86939

Дефицит государственного бюджета и его регулирование

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Сущность дефицита государственного бюджета Доходы и расходы бюджета как правило не совпадают и имеет место дефицит или профицит бюджета. Дефицит государственного бюджета превышение расходов над доходами. Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте а также в процентах к ВВП национальному доходу расходам и доходам бюджета.

Русский

2015-04-12

39.86 KB

2 чел.

Дефицит государственного бюджета и его регулирование.

Сущность дефицита государственного бюджета

Доходы и расходы бюджета, как правило, не совпадают и имеет место дефицит или профицит бюджета. Их размер и отношение к ВВП являются основным показателем функционирования сектора государственного управления.

Дефицит государственного бюджета - превышение расходов над доходами. Наличие дефицита часто (но не всегда) является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе. Поскольку дефицит равен финансированию, он может быть также определен как разность между валовым заимствованием и погашением долга с добавлением уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. Эта разница покрывается за счет финансирования.

Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета.

Различают фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Фактический дефицит - превышение фактических расходов над фактическими доходами. Структурный дефицит - превышение расходов, исчисленных для уровня полной занятости, над доходами, исчисленными для уровня полной занятости. Циклический дефицит - разность между фактическим и структурным дефицитом.

Причины возникновения дефицита

1) Непредвиденные стихийные бедствия, войны, прочие внешние форс-мажорные обстоятельства,

2) Кейнсианская политика стимулирования совокупного спроса путем увеличения государственных расходов - его составной части,

3) Хроническая структурная неэффективность расходов государства и всей экономики в целом.

Также в качестве причин дефицита выделяют

  1.  цикличность развития экономики (стадии спадов производства),
  2.  недостаточность доходной базы и нерациональные расходы,
  3.  диспропорции в финансировании отраслей и секторов экономики (например, финансирование оборонного сектора в ущерб гражданскому),
  4.  неустойчивость национальной валюты и денежного обращения,
  5.  нерациональная налоговая политика, превышение нормальной.

Финансирование дефицита государственного бюджета

Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами:

1) за счет государственных займов и

2) за счет эмиссии новых денег.

Для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью займов государство привлекает свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира, используя различные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций, правительств, банков и поставщиков (см. Государственный кредит). Это неэмиссионный способ покрытия дефицита бюджета.

Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении, вызывает эффект монетизации, т.е. способствует развитию инфляционных процессов. Поэтому основным средством финансирования дефицита бюджета являются государственные займы.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно (см. Государственный кредит).

 Внешнее заимствование приводит к увеличению объема финансовых ресурсов и позволяет увеличить спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Вместе с тем займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов, процентов по внешним займам, направляться после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и для других целей.

Заимствование внутри страны означает лишь перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Воздействие на экономику внутреннего заимствования определяется характером заимствуемых государством средств. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы могут быть направлены на иные цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов других секторов экономики и не увеличивает общий спрос в экономике. В случае, если при государственном заимствовании общий объем расходов других секторов не уменьшается, то государственное заимствование приводит к росту совокупного спроса в экономике.

Характер влияния государственного заимствования на экономическое развитие зависит от того, какие сектора и подсектора экономики кредитуют государство. Если заимствование производится у банков, то это в меньшей мере отразится на сокращении расходов других секторов, чем, например, заимствование у домашних хозяйств или у предприятий. Практически операции внутреннего заимствования могут оказать только сокращающее или нулевое влияние на возможности расходов других секторов экономики. Вместе с тем, поскольку государство само производит расходы, то расходование государством заемных средств не оказывает влияния на общий объем расходов в стране либо ведет к его росту.

Влияние способов финансирования дефицита бюджета на экономику страны

Разные способы покрытия дефицита оказывают различное воздействие на экономическое и финансовое положение в стране.

Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. В частности, привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления этих средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату зарплаты и пенсий - не изменится. При заимствовании в бюджет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.

Отвлекая крупные средства, государство сокращает свободные ресурсы, которые при нормальной экономической ситуации могут быть вовлечены в производство. В условиях недостатка в стране свободных капиталов дополнительное их привлечение государством оказывает отрицательное воздействие на экономический рост.

