноза. Так, рост ВВП составил 108,2 % (прогноз - 108-109 %), причем в основном за счет промышленности, которая обеспечила увеличение объемов выпуска продукции на уровне верхней границы прогноза - 108,5 % (прогноз 107,5-108,5 %).

За 2012 год в экономику и социальную сферу инвестировано 25,3 трлн. рублей, что составило 115,1 % к уровню предыдущего года (прогноз -114,5-117 %) [15].

Помимо этого, обеспечен существенный рост общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в экономику республики (без банков). За 2012 год из-за рубежа поступило более 5,4 млрд. долларов США, что на 34,3 % больше, чем в 2011 году, из них прямых инвестиций -1,3 млрд. долларов.

Особое внимание уделялось развитию строительного комплекса республики, преодолению негативных процессов в жилищном строительстве. В 2012 году введено в эксплуатацию 4678 тыс. кв. м жилья (задание - 4200-4700 тыс. кв. м), в том числе 1494 тыс. кв. м в сельских населенных пунктах и 613 тыс. кв. м - в малых и средних городских поселениях.

Облик нашей страны, равно как и социальное самочувствие белорусских граждан, во многом зависят от того, какие будут созданы условия для их жизни, труда и отдыха, обеспечения качественными и доступными по цене товарами. В этой связи правительство большое внимание уделяет развитию торговли и сферы услуг. В 2012 году выполнены важнейшие параметры их развития. Розничный товарооборот увеличен на 15,3 % (прогноз - 109,5-110,5 %), платные услуги населению - на 11,5 % (прогноз - 109-110 %). Рост внутреннего спроса обеспечен устойчивым повышением реальных денежных доходов населения, которые возросли на 14,7 % при прогнозе 7,5-8,5 % [15].

Важнейшими      критериями экономического роста как в прошедшем, так и в нынешнем году являются повышение производительности труда при одновременном снижении энергоемкости выпускаемой продукции.

Так, в 2012 году производительность труда возросла на 8,8 %, что несколько выше верхней границы прогнозного коридора (7-8,6 %), а энергоемкость ВВП снижена на 7,9 % (прогноз - 6-7 %).

Большинство министерств и концернов вышли на прогнозный уровень рентабельности реализованной продукции, работ и услуг в промышленности.

Правительство уделяет особое внимание финансовому оздоровлению организаций реального сектора экономики, что позволило существенно снизить в прошедшем году количество убыточных предприятий. В целом по народному хозяйству их доля составила 6,3 % от общего числа организаций в сравнении с 8,3 % в 2011 году. В промышленности доля убыточных предприятий составила 13,6 % против 16,2 % в 2006 году [15].

Таблица 2.1.

Выполнение важнейших показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год

2012 год в % к 2011 году

Прогноз на 2012

Факт за 2012

Валовой внутренний продукт

108-109

108,2

Продукция промышленности

107,5-108,5

108,5

Продукция сельского хозяйства

106-107,5

104,1

Инвестиции в основной капитал

114,5-117

115,1

Производство потребительских товаров

108,5 – 109,5

108,2

В т.ч. продовольственных

109-110

104,2

Непродовольственных

108-109

111,7

Объем внешней торговли

110,8-112

126,3

В том числе экспорт

113,2-114,5

124,6

Импорт

108,5-109,5

128,0

Сальдо (млн. долларов США)

500-600

-2685,3

Реальные доходы населения

107,5-108,5

114,7

Рентабельность продукции в промышленности

14,5

13,0

Розничный товарооборот

109,5-110,5

115,3

Платные услуги населению

109-110

111,5

Производительность труда

107-108,6

107,7

Несмотря на известные трудности, решены задачи в области повышения оплаты труда и пенсионного обеспечения. Так, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата возросла за год на 18,7 % и составила 701,1 тыс. рублей, а в декабре - 795,4 тыс. рублей (369,1 доллара США в эквиваленте).

В отраслевом разрезе заработная плата в декабре составила в промышленности 877,9 тыс. рублей (407,4 доллара в эквиваленте), строительстве -1016,7 тыс. рублей (471,8 доллара), транспорте - 883,1 тыс. рублей (409,8 доллара), связи - 870,6 тыс. рублей (404 доллара), сельском хозяйстве - 452,6 тыс. рублей (210 долларов).

