86847

Физическая реабилитация пациентов, перенесших геморрагический инсульт

Курсовая

Медицина и ветеринария

В настоящее время реабилитация заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всём мире. В то же время это одна из самых актуальных и сложных проблем медицины, здравоохранения и социальной помощи.

Русский

2015-04-11

180.5 KB

7 чел.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Факультет оздоровительной физической культуры и туризма

Кафедра физической реабилитации

Курсавая работа

Физическая реабилитация пациентов,перенесших геморрагический инсульт

                                                                    Исполнитель:   

студентка 5 курса 054 группы

                                      Жихарь О.С

                Руководитель:

       канд. пед. наук

                Болдышева И.В

               

МИНСК 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ......3

Общая характеристика работы…………………………………………...……..…5

ГЛАВА 1. Анализ научно-методической литературы .......6

  1.   Анатомо-физиологические особенности головного мозга………………….6
  2.   Этиология……………………………………………………………………….9

1.3  Патогенез………………………………………………………….......................

  1.  Клиника………………………………………………………………………....22

  1.  Средства физической реабилитации……. .......31
    1.  Лечебная гимнастика  …...33

1.5.2 Массаж  …..35

1.5.3 Физиотерапия …...36             

1.5.4 ………………………………………………………………………………….

Выводы по главе 1……………………………………………………………………

ГЛАВА 3.1 Комплексная программа физической реабилитации для   пациентов,перенесших геморрагический инсульт ………………………………       

Список использованной литературы …..

Выводы по главе 3.1………………………………………………………………..

                                                  

                                                   

                                                        ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время реабилитация заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всём мире. В то же время это одна из самых актуальных и сложных проблем медицины, здравоохранения и социальной помощи. Объясняется это, прежде всего, большим количеством заболеваний с крайне тяжёлыми последствиями, приводящими к инвалидизации. С другой стороны, стремительное развитие науки и, в том числе, медицины (служб неотложной помощи и реанимации, а также совершенствование технологии диагностики и лечения заболеваний) всё больше расширяет возможности спасения человеческой жизни. В свою очередь, это требует особых условий для выхаживания больных, специальных методов восстановления и длительного времени для возвращения их к активной жизни. На сегодняшний день по организации и развитию реабилитации можно судить об уровне культуры и медицины в стране. В связи с этим проблема повышения эффективности и улучшение качества реабилитационного процесса является весьма актуальной. Это предполагает проведение определённого рода исследований, направленных на анализ и обоснование целесообразности применения тех или иных средств в комплексе восстановительных мероприятий. В последствии, на основании полученных результатов, в практическую деятельность вносятся изменения, которые способствуют её оптимизации.

На современном этапе в развитии реабилитации выделяют два основных направления научно-исследовательской деятельности:

  •  разработка новых и усовершенствование старых методов реабилитации и её организационных структур;
  •  выявление факторов, влияющих на восстановление нарушенных функций, а также определение прогноза восстановления.

Изучение этих аспектов, сопровождается бурными дискуссиями в научной литературе, и в первую очередь, они разворачиваются вокруг применения средств физической реабилитации. Это обусловлено высокой степенью значимости физической реабилитации в многогранном восстановительном процессе. Использование факторов физического воздействия особенно актуально для восстановления физической работоспособности. Необходимо также отметить, что наблюдается рост числа заболеваний, требующих эффективного применения средств скорейшего восстановления физической работоспособности вообще, и отдельных двигательных функций в частности.

Сосудистые заболевания головного мозга, к которым в первую очередь относится инсульт, становятся в последние годы одной из важнейших медико-социальных проблем, так как наносят огромный экономический ущерб обществу, являясь причиной длительной инвалидизации и смертности.     Инвалидизация после инсульта связана с тяжёлыми двигательными расстройствами, проявляющимися в виде изменения мышечного тонуса, парезов и параличей, нарушений функции ходьбы.

По характеру развития различают два вида инсультов: ишемический (инфаркт мозга) и геморрагический (кровоизлияние в мозг).

