87034

Привод передвижения тележки мостового крана

Курсовая

Производство и промышленные технологии

Нам в нашей работе необходимо спроектировать привод передвижения тележки мостового крана, а также подобрать муфты, двигатель. Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещены элементы передачи – 2 шестерни, 2 колеса, подшипники, валы и пр. Входной вал посредством муфты соединяется с двигателем, выходной также посредством муфты с приводным колесом тележки.

Русский

2015-04-13

3.03 MB

4 чел.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Спроектировать привод передвижения тележки мостового крана по схеме (рис. 11) и по данным, приведенным в таблице 11. Нагрузка реверсивная, переменная, работа с периодическими остановками. Ресурс работы редуктора не менее 36 000 ч.

Рис. 11. Кинематическая схема привода передвижения тележки:

1 – электродвигатель, 2 – муфта упругая, 3 – редуктор двухступенчатый цилиндрический вертикальный, 4 – муфта зубчатая, 5 – приводное колесо тележки.

Таблица11.

Мощность электродвигателя N3, кВт

Частота вращения колеса тележки n3, об/мин

10

42


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......

4

1.ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРА……………………………………………………………....

5

1.1. Выбор электродвигателя…………………………………………...

5

1.2. Определение общего передаточного числа……………………....

6

1.3. Определение крутящих моментов на валах………………………

7

2.ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ……………………...

9

3.ПРОЕКТНЫЙ И ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧ………………

11

3.1. Расчет быстроходной ступени…………………………………….

11

3.2. Расчет тихоходной ступени….…………………………………….

16

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ В ЗАЦЕПЛЕНИИ ПЕРЕДАЧ И КОНСОЛЬНЫХ СИЛ…..……………………………………………………………….

22

4.1. Определение сил, действующих в зацеплении быстроходной ступени…………………………………………………………………...

22

4.2. Определение сил, действующих в зацеплении тихоходной ступени…………………………………………………………………........

22

4.3. Определение консольных сил…………………………………......

23

5. РАЗРАБОТКА ЧЕРТЕЖА ОБЩЕГО ВИДА РЕДУКТОРА……...……

25

5.1. Определение геометрических параметров ступеней……...……..

25

5.1.1. Определение геометрических параметров быстроходного вала……………...…………………………………………………….

25

5.1.2. Определение геометрических параметров промежуточного вала…………..……………………………………………………….

31

5.1.3. Определение геометрических параметров тихоходного вала………………………………………………………………………

43

5.2. Разработка чертежа общего вида редуктора……………………...

49

6. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ………………………...

50

6.1. Подшипники быстроходного вала………………………...………

50

6.2. Подшипники промежуточного вала………………………..….….

52

6.3. Подшипники тихоходного вала………………………………...…

54

7.РАЗРАБОТКА ЧЕРТЕЖА ОБЩЕГО ВИДА ПРИВОДА……………....

57

7.1. Конструирование зубчатых колес…………………………………

57

7.2. Конструирование валов……………………………..…………….

59

7.3. Выбор соединений………………………………………………….

61

7.4. Конструирование подшипниковых узлов……………………...…

61

7.5. Конструирование корпуса редуктора………..…………………...

63

7.6. Выбор муфт…………………………………………………………

64

7.7. Смазывание и смазывающие устройства………...……………….

65

8. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАСЧЕТЫ………………….…………………………

67

8.1. Проверочный расчет валов……………………………………….

67

8.2. Проверочный расчет стяжных болтов подшипниковых узлов…

72

8.3. Проверочный расчет шпонок……………………………………..

74

9. РАСЧЕТ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РЕДУКТОРА………………...

77

10. ОПИСАНИЕ СБОРКИ РЕДУКТОРА……………………………..…..

78

ВЫВОД……………………………………………………………………...

79

ЛИТЕРАТУРА…………………………..………………………………….

80


ВВЕДЕНИЕ.

Цель курсового проекта – рассчитать редуктор удовлетворяющий условиям исходных данных. Разработать и начертить сборочный чертеж редуктора.

Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине.

Назначение редуктора – понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.

Нам в нашей работе необходимо спроектировать привод передвижения тележки мостового крана, а также подобрать муфты, двигатель. Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещены элементы передачи – 2 шестерни, 2 колеса, подшипники, валы и пр. Входной вал посредством муфты соединяется с двигателем, выходной также посредством муфты  с приводным колесом тележки.

1.ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРА.

1.1. Выбор электродвигателя

 Двигатель является одним из основных элементов машинного агрегата. От типа двигателя, его мощности, частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и ее привода.

Определение КПД привода.

По таблице 2.2 [1]:

– коэффициент, учитывающий потери в муфте;

– коэффициент полезного действия закрытой передачи;

– коэффициент, учитывающий потери пары.

   подшипников качения

 [5,стр. 42, 1 табл. 2.2]

Требуемая мощность двигателя.

Выбираем двигатель серии 4А с  применяя для расчета и варианта типа двигателей

Таблица 1.1

Вариант

Тип двигателя

Номинальная мощность

Частота вращения, об/мин

синхронная

номинальная

1

2

3

4

4АМ160М8У3

4АМ160S6У3

4АМ132М4У3

4АМ132М2У3

11,0

11,0

11,0

11,0

750

1000

1500

3000

730

975

1460

2930

 

Учитывая, что двигатели с большей частотой вращения (4 вариант) имеет высокий рабочий ресурс, а двигатели с низкими частотами (1 вариант) весьма металлоемки, поэтому останавливаемся на двух вариантах: втором и третьем.

Мощности на валах.

1.2. Определение общего передаточного числа.

Находим передаточное число привода.

где  – общее передаточное число привода;

– частота вращения электродвигателя, об/мин;

 – частота вращения вала исполнительного механизма, об/мин.

- при n=975 об/мин;  - при n=1460 об/мин. (U1=5,6; U2=6,3). Берем двигатель с меньшим передаточным числом.

Окончательный выбор двигателя 4А160S6У3 с

Быстроходная ступень

Тихоходная ступень       [5, стр. 45, табл. 2.3]

5. Числа оборотов.

