87068

Анализ финансового состояния организации ООО «Гео – Консалтинг Партнер»

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Актуальность данного вопроса обусловило поиск методик облегчающих и ускоряющих процесс анализа финансового состояния. Результаты такого анализа нужны прежде всего собственникам а также кредиторам инвесторам поставщикам менеджерам и налоговым службам.

Русский

2015-04-17

206.27 KB

1 чел.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития экономики вопрос финансового анализа предприятий является очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности, именно поэтому анализу финансового состояния предприятия следует уделять особое внимания.

Актуальность данного вопроса обусловило поиск методик, облегчающих и ускоряющих процесс анализа финансового состояния. Методики, предлагаемые современными авторами, направлены на экспресс-оценку финансового состояния, документальное оформление результатов, подготовку информации, для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием.

Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т.е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.

Тема «Анализ финансового состояния организации» на сегодняшний день очень актуальна. В сложившейся экономической ситуации многие предприятия находятся на грани банкротства, что может быть следствием несвоевременного или некачественного анализа финансового состояния. Поэтому, чтобы избежать банкротства и повысить уровень финансовой независимости предприятия необходимо тщательно и регулярно проводить анализ.

Предметом исследования выступает финансовое состояние предприятия.

Объектом исследования является финансовое состояние ООО «Гео – Консалтинг Партнер» г. Симферополя.

Цель данной курсовой работы – это прогнозирование финансового состояния предприятия и разработка мероприятий по поддержанию финансового состояния предприятия на основе результатов анализа.

 В рамках данной работы решаются следующие основные задачи:

  1.  Определение  теоретических аспектов и информационного обеспечения анализа финансового состояния предприятия.
  2.  Определение методики анализа финансового состояния организации.
  3.  Проведение  анализа состава, структуры и динамики имущества, анализа платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости предприятия.
  4.  Определение значения финансового состояния для развития предприятия.
  5.  Оценка информационного обеспечения анализа на предприятии.
  6.  Разработка мероприятий по совершенствованию аналитической работы в  ООО «Гео – Консалтинг Партнер».

Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ООО «Гео – Консалтинг Партнер» за 2011-2013 год, а именно бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о финансовых результатах (форма № 2).

В качестве источников для написания данной курсовой работы послужили учебники, издания периодической печати, нормативно-правовые акты, статьи, Интернет.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: сравнительный анализ, анализ абсолютных показателей, анализ относительных показателей, графический, балансовый методы. Данная курсовая работа состоит из 3 глав, 8 таблиц, 6 рисунков, 20 источников литературы, приложений. Объем работы составляет 54 страницы.

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.

  1.  Содержание, задачи и информационное обеспечение анализа финансового состояния организации.

Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, имеющую свой предмет и объекты исследования целевую направленность, метод и методику, способы и приемы для выявления того существенного в предмете и объектах, что интересует данную науку и пользователей результатов экономического анализа. В качестве совокупного объекта анализа выступает хозяйственная деятельность организаций. Это сложная система взаимодействия техники, технологии, организации производства и труда, социальных условий хозяйствования и других элементов в процессах снабжения и сбыта, производства и реализации, в работе с инструментами финансового рынка.

Процесс хозяйствования и его результаты складываются под воздействием многочисленных объективных и субъективных факторов (причин). Планирование деятельности любой организации, проведение подготовительных организационно-технических работ, осуществление хозяйственной деятельности и достижение определенных ее результатов характеризуются комплексом показателей, в совокупности составляющих содержание экономической информации о предмете и объектах анализа, динамике, факторах и причинах их изменения. [1,c.10]

В связи с формированием рынка продукции, товаров, работ и услуг, в том числе сегментированного, а также в результате использования нетрадиционных для нашей экономики финансово-кредитных инструментов заметно расширилось содержание предмета и состава объектов хозяйственного анализа.

Содержательная сторона анализа как науки представлена системой специальных знаний, связанных с исследованием экономических явлений и процессов, результатов хозяйственной деятельности, тенденций ее развития, обоснованием оценок и методик выявления положительных и отрицательных факторов, с умением выбрать эффективное решение в условиях неопределенности

и риска. Научные знания по экономическому анализу становятся базовыми для разработки и принятия обоснованных управленческих решений. Надо заметить, что хозяйственная деятельность организации является объектом изучения многих наук, в том числе таких, как бухгалтерский учет и аудит, статистика, макро- и микроэкономика, менеджмент и др. Вместе с тем каждая из них исследует хозяйственные процессы организации с определенной, лишь ей присущей

точкой зрения и только ей свойственными методами и приемами.

Итак, дадим определение понятию экономический анализ. Экономический анализ играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Таким образом, содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.  [20]

 Экономический анализ выступает не только основной составляющей любой из функций управления (прогнозирования и бизнес-планирования; координирования, регулирования, учета и контроля; стимулирования; оценки условий хозяйствования и др.), но и сам является видом управленческой деятельности, предшествующей принятию управленческих решений для поддержания бизнеса на необходимом уровне. Эта активная роль анализа ставит перед ним ответственные задачи. Сосредоточим внимание прежде всего на тех задачах, которые связаны с нынешней сложной хозяйственной ситуацией и с исключительной ролью экономического анализа в преодолении сложившихся проблем.

1. Свободное взаимодействие рыночных субъектов, конкуренция, отягощенная криминалистическими тенденциями и гнетом монополий, коммерческий риск и неопределенность получения ожидаемых экономических выгод, вероятность наступления предполагаемого ущерба или получения результата ниже требуемого значения выдвигают на первый план проблему выбора. Отсюда для анализа весьма актуальной становится задача обоснования выбора оптимальных вариантов деловых решений из имеющихся альтернатив.

2. Развитая в научных и методических аспектах система экономического анализа и оценки деятельности хозяйствующих субъектов позволяет выявлять, систематизировать и актуализировать решение наиболее сложных и часто встречающихся хозяйственных ситуаций и разрабатывать наиболее эффективные .рекомендации по их устранению и выходу из создавшегося положения.

3. Теорией экономического анализа хозяйствующим субъектам должен быть предложен широкий набор инструментов и средств для достижения желаемых результатов (например, минимизации затрат, подержания баланса между доходностью и финансовой устойчивостью, предупреждения экономических кризисов) и разработаны методики диагностики вероятности наступления банкротств и т.д.

4. Хозяйственная практика требует использования в анализе многомерных оценок эффективности хозяйственной деятельности с учетом решения социальных, экологических и гуманитарных проблем, проблем использования чистой прибыли и ее капитализации и др.

5. Перед теорией анализа стоит задача обоснования нового понимания финансового успеха, который есть не максимизация прибыли, а успешное элимирование влияния неопределенности и риска; в меньшей степени —обеспечение ликвидности и доходности и в большей мере — достижение «благосостояния акционеров» с учетом коммерческих рисков, что в дальнейшем обеспечит необходимую финансовую устойчивость.

6. Актуальной задачей является совершенствование методик проведения таких видов анализа, как перспективный, прогнозный, оперативный, маржинальный, функционально-стоимостной и комплексно-экономический.

Анализ перспективы, опережающий последствия, является актуальным,так как дает возможность избежать вероятных будущих неудачных результатов хозяйственной деятельности, что важнее для бизнеса, чем исправлять фактически полученный ущерб.

7. Совершенствование методик изучения рынка и партнеров по нему может рассматриваться как важная самостоятельная задача анализа.

8. Необходимы не только современные методики проведения анализа, но и их практическая востребованность динамически развивающимися организациями с большим зарядом высоких технологий, интеллекта, креативности и ответственности. Аналитик и управленец должны работать в диалоговом режиме.