Значительный процент инвалидизации даёт геморрагический инсульт. В связи с этим, проблема физической реабилитации постинсультных больных является весьма актуальной.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Цель:Разработка и обоснование комплексной программы по физической реабилитации для пациентов,перенесших геморрагический инсульт .

Задачи:

1. На основании анализа научно-методической литературы изучить средства физической реабилитации, применяемые для пациентов,перенесших геморрагический инсульт .

2. Разработать комплексную программу физической реабилитации для пациентов,перенесших геморрагический инсульт.

 Объект исследования: процесс физической реабилитации пациентов,перенесших геморрагический инсульт.

Положение, выносимое на защиту: комплексная программа реабилитации для пациентов,перенесших геморрагический инсульт.




ГЛАВА 3

3.1 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ,ПЕРЕНЕСШИХ ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ.

В курсавой работе предполагается, что наиболее эффективным средством лечения больных мозговым инсультом является комплексная программа физической реабилитации, разработанная на основании анализа научно-методической литературы.

На ранних этапах реабилитации постинсультных больных наиболее целесообразно применение следующих мероприятий: лечебная гимнастика  (лечение положением, идеомоторные упражнения, комплекс лечебной гимнастики, дыхательная гимнастика), массаж, физиотерапия, самостоятельные занятия (табл.3.1).

В процессе реабилитации решались следующие задачи:

- нормализация познотонических реакций, начиная от снижения
спастического напряжения отдельных мышечных групп и заканчивая
воспитанием сложных синергии;

- борьба с патологическими двигательными стереотипами
(синкинезии, заместительные движения);

укрепление всей мышечной системы больного и увеличение подвижности суставов;

стимуляция произвольных движений конечностей;

обучение стоянию (вертикальная поза) и самостоятельному передвижению.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей организма и абсолютно необходимо для его нормального формирования и развития.

Движение в любой форме, адекватные физиологическим возможностям человека, всегда выступают как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Существенным фактором действия физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий у человека повышается настроение, появляется чувство радости. На положительном фоне ускоряется выработка новых условных рефлексов.


Средства

Дни реабилитации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Лечебная гимнастика

Лечение положением

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Идеомоторные упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Комплекс лечебной гимнастики

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Дыхательная гимнастика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Массаж

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Физиотерапия

Оксигенотерапия

(барокамера)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Парафин

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Магнит

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Самостоятельные занятия

Идеомоторные и пассивные упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Дыхательные упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Таблица 3.1  -   Комплексная программа реабилитации пациентов,перенесших геморрагический инсульт (г. Минск, УЗ «БСМП», отделение неврологии №2, отделение физиотерапии реабилитации).


3.2 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ,ПЕРЕНЕСШИХ ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ.

Лечебная гимнастика. Лечение положением.Положение «лежа на спине» Укладка в положении на спине проводится в позе, противоположной позе Вернике—Манна (рисунок 3.1). Парализованную руку кладут на подушку так, чтобы вся рука и плечевой сустав находились на одном уровне в горизонтальной плоскости. Затем руку отводят в сторону до угла 90° (при болях начинают с меньшего угла отведения, постепенно увеличивая его до 90°), выпрямляют и супинируют.

Рисунок 3.1 - Укладка парализованных конечностей в положении больного на спине

Кисть с разогнутыми и разведенными пальцами фиксируют лонгетой, а предплечье - мешочком с песком. Нога на стороне паралича сгибается в коленном суставе под углом 15-20°, стопа приводится в положение тыльного разгибания под углом 90° и удерживается в таком положении путем упора стопы о деревянный ящик, прикрепленный к спинке кровати и обтянутый мягким чехлом (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 - Вариант положения на спине

Это положение используется очень часто. Однако, если его применять без должного внимания, оно способно привести к образованию пролежней и усилить типичные варианты спастичности. Располагая пациента в антиспастической позиции, всегда делайте это с особой осторожностью.