В бюджетной сфере заработная плата увеличилась на 14,8 % и составила 615,2 тыс. рублей (287 долларов в эквиваленте), в декабре - 709,3 тыс. рублей (329,1 доллара).

При этом заработная плата врачей в декабре достигла уровня 1188,3 тыс. рублей (551,4 доллара), учителей - 712,7 тыс. рублей (330,7 доллара), профессорско-преподавательского состава -1224 тыс. рублей (568 доллара), научных работников - 1318,6 тыс. рублей (611,9 доллара).

Среднемесячный размер пенсии по возрасту за год увеличился на 17,8 % и составил 305,3 тыс. рублей (142,3 доллара), а ее реальное содержание повысилось на 8,7 % [15].

Вместе с тем по ряду направлений экономического развития итоги прошедшего года не отвечают высоким требованиям главы государства и правительства. Это относится прежде всего к результатам работы агропромышленного и строительного комплексов, организации внешней торговли и управлению инфляционными процессами, а также производству отдельных видов потребительских товаров.

В частности, в агропромышленном секторе мы не вышли на запланированные параметры, причем преимущественно в самых развитых в аграрном отношении регионах. Темп роста производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий составил по итогам 2012 года 104,1 % при годовом задании 106-107,5 %. Министерством сельского хозяйства и продовольствия не принято достаточных мер по увеличению поголовья скота в общественном секторе, а обл- и райисполкомы продолжают допускать падение поголовья скота в личных хозяйствах без одновременной его компенсации в общественном секторе.

Таблица 2.2.

Выполнение важнейших показателей прогноза социально-экономического развития РБ на 2008 год

2013 год в % к 2012 году

Прогноз на 2013

Факт за январь 2013

Валовой внутренний продукт

108-109

108,3

Продукция промышленности

108-109

112,1

Продукция сельского хозяйства

107-108

103,5

Инвестиции в основной капитал

115-117

97,1

Производство потребительских товаров

109 – 110

109,5

В т.ч. продовольственных

108-109

109,4

Непродовольственных

110-111

109,4

Розничный товарооборот

110-111

116,2

Правительство критически относится к процессам в строительной отрасли, принципиальную оценку развитию которой дал глава государства на совещании, посвященном проблемам строительного комплекса. Сегодня требуется принятие кардинальных мер по совершенствованию системы управления строительной отраслью, направленных на увеличение объемов и повышение качества строительства объектов как социально-культурного, так и производственного назначения, а также создание современной транспортной инфраструктуры. В ближайшие годы предстоит провести комплексную модернизацию предприятий строительной индустрии, построить новые высокотехнологичные предприятия по производству строительных материалов и конструкций, обеспечить строительные организации высокопроизводительной техникой и оборудованием.

В 2012 году не выполнен прогнозный показатель и по производству потребительских продовольственных товаров. В первую очередь это связано с необеспечением заданных параметров по выпуску промышленной продукции Минсельхозпродом - 102,6 % при прогнозе на 2007 год -108-109 % и падением относительно уровня прошлого года, допущенном концерном «Белгоспищепром»,-95,8 % при прогнозе 104-105 % [15].

Не была обеспечена на должном уровне работа отдельных мясокомбинатов. Прежде всего это относится к Минскому (темп роста за 2012 год к уровню 2006 года - 96,4 % при задании 111,5 %), Пинскому (92 % и 107,5-108,5 %), Гомельскому (96,8 и 109,5 %), Калинковичскому (83,4 и 109,5 %) и Слонимскому (98,1 и 110,4-111,4 % соответственно) мясокомбинатам.

Не до конца решены проблемы с обеспечением сырьем предприятий мясомолочной отрасли, что сдерживает рост производства молочных и мясных продуктов.

Очевидно, что необходимо провести тщательный анализ эффективности использования предоставляемых государством средств и преференций аграрному сектору экономики, а руководителям аграрной отрасли и аграрной науки пора перейти от объяснений к выработке и реализации более эффективных механизмов развития сельскохозяйственного производства.

