86953

Управление государственным долгом

Доклад

Макроэкономика

Сущность управления государственным долгом Государственный долг может рассматриваться как 1 средство управления позволяет государству влиять на денежное обращение финансовый рынок инвестиции производство занятость 2 объект управления государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности государственные заимствования кредиты гарантии структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности механизм государственных займов кредитов и гарантий порядок выпуска и обращения государственных займов...

Русский

2015-04-12

37.99 KB

6 чел.

Управление государственным долгом.

Сущность управления государственным долгом

Государственный долг может рассматриваться как

1) средство управления (позволяет государству влиять на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость),

2) объект управления (государство определяет

  1.  соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии),
  2.  структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности,
  3.  механизм государственных займов, кредитов и гарантий,
  4.  порядок выпуска и обращения государственных займов,
  5.  порядок предоставления и возврата кредитов,
  6.  порядок предоставления гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним)

Управление государственным долгом - совокупность мероприятий, связанных с выпуском, размещением государственных долговых обязательств, а также обслуживанию, погашению, рефинансированию государственного долга, регулированию рынка ценных бумаг.

Задачи управления государственным долгом:

1) удержание величины долга на уровне, сохраняющем экономическую безопасность, выполнение обязательств по нему без ущерба для экономического развития;

2) минимизация стоимости долга (средства:

  1.  удлинение срока заимствований,
  2.  снижение доходности государственных ценных бумаг,
  3.  переход на другие рынки,
  4.  переключение на других инвесторов);

3) сохранение репутации РФ как заемщика средств;

4) поддержание стабильности рынка государственного долга;

5) эффективное использование заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;

6) обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;

7) диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

8) координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.

Стратегическое и оперативное управление государственным долгом.

Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным.

Стратегические вопросы государственного долга находятся в компетенции

1) Федерального Собрания,

2) Президента РФ,

3) Правительства РФ,

4) законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ.

Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают

  1.  предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;
  2.  источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
  3.  предельный размер внешних заимствований;
  4.  предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам-участникам СНГ;
  5.  направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;
  6.  верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

По представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют

1) Правительство РФ,

2) Министерство финансов РФ,

3) Центральный банк РФ,

4) Внешэкономбанк.

Эти органы

  1.  определяют генеральные условия выпуска отдельных займов,
  2.  определяют порядок эмиссии и обращения долговых обязательств,
  3.  определяют время выпуска очередного займа и условия его функционирования,
  4.  организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг,
  5.  организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств,
  6.  организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий,
  7.  осуществляют контрольные действия.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет Центральный банк РФ, а внешнего — Внешэкономбанк, оба на основе специальных соглашений с Минфином РФ.

Методы управления государственным долгом:

1) стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга;

2) уменьшение государственного внутреннего долга;

3) реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету;

4) контроль над заимствованиями субъектов РФ;

5) сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы;

6) снижение стоимости обслуживания государственного долга;

7) оптимизация государственного долга:

  1.  обеспечение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов;
  2.  баланс в эмиссионной деятельности и сборе налогов с наращиванием долга и расходами по его обслуживанию;
  3.  стабилизация долга в увязке с инвестированием;
  4.  стабилизация темпов роста долга;

8) удлинение государственного внутреннего долга:

  1.  сокращение привлеченных средств,
  2.  снижение доходности по государственным ценным бумагам.

Эффективность управления государственным долгом

Единого показателя, измеряющего эффективность управления государственным долгом, нет, но отдельные ее стороны можно измерить:

1) О масштабах привлечения ресурсов для финансирования бюджетного дефицита говорят ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных заимствований.

2) Эффективность управления (Э) рассчитывается так: Э=100*(П—Р)/Р, где П — поступления по системе государственного долга; Р — расходы по системе государственного долга.

3) По внешнему государственному долгу определяется коэффициент обслуживания в нескольких вариантах отношение всех платежей по внешней задолженности (погашенных займов в данном году и процентных выплат в данном году) к

  1.  ВВП (получается фактически объем текущего государственного долга),
  2.  сумме полученных в данном году кредитов (получается фактически процент рефинансирования),
  3.  валютным поступлениям от экспорта,

Безопасным уровнем принято считать значение коэффициента до 25%.

Можно также посчитать разные варианты коэффициента обслуживания только процентных выплат: отношение всех процентных выплат в данном году к

  1.  ВВП,
  2.  объему налоговых средств,
  3.  объему совокупных государственных расходов.

Международные рекомендации по управлению государственным долгом

1) Необходимо обозначить цели управления,

2) Учет затрат в соотношении с возникающим риском,

3) Разграничение и координация управления долгом и денежно-кредитного регулирования,

4) Установление лимитов на величину государственного долга,

5) Управления рисками рефинансирования и затрат по выплате процентов,

6) Создание четкой правовой структуры.