9. Реализация традиционных задач хозяйственного анализа, таких, как мобилизация выявленных резервов повышения эффективности производства и усиление его интенсификации, в нынешней экономической ситуации осложняется необходимостью учитывать неопределенность и коммерческие риски, вероятностный характер событий и их оценок, инфляционные процессы, современные характеристики стоимости денежных потоков и т.д. Все это требует совершенствования теории экономического анализа, без чего не представляется возможным усиление его роли в управлении бизнесом. Надо заметить, что среди способов и приемов анализа на первый план выдвигаются математические приемы, в том числе стохастическое моделирование, приемы финансового оценивания, использование оптимизационных моделей и др.

10. Задача повышения активной роли экономического анализа как информационной базы для принятия оптимальных деловых решений наряду с традиционной задачей совершенствования всех источников информации, в том числе повышения аналитичности учетной, отчетной, бизнес-плановой, нормативной и другой информации. [17,c. 30]

Изменение содержания задач анализа, расширение сферы их реализации, новая роль поставленных ранее задач в зависимости от целей хозяйственного развития — все это говорит о востребованности новаций в теории экономического анализа, о необходимости подготовки новых методик и мобилизации всех потенциальных возможностей хозяйственного анализа.

Экономический анализ базируется на разнообразной исходной информации. Ее можно рассматривать как систему потоков нормативных, плановых (бюджетных), статистических, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации, а также информации, разрабатываемой специализированными фирмами. Все источники информации делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные. Конкретизация отдельных потоков представлена в схеме на рис. 1.

Виды информации

• Отбор и концентрация

учетной, отчетной и другой

информации

• Вторичная расчетная аналитическая

информация

• Расчеты и оценка факторных

и результативных показателей

• Рейтинговые оценки

• Документы оформления

результатов анализа

• Безтекстовый анализ на основе

систематизированной информации

• Графики, диаграммы и т.п.

Законы государства

• Указы Президента

•Постановления Правительства

и местных органов

•Приказы вышестоящих органов

•Хозяйственно-правовые документы (договоры, решения

арбитража, судебных органов и т.п.)

•Решения собраний акционеров

• Прейскуранты

• Ценники

• Справочники

•Производственные и финансовые

бизнес-планы

• Сметы (бюджеты)

• Финансовая отчетность

• Управленческий учет и отчетность

• Данные синтетического и

аналитического учета

• Статистический учет и отчетность

• Оперативный учет и отчетность

• Налоговая отчетность

• Первичная учетная документация

• Машинные источники информации

(оперативная память

ПЭВМ, гибкие диски,

машинограммы)

• Материалы, акты, заключения:

- внутреннего и внешнего аудита

— внутриведомственных и

вневедомственных ревизий

— проверок деятельности налоговой службой

— лабораторного и врачебно-

санитарного контроля

— профессиональных консалтинговых

фирм

— печати, СМИ, Интернета

— региональных отделов статистики

- личных контактов с исполнителями

• Техническая и технологическая

документация

• Докладные записки, переписка

с контрагентами

• Реклама

Официальные документы и нормативно –правовые источники

Учетные источники информации

Внеучетные источники информации

Деловая итоговая информация для выбора управленческих решений

 

Рисунок 1 – состав информации, необходимой для принятия управленческих решений.

  1.  Методика анализа финансового состояния организации.

Под методом анализа финансового состояния понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения анализа финансового состояния можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. На рис.2 представлены основные математические методы анализа финансового состояния.

Рисунок 2 – математические методы анализа финансового состояния.

Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода. Для того чтобы результаты сравнения обеспечили правильные выводы анализа, необходимо установить сопоставимость сравниваемых показателей, т. е. их однородность и однокачественность. Сопоставимость аналитических показателей связана со сравнимостью календарных сроков, методов оценки, условий работы, инфляционных процессов и т. д.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы, что дает возможность сделать необходимые сопоставления и выводы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических явлений и показателей, определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии финансовых процессов.

Прием цепных подстановок применяется для расчета величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приемов цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель. Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих на совокупный финансовый показатель. Расчеты начинаются с исходной базы, когда все факторы равны базисному показателю, поэтому общее число расчетов на единицу больше количества определяющих факторов. Степень влияния каждого фактора устанавливается путем последовательного вычитания: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т. д. Применение цепных подстановок требует строгой последовательности в определении влияния отдельных факторов. Эта последовательность заключается в том, что в первую очередь обращается внимание на степень влияния количественных показателей, характеризующих абсолютный объем деятельности, объем финансовых ресурсов, объем доходов и затрат, во вторую очередь – качественных показателей, характеризующих уровень доходов и затрат, степень эффективности использования финансовых ресурсов.

Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется абсолютная или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам и совокупному финансовому показателю. Затем это отклонение по каждому фактору умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на совокупный показатель двух факторов (количественного и качественного) принято отклонение по количественному фактору умножать на базисный качественный фактор, а отклонение по качественному фактору – на отчетный количественный фактор.

Прием цепных подстановок и прием разниц являются разновидностью приема, получившего название элиминирование. Элиминирование – логический прием, используемый при изучении функциональной связи, который предусматривает последовательное выделение влияния одного фактора и исключение влияния всех остальных.  [1,c.25]

Основные методы анализа, используемые на практике, изображены на рис. 3.

Горизонтальный анализ

Основные методы анализа, используемые на практике

Вертикальный анализ

Трендовый анализ

Метод финансовых коэффициентов

Сравнительный анализ

Факторный анализ

Рисунок 3 – основные методы анализа, используемые на практике

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Данный метод позволяет выявить тенденции изменения статей отчетности или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы прироста. Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, т. е. расчет удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и оценка его влияния. С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения предприятий, а относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Горизонтальный и вертикальный виды анализа взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетности, так и динамику отдельных ее показателей.

Вариантом горизонтального анализа является трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ носит перспективный или прогнозный характер. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ – это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении данных конкурентов со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования.

Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтезом – соединением отдельных элементов в общий результативный показатель.

Все перечисленные методы анализа относятся к формализованным. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., которые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне. [16]

Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности методику анализа.

Различные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также от различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения.

Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс – способ отражения в стоимостной оценке имущества организации и источников от образования на определенную отчетную дату.

Исходный бухгалтерский баланс достаточно объемен в содержательном плане. Его анализ может выполняться одним из двух способов, каждый из которых имеет свои достоинства (недостатки) и сферы применения.

При первом способе анализ проводится на основании исходного баланса. Он применяется, когда аналитик намерен получить самое общее представление об объекте анализа. Его называют экспресс-анализ или чтение отчета. Как правило, он применяется внешним аналитиком (кредитором, поставщиком, инвестором и др.) при принятии решения целесообразности бизнес-контактов с организацией.

Горизонтальный и вертикальный анализ исходного баланса – трудоемкое и малоэффективное дело, так как большое количество показателей не позволяет выделить главные тенденции.

При втором способе анализ проводится на основании трансформированного баланса. В этом случае строится аналитический баланс, то есть исходный баланс представляется в форме, более удобной для анализа.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО « Гео-Консалтинг Партнер»

2.1.Организационная характеристика ООО «Гео - Консалтинг Партнер».

Общество с ограниченной ответственностью «Гео - Консалтинг Партнер» было основано в 2008 г. в соответствии с законодательством Украины. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и действует на основе устава и приказа об учетной политике.

ООО «Гео - Консалтинг Партнер» расположен в Крымском Федеральном округе, г. Симферополь, ул. Шалфейная, 1. Основным предметом деятельности предприятия является оказание посреднических услуг при купле, продаже, сдаче в аренду и оценки земельных участков, а также предоставление маклерских услуг на рынке недвижимости.

