87002

Экономика льнопродуктового подкомплекса АПК и перерабатывающих предприятий

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Льняной подкомплекс как межотраслевая структура также определяется как совокупность отраслей и организаций связанных организационно-экономическими отношениями по поводу производства сырья и конечной продукции направленных на повышение эффективности. Особенностью межотраслевой структуры подкомплекса является то что его первая сфера производство средств производства географически пока размещена вне пределов республики а вторая сфера льноводство не сбалансирована с перерабатывающими отраслями особенно с выпуском конечной продукции....

Русский

2015-04-12

27.95 KB

0 чел.

Экономика льнопродуктового подкомплекса АПК и перерабатывающих предприятий

1 Сущность, значение и особенности формирования льняного подкомплекса

Льняной подкомплекс представляет собой систему взаимосвязанных организаций, производящих комплекс машин и оборудования для выращивания и переработки льна (первая сфера), непосредственно льноводство (вторая сфера), льнозаводы, льнокомбинат, ткацкие фабрики, другие организации, осуществляющие производство, заготовку, переработку, хранение, реализацию сырья и изделий, а также научное обеспечение (третья и четвертая сферы).

Функционирование льняного подкомплекса в республике характеризуют две особенности. Первая — потенциал подкомплекса существенно превышает потребность внутреннего рынка, что, с одной стороны, определяет его экспортную ориентацию, а с другой — ставит в зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Вторая — организации первой сферы подкомплекса почти полностью расположены за рубежом, что также ставит его в зависимость от тенденций, происходящих на мировом рынке машин, механизмов и технологического оборудования.

Льняной подкомплекс как межотраслевая структура также определяется как совокупность отраслей и организаций, связанных организационно-экономическими отношениями по поводу производства сырья и конечной продукции, направленных на повышение эффективности. Особенностью межотраслевой структуры подкомплекса является то, что его первая сфера — производство средств производства — географически пока размещена вне пределов республики, а вторая сфера — льноводство — не сбалансирована с перерабатывающими отраслями (особенно с выпуском конечной продукции). Последнее придает подкомплексу сырьевую направленность и существенно снижает эффективность его функционирования.

В качестве территориальной структуры льняного подкомплекса следует рассматривать обособленную на определенной территории совокупность его отраслей и предприятий, объединенных производственными или экономическими связями.

Подкомплекс сформирован на базе льноводства — отрасли, традиционной для Беларуси. Лен — ценнейшая техническая культура, являющаяся основным источником натуральных волокон для производства тканей. Из одного килограмма льна производится до 2,5 м льняных тканей и растительных масел. Льносемя используется не только в качестве репродуктивного материала, но и в виде сырья для производства масла, отходы которого в виде жмыха являются вторичным сырьем.

Разработаны и используются технологии по переработке отходов, получаемых в процессе использования сырья. В первую очередь это костра, которую применяют как для производства строительных материалов, так и в качестве источника для получения тепловой и электрической энергии. Льняное масло используется для изготовления лака, линолеума, краски. При этом спектр применения продуктов переработки семян — самый разнообразный: от прямого потребления в пищу, на корм скоту и на технические цели до фармацевтики, мыловарения и приготовления чернил.

Следует отметить, что по сравнению с зарубежными странами продукты льноводства в республике используются недостаточно широко, а в последние годы и вовсе происходит переориентация с двух видов сопряженной продукции (льносемя и льнотреста) на один. Ценовой механизм на льняное сырье отрегулирован с ориентацией на тресту. Все это в конечном счете приводит к снижению эффективности отрасли, ограничению сроков реализации продукции, повышению степени риска, сдерживает закупку.

Потребность в льноволокне для внутреннего рынка, определяемая из расчета 2 кг на душу населения, составляет 20 тыс. т. Учитывая, что объемы его производства практически всегда превышают этот уровень (исключение составляет 1999 г.), льняной подкомплекс имеет четко выраженную экспортную ориентацию.

