87002

Экономика льнопродуктового подкомплекса АПК и перерабатывающих предприятий

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Льняной подкомплекс как межотраслевая структура также определяется как совокупность отраслей и организаций связанных организационно-экономическими отношениями по поводу производства сырья и конечной продукции направленных на повышение эффективности. Особенностью межотраслевой структуры подкомплекса является то что его первая сфера производство средств производства географически пока размещена вне пределов республики а вторая сфера льноводство не сбалансирована с перерабатывающими отраслями особенно с выпуском конечной продукции....

Русский

2015-04-12

27.95 KB

0 чел.

Экономика льнопродуктового подкомплекса АПК и перерабатывающих предприятий

1 Сущность, значение и особенности формирования льняного подкомплекса

Льняной подкомплекс представляет собой систему взаимосвязанных организаций, производящих комплекс машин и оборудования для выращивания и переработки льна (первая сфера), непосредственно льноводство (вторая сфера), льнозаводы, льнокомбинат, ткацкие фабрики, другие организации, осуществляющие производство, заготовку, переработку, хранение, реализацию сырья и изделий, а также научное обеспечение (третья и четвертая сферы).

Функционирование льняного подкомплекса в республике характеризуют две особенности. Первая — потенциал подкомплекса существенно превышает потребность внутреннего рынка, что, с одной стороны, определяет его экспортную ориентацию, а с другой — ставит в зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Вторая — организации первой сферы подкомплекса почти полностью расположены за рубежом, что также ставит его в зависимость от тенденций, происходящих на мировом рынке машин, механизмов и технологического оборудования.

Льняной подкомплекс как межотраслевая структура также определяется как совокупность отраслей и организаций, связанных организационно-экономическими отношениями по поводу производства сырья и конечной продукции, направленных на повышение эффективности. Особенностью межотраслевой структуры подкомплекса является то, что его первая сфера — производство средств производства — географически пока размещена вне пределов республики, а вторая сфера — льноводство — не сбалансирована с перерабатывающими отраслями (особенно с выпуском конечной продукции). Последнее придает подкомплексу сырьевую направленность и существенно снижает эффективность его функционирования.

В качестве территориальной структуры льняного подкомплекса следует рассматривать обособленную на определенной территории совокупность его отраслей и предприятий, объединенных производственными или экономическими связями.

Подкомплекс сформирован на базе льноводства — отрасли, традиционной для Беларуси. Лен — ценнейшая техническая культура, являющаяся основным источником натуральных волокон для производства тканей. Из одного килограмма льна производится до 2,5 м льняных тканей и растительных масел. Льносемя используется не только в качестве репродуктивного материала, но и в виде сырья для производства масла, отходы которого в виде жмыха являются вторичным сырьем.

Разработаны и используются технологии по переработке отходов, получаемых в процессе использования сырья. В первую очередь это костра, которую применяют как для производства строительных материалов, так и в качестве источника для получения тепловой и электрической энергии. Льняное масло используется для изготовления лака, линолеума, краски. При этом спектр применения продуктов переработки семян — самый разнообразный: от прямого потребления в пищу, на корм скоту и на технические цели до фармацевтики, мыловарения и приготовления чернил.

Следует отметить, что по сравнению с зарубежными странами продукты льноводства в республике используются недостаточно широко, а в последние годы и вовсе происходит переориентация с двух видов сопряженной продукции (льносемя и льнотреста) на один. Ценовой механизм на льняное сырье отрегулирован с ориентацией на тресту. Все это в конечном счете приводит к снижению эффективности отрасли, ограничению сроков реализации продукции, повышению степени риска, сдерживает закупку.

Потребность в льноволокне для внутреннего рынка, определяемая из расчета 2 кг на душу населения, составляет 20 тыс. т. Учитывая, что объемы его производства практически всегда превышают этот уровень (исключение составляет 1999 г.), льняной подкомплекс имеет четко выраженную экспортную ориентацию.

Показатели эффективности возделывания льна.

Удельный вес посевов льна (%). Определяется как процентное соотношение площади посевов льна к общей посевной площади.

Урожайность (У, ц/га):

Затраты труда на 1 га (Зт, чел.-ч):

Производительность труда (Пт, ц/чел.-ч):

Трудоемкость производства продукции (Тем, ц / чел.-ч):

Себестоимость (р./ц) определяется путем калькуляции затрат или по данным технологических карт. Поскольку при выращивании льна помимо соломки и тресты получаем и семя, то трудовые и материально-денежные затраты необходимо распределять соответственно на эти виды продукции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51843. Анализ урока по математике по Петерсон с позиций реализации «интегративной технологии деятельностного метода» 44 KB
  Петерсон Людмила Георгиевна выделила несколько типов уроков, каждый из которых имеет свою технологию. Нам предложен урок открытия нового знания и рефлексии. В этом уравнении Петерсон выделяет 8 этапов, каждый из которых имеет своё целевое назначение и содержание. Соответственно при анализе будем выделять эти этапы и анализировать их по целевому и содержательному компонентам
51845. Теория производства 71 KB
  Производство как процесс использования факторов производства. Процесс производства рассматривается как поиск оптимального сочетания факторов производства для минимизации затрат и максимизации отдачи и прибыли перечислить факторы производства. В качестве основных факторов производства выделяются: труд земля капитал.
51846. Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики 47.5 KB
  Цель: познакомить учащихся с целями и задачами обучения пропедевтическому курсу информатики Учебные задачи: знать особенности урока информатики в начальной школе знать цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики воспитание культуры мышления План Организационный момент Постановка цели занятия Изучение нового материала Итоги Тип занятия: лекция. Теория и методика обучения информатике: Учеб. Сегодня мы узнаем какие цели и задачи обучения пропедевтического курса информатики в младшей школе.
51850. Химерні та трансгенні організми 62 KB
  клітинну інженерію та клонування. Незважаючи на те що спроби клонування людської істоти не схвалюються багатьма вченими і навіть тими хто створив ягничку Доллі подібні експерименти буде важко зупинити тому що принцип техніки клонування уже відомий багатьом лабораторіям. Клонування рослин черенками чи бруньками бульбами в сільському господарстві зокрема в садівництві відомо вже більш 4х тис. Можливість клонування ембріонів хребетних вперше була показана на початку 50х років у досвідах на амфібіях.