Среди отраслей материального производства испытывают определенные трудности предприятия легкой промышленности, темпы роста производства в которой составили 98,5 % при задании на 2012 год - 104-105 %. Снизили объемы производства такие предприятия,  как  Оршанский льнокомбинат, «Ковры Бреста», пинское «Полесье», Минское производственное кожевенное объединение, Лидская обувная фабрика и ряд других. В числе основных причин такого положения дел - недостаток собственных оборотных средств, необеспеченность сырьевыми ресурсами, закредитованность организаций, потеря партнеров на внешних рынках. Как результат - именно в легкой промышленности запасы готовой продукции в наибольшей степени превышают среднемесячный объем производства (138,7 %). По состоянию на 1 января 2013 года запасы льняных тканей превысили среднемесячный объем производства в 5 раз, шерстяных тканей - в 3,8 раза, чулочно-носочных изделий - в 2,7 раза, обуви - в 1,9 раза.

Рис. 2.1 Выполнение параметров развития сферы услуг в 2012 году, %

Таким образом, несмотря на общие положительные результаты работы экономики в 2012 году, существуют значительные неиспользованные резервы для дальнейшего экономического роста.

Экономика знаний - важный этап постиндустриального развития общества. Только экономика, основанная на использовании новейших достижений науки и техники, имеет перспективу. Республика Беларусь - одно из немногих государств на постсоветском пространстве, которое не только сохранило, но и последовательно наращивает образовательный, интеллектуальный и научно-технический потенциал общества. Вместе с тем реализация стратегии инновационного развития страны, которую определил глава государства, требует от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных технологий, повышении экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики, что позволит обеспечить более высокий уровень жизни белорусского народа [14].

Рассмотрим основные цели и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011-2015 годах.

Главными результатами реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения устойчивого и эффективного ее развития, а также реализации социально-экономических приоритетов страны. Это позволит в прогнозируемый период повысить уровень и качество жизни народа: 

улучшить демографическую ситуацию в стране (повысить уровень рождаемости, снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить продолжительность жизни);

в области политики доходов населения и условий их обеспечения  –  увеличить реальные денежные доходы на 49 – 56 процентов, реальную заработную плату  –  на 52 – 58 процентов;

производство потребительских товаров возрастет на 50 – 57 процентов, объем оказываемых платных услуг населению  –  на 54 – 61 процент, розничный товарооборот  –  на 57 – 65 процентов;

повысить поэтапно уровень минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, а размеры социальных пособий  –  до бюджета прожиточного минимума;

сократить в два раза за 2011 – 2015 годы уровень малообеспеченности населения;

создать благоприятные условия для развития человеческого потенциала на основе внедрения государственных минимальных социальных стандартов, приоритетного развития систем образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспечения, увеличения объемов ввода жилья в 1,5 – 1,6 раза, в том числе до 50 процентов в сельской местности и малых городах [7, c. 41].

Более высокие темпы экономического роста в Республике Беларусь могут обеспечить ее приближение по уровню производства ВВП на душу населения к европейским странам. Если в 2010 году этот уровень составлял менее 30 процентов от соответствующего показателя ЕС-25, то в 2015 году он может достигнуть 40 процентов.

Будет расширена инфраструктура инновационной деятельности  –  создан Парк высоких технологий (аналог Кремниевой долины в США), технопарки, инновационные центры и центры трансфера технологий, восстановлены на более современной основе конструкторские бюро при НИИ и крупных предприятиях, дальнейшее развитие получит международное техническое сотрудничество.

Предусматривается модернизировать экономику в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. Будут завершены расширение и реконструкция, реструктуризация важнейших экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; созданы новые прогрессивные производства по выпуску новой наукоемкой продукции (производство оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры, средств вычислительной техники, бытовых приборов и машин, приборов для медицины, физиологии и биологии, продукции химико-фармацевтической и медицинской техники и др.) [7, c. 43].

