86931

Финансовая политика государства

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Сущность финансовой политики. Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий: 1 разработку общей концепции финансовой политики ее основных направлений целей главных задач; 2 создание финансового механизма; 3 управление финансовой деятельностью субъектов экономики. Финансовая стратегия долгосрочный курс финансовой политики рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются...

Русский

2015-04-12

38.9 KB

0 чел.

Финансовая политика государства.

Сущность финансовой политики.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений и ресурсов для регулирования экономики представляет собой финансовую политику. Это часть экономической политики государства, совокупность бюджетно-налоговых и иных финансовых инструментов и институтов государства.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью субъектов экономики.

Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.

Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.

Задачи финансовой политики:

1) формирование максимально возможных финансовых ресурсов;

2) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

3) регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально дешевой системы управления финансами.

Функции финансовой политики:

1) фискальная;

2) экономическая.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества, специфики внутренней и международной обстановки, реальных экономических возможностей страны.

В процессе проведения финансовой политики особенно важна ее взаимосвязь и согласованность с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Финансовый механизм.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это

1. формы финансовых ресурсов,

2. методы их формирования,

3. система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, он чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются

1. налоги,

2. государственный кредит,

3. расходы бюджета,

4. бюджетное финансирование,

5. организация бюджетного устройства и бюджетного процесса,

6. финансовое планирование.

Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует, когда определенные отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии послле уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Типы финансовой политики (необязательно).

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить четыре ее основных типа:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) консервативная (неоклассическая);

4) планово-директивная.

1. До конца 20-х годов XX столетия основным типом финансовой политики большинства стран была классическая политика. Она была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) и их последователей. Сущность:

  1.  невмешательство государства в экономику,
  2.  сохранение свободной конкуренции,
  3.  использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов,
  4.  ограничение государственных расходов (сводившихся в основном к военным) и налогов,
  5.  приоритет косвенных и имущественных налогов, простых и эффективных в плане их взимания,
  6.  обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
  7.  простая система управления финансовой деятельностью (один орган управления — министерстве финансов (казначейство)).

2. В конце 20-х годов XX столетия в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В основе - экономическая теория Дж. Кейнса (1883—1946). Главная идея - необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся

  1.  государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода, создание новых рабочих мест.
  2.  система налогов: главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что балансирует бюджет при высоком уровне расходов.
  3.  система государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
  4.  изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3. В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отменяет, но ограничивает вмешательство государства в экономику.

Финансовая политика исходит из

  1.  необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему,
  2.  необходимости снижения бюджетного дефицита,
  3.  стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования.
  4.  необходимости сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.

4. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой. Она основана на государственной собственности на средства производства и позволяет осуществлять прямое директивное руководство финансами. Цель финансовой политики — максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства и их последующее перераспределение в соответствии с государственным планом.

Задача финансового механизма - создание инструментов изъятия неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

У государственных предприятий средства изымаются сначала через налог с оборота, а затем через индивидуальные отчисления от прибыли (двухканальное изъятие чистого дохода).

Регулирование денежных доходов населения осуществляется при помощи подоходного налога, размещения принудительных государственных займов, использования свободных средств населения, помещенных в систему сберегательных касс. Такой же механизм изъятия доходов применяется для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивается ограничением в установлении самостоятельных источников доходов.

Расходы бюджетов определяются исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Поскольку средства выделяются на затраты без увязки с получаемым эффектом, значительные ресурсы используются непроизводительно. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществляется остаточным методом по минимальным нормам.

Управление финансами осуществляется из единого центра — Министерства финансов.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою эффективность, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). Ее использование в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23549. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Отношение детей к нецензурной лексике 1.35 MB
  преподавательметодистКолледжа архитектуры и менеджмента в строительстве № 17 Отношение детей к нецензурной лексике Оскверняет человека то что из уст исходитИз сочинения ученика В записной книжке известного юмориста рассказывается о человеке который в публичном месте шепчет приличные и во весь голос произносит неприличные слова. Мат рождается в безграмотности там где за незнанием огромного словарного запаса русского языка мы прикрываемся этими тупыми по сути бессмысленными выражениями. И хотя он употреблял слова покрепче и...
23550. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 1.42 MB
  Русский язык и культура речи Речевое взаимодействие. Нормативные коммуникативные этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи.
23552. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС 376 KB
  МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА Данное пособие является частью комплекса учебных пособий по русскому языку и культуре речи. В нем представлен теоретический материал предусмотренный программой по русскому языку и культуре речи. Рассматриваются различные аспекты речевой культуры формы существования языка стили современного русского языка характеризуются особенности официальноделовой речи основные черты языка юридических текстов излагаются основы ораторского искусства.
23553. Курс русской риторики 1 MB
  Перечитывая и осмысляя эту книгу читатель подружится с ней на долгие годы. Слово ητρική значает ораторское искусство или учение об ораторском искусстве но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Грамматика наука об общих правилах построения осмысленной речи. Риторика наука об аргументации в публичной речи необходимой при обсуждении вопросов практического характера.
23554. Выразительность и ее основные условия 128 KB
  Выразительность речи зависит от многих причин и условий собственно лингвистических и экстралингвистических. Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания.
23555. ОБЩАЯ РИТОРИКА 2.01 MB
  Объектом этой теории является изучение дискурсивных приемов позволяющих вызвать или усилить сочувствие к предложенным для одобрения положениям Perelman 1958 с. Главы посвященные детальнейшему разбору четырех типов риторических метабол представляют собой образец блестящего анализа живого функционирования языка а значение совокупности содержащихся в них наблюдений эвристических ходов мысли далеко выходит за рамки проблематики даже столь сложного феномена каким является литературный художественный язык. Если с известной долей...
23556. ИСКУССТВО ОРАТОРА 1.93 MB
  Савкова ИСКУССТВО ОРАТОРА СОДЕРЖАНИЕ Введение Удивительный дар природы Оратор и его голос Что ни звук то и подарок Дикция оратора Порусски ли мы говорим Литературное произношение Косноязычна риторика без грамматики Языковая культура Мое богатство мой язык Языковые средства выразительности От сердца к сердцу нити проложить Интонационная выразительность Язык чувств Жесты и мимика как средство общения С пером в руке Как создать текст выступления Посмеемся вместе Юмор в публичном...
23557. Культура речи 1.01 MB
  Чтобы передать ее другому он произносит слова. Мужик либо не отвечал ничего либо произносил слова вроде следующих: А мы могим. Речь Базарова строится по нормам литературного языка в ней встречаются отвлеченные книжные слова непонятные собеседнику: воззрение будущность излагать эпоха история закон. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было разум рассудок ум.