86985

Физические основы гамма метода. Физические основы спектрального гамма каротажа. Определение глинистости по данным ГК

Доклад

Физика

ГК естественная радиоактивность горных пород обусловлена присутствием в них радиоактивных элементов урана и продукта и его распада радия тория и радиоактивного изотопа калия. Прибор регистрирует радиоактивность горных пород интенсивность гаммаполя в виде импульсов за единицу времени. Применяется для: расчленения геологического разреза; оценки глинистости; определения и оценки радиоактивности пород. ГК для песчаных пород в характерны пониженные значения кривой ГК для глинистых повышенные.

Русский

2015-04-12

29.5 KB

5 чел.

Физические основы гамма метода. Физические основы спектрального гамма каротажа. Определение глинистости по данным ГК.

ГК - естественная радиоактивность горных пород обусловлена присутствием в них радиоактивных элементов - урана и продукта и его распада - радия, тория и радиоактивного изотопа калия. Обычно альфа- и бета-лучи, имеющие малый пробег в веществе полностью поглощаются буровым раствором и корпусом скважинного снаряда, и индикатора достигают лишь гамма-лучи. Прибор регистрирует радиоактивность горных пород — интенсивность гамма-поля (в виде импульсов за единицу времени).

Применяется для:

- расчленения геологического разреза;

- оценки глинистости;                                  

- определения и оценки радиоактивности пород.

ГК - для песчаных пород в характерны пониженные значения кривой ГК, для глинистых - повышенные. Для углей и плотных пород характерны резко пониженные значения ГК.                                     

Физические основы

Принцип гамма-каротажа (ГК) основан на регистрации скважинными приборами естественной радиоактивности горных пород слагающих разрез скважины. Естественной радиоактивностью называется самопроизвольный распад ядер некоторых химических элементов слагающих горные породы. Естественная радиоактивность слагается из способности горных пород испускать  альфа- , бета- и гамма-излучение. Глубина проникновения альфа-излучения в горных породах составляет первые десятки микрон, бета-излучения – первые миллиметры, а гамма-излучения – от 30 до 40 см. Следовательно, с точки зрения изучения разрезов скважин только гамма-излучение представляет практический интерес. Величина естественной радиоактивности горных пород определяется в основном содержанием в них трех основных химических элементов: урана (и продукта его распада радия), тория и изотопа калия-40.  Основы применения ГК в скважинах пробуренных на нефть и газ связаны с четкой зависимостью величины гамма-излучения от характера горной породы. Глины обладают повышенной радиоактивностью, что связано с активной адсорбцией продуктов распада и тория за счет большой удельной поверхности глин. Поэтому радиоактивность осадочных пород находиться в прямой зависимости от степени их заглинизированности. В общем случае кривая ГК характеризует разрез скважины от величины глинистости горных пород. Интенсивность гама-излучения глинистого раствора, колонны и цемента незначительна, поэтому регистрируемая интенсивность гамма-излучения приблизительно пропорциональна радиоактивности горных пород.

Измеряемый параметр

Измеряется естественная радиоактивность горных пород.

Единицы измерения: импульсов в минуту (имп/мин), микрорентген в час (мкР/ч или гаммы).

Область применения

По данным ГК решаются следующие задачи: литологическое расчленение различных типов горных пород (т.к.  содержание в породах радиоактивных элементов различно, по данным ГК можно судить о литотипе), определение глинистости горных пород (определение коэффициента глинистости по данным гамма-метода основано на близкой к прямой зависимости этого коэффициента от естественной гамма-активности песчано-глинистых горных пород), привязка к разрезу результатов исследования другими методами каротажа, интервалов перфорации и др. Таким образом, областями применения являются: литологическое расчленение разреза, определение фильтрационно-емкостных свойств пластов, корреляция разрезов скважин (привязка по глубине).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55842. ОРГАНІЗАЦІЯ САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ СТУДЕНТІВ У ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ 114 KB
  Співвідношення обсягів аудиторних занять і самостійної роботи студентів визначається з урахуванням специфіки та змісту конкретної навчальної дисципліни її місця значення і дидактичної мети в реалізації освітньопрофесійної програми а також питомої ваги...
55843. Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд 30.5 KB
  Оборудование урока: компьютер мультимедийный проектор экран учебник математики рабочая тетрадь по математике №1 Тип урока: урок открытия нового знания. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям...
55844. Мои домашние животные 63.5 KB
  При создании урока я как учитель поставила перед собой и детьми цели: Цели урока: развитие языковой догадки зрительной и слуховой памяти логического мышления инициативы через составление диалога...
55845. Борьба за существование и ее формы 24.5 KB
  Напомнила домашнее задание и тему прошлого урока дала несколько минут на повторение домашнего задания. При проверке домашнего задания использовала индивидуальный опрос так как материал прошлого урока достаточно объемный и каждый ответ на вопрос может быть оценен.
55846. Время 34.5 KB
  Специфика урока состоит в том что он готовит учащихся через повторение времени к следующему блоку Распорядок дня.
55847. Минералы и горные породы 31.5 KB
  Анализ целеполагания Анализ структуры урока Анализ содержания учебного материала Анализ деятельности учителя на уроке. Задачи урока реальны для выполнения.