На что следует обратить внимание, располагая больного на спине:

  •  голова повернута  в  пораженную  сторону,  но  без  излишнего подъема с помощью поддерживающих подушек;
  •        под пораженным плечом лежит подушка, приподнимая его вверх;
  •        рука лежит на подушке в выпрямленном положении;
  •        ладонь раскрыта (все пальцы, включая большой, выпрямлены) и повернута вниз;
  •     под бедром лежит подушка для предупреждения смещения таза назад и поворота ноги наружу (положение ноги в целом нейтральное);
  •      если нога полностью парализована, то для придания ноге положения легкого сгибания голени, под колено подложена маленькая подушка; при этом следует предотвращать ротацию ноги наружу; под стопой может быть помещена мягкая подушка, предупреждающая сгибание в голеностопном суставе и развитие тугоподвижности.

Размещение кисти выше уровня плеча (ладонь повернута вверх или вниз) облегчает кровообращение и предупреждает отек кисти. Для удержания руки в таком положении можно использовать мешочек с песком.

Следует иметь в виду, что в одно и то же время разные части тела пациента могут находиться на разных этапах восстановления. Например, мышцы руки могут быть в состоянии спастичности, а мышцы ноги - в состоянии пониженного тонуса. Поэтому, придавая пациенту различные положения, нужно учитывать его индивидуальные особенности [19].

Положение «лежа на боку». Укладка в положении на здоровом боку (рисунок 3.3) проводится с приданием парализованным конечностям сгибательной позы. Руку сгибают в плечевом и локтевом суставах и помещают на подушку, ногу сгибают в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, помещая на другую подушку. Если мышечный тонус еще не повысился, укладки в положении на спине и здоровом боку меняют каждые 1,5—2 часа. В случаях раннего и выраженного повышения тонуса лечение положением на спине длится 1,5-2 часа, а на здоровом боку - 30-50 минут.

Эти положения не вызывают усиления спастичности. Их следует применять во всех возможных случаях. Они особенно рекомендуются тем пациентам, у которых развивается «типичный разгибательный спазм».

Положение лежа на пораженной стороне тела:

• плечо вытянуто вперед, а рука повернута наружу;

• рука выпрямлена в локте (или согнута, если рука уложена под
подушку);

• рука расположена таким образом, что кисть находится в
наивысшей точке;

пораженная нога выпрямлена, но слегка согнута в колене;

здоровая нога согнута.

Рисунок 3.3 - Укладка парализованных конечностей в положении больного на здоровом боку

Положение «лежа на здоровой стороне тела». Укладка на здоровой стороне (рисунок 3.4): голова расположена в удобном положении на одной линии с туловищем, туловище слегка повернуто вперед. Положение руки на стороне гемиплегии: рука лежит на подушке, согнута в плечевом суставе под углом 90° и вытянута вперед. Положение ноги на стороне гемиплегии: нога слегка согнута в тазобедренном и в коленном суставах, голень и стопа уложены на подушку. Положение здоровой руки: в удобном для больного положении. Положение здоровой ноги: разогнута в коленном и тазобедренном суставах.

При лечении положением особое внимание следует обращать на то, чтобы на стороне парализации вся рука и ее плечевой сустав находились на одном уровне в горизонтальной плоскости во избежание растяжения сумки плечевого сустава под действием силы тяжести конечности. Такое растяжение при параличе мышц, фиксирующих плечевой сустав, происходит достаточно часто, сопровождаясь возникновением болей.

Это положение хорошо тем, что дает возможность легко размещать парализованные конечности в «антиспастических позициях». Оно также предотвращает образование пролежней и облегчает дыхание в пораженной половине грудной клетки.

Парализованная рука вытянута вперед и лежит на подушке;

локоть и кисть выпрямлены, пальцы раскрыты;

парализованная нога лежит на подушке в согнутом положении и в позиции нейтральной ротации;

голова должна поддерживаться, но без поворота или наклона в пораженную сторону.

Рисунок 3.4 - Вариант укладки больного на здоровой стороне


Положение «лежа на животе». В этом положении уменьшается давление на опорные части тела, особенно на крестец и грудную клетку. Одновременно поддерживается распрямленное положение бедра и колена. Однако пожилые пациенты, а также те, кто страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы, в этом положении могут чувствовать себя хуже.

Положение на животе предназначается для пациентов с сохраненным объемом движений в суставах и отсутствием ограничений в плечевом суставе, без мышечной ретракции. Это положение способствует восстановлению функции мышц-разгибателей предплечья и мышц-сгибателей голени.

