87002

Экономика льнопродуктового подкомплекса АПК и перерабатывающих предприятий

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Льняной подкомплекс как межотраслевая структура также определяется как совокупность отраслей и организаций связанных организационно-экономическими отношениями по поводу производства сырья и конечной продукции направленных на повышение эффективности. Особенностью межотраслевой структуры подкомплекса является то что его первая сфера производство средств производства географически пока размещена вне пределов республики а вторая сфера льноводство не сбалансирована с перерабатывающими отраслями особенно с выпуском конечной продукции....

Русский

2015-04-12

27.95 KB

1 чел.

Экономика льнопродуктового подкомплекса АПК и перерабатывающих предприятий

1 Сущность, значение и особенности формирования льняного подкомплекса

Льняной подкомплекс представляет собой систему взаимосвязанных организаций, производящих комплекс машин и оборудования для выращивания и переработки льна (первая сфера), непосредственно льноводство (вторая сфера), льнозаводы, льнокомбинат, ткацкие фабрики, другие организации, осуществляющие производство, заготовку, переработку, хранение, реализацию сырья и изделий, а также научное обеспечение (третья и четвертая сферы).

Функционирование льняного подкомплекса в республике характеризуют две особенности. Первая — потенциал подкомплекса существенно превышает потребность внутреннего рынка, что, с одной стороны, определяет его экспортную ориентацию, а с другой — ставит в зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Вторая — организации первой сферы подкомплекса почти полностью расположены за рубежом, что также ставит его в зависимость от тенденций, происходящих на мировом рынке машин, механизмов и технологического оборудования.

Льняной подкомплекс как межотраслевая структура также определяется как совокупность отраслей и организаций, связанных организационно-экономическими отношениями по поводу производства сырья и конечной продукции, направленных на повышение эффективности. Особенностью межотраслевой структуры подкомплекса является то, что его первая сфера — производство средств производства — географически пока размещена вне пределов республики, а вторая сфера — льноводство — не сбалансирована с перерабатывающими отраслями (особенно с выпуском конечной продукции). Последнее придает подкомплексу сырьевую направленность и существенно снижает эффективность его функционирования.

В качестве территориальной структуры льняного подкомплекса следует рассматривать обособленную на определенной территории совокупность его отраслей и предприятий, объединенных производственными или экономическими связями.

Подкомплекс сформирован на базе льноводства — отрасли, традиционной для Беларуси. Лен — ценнейшая техническая культура, являющаяся основным источником натуральных волокон для производства тканей. Из одного килограмма льна производится до 2,5 м льняных тканей и растительных масел. Льносемя используется не только в качестве репродуктивного материала, но и в виде сырья для производства масла, отходы которого в виде жмыха являются вторичным сырьем.

Разработаны и используются технологии по переработке отходов, получаемых в процессе использования сырья. В первую очередь это костра, которую применяют как для производства строительных материалов, так и в качестве источника для получения тепловой и электрической энергии. Льняное масло используется для изготовления лака, линолеума, краски. При этом спектр применения продуктов переработки семян — самый разнообразный: от прямого потребления в пищу, на корм скоту и на технические цели до фармацевтики, мыловарения и приготовления чернил.

Следует отметить, что по сравнению с зарубежными странами продукты льноводства в республике используются недостаточно широко, а в последние годы и вовсе происходит переориентация с двух видов сопряженной продукции (льносемя и льнотреста) на один. Ценовой механизм на льняное сырье отрегулирован с ориентацией на тресту. Все это в конечном счете приводит к снижению эффективности отрасли, ограничению сроков реализации продукции, повышению степени риска, сдерживает закупку.

Потребность в льноволокне для внутреннего рынка, определяемая из расчета 2 кг на душу населения, составляет 20 тыс. т. Учитывая, что объемы его производства практически всегда превышают этот уровень (исключение составляет 1999 г.), льняной подкомплекс имеет четко выраженную экспортную ориентацию.

Показатели эффективности возделывания льна.

Удельный вес посевов льна (%). Определяется как процентное соотношение площади посевов льна к общей посевной площади.

