87062

Антиинфляционная политика в России

Курсовая

Макроэкономика

Опережающий рост цен на товары независимо от длинны инфляционной волны представляет собой крайне болезненный процесс для любого даже высокоразвитого национального хозяйственного комплекса. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег она подрывает возможности хозяйственного регулирования...

Русский

2015-04-17

60.07 KB

0 чел.

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы инфляции.
1. Сущность и причины возникновения инфляции………………………5
2. Виды инфляции………………………………………………………….11
Глава 2. Статистический анализ инфляции.
2.1 Способы измерения инфляции …………………………………………15
2.2 Анализ инфляционных процессов в России ...…………………………17
2.2.1 Пофакторный анализ инфляции за период с 2000 по 2007 год…...17
2.2.2 Анализ инфляции в 2007г…………………………………………....20
2.2.3 Анализ инфляции в 2008г……………………………………………22
2.3 Расчет индексов потребительский цен в России………………………30
Глава 3. Рекомендательная часть.
3.1 Антиинфляционная политика в России…………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46


Введение.

Темой данной курсовой работы является "Социально-экономическая статистика инфляции". Понятие инфляция однозначно ассоциируется с негативными процессами. Опережающий рост цен на товары, независимо от длинны инфляционной волны, представляет собой крайне болезненный процесс для любого, даже высокоразвитого, национального хозяйственного комплекса.

В настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, онаподрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций, искажает реальную картину финансовых результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг, не позволяет правильно определять и взимать налоги, оценить имущество, реально определить доходы и расходы населения и предприятий. Содержание этого явления составляет массовое и неконтролируемое перераспределение национального дохода и общественного богатства: инфляция прямо сказывается на реальных доходах домашних хозяйств и фирм, приводит к перераспределению богатства между хозяйственными субъектами.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей:

▪ инфляция носит повсеместный характер;

▪ инфляция имеет хронический характер;

▪ инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов.

Но в каждой стране инфляция имеет свои особенности, поэтому она исследуется экономистами многих стран мира, но это обстоятельство не снижает актуальность этой темы, как в настоящее время, так и в дальнейшем.
Цель моей курсовой работы раскрыть сущность инфляции, причины возникновения и последствия, проанализировать мероприятия антиинфляционной политики. Так же были поставлены и решены следующие задачи:

▪ изучение теоретических подходов к определению инфляции;

▪ изучение особенностей инфляционных процессов в России в настоящее время;

▪ изучение антиинфляционной политики государства в настоящее время;

Объектом исследования является инфляция, а предметом – инфляционные процессы на примере экономики России. Были использованы различные методы исследования: анализ периодической печати, монографий, экономико-статистических данных.

Глава 1. Теоретические основы инфляции.

1.1 Сущность и причины возникновения инфляции.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Термин инфляциявпервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов.

Термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Существуют различные определения инфляции, например:

1) Инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.

2) Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Но определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хоть и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей. Ее прежний локальный характер сменился на повсеместный, периодичность приобрела хронический вид, и воздействуют на нее не только денежные факторы, но и другие.[1]

К первой группе таких факторов относятся те, которые вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований законаденежного обращения. Вторая группа объединяет факторы, которые обуславливают рост издержек и цен товаров, поддерживаемый последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. В действительности обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.

Для того чтобы управлять инфляцией, сдерживать ее в умеренных границах, проводить системную антиинфляционную политику с предсказуемыми и просчитанными последствиями, необходимо хорошо представлять себе ее сущность, механизмы и факторы, приводящие эти механизмы в действие.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние:

▪ Внешние причины:

к внешним причинам относятся сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, мировые кризисы, проблемы национальной экономики. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.

▪ Внутренние причины:

к внутренним причинам относятся две группы факторов: денежные и неденежные. К денежным факторам относятся: опережающий рост денежной ([1] – Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки.- М.: ЮНИТИ, 2001. – 622 с.) массы над ростом экономики, дефицит (профицит) государственного бюджета, долларизация экономики – чрезмерный приток иностранной валюты в страну, рост военных расходов бюджета.

К неденежным факторам относятся: диспропорции в народном хозяйстве – по разному развиваются отрасли, резкий рост разнообразных тарифов, снижение производительности общественного труда, высокий уровень налогообложения – прежде всего косвенного (НДС).

Таким образом, инфляция является многофакторным процессом. Повышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешние проявления инфляции, ее глубинной причиной являетсянарушение пропорций национального хозяйства в результате действия различных факторов:

▪ общеэкономических - экономическая политика правительства страны, стадия экономического цикла, уровень производства ВНП, наличие платежного кризиса и т.д.;

▪ социальных - принятие социальных программ и степень их реализации, методы финансирования социальных программ;

▪ финансово-кредитных - проведение мер, направленных на стабилизацию денежного обращения, денежно-кредитное регулирование экономики государством, роль ЦБ.

Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Ясно, что не всякий скачок цен есть инфляция. Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на какой-то территории разрушены дома. Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства, и по мере насыщения рынка цены будут опускаться.

Рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры рынка, нельзя считать инфляционным. По мере похождения различных фаз экономического цикла будет меняться и динамика цен. Они будут повышаться в фазах бума, и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.

Итак, вот пять главных причин инфляции:

1. Диспропорциональность – (несбалансированность) государственных доходов и расходов. Это означает дефицит государственного бюджета. Недостаток можно покрыть выпуском государственных ценных бумаг, т.е. взять в долг у населения. Еще можно взять кредит у МВФ. Но самый простой способ напечатать. Эмиссия ведет к увеличению денежной массы, и как следствие к инфляции.

2. Инфляционно опасные инвестиции – в первую очередь, это милитаризация экономики.Рост военных расходов одна из первых причин дефицита государственного бюджета, а так же роста государственного долга. Опять включается «денежный станок».

3. Инфляционное ожидание – население, напуганное постоянным ростом цен, приобретает товары впрок, сверх своих текущих потребностей, ожидая нового повышения цен. Одновременно с этим требуя повышения заработной платы, подталкивая потребительский спрос к расширению. Производители опасаются повышения цен со стороны поставщиков, и закладывают в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие. Банкиры закладывают предполагаемую инфляцию в процент, под который дает кредит. Предприниматели – в планы сделок, будущие цены.

4. Отсутствие свободного рынка и совершенной конкуренции – современный рынок это рынок олигополический. Олигополиты заинтересованы в увеличении цен, сокращении производства и создании дефицита. Монополии способны сильно влиять на денежную политику государства и уровень инфляции. У них нет конкурентов, они способны диктовать свои цены. Поэтому государственный контроль над монополиями– необходим.

5. Импортируемая инфляция – рубль это валюта довольно не стабильная и наши сограждане держат свои сбережения в валюте других стран, чаще всего в американских долларах, забывая (или не зная), что курс доллара тоже меняется, в том числе и падает, а значит мы у себя дома держим американскую инфляцию.

Существует еще две возможные причины инфляции:

▪ налоговая инфляция – когда к росту цен ведут избыточные налоги со стороны государства.

