86939

Дефицит государственного бюджета и его регулирование

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Сущность дефицита государственного бюджета Доходы и расходы бюджета как правило не совпадают и имеет место дефицит или профицит бюджета. Дефицит государственного бюджета превышение расходов над доходами. Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте а также в процентах к ВВП национальному доходу расходам и доходам бюджета.

Русский

2015-04-12

39.86 KB

2 чел.

Дефицит государственного бюджета и его регулирование.

Сущность дефицита государственного бюджета

Доходы и расходы бюджета, как правило, не совпадают и имеет место дефицит или профицит бюджета. Их размер и отношение к ВВП являются основным показателем функционирования сектора государственного управления.

Дефицит государственного бюджета - превышение расходов над доходами. Наличие дефицита часто (но не всегда) является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе. Поскольку дефицит равен финансированию, он может быть также определен как разность между валовым заимствованием и погашением долга с добавлением уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. Эта разница покрывается за счет финансирования.

Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета.

Различают фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Фактический дефицит - превышение фактических расходов над фактическими доходами. Структурный дефицит - превышение расходов, исчисленных для уровня полной занятости, над доходами, исчисленными для уровня полной занятости. Циклический дефицит - разность между фактическим и структурным дефицитом.

Причины возникновения дефицита

1) Непредвиденные стихийные бедствия, войны, прочие внешние форс-мажорные обстоятельства,

2) Кейнсианская политика стимулирования совокупного спроса путем увеличения государственных расходов - его составной части,

3) Хроническая структурная неэффективность расходов государства и всей экономики в целом.

Также в качестве причин дефицита выделяют

  1.  цикличность развития экономики (стадии спадов производства),
  2.  недостаточность доходной базы и нерациональные расходы,
  3.  диспропорции в финансировании отраслей и секторов экономики (например, финансирование оборонного сектора в ущерб гражданскому),
  4.  неустойчивость национальной валюты и денежного обращения,
  5.  нерациональная налоговая политика, превышение нормальной.

Финансирование дефицита государственного бюджета

Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами:

1) за счет государственных займов и

2) за счет эмиссии новых денег.

Для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью займов государство привлекает свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира, используя различные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций, правительств, банков и поставщиков (см. Государственный кредит). Это неэмиссионный способ покрытия дефицита бюджета.

Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении, вызывает эффект монетизации, т.е. способствует развитию инфляционных процессов. Поэтому основным средством финансирования дефицита бюджета являются государственные займы.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно (см. Государственный кредит).

 Внешнее заимствование приводит к увеличению объема финансовых ресурсов и позволяет увеличить спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Вместе с тем займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов, процентов по внешним займам, направляться после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и для других целей.

Заимствование внутри страны означает лишь перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Воздействие на экономику внутреннего заимствования определяется характером заимствуемых государством средств. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы могут быть направлены на иные цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов других секторов экономики и не увеличивает общий спрос в экономике. В случае, если при государственном заимствовании общий объем расходов других секторов не уменьшается, то государственное заимствование приводит к росту совокупного спроса в экономике.

Характер влияния государственного заимствования на экономическое развитие зависит от того, какие сектора и подсектора экономики кредитуют государство. Если заимствование производится у банков, то это в меньшей мере отразится на сокращении расходов других секторов, чем, например, заимствование у домашних хозяйств или у предприятий. Практически операции внутреннего заимствования могут оказать только сокращающее или нулевое влияние на возможности расходов других секторов экономики. Вместе с тем, поскольку государство само производит расходы, то расходование государством заемных средств не оказывает влияния на общий объем расходов в стране либо ведет к его росту.

Влияние способов финансирования дефицита бюджета на экономику страны

Разные способы покрытия дефицита оказывают различное воздействие на экономическое и финансовое положение в стране.

Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. В частности, привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления этих средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату зарплаты и пенсий - не изменится. При заимствовании в бюджет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.

Отвлекая крупные средства, государство сокращает свободные ресурсы, которые при нормальной экономической ситуации могут быть вовлечены в производство. В условиях недостатка в стране свободных капиталов дополнительное их привлечение государством оказывает отрицательное воздействие на экономический рост.