• голова повернута в здоровую сторону;

• парализованная рука поднята вверх и вытянута вперед в
выпрямленном положении;

• парализованное бедро выпрямлено, в то время как здоровая нога
немного согнута;

• голень должна лежать на подушке, чтобы предотвратить
подошвенное сгибание стопы и поддержать парализованное колено в
слегка согнутом состоянии [55].

Комплекс лечебной гимнастики для постинсультных больных. Перед началом комплекса упражнений проводится ознакомление с самочувствием больного, измерение артериального давления, подсчёт пульса.

Вводная часть (5 минут):

  1.  Лёжа в постели. Руки лежат свободно. Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. На вдохе - приподнять плечевой пояс, на выдохе -возврат в И.п. 4-6 раз. Дыхание с удлиненным выдохом.
  2.  То же. Сгибание и разгибание предплечья здоровой руки. 5-7 раз. Фиксация паретичной конечности методистом для подавления синкинезий.
  3.  То же. Сгибание и разгибание голени здоровой ноги. 5-7 раз
  4.  То же. Лёжа, руки лежат свободно. Диафрагмальное дыхание. Добиться максимально возможного расслабления мышц плечевого пояса.
  5.  Лёжа, руки лежат свободно, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Отведение здоровой руки и возвращение в исходное положение. 6-8 раз. Активное (волевым усилием) или пассивное (с помощью методиста) подавление синкинезий в паретичных конечностях. Темп средний, движения по максимальной амплитуде.

Основная часть (20 - 25 минут):

6. Лёжа. Здоровая рука лежит свободно. Ладонь методиста
удерживает ладонь паретичной руки больного, другой рукой методист
фиксирует локоть, пальцы и кисть в разогнутом положении с отведенным
1-м пальцем. Пассивное сгибание в плечевом суставе паретичной руки,
возвращение в исходное положение. 10-12 раз. Движения выполняются
выпрямленной рукой больного по максимально возможной амплитуде; не
допускается возникновение боли.

  1.  Лёжа в постели. Руки лежат свободно. Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Отведение и приведение здоровой руки в плечевом суставе. 6-8 раз. Не допускать синкинезий.
  2.  То же. Ладонь методиста удерживает ладонь паретичной руки больного, другой рукой методист фиксирует локоть, пальцы и кисть в разогнутом положении с отведенным 1-м пальцем. Пассивное отведение и приведение в плечевом суставе паретичной руки. 10-12 раз. Движения выполняются выпрямленной рукой больного, по максимально возможной амплитуде. Не допускать возникновения боли.
  3.  То же, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 град. Активная супинация и пронация в плечевом суставе здоровой руки. 8-10 раз. Не допускать синкинезий.
  4.  То же. Ладонь методиста удерживает ладонь паретичной руки больного, другой рукой методист фиксирует локоть, пальцы и кисть в разогнутом положении с отведенным 1-м пальцем. Пассивная супинация и пронация в плечевом суставе паретичной руки. 10-12 раз. Движения выполняются выпрямленной рукой больного, по максимально возможной амплитуде; не допускается возникновение боли.
  5.  То же, здоровая рука поднята вверх. Паретичную конечность в таком положении фиксирует методист. Потряхивание здоровой рукой 0,5-1 минут (потряхивание паретичной конечности выполняет методист). Добиться максимального расслабления мышц плечевого пояса и рук.
  6.  Лёжа, руки свободно лежат, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Активное сгибание и разгибание предплечья здоровой руки. 6-8 раз. Не допускать синкинезий.
  7.  То же, методист одной рукой удерживает ладонь паретичная руки больного, другой фиксирует плечо. Пальцы и кисть паретичной руки в разогнутом положении. Пассивное сгибание и разгибание в локтевом суставе. 10-12 раз. Не допускать возникновения боли.
  8.  То же, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Активное сгибание и разгибание кисти здоровой руки. 6-8 раз. Не допускать синкинезий.
  9.  То же, методист фиксирует ладонь с разогнутыми пальцами и предплечье паретичной руки. Пассивное сгибание и разгибание кисти паретичной руки. 10-12 раз. Не допускать возникновения боли.