Руководство текущей хозяйственной деятельностью «Гео- Консалтинг Партнер» осуществляет  директор. Согласно учетной политике на 2013 г. на  директора возлагаются следующие обязанности:

  1.  контролировать отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций
  2.  обеспечивать непрерывность отражения хозяйственных операций в соответствии с Планом счетов и достоверную оценку активов, обязательств, капитала в бухгалтерском учете.
  3.  соблюдать применение на предприятии установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета при составлении и подаче в определенных законодательством сроки финансовой и налоговой отчетности

При осуществлении своей деятельности ООО «Гео- Консалтинг Партнер» выступает плательщиком единого налога.

Малые предприятия, такие как « Гео - Консалтинг Партнер» редко имеют аналитика на предприятии, поэтому аналитическая работа на предприятии не ведется.

2.2. Анализ структуры и динамики активов организации.

Бухгалтерский баланс – это свод информации о стоимости имущества и обязательствах организации, представленный в табличной форме. Баланс состоит двух разделов Актива и Пассива. Актив всегда должен быть равен Пассиву, именно поэтому форма отчет носит название Баланс.

Бухгалтерский баланс – важнейшая форма бухгалтерской отчетности (форма №1), по которой можно судить о финансовом состоянии предприятия, о том, каким имуществом оно обладает и сколько имеет долгов. Бухгалтерский баланс содержит данные по состоянию на определенную дату (как правило, конец года или квартала). Этим Баланс принципиально отличается от другой важнейшей форма отчетности, Отчета о прибылях и убытках, которая содержит данные о финансовых результатах деятельности организации за определенный период нарастающим итогом с начала года (обычно, за год, 1-й квартал, полугодие или 9 месяцев.) [18]

Активы дают определенное представление об экономических ресурсах или потенциале предприятия по осуществлению будущих затрат.

Анализ динамики состава и структуры имущества дали возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.

Состояние финансового положения предприятия характеризуется размещением его средств, и источников его формирования, и проводится с целью установления на сколько эффективно они используются. Финансовую эффективность определяют по обеспеченности собственными оборотными средствами и их сохранностью, состоянием и динамикой кредиторской и дебиторской задолженности, оборачиваемостью оборотных средств, материальное обеспечение банковских кредитов, платежеспособность.

От того, насколько предприятие эффективно размещает и использует свои финансовые ресурсы, напрямую зависит эффективность деятельности компании. Рассмотрим на примере ООО «Гео-Консалтинг Партнер» анализ динамики и структуры активов предприятия. Для этого построим аналитическую таблицу.

Таблица 1 - Анализ структуры и динамики активов организации

Наименование разделов и статей актива баланса

На конец 2011 г.

На конец 2012

Изменения

Темп роста,

%

На конец 2013 г.

Изменения

Темп роста

Тыс. грн

%

Тыс. грн

%

Тыс. грн

%

Тыс.грн

%

Тыс.грн

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

I.Внеоборотные активы

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

Основные средства

14,7

3,95

27,0

24,02

12,3

8,35

183,67

5,6

9,03

-21,4

-14,99

20,74

Итого по разделу I.

14,7

3,95

27,0

24,02

12,3

8,35

183,67

5,6

9,03

-21,4

-14,99

20,74

II. Оборотные активы

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

Запасы

5,6

1,5

3,1

2,76

-2,4

1,21

55,35

7,3

11,77

4,2

8,95

235,48

Дебиторская задолженность

324,8

87,17

59,2

53,02

-256,6

-34,15

18,23

49,1

79,19

-10.1

26,17

82,4

Денежные средства и их эквиваленты

27,5

7,38

23,1

20,55

-4,4

-13,17

84

_

_

_

_

_

Итого по разделу II.

357,9

96,05

85,4

75,98

-272,5

-20,07

23,86

56,4

90,97

-29

14,99

66,04

Баланс

372,6

100

112,4

100

-260,2

_

30,17

62,0

100

-50.4

_

55,16

Из данных таблицы видно, что объем основных средств в 2012 году по сравнению с 2011 увеличился на 8,35%, а в 2013 году снизился и составил 9,03 % всей валюты баланса. Объем запасов снизился в 2012 году по сравнению с 2011 на 2, 4 тыс. грн., а в 2013 увеличился до 7,3 тыс. грн., для предприятия это положительная динамика. Объем дебиторской задолженности в течение 3 лет уменьшается. В 2013 году занимает 26, 17 % валюты баланса, так  в 2011 году она составила 87, 17%. Такая динамика свидетельствует, что на предприятии снизился риск безнадежной задолженности и начал проводится более тщательный анализ платежеспособности дебиторов. В 2012 году по сравнению с 2011 годом объем денежных средств и их эквивалентов снизился на 4,4 тыс. грн., в 2013 году объем денежных средств и их эквивалентов равен 0.

Таким образом, исходя из структуры активов баланса, предприятию нужно привлекать краткосрочное финансирование и для сохранения финансовой устойчивости избегать долгосрочных займов и кредитов.

 

2.3.Анализ структуры источников формирования активов организации

При оценке состояния и деятельности предприятия мало проанализировать только текущее имущественное положение фирмы.  Для того  чтобы повысить эффективность ее деятельности, увеличить прибыль и сократить издержки, необходимо также внимательно проанализировать источники пополнения активов предприятия и при необходимости скорректировать их структуру.

Первым шагом может стать анализ баланса предприятия, его статей. В общем, можно сказать, что актив баланса – это имущество, которое можно изъять у предприятия, а пассив – это источники имущества. При анализе пассива большое значение имеет не столько размер и динамика соответствующего раздела, но и их соотношение между собой и разделами актива баланса.

Актив баланса — это часть бухгалтерского баланса, в которой отражается всё имущество предприятия, включая как материальные, так и нематериальные ценности, а также состав и размещение имеющихся ценностей.

Актив Бухгалтерского баланса состоит из двух разделов:

  1.  внеоборотные активы (активы, которые используются более 1 года: оборудования, здания, нематериальные активы, долгосрочные вложения и т.п.);
  2.  оборотные активы (активы, которые используют менее 1 года: сырье, материалы, краткосрочная дебиторская задолженность, денежные средства и т.п.).

Оборотные активы считаются более ликвидными, чем внеоборотные, т.е. могут быть быстрее обращены в деньги. [18]

Рассмотрим источники формирования активов ООО «Гео-Консалтинг Партнер» на рисунке 4

Дебиторская задолженность

Денежные средства и их эквиваленты

Основные средства

Запасы

Внеоборотные активы

Оборотные активы

Источники формирования активов на ООО «Гео-Консалтинг Партнер»

 

Рисунок 4 - источники формирования активов ООО «Гео-Консалтинг Партнер»

В таблице 2 покажем, какой объем денежных средств актива баланса приходится на каждый источник его формирования.

Таблица 2 - Структура источников формирования активов ООО «Гео-Консалтинг Партнер»

Актив

2011 год

%

2012 год

%

2013 год

%

1

2

3

4

5

6

7

Раздел I. Внеоборотные активы.

Основные средства

14,7

3,95

27,0

24,02

5,6

9,03

Итого по разделу I.

14,7

3,95

27,0

24,02

5,6

9,03

Раздел II. Оборотные активы

Запасы

5,6

1,5

3,1

2,76

7,3

11,77

Денежные средства и их эквиваленты

27,5

7,38

23,1

20,55

_

_

Дебиторская задолженность

324,8

87,17

59,2

52,67

49,1

79,2

Итого по разделу II

357,9

96,05

85,4

75,98

56,4

90,97

Баланс

372,6

100

112,4

100

62,0

100

 

На основании данных таблицы построим столбиковую диаграмму.

Рисунок  5

Из диаграммы видно, что большую часть в формировании активов предприятия занимают оборотные активы. Это означает, организация может привлекать краткосрочное финансирование (краткосрочные кредиты  и займы, отсрочки платежа поставщикам и т.п.) без ущерба для своей финансовой устойчивости.

