8704

Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Конспект

Конспект урока

Литература и библиотековедение

Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Если вдуматься в смысл таких выражений, как Вся Россия просится в песню, С песней на Руси родились, С доброй песней и жизнь хороша, то становится очевидным, что жизнь русского человека немы...

Русский

2013-02-17

29 KB

169 чел.

Песня русская в березах, песня русская в хлебах...

Е

сли вдуматься в смысл таких выражений, как «Вся Россия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевидным, что жизнь русского человека немыслима без песни.

Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения. Незатейливые детские песенки, потешки, считалки, заклички сопровождают маленького человека повсюду – дома и в школе, в развлечениях и в учёбе. Вырастаем малыш, и новые песни помогают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе. Песни-плачи, песни-причитания провожают человека в последний путь…

Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения, - по которым мы отличаем колыбельную песню от трудовой, игровую, хороводную от лирической, протяжной.

Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, народных традиций и обрядов.

Нельзя однозначно сказать, что важнее в человеке – ум или сердце, а в песне – слова или мелодия. Именно в сочетании слова и напева, жеста и инструментального сопровождения рождается народная песня.

Задание:

  1.  Какие хоры и ансамбли народной песни ты знаешь?
  2.  Запиши в тетрадь названия народных песен, которые знаешь ты и которые любят петь твои родные и близкие.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...

М

ножество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

Романс - это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

На стихотворение «Из Гёте» М. Лермонтова написали свои романсы «Горные вершины» два русских композитора XIX в. – Александр Егорович Варламов и Антон Григорьевич Рубинштейн.

«Горные вершины    Не пылит дорога,

Спят во тьме ночной;   Не дрожат листы…

Тихие долины    Подожди немного,

Полны свежей мглой;   Отдохнёшь и ты…»

Задание:

  1.  Можно ли стихотворение назвать лирическим пейзажем? Почему? Какой ещё смысл заложен поэтом в этих строках?
  2.  Музыкой какого характера озвучил бы ты это стихотворение?
  3.  В чём различие средств музыкальной выразительности двух романсов?
  4.  Чем романс отличается от песни?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61929. Дальневосточный экономический район 24.13 KB
  Цель урока: Сформировать знания о составе территории особенностях экономико-географического положения природы хозяйственного развития Дальнего Востока; Продолжить формировать умения анализировать тематические карты атласа диаграммы учебника и составлять комплексную характеристику района формулировать выводы.
61930. Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов 74.53 KB
  Ход урока Учитель Ученики Записи на доске или на проекторе Организационный момент. Учитель: Персональный компьютер это универсальная техническая система. Учитель: Системный блок процессор представляет собой основной узел внутри которого установлены наиболее важные компоненты.
61931. Склонение имён прилагательных во множественном числе 32.73 KB
  Цели: Образовательные актуализировать знания учащихся по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Склонение имён прилагательных во множественном числе»; способствовать закреплению и обобщению знаний учащихся о склонении имён прилагательных во множественном числе...
61932. Композиция из пластилиновой ленты 27.87 KB
  Вы уже знаете много способов плетения. Сегодня мы с вами продолжим знакомство еще с одним из способов плетения. Ребята скажите мне какие уже вы плетения знаете На прошлых уроках вы знакомились с плетением.
61933. Изготовление изделия из нетрадиционных материалов 19.31 KB
  Ребята вспомните кто является любимицей кота Матроскина А кто может сказать как ее звали Не можете вспомнить тогда я вам помогу загадав загадку: Каждый вечер так легко Она дает нам молоко. Ребята скажите из чего сделана наша коровка Какие геометрические фигуры спрятались на этой работе...
61934. Организация обучения математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: Урок математики 23.25 KB
  Организация обучения математике учащихся специальной коррекционной школы VIII вида: Урок математики. Контроль и учёт состояния математической подготовки учащихся. Домашняя работа по математике содержание объем учет индивидуальных возможностей учащихся ее значение в системе математической подготовки школьников с нарушением интеллекта. готовность учащихся к уроку; четкость указаний учителя; организация внимания учащихся; продолжительность этапа; проверка знаний учащихся домашнее задание: сочетание фронтальной и углубленной проверки...
61936. Народная праздничная одежда 19.59 KB
  Сообщение темы урока Учитель: Красочна и нарядна русская народная одежда. Рассказ учителя и беседа с учениками Учитель: Ребята представьте себе такую картину. Учитель: Какие простые имена вы можете назвать Ответ: Машенька Дуняша Аленушка...