16. То же, ноги согнуты в коленных уставах под углом 90°.
Активное сгибание и разгибание пальцев здоровой руки. 15-20 раз. Не
допускать синкинезий.

17. Лёжа,   предплечье   паретичной   руки   лежит   на   стуле,   в
физиологическом положении. Пассивное сгибание и разгибание во всех
суставах    
II-V    пальцев    кисти.     15-20    раз.     Движения     выполнять
изолированно в каждом суставе и совместно в
IIV пальцах.

  1.  То же. Пассивное сгибание, разгибание, приведение, отведение, круговые движения I пальца паретичной руки. 15-20 раз.
  2.  То же, здоровая рука поднята вверх, паретичную конечность в таком положении фиксирует методист. Потряхивание здоровой рукой 0,5-1 минут (потряхивание паретичной конечности выполняет методист). Добиться максимального расслабления мышц плечевого пояса и свободной верхней конечности.
  3.  Лёжа, руки - свободно, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Отведение-приведение здоровой руки в плечевом суставе. 6-8 раз. Не допускать синкинезий.
  4.  То же, методист фиксирует локтевой сустав, предплечье и кисть с разогнутыми пальцами паретичной руки на большом мяче, лежащем на столе. Активное отведение в плечевом суставе паретичной руки с помощью методиста (путем «прокатывания» мяча по постели) 6-8 раз. Темп медленный, движения по максимально возможной амплитуде, возвращение в И.п. осуществляется пассивно.
  5.  Лёжа, руки - свободно, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°. Активное сгибание и разгибание в локтевом суставе здоровой руки. 6-8 раз. Не допускать синкинезий.
  6.  То же, методист одной рукой фиксирует предплечье и разогнутую кисть паретичной руки на мяче, находящемся на столе, другой рукой - плечо паретичной руки. Активное разгибание в локтевом суставе паретичной руки с помощью методиста (прокатывая мяч по постели). 6-8 раз. Темп медленный, движения по максимально возможной амплитуде, возвращение в И.п. осуществляется пассивно.
  7.  Лёжа, методист или больной с помощью здоровой руки фиксирует предплечье и разогнутую кисть паретичной руки на роликовой дорожке. «Прокатывание» кисти и предплечья по роликовой дорожке. 6-8 раз. Темп медленный, возврат в И.п. - с помощью методиста или здоровой руки.
  8.  Лёжа, здоровая рука поднята вверх, паретичную конечность в таком положении фиксирует методист. Потряхивание здоровой рукой 0,5-1 минут (потряхивание паретичной конечности выполняет методист). Добиться максимального расслабления мышц плечевого пояса и свободной верхней конечности.
  9.  Лёжа, руки - свободно. На паретичной руке - лонгета. Ноги согнуты под углом 120°, стопы полностью на опоре. Сгибание, разгибание здоровой ноги в коленном суставе 6-8 раз. Не допускать синкинезий.
  10.  То же. Пассивное сгибание и разгибание паретичной ноги в коленном уставе. 6-8 раз. По максимально возможной амплитуде, темп медленный.
  11.  Лёжа, ладони под ягодицы, ноги на ширине плеч, согнуты в коленных суставах под прямым углом. Соединить колени, возвратиться в исходное   положение.   8—10   раз.   Следить   за   участием   в   движении паретичной ноги.
  12.  Лёжа, руки немного отведены от туловища, ноги согнуты в коленном суставе под углом 120°. «Прокатывание» поочередно стоп по роликовой дорожке. По 6-8 раз для каждой ноги.
  13.  Лёжа, руки - свободно. На паретичной руке - лонгета. Ноги согнуты в коленном суставе под углом 120°, стопы полностью на опоре. Активное и пассивное поочередное сгибание и разгибание в голеностопных суставах. По 6-8 раз. По максимально возможной амплитуде; темп медленный [24].