 По данным таблицы можно сказать, что внеоборотные активы занимают меньшую долю в общей структуре активов. В 2011 году 3,95 %, в 2012 году их объем увеличился до 24,02 %, а в 2013 снова снизился до 9,03 %.

В составе оборотных активов наибольшую долю составляет дебиторская задолженность, которая в 2011 году составила 87,7 % общего объема активов, в 2012 – 52,67, а в 2013 – 79,2%. Денежные средства и их эквиваленты занимают промежуточное звено в общем объеме активов. Так, в 2011 они составили 7,38%, в 2012 – 20,55%, а в 2013 году денежных средств на балансе не значится. Наименьшую долю занимают запасы. В 2011 году доля запасов составила 1,5 %, в 2012 – 2,76, в 2013 – 11,77.

Таким образом, исходя из структуры активов баланса, предприятию нужно привлекать краткосрочное финансирование и для сохранения финансовой устойчивости избегать долгосрочных займов и кредитов.

2.4.Анализ динамики показателей финансовой независимости организации.

Коэффициент финансовой независимости характеризует отношение собственного капитала к общей сумме капитала (активов) организации. Коэффициент показывает, насколько организация независима от кредиторов. Чем меньше значение коэффициента, тем в большей степени организация зависима от заемных источников финансирование, тем менее устойчивое у нее финансовое положение. [11]

Коэффициент финансовой независимости рассчитывается по формуле:

Кфн = СК/А, где (1)

СК – собственный капитал

А – итого активы (валюта баланса)

Общепринятое нормальное значение коэффициента финансовой независимости в российской практике: 0,5 и более (оптимальное 0,6-0,7). В мировой практике считается минимально допустимым до 30-40% собственного капитала. Но в любом случае данный показатель сильно зависит от отрасли, а точнее от соотношения в структуре организации внеоборотных и оборотных активов. Чем больше у организации доля внеоборотных активов (фондоемкое производство), тем больше долгосрочных источников требуется для их финансирования, а значит, больше должна быть доля собственного капитала (выше коэффициент автономии).

Рост коэффициента финансовой независимости свидетельствует о том, что организация все больше полагается на собственные источники финансирования.

В таблице 3 рассчитаем коэффициент финансовой независимости на примере ООО «Гео-Консалтинг Партнер».

Таблица 3 -  Динамика финансовой независимости предприятия

Коэффициент

финансовой устойчивости

2011

2012

Изменение

2013

Изменение

Норматив

1

2

3

4

5

6

- 0,97

- 0,39

0,58

-0,15

0,24

0,5-0,7

Из данной таблицы видно, что в 2011, 2012 и 2013 году показатели коэффициента финансовой независимости сильно отличаются от норматива. Значит, предприятие нельзя назвать независимым, финансовое положение его крайне неустойчиво. Однако, в 2012 году по сравнению с 2011 коэффициент финансовой независимости увеличился на 0, 58, в 2013 году на 0,24 по сравнению с 2012. Значит, финансовое состояние организации стабилизируется.

2.5. Анализ формирования и изменения собственных  оборотных активов

Оборотные активы – это активы, которые служат или погашаются в течение 12 месяцев, либо в течение нормального операционного цикла организации (если он превышает 1 год). Многие оборотные активы используются одномоментно при отпуске их в производство (например, сырье и материалы). Оборотные активы являются одной из двух групп активов организации (вторая – внеоборотные активы). Соответственно, один из двух разделов Актива бухгалтерского баланса имеет название "Оборотные активы". Оборотные активы еще называют текущими активами.

В соответствии с формой бухгалтерского баланса, выделяют следующие оборотные активы:

  1.  запасы;
  2.  НДС по приобретенным ценностям;
  3.  дебиторская задолженность;
  4.  финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
  5.  денежные средства и денежные эквиваленты;
  6.  прочие активы, удовлетворяющие признакам оборотных активов.

Дебиторская задолженность и финансовые вложения относятся к оборотным активам только в том случае, если срок их погашения менее 1 года, либо срок превышает 1 год, но организация уверена в высокой ликвидности данных активов, способности быстро и без потерь обратить их в денежную форму (т. е. продать).

Оборотные активы в принципе обладают более высокой степенью ликвидности, чем внеоборотные. А деньги, как часть оборотных активов, имеет абсолютную ликвидность.

Достаточный размер оборотных активов необходимы для бесперебойной работы предприятия, будь то материалы, используемые в производственном процессе, или денежные средства для расчетов с поставщиками. Поэтому анализ ликвидности активов занимает центральное место в финансовом анализе предприятий. В ходе анализа изучают достаточность ликвидных активов для своевременных расчетов с поставщиками подрядчиками по текущей задолженности. Для этого оборотные активы в целом и их группы по степени ликвидности сравнивают с общей величиной краткосрочных обязательств организации на ту же дату.

Высокая доля оборотных активов характерна для материалоемких производств, организаций торговли. Чем выше доля оборотных активов (и, соответственно, ниже доля внеоборотных), тем больше организация может привлекать краткосрочного финансирования без ущерба для своей финансовой устойчивости. [1]

Итак, на примере ООО «Гео-Консалтинг Партнер» рассмотрим динамику изменения оборотных активов в 2011-2013 годах.

Таблица 4- Динамика изменения оборотных активов ООО «Гео-Консалтинг Партнер»

 

Оборотные активы

2011 год

%

2012 год

%

2013 год

%

1

2

3

4

5

6

7

Запасы

5,6

1,5

3,1

2,76

7,3

11,77

Денежные средства и их эквиваленты

27,5

7,38

23,1

20,55

_

_

Дебиторская задолженность

324,8

87,17

59,2

52,67

49,1

79,2

Итого по разделу II

357,9

96,05

85,4

75,98

56,4

90,97

Баланс

372,6

100

112,4

100

62,0

100

На основании данных таблицы построим график динамики изменения величины оборотных активов в 2011- 2013 годах.

Рисунок 6 - график изменения величины оборотных активов ООО «Гео-Консалтинг Партнер

Как видно из таблицы 2.8 к 2013 году объем запасов на предприятии достигает 7,3 тыс. грн, что составляет 11,7 % от общего объема оборотных активов. Рост запасов является благоприятным для предприятия. В 2011 году денежные средства и их эквиваленты составляли 27,5 тыс.грн., в 2012 этот показатель равен 23,1 тыс.грн, а в 2013 объем денежных средств равен 0.   В 2011 году дебиторская задолженность составляла 87,17 % общего объема оборотных активов, в 2012 – 59, 2%, в 2013 – 49,1%. Снижение объема дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении финансовых ресурсов самого предприятия, а соответственно его возможностей.

2.6. Анализ динамики показателей ликвидности и платежеспособности организации.

Ликвидность активов представляет собой их возможность при определенных обстоятельствах обратиться в денежную форму (наличность) для возмещения обязательств. Из всех активов организации наиболее ликвидными являются оборотные активы, а из всех оборотных активов наиболее ликвидны денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, депозиты и др.), а также непросроченная дебиторская задолженность, срок оплаты которой наступил, или счета, акцептованные к оплате. [1]

Платежеспособность – это способность предприятия своевременно собственными наличными средствами погасить текущие кредитные обязательства.

Для анализа и оценки кредитоспособности, платежеспособности предприятия используют ряд коэффициентов:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) - показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно; рассчитывается по формуле:

Кал = (ДС+КФВ)/КО, (2)

где ДС - денежный средства, тыс. руб.;

КФВ - краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб.;

КО - краткосрочные обязательства, тыс. руб.

2. Коэффициент текущей ликвидности - показывает, какая часть краткосрочной задолженности с учетом суммы расчетов с дебиторами может быть погашена в ближайшее время; рассчитывается по формуле:

Ктл = (ДС+КФВ+ ДЗ)/КО, (3)

где ДС - денежный средства, тыс. руб.;

КФВ - краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб.;

КО - краткосрочные обязательств,

ДЗ - дебиторская задолженность тыс. руб.

3. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств (быстрой ликвидности) - показывает степень зависимости предприятия от материальных запасов с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения краткосрочных обязательств; рассчитывается по формуле:

Кбс =З/КО, (4)

где З - запасы товарно-материальных ценностей, тыс. руб.;

КО - краткосрочные обязательств, тыс. руб.

4. Коэффициент общей ликвидности - характеризует запас финансовой прочности при превышении оборотных активов над краткосрочными обязательствами:

Кол =(ДС+КФВ+ ДЗ+З)/КО, (5)

где ДС - денежный средства, тыс. руб.;

КФВ - краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб.;

КО - краткосрочные обязательств, тыс. руб.;

ДЗ - дебиторская задолженность, тыс. руб.;

З - запасы товарно-материальных ценностей, тыс. руб.

5. Коэффициент финансовой автономности - характеризует долю собственного капитала в валюте баланса:

КА = СК/ВБ, (6)

где СК - собственный капитал, тыс. руб.;

ВБ - валюта баланса, тыс. руб.

6. Коэффициент обеспеченности оборотными средствами:

Косс = СОС/ОА, (7)

где СОС - собственные оборотные средства, тыс. руб.;

ОА - оборотные активы, тыс. руб.

7. Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами:

КЗОБ = З/СОС, (8)

где З - запасы товарно-материальных ценностей, тыс. руб.;

СОС - собственные оборотные средства, тыс. руб.

8. Доля оборотных средств в активах предприятия находиться по формуле:

ОА = ОА/А, (9)

где ОА - оборотные активы предприятия, тыс. руб.;

А - величина актива баланса, тыс. руб.

9. Доля запасов в оборотных активах находиться по формуле:

Зоа = З/ОА, (10)

Где З - запасы товарно-материальных ценностей, тыс. руб.;

ОА - оборотные активы предприятия, тыс. руб.

На основании данных коэффициентов построим таблицу для анализа динамики платежеспособности и ликвидности на примере ООО «Гео-Консалтинг Партнер».

Таблица 5 - Динамика изменения ликвидности и платежеспособности

Показатель

Норматив

2011 год

2012 год

Изменение

2013 год

Изменение

1

2

3

4

5

6

7

Коэффициент абсолютной ликвидности

≥0,15-0,2

0,04

0,27

0,23

0

-0,23

Коэффициент текущей ликвидности

≥0,5-1

0,48

0,53

0,5

0,69

0,16

Коэффициент быстрой ликвидности

≥1-2

0,01

0,02

0,01

0,1

0,09

Коэффициент общей ликвидности

≥0,5-0,7

0,49

0,55

0,6

0,19

-0,36

Коэффициент финансовой автономности

> 0,5

-0,97

-0,39

0,58

-0,14

0,25

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами

_

-0,01

-0,04

-0,03

-0,49

-0,45

Доля оборотных средств в активах предприятия

_

0,96

0,76

-0,2

0,91

0,15

Доля запасов в оборотных активах.

_

0,01

0,03

0,02

0,13

0,1

Из коэффициента абсолютной ликвидности видно, что в 2011 году только 0,04 части краткосрочных заемных обязательств могут быть погашены за счет собственных средств. Значение ниже нормативного, что свидетельствует о низкой платежеспособности предприятия. В 2012 году этот показатель равен 0,27, он находится в рамках норматива. В 2013 году показатель равен 0, то есть предприятие абсолютно не платежеспособно.

В 2011 году коэффициент текущей ликвидности равен 0,48, то есть меньше нормативного значения. В 2012 году этот показатель составляет 0,53, а в 2013 году – 0,69. Показатели находятся в рамках нормативного значения. Следовательно, краткосрочная задолженность с учетом суммы расчетов с дебиторами может быть погашена в ближайшее время.

Коэффициент быстрой ликвидности в 2011 году составил – 0,01, в 2012 – 0,02, в 2013 – 0,1. При этих значениях коэффициента ликвидные активы не покрывают краткосрочные обязательства, а значит, существует риск потери платежеспособности, что является отрицательным фактором для деятельности предприятия.

В 2011 и 2012 году коэффициенты общей ликвидности составляют 0,49 и 0,55 соответственно. Эти показатели близки к нормативным, значит, предприятие может погасить свои текущие обязательства за счет только оборотных активов. В 2013 году показатель резко снижается до 0,19, следовательно, объем оборотных активов тоже резко уменьшился.

Коэффициенты финансовой автономности представляют собой отрицательные значения, что может свидетельствовать о том, что доля собственного капитала в валюте баланса является незначительной.

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами в 2011 году составил – (-0,01), в 2012 – (-0,02). В 2013 году этот показатель стал выше, относительно двух предыдущих – (-0,49), однако запасы собственными оборотными средствами не обеспечены.

Доля оборотных средств в активах предприятия в 2011 году составляет 0,96, а в 2012 году понижается до 0,76 , что может свидетельствовать об ухудшении платежеспособности предприятия. В 2013 году  доля оборотных средств составляет 0,91.

Анализируя долю запасов в оборотных активах, которая в 2011 году составляет 0,01, в 2012 – 0,03, а в 2013 – 0,13 можно сделать вывод о недостаточной доле запасов в оборотных активах.

2.7. Анализ динамики деловой активности и рентабельности предприятия.

Коэффициент оборачиваемости – это финансовый коэффициент показывающий интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов или обязательств. Коэффициенты оборачиваемости выступают показателями деловой активности предприятия.

Так, значение коэффициента оборачиваемости активов равное 3 показывает, что организация в течение года получает выручку втрое большую стоимости своих активов (активы за год "оборачиваются" 3 раза).

Чем больше коэффициент оборачиваемости активов, тем интенсивней используют активы в деятельности организации, тем выше деловая активность. Однако оборачиваемость сильно зависит от отраслевых особенностей. В организациях торговли, где проходят большие объемы выручки, оборачиваемость будет выше; в фондоемких отраслях – ниже. При этом значение оборачиваемости нельзя считать показателем эффективности работы организации, судить о ее прибыльности. Тем не менее, сравнительный анализ коэффициентов оборачиваемости двух аналогичных предприятий одной отрасли может показать различия в эффективности управления активами. Например, большая оборачиваемость дебиторской задолженности говорит о более эффективной собираемости платежей с покупателей. [7]

Кроме коэффициента оборачиваемости, оборачиваемость часто рассчитывают в количестве дней, которое занимает один оборот. Для этого 360 дней делят на годовой коэффициент оборачиваемости. Например, коэффициент оборачиваемости активов равный 3 показывает, что активы в среднем оборачиваются за 121,7 дней (т.е. за этот период поступает выручка, равная стоимости имеющихся у организации активов).

Для анализа деловой активности будут использованы следующие формулы:

  1.  Коэффициент оборачиваемости активов = Выручка от реализации товаров и услуг/ стоимость активов. (11)
  2.  Продолжительность одного оборота активов в днях = 360/коэффициент оборачиваемости активов. (12)
  3.  Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов = Выручка от реализации товаров и услуг/ стоимость внеоборотных активов. (13)
  4.  Продолжительность одного оборота внеоборотных активов в днях= 360/ Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов. (14)
  5.  Коэффициент оборачиваемости оборотных активов = Коэффициент оборачиваемости активов/ стоимость оборотных активов. (15)
  6.  Продолжительность одного оборота оборотных активов в днях = 360/ Коэффициент оборачиваемости оборотных активов. (16)
  7.  Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности= Выручка от реализации товаров и услуг/стоимость дебиторской задолженности. (17)
  8.  Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях = 360/коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. (18)
  9.  Коэффициент оборачиваемости собственного капитала = Выручка от реализации товаров и услуг/ стоимость собственного капитала. (19)
  10.   Продолжительность одного оборота собственного капитала в днях = 360/ коэффициент оборачиваемости собственного капитала. (20)
  11.   Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности= Выручка от реализации товаров и услуг/стоимость кредиторской задолженности. (21)
  12.   Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности в днях = 360/коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. (22)

Для расчета показателей деловой активности и рентабельности построим сводную таблицу.

