86933

Содержание, роль и функции государственного бюджета

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Сущность бюджета В результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и НД которые затем проходят стадии распределения и перераспределения. При этом их часть в денежной форме поступает в распоряжение государства и образует централизованный фонд финансовых ресурсов бюджет. Бюджет форма образования и расходования фонда денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Русский

2015-04-12

37.1 KB

0 чел.

Содержание, роль и функции государственного бюджета.

Сущность бюджета

В результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и НД, которые затем проходят стадии распределения и перераспределения. При этом их часть в денежной форме поступает в распоряжение государства и образует централизованный фонд финансовых ресурсов - бюджет.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Бюджет выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением — с другой.

Существует много определений бюджета:

1) Бюджет как экономическая категория,

2) Бюджет как инструмент распределения и перераспределения,

3) Бюджет как главный централизованный фонд денежных средств страны,

4) Бюджет как основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны.

Финансовые методы перераспределения НД:

1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, НДС, платежи в социальные внебюджетные фонды);

2) организация налогов;

3) финансирование отраслей народного хозяйства;

4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. Доходы бюджета - финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами, а также физическими лицами по поводу формирования бюджетного фонда. Это безвозвратные и обязательные платежи, не вызывающие встречного потока благ и услуг.

Расходы бюджета — это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами — с другой, в ходе распределения централизованных фондов денежных средств и их использования по целевому назначению.

Доходы классифицируются по источникам на налоговые и неналоговые (см Бюджетная классификация). Расходы классифицируются по функциональному признаку на расходы, связанные с охраной способа производства, экономической деятельность государства, деятельностью государства по вмешательству в экономику, социальной деятельностью государства.

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

1) федеральный бюджет,

2) региональные бюджеты (в т.ч. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга),

3) местные бюджеты (в т.ч. районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляют консолидированный бюджет - сводку доходов и расходов всех уровней власти и сводный бюджет, который включает еще и средства внебюджетных фондов.

Функции бюджета

1) Распределительная: перераспределение национального дохода;

2) Регулирующая: государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) Социальная функция: финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4) Контрольная: контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1) Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Перераспределение НД через бюджет имеет две стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

Государство направляет средства в первую очередь в те отрасли и районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

2) Регулирующая функция. В ходе формирования доходов бюджета и использования его средств государство

  1.  регулирует экономические отношения, направляя эти средства на развитие отраслей, регионов,
  2.  влияет на темпы производства, рост капиталов и сбережений, структуру спроса и потребления.
  3.  активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. От этого зависят стимулы предприятий в рациональном использовании ресурсов, повышении рентабельности и прибыли.

Большую роль играет бюджетное регулирование. При помощи него осуществляется межтерриториальное распределение средств, наделение источниками доходов региональных и местных бюджетов, финансовой базы территориальных органов власти.

3) Социальная функция. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется не только по территории, но также из производственной в непроизводственную сферу, для чего создаются денежные фонды для финансирования здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. В непроизводственной сфере бюджет является главным источником финансирования.

Средства бюджета имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления.

4) Контрольная функция предполагает возможность и обязанность государственного контроля над поступлением и использованием бюджетных средств. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет налоговую политику. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения НД и ВВП. Тем самым он позволяет проводить контроль над эффективностью и целевым использованием аккумулируемых в нем средств.

Принципы построения бюджета

1) Единство - все расходы и доходы обобщаются в одном фонде. При этом соблюдается единство:

  1.  правовой базы,
  2.  денежной системы,
  3.  формы бюджетной документации,
  4.  принципов бюджетных процедур,
  5.  санкций,
  6.  порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней,

2) Полнота - все расходы одного порядка должны включаться в одну статью по своему экономическому содержанию,

3) Реальность - отсутствие искажений финансовой информации,

4) Гласность - открытая публикация тех статей, которые не являются официально закрытыми и не подлежат оглашению.

5) Сбалансированность бюджета;

6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7) Общее покрытие расходов бюджета;

8) Гласность;

9) Достоверность бюджета;

10) Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Тенденции развития структуры бюджета в мире

1) Рост государственных расходов (по темпам роста) превышает рост ВВП, что связано с распространением кейнсианства в 1960-ых гг.,

2) Процесс увеличения государственных расходов сдерживается дебюджетизацией (выведением из состава затрат) некоторых расходов государства,

3) Сокращение социальных программ,

4) Расширение трансфертных платежей между отдельными уровнями бюджетной системы (система пособий, субсидий, социальных трансфертов).



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56290. Розвивальні функції уроків узагальнення та систематизації знань школярі 343 KB
  Суттєві зміни у змісті стосуються діяльності спрямованої на застосування знань зокрема діяльності творчого характеру створення умов за яких учень стає суб’єктом навчального процесу який зорієнтований на розвиток особистості на оволодіння ним мисленнєвих операцій самостійного відкриття невідомого.
56291. Сценарій позакласного заходу. Вечір відпочинку «Честь имеем представиться… или… Разрешите с вами познакомиться» 42 KB
  Коллектив нашого взвода желает всем присутствующим здесь очаровательным гостьям, чтобы они всегда оставались такими же красивими и улыбающимися.
56292. Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» 75.5 KB
  Мы первым предоставляем вам слово поздравить наших выпускников. Наши звезды – выпускники 4 класса. Исполнение песни Танцуй сидя Ведущие: А сейчас предлагаем вашему вниманию передачу Умники и умницы выходят...
56293. Сценарій шкільного заходу «Любіть Україну!» 53.5 KB
  Мета: поглибити знання дітей про традиції українського народу, історію, географію України; розвивати пам’ять, логічне мислення, мову; збагачувати словниковий запас; прищеплювати любов до рідної землі,повагу до народних традицій; виховувати гідних громадян своєї Батьківщини; почуття гордості за Україну.
56294. Сценарій новорічного свята для початкових класів „Казкова феєрія” 108.5 KB
  В чудеса не вірять діти Бо відомо всім давно Що чудес ніде не стріти Крім казок і крім кіно. ВЕДУЧИЙ: Діти а кого немає на нашій ялинці Діда Мороза. Діти кличуть. Відгадайте діти мої загадки: Крешуть лід ріжуть лід залишають дивний слід.
56295. Батько і мати – два сонця гарячих (Сценарій виховного заходу) 86 KB
  Цей виховний захід повинен спрямувати молоде покоління на ствердження в їхній свідомості почуття власної гідності вірності рідній Батьківщині свободі і тверезості дій у думках і вчинках.
56296. Сценарій вечора «Муза кохання» 129.5 KB
  Мета: познайомити учнів з історіями кохання видатних особистостей, зі зразками інтимної лірики; прищеплювати інтерес до поезії, розвивати любов до мистецтва слова; показати учням красу та складність людських почуттів;
56297. Сценарій новорічного свята для учнів 3-5 класів «У гостях у цариці Природи» 57 KB
  Мета: Виховувати любов та ціннісне ставлення до природи. Розвивати інтерес до поезії. Тренувати навички декламування та інсценізації. Залучати дітей до колективної творчої праці. Формувати естетичні уподобання.
56298. МЕТОДОЛОГІЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРОЦЕСУ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 15.92 KB
  Поняття «методика» - це сукупність прийомів, способів дослідження, порядок їх застосування та інтерпретації отриманих за їх допомогою результатів. Основними компонентами методики є: теоретична частина; досліджувані явища (предмети), субординація і координація звязку між ними; сукупність методів; порядок їх застосування; порядок і техніка узагальнення результатів дослідження.