Заключительная часть (5 минут):

  1.  Лёжа, руки прямо, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°. Сгибание и разгибание здоровой руки в локтевом суставе. 8-12 раз. Полное дыхание, средний темп.
  2.  Смотри упражнение 4. Потряхивание свободно здоровой рукой - 1 минута. Максимальное расслабление мышц плечевого пояса и свободной верхней конечности.

33. Лёжа, руки на животе. Полное дыхание. 3 раза. Выдох
удлинённый [11].

Подсчет пульса, измерение артериального давления. Количество упражнений в каждой из частей занятия подбирается индивидуально, в зависимости от особенностей протекания заболевания.

В сочетании с комплексом упражнений индивидуальной гимнастики проводятся реабилитационные мероприятия с акцентом на восстановление утраченных функций верхней и нижней конечностей. В частности это приёмы на восстановление функций кисти, предплечья, плеча, локтевого и плечевого суставов, стопы, голени, бедра, голеностопного сустава, коленного и тазобедренного суставов [24].

Восстановление функций плеча. Движения в плечевом суставе очень важны для пациентов, страдающих тяжелыми постинсультными параличами. Спастическое состояние и болевой синдром в руке нарушают чувство равновесия в вертикальном положении и в целом затрудняют движения всего тела. Они также препятствуют выполнению повседневных бытовых действий.

Поднимание руки и поворот её наружу в положении пациента лёжа на спине (рисунок 3.5):

• Положите пациента на спину, согнув пораженную ногу в коленном суставе и расположив её в нейтральной позиции (промежуточное положение между внутренней и наружной ротацией).

Рисунок 3.5 - Поднимание руки и поворот её наружу

Поднимите пораженную руку вперед и вверх выше уровня головы.

Раскройте ладонь, выпрямите пальцы и отведите в сторону большой палец.

В течение всей данной процедуры правильное положение руки поддерживается следующим образом:

поднимаемая рука полностью выпрямлена и повернута наружу;

ладонь открыта вверх и обращена в сторону изголовья кровати; большой палец отведен в сторону, противоположную туловищу;

• рука удерживается за кисть в форме рукопожатия (рис. 8), что
обеспечивает отведение большого пальца, разгибание кисти и поворот
плеча наружу (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6 - Вариант правильного положения руки

Если пациент испытывает боль в плечевом суставе, не следует поднимать руку полностью.

Способы самостоятельного расширения объема движений руки.

Пациента, перенесшего инсульт, следует постоянно ободрять и призывать использовать здоровую руку для помощи в выполнении движений пораженной рукой. Больную руку можно фиксировать за кисть или сцеплять пальцы обеих рук в «замок» (рисунок 3.7 — 3.8).

Рисунок 3.7 - Предплечье пораженной руки поворачивается внутрь и наружу

Рисунок 3.8 - Рука выпрямляется, поднимается вверх и отводится назад

Комплекс упражнений для самостоятельного выполнения:

восемь  дыхательных  циклов  (вдохов  и  выдохов)  с  паузами между ними;

вдохи с последующей задержкой дыхания и толчкообразным выдохом;

пропевание мелодии с закрытым ртом;

вдохи на зевке для стимулирования небно-глоточной мышцы и дыхательной мускулатуры.

Такие  упражнения  рекомендуется  выполнять  самостоятельно 3—4 раза в день за 30—40 мин до еды или через 2—2,5 ч после еды.

Массаж. Массаж при отсутствии противопоказаний начинают в те же сроки после инсульта, что и лечение положением - при неосложненном ишемическом инсульте на 2-4-й день болезни. Массаж проводят в положении больного на спине и здоровом боку, ежедневно или через день, начиная с 10 минут и постепенно увеличивая продолжительность процедуры до 20 минут.

Проводят классический массаж. Рациональнее начинать массаж в положении больного на спине (под коленом - валик, если необходимо, то на стопу - фиксирующий мешочек с песком, при появлении синкинезий на немассируемой конечности). Начинают с поглаживаний, легких растираний и вибрации лабильной непрерывной на передней поверхности бедра (для релаксации), затем такие же приемы на расслабление на внутренней поверхности бедра. На задней поверхности бедра приемы можно проводить более энергично, с разминаниями, надавливаниями, растираниями спиралевидными [14].