6. Угловые скорости.

1.3. Определение крутящих моментов на валах

7. Вращающие моменты на валах.

,

Вывод: выбираем двигатель 4А160S6У3 (); передаточные числа: привода  , редуктора , цепной передачи .

           

Силовые и кинематические параметры привода.

Таблица 1.2

Тип двигателя 4А160S6У3

Пара-метр

Передача закрытая

Параметр

Вал

Двига-теля

Редуктора

Привод-ной рабочей машины

1 ст

2 ст

Быстро-ходный

Проме-жуточн

Тиход-ный

Переда-точное число U

4,5

5

Расчетная мощность Р, кВт

11

10,67

10,14

9,64

9,35

Угловая скорость w, 1/с

102,05

102,05

22,68

4,54

4,54

КПД h

0,86

Частота вращения n, об/мин

975

975

216,67

43,33

42

Вращающий момент Т, Н×м

107,79

104,58

447,27

2125,43

2062,09

Вывод: определен тип электродвигателя привода, передаточные числа ступеней редуктора; частота вращения, угловая скорость и вращающие моменты на валах редуктора.

2. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ

  1.  Выбор твердости, термообработки и материала колес.

Твердость шестерни больше твердости колеса на 20-25 единиц. Колеса делают из легированной стали. Скорость на валу шестерни больше скорости колеса. Колесо – Ст40Х. Термообработка для шестерни и колеса – улучшенная. Твердость шестерни – 269…302 НВ, твердость колеса – 235…262 НВ [5, стр. 53, табл. 3.2].

  1.  Определение допускаемых контактных напряжений.

 N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка)

Для быстроходной ступени: (ω1 и ω2)

Для тихоходной ступени: (ω2 и ω3)

  1.  Определение допускаемых напряжений изгиба.

Таблица 3

Элемент передачи

Марка стали

Dпред

Термооб-работка

НВ1ср

sв

s-1

[s]н

[s]f

Sпред

НВ2ср

Н/мм2

Шестерня

Колесо

40Х

40Х

125

80

200

125

Улучшение

285,5

248,5

900

790

410

375

580,9

514,3

294,07

255,96

Вывод: мы выбрали материал Ст40Х, определили термообработку улучшение, допускаемые контактные напряжения 580,9 Н/мм2 (шестерни) и 514,3 Н/мм2 (колеса), допускаемые напряжения изгиба 294,07 Н/мм2 (шестерни) и 255,96 Н/мм2 (колеса).

3. ПРОЕКТНЫЙ И ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧ

3.1. Расчёт быстроходной ступени.

Определяем межосевое расстояние.

Округляем до ближайшего значения,  следовательно, .

Определяем модуль зацепления.

m = 1,75     [5, стр. 62]

3. Определяем угол наклона зубьев.

4. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса.

Берем 169 зуба.

Уточняем действительную величину угла наклона зубьев.

6. Определяем число зубьев шестерни.

Число зубьев шестерни принимаем 30.

Определяем число зубьев колеса.

     

Определяем фактическое передаточное число.

Отклонение передаточного числа в норме.

Определяем фактическое межосевое расстояние.

Определяем фактические основные геометрические параметры передачи.

b1 = 48 мм, b2 = 45 мм   [5, стр. 326, табл. 13.15]

Проверочный расчет

Проверяем межосевое расстояние.

Проверяем пригодность заготовок колес.

Проверяем контактные напряжения.

    


9 степень точности [5, стр. 641, табл. 4.2].

[5, стр. 641, табл. 4.3]

Допускаемая недогрузка передачи () не более 10 %. Условие прочности выполняется.

Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса.

      

Таблица 3.1

Проектный расчет

Параметр

Значение

Параметр

Значение

Межосевое расстояние аw 

150

Угол наклона зубьев b

9,

Модуль зацепления m

1,75

Диаметр делительной окружности:

Шестерни d1

Колеса d2

53,24

246,70

Ширина зубчатого венца:

Шестерни b1

Колеса b2

48

45

Число зубьев:

Шестерни Z1

Колеса Z2

30

139

Диаметр окружности вершин

Шестерни da1

Колеса da2

56,74

250,2

Вид зубьев

косозу-бые

Диаметр окружности впадин

Шестерни df1

Колеса df2

49,04

242,5

Проверочный расчет

Параметр

Допускаемые значения

Расчетные значения

Примечания

Контактные напряжения s, Н/мм2

514,3

550,09

5 %

Напряжения изгиба, Н/мм2

sF1

294,07

172,5

41 %

sF2

255,96

165,87

35 %

3.2. Расчёт  тихоходной ступени.

  1.  Определяем межосевое расстояние.

Округляем до ближайшего значения, следовательно, .

  1.  Определяем модуль зацепления.

m = 3,5  [1 стр. 62]

3. Определяем угол наклона зубьев.

4. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса.

Берем 135 зубьев.

5. Уточняем действительную величину угла наклона зубьев.

6. Определяем число зубьев шестерни.

Число зубьев шестерни принимаем 22.

  1.  Определяем число зубьев колеса.

     

  1.  Определяем фактическое передаточное число.

Отклонение передаточного числа в норме.

  1.  Определяем фактическое межосевое расстояние.

  1.  Определяем фактические основные геометрические параметры передачи.

b1 = 95 мм, b2 = 90 мм [5, стр. 326, табл. 13.15]

Проверочный расчет

  1.  Проверяем межосевое расстояние.

  1.  Проверяем пригодность заготовок колес.

  1.  Проверяем контактные напряжения.


    

9 степень точности [5, стр. 641, табл. 4.2].

[5, стр. 64, табл. 4.3]

Допускаемая перегрузка передачи () не более 5 %. Условие прочности выполняется.

  1.  Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса.

