86985

Физические основы гамма метода. Физические основы спектрального гамма каротажа. Определение глинистости по данным ГК

Доклад

Физика

ГК естественная радиоактивность горных пород обусловлена присутствием в них радиоактивных элементов урана и продукта и его распада радия тория и радиоактивного изотопа калия. Прибор регистрирует радиоактивность горных пород интенсивность гаммаполя в виде импульсов за единицу времени. Применяется для: расчленения геологического разреза; оценки глинистости; определения и оценки радиоактивности пород. ГК для песчаных пород в характерны пониженные значения кривой ГК для глинистых повышенные.

Русский

2015-04-12

29.5 KB

4 чел.

Физические основы гамма метода. Физические основы спектрального гамма каротажа. Определение глинистости по данным ГК.

ГК - естественная радиоактивность горных пород обусловлена присутствием в них радиоактивных элементов - урана и продукта и его распада - радия, тория и радиоактивного изотопа калия. Обычно альфа- и бета-лучи, имеющие малый пробег в веществе полностью поглощаются буровым раствором и корпусом скважинного снаряда, и индикатора достигают лишь гамма-лучи. Прибор регистрирует радиоактивность горных пород — интенсивность гамма-поля (в виде импульсов за единицу времени).

Применяется для:

- расчленения геологического разреза;

- оценки глинистости;                                  

- определения и оценки радиоактивности пород.

ГК - для песчаных пород в характерны пониженные значения кривой ГК, для глинистых - повышенные. Для углей и плотных пород характерны резко пониженные значения ГК.                                     

Физические основы

Принцип гамма-каротажа (ГК) основан на регистрации скважинными приборами естественной радиоактивности горных пород слагающих разрез скважины. Естественной радиоактивностью называется самопроизвольный распад ядер некоторых химических элементов слагающих горные породы. Естественная радиоактивность слагается из способности горных пород испускать  альфа- , бета- и гамма-излучение. Глубина проникновения альфа-излучения в горных породах составляет первые десятки микрон, бета-излучения – первые миллиметры, а гамма-излучения – от 30 до 40 см. Следовательно, с точки зрения изучения разрезов скважин только гамма-излучение представляет практический интерес. Величина естественной радиоактивности горных пород определяется в основном содержанием в них трех основных химических элементов: урана (и продукта его распада радия), тория и изотопа калия-40.  Основы применения ГК в скважинах пробуренных на нефть и газ связаны с четкой зависимостью величины гамма-излучения от характера горной породы. Глины обладают повышенной радиоактивностью, что связано с активной адсорбцией продуктов распада и тория за счет большой удельной поверхности глин. Поэтому радиоактивность осадочных пород находиться в прямой зависимости от степени их заглинизированности. В общем случае кривая ГК характеризует разрез скважины от величины глинистости горных пород. Интенсивность гама-излучения глинистого раствора, колонны и цемента незначительна, поэтому регистрируемая интенсивность гамма-излучения приблизительно пропорциональна радиоактивности горных пород.

Измеряемый параметр

Измеряется естественная радиоактивность горных пород.

Единицы измерения: импульсов в минуту (имп/мин), микрорентген в час (мкР/ч или гаммы).

Область применения

По данным ГК решаются следующие задачи: литологическое расчленение различных типов горных пород (т.к.  содержание в породах радиоактивных элементов различно, по данным ГК можно судить о литотипе), определение глинистости горных пород (определение коэффициента глинистости по данным гамма-метода основано на близкой к прямой зависимости этого коэффициента от естественной гамма-активности песчано-глинистых горных пород), привязка к разрезу результатов исследования другими методами каротажа, интервалов перфорации и др. Таким образом, областями применения являются: литологическое расчленение разреза, определение фильтрационно-емкостных свойств пластов, корреляция разрезов скважин (привязка по глубине).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31646. Мышление и воображение. Их роль в образовательном процессе 23.5 KB
  Виды воображения: по Немову Активное – человек по собственнуму желанию усилием воли вызывает соответствующие образы; Пассивное – образы возникают спонтанно помимо воли и желания человека; Продуктивное – дейчтвительность сознательно конструируется человеком а не просто механически копируется или воссоздается; Репродуктивное – ставится задача воспроизвести реальность в том виде какова она есть такое воображение больше напоминает память чем творчество. Фантазия это определенное чувство желания чегото конкретного ради чего...
31647. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе 33.5 KB
  Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе. Виды внимания: непроизвольное – оно может возникнуть по мимо желаний человека в силу какихто обстоятельств; произвольное – вызывается силою воли желанием самого человека ответственность интерес; послепроизвольное – возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту является самым продуктивным и эффективным. Особенности внимания свойства: объем внимания определяется количеством объектов которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток...
31648. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры 62 KB
  Педагогическое общение: компоненты функции стили модели и барьеры Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности. Главным средством общения является речь. Стороны общения: Коммуникативная сторона общения это передача информации. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии что информация не только принята но и понята осмыслена.
31649. Эмоции и чувства. Психическое состояние. Эмоциональное нарушение в младшем школьном возрасте 23 KB
  Психическое состояние. Формы переживания чувств эмоциональное состояние: Наиболее растпространенным явл. Стресс – эмоциональное состояние которое возникает в неожиданных обстоятельствах. Аффект – это очень сильно выраженное кратковременное эиоциональное состояние.
31650. Свойства личности младшего школьника 47 KB
  У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Характер – индивидуально-психологические особенности личности которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в устойчивых формах поведения человека. Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру другим людям самому себе. По данному признаку можно делить основные черты характера на следующие группы: Черты характера проявляющиеся в отношении человека к другим людям:...
31651. Психологические причины неуспеваемости младших школьников 41 KB
  Дубровина: недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова низкий уровень организации учебной деятельности недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Это явление имеет несколько причин низкий уровень развития фонематического слуха слабая концентрация внимания несформированность приемов самоконтроля. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности несформированность приемов учебной деятельности низкий уровень объема и распределения внимания низкий уровень развития кратковременной памяти слабое...
31652. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, мотивы 52.5 KB
  Педагогическая деятельность имеет те же характеристики что и любой другой вид человеческой деятельности. Специфической характеристикой педагогической деятельности по Н. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I минимальный педагог умеет пересказать другим то что знает сам; II низкий педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории III средний педагог владеет стратегиями обучения знаниями навыками умениями данного предмета. Структура педагогической деятельности Л.
31653. Проблема возраста и периодизация возрастного развития 64 KB
  Понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
31654. Понятие деятельности 29 KB
  Понятие деятельности. Что может создать человек в деятельности: предметы материальной и духовной культуры сохраняет и совершенствует природу строит современное общество производит на свет новые предметы потребления Главные критерии деятельности человека: Деятельность человека носит продуктивный творческий созидательный характер. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: Органическими направлены на удовлетворение естественных потребностей организма ростом самосохранением и развитием организма...