86949

Государственный кредит, его сущность и функции

Доклад

Макроэкономика

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Государственный кредит отличается от других видов кредита: при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество находящееся в его собственности имущество данной территориальной единицы или какойлибо ее доход. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Занимая средства государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Русский

2015-04-12

36.63 KB

1 чел.

Государственный кредит, его сущность и функции.

Государственный кредит как экономическая и финансовая категория

Государственный кредит — это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств.

Когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств физических и юридических лиц, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и влекут за собой рост расходов государства.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов:

  1.  он имеет добровольный характер,
  2.  он возвратный и платный.

Государственный кредит отличается от других видов кредита: при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Функции государственного кредита

Государственный кредит выполняет три функции финансов:

  1.  распределительную,
  2.  регулирующую,
  3.  контрольную.

1. Через распределительную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

  1.  Занимая средства, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В развитых странах государственные займы - основной источник финансирования бюджетного дефицита.
  2.  Финансирование расходов капитального характера за счет кредита перекладывает финансирование строительства капитальных объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться.
  3.  Налоговое бремя более равномерно распределяется во времени, поскольку увеличивается не в период финансирования расходов, а когда погашаются кредиты.

Источники финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, зависят от направления использования средств:

  1.  В случае производительного использования средств кредиты погашаются за счет прибыли, полученной в результате такого использования, а не налогов.
  2.  При непроизводительном использовании средств (например, финансирование военных, социальных расходов) источники погашения кредитов - налоги и новые займы (рефинансирование).

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что с помощью государственного кредита государство может проводить финансовую политику по следующим направлениям:

  1.  регулирование денежного обращения через размещение займов среди инвесторов: заимствуя у физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос; если займ пойдет на финансирование производственных затрат, произойдет еще и сокращение наличной денежной массы в обращении; если займ пойдет на оплату труда, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений.
  2.  регулирование ликвидности коммерческих банков при помощи купли-продажи государственных ценных бумаг или выдачи кредитов под их залог, проводимых центральным банком.
  3.  влияние на процентные ставки (цену кредита): занимая средства, государство увеличивает ставки, что сокращает частные инвестиции в сферу производства, но стимулирует накопления в виде государственных ценных бумаг.
  4.  регулирование производства и занятости: государство предъявляет спрос на товары национального производства за счет зарубежного займа; поддерживает малый бизнес, гарантируя возврат их займов банкам в случае их банкротства; предоставляет кредиты за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов.

3. Контрольная функция государственного кредита следует из контрольной функции финансов, но имеет особенности:

  1.  тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  2.  охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  3.  осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Управление государственным кредитом

Высшим органом управления государственным кредитом РФ является Федеральное Собрание. Оно устанавливает лимиты займов для финансирования дефицита бюджета и кредитов за счет средств бюджета.

Предельный объем выпуска государственных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

Для оптимизации управления государственным кредитом Правительство разрабатывает:

1) Программы государственных внешних заимствований

2) Программы государственных внутренних заимствований.

Это перечни заимствований на финансовый год с указанием целей, источников, сроков и т.п. Программы представляются Федеральному Собранию вместе с проектом бюджета.

Задачи управления государственным кредитом:

1) минимизации стоимости долга для заемщика;

2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективное использование займов и контроль над целевым использованием кредитов;

4) обеспечение своевременного возврата кредитов;

5) решение задач финансовой политики

Оперативное управление государственным кредитом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты:

1. Министерство финансов (Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом):

  1.  ведет Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (в рамках единой системы учета и регистрации государственных заимствований РФ),
  2.  выступает эмитентом государственных ценных бумаг.

2. Казначейство (в некоторых странах выполняет часть функций минфина),

3. Центральный банк:

  1.  бесплатно обслуживает государственный внутренний долг,
  2.  выполняет функции депозитария гос. ценных бумаг,
  3.  осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты по гос. облигациям,
  4.  регулирует рынок государственных ценных бумаг.

4. Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга, кредитов, предоставленных странам СНГ, является Внешэкономбанк.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14551. МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 28.63 KB
  Маастрихтский Договор. Создание Европейского Союза. Оглавление 1. Роль правительственных конференций в подготовке Маастрихтского договора1 2. Основные положения договора о Европейском Союзе1 3. Три опоры Европейского Союза. Единое Общеевропейское Гражданство1 4...
14552. ЕДИНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА (ЕСХП) ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 41.35 KB
  Единая Сельскохозяйственная Политика ЕСХП Европейского Союза Оглавление Введение2 1. Необходимость и Цели ЕСХП2 2. Начало ЕСХП4 3. Современные реформы ЕСХП5 4. Реформа Сахарного Режима 2005 – 20066 Введение Единая Сельскохозяйственная Политика ЕСХП Е...
14554. Земельные ресурсы и эффективность их использования» в СПК «Бакряжский» и СПК «Ключики» Ачитского района 305.5 KB
  Рациональное использование земельных ресурсов имеет большое значение в экономике сельского хозяйства и страны в целом. В сельском хозяйстве получение продукции связано именно с качественным состоянием земли, с характером и условиями ее использования.
14555. Базы данных. Общие понятия 1.85 MB
  Очень общие понятия База данных БД – набор постоянных данных которые используются прикладными системами для какоголибо предприятия Система управления базами данных СУБД сервер БД – программноаппаратный комплекс обеспечивает сохранность целостность данных ...
14556. Проектирование автогенератора с мостом Вина 2.13 MB
  ЭЛЕКТРОНИКА €œПроектирование автогенератора с мостом Вина€ Методические указания к курсовой работе для студентов направления ЭЭ очной/ заочной/ заочносокращенной формы обучения Содержание Задание на курсовую работу Выбор блоксхемы. ...
14557. Показатели эффективности инвестиционных проектов 53 KB
  Показатели эффективности инвестиционных проектов В России при определении эффективности инвестиционных проектов рекомендована система показателей основанных на методике ЮНИДО. С 1994 года действуют Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционны...
14558. Система документации прединвестиционных исследований 102.78 KB
  Система документации прединвестиционных исследований Итак проведены все исследования предшествующие принятию инвестиционного решения взвешены все плюсы и минусы. Теперь необходим некий итоговый максимально компактный документ который позволит предпр
14559. УСИЛИТЕЛЬ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ УНЧ-61 433 KB
  УСИЛИТЕЛЬ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ УНЧ-61 Курсовой проект по учебной дисциплине: Интегральные устройства радиоэлектроники Пояснительная записка к курсовому проекту по направлению 551100 – проектирование и технология электронных средств...