Таблица 3.2

Проектный расчет

Параметр

Значение

Параметр

Значение

Межосевое расстояние аw 

240

Угол наклона зубьев b

10,2

Модуль зацепления m

3,5

Диаметр делительной окружности:

Шестерни d1

Колеса d2

78,25

401,93

Ширина зубчатого венца:

Шестерни b1

Колеса b2

95

90

Число зубьев:

Шестерни Z1

Колеса Z2

22

113

Диаметр окружности вершин

Шестерни da1

Колеса da2

85,25

408,93

Вид зубьев

косозу-бые

Диаметр окружности впадин

Шестерни df1

Колеса df2

69,85

393,53

Проверочный расчет

Параметр

Допускаемые значения

Расчетные значения

Примечания

Контактные напряжения s, Н/мм2

514,3

535,42

4,1 %

Напряжения изгиба, Н/мм2

sF1

294,07

127,30

56,7%

sF2

255,96

116,90

54,3 %

Вывод: сделали проектный и проверочный расчет передач, определили и проверили расчет передач, определили и проверили межосевое расстояние и модуль зацепления, а так же геометрические параметры колеса и шестерни быстроходной и тихоходной ступеней.


4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ В ЗАЦЕПЛЕНИИ ПЕРЕДАЧ И КОНСОЛЬНЫХ СИЛ

4.1. Определение сил, действующих в зацеплении быстроходной ступени .

а) Окружная сила:

б) Радиальная сила:

в) Осевая сила:

4.2. Определение сил, действующих в зацеплении тихоходной ступени.

а) Окружная сила:

б) Радиальная сила:

в) Осевая сила:

4.3. Определение консольных сил.

а) на быстроходной ступени.

выбираем среднее значение =>  

б) на тихоходной ступени.

выбираем среднее значение =>  

Схема нагружения валов.

5. РАЗРАБОТКА ЧЕРТЕЖА ОБЩЕГО ВИДА РЕДУКТОРА

5.1. Определение геометрических параметров ступеней.

 Проектный расчет выполняется по напряжениям кручения, без учета напряжений изгиба. Для компенсации приближенности этого метода расчета допускаемые напряжения на кручение принимают заниженными:

[]k = 10…20 Н/мм2,

при этом наименьшие значения []k – для быстроходных валов, большие значения []k – для тихоходных валов.

5.1.1. Определение геометрических параметров быстроходного вала.

Выбираем материал 40Х.

Допускаемое напряжение на кручение .

Далее определим геометрические параметры ступеней валов [5, стр. 112,113, табл. 7.1].

Mк

=>  [5, стр. 407, табл. К10]

- диаметр ступени под полумуфту.

- длина ступени под полумуфту

Выбираем подшипники: радиальные шариковые однорядные при  (средняя серия).

[5, стр. 113, табл 7.1]

- диаметр ступени под подшипник [5, стр. 432, табл. К27]

Подшипник 306:

- длина ступени под подшипник.

[5, стр. 113, табл. 7.1]

- диаметр ступени под шестерню.

- длина ступени под шестерню (определяется на эскизной компоновке)

- диаметр ступени под подшипник

[5, стр. 113, табл 7.1]

- длина ступени под подшипник.

Геометрические параметры необходимые для построения чертежа общего вида редуктора.

 - находим из компоновки.

- зазор между внутренней поверхностью стенок корпуса редуктора и вращающимися поверхностями колес.

   - диаметр наружного кольца подшипника быстроходного вала;

- расстояние от оси шестерни до внутренней поверхности корпуса редуктора.

Определение реакций в опорах подшипников.

Построим эпюры изгибающих и крутящих моментов на быстроходном валу. μ=10

Дано: ; ; ; ; ; ; ;

1) Вертикальная плоскость.

а) Определим опорные реакции.

;  

           =>  

             

;  

           =>  

             

Проверка: ; ;

     ;

      - верно.

б) Построим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 2 и 4.

2) Горизонтальная плоскость.

а) Определим опорные реакции.

;  

           =>  

             

;  

           =>  

             

Проверка: ; ;

     ;

      - верно.

б) Построим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях 2 и 4.

3)  Построим эпюру крутящих моментов.

4) Определим суммарные радиальные реакции.

5) Определим суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях.

6) Определим диаметр опасного сечения.

;

Вывод: Определили геометрические параметры ступеней быстроходного вала, и определили реакции в опорах подшипников (построили эпюры), нашли

5.1.2. Определение геометрических параметров промежуточного вала.

Выбираем материал 40Х.

Допускаемое напряжение на кручение .

Далее определим геометрические параметры ступеней валов [5, стр. 112,113, табл. 7.1].

Mк

=>  [5, стр. 407, табл. К10]

- диаметр ступени под полумуфту.

- длина ступени под полумуфту

Выбираем подшипники: радиальные шариковые однорядные при  (средняя серия).

[5, стр. 113, табл 7.1]

- диаметр ступени под подшипник [5, стр. 432, табл. К27]

Подшипник 308:

[5, стр. 113, табл 7.1]

- длина ступени под подшипник.

[5, стр. 113, табл. 7.1]

- диаметр ступени под колесо и шестерню.

- длина ступени под колесо и шестерню (определяется на эскизной компоновке)

- диаметр ступени под подшипник

Геометрические параметры необходимые для построения чертежа общего вида редуктора.

- внутренний диаметр ступицы, равный диаметру 3-й ступени вала.

- длина ступицы колеса.

- наружный диаметр ступицы колеса.

Определение реакций в опорах подшипников.

Построим эпюры изгибающих и крутящих моментов на быстроходном валу. μ=10

Дано: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;

1) Вертикальная плоскость.

а) Определим опорные реакции.

;  

  =>  

                 

             

;  

   =>  

                  

             

Проверка: ; ;

     ;

      - верно.

б) Построим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 1 и 4.

2) Горизонтальная плоскость.

а) Определим опорные реакции.

;  

           =>  

             

;  

    => 

                  

             

Проверка: ; ;

     ;

      - верно.

б) Построим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях 1 и 4.

3)  Построим эпюру крутящих моментов.

4) Определим суммарные радиальные реакции.

5) Определим суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях.

