86853

Терроризм как форма социального поведения: социально-психологический аспект

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Социально-политический фактор как терроризм в настоящее время превратился, чуть ли не в повседневную реальность. По всему миру, в каждом уголке земного шара, страна, государство, правительство и самое ужасное обычные люди сталкиваются с таким явлением как терроризм.

Русский

2015-04-11

168 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 26

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тольяттинский государственный университет

Гуманитарно-педагогический институт

Кафедра «Социология».

Курсовая работа

по дисциплине «История социологии»

на тему:

«Терроризм как форма социального поведения: социально-психологический аспект»

Выполнила:

студентка группы СОЦб-1201

Арутюнян Анна Самвеловна

Научный руководитель:

д.социол.н.,профессор

Т.Н.Иванова

Тольятти 2014

Содержание

[1] Лебон Г. Теория толпы. [Электронный ресурс]  Режим доступа. — URL: http://existenzia.ru/gustav_lebon_teoriya_tolpy/ (Дата обращения: 18.04.14)

Введение

     Актуальность темы исследования. Социально-политический фактор как терроризм в настоящее время превратился, чуть ли не в повседневную реальность. По всему миру, в каждом уголке земного шара, страна, государство, правительство и самое ужасное обычные люди сталкиваются с таким явлением как терроризм.

     Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушение духовных, материальных, культурных ценностей, которые 
невозможно воссоздать веками. Кроме того, терроризм порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами.

     Фактором, косвенно способствующим развитию терроризма или блокирующим его, является система отношений к этому явлению в различных общественных группах, позиция средств массовой информации. Поэтому проведение психологических и социологических  исследований терроризма очень важны не только для государственных структур обеспечивающих безопасность, но и для гражданского населения.   Личность террориста, это есть вся проблема нашего современного мира. Изучая и анализируя террористические акты в разных странах и регионах мира, субъекты борьбы с терроризмом сталкиваются с особым видом криминогенного поведения, личностью человека, который ради достижения поставленной цели ставит под угрозу жизни десятков, сотен случайных людей. Проблемы формирования такого типа личности, раннего выявления, предупреждения подобных проявлений практически не изучены, что также определяет актуальность темы, с социологической точки зрения, актуальностью можно считать  изучение такой формы социального поведения как терроризм, изучение террористического типа личности, его развитие и возможно предотвращение  действий таких людей.

    Целью исследования является изучение терроризма как  формы социального поведения.

    Задачи:

  1.  Определить термин «терроризм» в рамках данной темы.
  2.  Изучить личностные особенности террористов и проанализировать их поведение.
  3.  Изучить работы Г. Лебона и Г. Тарда

     Объектом исследования является терроризм.

     Предметом исследования является терроризм как форма социального поведения.

     Работа состоит из введения, содержания, двух глав, заключения и  списка используемой литературы. В первой главе рассмотрены общие понятия о терроризме, и терроризме как форме социального поведения. Во второй глава подробно рассмотрены терроризм с точки зрения социально-психологического аспекта и теории  Г. Лебона и Г. Тарда.

Глава 1. Понятие терроризма в контексте истории социологии

1.1. Понятие терроризма и психология личности террориста

     Само понятия «терроризм»  и  «террорист»  появились в конце 18 го века. Если верить одному французскому словарю, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе и всегда с положительным оттенком. Однако уже в ходе Великой французской революции слово «террорист» стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним «преступника». Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе.  Затем, до самых недавних пор, слово «терроризм», употреблялось очень широко и означало весь спектр различных оттенков насилия. 

     К 70-м годам 20 века этот термин, наконец, приобрел универсальное значение и сейчас используется для обозначения мотивированного насилия со стороны «слабого», оппозиции  и с политическими целями. 

     «Терроризм не есть нечто беспричинное или нечто коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это явление социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей1

     Рассматривая множество понятий и определений слова терроризм можно разделить его как бы по некой классификации относительно сферы распространения терроризма:

  1.  Экономический терроризм это различные дискриминационные

экономические действия, имеющие целью оказание влияния на экономических конкурентов, социальные группы и слои населения, а также целые государства и их лидеров ради достижения конкретных экономических выигрышей или, шире, проводимой ими политики, что сводится к осуществлению требуемых действий или принятию нужных решений.

     Экономический терроризм осуществляется на различных уровнях. Например, это игра на понижении стоимости акций конкурента, их скупке, доведению до банкротства и в рамках конкурентной борьбы между корпорациями создание экономических барьеров, ухудшение условий жизни и снижение её уровня; экономическая блокада, введение разного рода эмбарго и запретов на ввоз или вывоз тех или иных товаров представляют собой средства экономического насилия. «Экономическим терроризмом» называли кубинцы ту блокаду, которая была организована американцами после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Аналогичный термин использовали советские власти в оценке принятой конгрессом США поправки Джексона Вэника, ограничивающей экспорт в СССР высоких технологий.