Выпуск государственных долговых обязательств, увеличивая спрос на деньги, ведет также к росту процентных ставок. Учитывая, что инвестиционные расходы пропорциональны процентным ставкам, государственное заимствование снижает уровень частных инвестиций и некоторых потребительских расходов, связанных с процентными ставками. При погашении государственной задолженности государство выкупает свои долговые обязательства, передавая свои доходы вновь на денежный рынок, увеличивает предложение денег, стимулируя падение ставки процента, инвестиции и потребление.

Денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета в отличие от выпуска долговых обязательств государства позволяет избежать негативного влияния эмиссии государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению государственных расходов и совокупного спроса в экономике. Эмиссия новых денег является, таким образом, более стимулирующим способом финансирования дефицита бюджета, чем расширение займов, однако чревато опасностью инфляции.

Внешнее финансирование оказывает воздействие на платежный баланс страны и увеличивает в момент получения займа спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Однако заемные средства могут использоваться на оплату импорта, покрытие предыдущих заимствований или направляться после конвертации на выплаты населению. Как правило, страны, имеющие крупную внешнюю задолженность, вынуждены проводить политику жесткой экономии, расширять экспорт и сокращать импорт, направляя доходы от внешней торговли на выплату долга. Использование чистого экспорта на выплату долга сокращает ресурсы для собственного экономического развития. В итоге снижается жизненный уровень населения и формируются тенденции экономического отставания. Возможности внешнего финансирования для той или иной страны, как правило, ограничены различными факторами.

Регулирование дефицита бюджета

Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности бюджета:

1) Ежегодно балансируемый бюджет считался абсолютно необходимым до появления кейнсианства. Он предполагал необходимость ежегодного уравновешивания расходов и доходов. Главной мерой сокращения расходов при этом являлся секвестр бюджета - сокращение определенных статей расходов (кроме защищенных).

Недостаток такого подхода в том, что он усиливает циклические колебания. Например, на стадии спада государству, чтобы сбалансировать бюджет, придется сокращать расходы и повышать налоги. Но такая политика является сдерживающей и усугубит спад в экономике.

2) Циклически балансируемый бюджет предполагает, что необходимо стремится к достижению равенства доходов и расходов бюджета в рамках экономического цикла. Тогда накопленный в годы спада дефицит будет возмещен накопленным в годы подъема профицитом бюджета.

3) Функциональный подход к балансированию бюджета предполагает, что, если главной целью экономической политики должен быть рост общественного благосостояния, а не баланс расходов и доходов бюджета. Поэтому вопрос о дефиците бюджета имеет лишь второстепепнное значение.

4) Бюджет со встроенными стабилизаторами. Налоговыми стабилизаторами являются такие элементы (институты) социально-экономической политик государства, которые, будучи один раз установленными, регулируют циклические колебания автоматически. Это прогрессивная шкала налогообложения, система трансфертных платежей и социального обеспечения и т.д. Такой бюджет будет балансироваться автоматически без принятия дополнительных решений.

Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью

1) выбора тех или иных источников финансирования,

2) регулирования условий (объемом, сроками обращения, доходностью и т.п.) выпуска государственных ценных бумаг,

3) регулирования соотношения внутренних и внешних займов,

4) создания благоприятных условий для сохранения внутренних сбережений населения,

5) индексации ценных бумаг и вкладов,

6) ограничения расходов по обслуживанию государственного долга и т.д.

Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно направляться прежде всего на содействие расширению производства и увеличению занятости населения. Бюджетные ассигнования и кредиты должны выделяться под реальные программы по мере достижения эффекта и при достаточных гарантиях возврата средств (залога и т.п.).

В странах с развитой рыночной экономикой дефицит государственного бюджета не всегда рассматривается как негативное явление. Более того, согласно кейнсианской точке зрения, политика дефицитного финансирования признается полезной. Ограниченный бюджетный дефицит может способствовать экономическому росту. Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы суметь направить его действие в русло повышения совокупного спроса и оживления производства.