6) Определим диаметр опасного сечения.

;

Вывод: Определили геометрические параметры ступеней быстроходного вала, и определили реакции в опорах подшипников (построили эпюры), нашли

Конические подшипники.

- смещение точки приложения реакции.

где Т =35,5 мм; d = 40 мм; D = 90 мм – геометрические размеры подшипника;

     е = 0,19 – коэффициент влияния осевого нагружения.

Определение реакций в опорах подшипников.

Построим эпюры изгибающих и крутящих моментов на быстроходном валу. μ=10

Дано: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;

1) Вертикальная плоскость.

а) Определим опорные реакции.

;  

  =>  

                 

             

;  

   =>  

                  

             

Проверка: ; ;

     ;

      - верно.

б) Построим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 1 и 4.

2) Горизонтальная плоскость.

а) Определим опорные реакции.

;  

           =>  

             

;  

    => 

                  

             

Проверка: ; ;

     ;

      - верно.

б) Построим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях 1 и 4.

3)  Построим эпюру крутящих моментов.

4) Определим суммарные радиальные реакции.

5) Определим суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях.

6) Определим диаметр опасного сечения.

;

Вывод: Определили геометрические параметры ступеней быстроходного вала, и определили реакции в опорах подшипников (построили эпюры), нашли

5.1.3. Определение геометрических параметров тихоходного вала.

Выбираем материал 40Х.

Допускаемое напряжение на кручение .

Далее определим геометрические параметры ступеней валов [5, стр. 112,113, табл. 7.1].

Mк

=>  [5, стр. 407, табл. К10]

- диаметр ступени под полумуфту.

- длина ступени под полумуфту

Выбираем подшипники: радиальные шариковые однорядные при  (средняя серия).

[5, стр. 113, табл 7.1]

- диаметр ступени под подшипник [5, стр. 432, табл. К27]

Подшипник 312:

- длина ступени под подшипник.

[5, стр. 113, табл. 7.1]

- диаметр ступени под колесо.

- длина ступени под колесо (определяется на эскизной компоновке)

- диаметр ступени под подшипник

[5, стр. 113, табл. 7.1]

- длина ступени под подшипник.

Геометрические параметры необходимые для построения чертежа общего вида редуктора.

- внутренний диаметр ступицы, равный диаметру 3-й ступени вала.

- длина ступицы колеса.

- наружный диаметр ступицы колеса.

Определение реакций в опорах подшипников.

Построим эпюры изгибающих и крутящих моментов на быстроходном валу. μ=10

Дано: ; ; ; ; ; ; ;

1) Вертикальная плоскость.

а) Определим опорные реакции.

;  

           =>  

             

;  

           =>  

             

Проверка: ; ;

     ;

      - верно.

б) Построим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 1 и 3.

2) Горизонтальная плоскость.

а) Определим опорные реакции.

;  

            =>     

                 

             

;  

           =>  

             

Проверка: ; ;

     ;

      - верно.

б) Построим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях 1 и 3.

3)  Построим эпюру крутящих моментов.

4) Определим суммарные радиальные реакции.

5) Определим суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях.

6) Определим диаметр опасного сечения.

;

Вывод: Определили геометрические параметры ступеней быстроходного вала, и определили реакции в опорах подшипников (построили эпюры), нашли

ВЫВОД: На быстроходном и тихоходном валах устанавливаются радиальные шариковые подшипники, серия средняя ГОСТ 8338-75; схема установки – враспор, на промежуточном валу устанавливаем роликовые конические однорядные.

Таблица 5.1.

Подшипники

типоразмер

dDB(T), мм

Cr, Н

C0r, Н

207

309023

47000

26700

7608

409035,5

90000

67500

312

6013031

81900

48000

Вал

Размеры ступеней, мм

Наименование вала

материал

σв

σт

σ-1

d1

d2

d3

d4

l1

l2

l3

l4

Быстроходный

40Х

900

750

410

32

35

42

35

48

52

157

16,2

Промежуточный

40Х

900

750

410

-

45

53

45

-

20,2

157

20,2

Тихоходный

40Х

790

640

375

65

70

80

60

95

105

157

26

Эскизная компановка

6. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ

6.1. Подшипники быстроходного вала.

Проверим пригодность подшипников 406 быстроходного вала.

Условиям пригодности: ; .

Размеры подшипников:

Грузоподъёмность подшипника:  [5, .433, табл. К27]

1. Определим  эквивалентную динамическую нагрузку подшипников.

Для этого определим отношения:

=> ,  [5, стр. 143, табл. 9.2]

где  - осевая нагрузка подшипника;

       - радиальная нагрузка подшипника;

       - коэффициент вращения

       - статическая грузоподъёмность.

Т.к. , то

,

где  - эквивалентная динамическая нагрузка;

        - коэффициент радиальной нагрузки; [5, стр. 141, табл. 9.1]

        - коэффициент осевой нагрузки;

        -  коэффициент безопасности, [5, стр. 145, табл. 9.4]

        - температурный коэффициент, [5, стр. 147, табл. 9.5]

  1.  Проверим подшипники по динамической грузоподъёмности.

,

где  - динамическая грузоподъёмность;

       - показатель степени для шариковых подшипников;

       - коэффициент надежности;

       - коэффициент, учитывающий влияние качества подшипника и качества его эксплуатации, при обычных условиях работы подшипника;

      

        - требуемая долговечность подшипника.

;

,  - базовая динамическая грузоподъёмность.

  1.  Определим расчетную долговечность подшипников.

,

где  - базовая долговечность;

    

В результате расчетов выдержаны условия  и   => окончательно выбранные подшипники пригодны для конструирования подшипниковых узлов.

6.2. Подшипники промежуточного вала.

Проверим пригодность подшипников 7608 (роликовые конические однорядные) промежуточного вала.

Условие пригодности: ; .

Размеры подшипников:

Грузоподъёмность подшипника:  [5, стр.433, табл. К27]

1. Определим  эквивалентную динамическую нагрузку подшипников.