Массаж пораженной нижней конечности проводится от
проксимального отдела к дистальным частям, т. е. промассировав бедро,
далее массируют область голени. На задней поверхности голени
применяют все щадящие приемы: поглаживание, растирание, вибрации не
прерывистые лабильные, на передней поверхности все приёмы можно
проводить более энергично (поглаживание гребнеобразное, растирание
спиралевидное, гребнеобразное, разминание щипцеобразное, надавливание, вибрация, штрихование, строгание). При массаже стопы на тыле её все приёмы можно проводить более энергично, чем на подошве, где необходимы легкие поглаживания, растирание, надавливание, лабильная вибрация непрерывистая. Осторожно массировать пяточное сухожилие. Не допускать вызывания симптома Бабинского (резкое тыльное разгибание
I пальца стопы).

После массажа нижней конечности переходят к массажу верхней конечности на стороне поражения. Начинают процедуру с области большой грудной мышцы; чаще всего тонус её повышен, поэтому все растирания, вибрация расслабляющего действия. Затем производят массаж
области плечевого пояса, спины, трапециевидных мышц, дельтовидной -
здесь тонус невысок и манипуляции можно проводить более энергично, с
использованием поглаживания, гребнеобразных растираний,

спиралевидных разминаний, щипцеобразных надавливаний, вибрации с применением штрихования, чередуя их с другими разновидностями приемов. После этого переходят к массажу плеча, на передней поверхности которого все приемы проводят щадящим способом, а на задней поверхности можно использовать более энергичные воздействия. Начинают массаж с задней поверхности плеча - поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Специально воздействуют на плечевой сустав. Затем проводят массаж предплечья, где щадяще воздействуют на внутреннюю поверхность, а на наружной стороне предплечья и на кисти все приемы можно проводить более энергично [10].

При массаже кисти следует выявить болезненные точки (чаще на ладонной поверхности), стремясь воздействовать на них релаксирующе. Когда у больного появится возможность лечь на бок или на живот, то массируют область спины, поясничный отдел, таз. Все приемы проводят щадящее [9].

Массаж мышц может влиять на состояние мышечного тонуса: при спастических параличах и парезах энергичное раздражение тканей приводит к увеличению спастичности. Увеличить спастику может и быстрый темп массажных движений (в то время как медленный темп избирательное повышение мышечного тонуса, массаж у этих больных должен быть избирательным. Согласно рекомендациям Г.Р. Ткачевой [1978], при проведении массажа на мышцах, в которых тонус повышен, применяется лишь непрерывное плоскостное и обхватывающее поглаживание как наиболее щадящий прием, который не меняет существенно мышечного тонуса. При массаже мышц-антагонистов используют приемы поглаживания (плоскостное глубокое, щипцеобразное и обхватывающее прерывистое), несильное поперечное, продольное и спиралевидное растирание, легкое неглубокое продольное, поперечное и щипцеобразное разминание. Массаж начинают с проксимальных отделов конечности и продолжают по направлению к дистальным отделам (плечевой пояс -плечо — предплечье - кисть; тазовый пояс - бедро — голень - стопа). При работе с плечевым поясом и рукой особое внимание уделяют массажу большой грудной мышцы, в которой обычно тонус повышен (применяют лишь поглаживание в медленном темпе) и дельтовидной мышцы, в которой тонус обычно снижен (используют стимулирующие приемы в виде разминания, растирания и поколачивания в более быстром темпе). Такое воздействие позволяет предотвратить или уменьшить боли в плечевом суставе паретичной руки. Массаж рекомендуется проводить длительно, на курс - до 30-40 сеансов [11].

Помимо кинезотерапии и массажа при необходимости используются и другие средства восстановительного лечения: физиотерапию, блокады, ортезирование.

Продолжительность реабилитационных мероприятий в условиях стационара обычно не превышает 1-1,5 месяца. При необходимости продолжения восстановительного лечения больного переводят в учреждение реабилитации амбулаторного типа [31].