     2. Политический терроризм это террористические акты разного рода, имеющие целью оказание влияния на политических лидеров, власти или проводимую ими политику, вынудить те или иные политические действия или властные решения. В отдельных случаях политический терроризм направлен на устранение неугодных политических лидеров в том числе и на изменения политического строя в целом.

     3. Информационный терроризм    прямое воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений, определённым образом направляющих поведение людей. На практике под информационным терроризмом обычно подразумевают такое насильственное пропагандистское воздействие на психику, которое не оставляет для человека возможностей для критической оценки получаемой информации, как правило, откровенно тенденциозной информации, которая добивается своих целей не качеством манипулятивного воздействия, а его объёмом. Помимо использования официальных средств массовой информации, информационный терроризм опирается на распространение определённого типа слухов, которые многократно усиливают атмосферу страха и ужаса, на создание которой направлены усилия террористов. Выделяют два вида наиболее значимых слухов: так называемые слухи  пугало и агрессивные слухи2.

     4. Социальный терроризм в данный разряд попадают те обыденные явления, которые в привычном смысле не классифицируются, как террористические и вроде бы лишены конкретной цели и целенаправленных исполнителей. Бытовой терроризм это, то повседневное запугивание, с которым мы сталкиваемся на улице, в доме, в бытовом общении. Разгул уличной преступности, нарастающий криминалитет, общая социальная нестабильность и массовая бытовая неустроенность. Обилие беженцев и эмигрантов, маргинальных элементов, дестабилизирующих жизнь. Шайка подростков, терроризирующих двор; банда «скинхедов», терроризирующих рыночных торговцев; бригада рэкетиров, терроризирующих малые предприятия в округе и вымогающих регулярную плату за «охрану» от самих себя. Сюда же относятся взрывы в местах скопления людей, в транспорте. Здесь же возникновение эпидемий, отравленная вода в водопроводе или колодцах. И т. д., и т. п. В целом, это социальная ситуация, держащая всех в страхе и постоянном напряжении. В физическом плане это постоянная угроза жизни и здоровью. В социальном плане деструкция управления и общественного самоуправления. В психологическом плане результат такой ситуации утрата уверенности в завтрашнем дне, хаотизация сознания, иррациональное состояние психики, деструкция привычного, нормативного, «регулярного» поведения.

Выделим особую, физическую, разновидность социально бытового терроризма. Это реальное воздействие на жизнь и состояние здоровья людей, создание постоянной угрозы для них. Оно может осуществляться с использованием самых разнообразных средств от ножа и обрезка трубы до применения взрывчатых веществ и массового биологического или радиационного оружия. Так или иначе, это такое (как правило, массовое) воздействие на людей с помощью физических методов, которое не носит конкретного политического, информационного, экономического или социально-бытового характера, а создает такую массовую угрозу физического уничтожения, которая ведет к широкому распространению страха среди населения3.

     Психологические предпосылки возникновения терроризма 
Успех борьбы с тем или иным общественно опасным явлением в значительной степени зависит от понимания его сущности и причин возникновения. Особого внимания в изучении терроризма заслуживают психологические предпосылки этой проблемы. Существует множество исследований по данной теме. Основными исследователями определения и классификаций терроризма являлись такие ученые, как Гончаров ,Сыромятников, Ольшанский «О каких бы предпосылках, порождающих терроризм, мы ни говорили, какие бы группы факторов мы ни выделяли, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что Беларусь переживает переходный период, в основе которого лежит передел собственности, прямо затронувший судьбу и интересы всех граждан страны». Весь этот процесс определяет поведение отдельных лиц, всех значительных социальных, этнических и профессиональных групп населения ». В такой переходный период, тем более отягощенный экономическим кризисом, возникает психическое напряжение в обществе, и могут создаться условия для социального противостояния, сформироваться особое состояние массового сознания, для которого характерна неадекватная оценка реальной действительности, широкое распространение могут получить настроения неуверенности, социального страха, озлобленности и агрессивности. При таких обстоятельствах легко воспринимаются экстремистские призывы к акциям социального протеста. Когда это еще дополняется слабостью государственной власти, ее неспособностью обеспечить физическую безопасность личности и ее имущества, культ насилия начинает прокладывать себе дорогу, и терроризм в этих условиях становится неотъемлемой частью менталитета общества. В своих исследованиях К.Н. Салимов выделяет следующие основные социально психологические причины, порождающие терроризм: 

1.  Низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствие эффективных механизмов правовой защиты населения; 

2.  Ожесточенная борьба за власть политических партий либо общественных объединений, преследующих политические цели, либо отдельных групп, лидеры которых преследуют узкоэгоистические цели; 

3. Снижение эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности и морали, утрата ориентиров в воспитательной работе, в первую очередь среди молодежи; 

4.  Нарастание тенденции к разрешению возникших противоречий и конфликтов силовым способом (ежегодный рост количества заказных убийств и др.); 

5.   Усиление социальных противоречий под влиянием растущей преступности, особенно организованной, которая сама по себе создает систему защиты от правоохранительных органов и контроля со стороны общества.4

