86933

Содержание, роль и функции государственного бюджета

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Сущность бюджета В результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и НД которые затем проходят стадии распределения и перераспределения. При этом их часть в денежной форме поступает в распоряжение государства и образует централизованный фонд финансовых ресурсов бюджет. Бюджет форма образования и расходования фонда денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Русский

2015-04-12

37.1 KB

0 чел.

Содержание, роль и функции государственного бюджета.

Сущность бюджета

В результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются ВВП и НД, которые затем проходят стадии распределения и перераспределения. При этом их часть в денежной форме поступает в распоряжение государства и образует централизованный фонд финансовых ресурсов - бюджет.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Бюджет выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением — с другой.

Существует много определений бюджета:

1) Бюджет как экономическая категория,

2) Бюджет как инструмент распределения и перераспределения,

3) Бюджет как главный централизованный фонд денежных средств страны,

4) Бюджет как основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны.

Финансовые методы перераспределения НД:

1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, НДС, платежи в социальные внебюджетные фонды);

2) организация налогов;

3) финансирование отраслей народного хозяйства;

4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. Доходы бюджета - финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами, а также физическими лицами по поводу формирования бюджетного фонда. Это безвозвратные и обязательные платежи, не вызывающие встречного потока благ и услуг.

Расходы бюджета — это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами — с другой, в ходе распределения централизованных фондов денежных средств и их использования по целевому назначению.

Доходы классифицируются по источникам на налоговые и неналоговые (см Бюджетная классификация). Расходы классифицируются по функциональному признаку на расходы, связанные с охраной способа производства, экономической деятельность государства, деятельностью государства по вмешательству в экономику, социальной деятельностью государства.

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

1) федеральный бюджет,

2) региональные бюджеты (в т.ч. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга),

3) местные бюджеты (в т.ч. районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляют консолидированный бюджет - сводку доходов и расходов всех уровней власти и сводный бюджет, который включает еще и средства внебюджетных фондов.

Функции бюджета

1) Распределительная: перераспределение национального дохода;

2) Регулирующая: государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) Социальная функция: финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4) Контрольная: контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1) Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Перераспределение НД через бюджет имеет две стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

Государство направляет средства в первую очередь в те отрасли и районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

2) Регулирующая функция. В ходе формирования доходов бюджета и использования его средств государство

  1.  регулирует экономические отношения, направляя эти средства на развитие отраслей, регионов,
  2.  влияет на темпы производства, рост капиталов и сбережений, структуру спроса и потребления.
  3.  активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. От этого зависят стимулы предприятий в рациональном использовании ресурсов, повышении рентабельности и прибыли.

Большую роль играет бюджетное регулирование. При помощи него осуществляется межтерриториальное распределение средств, наделение источниками доходов региональных и местных бюджетов, финансовой базы территориальных органов власти.

3) Социальная функция. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется не только по территории, но также из производственной в непроизводственную сферу, для чего создаются денежные фонды для финансирования здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. В непроизводственной сфере бюджет является главным источником финансирования.

Средства бюджета имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления.

4) Контрольная функция предполагает возможность и обязанность государственного контроля над поступлением и использованием бюджетных средств. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет налоговую политику. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения НД и ВВП. Тем самым он позволяет проводить контроль над эффективностью и целевым использованием аккумулируемых в нем средств.

Принципы построения бюджета

1) Единство - все расходы и доходы обобщаются в одном фонде. При этом соблюдается единство:

  1.  правовой базы,
  2.  денежной системы,
  3.  формы бюджетной документации,
  4.  принципов бюджетных процедур,
  5.  санкций,
  6.  порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней,

2) Полнота - все расходы одного порядка должны включаться в одну статью по своему экономическому содержанию,

3) Реальность - отсутствие искажений финансовой информации,

4) Гласность - открытая публикация тех статей, которые не являются официально закрытыми и не подлежат оглашению.

5) Сбалансированность бюджета;

6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7) Общее покрытие расходов бюджета;

8) Гласность;

9) Достоверность бюджета;

10) Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Тенденции развития структуры бюджета в мире

1) Рост государственных расходов (по темпам роста) превышает рост ВВП, что связано с распространением кейнсианства в 1960-ых гг.,

2) Процесс увеличения государственных расходов сдерживается дебюджетизацией (выведением из состава затрат) некоторых расходов государства,

3) Сокращение социальных программ,

4) Расширение трансфертных платежей между отдельными уровнями бюджетной системы (система пособий, субсидий, социальных трансфертов).



