87064

Государственный и муниципальный кредит

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи: во-первых рассмотрена теоретическая сущность государственного и муниципального кредитования во-вторых будет проведен анализ государственного внешнего и внутреннего долга РФ.

Русский

2015-04-17

132.97 KB

11 чел.

минобрнауки России

ГОУ ВПО «Вологодский государственный университет»

Экономический факультет

Кафедра финансы и кредит

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» на тему  

«Государственный и муниципальный кредит»

Выполнил: студентка группы ЭФК-31

                                                                  Мельник О.Д.

                                                            Проверил: Аветисян И.А.

Вологда

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..  3

  1.  СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО  КРЕДИТА

1.1 Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации……………………………………………………..5

1.2 Функции и цели государственного и муниципального кредита……..8

1.3 Формы  государственного кредита…………………………………….11

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

2.1Понятие, сущность, виды и методы управления государственного долга…………………………………………………………………………14

3.МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ

3.1 Понятие и значение муниципального долга………………………….20

3.2 Принципы  управления муниципальным  долгом…………………22

4.СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА Р.Ф.....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….34

ВВЕДЕНИЕ

Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный и муниципальный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Государство и муниципальные образования используют государственный и муниципальный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных (муниципальных) займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.

Важностью возникающих в процессе функционирования государственного (муниципального) кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного (муниципального) кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации, где в п. 3 ст. 104 говорится, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Пункт 4 ст. 75 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита с 1 января 2000 года образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также иные законы и подзаконные нормативные акты. [4]

Целью данной работы является рассмотрение теоретической и практической сущности государственного и муниципального кредита.

В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрена теоретическая сущность государственного и муниципального кредитования, во-вторых, будет проведен анализ государственного внешнего и внутреннего долга РФ.

Предметом курсовой работы выступает финансовая категория – долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, так как государственный и муниципальный  кредит оказывает большое влияние  на экономическое развитие страны и  регулирование долговых проблем.

1.  СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО  КРЕДИТА

1.1 Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации

Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется государственный (муниципальный) кредит.

Слово «кредит» произошло от латинского creditum — ссуда, долг, credere — верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера вдолг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке термин «кредит» сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие». Таким образом, в общепринятом смысле, кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности.

Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов (форм). Кредитные отношения получили широкое распространение в современной российской экономике. Одним из основных видов кредита, изучаемых в курсе финансового права, является государственный (муниципальный) кредит. Государственный (муниципальный) кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.

Государственный (муниципальный) кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

Независимо от уровня кредит (государственный и муниципальный) можно рассматривать в двух значениях (аспектах): в экономическом и в правовом.

Кредит (государственный и муниципальный) как экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. И если сущность самой категории кредита рассматривается как передача платежных средств кредитором заемщику для использования их последним на началах возвратности и в собственных интересах, то экономическая сущность государственного и муниципального кредита заключаются в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

Таким образом, государственный (муниципальный) кредит представляет с экономической точки зрения одну из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости валового внутреннего продукта и части национального продукта. Ведь владелец денежных средств (ссудного капитала) передает, а точнее продает, заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование. Поэтому именно возвратность — определяющая черта и особое свойство, присущее кредитным отношениям (независимо от уровня их возникновения).

Особенность же финансово-экономических отношений, которые возникают в процессе государственного и муниципального кредита, заключается в их субъектном составе.

Как совокупность финансово-экономических отношений государственный кредит представляет собой отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в роли заемщика временно свободных денежных средств указанных субъектов.

При муниципальном кредите заемщиком соответственно является муниципальное образование, а кредиторами — граждане и организации. Таким образом, обязательным субъектом правоотношений по государственному и муниципальному кредиту соответственно является государство или муниципальное образование.

Государственный и муниципальный кредит можно рассматривать, как отмечалось, и в правовом аспекте.

С правой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения.

Муниципальный кредит используется также и в целях финансирования местных инвестиционных программ.

Государственный (муниципальный) кредит является составной . частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным (муниципальным) и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны.[1]

1.2 Функции государственного и муниципального кредита

Сущность государственного кредита, как экономической категории, раскрывается в функциях, распределительной, контрольной и регулирующей.

Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — распределительная. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности. Будучи заемщиком, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Например, школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку функционируют 30—50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на тот или иной срок. Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

Контрольная функция государственного кредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей:

• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и платность получения средств;

• осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Контроль движения ссудного фонда осуществляет Министерство финансов РФ.