Для этого определим отношения:

=> ,  [5, стр. 143, табл. 9.2]

где  - осевая нагрузка подшипника;

       - радиальная нагрузка подшипника;

       - коэффициент вращения

       - статическая грузоподъёмность.

Т.к. , то

,

где  - эквивалентная динамическая нагрузка;

        - коэффициент радиальной нагрузки; [5, стр. 141, табл. 9.1]

        - коэффициент осевой нагрузки;

        -  коэффициент безопасности, [5, стр. 145, табл. 9.4]

        - температурный коэффициент, [5, стр. 147, табл. 9.5]

  1.  Проверим подшипники по динамической грузоподъёмности.

,

где  - динамическая грузоподъёмность;

       - показатель степени для шариковых подшипников;

       - коэффициент надежности;

       - коэффициент, учитывающий влияние качества подшипника и качества его эксплуатации; при обычных условиях работы подшипника;

      

        - требуемая долговечность подшипника.

;

,  - базовая динамическая грузоподъёмность.

  1.  Определим расчетную долговечность подшипников.

,

где  - базовая долговечность;

    

В результате расчетов выдержаны условия  и   => окончательно выбранные подшипники пригодны для конструирования подшипниковых узлов.

6.3. Подшипники тихоходного вала.

Проверим пригодность подшипников 312 быстроходного вала.

Условие пригодности: ; .

Размеры подшипников:

Грузоподъёмность подшипника:  [5, стр.433, табл. К27]

1. Определим  эквивалентную динамическую нагрузку подшипников.

Для этого определим отношения:

=> ,  [5, стр. 143, табл. 9.2]

где  - осевая нагрузка подшипника;

       - радиальная нагрузка подшипника;

       - коэффициент вращения

       - статическая грузоподъёмность.

Т.к. , то

,

где  - эквивалентная динамическая нагрузка;

        - коэффициент радиальной нагрузки; [5, стр. 141, табл. 9.1]

        - коэффициент осевой нагрузки;

        -  коэффициент безопасности, [5, стр. 145, табл. 9.4]

        - температурный коэффициент, [5, стр. 147, табл. 9.5]

  1.  Проверим подшипники по динамической грузоподъёмности.

,

где  - динамическая грузоподъёмность;

       - показатель степени для шариковых подшипников;

       - коэффициент надежности;

       - коэффициент, учитывающий влияние качества подшипника и качества его эксплуатации; при обычных условиях работы подшипника;

      

        - требуемая долговечность подшипника.

;

,  - базовая динамическая грузоподъёмность.

  1.  Определим расчетную долговечность подшипников.

,

где  - базовая долговечность;

    

В результате расчетов выдержаны условия  и   => окончательно выбранные подшипники пригодны для конструирования подшипниковых узлов.

Основные размеры и эксплуатационные характеристики подшипников

Таблица 6.1.

Вал

Подшипник

Размеры d×D×T(B),мм

Динамическая грузоподъёмность, Н

Долговечность, ч

Принятый

предварительно

Выбранный

окончательно

Сrр

Сr

L10h

Lh

Б

П

Т

306

308

312

406

7608

312

30×90×23

40×90×35,5

60×130×31

44458

87114

59783

47000

90000

81900

42540

40194

93073

36000

Вывод: выполнен проверочный расчет подшипников, применяемые подшипники удовлетворяют условиям грузоподъемности и долговечности.

7.РАЗРАБОТКА ЧЕРТЕЖА ОБЩЕГО ВИДА ПРИВОДА

7.1. Конструирование зубчатых колес.

Колеса изготавливаем ковкой. Ступицу располагаем симметрично относительно обода.

Определим конструкцию и размеры колеса.

1. Быстроходная ступень.

1.1. Размеры обода колеса:

диаметр

толщина обода

        

ширина

1.2. Размеры ступицы колеса:

внутренний диаметр ;

наружный диаметр

толщина

длина   

1.3. Размеры диска:

толщина

      

       =>

радиус закруглений

уклон

1.4. Размеры отверстий колеса:

диаметр расположения отверстий

диаметр отверстий

1.5. Фаски зубъев  

=>  [5, стр. 174, табл. 10.1]

угол фаски

2. Тихоходная ступень.

2.1. Размеры обода колеса:

диаметр

толщина обода

        

ширина

2.2. Размеры ступицы колеса:

внутренний диаметр ;

наружный диаметр

толщина

длина   

2.3. Размеры диска:

толщина

      

       =>

радиус закруглений

уклон

2.4. Размеры отверстий колеса:

диаметр расположения отверстий

диаметр отверстий

2.5. Фаски зубьев  

=>  [5, стр. 174, табл. 10.1]

угол фаски

7.2. Конструирование валов.

Так как  цилиндрические шестерни выполняем заодно с валом.

Переходные участки вала м/д двумя смежными ступенями разных диаметров выполним и галтелью и канавками, которые снизят концентрацию напряжений в местах перехода. [5, стр. 187, табл. 10.6, 10.7]

Быстроходный вал.

На быстроходном валу-шестерне . Основные размеры ступеней быстроходного вала были определены при предварительном проектном расчете валов.

Первая ступень вала, т.е. выходной конец под полумуфту цилиндрической формы, , . [5, стр. 188, табл. 10.8]

Диаметр второй ступени  принимаем равным диаметру внутреннего кольца подшипника. Длину ступени определяем размерами комплекта подшипникового узла.

Диаметр третей ступени . Длину ступени определили при конструировании всего узла быстроходного вала

Диаметр 4-й , длину ступени так же определяем размерами комплекта подшипникового узла.

 Промежуточный вал.

На промежуточном валу располагается колесо и шестерня. Основные размеры ступеней быстроходного вала были определены при предварительном проектном расчете валов.

Диаметр первой  ступени  принимаем равным диаметру внутреннего кольца подшипника. Длину ступени определяем размерами комплекта подшипникового узла.

Диаметр третей ступени . Длина ступени .

Диаметр 4-й , длину ступени так же определяем размерами комплекта подшипникового узла.