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54442. ЦВІТИ І СМІЙСЯ, РІДНЕ СЛОВО! У СЕРЦІ ЩИРОМУ ЗВУЧИ! 66 KB
  Нам стежку в світ дано топтати Поки в нас рідна мова є Учениця І як гуртом не поодинці Почнемо в світ її нести То й доти будем – українці Поміж народів сміло йти Учень А знехтуємо рідне слово – Земля цього нам не простить То ж сяй над світом рідна мово Тобі в віках судилось жить Учениця Цвіти і смійся рідне слово У серці щирому звучи Моя чарівна рідна мово Лети над світом не мовчи Звучить музика Ведучий. Ведучий. Ведучий. Ведучий.
54443. Соловїна, барвінкова, українська рідна мова 205 KB
  Мета: навчальна поглибити знання учнів про рідну мову її символи традиції впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна – розвивати українське мовлення культуру поведінки; виховна – виховувати любов і повагу до своєї Батьківщини України її символів традицій обрядів почуття глибокої поваги до предків своїх рідних і близьких творчу самостійність і відповідальність уміння самоорганізовуватись вміння...
54444. Мово моя рідна, не мовчи! 522.5 KB
  А вчителька мовила що якби ваші словасуржики перетворились і справді на страшні дерева та ще на страшніших звірів я б побачила які ви герої Іванко. Багато віків люди засмічували рідну мову то модним словечком яке нічого спільного з рідною мовою не мало то вживали надмірно російські слова на український лад бо свого ліньки було підшукати а рідним словом нехтували цуралися його. Це не просто деревця це ті слова які ви щоденно говорите. А ви щодня сієте словазернятка і не задумуєтеся на тим що з того виросте.
54445. О рідна мовонько, о мово! В тобі від Бога кожне слово 115.5 KB
  Вчити учнів застосовувати набуті знання на практиці; Розвивати командний дух швидкість реакції прагнення перемоги вміння працювати в команді толерантне ставлення до думок інших Виховувати любов до рідної мови гордість за свою Батьківщину прагнення до самовдосконалення ХІД ЗАХОДУ Слово учителя Моя прекрасна українська мово Найкраща пісня в...
54446. Мова, наша мова ― пісня стоголоса! 1.51 MB
  Приспів: Калинова соловїна Вишиванками рясна Наша рідна Україна Розцвіте немов весна У нас на всіх одна надія Одна і радість і біда Ми землю мудрістю засієм Розквітне мова золота. Ви самі побачите яка чудова наша українська мова Багато тисяч літ тому жила в Україні прекрасна дівчина. А називалася ця красуня УКРАЇНСЬКА МОВА.
54447. Розквітай же, рідна українська мово! 183 KB
  А мова українська мов причастя Теплом своїм торкається грудей. ВЕДУЧА Мова це той інструмент який єднає націю народ в єдине ціле. ВЕДУЧИЙ Найбільше і найдорожче добро в кожного народу це його мова ота багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподіванки розум досвід почування писав Панас Мирний. Кожна мова неповторна.
54448. Гра-подорож у царство рідної мови 156 KB
  Українська мова Вчитель. Ця мова наче пташка свiтанкова IЦо гордо лине в свiй стрiмкий політ. Велична щедра і прекрасна мова Прозора й чиста як гірська вода. Це Українська мова барвінкова Така багата й вiчно молода.
54449. Journée Européenne des langues 494.5 KB
  Sensibiliser le public à limportance de lapprentissage des langues et de la diversification des diverses langues apprises afin de favoriser le plurilinguisme et la compréhension interculturelle; Promouvoir la riche diversité culturelle et linguistique de l'Europe, qui doit être maintenue et cultivée;
54450. Лунай, прекрасна наша мово! 582 KB
  Тип уроку: урок-свято Обладнання: вислови про мову фонограми пісень рушники верба речі з українського побуту тин штучна зелень квіти українські костюми збірки віршів українських письменників словники. На дошці та партах вислови про мову рушники квіти. Сьогодні ми зібрались щоб сказати теплі та ніжні слова про нашу рідну українську мову торкнутися сторінок її минулого сучасного...