В условиях стабильно развивающейся экономики считается допустимым бюджетный дефицит в пределах 2-3% ВВП и 110% расходов бюджета. При существенном спаде производства и недостатке денежной массы в обращении масштабы дефицита, очевидно, могут быть увеличены с учетом источников его покрытия и направлений расходования средств.

Однако во всех случаях центральной проблемой должна быть не проблема сбалансированности бюджета, а проблема содействия экономическому росту, использования экономического потенциала, полной занятости. 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32294. Понятие и основные черты правопорядка. Соотношение правопорядка и законности 48 KB
  Соотношение правопорядка и законности Правопорядок это система общественных отношений которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Нормы права это нормативная предпосылка правопорядка первичное звено механизма правового регулирования моделирующее идеальный правопорядок. Правопорядок есть реализованная система права.
32295. Правомерное поведение. Понятие. Социальная и юридическая природа. Виды правомерного поведения и их характеристика 46 KB
  Правомерное поведение. Правомерное поведение охватывает прежде всего наиболее сознательную часть населения иными словами законопослушных или правопослушных граждан. Такое поведение необходимое условие организованного человеческого общежития взаимоприемлемых цивилизованных отношений. Следовательно правомерное поведение это такое поведение которое соответствует требованиям юридических норм.
32296. Понятие правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Основные пути борьбы с правонарушениями в современном обществе 30.5 KB
  Правонарушение является основным видом неправомерного поведения другой вид которого объективно противоправное деяние и соответственно оно является разновидностью правового то есть юридически значимого поведения поскольку относительно последнего неправомерное поведение наряду с правомерным выступает как его вид. Правонарушению присущи следующие признаки: правонарушение это всегда деяние и только деяние то есть действие бездействие или вербальное словесное поведение. На это обращал внимание еще Гегель; правонарушение это...
32297. Понятие, признаки и отличия юридической ответственности от иных видов социальной ответственности и других мер гос.принуждения. Вопрос об ответственности без вины. Перспективная и ретроспективная ответственность 53 KB
  Перспективная и ретроспективная ответственность. Юридическая ответственность один из видов социальной ответственности индивида Под социальной ответственностью понимается объективная необходимость отвечать за нарушение социальных норм. Социальная ответственность сложная собирательная нравственноправовая философская и этикопсихологическая категория изучаемая многими науками но под разными углами зрения. Различают моральную политическую юридическую общественную гражданскую профессиональную и другие виды ответственности которые в...
32298. Виды юридической ответственности по российскому праву. Их понятие и характеристика 30.5 KB
  Виды юридической ответственности по российскому праву. Отмеченные виды ответственности носят публичный характер т. субъектом привлечения к уголовной и административной ответственности выступает государство. Уголовной ответственности подлежит то лицо которое совершило преступление.
32299. Становление, развитие и историческая оценка теории правового государства 62 KB
  Становление развитие и историческая оценка теории правового государства Представления о государстве как организации осуществляющей свою деятельность на основе закона начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Ученые древности считали что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей при которой закон общеобязателен как для граждан так и для самого государства. В своей...
32300. Понятие, признаки и черты правового государства 44.5 KB
  Понятие признаки и черты правового государства. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае если оно выступает мерой свободы всех и каждого если действующие законы реально служат интересам народа и государства а их реализация является воплощением справедливости. Недавний опыт показывает что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты обеспечивалась их жесткая реализация но такое правовое регулирование являлось...
32301. Экономические, социальные, политические и идейно-нравственные предпосылки возникновения правового государства 31 KB
  Экономические социальные политические и идейнонравственные предпосылки возникновения правового государства. Экономической основой правового государства являются производственные отношения базирующиеся на многоукладности на различных формах собственности государственной коллективной арендной частной акционерной кооперативной и других как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество которое объединяет свободных граждан носителей...
32302. Государство, право и свобода личности в правовых системах различных государств. Система прав и свобод личности в современных государствах 42.5 KB
  Права человека неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку а не государству. Права человека это социальноэкономические политические культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека.