86990

Физические основы бокового каротажа. Определение истинного сопротивления по данным БК

Доклад

Физика

Измеряется разность потенциалов между электродами и сила тока через основной токовый электрод регистрируется кажущееся сопротивление частное указанных величин. Физические основы Электрическое исследование фокусированными зондами с фокусировкой тока в радиальном направлении с помощью экранных электродов. Фокусирование достигается применением экранирующего тока вокруг главного Ао электрода ток которого в пласт усиливается чтобы в регистрируемом сигнале преобладала составляющая приходящая от изучаемого пласта а сигналы от скважины и от...

Русский

2015-04-12

61.85 KB

10 чел.

Физические основы бокового каротажа. Определение истинного сопротивления по данным БК.

БК - изучение разрезов скважин методом экранированного заземления основано на различии удельных электрических сопротивлений горных пород. Измеряется разность потенциалов между электродами и сила тока через основной токовый электрод, регистрируется кажущееся сопротивление (частное указанных величин).

Применяется для:

-определения границ пластов;

-определения насыщения (совместно с методом МБК);

-определения литологии геологического разреза.

БК - для песчаных пород в общем случае характерны повышенные значения кривой БК, для глинистых — пониженные. Для углей и плотных пород характерны резко повышенные значения БК.

Метод экранированного заземления (боковой каротаж, БК).

Физические основы

Электрическое исследование фокусированными зондами с фокусировкой тока в радиальном направлении с помощью экранных электродов. Фокусирование достигается применением экранирующего тока вокруг главного Ао электрода, ток которого в пласт усиливается, чтобы в регистрируемом сигнале преобладала составляющая, приходящая от изучаемого пласта, а сигналы от скважины и от вмещающих пород были минимальны. Электрические потенциалы основного и фокусирующего электродов поддерживаются очень близкими между собой, что заставляет ток, стекающий с основного электрода, направляться перпендикулярно оси скважины, в ее стенки.

В методе экранированного заземления измеряют кажущееся или эквивалентное удельное сопротивление горных пород, которое имеет такой же физический смысл, как и кажущееся сопротивление, измеренное с обычным зондом. Кажущееся сопротивление вычисляют по формулеρК=К∙(∆U/ I0), где К — коэффициент зонда, определяемый по специальным формулам; ∆U— разность потенциалов между одним из измерительных электродов (М1или N1) и удаленным электродом N; I0— сила тока, текущего через центральный электрод Ао.

Схема измерения

Фокусированные зонды существуют в двух вариантах: трех или многоэлектродные (семи/девяти) экранированные зонды, требующие контакта между электродами и породой. Измеряется разность потенциалов между электродами и сила тока через основной токовый электрод, регистрируется кажущееся сопротивление пласта.

В 7-ми электродном зонде электроды смонтированы на гибком кабеле или на изолированной трубе. Зонд имеет три однополярных токовых электрода (Ао, А1и А2) и две пары измерительных электродов (M1N1  , M2N2). Через центральный электрод Ао и через фокусирующие электроды А1 и А2 пропускают ток одной полярности. Сила тока, протекающего через фокусирующие электроды, регулируется так, чтобы независимо от сопротивления горных пород и сопротивления бурового раствора обеспечить равенство потенциалов электродов Ао, А1и А2 при неизменном токе 10, текущем через центральный электрод. Условие сохранения равенства потенциалов между токовыми электродами, будет выполняться, если разность потенциалов между двумя парами измерительных электродов M2N2поддерживать равной нулю путем изменения силы экранного тока. Поскольку при этом потенциалы электродов Ао, А1и А2 окажутся равны, ток не сможет течь вдоль скважины и направится фокусированным пучком в горную породу.

Возможности метода

Применяется для: детального расчленения разреза по УЭС пород с выделением плотных прослоев и глин; выделения поровых коллекторов, определения с высокой детальностью их эффективных мощностей и строения по однородности; определения характера насыщения поровых коллекторов (совместно с методом МБК); установление контактов пластовых флюидов в однородных коллекторах; определение пористости по ЗП.