Регулирующая функция государственного кредита выражается в следующем.

1. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. При финансировании производственных затрат за счет кредита (например, инвестиции) происходит абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

2. Будучи на финансовом рынке заемщиком, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и стимулирует накопления — приобретение государственных ценных бумаг. Если же в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие на производство несущественно.

Беспредельная активность государства (как в России до августовского 1998 г. кризиса) на финансовом рынке отвлекает значительную долю денежных накоплений от производственного использования, тем самым существенно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга.

3. Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары отечественного производства за счет заимствованных за рубежом средств, являясь кредитором и гарантом. Это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных регионах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками, в соответствии с программами. Стимулирование развития производства и занятости возможно также за счет кредитов, предоставляемых из бюджетов территорий.

Таким образом, регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денежных капиталов и занятость.

Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может становиться важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

С середины 1990-х годов усилилась активность Российской Федерации как кредитора на внутреннем рынке. Ссуды предоставлялись юридическим лицам на проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам, в частности на закупку оборудования, на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий и материалов, в том числе и за рубежом.

Деятельность Российской Федерации как кредитора на международном рынке в основном ограничивается государствами СНГ (в пределах средств, поступающих в виде процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам).

Деятельность Российской Федерации в качестве гаранта в последние годы расширяется. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сбербанке РФ, служит гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп (в частности, стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп); осуществляет финансовую поддержку экспорта товаров и услуг, производимых отечественными производителями.

К основным задачам государственного кредита относятся:

1) финансирование бюджетного дефицита;

2) проведение международной и региональной финансовокредитной политики;

3) поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности.

Правовые основы государственного кредита регулируются Бюджетным кодексом РФ.[5]

1.3 Формы  государственного кредита

Внутренний  государственный кредит может выступать  в следующих формах:

    1) государственные займы;

    2) обращение части вкладов населения  в государственные займы;

    3) заимствование средств общегосударственного  ссудного фонда;

    4) казначейские ссуды;

    5) гарантированные займы.

  1. Государственные займы характеризуются  тем, что временно свободные  денежные средства населения,  предприятий и организаций привлекаются  на финансирование общественных  потребностей путем выпуска и  реализации облигаций, казначейских  обязательств и других видов  государственных ценных бумаг.

Облигация  - это государственное долговое  обязательство, которое дает право  ее владельцу по истечении  определенного срока получить  обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство  обязуется вернуть сумму долга  в определенный срок с процентами  или выплачивать проценты в  течение всего срока пользования  заемными средствами, а по истечении  этого срока вернуть и сумму  долга.

    Другим видом государственных  ценных бумаг в нашей стране  являются казначейские обязательства.  Отличия от облигаций заключаются  в целях выпуска, форме выплаты  дохода и свободе обращения.  Средства, поступающие от продажи  облигаций, направляются на пополнение  бюджетного фонда, внебюджетные  фонды или специально оговоренные  цели. Средства от реализации  казначейских обязательств государства  направляются только на пополнение  бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств, предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.

  2. Обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (казначейских сберегательных сертификатов). Это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

  3. Заимствование средств общегосударственного  ссудного фонда, как форма государственного  кредита характеризуется тем,  что государственные кредитные  учреждения непосредственно (не  опосредуя эти операции покупкой  государственных ценных бумаг)  передают часть кредитных ресурсов  на покрытие расходов правительства.  Эта форма способствует развитию  инфляционных процессов, это особенно  опасно в условиях жесткого  контроля над эмиссией денежных  знаков. Поэтому полная нормализация  отношений между государством  и кредитной системой лежит  на пути признания невозможности  прямого заимствования ссудных  средств для покрытия бюджетного  дефицита и возмещения государственному  банку долга, образовавшегося  в предыдущие годы. В нашей  стране подавляющая часть государственного  долга (93%) сложилась именно за  счет привлечения правительством  средств общегосударственного ссудного  фонда для финансирования бюджетных  расходов, что негативно сказалось  на состоянии государственных  финансов и денежного обращения.  Эта форма государственного кредита,  как правило, существует в тоталитарном  обществе.

  4. Казначейские ссуды - выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Государственные органы оказывают финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на вышеназванных условиях.