Это позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста, улучшить структуру национальной экономики и повысить эффективность ее функционирования на основе совершенствования системы государственного регулирования и более широкого использования рыночных механизмов хозяйствования (оптимизация налоговой, денежно-кредитной, ценовой и внешнеэкономической политики, стимулирующей отечественное производство и развитие предпринимательства, реформирование собственности исходя из интересов населения и государства, более широкое привлечение средств населения, иностранных инвестиций и кредитов). Объем инвестиций в основной капитал за 2011 – 2015 годы возрастет в 1,98 – 2,15 раза, валовой внутренний продукт  –  в 1,46 – 1,55, продукция промышленности  –  в 1,43 – 1,51, сельского хозяйства  –  в 1,34 – 1,45, экспорт товаров и услуг  –  в 1,55 – 1,62 раза. Энергоемкость ВВП снизится на 26 – 30 процентов.

Развитие АПК в предстоящем пятилетии будет осуществляться в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2010 – 2014 годы, а также другими государственными программами, которые предусматривают повышение уровня и качества жизни населения, эффективное производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и активизации экспорта.


Заключение

В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.

Национальная экономика представляет собой совокупность экономических отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил, базис общества, определяющим элементом которого выступают отношения собственности. К целям, присущим всем экономическим системам, относят следующие: экономический рост; обеспечение эффективной занятости, достижение эффективности производства, поддержание стабильного уровня цен; справедливое распределение доходов, поддержание платежного баланса.

Национальную экономику можно представить как сложное системное явление, состоящее из множества элементов. Такая постановка проблемы позволяет рассчитать количественное соотношение между ними, то есть определить структуру. В зависимости от критерия классификации выделяют воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуру и инфраструктуру рыночной экономики. Количественное же соотношение между отдельными частями и сферами общественного производства дает макроэкономические пропорции. Можно говорить об общеэкономических, межотраслевых, территориальных и межгосударственных пропорциях.

Основными характеристиками социально ориентированной рыночной экономики являются следующие:

- это экономика - особый вид рыночного типа экономической системы, сформировавшийся историко-логически под воздействием определенных фиаско рынка такой тип системы, который в эпоху НТР превращает развитую рабочую силу в важнейший фактор экономического роста;

- это экономика, сориентированная на деловую активность и самоответственность субъектов в условиях формирования нового, постиндустриального способа создания благ;

- это смешанная экономика, в основе которой сочетаются разные формы собственности с тенденцией к ассоциативности;

- это экономика с выразительной социальной ориентацией, главной целью и критерием которой служит социальная устойчивость;

- это экономика, регулируемая как рыночными механизмами, так и государством, притом, чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования;

- это экономика, которая формируется и функционирует с непременным учетом принципа социального партнерства;

- формула «социальная рыночная экономика» в современных условиях, отягченных острым экологическим кризисом, должна непременно включить в себя еще одно слагаемое - экологическую ответственность - и предстать в следующем виде: социально ориентированная и экологически ответственная смешанная рыночная экономика.


Список использованных источников

  1.  Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов. - М.: Палеотип, 2002. - 487 с.
  2.  Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. – М.: Мысль, 2005. – 275 с.
  3.  Герасимов В.Г. Экономическая система: генезис, структура, развитие науки. - Мн., 2003. –350 с.
  4.  Головачев А.С. Экономическая теория. Курс лекций. – Мн.,2001. – 208 с.
  5.  Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М.,2002. – 472 с.
  6.  Национальная стратегия устойчивого развития на период до 2020 г. – Мн.,2004. – 139 с.
  7.  Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. – Мн.,2006. – 109 с.
  8.  Статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». – Мн.,2008. – 587 с.
  9.  Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси. – Мн.,2005. – 844 с.
  10.  Данилов А.Н. Белорусская модель постсоветской трансформации// Вестник БГУ. – 2006. - №6. – С.8-9.
  11.  Мартынов С. У Беларуси нет геополитических амбиций, но есть конкретные интересы.//Экономика Беларуси. – 2008. - №2. – С.32-37.
  12.  Паньшин Б.Н. Белорусская модель: факторы успеха и перспективы развития// Вестник БГУ. – 2007. - №9. – С.8-12.
  13.  Руденков В.М. Развитие экономики Беларуси: модель и проблемы// Международное право и международные отношения. – 2003. - №4. – С.12-17.
  14.  Сидорский С. Формировать экономику знаний// Экономика Беларуси. – 2008. - №1. –С.6-13.
  15.  Сидорский С. Экономика роста// Экономика Беларуси. – 2008. - №2. – С.6-14.