86911

Управление дебиторской задолженностью предприятия

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

В таких условиях особое внимание необходимо уделять дебиторской задолженности ДЗ. Согласно стандартам бухгалтерского учета дебиторская задолженность это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату но обычно такая сумма определяется на дату баланса. Обычно экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты.

Русский

2015-04-12

30.4 KB

2 чел.

40 Управление дебиторской задолженностью предприятия

Cовременные условия развития экономики нашей страны предусматривают динамизм развития взаиморасчетов между контрагентами. В таких условиях особое внимание необходимо уделять дебиторской задолженности (ДЗ) .

Очень часто ее определяют как составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.

Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.

Существует тенденция отождествлять дебиторскую задолженность с коммерческим кредитом. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных средств ограничен).

Согласно стандартам бухгалтерского учета, дебиторская задолженность - это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату. Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса.

Обычно экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том, что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Соответственно дебиторскую задолженность можно признать активом только тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Если такой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать.

Если задолженность невозможно правильно оценить, то есть определить ее сумму, она не может быть признана активом и не должна отображаться в балансе.

Дебиторская задолженность - это средства, отвлеченные из оборота предприятия, и предприятие заинтересовано в том, чтобы быстрее их вернуть. Размер дебиторской задолженности зависит от объема продаж, от предстоящей отсрочки платежа, от соблюдения покупателем платежной дисциплины и др.

Система управления дебиторской задолженностью включает:

1. Отбор потенциальных покупателей и определения условий оплаты. Оценка производится по таким показателям: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, финансовое состояние, экономическая и финансовая ситуация на предприятии.

2. Работа с дебиторами:

- телефонные переговоры

- факс

- письма

- персональные визиты

- судебные процедуры

- продажа задолженности специализированным организациям.

3. Контроль уровня дебиторской задолженности и безнадежных долгов осуществляется по различным параметрам, например ранжирование ДЗ по срокам возникновения и выделение групп:

1 - от 0 до 30 дней

2 - от 31 до 60 дней

3 - от 61 до 90 дней

4 - от 91 до 120 дней

5 - свыше 121 дня.

В качестве показателя может быть использован коэффициент погашаемости ДЗ: КДЗ = ДЗ пер. / Выручка.

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед предприятием, если она не оплачена в срок и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Для создания резерва необходимо произвести инвентаризацию дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

- По задолженности, срок возникновения которой свыше 90 дней, в резерв включается вся его сумма.

- По задолженности от 45 до 90 дней включительно, половина ее включается в резерв.

- Задолженность менее 45 дней в расчет резерва не включается.

4. Контроль безнадежных долгов необходим:

- для создания резерва по сомнительным долгам

- для расчета показателей ликвидности

К срочной ликв. =( [ДЗ] + КФВ + ДС) / О кр.

где [ДЗ] = ДЗ - безнадежные долги, при этом коэффициент получится реальный.

5. Анализ уровня и оборачиваемости дебиторской задолженности.

При анализе дебиторскую задолженность сопоставляют с кредиторской : по срокам, скорости оборота, размеру. Следует сопоставлять и рассматривать ДЗ, как средства, временно отвлеченные из оборота, а КЗ - как средства, временно вовлеченные в оборот.

Основная задача управления дебиторской задолженностью - ускорение ее оборачиваемости!!! При этом из нее высвобождаются средства.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

- исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

- периодический пересмотр предельной суммы кредита;

- использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

- выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

- формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19637. Маркетинговый план. Составление плана и бюджета маркетинговой деятельности предприятия 80.5 KB
  Занятие 8. Маркетинговый план. Составление плана и бюджета маркетинговой деятельности предприятия. Работа № 4. Маркетинговый план. Планирование деятельности является одной из основных функций управления поэтому такой вид деятельности как маркетинговая также п...
19638. Информационное обеспечение маркетинговых исследований. Организация маркетинговых исследований 43.5 KB
  Занятие 10. Информационное обеспечение маркетинговых исследований. Организация маркетинговых исследований. Первичные и вторичные исследования. Информационные системы маркетинговых исследований являются частью общей системы маркетинга на предприятии. Принято с...
19639. Качественные методы исследований. Фокус – группы. Метод Дельфи. Модерация 53.5 KB
  Занятие 11. Качественные методы исследований. Фокус группы. Метод Дельфи. Модерация. Практическое занятие. Особенностью Качественных исследований необходимы для выяснения реакции потребителей и связаны с получением ответа на вопрос: почему. Они применяются...
19640. Количественные методы ситуационного анализа: опрос, панель, эксперимент. Общая характеристика методов опроса 60.5 KB
  Занятие 12. Количественные методы ситуационного анализа: опрос панель эксперимент. Общая характеристика методов опроса. Разработка форм сбора данных. Типы вопросов и шкал. Составление анкет. Главная задача применения количественных методов состоит в определении чи
19641. Методы вторичного использования информации. Кабинетные исследования. Контент-анализ 51 KB
  Занятие 13. Методы вторичного использования информации. Кабинетные исследования. Контентанализ. Вторичная информация данные собранные ранее для целей отличных от решаемой в настоящий момент проблемы. Достоинства вторичной информации: небольшая стоимость ра...
19642. Комплексные методы маркетинговых исследований. Отчет о выполненных маркетинговых исследованиях 81 KB
  Занятие 14. Комплексные методы маркетинговых исследований. Отчет о выполненных маркетинговых исследованиях. Комплексные смешанные методы которые сочетают возможности качественных и количественных исследований за счет проектирования процессов измерения. К так
19643. Период первобытности 13.21 KB
  Период первобытности в наиболее развитых регионах земли закончился на рубеже 34 тысячелетиий до нашей эры .На смену ему приходит период который называется цивилизация. Строительство городов является одним из первых признаков рождения цивилизации. Окончательно циви
19644. Характеристика цивилизации Древнего Востока 10.39 KB
  Характеристика цивилизации Древнего Востока На рубеже 43 тысячелетия заканчивается период первобытности и мир переходит в эпоху цивилизации. Признаки цивилизации: Государство появление городов письменность ирригация искусственные каналы для орошения полей со...
19645. Характеристика античной цивилизации 11.41 KB
  Характеристика античной цивилизации. Море это главное богатство греков оно давало возможность заниматься ремеслом торговлей мореплаванием. Занимались скотоводством выращиванием оливок и винограда. ВЕЛИКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Причины колонизации: 1. быстры...