      Личность террориста

     Существует определённый набор личностных черт, которыми должны обладать террористы. Есть основания полагать, что эти черты во многом сходны с теми, которыми обладают представители агрессивных религиозных культов. При вступлении в террористическую организацию у человека происходит резкое изменение ценностей, этических норм, социальных установок, целей поведения и мотивации. Человек в террористической организации, как правило, вынужден вести подпольное существование. Соответственно, контакты террориста с обществом резко ограничены, зато возрастает интенсивность контактов с людьми, занимающимися терроризмом профессионально. Происходит быстрая инкультурация в терроросреду. В системе мировоззрения террориста важное значение имеет образ врага, на уничтожение которого направлена террористическая деятельность.

     Психология героизма

     Каждый террорист ощущает себя героем. Психология героизма изучает особый комплекс установок, ценностей и норм поведения, для которого характеры: Негативное отношение к врагу, на которого направлены разрушающие действия. Признание ценности собственной жизни, которой герой жертвует ради общественного признания своего поступка. Принятие норм так называемого «героического» поведения, образцы которого специфичны для конкретной культуры. Примером может служить поведение так называемых шахидов воинственно настроенных исламистов, жертвующих своей жизнью во имя утверждения исламских ценностей. Как показала М.И. Могильнер, в истории каждой террористической организации накапливаются примеры героического поведения, которые служат образцом для новых террористов. Соответственно, складывается стиль героического поведения.

     И.В. Линдер и С.А. Титков приводят некоторые интересные сведения о личности террориста, но, к сожалению, не указывают, из каких источников, кем и какими методами они получены. Они считают доказанным, что большая часть террористов люди, обделенные в детстве материнским вниманием. У них очень часто встречаются заболевания среднего уха. Есть определенные закономерности: недостаточное развитие, детский травматизм, какие-то врожденные заболевания. Часть из них люди с ярко выраженным дефектом личности, многие же абсолютно адекватные, хорошо закамуфлированные люди с актерскими данными. Есть такие, которые «больны» сверхидеей и осознанно идут на совершение террористического акта, прекрасно осознавая все его последствия для себя. Указанные авторы акцентируют внимание на том, что среди террористов много лиц, которые в детстве, молодости подвергались унижениям, не могли самоутвердиться. Потом, выйдя на следующий уровень развития, они поняли, что могут отомстить, причем не только своим обидчикам, но и всему обществу. Это люди, которые не смогли реализовать свои идеи. Такое положение вызывает неудовлетворенность и желание любым способом самоутвердиться, доказать свое «Я». Человек подчас не осознает, что не мог реализовать это в свое время не потому, что ему не дали, а потому, что он вообще не мог этого сделать ему это было не дано. Но он не может или не хочет себе в этом признаться. Ему кажется, что общество недооценило, неправильно обошлось с ним. И достаточно часто такие рассуждения имеют под собой почву. Очень многие террористы это люди, которые в свое время, выступая за какие-то права и свободы, были осуждены государством, выброшены, поставлены за черту закона, и для них терроризм становится социальной местью этому государству. Это люди, хорошо мотивированные, те же, которые борются с терроризмом, часто мотивированы хуже и подвержены фрустрациям. Фрустрация у последних связана с недостатком материальных благ и риском. Большинство террористов составляют мужчины, хотя много и женщин, роль которых в террористических организациях очень высока. С начала развития терроризма в России XIX века женщинам в нем отводилась важная роль, многие были идеологами, сами осуществляли террористические акты. Такие террористические организации, как Ирландская революционная армия, красные бригады, латиноамериканские группы и т.д., активно используют женщин в агентурных и боевых целях. По данным Дж. Поуста, террористы не попадают в специфическую диагностико-психиатрическую категорию. Хотя был установлен некоторый ряд от нормального типа до психопата, большая часть сравнительных исследований не обнаружила никакой явной психической ненормальности в большинстве случаев. Тем не менее, индивиды со специфической личностной предрасположенностью становятся на путь терроризма. Суэллволд наблюдал значительную долю озлобленных паранойяльных индивидов среди членов террористических групп. Общая черта многих террористов — тенденция к экстернализации, поиску вовне источников личных проблем. Хотя эта черта не является явно паранойяльной, имеет место сверхсосредоточенность на защите «Я» путем проекции.

1.2.  Терроризм как форма девиантного социального поведения

     Девиантное поведение (от лат. deviare сбиваться с пути)  совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.

     Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулирования жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры  все  это способствует девиантному поведению. Хотя теория. Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной. Нарастание социальной дезорганизации не обязательно связано с экономическим кризисом, инфляцией. Это может наблюдаться при высоком уровне миграции, что приводит к разрушению социальных связей5.

     Терроризм, как одна из форм агрессивного социального поведения, выражается в преднамеренном причинении вреда, приводящего к ущемлению или блокаде основных человеческих потребностей, в крайней форме к смерти. Являясь разновидностью инструментальной агрессии, террористический акт преследует своей целью выражение протеста со стороны объекта (личность, группа) по отношению к определенным общественным нормам6.

