86945

Принципы налоговых систем

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и т.д. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным

Русский

2015-04-12

36.36 KB

0 чел.

Принципы налоговых систем.

Фундаментальные (классические) принципы построения налоговых систем (А.Смит):

1) принцип справедливости (равенства) налогообложения;

2) определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);

3) удобство сроков и способов уплаты;

4) экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

В мировой налоговой теории имеются две точки зрения на справедливость налогов:

1) налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и т.д. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале - их не должно быть совсем. Принцип вертикального и горизонтального равенства налогов основан на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, не зависящей от величины облагаемого дохода.

2) номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения. Налоги должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. Принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:

а) принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;

б) принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. При этом дифференциация ставок основных налогов - явление широко распространенное: как в прямой форме - в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов, так и в скрытой - преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.

Специальные (частные) принципы налоговых систем:

1) стабильность налогового законодательства;

2) однократность взимания налогов;

3) предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности;

4) оптимальный уровень налоговых ставок;

5) обоснованность системы налоговых льгот;

6) оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др.

Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ.

1) Налоги устанавливаются законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть поименован в НК РФ. Во-вторых, в устанавливающем налог законе должен быть определен налогоплательщик и следующие элементы налога: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

2) Принцип всеобщности налогообложения.

3) Принцип равного налогообложения предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

4) Принцип справедливости - каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

5) Принцип соразмерности - налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

6) Равное налоговое бремя. (мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов) - не допускается установление налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками, от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Однако НК и таможенное законодательство допускают установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

7) Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.

8) Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.

9) Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство. - ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

10) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

11) Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить.

12) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

13) Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения.

14) Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35937. Состояние и перспективы развития винодельческого производства в России, основные регионы возделывания винограда и производства винодельческой продукции и специализация 55.81 KB
  Более 400 винодельческих заводов занимаются обработкой и розливом вина. Потребление вина в России которое до начала антиалкогольной кампании 19701985 гг. Тем не менее по потреблению вина на душу населения Россия занимает одно из последних мест в Европе. В Краснодарском крае преимущественно производят столовые вина и виноматериалы для игристых вин.
35938. Поэзия М.В.Ломоносова. Проблематика и жанровая специфика 55.5 KB
  Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны самодержицы всероссийския 1746 года Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года Утреннее размышление о божием величестве 1743 Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния 1743 Я знак бессмертия себе воздвигнул 1747 Ночною...
35941. Нормирования в области охраны окружающей среды 54 KB
  Нормирования в области охраны окружающей среды. Основы нормирования в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при...
35942. Виды неразрушающего контроля 53 KB
  Виды неразрушающего контроля Типовая программа диагностики предусматривает использование различных методов контроля прежде всего методов неразрушающего контроля. Классификация видов НК в соответствии с ГОСТ 1835379 основана на физических процессах взаимодействия поля или вещества с объектом контроля. Каждый из видов НК подразделяют на методы отличающиеся следующими признаками: характером взаимодействия поля или вещества с объектом определяющим соответствующие изменения поля или состояния вещества; параметром поля или вещества...
35943. PR-информация 53.5 KB
  PR информация PRинформация как разновидность социальной информации Характеристики PRинформации Связи с общественностью оперируют социальной информацией – одним из наиболее сложных и многообразных типов информации связанных с обществом и человеком. Таким образом источник социальной информации – человеческая деятельность. Основными признаками PRинформации отличающими её от других видов социальной информации являются признаки инициированности оптимизированности селективности.