Выпуск государственных долговых обязательств, увеличивая спрос на деньги, ведет также к росту процентных ставок. Учитывая, что инвестиционные расходы пропорциональны процентным ставкам, государственное заимствование снижает уровень частных инвестиций и некоторых потребительских расходов, связанных с процентными ставками. При погашении государственной задолженности государство выкупает свои долговые обязательства, передавая свои доходы вновь на денежный рынок, увеличивает предложение денег, стимулируя падение ставки процента, инвестиции и потребление.

Денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета в отличие от выпуска долговых обязательств государства позволяет избежать негативного влияния эмиссии государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению государственных расходов и совокупного спроса в экономике. Эмиссия новых денег является, таким образом, более стимулирующим способом финансирования дефицита бюджета, чем расширение займов, однако чревато опасностью инфляции.

Внешнее финансирование оказывает воздействие на платежный баланс страны и увеличивает в момент получения займа спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Однако заемные средства могут использоваться на оплату импорта, покрытие предыдущих заимствований или направляться после конвертации на выплаты населению. Как правило, страны, имеющие крупную внешнюю задолженность, вынуждены проводить политику жесткой экономии, расширять экспорт и сокращать импорт, направляя доходы от внешней торговли на выплату долга. Использование чистого экспорта на выплату долга сокращает ресурсы для собственного экономического развития. В итоге снижается жизненный уровень населения и формируются тенденции экономического отставания. Возможности внешнего финансирования для той или иной страны, как правило, ограничены различными факторами.

Регулирование дефицита бюджета

Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности бюджета:

1) Ежегодно балансируемый бюджет считался абсолютно необходимым до появления кейнсианства. Он предполагал необходимость ежегодного уравновешивания расходов и доходов. Главной мерой сокращения расходов при этом являлся секвестр бюджета - сокращение определенных статей расходов (кроме защищенных).

Недостаток такого подхода в том, что он усиливает циклические колебания. Например, на стадии спада государству, чтобы сбалансировать бюджет, придется сокращать расходы и повышать налоги. Но такая политика является сдерживающей и усугубит спад в экономике.

2) Циклически балансируемый бюджет предполагает, что необходимо стремится к достижению равенства доходов и расходов бюджета в рамках экономического цикла. Тогда накопленный в годы спада дефицит будет возмещен накопленным в годы подъема профицитом бюджета.

3) Функциональный подход к балансированию бюджета предполагает, что, если главной целью экономической политики должен быть рост общественного благосостояния, а не баланс расходов и доходов бюджета. Поэтому вопрос о дефиците бюджета имеет лишь второстепепнное значение.

4) Бюджет со встроенными стабилизаторами. Налоговыми стабилизаторами являются такие элементы (институты) социально-экономической политик государства, которые, будучи один раз установленными, регулируют циклические колебания автоматически. Это прогрессивная шкала налогообложения, система трансфертных платежей и социального обеспечения и т.д. Такой бюджет будет балансироваться автоматически без принятия дополнительных решений.

Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью

1) выбора тех или иных источников финансирования,

2) регулирования условий (объемом, сроками обращения, доходностью и т.п.) выпуска государственных ценных бумаг,

3) регулирования соотношения внутренних и внешних займов,

4) создания благоприятных условий для сохранения внутренних сбережений населения,

5) индексации ценных бумаг и вкладов,

6) ограничения расходов по обслуживанию государственного долга и т.д.

Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно направляться прежде всего на содействие расширению производства и увеличению занятости населения. Бюджетные ассигнования и кредиты должны выделяться под реальные программы по мере достижения эффекта и при достаточных гарантиях возврата средств (залога и т.п.).

В странах с развитой рыночной экономикой дефицит государственного бюджета не всегда рассматривается как негативное явление. Более того, согласно кейнсианской точке зрения, политика дефицитного финансирования признается полезной. Ограниченный бюджетный дефицит может способствовать экономическому росту. Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы суметь направить его действие в русло повышения совокупного спроса и оживления производства.