Несмотря на то, что результатами действия террористов являются порча имущества, ущемление прав и потребностей человека, а также угроза или лишение человека жизни, специфичность данного явления определяется ведущей мотивацией террористов интолерантностью, непринятием и борьбой с навязанными определенным обществом нормами и ценностями. Следствием борьбы или протеста является декларирование своих условий, норм и принципов. Другими отличительными свойствами данной формы агрессивного поведения являются: детальное планирование в разработке и реализации; локальность наносимого воздействия; непредсказуемость формы и места; публичность и масштабность явления с целью внушения массового страха и повышения эффективности шантажа со стороны террористов; причинение вреда «атрибутам» шантажируемого общества, но не его целостное уничтожение.

     Существует большое число определений насилия, и практически во всех этих определениях под насилием понимают применение силы, приводящее к ущербу, наносимому основным человеческим потребностям или даже жизни вообще, понижающему уровень их удовлетворения ниже потенциально возможного. Угроза возможного насилия также является насилием. Галтунг предлагает в качестве основных потребностей рассматривать: а) потребность выживания (отрицанием данной потребности является смерть, смертность); б) потребность благополучия (отрицанием является нищета, болезни); в) потребность в идентичности (отрицание этой потребности отчуждение); г) потребность свободы (отрицание репрессии) и выделил три форм насилия: прямое, структурное и культурное7.

     Наиболее явным и доступным для эмпирического наблюдения является прямое насилие со всеми видами жестокости, проявляемой людьми друг к другу, к другим формам жизни и природе в целом. По отношению к перечисленным выше потребностям прямое насилие проявляется в следующих формах:

1. Убийство;

2. Телесные повреждения, блокада, санкции, нищета;

3. Десоциализация из собственной культуры и ресоциализация в другую культуру (например, запрещение родного языка и навязывание другого), отношение к людям как гражданам второго сорта;

4. Репрессии, задержание, изгнание.

     Таким образом, терроризм как форма социального поведения имеет  начало как девиантное поведение (теория аномии) и переходит в большее масштабное агрессивно направленное поведение личности террориста или организованной террористической группировки.

Глава 2. Теория толпы в трудах Г. Лебона  и  Г. Тарда

2.1. «Психология народов и масс» Г.Лебона

     Гюстав Лебон (1841 1931 гг.) французский философ социолог и психолог. Особое место в его научном наследии занимают труды в области социальной философии («Психология толпы» (1895), «Психология революций» (1912), «Психология социализма» (1908) и др.), в которых проводится идея особой значимости психологического фактора в познании жизни людей, а сама психология считается движущей силой истории. Согласно Лебону, расовые (национальные) и классовые различия между народами дополняются их наследственными психологическими различиями. Такие различия обусловливают различия в воззрениях разных групп и способствуют конфликтам между ними8.

     Он считает, что любое скопление людей представляет собой «массу» («толпу»), главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. В силу волевой неразвитости и низкого умственного уровня больших масс (толп) ими правят бессознательные инстинкты. В толпе самостоятельность личности утрачена, критичность ума, и способность суждения резко снижены. Обезличивание человека в массе приводит к господству импульсивных реакций, росту подверженности различным влияниям, к отсутствию контроля над страстями. Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Конечно, философ опирается на эмпирические подтверждения того, что паника оказывается единственной формой действия массы. Однако он сам утверждает, что «нельзя изучать духовную организацию толпы, изучая только ее преступления, так же как нельзя узнать духовную организацию какой нибудь личности, изучая только ее пороки 9.

      У Лебона идея «толпы» всегда идет параллельно с идеей «элиты». Он отмечает, что элита всегда стремилась проникнуть в тайны мыслительного процесса «толпы-массы». В «массе» проявляются бессознательные поведенческие реакции, теряется критичность мышления, поэтому «великие властители», воздействуя на толпу, способны обращаться к коллективному бессознательному и манипулировать им в своих эгоистических целях. В психологии масс ярко проявляется определенная социальная характеристика, значимость личности, элиты.  По его мнению, «толпа»  или «масса» это большая группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером. Совладать с ней не может никакая рациональная сила. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь этим общим настроением. Он превращается из простого человека в «человека толпы». И индивид теряет чувство реальности и оказывается подверженным влиянию лидера значительно сильнее, чем в обычных условиях. Причем чем дольше по времени человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера, и тем слабее у него становится чувство реальности.

     «При определенных конкретных обстоятельствах… скопление людей демонстрирует новые характеристики, совершенно отличающиеся от характеристик индивидов, из которых толпа состоит. Чувства и идеи всех собравшихся принимают единую направленность, а их сознательные личности растворяются в толпе, писал Лебон в одной из своих работ. Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

     Он считал, что толпа живёт самостоятельной жизнью.  При этом количество людей переходит в качественно иное психическое и интеллектуальное состояние, в котором расовое, бессознательное общее у людей доминирует над индивидуальными способностями. Толпа обладает неким «общим разумом», создавая единое умонастроение,  способное вдохновить людей, как на героические, так и на варварские поступки, в зависимости от ситуации. Личность растворяется в толпе независимо от уровня ума, культуры, благосостояния10.