Для промежуточного вала определяем диаметр пятой ступени

[5, стр. 113, табл. 7.1]

,

длину ступени определяем на конструктивной компоновке.

Тихоходный вал.

На тихоходном валу располагается колесо. Основные размеры ступеней быстроходного вала были определены при предварительном проектном расчете валов.

Диаметр первой ступени  , , . [5, стр. 188, табл. 10.8]

Диаметр второй  ступени  принимаем равным диаметру внутреннего кольца подшипника. Длину ступени определяем размерами комплекта подшипникового узла.

Диаметр третей ступени . Длина ступени .

Диаметр 4-й , длину ступени так же определяем размерами комплекта подшипникового узла.

Для тихоходного вала определяем диаметр пятой ступени

[5, стр. 113, табл. 7.1]

,

длину ступени определяем на конструктивной компоновке.

7.3. Выбор соединения.

Для установки муфт и колес на валах выбираем шпоночные соединения.

Длину шпонки выбираем из стандартного ряда  [5, стр. 326, табл. 13.15]. Длина шпонки меньше длины ступицы колеса или длины муфты на 5-10 мм.

Выбираем призматические шпонки Ст 45 ГОСТ 23360-78.

На быстроходном валу выбираем шпонку под полумуфту длиной 40 мм; на промежуточном под колесо 36 мм; на тихоходном под колесо 56 мм, под полумуфту 68 мм.

7.4. Конструирование подшипниковых узлов.

 1. Быстроходный вал.

Для быстроходного вала выбрали шариковые радиальные однорядные подшипники ГОСТ 8338-75 406 (тяжелая серия).

Устанавливаем подшипники осевым фиксированием вала в двух опорах – враспор.

Выбираем врезные крышки для 2й и 4й ступеней вала. [5, стр. 418, табл. К18]

Для 2й ступени берем врезную крышку с отверстием, под манжетное уплотнение.

 Манжету выбираем по ГОСТу для соответствующего диаметра вала (30 и 60 мм.).

Манжета резиновая ГОСТ 58752-79.  [5, стр. 420, табл. К20]

Для 4й ступени берем глухую врезную крышку. [5, стр. 418, табл. К18]

Устанавливаем компенсаторные кольца.

Достоинства:

- возможность регулировки подшипников;

- простота конструкции опор;

Недостатки:

- вероятность зацепления тел качения в опорах вследствие температурных деформаций;

- более жесткие допуски на осевые размеры вала и ширину корпуса.

2. Промежуточный вал.

Для быстроходного вала выбрали роликовые конические однорядные подшипники ГОСТ 27365-87 7608 (средняя широкая серия).

Устанавливаем подшипники осевым фиксированием вала в двух опорах – враспор.

Выбираем торцевые крышки для 2й и 4й ступеней вала. [5, стр. 414, табл. К15]

Устанавливаем компенсаторные кольца.

Достоинства:

- возможность регулировки подшипников;

- простота конструкции опор;

Недостатки:

- вероятность зацепления тел качения в опорах вследствие температурных деформаций;

- более жесткие допуски на осевые размеры вала и ширину корпуса.

 1. Тихоходный вал.

Для тихоходного вала выбрали шариковые радиальные однорядные подшипники ГОСТ 8338-75 312 (средняя серия).

Устанавливаем подшипники осевым фиксированием вала в двух опорах – враспор.

Выбираем врезные крышки для 2й и 4й ступеней вала. [5, стр. 418, табл. К18]

Для 2й ступени берем врезную крышку с отверстием, под манжетное уплотнение.

Манжету выбираем в зависимости от диаметра ступени вала. [5, стр. 420, табл. К20]

Для 4й ступени берем глухую врезную крышку. [5, стр. 418, табл. К18]

Устанавливаем компенсаторные кольца.

Достоинства:

- возможность регулировки подшипников;

- простота конструкции опор;

Недостатки:

- вероятность зацепления тел качения в опорах вследствие температурных деформаций;

- более жесткие допуски на осевые размеры вала и ширину корпуса.

7.5. Конструирование корпуса редуктора.

 Для изготовления корпуса редуктора выбираем литье из серого чугуна (СЧ 15).

Определяем толщину стенок корпуса ребер жесткости

- крутящий момент на тихоходном валу;

Для соединения корпусных деталей редуктора конструируем фланцы.

Толщина пояса (ребра) корпуса

;

Выбираем винты для фланцев М12 [5, стр. 233, табл. 10.17], определяем конструктивные элементы фланцев. [5, стр. 233, табл. 10.18]

На одну сторону корпуса понадобится 4 подшипниковых стяжных винта.

Устанавливаем на корпусе смотровой люк, который закрывается крышкой с пробкой-отдушиной. Под крышку устанавливаем полосу резины толщиной 2…3 мм.

Конструируем проушины в виде ребер с отверстиями для подъема редуктора.

7.6. Выбор муфт.

Для выбора муфты рассчитаем момент

,

где  - коэффициент режима нагрузки;

      - номинальный вращающий момент на соответствующем валу;

      - номинальный момент.

1. Быстроходный вал.

На быстроходном валу устанавливаем упругую втулочно-пальцевую муфту (ГОСТ 21425-93). Материал полумуфты СЧ 20 (ГОСТ 1412-85); материал пальцев Сталь 45 (ГОСТ 1050-88).

;

=>

[5, стр. 422, табл. К21]

1. Быстроходный вал.

На тихоходном валу устанавливаем зубчатую муфту с разъемной обоймой (ГОСТ 5006-94).

;

=>

[3, стр. 238, табл. 13.2.1]

7.7. Подбор смазочных устройств.

Применяем непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием). Сорт смазочного масла И-Г-С-100. [стр. 255, табл. 10.29]

Количество масла необходимое для смазывания редуктора ≈ 4 л.

Определим уровень масла

- модуль зацепления;

Глубина погружения колеса д.б. не более , не более 50 мм. Минимальное расстояние вершин зубьев доя дна , т.е. 35 мм.