Метод экранированного заземления наиболее целесообразно применять при исследовании скважин, заполненных соленым раствором (ρс< 0,1 Ом•м), а также для изучения разрезов, сложенных плотными горными породами с высоким удельным сопротивлением. В этих условиях метод позволяет более детально, чем обычный метод КС, произвести расчленение разреза. Пласт должен быть мощнее 2 м, ρп велико > 50 Ом*м.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53363. Моя улюблена іграшка 196.5 KB
  The topic under discussion today is “Our toys. In the Toy Shop”. We’ll learn new vocabulary and practice it in speech; we’ll sing songs together, role-play situations, do some exercises.
53364. Рольові ігри на уроках англійської мови 257.5 KB
  Сучасна методика викладає такі ідеї та принципи в навчанні: визнання першорядності процесу пізнання та доступності інформації; цінність співпраці; зокрема використання діалогів полілогів імпровізацій та рольових ігор як основних форм роботи; визнання рівності пізнавальних та творчих можливостей усіх учнів а також свідомої участі учнів у процесі навчання; активна позиція учня в процесі навчання; принцип комунікативності який передбачає побудову процесу навчання як моделі процесу реальної комунікації; урахування...
53365. Ігри на матеріалі економічної термінології, спрямовані на збагачення активного словника та вдосконалення культури мовлення учнів 179 KB
  Методична порада. Для проведення ігор діти класу ділиться на гомогенні або гетерогенні групи. Обирається в кожній групі лідер. Завдання ігрової вправи виконують усі разом, доповідають про виконання тільки лідери. Вимпелом переможця нагороджується та група, яка першою за відведений час виконає правильно завдання.
53367. Ігрові хвилинки на уроках музики 48.5 KB
  Мета даної публікації не заглиблюючись у наукові аспекти теорії гри надати педагогові реальну допомогу на шляху впровадження ігрових форм у навчальновиховний процес. Дуже подобаються школярам варіанти психологічних ігрових вправ після проведення яких бажано аналізувати та обговорювати результати отримані під час гри.Кожній дитині надати можливість для виходу її емоцій після чого бажано алізувати та обговорювати результати отримані...
53368. Ігрові технології на уроках 39.5 KB
  Шіллер наприклад стверджував що античні ігри божественні і можуть служити ідеалом будьяких інших видів дозвілля людини. У Древньому Китаї святкові ігри відкривав імператор і сам у них брав участь. Складність визначається різноманіттям форм гри способів участі в ній партнером та алгоритмами проведення гри.
53369. Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок 172.5 KB
  Игрушки из бумажных полосок Вид урока Урок беседа Тип урока Урок изучения нового материала Студенты преподаватели Айрапетова Мария Сергеевна Гусева Анна Павловна Ершова Дарья Дмитриевна Максимова Марина Вадимовна Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании. Добиваться: применения различных форм методов средств технологий при проведении образовательного урока; установления взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса. Технологическая карта урока Триединые...
53370. Розвиток слухової уваги, слухової пам’яті та фонематичного сприймання у дітей дошкільного віку 68 KB
  Діти стають у коло непомітно для ведучого вони передають за спиною один одному дзвіночок. Логопед розрає дітям ведмедиків з зображенням цих предметів потім за ширмою озвучує ці предмети а діти повинні відгадати який ведмедик шумить. Дидактична гра Хто кличе Діти по черзі називають ім’я ведучого який стоїть до них спиною. Потім гра ускладнюється і діти кличуть ведучого: Ау то голосно то тихо в залежності від того що скаже логопед: Далеко пішли у ліс Близько пішли у ліс.
53371. Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции. Синтетический учёт движения нематериальных активов 22.77 KB
  Косвенные затраты — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость одного конкретного вида продукции. Косвенные затраты относятся одновременно ко всем видам продукции и распределяются между ними условно: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и др