В условиях стабильно развивающейся экономики считается допустимым бюджетный дефицит в пределах 2-3% ВВП и 110% расходов бюджета. При существенном спаде производства и недостатке денежной массы в обращении масштабы дефицита, очевидно, могут быть увеличены с учетом источников его покрытия и направлений расходования средств.

Однако во всех случаях центральной проблемой должна быть не проблема сбалансированности бюджета, а проблема содействия экономическому росту, использования экономического потенциала, полной занятости. 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82135. До перлин зоряного неба! 51 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією освоєння космічного простору; розкрити роль вітчизняної науки та українських вчених у створенні теоретичних основ космонавтики; показати визначальну роль астрономії у формуванні наукового світогляду людини, співробітництво України з іншими країнами...
82136. Пересопницьке Євангеліє – скарб минулого, святиня сьогодення 183.5 KB
  Мета: формувати в учнів повагу і бережливе ставлення до творчих надбань українського народу, розкрити значення Пересопницького Євангелія як визначної рукописної пам’ятки староукраїнської літературної мови і мистецтва, національної реліквії та державної святині; показати важливість Православ’я...
82137. Підведення підсумків осінніх спостережень, з’ясування змін, що відбуваються в живій та неживій природі, прихід Зими 412 KB
  Мета. Дати поняття про зміни, які відбуваються в природі восени та на початку зими; розширити знання учнів про характерні ознаки зими серед рослин, тварин; розвивати спостережливість, творчу уяву, мислення; виховувати дбайливе ставлення до природи, любов до прекрасного.
82138. Історична сторінка 299.5 KB
  Скільки часу потрібно Пятачку Вінні Пуха під дубом чекати Щоб Вінні Пух 49 метрів зміг здолати І дупла дуба яке міститься на цій висоті дістатися Та справжні чи ні бджоли які в ньому проживають дізнатися. Скільки стовпчиків потрібно Джері підготувати Щоб зводячи паркан всі ями використати.
82139. НАШІ ДРУЗІ – ДИТЯЧІ ЖУРНАЛИ 38.5 KB
  Ознайомити учнів із дитячими журналами розвивати пізнавальні інтереси розширювати читацький кругозір сприяти вихованню доброзичливості товариськості шани до рідного слова. Ми прийшли, малята, щоб вас привітати, Щастя, успіху усім радо побажати! Ви не можете, малята, все про все на світі знати.
82140. Журнали для дітей (Бібліотечний урок для 3-4 класи) 41.5 KB
  Обладнання: Сумка листоноши; виставка З поштової скриньки дитячі газети та журнали; словники папір олівці. Девіз уроку: Читай журнали та газети І подолай усі тенета Дізнаєшся про Всесвіт гарний Труди твої не будуть марні Хід уроку: Бібліотекар: Добрий день діти Сьогодні у нас незвичайний урок.
82141. ВЕЛИКА ВІТЧИЗНЯНА ВІЙНА 177.5 KB
  Учні заздалегідь готують фломастер або олівець і чистий аркуш паперу, розкреслений на декілька пронумерованих прямокутників. У кожному прямокутнику учасники повинні по порядку замалювати асоціативні тлумачення. Можуть бути запропоновані, наприклад, такі слова: відплата, смуток, горе, жах, сльози, печаль...
82142. Шкідливі звички 89.5 KB
  Мета: Дати поняття про погані звички і про їх наслідки розвивати бажання не вживати їх а якщо вони виникли то позбутися; виховувати культуру поведінки старанне ставлення й дбайливе ставлення до свого здоровя. Життєздатність і здоровя людей великою мірою залежить від самої людини.
82143. КОРИСНІ ТА ШКІДЛИВІ ЗВИЧКИ 53.5 KB
  Мета: Викликати прагнення у дітей зберігати й зміцнювати здоров’я. Довести до їх відома інформацію, що шкідливі звички є основною причиною порушення здоров’я. Формувати вміння піклуватися про своє здоров’я. Виховувати бажання підтримувати тпрадиції здорового способу життя.