Предел текучести

Рекомендуемая вязкость 36(4,5) при . [3, стр. 234, табл. 12.13.1]

Т.к. диаметр колеса быстроходной ступени < диаметра колеса тихоходной ступени, то необходимо установить паразитное колесо на тихоходном валу

;

;

;

,  .

Т.к. паразитное колесо все же не достает до уровня масла, при конструировании корпуса, дно разделяем на 2 ванны и устанавливаем 2 маслоуказателя и 2 пробки с разных сторон.

8. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАСЧЕТЫ

8.1. Проверочный расчет валов.

Определим коэффициенты запаса прочности в наиболее опасных сечениях вала.

Допускаемое опасное сечение .

Должно выполняться условие .

1. Быстроходный вал.

;

;

;

; ; ;

;  =>

;  - эффективные коэффициенты концентраций напряжений, [5, стр. 217, табл. 11.2];  - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, [5, стр. 272, табл. 11.3];  - коэффициент влияния шероховатости, [5, стр. 272, табл. 11.4].

- осевой момент сопротивления сечения вала;

- полярный момент инерции сопротивления сечения вала.

Найдем нормальные напряжения

Найдем касательные напряжения

Определим коэффициенты концентрации нормальных и касательных напряжений

;

.

Пределы выносливости .

Определим пределы выносливости в расчетном сечении вала

;

.

Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям

;

.

Определим общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:

, условие сохраняется.

2. Промежуточный вал.

;

;

;

; ; ;

;  =>

;  - эффективные коэффициенты концентраций напряжений, [5, стр. 217, табл. 11.2];  - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, [5, стр. 272, табл. 11.3];  - коэффициент влияния шероховатости, [5, стр. 272, табл. 11.4].

- осевой момент сопротивления сечения вала;

- полярный момент инерции сопротивления сечения вала.

Найдем нормальные напряжения

Найдем касательные напряжения

Определим коэффициенты концентрации нормальных и касательных напряжений

;

.

Пределы выносливости .

Определим пределы выносливости в расчетном сечении вала

;

.

Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям

;

.

Определим общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:

, условие сохраняется.

3. Тихоходный вал.

;

;

;

; ; ; шпонка: ;

;  =>

;  - эффективные коэффициенты концентраций напряжений, [5, стр. 217, табл. 11.2];  - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, [5, стр. 272, табл. 11.3];  - коэффициент влияния шероховатости, [5, стр. 272, табл. 11.4].

- осевой момент сопротивления сечения вала;

- полярный момент инерции сопротивления сечения вала.

Найдем нормальные напряжения

Найдем касательные напряжения

Определим коэффициенты концентрации нормальных и касательных напряжений

;

.

Пределы выносливости.

Определим пределы выносливости в расчетном сечении вала

;

.

Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям

;

.

Определим общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:

, условие сохраняется.

8.2. Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов.

1. Промежуточный вал.

Проверим прочность стяжных винтов подшипниковых узлов цилиндрического редуктора. Максимальная реакция в вертикальной плоскости опоры подшипника . Диаметр винта , шаг резьбы крупный; класс прочности 5.6 из стали 30 по ГОСТ 11738-84 [5, стр. 401, табл. К5].

Определим силу приходящуюся на один винт:

.

Принимаем  - коэффициент затяжки;  - коэффициент основной нагрузки.

Определяем механические характеристики материала винтов:  - предел прочности;  -  предел текучести; допускаемое напряжение

Определяем расчетную силу затяжки винтов:

Определяем площадь опасного сечения винта

.

Определяем эквивалентное напряжение

=>

2. Тихоходный вал.

Проверим прочность стяжных винтов подшипниковых узлов цилиндрического редуктора. Максимальная реакция в вертикальной плоскости опоры подшипника . Диаметр винта , шаг резьбы крупный; класс прочности 5.6 из стали 30 по ГОСТ 11738-84 [5, стр. 401, табл. К5].

Определим силу приходящуюся на один винт:

.

Принимаем  - коэффициент затяжки;  - коэффициент основной нагрузки.

Определяем механические характеристики материала винтов:  - предел прочности;  -  предел текучести; допускаемое напряжение

Определяем расчетную силу затяжки винтов:

Определяем площадь опасного сечения винта

.

Определяем эквивалентное напряжение

=>

8.3. Проверочный расчет шпонок.

 

Проверим выбранные призматические шпонки на смятие. 1 шпонка на быстроходном валу под полумуфтой, 1 шпонка на промежуточном валу под колесом и 2 шпонки на тихоходном валу под колесом и полумуфтой.

Допускаемое напряжение на смятие

Условие прочности: .

1. Быстроходный вал.

- диаметр под полумуфту;

- длина шпонки;

; ;   [5, стр. 450, табл. К42].

Найдем рабочую длину шпонки со скругленными концами;

.

Определим площадь смятия

Проверим шпонку на смятие

,

где  - окружная сила на шестерне,

=> , условие прочности выполняется.

2. Промежуточный вал.

- диаметр под колесо;

- длина шпонки;

; ;   [5, стр. 450, табл. К42].

Найдем рабочую длину шпонки со скругленными концами;

.

Определим площадь смятия

Проверим шпонку на смятие

,

где  - окружная сила на колесе,

=> , условие прочности выполняется.

3. Тихоходный вал.

а) под полумуфту

- диаметр под полумуфту;

- длина шпонки;

; ;   [5, стр. 450, табл. К42].

Найдем рабочую длину шпонки со скругленными концами;

.

Определим площадь смятия

Проверим шпонку на смятие

,

где  - окружная сила на колесе,

=> , условие прочности выполняется.

а) под колесо

- диаметр под колесо;

- длина шпонки;

; ;   [5, стр. 450, табл. К42].

Найдем рабочую длину шпонки со скругленными концами;

.

Определим площадь смятия

Проверим шпонку на смятие

,

где  - окружная сила на колесе,

=> , условие прочности выполняется.