Таблица 6 - Исходные данные для расчета показателей деловой активности и рентабельности.

Финансовые показатели, тыс. грн.

2011 год

2012 год

2013 год

1

2

3

4

Стоимость активов (ЧА)

372,6

112,4

62,0

Стоимость оборотных активов (ОА)

357,9

85,4

56,4

Стоимость внеоборотных активов (ВА)

14,7

27,0

5,6

Стоимость дебиторской задолженности (ДЗ)

324,8

59,2

49,1

Стоимость собственного капитала (СК)

- 360,9

-43,5

-9,2

Стоимость кредиторской задолженности (КЗ)

733,0

83,9

14,0

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (N)

_

883,5

81,1

Себестоимость продукции (S)

_

39,4

11,0

Прибыль от реализации продукции (В)

_

844,1

70,0

Бухгалтерская прибыль (убыток) (БП)

_

317,3

26,6

Чистая прибыль (ЧП)

_

317,3

26,6

Систематизируем полученные данные в таблицу, найдем отклонения в 2012 году по сравнению с 2011 годом, в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Проанализируем изменения коэффициентов оборачиваемости и продолжительности оборота в днях.

Таблица 7 - показатели деловой активности ООО «Гео-Консалтинг Партнер»

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Отклонения (+-)

В 2012 по сравнению с 2011.

В 2013 по сравнению с 2012.

1

2

3

4

5

5

Коэффициент оборачиваемости активов

_

7,86

1,31

_

-6,55

Продолжительность одного оборота активов в днях

_

45,8

274,8

_

229

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

_

10,34

1,44

_

-8,9

Продолжительность одного оборота оборотных активов в днях

_

34,82

250

_

215,18

Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов

_

37,72

14,49

_

-23,23

Продолжительность одного оборота внеоборотных активов в днях

_

9,54

24,84

_

15,3

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

_

14,92

1,65

_

-13,27

Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях

_

24,13

218,18

_

194,05

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

_

-20,31

-8,81

_

11,5

Продолжительность одного оборота собственного капитала в днях

_

17,72

40,86

_

23,14

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

_

10,53

5,79

_

-4,74

Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности в днях

_

34,19

62,18

_

27,99

 

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод, что коэффициент оборачиваемости активов в 2013 году по сравнению с данными 2012 года уменьшался на 6,55.Также, в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшился коэффициент оборачиваемости оборотных активов на 8,9. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов также снизился на 23,23. Это свидетельствует о том, что интенсивность использования активов в 2013 году по сравнению с 2012 значительно снизилась.

Показателя оборачиваемости дебиторской задолженности снизился на 13,27 в 2013 году. Это указывает на ухудшение расчетов с дебиторами.

А показатель оборачиваемости кредиторской задолженности в 2013 году стал меньше на 4,74.

Увеличение оборачиваемости собственного капитала на 23,14 дней говорит о необходимости привлечения дополнительного капитала для продолжения производственно-хозяйственной деятельности.

Таким образом, предприятие ООО «Гео-Консалтинг Партнер» имеет низкий уровень деловой активности. Использование активов и обязательств не достаточно интенсивное. В 2013 году по сравнению с 2012 уровень деловой активности снизился.

 Разработка и выбор оптимальных вариантов источников финансирования деятельности хозяйствующих субъектов — наиболее важные и сложные проблемы, изучаемые в рамках финансового анализа. В основе процесса принятия оптимальных решений в области долгосрочного финансирования лежат анализ, оценка и сравнение объема планируемых источников финансирования и ожидаемых результатов.

Оптимизация решений по привлечению капитала — это процесс исследования множества факторов, воздействующих на ожидаемые результаты, в ходе которого на основе ранее установленных критериев оптимизации менеджерами-аналитиками осуществляется осознанный (рациональный) выбор наиболее эффективного варианта привлечения капитала. В качестве критериев оптимизации могут выступать прирост обобщающих показателей рентабельности капитала, а разработанные на их основе факторные модели зависимости рентабельности собственного или заемного капитала от других частных показателей-факторов позволяют выявить степень количественного воздействия каждого из них на изменение (+, — ) результативных показателей. [6]

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна

деятельность компании, и исчисляются отношением полученной прибыли к используемым источникам» средств. К таким коэффициентам относятся: рентабельность всего капитала; рентабельность собственного капитала; рентабельность чистых активов; рентабельность заемного капитала и др.

Рентабельность продаж определяется по формуле:

R= (Р' : N)* 100%,где (23)

Р' – чистая прибыль

N – объем реализации

Построим таблицу для расчета показателей рентабельности ООО «Гео-Консалтинг Партнер» за 2012 и 2013 год.

Таблица 8 - показатели рентабельности ООО «Гео-Консалтинг Партнер»

Показатель

Единица измерения

2012 год

2013 год

Отклонение (+-)

Темп роста,%

1

2

3

4

5

6

Рентабельность продаж (Р' : N)

_

36%

33%

-3%

91,67

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

(N: ОА)

_

10,34

1,48

-8,86

14,31

Коэффициент покрытия оборотными активами кредиторской

задолженности (ОА: КЗ)

_

1,02

4,03

3,01

395,01

Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской

задолженности (КЗ: ДЗ)

_

1,42

0,29

-1,13

20,42

Доля дебиторской задолженности в чистых активах

организации (ДЗ : ЧА)

коэф.

0,53

0,79

0,26

149,06

Рентабельность собственного капитала (Р':СК)

%

-1

-4

-3

-400

Из таблицы 8 видно, что рентабельность продаж в 2012 году составляла 36%, а в 2013 – 33, соответственно темп прироста отрицательный. Однако, уровень рентабельности вдвое превышает нормативное значение.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизился на 8,86, что является отрицательным фактором для деятельности предприятия, так как снизилась интенсивность использования оборотных активов.

Коэффициент покрытия оборотными активами кредиторской задолженности в 2012 году составляет 1,02, в 2013 наблюдается увеличение показателя до 4,03. Наблюдается положительный темп роста. Это означает, что в 2013 году, часть кредиторской задолженности, которая может быть покрыта за счет оборотных активов увеличилась на 3,01.

Коэффицент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности в 2012 году составил 1,42, а в 2013 году снизился на 1,13 пунктов и составил 0,29. То есть, размер кредиторской задолженности, приходящийся на рубль дебиторской снизился.

В 2013 году доля дебиторской задолженности в активах предприятия возросла на 0,26 пунктов и составила 0,79, когда в 2012 году, она составляла 0,53. Для предприятия это неблагоприятный фактор, так как с ростом доли дебиторской задолженности в активах предприятия снижается мобильность структуры предприятия.

Рентабельность собственного капитала представляет собой отрицательные показатели, так как предприятие не имеет собственного капитала (т.е. чистых положительных активов). В 2012 году рентабельности равна (-0,01), а в 2013 году (-0,04).

Таким образом, предприятие нельзя назвать рентабельным, в первую очередь из-за отсутствия чистых положительных активов. Положение организации шаткое, не наблюдается положительной динамики.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

3.1. Оценка информационного обеспечения анализа финансового состояния в исследуемой организации.

Организационные формы экономического анализа на предприятии определяются его размерами, отраслевой принадлежностью, организационно-правовой формой.

На крупных промышленных предприятиях деятельность всех экономических служб возглавляется главным экономистом — заместителем директора по экономическим вопросам.

Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе по экономическому анализу. В его подчинении находятся различные экономические службы и отделы (лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, финансовый и др.). В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа.