Дополняя наши реабилитационные мероприятия, совместно с отделением физиотерапии, для лечения мышечной спастичности до начала занятия лечебной гимнастикой и массажем назначаются:

• парафиновые аппликации на паретичную конечность в виде носка, чулка, перчатки, № 5— 15 (каждый день до занятия лечебной гимнастикой);

• постоянное магнитное поле на мышцы-сгибатели предплечья и разгибатели голени - 20-30 мТл по 15-20 мин. (через день), № 5-10;

Методические указания. Все выше перечисленные мероприятия применяются в комплексе. Укладки пациентов проводятся каждые 1,5-2 часа, каждое положение тела должно быть продуманным и должно учитывать конкретные особенности данного пациента. При появлении пролежней необходимо также местное использование растворов камфорного спирта или спирта (одеколона) с шампунем.

Упражнения индивидуальной гимнастики, проводимые инструктором-методистом, и приёмы на восстановление утраченных функций рекомендуется выполнять 2-3 раза в день с обязательным контролем пульса И артериального давления, а также с учётом функциональных и физических возможностей пациента (ни в коем случае проводимые мероприятия не должны вызывать утомления). Количество назначаемых процедур зависит от скорости восстановления функциональных возможностей, а соответственно и от срока пребывания больного в стационаре, и может составлять 40-60 сеансов. При выписке из стационара пациенту даются рекомендации по выполнению данных мероприятий в домашних условиях.

Курс массажа проводится параллельно, каждый день по одному или два сеанса. Первые сеансы непродолжительные и щадящие, время процедуры постепенно увеличивается с 10 минут до 20. Проводить сеанс массажа необходимо с применением релаксирующей методики до индивидуальной гимнастики и приёмов восстановления утраченных функций, что обеспечит оптимальное состояние подготовленности нервной и мышечной систем.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60999. «Школьники против Диких Гитар». Сценарий 1 Сентября 38.5 KB
  Кот Матвей: Вас приветствует группа Дикие гитары Это Кикиморы–-сестры: Баба и Яга Леший и я кот Матвей Встречайте нас Поют: Эх бараночки –конфеты Бары растабары Мы лесные Самоцветы: Дикие гитары Мы кричим и бренчим...
61000. «Волк и семеро козлят». Сценарий. Праздник 8 Марта 35 KB
  Семеро козлят в доме. Разучивают песню «Мама». Кто-то отчаянно фальшивит. Старший козлик — он дирижер, стучит палочкой по пульту. Все умолкают. 1 козлик: Стойте, братцы! Так дело не пойдет. Надо петь не «бе», а «ме»! еще раз! Сначала: и!
61001. СЛУШАЙТЕ, СМОТРИТЕ, ПОМНИТЕ! ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 64 KB
  Вступление А может не было войны Что мы знаем о войне. Дети войны. Ход мероприятия Организационный момент Вступление Под песню Марка Бернеса Журавли выходят ведущие юноша и девушка одетые в военные пилотки белые блузки читают слова...
61002. Интеллектуально-познавательная игра: День Благодарения 50 KB
  Проводится в 24 ноября в рамках школьной недели по английскому языку как приобщение к культурной традиции изучаемого языка такой страны как Америка с целью повышения интереса к изучению английского языка и расширения кругозора учащихся.
61004. Усний журнал: Рідний край,де ми живем, Україною зовем 61 KB
  Мова кожного народу неповторна і своя це рядки з вірша. Українська мова давня й молода. Рідна мова в рідній школі Що бринить нам чарівніш I дорожча в час недолі Рідна мова Рідна мова Що в єдине нас злива Перші матері слова...
61005. Квадратні рівняння. Вказівка розгалуження. Логічні вирази. Елементи математичної логіки 137 KB
  Квадратні рівняння. Ввести поняття квадратного рівняння. Класифікувати квадратні рівняння та методи їх розв’язання. Введенню поняття квадратного рівняння попередньо звернемося до задачі...
61006. Сценарій до 8 Березня: Жінка – одвічна загадка природи 43 KB
  Я не цвіт не зоря не сніжинка Це прекрасні природи витвори Я сильна слабка жінка Саме так з великої літери Ці слова може сказати про себе кожна з вас бо ваша жіноча доля заслуговує на повагу.