Показатели эффективности возделывания льна.

Удельный вес посевов льна (%). Определяется как процентное соотношение площади посевов льна к общей посевной площади.

Урожайность (У, ц/га):

Затраты труда на 1 га (Зт, чел.-ч):

Производительность труда (Пт, ц/чел.-ч):

Трудоемкость производства продукции (Тем, ц / чел.-ч):

Себестоимость (р./ц) определяется путем калькуляции затрат или по данным технологических карт. Поскольку при выращивании льна помимо соломки и тресты получаем и семя, то трудовые и материально-денежные затраты необходимо распределять соответственно на эти виды продукции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53618. Личная гигиена и здоровье 53.5 KB
  Как ни тверды зубы но ини часто разрушаются и болят. Это происходит кода мы пытаемся разгрызть очень твердые продукты используем зубы не по назначению или едим одновременно холодную и горячую пищу. Зубы страдают не только от кариеса но и от других болезней в частности от пародонтита который нередко возникает не как продолжение кариеса и пульпита а от механического повреждения десны например зубной щеткой или грубой пищей неправильного смыкания зубов болезней желудка и других причин.  В третьих увеличивается нагрузка на другие...
53619. Анализ денежных потоков 28 KB
  Движение денежных средств, получаемых и расходуемых предприятием в наличной и безналичной форме, называют в финансовом менеджменте денежными потоками. Эти потоки бывают двух видов: положительные и отрицательные. Положительные потоки (притоки) отражают поступление денег на предприятие, отрицательные (оттоки) – выбытие или расходование денег предприятием.
53620. Геометрические тела. Куб 49.5 KB
  Цели урока: а обучающая познакомить учащихся с элементами ввести понятие развертки куба модели тела; вывести формулу площади поверхности куба; б развивающая развивать математическое мышление; ...
53621. Движение автомобилей через железнодорожные пути 94 KB
  Учитывая что остановочный путь поезда многократно превышает остановочный путь автомобиля Правила предоставляют абсолютный приоритет поезду на нерегулируемых железнодорожных переездах поэтому водитель транспортного средства может пересекать пути только при безусловном выполнении требования уступить дорогу хотя в данном случае более корректно было бы говорить о необходимости пропустить поезд. Для того чтобы водитель имел возможность заблаговременно убедиться в отсутствии приближающегося поезда с места водителя должна быть обеспечена...
53622. ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД 194.5 KB
  Цели урока: а обучающая познакомить учащихся с элементами прямоугольного параллелепипеда; ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда; вывести формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда;...
53623. «Одежда»; выражения have on, put on 73 KB
  We have already read the first part of the tale about Baby Elephant. Who can say, what did Father Elephant buy for his son in the shop?
53624. England, Scotland, Wales and Northern Ireland 138.5 KB
  There are four countries in Great Britain. They are England, Scotland, Wales and Northern Ireland. Look at the map of Great Britain. Let’s read their names. Let’s find them on the map. Would you like to learn about these countries? Today we have such a chance. Well, let’s start our lesson.
53625. Проекционное черчение 72.5 KB
  Презентация Правила нанесения размеров Примеры работ Прокладка Материал: Для учителя Учебник Конспект Запасные форматы Запасные карандаши Запасные линейки Запасные ластики Для учащихся треугольники карандаши форматы линейки ластики учебник рабочая тетрадь Задачи для учащихся: Выполнить чертеж плоской детали по половине заданного вида с применением масштаба Нанести размеры. точное нанесение размера правильное построение второй половины детали Прокладка...
53626. Е. Благинина «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел» 36.5 KB
  Кто нибудь знает это стихотворение наизусть Откройте учебники на странице 119. Почему так названо стихотворение как вы думаете Прочитайте стихотворение про себя. Чему учит стихотворение К маме нужно относиться с любовью и заботой. Кто ответит на вопросы Вы познакомились со стихотворением Елены Благининой Посидим в тишине.