На средних и малых предприятиях аналитическую работу возглавляет начальник планового отдела или главный бухгалтер.

Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.п. Только общими усилиями экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти оптимальный вариант ее решения.[5]

Предприятие «Гео-Консалтинг Партнер» является субъектом малого предпринимательства. Экономическим анализом на данном предприятии занимается главный бухгалтер. На ООО «Гео-Консалтинг Партнер»  бухгалтерия анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана по прибыли и ее использование, финансовое состояние, платежеспособность предприятия и т.п.

Все источники, используемые для экономического анализа делятся на учетные, внеучетные и плановые.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные, задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а так же данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:

1. Официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия.

2. Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.

3. Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов.

4. Материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.).

5. Техническая и технологическая документация.

6. Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).                                 

7. Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий.

Существует ряд требований, предъявляемых к информации, используемой для анализа. Экономическая информация должна достоверно, объективно отражать исследуемые явления и процессыИначе выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут оказаться вредными.

Следующее требование, предъявляемое к организации информационного потока, - это единство информации, поступающей из разных источников (планового, учетного и внеучетного характера). Из этого принципа вытекает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в учете, планировании, контроле и анализе. [1]

Эффективность анализа может быть обеспечена только тогда, когда есть возможность оперативно вмешиваться в процесс производства по его результатам. Это значит, что информация должна поступать к аналитику как можно быстрее. В этом и состоит сущность еще одного требования к информации — оперативность. Повышение оперативности информации достигается применением новейших средств связи, обработкой ее на ПЭВМ и т.д.

Одно из требований к качеству информации — это обеспечение ее сопоставимости по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков.

И наконец, система информации должна быть рациональной (эффективной), то есть требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. С одной стороны, для комплексного анализа любого экономического явления или процесса требуется разносторонняя информация. При ее отсутствии анализ будет неполным. 

В экономическом анализе бухгалтер ООО «Гео-Консалтинг Партнер»  использует такие источники:

  1.  Учетные,  а именно бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, первичные документы.
  2.  Внеучетные, а именно официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности, материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников информации, материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах.

В результате анализа динамики показателей рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости ООО «Гео-Консалтинг Партнер» видно, что в 2013 году эти показатели значительно снизились по сравнению с 2011 годом. Это можно связать с некачественным анализом, так как именно анализ дает объективную картину финансового состояния предприятия: прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, расчетах с дебиторами и кредиторами, ликвидности, устойчивости и т.д. Он необходим для всех предприятий, которые планируют продолжать свою деятельность в будущем. Высокий уровень дебиторской задолженности в 2011 году свидетельствует о некачественном анализе платежеспособности своих дебиторов, однако в 2012 и 2013 годах показатель дебиторской задолженности значительно снизился.

Таким образом, для качественного анализа необходимо учитывать требования, которые предъявляются к информации. Проанализировав деятельность можно сделать вывод, что в анализу в ООО «Гео-Консалтинг Партнер» уделяется недостаточное внимание. Однако, в организации имеется достаточное количество информации, как учетной, так и внеучетной для его проведения.

3.2. Рекомендации по совершенствованию аналитической работы в исследуемой организации.

Для успешного функционирования предприятия необходимо проводить анализ хозяйственной деятельности. Анализ должен проводиться непрерывно, а информация должна поступать оперативно для более объективного отражения финансового состояния организации.

Организация аналитической работы на предприятии должна соответствовать ряду требований:

1. Проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, принимающего управленческие решения.

2. Аналитическое исследование должно быть эффективным, что достигается компьютеризацией аналитических расчетов.

3. Аналитическая работа на предприятии должна быть регламентирована и унифицирована. Регламентация предусматривает использование  для отражения аналитической информации каждым исполнителем установленного минимума таблиц и выходных форм. Унификация анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость результатов анализа на высших уровнях управления, повышает объективность оценки деятельности структурных подразделений предприятия, уменьшает затраты времени на проведение анализа и способствует повышению его эффективности.

Основой анализа хозяйственной деятельности является мониторинг, то есть постоянный, систематический контроль за изменением состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия,  анализ причинно-следственных связей ее результатов с определенными группами факторов и оценка (диагностика) тенденций и закономерностей развития предприятия.

Проведя экономический анализ деятельности ООО «Гео-Консалтинг Партнер» можно сделать вывод, что на предприятии анализу не уделяется должное внимание.

 Для совершенствования анализа на предприятии можно порекомендовать:

  1.  Ввести на предприятии должность аналитика. Аналитик будет заниматься непосредственно анализом процессов, происходящих на предприятии, а значит, непрерывно  контролировать хозяйственные процессы и при необходимости своевременно повлиять на процессы, которые могут повлечь за собой уменьшение прибыли предприятия. Для аналитика разработать должностную инструкцию, где будут описаны его права и обязанности. (Приложение Б)
  2.  Если у организации нет возможности ввести должность финансового аналитика, то можно распределить обязанности между работниками предприятия. Для более эффективного анализа им в большей или меньшей степени  должны заниматься все сотрудники. Каждый субъект будет контролировать определенную область, так как экономический анализ входит в обязанности не только экономического отдела, но также и технических служб, производственных, сбытовых отделов и т.д. Для стимулирования работников можно ввести систему премирования за качественное выполнение аналитической работы. Также необходимо выделение субъектов и объектов анализа. Субъектами  анализа хозяйственной деятельности на предприятии являются их собственники и  отдельные специалисты. В качестве объектов анализа могут выступать различные виды деятельности; производственные ресурсы,  их техническое, материальное, финансовое обеспечение и состояние; отдельные производственные и технологические операции, технические комплексы и производственные мощности; организационные, функциональные и линейные структуры управления.
  3.  Для более эффективного анализа необходимо повысить качество предоставляемой информации.  Информационное обеспечение  должно быть необходимым и достаточным,  полным, достоверным,  своевременным, сопоставимым и рациональным. Информационное обеспечение анализа включает три этапа: разработку методологии сбора необходимой информации, создание информационного массива, преобразование информации в соответствии с программой исследования. Для проведения анализа хозяйственной деятельности используется не только экономическая, но и техническая, технологическая и другая информация.
  4.  Планирование аналитической работы. Аналитическая работа на предприятии должна иметь планомерный характер, для этих целей на предприятии составляются комплексный план   (календарное расписание отдельных аналитических исследований в течение года) и тематические планы (планы проведения анализа по вопросам, требующим углубленного изучения).

Аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйствования – это непосредственной анализ, наиболее ответственный этап работы аналитика. Организация обработки требует соответствующего методического обеспечения, определенного уровня подготовки лиц, которые занимаются анализом, их обеспеченности техническими и программными средствами проведения анализа хозяйственной деятельности. Сбор данных и анализ определенных процессов – это задача каждого работника предприятия, а непосредственно сбором и обработкой результатов промежуточного анализа должен заниматься специалист, поэтому для проведения качественного анализа необходимо на предприятии ввести должность аналитика.

Все результаты аналитической работы, проведенной на предприятии необходимо оформлять документально. Результаты аналитического исследования деятельности предприятия  и его подразделений оформляют в виде документов (пояснительной записки, справки, заключения). Пояснительная записка должна содержать общие вопросы (экономический уровень развития предприятия, условия хозяйствования, результаты деятельности предприятия) и аналитическую часть (аналитические расчеты, аналитические и итоговые таблицы, графики, диаграммы, предложения по совершенствованию деятельности предприятия). В справке и заключении содержится информация о выявленных недостаткам (успехах), резервах и способов их освоения.

    Контроль  над  внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа, должен быть  возложен  на руководителя  и специалистов всех структурных подразделений предприятия.

 Возможно, предприятие, введя должность аналитика и следуя этим рекомендациям, сможет организовать аналитическую работу, проведение которой приведет к повышению рентабельности продаж, к высокому уровню финансовой независимости, финансовой устойчивости, что как следствие повлечет за собой увеличение прибыли.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития экономики вопрос финансового анализа предприятий является очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности, именно поэтому анализу финансового состояния предприятия следует уделять особое внимание.

Изучив организацию анализа на предприятии можно сделать следующие выводы:

  1.   Рассмотрев теоретические аспекты и информационное обеспечение анализа можно сделать вывод, что анализ – это наука, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций. Источники информации, используемые для анализа, делятся на официальные документы и нормативно-правовые акты, учетные и внеучетные источники информации, деловая итоговая информация для выбора управленческих решений.
  2.   Рассмотрев основные методы проведения анализа на предприятии мы выбрали наиболее приемлемые для данной организации и использовали их в данной курсовой работе. Это методы сравнительного, факторного, трендового анализа, а также горизонтальный и вертикальный анализ.
  3.  Проведя анализ состава, структуры и динамики имущества, рентабельности,  анализа платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости предприятия можно сделать вывод, что ООО «Гео – Консалтинг Партнер» организация неплатежеспособная, с низким уровнем финансовой устойчивости. Показатели ликвидности близки к нормативным значениям, соответственно предприятие может погасить свои текущие обязательства за счет только оборотных активов. Проанализировав структуру актива баланса можно сделать вывод, что оборотные активы занимают большую часть в формировании активов предприятия. Это означает, организация может привлекать краткосрочное финансирование (краткосрочные кредиты  и займы, отсрочки платежа поставщикам и т.п.) без ущерба для своей финансовой устойчивости. Проведя анализ рентабельности можно сделать вывод, что предприятие имеет высокий уровень рентабельности, который в 2 раза превышает нормативное значение . Однако, положение организации шаткое, не наблюдается положительной динамики.

  1.  Оценив уровень информационного обеспечения для проведения анализа можно сделать вывод, что организация обладает большим количеством учетной и внеучетной информации для тщательного экономического анализа, однако необходимо следить, чтобы информации соответствовала требованиям, предъявляемым к ней.
  2.  Для успешного функционирования ООО «Гео – Консалтинг Партнер» можно порекомендовать ввести на предприятии должность аналитика для организации аналитической работы, которая может привести  повышению рентабельности продаж, к высокому уровню финансовой независимости, финансовой устойчивости, что как следствие повлечет за собой увеличение прибыли. Если у организации нет возможности ввести новую должность, то необходимо внедрить систему, а которой анализом будут заниматься все сотрудники предприятия, контролируя каждый свой отдел.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономический  анализ играет важную роль в управлении предприятием. На сегодняшний день существует мощная теоретическая база для его проведения, а также имеется достаточный объем информации. тщательный и своевременный анализ может предотвратить снижение финансовой устойчивости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2004. - 615 с.

  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая // http://www.garant.ru.
  2.  Готовчинков И.Ф. Практические предложения по оптимизации управления финансовой деятельностью российских предприятий. // Финансовый менеджмент. - 2008. - №2. - с.22-31.
  3.  Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебно-методическое пособие по составлению и анализу / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – Москва: Изд-во ДИС, 2006 . – 368 с.
  4.  Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Т.П. Елисеева. – Минск: Современная школа, 2007.-944 с.
  5.  Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчётности: учебное пособие / О.В. Ефимова, М.В. Мельник. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. – 451 с.
  6.  Климова, Н.В. Экономический анализ: учебное пособие / Н.В. Климова. – Москва: Вузовский учебник, 2008. – 287 с.
  7.  Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. – Санкт- Петербург : Питер, 2012. - 576с.
  8.  Макарьева В.И.  Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учебник / В. И. Макарьева. -  Москва : Финансы и статистика, 2006. - 264с.
  9.   Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утверждены Приказом Министерства финансов от 28 июня 2000г. № 60н)
  10.   Пласкова, Н.С. Экономический анализ : учебник / Н.С. Пласкова. – Москва: Эксмо, 2007. – 704 с.
  11.   ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций». Приказ МФ №43-н от 06.07.99г. (действ. 01.01.2000).
  12.   ПБУ 9/99 (утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. №32н в ред. от 30 марта 2001г. № 27н).
  13.   ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. № 33н в ред. от 30 марта 2001г. № 27н).
  14.   Приказ Минфина РФ "О формах бухгалтерской отчетности организации" от 22 июля 2003 года № 67н с изм. и доп. от 18 сентября 2006 года http://www.garant.ru.
  15.   Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – 5 изд., перераб. и доп. – Москва : Инфра М, 2007. – 536 с.
  16.  Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник // Г.В. Савицкая.  – Москва: Новое знание, 2006. – 679 с. – (Экономическое образование).
  17.   Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ с изм. и доп. от 3 ноября 2006 года // http://www.garant.ru.
  18.   Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 года № 127 - ФЗ // http://www.garant.ru.
  19.   Экономический анализ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.grandars.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69362. Міжнародна електронна мережа та система електронних платежів НБУ 225.5 KB
  Для забезпечення організації і прискорення розрахунків на міжнародному рівні в НБУ застосований Центр міждержавних розрахунків. Згідно затвердженого Положення про Центр міждержавних розрахунків його основними завданнями є: прискорення міжнародних...
69363. Характеристика автоматизованих інформаційних систем 70.5 KB
  Існують інформаційна промисловість і національні інформаційні ресурси відбувається перехід від індустріальної економіки до економіки що ґрунтується на інформації. Під інформаційною технологією розуміють комплекс методів і процедур які реалізують функції збору...
69364. Економічна інформація та засоби її формалізації 70.5 KB
  Характеристика засобів формалізованого опису економічної інформації До числа основних засобів формалізованого опису елементів економічної інформації в ІС відносяться класифікація і кодування означених номенклатур по яким здійснюється упорядкування пошук та логічна обробка...
69365. Характеристика технологічних операцій та технологічних процесів оброблення економічної інформації 56.5 KB
  Методи контролю достовірності набору інформації. Головне для розподілу дій на окремі операції це їх логічне завершення яке веде до конкретного результату: нового носія інформації нового масиву файлу змінах у значеннях окремих атрибутів і т.
69366. Логика, краткий конспект лекций 863 KB
  Мышление неразрывно связано с познанием, которое представляет собой процесс приобретения человеком в ходе общественно-исторической практики истинных знаний об объективном мире. Познание как отражение действительности - весьма сложное многогранное явление.
69367. Безопасность жизнедеятельности, краткий курс лекций 1.15 MB
  Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обусловлено наличием непрерывного воздействия на человека внешних потоков веществ, энергии и информации, которые часто превышают допустимые уровни. Каждый специалист должен уметь идентифицировать опасные и вредные факторы, знать нормативную базу и возможные средства защиты.
69368. Учение о наказании, курс лекций 1.01 MB
  В работе изложены основные определения и категории Общей части уголовного права, относящиеся к понятиям наказания и системы наказаний, целям наказания, отдельным видам наказаний, видам исправительных учреждений для лишенных свободы, общим началам и отдельным правилам назначения наказания
69369. Муниципальное право России, курс лекций 1.68 MB
  Муниципальное право – динамично развивающаяся отрасль российского права. Реформа местного самоуправления, проводимая в настоящее время в Российской Федерации, требует постоянного внимания к изменениям законодательства и практики совершенствования муниципальной системы.
69370. Електронні обчислювальні машини (ЕОМ), курс лекцій 612.5 KB
  Мета дисципліни - дати студенту знання принципів конструювання, засобів виробництва і рішення основних завдань конструювання ЕОМ, прищепити студенту навики розробки конструкції і технології її виготовлення на основі процедур синтезу, аналізу і оптимізації. Конструювання є завершальним етапом процесу проектування ЕОМ і полягає в фізичній реалізації прийнятих схемотехнічних рішень.