▪ политическая – инфляция как будто создана для должников. Берешь кредит и чем больше упадет национальная валюта, тем больше твоя прибыль. И тем хуже положение кредиторов. Зная это, должники могут с помощью лобби надавить на правительство с целью увеличения инфляции.

В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в качестве альтернативных концепций инфляции спроса и инфляции издержек. Эти концепциирассматривают различные причины инфляции.

Инфляция спроса - нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы), в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров и цены начинают расти.

Инфляция издержек - рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть огополистическая политика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы.

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Например, рост зарплаты может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.

Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Основными причинами здесь могут также быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен.

Повышение цен и появлениеизлишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

▪ государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.

▪ профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.

▪ монополизм крупнейших фирм на определение цен собственных издержек.
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

1.2 Виды инфляции.

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего, это, те, которые выделяют с позиции темпа роста цен – первый критерий, т.е. количественно:

▪ Ползучая, или умеренная (рост цен до 10% в год). Может считаться позитивным явлением, если сопровождается ростом деловой активности и отражает процессы инвестирования, внедрения новых технологий и выпуска новых видов продукции. Действительно, в период введения новой технологии большинство предприятий, пользуясь приобретённым конкурентным преимуществом и неэластичного спроса на продукцию, практикуют маркетинговую стратегию «снятия сливок», а также следуют политике ускоренной амортизации. В результате в первые годы внедрения новшеств отношение цена/качество, как правило, растёт. Этому также способствуют высокие предельные издержки вследствие низкой степени освоенности рынка и невозможности полноценного использования эффекта масштаба. Инфляцию такого рода удачно объяснил в начале ХХ века австрийский экономист Й.Шумпетер - в период развития, «созидательного разрушения», индуцированного инновационного процесса происходитэмиссия кредита, а инфляция является способом перераспределения покупательной способности. Подобный темп инфляции характерен для многих стран Запада. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Более того, кейнсианцы считают, что относительно невысокий, «трёхпроцентный» темп инфляции может быть использован для стимулирования производства. Допустимый темп «привычной» инфляции зависит от конкретных, он неодинаков для различных стран.

▪ Галопирующая (от 20 до 200 % в год). Обычно периоды взлёта цен на отдельные товарные группы чередуются с периодами их относительной стабильности. Так как динамика цен на разные товары и услуги на совпадает во времени, в целом наблюдается относительно плавная повышательная тенденция общего уровня цен, в которой можно обнаружить только сезонные колебания. Этот вид инфляции, в отличие от ползучей, становится трудноуправляемой. Он характерен для стран с переходной экономикой.

▪ Гиперинфляция (по критерию американского экономиста Ф.Кейгана, рост цен составляет 50% и более в год). Гиперинфляция - неуправляемый процесс, подогреваемый самовоспроизводящимися инфляционными ожиданиями. Во время гиперинфляции наблюдается бегство от денег, а цены пересматриваются практически каждый день. Производство дезорганизуется, так как производителям неясно, какие цены устанавливать на отпускаемую ими продукцию. Чтобы определить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстёгивает рост цен и инфляция начинает кормить сама себя.

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности ростацен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

▪ Сбалансированная инфляция. Цены растут одновременно и в одинаковой степени на все товары и услуги, а также на факторы производства. Такая инфляция не влияет на перераспределительные процессы и выражается только в повышении общего индекса цен. В реальности сбалансированная инфляция практически не встречается, потому что разные рынки обладают разной скоростью и степенью приспособляемости к новой рыночной ситуации. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.

▪ Несбалансированная инфляция. Наблюдается неравномерный во времени и в динамике рост цен. При этом происходит изменение реальных цен на различные блага, что вызывает структурные сдвиги в экономике. Фактически, любая инфляция является несбалансированной. Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальномаспектах.

С точки зрения третьего критерия – по степени прогнозируемости – выделяют:

▪ Прогнозируемая (антиципируемая) инфляция. Ожидания изменения цен являются рациональными и в целом безошибочными. Позволяет хозяйствующим субъектам приспособиться к меняющейся рыночной конъюнктуре и в максимально возможной степени защитить свои интересы.

▪ Непрогнозируемая (неантиципируемая) инфляция. Ожидания изменения цен на собственную продукцию и факторы производства не являются достоверными и полными, носят адаптивный характер, а приспособление происходит только через некоторый промежуток времени и частично.

В условиях информационной неопределённости и несовершенства знаний относительно механизмов функционирования экономики инфляция, как правило, является полностью прогнозируемой.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Глава 2. Статистический анализ инфляции.

2.1 Способы измерения инфляции.

Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду. Обычно цены базисного периода принимаются равными 100%, а цены отчетного периода перерасчитываются по отношению к базисному.

Существует три способа измерения инфляционных процессов[2]:

1. Измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") выражается в процентах.

Измерение с помощью индекса потребительских цен. Он измеряет стоимость«корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («потребительская корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции. ([2] – Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. – М.: КНОРУС, 2005. – 288 с.)

Динамику потребительских цен иллюстрирует следующая таблица:[3]

|Показатель |2000 || |2000 |2001 |2002 |2003 |2004 |2005 |2006 |2007 |

|План[4] |18,0 |12,0 |12,0 |12,0 |10,0 |8,5 |8,5 |8,0 |

|Факт |20,2 |18,6 |15,1 |12,0 |11,7 |10,0 |9,0 |12,0 |

Превышение целей по монетарной инфляции напрямую связано с ежегодным невыполнением ориентиров по приросту денежных показателей. Подтверждением тому, что монетарная инфляция за последние три года не сокращается, является динамика цен на непродовольственные товары, вклад которых в общий уровень цен находится на уровне 2 п.п., а в т.г. даже превысит его на 0,3-0,4п.п. Следует отметить, что инфляция в т.г. [4] – в соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно- кредитной политики на соответствующий год. сформировалась достаточно высокой и в мировом масштабе.

Во II половине 2007 года ускорение роста потребительских цен коснулось большинства крупнейших экономик мира. В Еврозоне - с 1,7-1,9% до 3,1% в годовом выражении в ноябре т.г.Причиной роста потребительских цен послужило преимущественно удорожание продовольственных товаров. Вместе с тем, темпы прироста цен на продовольственные товары в Европе были существенно меньше, чем в России. В процентах к аналогичному периоду в ноябре 2007 года рост цен на молоко, сыр и яйцо в Еврозоне приблизился к 10%, тогда как на протяжении большей части т.г. он составлял 0,6-1,3%).

Уровень цен на хлеб и зерновые на протяжении января-июля 2007 года был в среднем на 2-2,5% выше, чем в аналогичные месяцы предыдущего года, при этом в ноябре уже достиг 6,4%. Заметное удорожание также коснулось группы масла и жиры - 2,6% к ноябрю предыдущего года, тогда как на протяжении большей части 2007 года в целом складывалась тенденция к удешевлению товаров данной группы.

Ускоренными темпами по мировым меркам растет денежное предложение в развитых экономиках. Прирост денежной массы в еврозоне составит в т.г. по агрегату М2 - 11% (в 2006 году - 8,8%). Схожие тенденции прослеживаются и в США: прирост М2 оценивается в размере 8% (в 2006 году - 4,8%). Вместе с тем, даже эти чрезвычайно высокие темпы прироста денег для развитых стран в пять раз меньше российских.

Инфляция в группе стран - основных экспортеров товаров в Россию с учетом их относительной значимости для российского импорта возросла в январе-октябре 2007 г. до 4% по сравнению с 3,3% в аналогичном периоде 2006 года.

В 2007 году Китай продолжал проводить активную политику по сдерживанию инфляционных процессов. В четвертом квартале 2007 года инфляция в среднегодовом выражении составит 6,2%. В целях снижения инфляции и охлаждения высоких темпов экономического роста Банк Китая принял решение об очередном повышении ключевых процентных ставок с 21 декабря 2007 года - по депозитам на срок 1 год до 4,14% (на 27 базисных пунктов) и по кредитам с тем же сроком - до 7,27% (на 18 базисных пунктов). В предыдущий раз ставки повышались 14 сентября т.г. Таким образом, с начала 2007 года Банк Китая повышал процентные ставки уже6 раз. Банк Китая ожидает, что благодаря реализации макроэкономических мер в будущем прогнозируется замедление чрезмерно быстрого роста цен и экономики. В следующем году инфляция должна опуститься до 6,1% в первом квартале 2008 года, 5,7 % во втором, 3,5% в третьем и 2,8% в четвертом кварталах.

2.2.2 Анализ инфляции в 2007 году.

В 2007г. инфляция формировалась под влиянием растущего внутреннего спроса и шоков предложения, выразившихся в росте цен на отдельные виды продовольствия на мировых товарных рынках. При этом увеличение внутреннего спроса не соответствовало возможностям неинфляционного роста экономики.

|  |январь-ноябрь 2006 год |январь-ноябрь 2007 год |

| |прирост цен, % |вклад в инфляцию п.п. |прирост цен, % |вклад в инфляцию п.п. |

|Инфляция всего |8,2 | |10,6 | |

|в том числе: | | | | |

|Продовольственные товары |7,5 |3,20 |13,7 |5,51 |

|Плодоовощная продукция |6,5 |0,26 |15,7 |0,60 |

|Непродовольственные товары |5,5 |1,86 |5,8 |2,04 |

|Бензин автомобильный |11,1 |0,21 |4,7 |0,09 |

|Платные услуги населению |13 |3,06 |12,4 |3,06 |

|Жилищно-коммунальные услуги |17,5|1,56 |13,8 |1,22 |

В январе-ноябре индекс потребительских цен составил 10,6% против 8,2% годом ранее. Продовольственные товары стали дороже в среднем на 13,7% (за аналогичный период прошлого года - на 7,5%), при этом в наибольшей степени подорожали социально значимые продукты питания, такие как хлеб, крупы, молочные продукты. После непродолжительного сезонного периода снижения цен на плодоовощную продукцию в октябре-ноябре темпы прироста цен вновь вернулись в положительный диапазон и составили 0,9%) и 6,2% соответственно, с начала года - на 15,7%) против 6,5%).

Крайне неблагоприятная ценовая ситуация, сложившейся на отдельных продовольственных рынках, таких как молочный, зерновой рынок, рынок масличных культур вызвана сокращением предложения товаров, в первую очередь, зарубежными производителями. Осенний рост цен во многом спровоцирован подорожанием продовольствия во всем мире. Одной из причин высокой зависимости от роста мировых цен на продукты является повышение курса рубля, наблюдавшееся все последние годы и приведшее к увеличению импортной зависимости. Россия зависит от импорта мясных продуктов на 40%, от импорта молочных продуктов - на 25%. Кроме того, в целях упорядочения торговли принято решение об ограничении числа иностранных торговцев на мелкооптовых рынках, что привело к временному росту издержек.

До недавнего времени из всех групп потребительских товаров и услуг цены на непродовольственные товары вели себя наиболее стабильно. С августа же отмечается ускорение темпов роста цен. В ноябре, как и месяцем ранее, непродовольственные товары подорожали на 0,9%, что более чем в два раза превышает среднемесячные показатели прироста, зафиксированные в первом полугодии текущего года. При этом увеличились темпы прироста цен практически на все виды непродовольственных товаров, что говорит о том, что причиной являются фундаментальные монетарные факторы. С начала года непродовольственные товарыподорожали на 5,8%) против 5,5% за январь-ноябрь прошлого года. Если сравнивать суммарные темпы прироста с начала года с аналогичными показателями за 2006 год по различным товарным группам, то прошлогодние показатели практически по всем категориям товаров уступают текущим значениям. Исключение составляют цены на бензин, которые на протяжении большей части текущего года росли умеренными темпами. В ноябре-декабре ситуация принципиально изменилась: прирост цен на бензин в ноябре составил 2,3% против 0,1% в октябре и (-0,6%") в ноябре 2006 года, а за 17 дней декабря т.г. еще 2,8%. Цены на услуги увеличились за одиннадцать месяцев на 12,4% против 13%.

2.2.3 Анализ инфляции в 2008 году.

В отчётном году, несмотря на благоприятные условия хозяйствования, ситуация в сфере ценообразования на потребительском рынке определялась действием тенденций, сформированных в 2007 году. В результате итоговый уровень инфляции был зафиксирован на достаточно высоком уровне – 25,1%. При этом на протяжении большей части периода темпы роста цен сохранялись на прошлогоднем уровне (в среднем +2,5% за месяц), а дефляционные тенденции проявились только в декабре (-0,5%). Вплоть до августа 2008 года конъюнктура, складывающаяся на мировых рынках по основным позициям приднестровского экспорта, позволяла отечественным предприятиям повышать отпускные цены на выпускаемую продукцию. В среднем рост цен составил 31,0%. Однако произошедшее затем масштабное падение спроса вынудило производителей изменить подходы к ценообразованию, что по итогам года обусловило совокупную дефляцию в секторе на уровне 12,8%. Фиксируемое на протяжении практически всего отчётного года повышение цен на потребительском рынке республики большей частью носило инертный характер и определялось влиянием факторов, сформированных в 2007 году. По данным Государственной службы статистики Министерства экономики ПМР, инфляция в 2008 году сложилась на уровне 25,1% (табл. 1), что соответствует среднемесячным темпам удорожания в пределах 1,9%.Таким образом, официальный прогнозный ориентир (10-12%) был превышен более чем в два раза.

Таблица 1.

|Темпы роста потребительских цен, % |

| |2006 год |2007 год |2008год |

|Темпы роста цен на продовольственные товары |107,3 |131,5 |131,4 |

|Темпы роста цен на непродовольственные товары |111,2 |113,6 |118,3 |

|Темпы роста тарифов на услуги |111,8 |139,1 |122,5 |

|Сводный индекс потребительских цен |108,9 |129,4 |125,1 |

|Базовая инфляция |105,4 |120,5 |124,6 |

|Небазовая инфляция |106,3 |120,7 |109,8 |

Динамика индекса потребительских цен наглядно отражает факт слабой корреляции анализируемых процессов к дефляционным изменениям (таким как, например, удешевление сырья), тогда как на тенденции, определяющие повышение цен, рынок реагировал мгновенно, или даже с опережением (в случае появления неблагоприятных прогнозов). Учитывая данный факт, а также скорость и степень обесценения денег в течение января-сентября, по итогам года можно было ожидать инфляцию порядка прошлогодних значений или даже выше (30-35%). Однако общемировой масштабный обвал цен на топливных и сельскохозяйственных рынках выразился в постепенном переходе к более умеренным темпам повышения, а затем и к дефляции, что в совокупности с отказом оточередного этапа запланированной индексации тарифов способствовало удержанию СИПЦ в 2008 году в пределах 125% .

Между тем длительное (второй год подряд) функционирование в условиях критически высоких темпов роста цен на фоне отрицательного прироста реальной заработной платы и падения общего уровня жизни спровоцировало сокращение внутреннего платёжеобеспеченного спроса. Данные процессы, усугубились общим ухудшением экономической ситуации в республике в результате влияния глобальных кризисных явлений, приведших к росту скрытой безработицы и в ряде случаев к снижению номинальной величины оплаты труда.

Главную роль в инфляционном процессе сыграл комплекс разнонаправленных факторов рыночного характера, о чём свидетельствует ускорение базовой инфляции до 20,5% в 2007 году (в 3,8 раза к уровню 2006 года), и до 24,6% в отчётном. Показатель небазовой инфляции отразил снижение давления на динамику цен сезонного и административного воздействия по итогам 2008 года до 9,8%, тогда как в прошлом году в силу объективных причин её значение достигло 20,7% (в 3,3 раза выше, чем в 2006 году).

Неравновесие в пользу спроса по большинству товарных позиций определило степень влияния со стороны базовой инфляции на динамику совокупного показателя ИПЦ на уровне 90,6%, в том числе за счёт сегмента продовольственных товаров, цены на которые не контролируются государством, – 56,1%, непродовольственных товаров – 21,2%, рыночных услуг –13,3%. При этом, несмотря на ликвидацию дефицита предложения, за счёт продукции нового урожая, скорость и степень обесценения денег была максимальной именно в секторе продуктов питания, сложившись на уровне 2007 года (+31,4%). Даже учитывая обвальное падение закупочных цен по ряду значимых позиций, дефляция по продовольственному сектору проявилась только в IV квартале и была крайне незначительна (в пределах 2,1%).

В целом в 2008 году удорожание продуктов питания обеспечило 54,8% сводного показателя, что в случае неизменных цен на непродовольственные товары итарифов на услуги привело бы к общему повышению уровня цен на 13,8%. Несмотря на постепенное удешевление в октябре-декабре (-5,2%) в целом за год рост стоимости мясной продукции достиг 65,2%, что, учитывая итоги 2007 года (+19,4%), означает практически двукратное повышение уровня цен по отношению к декабрю 2006 года. Цены на другие продукты животноводства: молоко и молочные продукты (+28,3%), яйца (+17,8%) также кратно выше сопоставимых показателей двухлетней давности. Подорожали фрукты (+13,4%), мука и хлебобулочные изделия (+14,6%), крупы (+4,0%), что стало проявлением пикового роста цен в первой половине года, хотя по итогам декабря накопленное снижение по данным позициям составило от 4,4 до 22,6%. Резко подешевело растительное масло (-18,7%), в секторе производства которого благодаря высокому урожаю был ликвидирован дефицит сырья, что способствовало его удешевлению для потребителей с августа более чем на треть.

Во втором полугодии произошло существенное снижение мировых цен на сахар и рис, что, тем не менее, не привело к их масштабному удешевлению на внутреннем рынке. В итоге импортированный рис в декабре можно было приобрести в среднем в 2,5 раза дороже, чем в начале года, сахар – на 15,1%.

За отчётный период общий уровень цен на товары непродовольственной группы, в потреблении которых импорт занимает наиболее существенную долю, повысился на 18,3% (против 13,6% в базисном году). Масштабным удорожанием характеризовались медикаменты, моющие и чистящие средства – на 60,3 и 24,3% соответственно. Одежда, бельё, чулочно-носочные изделия и обувь выросли в цене на 15,1-24,4%, строительные материалы – на 25,7%.

По итогам года на 5,0% снизилась стоимость автомобильного бензина. Падение цен на нефть, начавшееся с конца лета, закономерно проявилось в политике ценообразования продавцов топлива с некоторым временным лагом. Однако при падении мировых цен втрое, удешевление на отечественном рынке составило 31,1%. Сложившийся ценовой дифференциал по нефтяной и топливнойсоставляющим на внешних и внутреннем рынках, вкупе с качественным преимуществом, стал стимулом к повышению доли граждан, предпочитающих заправлять автомобили в соседних странах. В то же время наименее зависимым от внешнеэкономической конъюнктуры, вследствие преобладания факторов административного регулирования, является рынок услуг. За год индекс тарифов на потребительские услуги сложился на уровне 122,5%. Непосредственно регулируемые государством тарифы выросли с начала года на 16,6%. В том числе коммунальные услуги подорожали на 45,9%, услуги по электроснабжению и ЖКХ – соответственно на 11,1% и 22,5%. Данные показатели по итогам периода должны были достигнуть более высоких значений, однако намеченное на 1 июля повышение цен было отложено. Принятое решение можно интерпретировать двояким образом, с одной стороны, налицо сдерживающее воздействие на совокупное инфляционное давление в республике, однако, с другой, – фактически имеет место факт отложенной инфляции и стоит ожидать более значительного роста в перспективе.

Высокие темпы повышения стоимости услуг зафиксированы в сфере общественного питания (+58,0%), что отчасти коррелирует с удорожанием продовольствия (+31,4%), однако примечательно, что динамика индекса соотносится с фактами удешевления продуктов лишь на уровне приостановления процессов удорожания. Ярко выраженный нисходящий тренд стоимости топлива не обеспечил необходимый эффект для масштабного удешевления транспортных услуг. В целом, несмотря на четырёхмесячную дефляцию (с августа по ноябрь), тарифы по перевозкам возросли на 18,7%.

Высокий потенциал инфляционного перераспределения доходов в части перетока средств населения в прибыль торговых агентов выступает существенным препятствием перехода к масштабу цен, приближенному к уровню в соседних государствах. Фиксируемое различие настолько усугубилось, что всё большее число граждан предпочитает осуществлять покупки за рубежом, не считаясь с дополнительными затратами времени и средств на такие поездки.

На фонезначительно более умеренных показателей в соседних странах приднестровская инфляция, как и украинская, отражает внутреннюю неуравновешенность экономики (табл. 2).

Таблица 2.

|Сравнительная динамика цен в разрезе стран в 2008 году, % |

| |ПМР |Молдова |Россия |Украина |

|Темпы роста цен на продовольственные товары |131,4 |106,5 |116,5 |… |

|Темпы роста цен на непродовольственные товары |118,3 |102,0 |108,0 |… |

|Темпы роста тарифов на услуги |122,5 |117,5 |115,9 |… |

|Сводные темпы роста потребительских цен |125,1 |107,3 |113,3 |122,3 |

Для Украины 2008 год стал крайне тяжёлым периодом, когда в условиях замедления темпов роста экономики в стране продолжилось наращивание инфляционного давления, достигшее в результате 122,3% против 116,6% в 2007 и 111,6% в 2006 годы. В России общемировые тенденции существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса, несмотря на действия правительства, обуславливают сохранение траектории ускорения инфляции (до 11,9% в 2007 году, а затем до 13,3% в 2008 году). Удержание темпов роста цен в рамках прогнозных ориентиров было осложнено перемещением с осени 2008 года акцента с контроля над инфляцией на поддержание банковской системы: увеличение ликвидности банков и обеспечение бесперебойности проведения расчётов. В Молдове, на фоне видимого сохранения общеэкономической стабильности темпы роста потребительских цен замедлились до 7,3% против 13,1% .

Общая волатильность рынков сталаглавным фактором нестабильности политики ценообразования отечественных предприятий. В условиях, стимулирующих рост себестоимости, в среднем повышение отпускных цен по итогам 8 месяцев составило 31,0%. Однако последовавшее затем кратное падение мировых цен стало определяющим фактором удешевления выпуска (в среднем на треть), и по итогам года продукция индустриального сектора

продавалась в целом на 12,8% дешевле.

Наиболее серьёзные трудности возникли у производителей чёрных металлов: сокращение деловой активности, обусловившее сужение спроса на продукцию отрасли, привело в совокупности к масштабному падению объёмов продаж и отпускных цен на продукцию (-36,7%).

С августа по декабрь рынок вернулся к ценам середины 2006 года, компенсировав предшествующий активный рост более чем двукратным падением.

В промышленности строительных материалов влияние дестабилизирующих факторов проявилось скорее в замедлении темпов повышения цен, нежели в дефляции, и продукцию отрасли по итогам года можно было приобрести в среднем на 29,7% дороже, чем в конце 2007 года (табл. 3).

Таблица 3.

|Темпы роста отпускных цен в отраслях промышленности, % |

| |2007 год |2008 год |

|Чёрная металлургия |135,6 |63,3 |

|Электроэнергетика |103,3 |104,4 |

|Машиностроение и металлообработка |108,8 |135,8 |

|Электротехническая промышленность |108,6 |101,9 |

|Химическая промышленность|117,3 |99,3 |

|Деревообрабатывающая и мебельная промышленность |122,9 |121,2 |

|Промышленность строительных материалов |134,8 |129,7

|Стекольная промышленность |113,2 |126,0 |

|Лёгкая промышленность |116,2 |111,7 |

|Пищевая промышленность |123,9 |128,9 |

|Полиграфия |122,5 |12,1 |

|Всего по промышленности |128,0 |87,2 |

Максимально высокое повышение цен было зафиксировано на продукцию машиностроения и металлообработки (+35,8%), однако с сентября в этой сфере также произошло закрепление на достигнутом уровне и ценовые планы не корректировались. Резко подорожала продукция пищевой промышленности, где компонента роста цен на сырьевые товары соотносится с повышением отпускных цен (+28,9%). В целом высокие темпы инфляции, фиксируемые в производстве товаров внутреннего спроса в условиях, когда более половины потребительского рынка приходится на импортируемые товары, является индикатором структурных диспропорций отечественной экономики. В то же время внутренние цены, определяемые по принципу дополнительной нагрузки в виде торговой надбавки отечественных агентов, изначально не могут быть ниже аналогов в странах – производителях.

Резкое удешевлениеприднестровской экспортной продукции, в рамках общемирового снижения деловой активности, обуславливает сужение потоков экспортной выручки, что может выступить фактором обострения существующих проблем и иметь критическое значение для устойчивости экономики.

Конкурируя или закупая продукцию на внешних рынках, республика, тем не менее, практически полностью зависима от зарубежной конъюнктуры. Данный факт определяет механизм вымывания средств в пользу других стран, препятствуя гармоничному развитию отечественной экономики.

Установившийся к концу года относительный баланс спроса и предложения,
способствовавший приостановлению роста цен, не даёт оснований рассматривать происходящие изменения как долгосрочные. Труднопреодолимые преграды перехода на качественно иной уровень внутренней продовольственной независимости, являются предпосылкой возникновения инфляционного давления, находящегося вне рамок государственного регулирования.

2.3 Расчет индексов потребительских цен в России.
|Год |Индекс цен (y) |Абсолютный прирост (цеп.) |
|117,6 | | |
| |118 | |
|116,6 | | |
|115,6 | | |
|114,6 | | |
| |111,5 | |
|113,6 | | |
|112,6 | | |
|111,6 | | |
| |111,4 | |
|110,6 | | |
|109,6 | | |
|1022,4 || |

Средний уровень ряда:
y=Σy/n=1022,7/9=113,6

Средний абсолютный прирост:
∆=yn-y1/n-1=113,3-120.2/8=-0,86 – индекс потребительских цен падает.

Средний темп роста:
Tp=n-1√ПКрц=8√0,98*0,97*0,97*0,99*0,99*0,98*1,02*1,01=0,48=48%

Средний темп прироста:
Tпр=Тр-100%=48-100=-52%

Выявление тенденции:
1) Метод укрупнения интервалов
120,2+118,6+115,1/3=118
112+111,7+110,9/3=111,5
109+111,9+113,3/3=111,4
2) Метод скользящей средней
120,2+118,6+115,1/3=118
118,6+115,1+112/3=115,2
115,1+112+111,7/3=113
112+111,7+110,9/3=111,5
111,7+110,9+109/3=110,5
110,9+109+111,9/3=110,6
109+111,9+113,3/3=111,4
3) Метод аналитического выравнивания по прямой
ŷt=a0+a1t=113,6-0,5t
a0= Σy/n=1022,7/9=113,6
a1= Σyt/ Σt2=-122/240=-0,5

Экстраполяция:
- ретроспективная: y1999=113,6-0,5*(-10)=118,6
- перспективная: y2009=113,6-0,5*10=108,6

Интерполяция:
y2003=113,6-0,5*(-2)=114,6
Глава 3. Рекомендательная часть.
3.1 Антиинфляционная политика в России.
Антиинфляционная политика - система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.
Снижение темпов инфляции до 3% в год является одной из стратегических задач российской экономической политики. Однако решается она недостаточно эффективно.
В 2004г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10%. В «Основных направлениях» на 2005г. отмечалось, что по итогам 2004 г. возможно некоторое превышение целевого ориентира по инфляции, обусловленное действием краткосрочных факторов. Но это, однако, не может считаться препятствием для последующего замедления роста потребительских цен в соответствии с ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития страны.
Такое объяснение причин невыполнения прогнозов инфляции делает решение поставленной Президентом России задачи снижения ее темпов до 3% в год нереальным. Невыполнениеоптимистических прогнозов инфляции порождает у экономических агентов недоверие к прогнозам на следующие периоды. Соответственно, инфляционные ожидания не снижаются в той мере, в какой на это рассчитывают.
Поскольку главная цель антиинфляционной политики систематически не достигается, необходимо, по-видимому, скорректировать методы ее проведения. Банк России до сих пор использует в качестве основного инструмента регулирования инфляции ограничение денежной массы. Другими монетарными инструментами - повышением курса рубля и процентных ставок, ЦБ воспользоваться практически не в состоянии. Укрепление рубля привело бы к снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей. А ставка рефинансирования ЦБ и так выше ставок по кредитам, предоставляемым банками предприятиям, вследствие чего не работает система рефинансирования банковских кредитов товаропроизводителям. Кроме того, повышение ставок приводит к дополнительному притоку иностранной валюты, которую вынужден скупать ЦБ, чтобы не допустить укрепления рубля. Это ведет к росту денежного предложения и росту инфляции.
ЦБ считает характеристики денежной массы важным ориентиром для оценки, как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Но при этом признаётся, что на инфляцию существенно влияют многие немонетарные факторы и инструменты государственного регулирования экономики, которые им не контролируются. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства РФ в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.
Если индекс потребительских цен (ИПЦ) может служить индикатором инфляции денежных средств потребителей, то для предприятий более адекватным является рост цен приобретаемых ресурсов. Такого показателя Росстат не разрабатывает, за исключением индекса цен наприобретенные промышленными предприятиями основные виды топливно-энергетических ресурсов и других подобных частных индексов. В качестве индикатора роста цен на производственные ресурсы можно использовать индексы цен производителей ИЦП), сельскохозяйственной продукции и т.д. При этом неизбежно возникают искажения вследствие изменения торговых и транспортных наценок, ставок косвенных налогов и структуры продукции (при расчете ИЦП учитываются лишь товары, реализованные внутренним потребителям, без торгово-транспортных наценок и косвенных налогов). Тем не менее, сопоставление их динамики с изменениями индексов потребительских цен позволяет сделать некоторые выводы о причинах инфляции
За 1999-2003 гг. превышение ИЦП над ИПЦ составило 71,9 проц. пункта. Однако уже к концу 2004 г. она сократилась до 6,5 проц. пункта. При этом ИЦП за 2004 г. составил 128,3%, что, несомненно, говорит об усилении инфляционного давления на потребительские цены.
Таким образом, инфляция в 10-11% при росте цен производителей на 28% вполне объяснима, учитывая значительный рост доходов населения и регулируемых цен в последние годы. Однако снижение инфляции рассматривается Банком России в качестве главной цели денежно-кредитной политики.
Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами. Во-первых, если происходит укрепление реального курса рубля к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Если за 1998 г. реальный курс рубля к доллару снизился в 1,9 раза (что резко улучшило ценовую конкурентоспособность российских товаропроизводителей и породило последующий подъем в обрабатывающей промышленности), то за 1999-2004 гг. реальное укрепление курса рубля относительно доллара составило 1,79 раза. При этом только за 2004 г. реальный курс рубля укрепился на 14,4%. В результате за 1998-2004 гг. реальный курс рубля к доллару снизился лишь на 6,3%, т.е. эффект девальвации рубля 1998 г. уже практически исчерпан.Во-вторых, для большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, что вызывает недовольство граждан, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.
В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств и других видов обесценивающихся активов относительно оптимального их уровня. Кроме того, инвестировать в финансовые инструменты, номинированные в рублях, весьма рискованно, если нет уверенности в неуклонном снижении темпов инфляции. Невыполнение прогноза инфляции в 2004 г., несомненно, усилит инфляционные ожидания инвесторов.
В-четвертых, индекс инфляции (ИПЦ или другой, безразлично), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», под которыми понимается субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают и «инфляционные настроения», т.е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять работодателям требования о повышении заработной платы. Собственно говоря, известный термин «инфляционные ожидания» есть проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.
При этом индивидуальный индекс потребительских цен для данного потребителя может значительно отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом большое значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, потребляемых индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходовнаселения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Аналогичная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.
Следует заметить, что проблема отличий индивидуальных ИПЦ для групп потребителей существует и в других странах. Но при невысоких торгово-транспортных барьерах, доминировании среднего класса в социальной структуре населения и наличии конкуренции на внутренних региональных рынках эта проблема не столь остра, как в России с ее огромными пространствами и столь же огромной социально-экономической дифференциацией.
Далее, наряду с объективным ИПЦ для данной однородной группы потребителей, существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В странах со столь неразвитой рыночной экономикой и неадекватной системой ее государственного регулирования, как российская «инфляционные настроения» имеют не менее важное значение, чем объективные процессы влияния роста цен на экспортируемые сырьевые товары и регулируемых цен на инфляцию.
Индивиды острее чувствуют повышение цен по товарам, занимающим, может быть, не столь большую долю в расходах, но приобретаемых регулярно, изо дня вдень, или затрагивающих жизненно важные интересы.
К числу первых относятся такие товары, как хлебобулочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного и железнодорожного пассажирского транспорта. К особо чувствительным товарам следует также отнести лекарства, медицинские и образовательные услуги, а также такие специфические товары, как алкогольные и табачные изделия, услуги такси в мегаполисах и т.д.
Кроме того, особое значение имеют инфляционные ощущения управленческого персонала компаний и бизнесменов (особенно проживающих в мегаполисах), принимающих решения на большинстве предприятий. Для них важны цены наавиабилеты, услуги госучреждений (в том числе госпошлины, плата за получение лицензий и т.д.), ставки арендной платы за офисные помещения, за наем жилых помещений в частном секторе и т.д.
При этом цены на товары разового спроса (автомобили, телевизоры, холодильники, мебель и т.п.) могут не оказывать сильного влияния на инфляционные ощущения в силу редкости покупок, хотя потребительская группа в целом при этом систематически расходует на их приобретение значительные средства. Следует заметить, что при исчислении ИПЦ учитывается снижение цен (с учетом роста качества) на товары в таких высокотехнологичных отраслях, как производство компьютеров и оргтехники, видео- и аудиотехники, бытовой техники, автомобилей и т.д. Но потребитель привык воспринимать это снижение как «дар природы» и не учитывает в своих инфляционных ощущениях. Даже при сезонных колебаниях цен потребитель острее воспринимает их рост, чем снижение. Кроме того, в России потребителями учитываются пережитые в последние, годы потрясения, от них трудно ожидать планирования жизни на десятки лет вперед, как это делают граждане стран с «экономикой всеобщего благосостояния».
Российское государство по-прежнему добивается снижения инфляции, проводя рестриктивную монетарную политику. В то же время оно допускает опережающий рост прямо или косвенно регулируемых цен на товары и услуги, являющиеся наиболее чувствительными для товаропроизводителей и населения. Это раскручивает инфляцию и поддерживает инфляционные ожидания экономических агентов.