Урожайность (У, ц/га):

Затраты труда на 1 га (Зт, чел.-ч):

Производительность труда (Пт, ц/чел.-ч):

Трудоемкость производства продукции (Тем, ц / чел.-ч):

Себестоимость (р./ц) определяется путем калькуляции затрат или по данным технологических карт. Поскольку при выращивании льна помимо соломки и тресты получаем и семя, то трудовые и материально-денежные затраты необходимо распределять соответственно на эти виды продукции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52263. Австралійський Союз. Океанія 171 KB
  Мета: продовжити формувати систему знань про Австралію сформувати систему знань про природноресурсний потенціал Австралії і Океанії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіонів вдосконалити вміння і навички учнів самостійно працювати з джерелами географічної інформації. Обладнання: політична карта світу фізична карта Австралії фізична карта Океанії атласи учнівські...
52264. АВСТРАЛІЯ – найменший материк Землі. Історія відкриття і дослідження 112 KB
  Визначити географічне положення Австралії, ознайомити учнів з історією відкриття, заселення Австралії європейцями, особливостями рельєфу, корисними копалинами...
52265. Австралія: загальна характеристика, специфіка ЕГП, особливості природи, населення і господарства 222 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про природноресурсний потенціал австралії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіона. АКТУАЛІЗАЦІЯ ОПОРНИХ ЗНАНЬ ТА УМІНЬ Який мореплавець відкрив Австралію Які крайні точки материка Австралія Дайте коротку характеристику географічного положення Австралії. Яка переважаюча форма рельєфу Австралії і чому ІІІ. Про ці та інші особливості Австралії ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці.
52266. Австралія. Географічне положення, історія відкриття і дослідження 46.5 KB
  Географічне положення історія відкриття і дослідження. Географічне положення історія відкриття і дослідження. Мета: формувати знання про своєрідність географічного положення Австралії етапи відкриття і дослідження вдосконалювати практичні вміння та навички; пояснювати особливості географічного положення материків; формувати вміння порівнювати географічне положення Австралії та Африки; розвивати пізнавальний інтерес до вивчення теми. Який материк ви вивчали Що вам відомо про Африку Чому вивчення будьякої території починають з...
52267. Музична подорож до Австрії 117.5 KB
  Liebe Freunde Ich freue mich euch zu sehen. In der heutigen Stunde sprechen wirber die Musik und Mozrt. Heute erfhren wir mehrber ds Schffen und Leben dessterreichischen Komponisten. Республіка Австрія існує з 1918 Es besteht us neun Bundeslndern.
52268. Розвиток автентичної особистості як основна мета сучасної освіти 114.5 KB
  Якщо до серця все найкраще лине Ти особистість. На моїх очах відбувається справжнє диво: з невмілого не впевненого у собі малюка виростає особистість яка мислить багато знає вміє оцінює себе й інших людей. Тому під час планування навчального процесу намагаюсь організувати його так: щоб бачити зону найближчого розвитку кожної дитини; щоб особистість розвивалась в якісній зміні її діяльності; щоб були задіяні у навчальному процесі інтелектуальна активність та пізнавальні інтереси кожного учня. Сьогодні у світі існують дві...
52269. Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики 174 KB
  Навчальна програма факультативного курсу Тема Методи та прийоми пошуку розвязання текстових задач з математики для учнів 6 класу загальноосвітніх шкіл 2010 рік Автор чи укладач __Сторожук Валентина Миколаївна вчитель математики загальноосвітньої школи ІІІ ступенів №12 м. Науковометодична експертиза обласного центру практичної психології : тільки для програм з психології _________________________________________________________________________...
52270. Правила дорожнього руху 204 KB
  ТЕМА УРОКУ: Заборонні знаки. Які у вас існують асоціації спочатку діти висловлюють найстійкіші асоціації Закон України Про дорожній рух Учасники дорожнього руху правила дорожнього руху дорожні знаки а потім другорядні попереджувальні пріоритету забороні. Яку тему ми розпочали вивчати на минулому уроці Прогнозована відповідь: Забороні дорожні знаки. Кожен з вас обирає цифру під якою ховається запитання з теми Забороні дорожні знаки і надає усну відповідь.
52271. Азбука юного гражданина. Своя игра 45 KB
  Оборудование: иллюстративный материал видеофильм Народні свята Гимн Украины выставка книг по теме таблица экран флажки разных стран. Едины мы в своем стремленьи: Пусть это будет на века Трезубец в гербе Украины Страны любимой нашей лик. Беседа Что мы называем домом для народа Как называется наше государство Назовите столицу Украины. Можно включить фонограмму 50 Когда была принята Конституция Украины 28 июня 1996г.