86953

Управление государственным долгом

Доклад

Макроэкономика

Сущность управления государственным долгом Государственный долг может рассматриваться как 1 средство управления позволяет государству влиять на денежное обращение финансовый рынок инвестиции производство занятость 2 объект управления государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности государственные заимствования кредиты гарантии структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности механизм государственных займов кредитов и гарантий порядок выпуска и обращения государственных займов...

Русский

2015-04-12

37.99 KB

7 чел.

Управление государственным долгом.

Сущность управления государственным долгом

Государственный долг может рассматриваться как

1) средство управления (позволяет государству влиять на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость),

2) объект управления (государство определяет

  1.  соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии),
  2.  структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности,
  3.  механизм государственных займов, кредитов и гарантий,
  4.  порядок выпуска и обращения государственных займов,
  5.  порядок предоставления и возврата кредитов,
  6.  порядок предоставления гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним)

Управление государственным долгом - совокупность мероприятий, связанных с выпуском, размещением государственных долговых обязательств, а также обслуживанию, погашению, рефинансированию государственного долга, регулированию рынка ценных бумаг.

Задачи управления государственным долгом:

1) удержание величины долга на уровне, сохраняющем экономическую безопасность, выполнение обязательств по нему без ущерба для экономического развития;

2) минимизация стоимости долга (средства:

  1.  удлинение срока заимствований,
  2.  снижение доходности государственных ценных бумаг,
  3.  переход на другие рынки,
  4.  переключение на других инвесторов);

3) сохранение репутации РФ как заемщика средств;

4) поддержание стабильности рынка государственного долга;

5) эффективное использование заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;

6) обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;

7) диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

8) координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.

Стратегическое и оперативное управление государственным долгом.

Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным.

Стратегические вопросы государственного долга находятся в компетенции

1) Федерального Собрания,

2) Президента РФ,

3) Правительства РФ,

4) законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ.

Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают

  1.  предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;
  2.  источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
  3.  предельный размер внешних заимствований;
  4.  предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам-участникам СНГ;
  5.  направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;
  6.  верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

По представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют

1) Правительство РФ,

2) Министерство финансов РФ,

3) Центральный банк РФ,

4) Внешэкономбанк.

Эти органы

  1.  определяют генеральные условия выпуска отдельных займов,
  2.  определяют порядок эмиссии и обращения долговых обязательств,
  3.  определяют время выпуска очередного займа и условия его функционирования,
  4.  организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг,
  5.  организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств,
  6.  организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий,
  7.  осуществляют контрольные действия.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет Центральный банк РФ, а внешнего — Внешэкономбанк, оба на основе специальных соглашений с Минфином РФ.

Методы управления государственным долгом:

1) стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга;

2) уменьшение государственного внутреннего долга;

3) реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету;

4) контроль над заимствованиями субъектов РФ;

5) сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы;

6) снижение стоимости обслуживания государственного долга;

7) оптимизация государственного долга:

  1.  обеспечение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов;
  2.  баланс в эмиссионной деятельности и сборе налогов с наращиванием долга и расходами по его обслуживанию;
  3.  стабилизация долга в увязке с инвестированием;
  4.  стабилизация темпов роста долга;

8) удлинение государственного внутреннего долга:

  1.  сокращение привлеченных средств,
  2.  снижение доходности по государственным ценным бумагам.

Эффективность управления государственным долгом

Единого показателя, измеряющего эффективность управления государственным долгом, нет, но отдельные ее стороны можно измерить:

1) О масштабах привлечения ресурсов для финансирования бюджетного дефицита говорят ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных заимствований.

2) Эффективность управления (Э) рассчитывается так: Э=100*(П—Р)/Р, где П — поступления по системе государственного долга; Р — расходы по системе государственного долга.

3) По внешнему государственному долгу определяется коэффициент обслуживания в нескольких вариантах отношение всех платежей по внешней задолженности (погашенных займов в данном году и процентных выплат в данном году) к

  1.  ВВП (получается фактически объем текущего государственного долга),
  2.  сумме полученных в данном году кредитов (получается фактически процент рефинансирования),
  3.  валютным поступлениям от экспорта,

Безопасным уровнем принято считать значение коэффициента до 25%.

Можно также посчитать разные варианты коэффициента обслуживания только процентных выплат: отношение всех процентных выплат в данном году к

  1.  ВВП,
  2.  объему налоговых средств,
  3.  объему совокупных государственных расходов.

Международные рекомендации по управлению государственным долгом

1) Необходимо обозначить цели управления,

2) Учет затрат в соотношении с возникающим риском,

3) Разграничение и координация управления долгом и денежно-кредитного регулирования,

4) Установление лимитов на величину государственного долга,

5) Управления рисками рефинансирования и затрат по выплате процентов,

6) Создание четкой правовой структуры.