     Основные характеристики толпы, согласно теории, заключаются в следующем:

1.  В толпе происходит уравнивание всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений и поведения. Это явление Лебон объясняет идеей коллективного бессознательного: в толпе люди руководствуются лишь бессознательными представлениями, которые для всех одинаковы.

2. Толпа интеллектуально значительно ниже составляющих ее индивидов, она склонна к быстрому переключению внимания с одного объекта на другой, легко и некритично принимает даже самые фантастичные слухи и поддается воздействию призывов, лозунгов. Она слепо подчиняется лидерам, власть и престиж которых оказывают на нее почти магическое воздействие.

3. Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми. «Кем бы ни были индивиды,  составляющие толпу, как бы ни были они похожи или не похожи своим образом жизни, своими характерами, занятиями или разумом, факт превращения их в толпу ставит их во власть своего рода коллективного разума, заставляющего их чувствовать, думать и действовать таким образом, который совершенно отличен от их действий, чувств и того, как каждый индивид чувствовал, думал и действовал, если бы находился в одиночестве11».

4. Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди при этом не просто соседствуют друг с другом, а «заражают» окружающих своими эмоциями. При этом, участники толпы, обмениваясь эмоциональными зарядами, постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием.

     Лебон выделяет три основных фактора, благодаря которым формируются указанные свойства толпы.

1.Анонимность:

Личность в толпе растворяется. Здесь нет имен и социальных статусов, есть только «гражданин в пальто», «женщина в шляпе» и т.д. «Толпа, как писал Лебон, становится анонимной и в силу этого безответственной, чувство ответственности, которое вечно сдерживает индивида, тут исчезает полностью». С одной стороны, участие в скоплении значительного числа людей создает у отдельного человека чувство силы, могущества, непобедимости; с другой безликость и «безадресность» толпы делает отдельного человека анонимным, а это приводит  к возникновению чувства личной безответственности: каждый полагает, что любые действия будут отнесены к толпе, а не к нему лично12.

2.«Заражение»:

Под заражением здесь понимается распространение психического состояния одних людей на других.  Согласно теории, общее настроение и воображение распространяются, подобно инфекции, в результате воздействия трех механизмов:

1. Имитации стремления одного человека подражать большинству, делать то, что делают остальные;

2. Внушаемости состояния, в котором отдельный человек становится более восприимчивыми к образам, целям и предположениям, исходящим от других;

3. Цепной реакции процесса, с помощью которого эмоции других людей вызывают у отдельного человека такие же чувства, что в свою очередь еще более усиливает чувства остальных в форме обратной связи.

     Внушаемость Лебон выделяет в отдельный, влияющий на свойства толпы, фактор. Это, по его мнению, наиболее важный механизм, поскольку он направляет поведение толпы. Следствием его воздействия становится то, что люди некритически воспринимают любые побуждения и призывы к действию и способны совершить такие поступки, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером и привычками. Любое внушаемое мнение, идею или убеждение толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить удовольствие в подчинении и готовности жертвовать собой ради своего идола.

     Различные импульсы, которым повинуется толпа, всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

     Еще более сила чувств толпы увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (чем многочисленнее толпа, тем она сильнее) и сознание значительного, хотя и временного, могущества дают возможность большому скоплению людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Лебон делает вывод о том, что для влияния на толпу не нужны логика и аргументы, нужно просто рисовать «яркие картины», преувеличивать и повторять одно и то же, нужно увлекать, вдохновлять и поражать воображение.

2.2. Теория толпы Г.Тарда

      Тард Габриэль (10.03.1843 - 19.05.1904) - французский социолог психологической школы, криминалист. Считал основными социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которого индивид осваивает нормы, ценности и нововведения.

     Анализируя психологию толпы, Тард Г. проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение Тард Г. Таким образом, стихийное настроение это особенность народных низов, а сознательное мнение это свойство «публики» или интеллектуальных привилегированных социальных групп.

     В связи с развитием коммуникаций, происходят изменения природы толп. Таким образом, наряду с толпами, собранными в одном и том же замкнутом пространстве, в одно и то же время, отныне мы имеем дело с рассеянными толпами, т.е. с публикой. Тард дает следующее определение этому понятию: «публика… есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих13».