Виды рисков при управлении государственным долгом:

1) рыночный риск (изменение цен, процентных ставок, обменных курсов),

2) риск пролонгации (переоформления задолженности по более высокой стоимости),

3) риск ликвидности,

4) кредитный риск,

5) операционный риск (стихийные бедствия, юридическое оформление).

Приемы управления государственным долгом

1) Реструктуризация займа - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения

2) Рефинансирование - погашение старой задолженности за счет новых займов,

3) Конверсия займа- изменение первоначальных условий займа (доходности),

4) Консолидация займа - изменение срока действия займа,

5) Унификация займа - объединение нескольких займов с разными условиями в один,

6) Погашение займа - выкуп обязательств у инвесторов,

7) Отсрочка погашения займа (очень редко),

8) Аннулирование государственного долга (почти никогда),

9) Новация по государственным ценным бумагам — замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.

10) Новые приемы покрытия обязательств (замещение внешнего долга менее обременительными видами обязательств):

  1.  погашение долга товарными поставками,
  2.  обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника,
  3.  оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность,
  4.  обмен на долговые обязательства третьих стран.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80832. УПРАВЛЯЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ СВЯЗИ И ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 44.67 KB
  В социальноэкономических и политических процессах особый интерес представляют управляемые процессы т. Социальные управляемые процессы включают в себя: деятельность направленную на сохранение жизни и здоровья человека его физическое развитие организацию дошкольного и специального трудового воспитания на создание жилищных коммунальных торговых и бытовых условий обеспечение коммуникациями и поддержание других важных составляющих в которых выражаются эти процессы воспроизводства и общения человека. Экономические управляемые процессы...
80833. ОБЩЕНАУЧНЫЕ И КОНКРЕТНО-ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 49.34 KB
  Общенаучные методы исследования можно разделить на две большие группы: эмпирические и мыслительнологические методы.мыслительнологические методы: формализация исследование объектов когда их содержание познается с помощью выявленных элементов его формы; аналогия сходство предметов в каких либо свойствах или признаках причем в целом эти предметы различны; абстрагирование процесс мысленного выделения определенных свойств признаков и отношений некоторых объектов явлений и процессов; доказательство процесс установления истинности...
80834. ПРОГРАММА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 46.59 KB
  Программа исследования – комплекс основных положений определяющих проведение исслед. актуальность исследования цели и задачи объект и предмет рабочая гипотеза научный подход методы исслед. ресурсное обеспечение предполагаемый результат и ожидаемая эффективность исслед.
80835. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 46.87 KB
  В бюджетную систему России входят бюджеты трех уровней являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней: а Федеральный бюджет; б Бюджеты субъектов Федерации – республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые областные бюджеты краев и областей городские бюджеты городов Москвы и СанктПетербурга областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов. Третий уровень – местные бюджеты к которым относятся бюджеты муниципальных образований бюджеты районов городов и других...
80836. ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНС МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46.41 KB
  Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с БК РФ и используется при составлении проекта бюджета. Показатели баланса фин ресурсов формируются на основе прогноза социальноэкономического развития и отчетного баланса фин ресурсов за предыдущий год. Баланс финресурсов позволяет выявить действительный объем и движение всех финансовых ресурсов отразить последовательно и во взаимосвязи их движение включая образование финресурсов передачу в централизованные фонды государства федеральный и региональный уровни получение ресурсов...
80837. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВА 45.96 KB
  главные администраторы администраторы доходов бюджета; 10. главные администраторы администраторы источников финансирования дефицита бюджета. Основные задачи бюджетного процесса: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников...
80838. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ 44.34 KB
  Производительные силы – система субъективных человек и вещественных элементов осуществляющих обмен веществ между человеком и природой в процессе общественного производства. Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил позволяющее обеспечивать нам наибольшую эффективность производства получать максимальную прибыль при бережном рациональном использовании природноресурсного потенциала сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Современное...
80839. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ЦЕЛИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 50.53 KB
  развития регионов является улучшение качества жизни населения. Среди тактических целей развития региона города можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса развитие малого бизнеса центра города сферы услуг повышение уровня занятости населения региона привлечение средств нас. развития региона: 1 Индекс Развития Человеческого Потенциала.
80840. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 47.48 KB
  Государственная власть – право и возможность государства регулировать общественные отношения определять правила и нормы поведения и деятельности человека а также создаваемых им структур. Принцип разделения властей означает что законотворческая деятельность осуществляется законодательным представительным органом исполнительнораспорядительная деятельность органами исполнительной власти судебная власть судами при этом законодательная исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Государственная...