Виды рисков при управлении государственным долгом:

1) рыночный риск (изменение цен, процентных ставок, обменных курсов),

2) риск пролонгации (переоформления задолженности по более высокой стоимости),

3) риск ликвидности,

4) кредитный риск,

5) операционный риск (стихийные бедствия, юридическое оформление).

Приемы управления государственным долгом

1) Реструктуризация займа - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения

2) Рефинансирование - погашение старой задолженности за счет новых займов,

3) Конверсия займа- изменение первоначальных условий займа (доходности),

4) Консолидация займа - изменение срока действия займа,

5) Унификация займа - объединение нескольких займов с разными условиями в один,

6) Погашение займа - выкуп обязательств у инвесторов,

7) Отсрочка погашения займа (очень редко),

8) Аннулирование государственного долга (почти никогда),

9) Новация по государственным ценным бумагам — замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.

10) Новые приемы покрытия обязательств (замещение внешнего долга менее обременительными видами обязательств):

  1.  погашение долга товарными поставками,
  2.  обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника,
  3.  оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность,
  4.  обмен на долговые обязательства третьих стран.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32787. Происхождение, сущность и социальные функции науки 15.93 KB
  Наука исторически сложившаяся форма духовнопрактического освоения мира направленная на познание и преобразование объективной действительности. Понятие наука имеет несколько аспектов: 1 система знаний 2 их духовное производство 3 практическая деятельность на их основе4 социальный институт. Этот аспект подчеркивает социальную сущность науки: наука как социальный институт представляет собой систему взаимосвязей между научными коллективами организациями членами научных сообществ а также систему норм и ценностей. Наука прошла...
32788. Особенности научного познания 14.79 KB
  Особенности научного познания. Цель научного познания открытие объективных законов природы общества мышления постижение сущности изучаемых явлений. Объективность адекватное отражение действительности не зависящее от субъекта познания. Наличие методологии познания.
32789. Уровни и методы научного познания 14.54 KB
  Уровни и методы научного познания. В научном познании используются разнообразные методы. Метод греч. Учение о методах методология ее предметом является обоснование методов исследование их эффективности особенностей применения в различных областях знания.
32790. Диалектика, её исторические формы. Диалектика и метафизика 15.42 KB
  Диалектика и метафизика. диалектика это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы общества и мышления а также основанный на этом учении метод познания. Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Наивная или стихийная диалектика античности.
32791. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения философии. Дофилософские мировоззренческие системы и их роль в формировании философии 15.71 KB
  Философия зародилась около 25 тыс. Термин философия был введен Пифагором и дословно означал любовь к мудрости phileo любовь sophi мудрость. Философия все больше превращалась в обобщенную систему знаний о мире задачей которой являлось дать ответы на наиболее общие глубинные вопросы о природе обществе человеке. Философия это форма духовной деятельности человека форма общественного сознания направленная на осмысление коренных мировоззренческих вопросов.
32792. Спецефика филосовского знания. Соотношение философии и частных наук. Взаимосвязь философии и медецины 15.26 KB
  Соотношение философии и частных наук. Взаимосвязь философии и медецины. С выделением отдельных наук в самостоятельные области знаний возникает вопрос о соотношении философии и частных наук под частными науками понимаются те которые изучают отдельные области реальности. Роль философии представители данного направления сводят к логическому анализу научного языка; 3антисциентизм ограничивает роль науки решением узко практических задач.
32793. Основной вопрос философии и его 2 стороны. Исторические формы материализма и идеализма 16.65 KB
  Основной вопрос философии и его 2 стороны. Центральная мировоззренческая проблема об отношении человека к миру конкретизируется в философии как вопрос об отношении мышления к бытию об отношении идеального и материального. Этот вопрос является основным вопросом философии т. Крупнейший представитель немецкой классической философии И.
32794. Исторические этапы развития мировой филосовской мысли. Основные филосовские принципы и исторические типы филосовствования 14.95 KB
  В истории философской мысли также выделяются основные типы философствования философского анализа. В античности созерцательный тип философствования проявился в натурфилософии философии природы а в Древнем Китае в принципе недеяния т. 2Умозрительный тип философствования это способ теоретического постижения действительности основанный на отвлеченных логических построениях не связанных с опытными данными. Ярким примером умозрительного типа философствования являются доказательства существования Бога в учении Ф.
32795. Особенности Древнеиндийской философии. Её основные направления 17.32 KB
  В развитии культуры Древней Индии можно выделить два основных периода: 1ведический предфилософский сер. связанный с переселением на территорию Древней Индии арийских племен. Культура Древней Индии в целом и философия в частности возникла и развивалась в условиях кастовой организации общественной жизни патриархальных традиций и власти деспотического государства. Основным культурным источником философии Древней Индии стала ведическая литература.