Так, за 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7%, платные услуги населению - на 17,7%. В том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги возросли на 23,5%. Следует также отметить, что из потребительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значительно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%),бензин (на31,3%). При этом цены производителей в промышленности возросли на 28,3%, в том числе в топливной промышленности - на 64,7% ив электроэнергетике - на 11,5%. Цены производителей в газовой промышленности возросли на 88,5%, в нефтеперерабатывающей - на 48,9%.[1]
Следует отметить, что цены на многие из этих товаров регулируются государством косвенно. Например, цены на нефть и нефтепродукты регулируются с помощью экспортных пошлин и других налогов. На импорт мяса и птицы установлены квоты, а цены на хлеб зависят от госзакупок и товарных интервенций на рынке зерна.
На сколько же выросли цены в 2005 году? Индекс потребительских цен в 1-м квартале 2005 г. составил 105,3 %. Он существенно превысил показатель аналогичного периода 2004 г.(103,5%) и был, сопоставим с показателями 2002 и 2003 годов (соответственно 105,4 и 105,2%). Концу марта платные услуги стали дороже на 12,6%, продовольственные и непродовольственные товары - соответственно на 4,9 и 1,1% (рис. 1).
[pic]
Рисунок 1. ИПЦ на продовольственные, непродовольственные товары и услуги населению (на конец периода; в % к декабрю 2003 г.)
Наибольший рост потребительских цен в 1-м квартале 2005 года зафиксирован на жилищно-коммунальные услуги (26,5%), плодовоовощную продукцию (24,0%), услуги дошкольного воспитания (16,7%), топливо (7,4%), мясопродукты (6,9%), услуги организации культуры (6,8%), медицинские услуги (6,6%), рыбопродукты (6,3%), услуги пассажирского транспорта (5,8%), в том числе на услуги городского электрического транспорта (13,5%).
Вместе с тем влияние отдельных товаров на общий уровень инфляции определяется не только ростом цен, но и той долей, которую они занимают в общих потребительских расходах населения. Структура «вклада» отдельных групп товаров и услуг в 2005 г. существенно отличалась от предыдущих лет. Если в 2003 и 2004 гг. наибольший «вклад» в прирост цен вносило их увеличение на продовольственные товары, то в 1-м квартале 2005 г. 49,1% прироста (2,6 процентного пункта) приходилось на долю платных услуг (рис.2).
[pic]
Рисунок 2. «Вклад» отдельных групп товаров иуслуг в общий прирост потребительских цен на товары и услуги в 2003-2005 гг. (удельный вес в приросте; в %)
По группам товаров и услуг, внёсшим наибольший «вклад» в инфляцию 1-го квартала, можно выделить следующие основные факторы, повлиявшие на их удорожание.
По жилищно-коммунальным услугам, услугам пассажирского транспорта. Ускоренный рост административно регулируемых тарифов – основная тенденция 1-го квартала 2005г. При этом наибольший «вклад» (40%) в инфляцию внесли жилищно-коммунальные услуги.
Увеличение тарифов в 1-м квартале 2005 г. является наибольшим, начиная с 2000 г. Рост тарифов обусловлен механизмом ценообразования в условиях сохраняющейся убыточности жилищно-коммунального хозяйства и городского пассажирского транспорта.
По плодоовощной продукции. В 2005 г. удорожание этой группы также было наибольшим за последние годы- 24,%. Это было обусловлено двумя причинами: традиционным сезонным удорожанием овощей и фруктов и снижением товарных ресурсов.
Сезонный рост на плодоовощную продукцию в зимний период проявляется ежегодно (2003 г.-22,4%, 2004 г.- 10,1%).(рис. 3)
[pic]
Рисунок 3. ИПЦ на все товары и услуги и плодоовощную продукцию (на конец квартала; в % к концу предыдущего квартала).
По мясным и молочным продуктам. Причинами роста цен на эти продукты является сокращение их ресурсов, а также увеличение затрат на их производство.
В январе - феврале 2005 г. (по сравнению с 2004 г.) производство скота и птицы на убой сократилось на 2.4%, молока – на 3,3%. Это является следствием продолжающегося сокращения поголовья крупного рогатого скота (в 2004 г.- на 6,7%), а также мер по ограничению импорта мяса.
Увеличение затрат на производство мясных и молочных продуктов связано в основном с увеличением цен производителей с/х и промышленной продукции (рис.11- приложение).
Рост цен на корма, снижение поголовья крупного рогатого скота, ограничение ввоза импортного мяса привели к увеличению цен у с/хпроизводителей крупного рогатого скота в 1-м квартале 2005 г. на 8,9%.
По непродовольственным товарам. Увеличение цен на непродовольственные товары в 2005 г. было незначительным – 1,1%. Основной причиной низких темпов роста цен в этом сегменте потребительского рынка является его высокое товарное насыщение, в том числе импортной продукцией.
На рынке непродовольственных товаров, где доминирует импортная продукция, в 1-м квартале 2005 г. отмечено некоторое снижение цен (на 0,1-1,5%).
В группе непродовольственных товаров важно отметить динамику цен на бензин. В декабре 2004 – феврале 2005 гг. он подешевел на 3,5%. Однако в марте обозначилась обратная тенденция, и прирост цен на бензин за месяц составил 0,3%, что связано с увеличением цен производителей на нефть в марте на 15,9%.
В начале апреля рост цен на бензин продолжился. За период с 29 марта по 4 апреля бензин в среднем подорожал на 0,7%.
Таким образом, основными факторами высокого уровня инфляции в 1-м квартале 2005 г. явились:
- повышение административно-регулируемых тарифов;
-сезонное повышение цен;
-сокращение ресурсной базы отдельных потребительских товаров;
-рост издержек производства.[2]
Очевидно, что при анализе причин инфляции необходимо учитывать и монетарный фактор, в частности увеличение денежной массы на 35,8% в 2004 г. В то же время важно учесть, что снижение почти на треть темпа роста денежной массы в 2004 г. по сравнению с 2003 г.(50,6%) и аналогичное замедление темпов роста денежных доходов населения не отразились на инфляции в 2004 г.
Итак, по прогнозам инфляция в 2005 г. должна была составить 8,5%, на самом деле правительство утверждает, что инфляция составила 10,9%, а эксперты говорят, что она составила в итоге 13,0%.(рис. 11-приложение).
Можно ли затормозить инфляцию? Полное прекращение инфляции в России в обозримом будущем невозможно, да и нежелательно. Ведь можно добиться дефляции, которая с высокой степенью вероятности приведет кэкономическому застою. Однако уже в ближайшие годы можно довести темпы инфляции до 3% в год. Для решения этой стратегической задачи государство должно предпринять ряд мер.
Во-первых, нужно затормозить рост прямо и косвенно регулируемых государством цен на товары, в том числе - на услуги естественных монополий и энергоносители. Для этого правительство должно в полной мере использовать немонетарные методы регулирования цен, в том числе - повышение экспортных пошлин на вывоз сырья, индексацию специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на моторное топливо ежегодно на 3%.
Государство должно активнее пресекать монополистические сговоры с целью завышения цен на рынке. В частности, не должно быть ценовой дискриминации внутренних потребителей по сравнению с иностранными. Например, компании, устанавливающие внутренние цены выше экспортных (за вычетом экспортных пошлин и дополнительных торгово-транспортных расходов на экспорт), должны штрафоваться антимонопольными органами.
Нужно также демонополизировать механизм распределения квот на импорт мяса и птицы, а также широко использовать госзакупки и товарные интервенции на рынках зерна.
Правительство должно контролировать издержки монополистов, рассматривая их предложения о повышении тарифов. После уже утвержденного на 2005 г. повышения регулируемых цен и тарифов надо ограничить их рост 1-5% в год (обеспечив при этом повышение относительных цен на газ), заставив Газпром, РАО «ЕЭС», «Транснефть» и «РЖД» снизить «дутые» издержки и предоставив им при этом условии государственные кредиты на инвестиции.
Для обеспечения потребностей предприятий отраслей естественных монополий и энергетики в финансировании необходимо включить выпускаемые ими облигации в ломбардный список ЦБ. Тогда они смогут финансировать свои инвестиции в основной капитал не путем повышения цен, а привлекая достаточно дешевое финансирование на финансовых рынках. Предприятия должны для этого соблюдать требованиястабильности цен, прозрачности финансовой деятельности и сокращения издержек, в первую очередь непроизводительных. Например, за 1992-2003 гг. значительно возросла численность работников нефтегазовой промышленности и электроэнергетики. А это отрасли с повышенным уровнем оплаты труда и непроизводительных расходов.
Во-вторых, чтобы избежать чрезмерного роста валютных резервов и рублевой денежной массы, считающегося фактором усиления инфляции, можно и нужно снизить ставку рефинансирования Банка России до 6-8% годовых, определив лимиты кредитования ЦБ РФ для банков в обратной пропорции от величины их задолженности перед нерезидентами. Это позволит сократить приток иностранных кредитов и ослабить повышательное давление на рубль.
Благодаря мерам антиинфляционной политики государство должно добиться роста регулируемых цен общим темпом не более 3% в год. Тогда у граждан России и инвесторов появится уверенность в достижимости, поставленной Президентом РФ цели - снижению инфляции в стране.

Заключение.
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях -носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в течение многих десятилетий. Но важно знать не то, каким последствиям может привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно по этому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция. Известно, что антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются не эффективными, если не ведется работа по погашению инфляционных ожиданий. Для того, что бы решить эту
проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству.
И, конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя путями – увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений даёт лишь кратковременный эффект, а на деле приведёт к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рационально отказаться от этого пути. Следовательно, остаётся второй путь – сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально-экономические последствия.
Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства.

Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры долгосрочного тактического воздействия. Такая тактика даёт результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса, или наоборот, снижает спрос без снижения предложения.Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка; проще говоря, необходимо продавать всё, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершённое производство, отходы производственной деятельности, - всё, на что может быть спрос. Рассасывание денежной массы и уменьшение денежного спроса может способствовать разумно организованная приватизация, возможность вкладывать денежные средства в акции предприятий.
В конечном итоге создаются условия для поддержания предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально развиваться рыночной экономике.

Список литературы.

1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2001.
2. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодейсвия ей // Экономист. М., 1998. N1.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия.- СПб.2002 г.
4. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. – М.: КНОРУС, 2005.
5. Инфляция: причины и закономерности // Вопросы экономики. 1992. №
6. Константинов М. Тарифы отстают от инфляции. // Российская газета №80, 2006 г.
7. Малкина М.Ю. Инфляция.- Н.Новгород: ННГУ, 1998г.
8. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., 2007.
9. Современная инфляция: истоки, причины, противоречия. М.: Мысль, 2003.
10. Фетисов Г.Г. Инфляция и рост регулируемых цен. // Финансы №7,2005г.
11. Газета "КоммерсантЪ" № 187(3763) от 12.10.2007.
12. Журнал «Вопросы статистики» №7, 2005 г.
13. Российские экономисты об инфляции// Финансы. – 2000. – №9
14. http://www.minfin.ru/
15. http://www.garant.ru/

-----------------------
[5] – Журнал «Финансы» № 7, 2005 г., с.15-18
[6] – Журнал «Вопросы статистики» №7, 2005 г., с.67-70


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11455. Определение йодного числа жира для общей оценки ненасыщенных связей 31 KB
  Лабораторная работа Определение йодного числа жира для общей оценки ненасыщенных связей Принцип. Определение основано на способности ненасыщенных жирных кислот присоединять йод по месту двойных связей. Йодное число – это количество йода в граммах присоединяемое ...
11456. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТАБОЛИТОВ МОНООКСИДА АЗОТА (НИТРИТОВ) В СЛЮНЕ 28.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение содержания метаболитов монооксида азота нитритов в слюне НитрогенIIоксид NO это свободный радикал который образуется в организме из аргинина и выполняет роль мессенджера в ряде биологических процессов. Аргинин цитрулин NO ...
11457. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ХОЛИНСОДЕРЖАЩИХ ФОСФОЛИПИДОВ В СМЕСИ ЛИПИДОВ 30 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 Определение наличия холинсодержащих фосфолипидов в смеси липидов ПРИНЦИП МЕТОДА. Холинсодержащие фосфолипиды имеющие четвертичный атом азота проявляют свойства сильных органических оснований поэтому способны связывать красители бром...
11458. Определение содержания ТБК-реактивных продуктов перекисного окисления липидов в сыворотке крови 90.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение содержания ТБКреактивных продуктов перекисного окисления липидов в сыворотке крови метод А. Кона и В. Ливерсейджа в модификации Ю. Владимирова и А. Арчакова Вследствие индукции перекисного окисления липидов ПОЛ клеточных мембран и ...
11459. РЕАКЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГИСТАМИНА СОЛЯМИ КОБАЛЬТА 25 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Реакция идентификации гистамина солями кобальта ПРИНЦИП МЕТОДА. Гистамин реагирует с солями кобальта с образованием окрашенных комплексных солей. Реактивы: 1 раствор гистамина; 2 раствор кобальта нитрата или кобальта хлорида; 3 раствор натри...
11460. ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ГОМОГЕНТИЗИНОВОЙ КИСЛОТЫ В МОЧЕ 29 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Оценка содержания гомогентизиновой кислоты в моче ПРИНЦИП МЕТОДА. Определяемая в моче гомогентизиновая кислота является продуктом окислительного катаболизма аминокислоты тирозина. Оценка содержания гомогентизиновой кислоты основывается
11461. Информатика в 7 классе. Все конспекты уроков 2.05 MB
  Дополнительные материалы для любознательных обозначены значком. Учебное методическое пособие предполагает наличие в школьном кабинете информатики IBM-совместимых компьютеров, организованных в локальную сеть, а также программного обеспечения: операционной системы Windows, браузера Internet Explorer, редактора презентаций Microsoft PowerPoint, системы программирования Pascal ABC.
11462. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БИТИРОЗИНА И ОКИСЛЕННОГО ТРИПТОФАНА В ПЛАЗМЕ КРОВИ 28.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ознакомительная Определение содержания битирозина и окисленного триптофана в плазме крови ПРИНЦИП МЕТОДА. Оценку содержания битирозина и окисленного триптофана проводят методом K.J. Davies 1987 в модификации Э.М. Бекмана и cоавторов 2006. В резуль
11463. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ ВОССТАНОВЛЕННОГО ГЛУТАТИОНА И ЦИСТЕИНА В КРОВИ 24 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение суммы восстановленного глутатиона и цистеина в крови ПРИНЦИП МЕТОДА. SHгруппа в составе аминокислоты цистеина и трипептида глутатиона обладает восстановительными свойствами и может под влиянием окислителей превращаться в дисул