  5. Гарантированные займы - правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

    Государственные внешние займы  предоставляются, как и внутренние  на условиях возвратности, срочности  и платности. Сумма полученных  внешних займов с начисленными  процентами по ним включается  в государственный долг страны.

    Государственные внешние займы  предоставляются в денежной или  товарной форме. Выпускаются в  валюте страны-кредитора, страны-заемщика  или валюте третьей страны. Погашение  займов по соглашению сторон  осуществляется товарными поставками  или валютой.[3]

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

2.1 Понятие, сущность, виды и методы управления государственного долга

Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

  1.  кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2.  государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  3.  договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  4.  договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  5.  соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  1.  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  2.  объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
  3.  В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
  4.  основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
  5.  объем основного долга по кредитам;
  6.  объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;
  7.  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
  8.  Государственный долг также делится на капитальный и текущий.

Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг- это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По уровню управления государственный долг делится на:

  1.  государственный долг Российской Федерации;
  2.  государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
  3.  муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).
  4.  Рассмотри подробнее категорию внутреннего долга.

Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.

Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции:

  1.  ревизия бюджета субъекта Федерации;
  2.  передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта;
  3.  иные меры

В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

  1.  рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг(ГКО, ОФЗ, и др.);
  2.  нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России).

Далее рассмотрим подробнее государственный внешний долг.

Размер и структура внешнего долга России отражены в программе внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.

Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.

Нынешние российские долги западным странам включают в себя следующие категории:

  1.  долги перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства в займы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей стран- кредиторов;
  2.  кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;
  3.  задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг;

долги международным валютным финансовым организациям.

Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Вообще управление государственным долгом- это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Существуют различные формы управления государственным долгом:

  1.  конверсия-изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;
  2.  консолидация-увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);
  3.  унификация-объединение нескольких займов в один;
  4.  аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;
  5.  реструктуризация задолженности.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Для России актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые.

Более подробно формы управления государственным долгом будут рассмотрены в третьей главе.

Эти формы управления государственным долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

  1.  финансовое размещение- финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;
  2.  бюджетное использование – финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживание внешнего долга;
  3.  смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников его погашения: бюджетных средств, золотовалютных резервов, новых заимствований, конвертации задолженности в акции предприятий.

Проблема управления государственным долгом РФ является очень важной на данный момент, для того чтобы понять существующий перечень противоречий необходимо изучит историю формирования долга, а также его составляющие: внешний и внутренний долг.[2]

3.МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ

3.1 Понятие и значение муниципального долга

Муниципальный долг - общая сумма задолженности  муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным  по ним процентам. Муниципальный  долг полностью и без условий  обеспечивается всем муниципальным  имуществом, составляющим муниципальную  казну (ст. 100 БК РФ). Структура муниципального долга представляет собой группировку  муниципальных долговых обязательств по: 1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); 2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов; 3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; 4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям). В отличие от государственного долга муниципальный долг не может формироваться за счет привлечения кредитов иностранных банков и международных финансовых организаций.

    Указанный в БК РФ (ст. 100) перечень форм (видов) муниципального долга является исчерпывающим, в иных формах (видах) долговые обязательства  заключаться не могут.

    1. Муниципальный   долг —   совокупность   долговых   обязательств  муниципального образования. В  объем муниципального долга включаются:

    - основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

    - объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

    - объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

    - объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

    2.  Долговые обязательства муниципального  образования могут существовать  исключительно в форме:

    - кредитных соглашений и договоров;

    - займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

    - договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    - договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

    3. Долговые обязательства муниципального  образования погашаются в сроки,  которые определяются условиями  заимствований и не могут превышать  10 лет.

    Органы  местного самоуправления используют все  полномочия по формированию доходов  местного бюджета:

    - для погашения своих долговых обязательств;

    - обслуживания долга.

    4.  Управление муниципальным долгом  осуществляется уполномоченным  органом местного самоуправления.

    5.  Муниципальный долг полностью  и без условий обеспечивается  всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

    Муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, а также  по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, если указанные  обязательства не были гарантированы  ими.

    В условиях реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации  и увеличения потребности в заем-ных средствах для осуществления инвестиционных проектов на руководство муниципалитетов ложится ответственность за эффективность осуществления долговой политики. В связи с этим чрезвычайно важны вопросы нормативно-правового регулирования муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом.

    Внутренний  муниципальный долг зависит от собственных  доходов; чем меньше собственные  доходы, тем меньше возможностей у  муниципального образования по расширению источников финансирования дефицита бюджета. В целях финансирования дефицита целесообразно использовать различные  виды заимствований: как краткосрочные  заимствования на финансирование кассовых разрывов, так и долгосрочные заимствования: выпуск муниципальных ценных бумаг. Заимствования, осуществляемые путем  выпуска муниципальных ценных бумаг, привлекательнее тем, что обладают низкой стоимостью по сравнению с  банковскими кредитами, возможностью привлечения на более длительный срок и привлечения большего объема средств. [8]

3.2 Принципы  управления муниципальным  долгом

  Управление  муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

      Управление государственным долгом  РФ, государственным долгом субъекта  РФ, муниципальным долгом осуществляется  соответственно Правительством  РФ, государственными органами исполнительной  власти субъекта РФ, органами  местного самоуправления.

      Вообще, управление государственным  либо муниципальным долгом может  быть рассмотрено двояко. В широком  смысле слова управление долгом - это одно из направлений финансовой  политики государства (муниципального  образования), осуществляемое компетентными  органами власти и управления  и связанное с обязательствами  государства (муниципального образования)  в качестве заемщика или гаранта.  В узком смысле слова управление  долгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства (муниципального образования), действий по регулированию рынка государственных (муниципальных) ценных бумаг, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обязательств и предоставлению гарантий.

      Основными принципами управления  государственным либо муниципальным  долгом являются:

     1) минимизация стоимостной величины  государственного (муниципального) долга;

     2) регулирование объема и курса  заемных обязательств государства  (муниципального образования) на  рынке ценных бумаг;

     3) эффективное использование привлеченных  средств и контроль за их целевым использованием;

     4) обеспечение своевременного возврата  кредита.

    Управление  государственным и муниципальным  долгом включает в себя проведение ряда организационных, экономических, финансово-правовых мероприятий, направленных на оптимальное обслуживание и погашение  государственных и муниципальных  долговых обязательств. Так, в рамках управления государственным и муниципальным  долгом осуществляются следующие мероприятия:

     - рефинансирование - это выпуск новых  займов, принятие новых долговых  обязательств в целях покрытия  ранее выпущенных долговых обязательств. Такой метод управления государственным  и муниципальным долгом, как правило,  осуществляется в условиях недостаточности средств доходной части бюджета соответствующего уровня;

     - конверсия - это изменение размера  доходной части принятых долговых  обязательств. При этом такое  изменение может выражаться как  в снижении, так и в повышении  процентной ставки дохода, выплачиваемого  заемщиком (РФ, субъектом РФ, муниципальным  образованием) своим кредиторам;

     - консолидация - это изменение сроков  действия ранее выпущенных долговых  обязательств. Как правило, консолидация  применяется в целях сокращения  сроков погашения выпущенных  государственных и муниципальных  ценных бумаг. Однако в соответствии  с общими принципами гражданского  законодательства консолидация  может быть проведена только  по обоюдному согласию заемщика и кредитора

    Выводы:

    1) Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов;

    2) Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны;

    3) Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

    Долговые  обязательства муниципального образования  существуют в форме:

    1) кредитных соглашений и договоров,  заключенных муниципальным образованием;

    2) займов муниципального образования,  осуществляемых путем выпуска  ценных бумаг от имени муниципального  образования;

    3) договоров о предоставлении муниципальных  гарантий, договоров поручительства  муниципального образования по  обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. [7]

4.СТРУКТУРА И АНАЛИЗ  ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА Р.Ф.

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заёмщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (нефинансовые организации). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заёмщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. В распределении внешнего долга по названным категориям заёмщиков присутствует определенная условность. Среди должников - банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее, в официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заёмщики: самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и отвечают по обязательствам без участия государства.

В новых материалах Банка России  эта условность преодолена путем введения новой категории «внешний долг государственного сектора в расширенном определении», включающей задолженность банков и предприятий с государственным участием, (табл.1).

Структура внешнего долга России (на конец периода)

Это даёт возможность увидеть ситуацию с другой стороны и получить более объективное представление о реальной вовлеченности государства в процесс внешнего заимствования и о границах его ответственности за надлежащее выполнение обязательств перед зарубежными кредиторами. Внешний долг, за который прямо и косвенно отвечает государство, по итогам 2007г. оценивается почти в 190 млрд.долл., что является максимальной величиной за всю историю новой России. К ответственности государства прибавились долги банков и нефинансовых предприятий на общую сумму 143 млрд.дол. Прежняя официальная цифра задолженности государственного сектора увеличилась в четыре раза, составляя в рублевом выражении около 4,6 трлн.руб., при соотношении долга и ВВП - 14%. Внешний долг государственного сектора в расширенном определении равнялся 40% золотовалютных резервов страны. Динамика государственного внешнего долга России, оцениваемая с таких позиций, выглядит не столь оптимистично, как принято считать.

Собственно государственный долг действительно сокращается. Однако интенсивно увеличивается задолженность банков и предприятий с государственным участием (государственный корпоративный долг), что предопределяет рост ответственности власти перед зарубежными кредиторами.

По абсолютной величине и с новой структурой государственный долг уступает частному, однако в гораздо меньшей степени, чем это представлялось ранее. Долги частных корпораций (банков и предприятий) растут значительно быстрее государственного корпоративного долга. За два с четвертью года (2006г.- I квартал 2008г.) задолженность частного сектора увеличилась почти на 188 млрд.долл., тогда как весь государственный корпоративный долг вырос на 73 млрд.

Тревогу вызывают опубликованные на сайте данные за 2007г. об операциях небанковских корпораций по привлечению и погашению ссуд и займов. Эта группа заёмщиков в течение года получила новые кредиты в размере 180 млрд.долл., из которых более половины (91 млрд.) было использовано на погашение старых долгов, а остальное добавилось к общей сумме внешней задолженности. Если подобное положение сохранится и в ближайшем году, то только для погашения долга российским корпорациям придется занять за рубежом (или у государства?!) не менее 190 млрд.долл. В условиях нынешних осложнений на мировых финансовых рынках это большая проблема.

Как видим, рост внешнего корпоративного долга - один из наиболее динамичных показателей развития экономики России. В 2003-2007 гг. величина этого долга по отношению к ВВП почти удвоилась и составила 32,5%, а уровень совокупного (государственного и корпоративного) внешнего долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России в 2007г. составил 80%. К тому же внутренняя корпоративная задолженность по отношению к ВВП возросла в 2002-2007 гг. в три раза и в настоящее время превышает 40% ВВП. Внутренний государственный долг показан в табл.2.

Структура внутреннего государственного долга России (на начало года, млн.руб)

Его среднегодовой рост составил 22%, а сумма к началу 2008г. достигла более 50 млрд.долл. Цель этих заимствований, учитывая отсутствие их связи с намерением инвестировать в развитие экономики, выглядит неоправданной.

В целом же при наличии у государства избыточных (сверхнормативных) международных резервов, «неработающих» средств Стабфонда и профицита бюджета, сложившееся положение с интенсивным ростом внешнего долга и самим существованием внутреннего долга являет собой просчёт кредитно-денежной политики.

Рост внешнего корпоративного долга мог быть умерен кредитованием эффективных проектов корпораций из государственных источников с большой обоюдной выгодой. Но этого нет даже в замыслах, не говоря уже об отсутствии системы и механизмов осуществления подобных операций. Получается, что глобальной целью денежно-кредитной политики государства является максимизация количества неработающих денег, рассованных по многочисленным «подушкам безопасности», а не традиционное использование накоплений в инвестиции на развитие производства.

Оценка трансформации совокупного национального долга России за последние годы позволяет сделать вывод, что в этой области сформировался комплекс угроз экономической безопасности. Основными из них являются следующие семь:

1)Внешний корпоративный долг формируется сравнительно небольшим числом крупнейших предприятий и банков. В конце 2007г. 39,1% корпоративного долга перед нерезидентами приходилось всего на 15 заемщиков. На трёх крупнейших заёмщиков: «Роснефть», «Газпром» и группу ВТБ, - приходилось почти 22% долга. Ряд российских корпораций по объёму своих долгов нерезидентам превысил пороговые значения экономической безопасности, разработанные для государства в целом (Маастрихтские соглашения). Помимо долгов перед нерезидентами эти же корпорации имеют крупные долги перед российскими банками. Угроза экономической безопасности состоит в том, что ряду крупнейших российских предприятий и банков (Внешторгбанк и Сбербанк по объёму заимствований у нерезидентов занимают соответственно 3-е и 6-е места) в перспективе угрожает банкротство, которое повлечёт за собой крах сотен предприятий-смежников и всей банковской системы страны.

        2)Усиление сырьевой направленности развития экономики в связи с тем, что крупнейшими заемщиками у нерезидентов являются нефтегазовые корпорации.

3)Наличие у иностранных инвесторов российских долговых обязательств (государственных и корпоративных еврооблигаций, облигаций государственного внутреннего валютного займа, валютных корпоративных облигаций) на сумму более чем в 120 млрд.долл. Это создает угрозу дестабилизации рынка ценных бумаг и бюджетной системы страны при возникновении кризисных явлений на внешних рынках.

4)Ухудшение структуры внешних облигационных займов. В 2001-2003 гг. в структуре этих займов абсолютно преобладали государственные ценные бумаги - еврооблигации и ОВВЗ. В настоящее время свыше 70% приходится на корпоративные еврооблигации, которые гораздо менее надежны, чем государственные ценные бумаги, а также чем кредитная задолженность, так как котировки евробондов испытывают в последние годы существенные перепады.

5)Интенсивное строительство новой пирамиды ценных бумаг - корпоративных еврооблигаций. В настоящее время она превышает 90 млрд.долл. (из них свыше 50% приходится на государственные компании и банки), что существенно выше пирамиды государственных бумаг (ГКО - ОФЗ) перед дефолтом.

6)Чрезмерно высокая концентрация корпоративных еврооблигационных займов. На 15 крупнейших заемщиков приходится около 71% всего объема корпоративных еврооблигаций. Ресурсная база для погашения корпоративных евро-облигационных долгов необычайно низка по сравнению с ресурсной базой для погашения внутреннего корпоративного долга, долга по рублевым облигациям, внешнего (кредиты и займы) корпоративного долга.

7)Рост всего совокупного национального долга, наиболее динамичной составляющей которого является внешний корпоративный долг. В 2010г. он приблизится к 134% ВВП, что будет существенно выше всех государственных финансовых резервов: резервов Банка России, стабилизационного фонда РФ, обязательных резервов коммерческих банков, средств системы страхования вкладов.[6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный и муниципальный кредит представляют собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

Основными целями государственного и муниципального кредитования являются: финансирование бюджетного дефицита; проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик; поддержка муниципальных образований; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Формами внутреннего государственного кредита являются: государственные займы; обращение части вкладов населения в государственные займы; заимствование средств общегосударственного ссудного фонда; казначейские ссуды; гарантированные займы.

Функции государственного и муниципального кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Государственные внешние займы предоставляются, как и внутренние на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами по ним включается в государственный долг страны.

Государственные и муниципальные займы - это денежные ресурсы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или гарантов.

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга, т.е. накоплению задолженности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета. Расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.[9]

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: 2007. - 629 с.

2.Брагинская Л. С. Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности: 2007.

3.Карташов A. B. Государственный кредит и его формы // Право и государство. 2008. № 9.0, 59 печ.л.

4.Конституция Российской Федерации  

5. Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2 - е. перераб. и дон. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 360 с.

6.Официальный сайт Центрального Банка РФ.

7.Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. - М.: Издательство "Менеджер", 2006.

8.Мордвинцева А.Д. Учебная программа. Государственный и муниципальный долг

9.Финансы: Учебник/ под ред. проф. В. В. Ковалева.- М.: ТК Велби, Из - во Проспект, 2007.- 630 с.

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1263. Учет основных средств Ейского филиала ФГУП Росморпорт 398.5 KB
  Теоретические аспекты бухгалтерского учета основных средств. Оценка и переоценка основных средств. нализ основных финансовых показателей деятельности ФГУП Росморпорт. Документарное оформление и аналитический учет основных средств. Порядок проведения и учет результатов инвентаризации основных средств.
1264. Организация и методика расследования взяточничества 463.5 KB
  Уголовно-правовая характеристика получения-дачи взятки. Квалификация дачи взятки. Основные элементы криминалистической характеристики взяточничества. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о взяточничестве. Место и время совершения взяточничества. Особенности оперативно-розыскной деятельности по делам о взяточничестве.
1265. Содержание белка в хлебобулочных изделиях 378.5 KB
  Содержание белка в пищевых продуктах. Химический состав и пищевая ценность хлеба и хлебобулочных изделий. Белки из семян подсолнечника, хлопчатника, гороха, арахиса и конских бобов. Специфические реактивы для получения биуретового реактива.