     Между толпой и публикой существует множество различий. Можно принадлежать в одно и то же время, как это обыкновенно и бывает, к нескольким группам публики, но к толпе одновременно можно принадлежать только к одной. Отсюда гораздо большая нетерпимость толпы, а, следовательно, и тех наций, где царит дух толпы, потому что там человек захватывается целиком, неотразимо увлечен силой, не имеющей противовеса. И отсюда преимущество,  связанное с постепенной заменой толпы публикой, сопровождающееся всегда прогрессом в терпимости или даже в скептицизме. Толпа, как группа более естественная, более подчиняется силам природы; она зависит от дождя или от хорошей погоды, от жары или от холода; она образовывается чаще летом, нежели зимой. Луч солнца собирает ее, проливной дождь рассеивает ее, но публика, как группа высшего разряда, не подвластна этим изменениям и капризам физической среды, времени года или даже климата.

     Отпечаток расы гораздо менее отражается на публике, чем на толпе. «Потому, что в образовании толпы индивидуумы участвуют только своими сходными национальными чертами, которые слагаются и образуют одно целое, но не своими индивидуальными отличиями, которые нейтрализуются; при составлении толпы углы индивидуальности сглаживаются в пользу национального типа, который прорывается наружу. И это происходит вопреки индивидуальному влиянию вождя или вождей, которое всегда дает себя чувствовать, но всегда находит противовес во взаимодействии тех, кого они ведут».

     Человек это мыслящая овца. Легковерный и импульсивный, он устремляется навстречу тому, чего не видит и не знает. По полученному приказанию он сгибается или выпрямляется, погружает тело и душу в массу и позволяет ей себя захватить, пока не изменяется до неузнаваемости. Тард был убежден в этом, и его описание толп хорошо это показывает. «Но, утверждает он,  как ни разнятся толпы друг от друга по своему происхождению и по всем своим другим свойствам, некоторыми чертами они все похожи друг на друга; эти черты: чудовищная нетерпимость, забавная гордость, болезненная восприимчивость, доводящее до безумия чувство безнаказанности, рожденное иллюзией своего всемогущества, и совершенная утрата чувства меры, зависящая от возбуждения, доведенного до крайности взаимным разжиганием. Для толпы нет середины между отвращением и обожанием, между ужасом и энтузиазмом, между криками да здравствует! или смерть!» 14.

     Мнимое единодушие толпы, есть просто слепое подражание. Она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики. А если кто нибудь сохранил еще способность управлять своими мыслями, то не считает безопасным отделиться от стада и сказать, что он не согласен с ним. Толпа не шутит, оскорбить ее сомнением в мудрости ее решений, вызвать ее гнев опасно. Критиковать ее нельзя, обращаться к ее разуму бесполезно, бороться с ней таким путем это все равно, что бороться с циклопом.

Именно рассудка здесь очень недостаёт, потому что он только единицу обеспечивает чувством меры и способностью к компромиссу, признание пределов власти каждого. Вот почему толпы в нормальном состоянии демонстрируют абсурдные и безрассудные черты, которые индивиды обнаруживают в болезненно безумном состоянии.

     Характерная черта толпы это недоверие к своим избранникам. Не успеет она почтить кого-нибудь выбором, как уже начинает подозревать в том, что он продал ее. Выбирали людей на самые ответственные места, толпа сменяла их, как только они начинали приобретать опытность, и сажала на их место новых. Помимо недоверия тут играло роль и желание удовлетворить тех, кто ждал своей очереди.

     Особое внимание Тард уделяет сектам, которые, по его мнению, и поставляют толпе вожаков. Они являются бродилом для толпы, хотя сами секты вполне могут обходиться без толпы. Секта одержима некой идеей, и она подбирает себе последователей, которые уже подготовлены к этой идее. Согласно Тарду, всякая идея не только подбирает себе людей, но прямо создает их для себя. Все эти секты, считает он, возникают на ложных идеях, на смутных и темных теориях, обращены к чувствам, но не разуму. Секта непрерывно совершенствуется, и в этом ее особая опасность, прежде всего, когда речь идет о преступных сектах. Другая опасность сект заключается в том, что они вербуют для своих целей людей самых разных общественных категорий.     Степень ответственности вождей и сект, которые их порождают, и ведомых ими масс различна. За все разрушительное, что имеет место в революции, толпа, хотя бы отчасти, ответственна. Но сами революции, по Тарду, были созданы, замыслены Лютером, Руссо, Вольтером. Все гениальное, в том числе и преступления, создается индивидом. Вождь, политический деятель, мыслитель внушает остальным новые идеи. Он считает, что в коллективной душе нет ничего загадочного, это просто душа вождя. Толпа, секта, публика всегда имеет ту основную мысль, которую ей внушили, они подражают своим вдохновителям. Но сила чувств, которыми руководствуется при этом масса, как в добре, так и во зле, оказывается ее собственным произведением. Поэтому неправильно было бы приписывать все действия толпы, публики только вождю. Когда толпа восхищается своим лидером, то она восхищается собой, она присваивает себе его высокое мнение о самом себе. Но когда она, и прежде всего демократическая публика, проявляет недоверие к своему руководителю, то и сам руководитель начинает заигрывать и подчиняться такого рода публике. И это происходит несмотря на то, что толпы, публика чаще всего послушны и снисходительны к своему лидеру15.

