86949

Государственный кредит, его сущность и функции

Доклад

Макроэкономика

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Государственный кредит отличается от других видов кредита: при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество находящееся в его собственности имущество данной территориальной единицы или какойлибо ее доход. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Занимая средства государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Русский

2015-04-12

36.63 KB

1 чел.

Государственный кредит, его сущность и функции.

Государственный кредит как экономическая и финансовая категория

Государственный кредит — это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств.

Когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств физических и юридических лиц, оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и влекут за собой рост расходов государства.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов:

  1.  он имеет добровольный характер,
  2.  он возвратный и платный.

Государственный кредит отличается от других видов кредита: при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Функции государственного кредита

Государственный кредит выполняет три функции финансов:

  1.  распределительную,
  2.  регулирующую,
  3.  контрольную.

1. Через распределительную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

  1.  Занимая средства, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В развитых странах государственные займы - основной источник финансирования бюджетного дефицита.
  2.  Финансирование расходов капитального характера за счет кредита перекладывает финансирование строительства капитальных объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться.
  3.  Налоговое бремя более равномерно распределяется во времени, поскольку увеличивается не в период финансирования расходов, а когда погашаются кредиты.

Источники финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, зависят от направления использования средств:

  1.  В случае производительного использования средств кредиты погашаются за счет прибыли, полученной в результате такого использования, а не налогов.
  2.  При непроизводительном использовании средств (например, финансирование военных, социальных расходов) источники погашения кредитов - налоги и новые займы (рефинансирование).

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что с помощью государственного кредита государство может проводить финансовую политику по следующим направлениям:

  1.  регулирование денежного обращения через размещение займов среди инвесторов: заимствуя у физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос; если займ пойдет на финансирование производственных затрат, произойдет еще и сокращение наличной денежной массы в обращении; если займ пойдет на оплату труда, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений.
  2.  регулирование ликвидности коммерческих банков при помощи купли-продажи государственных ценных бумаг или выдачи кредитов под их залог, проводимых центральным банком.
  3.  влияние на процентные ставки (цену кредита): занимая средства, государство увеличивает ставки, что сокращает частные инвестиции в сферу производства, но стимулирует накопления в виде государственных ценных бумаг.
  4.  регулирование производства и занятости: государство предъявляет спрос на товары национального производства за счет зарубежного займа; поддерживает малый бизнес, гарантируя возврат их займов банкам в случае их банкротства; предоставляет кредиты за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов.

3. Контрольная функция государственного кредита следует из контрольной функции финансов, но имеет особенности:

  1.  тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  2.  охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  3.  осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Управление государственным кредитом

Высшим органом управления государственным кредитом РФ является Федеральное Собрание. Оно устанавливает лимиты займов для финансирования дефицита бюджета и кредитов за счет средств бюджета.

Предельный объем выпуска государственных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

Для оптимизации управления государственным кредитом Правительство разрабатывает:

1) Программы государственных внешних заимствований

2) Программы государственных внутренних заимствований.

Это перечни заимствований на финансовый год с указанием целей, источников, сроков и т.п. Программы представляются Федеральному Собранию вместе с проектом бюджета.

Задачи управления государственным кредитом:

1) минимизации стоимости долга для заемщика;

2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективное использование займов и контроль над целевым использованием кредитов;

4) обеспечение своевременного возврата кредитов;

5) решение задач финансовой политики

Оперативное управление государственным кредитом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты:

1. Министерство финансов (Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом):

  1.  ведет Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (в рамках единой системы учета и регистрации государственных заимствований РФ),
  2.  выступает эмитентом государственных ценных бумаг.

2. Казначейство (в некоторых странах выполняет часть функций минфина),

3. Центральный банк:

  1.  бесплатно обслуживает государственный внутренний долг,
  2.  выполняет функции депозитария гос. ценных бумаг,
  3.  осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты по гос. облигациям,
  4.  регулирует рынок государственных ценных бумаг.

4. Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга, кредитов, предоставленных странам СНГ, является Внешэкономбанк.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39887. Разработать на основе МПК I8085 контроллер управления, обеспечивающий и поддерживающий определенную температуру (точность: плюс/минус 0.1 С) в холодильной камере, в зависимости от вида продукции для хранения 204.08 KB
  3 Постановка задачи4 Структурная схема устройства5 Общая схема алгоритма.6 Функциональная схема8 Детальная схема алгоритма. Структурная организация устройства Общая схема алгоритма Основная программа Х1: 1 значение с датчиков равно значению с переключателей; 0 не равно; Х2: 1 значение датчика больше чем значение переключателей; 0 меньше: Рис. Общая схема алгоритма работы устройства.
39888. Прохождение практики на Предприятии ОАО «Апатит» 177.73 KB
  Служба эксплуатации контрольноизмерительных приборов и автоматики КИП и А выполняет следующие функции: метрологический надзор; техническое обслуживание; ремонт и настройку контрольноизмерительных приборов и приборов автоматического управления. Цех КИП и А выполняет такие наиболее ответственные работы как ремонт и поверка приборов эксплуатация сложных систем автоматики и др. Внедряет новые системы автоматики осуществляет техническое руководство группами эксплуатации приборов КИП и А в других цехах предприятия организует...
39889. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАВНОВЕСНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В ОХЛАЖДАЕМОМ ПОМЕЩЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ПРИЛАВКОВ И ШКАФОВ) 6.31 MB
  При включении холодильной машины в охлаждаемом помещении устанавливается температура ниже температуры наружного окружающего помещение воздуха. при балансе: При наступлении равновесия между теплопритоками и теплоотводом в камере установится определенная температура называемая равновесной температурой. Не будет теплопритока от грузов и в случае если это камера длительного хранения куда грузы заложены уже давно и их температура стала равна температуре в охлаждаемом помещении. Для ограждения не подверженного действию солнечной радиации:...
39890. Бизнес-план создания ОАО «Мебель Интерьер Центр» 300.5 KB
  Расчетные данные согласно приложениям 16 показывают что предприятие в 2013 году будет иметь стабильный экономический рост: общая выручка от реализации продукции составит 14187 млн. 7663 млн. Темп роста составит 1851; объемы реализации промышленной продукции увеличатся с 45069 млн. в 2012 году до 102270 млн.
39891. Программирование баз данных 29 KB
  Создание модуля данных Доступ к базе данных в системе DELPHI выполняется достаточно просто с использованием богатого набора невизуальных компонентов работы с СУБД. Как правило эти компоненты группируются в создаваемой программе в специальном модуле данных TDtModule. Модуль данных представляет собой хранилище объектов которое позволяет централизованно управлять их работой и отделяет программную логику связанную с базами данных от программного кода выполняющего вычислительные действия и отображение данных на форме.
39892. Объектно-ориентированное программирование. Скрытие данных в объектах 42 KB
  Наследование определение объекта и дальнейшее использование всех его свойств для построения иерархии порожденных объектов с возможностью для каждого порожденного объекта относящегося к иерархии доступа к коду и данным всех порожденных объектов...
39893. Компоненты страницы Standard 146 KB
  Button1ClickSender: TObject; begin lbel4.Text; end; Результат работы процедуры: Пример: при изменении состояния флажка о его текущем состоянии будет выведена надпись.CheckBox1ClickSender: TObject; begin cse CheckBox1.Cption:= 'Включен'; end; end; Результат работы процедуры: Пример: при изменении состояния переключателя о его текущем состоянии будет выведена надпись.
39895. Введение в DELPHI 127.5 KB
  Модуль состоит из кода который реализует функционирование приложения а также обработку событий для формы и ее компонентов. Первый файл двоичный он хранит образ формы и ее свойства. Свойства формы: ctive содержит значение true если форма имеет фокус ввода; ctiveControl объект на форме который имеет фокус ввода; BorderStyle вид границ формы; Cnvs область рисования формы; ClientRect ClientHeight размеры формы ClientWidth FormStyle стиль формы; HelpFile название файла справки для формы; Icon значок обозначающий форму...