9. РАСЧЕТ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РЕДУКТОРА

Найдем массу редуктора

,

где  - коэффициент заполнения;

      - плотность чугуна

     ,  - габариты редуктора .

Определим критерий технического уровня редуктора, т.е. найдем относительную массу

,

где  - крутящий момент на тихоходном валу.

=> технический уровень редуктора средний [5, стр. 275, табл. 12.1].

Технический уровень редуктора

Таблица 9.1

Тип редуктора

Масса m, кг

Момент T2, Н·м

Критерий γ

Вывод

Цилиндрический двухступенчатый

281,56

2125,43

0,13

Уровень средний

10. ОПИСАНИЕ СБОРКИ РЕДУКТОРА.

Редуктор собираем по сборочному чертежу и спецификации к нему. Принимаем наиболее прогрессивный метод сборки – поузловой.

На сборку идут детали, соответствующие требованиям рабочих чертежей и нормативно-технической документации и принятые техническим контролем.

В шпоночный паз тихоходного вала устанавливается призматическая шпонка и напрессовывается косозубое колесо в упор до бурта.

В подготовленный к сборке корпус редуктора, (окрашенный изнутри маслостойкой краской красного цвета) в гнезда подшипников устанавливаются собранные узлы валов. Плоскость разъем корпуса покрывается герметиком. Устанавливают болты фиксирующих положение корпуса. Затягиваются фланцевые и у подшипников узлы.

В резьбовое окно корпуса устанавливается  2 маслоспускные пробки. Устанавливается маслоуказатели. Заливается масло.

Смотровой люк закрывают крышкой и прокладке и закрепляют 4 винтами.

ВЫВОД.

Спроектирован привод с цилиндрическим двухступенчатым редуктором, по схеме состоящей из электродвигателя (4АМ160S6У3/975-1000) с выходной мощностью 11 кВт; цилиндрического, зубчатого, двухступенчатого редуктора с общим передаточным числом 22.

Данный редуктор соединен с двигателем и приводным механизмом при помощи одной упругой втулочно-пальцевой муфты и одной зубчатой муфты.

Данный редуктор долговечен и способен переносить большие нагрузки. Корпус произведен из серого чугуна. На редукторе установлены 2 маслоуказателя для 2х ванн.

Графическая часть курсового проекта содержит: сборочный чертеж редуктора со спецификацией.

ЛИТЕРАТУРА.

  1.  Детали машин и основы конструирования/Под ред. М.Н. Ерохина. – М.: КолосС,  2005 – 462 с.
  2.  Короев Ю.И. Черчение для строителей: Учеб. для проф. Учеб. заведений. – 7-е изд., стереотип-М.: Высш. шк., изд. Центр «Академия», 2001 – 256 с.
  3.  Курмаз Л.В., Скойбеда А.Т. Детали машин.Проектирование учебное пособие. – 2-е изд., -М.: УП «Технопринт», 2002 – 290 с.
  4.  Чернавский В.Ф. Справочник металлиста (часть 1, 2, 3): Учеб. пособие. – М.: Высш. шк. «машиностроение», 2005.
  5.  Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. Пособие.Изд.2-е. – Калининград:Янтар сказ, 2004. – 454 с.: ил.,черт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4870. Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия 46.5 KB
  Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия. Функцией называют поименованный блок программного кода. Передача управления этому блоку в процессе работы программе осуществляется в виде вызова функции. Функция может иметь па...
4871. Функции и массивы. Аргументы командной строки. 52.5 KB
  Функции и массивы. Аргументы командной строки. Массив в С++ никогда не передается по значению, а только как указатель на его первый (т.е. имеющий индекс 0) элемент. Все три следующие объявления функций эквивалентны: void sort( int ) void sort( in...
4872. Файловые потоки. Чтение и запись текстовых файлов 54.5 KB
  Файловые потоки. Чтение и запись текстовых файлов. Файлом называют поименованный блок данных на внешнем устройстве памяти. Файлы являются объектами файловой системы, являющейся частью операционной системы. Операционная система предоставляет приложен...
4873. Режимы работы с файлами. Чтение и запись в бинарном режиме 41.5 KB
  Режимы работы с файлами. Чтение и запись в бинарном режиме. Файлы с произвольным доступом. Позиционирование. При работе с файлом, открытым в текстовом режиме, происходит следующее...
4874. Поиск в массивах. Последовательный, бинарный и интерполяционный поиск 48.5 KB
  Поиск в массивах. Последовательный, бинарный и интерполяционный поиск. Под поиском в массиве будем понимать задачу нахождения индекса, по которому в массиве располагается некоторый заданный элемент. Тривиальный алгоритм поиска заключается в последов...
4875. Алгоритмы сортировки в массивах. Сортировка методом пузырька, вставками, выбором. Сортировка Шелла 40 KB
  Алгоритмы сортировки в массивах. Сортировка методом пузырька, вставками, выбором. Сортировка Шелла. Под сортировкой будем понимать упорядочивание элементов в соответствии с некоторым выбранным правилом. В качестве правила упорядочивания может служить...
4876. Быстрая сортировка и способы ее реализации в программировании 72.5 KB
  Быстрая сортировка. Быстрая сортировка (quicksort) является одним из наиболее эффективных алгоритмов сортировки. В основе его лежит идея декомпозиции, т.е. поэтапного сведения исходной задачи к набору аналогичных, но более простых, вплоть до т...
4877. Пирамидальная сортировка и способы ее построения в программировании 73.5 KB
  Пирамидальная сортировка. Пирамидальная сортировка (heap sort) основывается на организации элементов в массиве по типу двоичного (бинарного) дерева. Двоичным деревом называют иерархическую структуру данных, в которой каждый элемент имеет не более дв...
4878. Сортировка внешних данных. Сортировка прямым слиянием 62 KB
  Сортировка внешних данных. Сортировка прямым слиянием. Сортировка слиянием основывается на том факте, что при наличии двух отсортированных последовательностей можно реализовать вычислительно эффективный способ их слияния в единую отсортированную пос...