Заключение

     Изучение истории терроризма, как нам видится, является ключом к определению терроризма как формы социального поведения.

     Терроризм и террористы существовали в обществе задолго до появления этих терминов. Обзор истории терроризма позволяет понять, что вне зависимости от мотивов использования методов террора (от самопожертвования на благо общества и действий в «высших интересах человечества» до желания самоутвердиться или захватить власть), он в любые времена сопряжен с агрессией, жестокостью, отрицанием общечеловеческих ценностей, желанием бросить вызов всей социально-политической и юридической системе. 

     В заключение  данной работы можно сделать вывод, что у истоков терроризма, заключается отнюдь не желание истребить, убить и уничтожить, а нечто другое. Сам приход личности к такой форме социального поведения, говорит либо о девиации индивида либо о  тонкой и серьезно направленной работы лидера (вожака и т.д), который смог управлять толпой (массой) и подчинить  себе ее, этот аспект следует связать с теорией толпы таких ученных как  Густав Лебон, Георг Тард, Эмиля Дюркгейма, чьи работы были рассмотрены в рамках моей курсовой работы.

     «Только фанатичная толпа легко управляема»  Адольф Гитлер. Действительно, терроризм есть ни что иное, как целенаправленное на достижение своей выгоды, управление толпой, естественно не просто выбранные из толпы людей индивиды, а те, кого искусные психологи и в некой степени «гипнотизеры», могут без труда заставить подчиняться, людей слабовольных, бесхарактерных, слабых, легко подчиняющихся давлению извне, которым нужен лидер, не важно какой, но лидер. Такой социально психологический тип поведения и определяется толпой, что еще раз подтверждает непоколебимость теории толпы в отношении  терроризма как формы социального поведения.

Список используемой литературы и источников

  1.  Горяинов, С. Деньги террора. Кто оплатил Беслан? [Текст] / С.Горяинов. - М.: Европа, 2005.- 61 с.
  2.  Дорошенко А. Террор и терроризм //Политика и час.-1997-№ 8.- с. 15-19.
  3.  Дубко Е. Л. Терроризм и нравственность / Е. Л. Дубко // Вестник МГУ. Сер. 12, Политические науки. – 2005. – № 4. – С. 27–38.
  4.  Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд: Пер. с фр. А.Н. Ильинского. СПб.: Союз, 1998.
  5.  Загребина А. В. Публика как социальная общность: пионерские исследования Г. Тарда // Социол. исслед. 2010. N3. 250 с.
  6.  Загребина А. В. Публика как социальная общность: пионерские исследования Г. Тарда // Социол. исслед. 2010. N3. 400 с.
  7.  Зиновьев А. А. «Как иголкой убить слона», 2005 г.
  8.   Иванов И. Е. Психология терроризма. Предупреждение и пресечение террористических актов. – СПб.: Камея, 2005.
  9.  Иванов В. Н. Феномен терроризма / В. Н. Иванов // Социологические исследования. Социс. – 2005. – № 7. – С. 63–71.
  10.  Карабааги, О. Самоубийство во имя веры /О. Карабааги/ Независимая газета. 2000. №7- с. 20-26.
  11.  Карабущенко П.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические теории элит — М.: Памятники исторической мысли, 2006 — 448 с.
  12.  Краткий психологический словарь / Под редакцией П. Юдина. Издание 4-е, доп. и испр. М. 1954, С. 236.
  13.  Лебон Г. Психология народов и масс. – СПБ.,1996
  14.  Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002.
  15.  Петрюк П. Т., Петрюк А. П./ К уточнению основных понятий и видов терроризма. - 2007. – № 112 . –  С. 151–154.
  16.  Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., Институт психологии РАН; Издательство КСП, 2010. – 258 с.
  17.   Хубулов Г.Д. Психологические аспекты терроризма. М. 2005. – 254 с.

Электронные ресурсы

  1.   Загребина Е.С Социально  – психологические особенности терроризма как одной из форм агрессивного поведения [Электронный ресурс]  //  Психология в меняющемся мире: материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции «Мир.Человек.Психология» URL:http://dep.psytest.ru/ru/Poleznaja_informacija/Statistudentov/Zagrebina E.S. Socialno – psihologicheskie osobennosti terrorizma kak odno iz form agressivnogo povedenija (Дата обращения: 12.03.14)
  2.   Лебон Г. Психология социализма. [электронный ресурс]  Режим доступа.– URL: http://uf.kgsu.ru/lib/doc.php?path=Kafedra%20Sociologii%20i%20 SR/Psihologiya%20massovogo%20soznaniya/Gyustav%20Lebon%20Psihologiya%20Socializma.Doc
  3.  Тард Ж.Г.. Статья из Онлайн Энциклопедии Кругосвет. [Электронный ресурс] //  Статья из Онлайн Энциклопедии Кругосвет URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/TARD_Z HAN_GABRIEL.html (Дата обращения: 1.05.14)

1 А. А. Зиновьев, «Как иголкой убить слона», 2005 г.

2 Петрюк П. Т., Петрюк А. П. К уточнению основных понятий и видов терроризма // Ліки України. — 2007. — № 112 (додаток). — С. 151–154.

3 http://psyera.ru/socialnyy-terrorizm-1860.htm.............................................................. ( Дата обращения:.......)

4 Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999. с. 34-35.

5 Дюркгейм Э. Теория аномии. СПб., 1998.

6 Загребина Е.С Социально-психологические особенности терроризма как одной из форм агрессивного поведения [Электронный ресурс]  //  Психология в меняющемся мире: материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции «Мир.Человек.Психология» URL:http://dep.psytest.ru/ru/Poleznaja_informacija/Stati_studentov/ Zagrebina_E.S._Socialno-psihologicheskie_osobennosti_terrorizma_kak_odno_iz_form_agressivnogo_povedenija (Дата обращения: 12.03.14)

7 Васильев В.Л. «Психология терроризма» (на русском и англ. языках). Материалы Международной конференции «Серийные убийства и социальная агрессия: что нас ожидает в XXI веке?». Ростов-на-Дону 2001 г.

8 Лебон Г. Психология социализма. [Электронный ресурс]  Режим доступа. — URL: http://uf.kgsu.ru/lib/doc.php?path=Kafedra%20Sociologii%20i%20 SR/Psihologiya%20massovogo%20soznaniya/Gyustav%20Lebon%20Psihologiya%20Socializma.Doc (Дата обращения: 14.04.14)

9 Карабущенко П.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические теории элит — М.: Памятники исторической мысли, 2006 — 448 с.

10 Лебон Г. Теория толпы. [Электронный ресурс]  Режим доступа. — URL: http://existenzia.ru/gustav_lebon_teoriya_tolpy/ (Дата обращения: 18.04.14)

11 Лебон Г. Психология толп // В кн.: Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН, изд. КСП+, 1998.

12 Лебон Г. Психология толп // В кн.: Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН, изд. КСП+, 1998.

13 Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., Институт психологии РАН; Издательство КСП, 1999..

14 Тард Ж.Г.. Статья из Онлайн Энциклопедии Кругосвет. [Электронный ресурс] //  Статья из Онлайн Энциклопедии Кругосвет URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/TARD_Z HAN_GABRIEL.html (Дата обращения: 1.05.14)

15 Загребина А. В. Публика как социальная общность: пионерские исследования Г. Тарда // Социол.


исслед. 2010. N3. С. 139 - 145.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27184. Понятия и содержание новой истор. Дискуссии по проблемам периодизации новой истории 33 KB
  Война: в этот период происходит зарождение и прогрессивное развитие капитализма. прекращается прогрессивное развитие капитализма и ему на смену приходит социализм. Это локальное событие не оказавшее большого значения на развитие как Фр. Голландия Англия – развитие буржуазных отношений привело к буржуазной революции.
27185. Технология изготовления коленчатых валов 298 KB
  Коленчатые валы подразделяют на цельные, составные и сборные. Цельные изготавливают длиной до 5000 мм, составные - из двух секций для крупных судовых двигателей, сборные - для двигателей небольшой мощности (например, мотоциклетные двигатели).
27186. Аграрный вопрос в Великой английской и Великой французской революциях. Сравнительная характеристика 39 KB
  До революции в английской деревни было 2 формы собственности: крестьянская копигольд и буржуазно дворянская рыцарское держание. Революции лекция – феодализма ко времени ВФР уже не было. Исчез до революции. необходимости в революции не было.
27187. Основные проблемы и особенности войны северо-американских колоний Англии за независимость и образование США 45.5 KB
  Так как в результате завоевания независимости в колонии были приняты демократические преобразования и они выходят на более высокий уровень чем ВФР: церковь отделена от государства; на Севере отменили рабство; доступность к западным З. Северовосточные колонии новая Англия – территории с ранним развитием ремесел мануфактуры судостроение и судоходство рыболовство. Это колонии которые пошли по буржуазному пути . Среднеатлантические колонии.
27188. Обмен липидов, аминокислот, простых и сложных белков. Передача генетической информации и биосинтез белка 4.27 MB
  Методические рекомендации составлены в виде билетов, содержащих по пять вопросов, и правильных ответов на них, где изложены изложены вопросы обмена липидов, аминокислот, простых и сложных белков. Уделено внимание механизму синтеза белков и нуклеиновых кислот, передаче генетической информации и молекулярной патологии.
27190. Внутренняя и внешняя п. Фр. в период консульства и 1-й империи Наполеона. Наполеоновская эпоха в исторической науке 41.5 KB
  Вандаль: к власти во Фр. – человек чуждый революции начал задумываться о захвате власти достаточно рано. Было много разбойников в городах и на больших дорогах отсутствовал законопорядок в стране – все это убедило большинство в необходимости передачи власти в твердые руки. давно мечтал о власти решил воспользоваться ситуацией; Манфред: Наполеон уехал из Египта чтобы не проиграть.