87077

Использование музыкотерапии в учебно-тренировочном процессе

Курсовая

Педагогика и дидактика

Смирнов обратил внимание, что под музыку возрастает скорость лёгкоатлетического бега на дистанции. Е. Попова обнаружила, что при музыкальном сопровождении заданное двигательное упражнение выполняется быстрее, большее количество раз. Соответственно возрастает количество выполненной работы.

Русский

2015-04-17

236.5 KB

3 чел.

PAGE  39

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Белорусская государственная академия физической культуры

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

на тему:

«Использование музыкотерапии в учебно-тренировочном процессе»

I этап   «__» ____________ 2003г. _______________

II этап  «__» ____________ 2003г. _______________

III этап «__» ____________ 2003г. _______________

Минск 2003


Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Общая характеристика работы………………………………………….4

Глава 1. Проблема использования музыкотерапии

в психологической подготовке спортсменов………………………...6

  1.  Музыкотерапия как средство регуляции неблагоприятных психических состояний………………………………………………….……6
    1.  Теоретический анализ исследований использования

музыко-терапии в психологической подготовке спортсменов…………...13

Выводы по первой главе……………………………………………….27

Глава 2. Исследование влияния музыкотерапии на регуляцию психических состояний борцов………………………………………………28

2.1 Организация и методика исследования………………………..….28

2.2 Диагностика работоспособности спортсменов-борцов………….29

2.3.Использование музыкотерапии в УТП борцов для стимулирования работоспособности………………………………………...32

Выводы по второй главе…………………………………………….....35

Заключение……………………………………………………………..36

Приложения………………………………………………………….…38

Введение

Влияние музыкотерапии на здоровье человека общеизвестно. Она способна снять депрессию, улучшить настроение, повысить уровень умственной и физической работоспособности.

В последнее время многими учёными изучалось влияние музыки в условиях спортивной деятельности. Среди них наиболее известны труды Трушкина А.Г., Кириченко В.В., Струковой Е.(12), Птицина Л.Ю., Иванова Н.И., Смирнова Н., Попова Е., Куду Э., Коджаспирова Р.Г.(6).

Струкова Е., Трушкин А.Г. и Кириченко В.В. исследовали влияние народной музыки на развитие ребёнка.(12).

Птицин Л.Ю. изучал влияние музыкотерапии на регуляцию психосоматических расстройств(22).

Иванов показал, что под влиянием музыки у спортсменов повышается скорость двигательной реакции.

Смирнов обратил внимание, что под музыку возрастает скорость лёгкоатлетического бега на дистанции. Е. Попова обнаружила, что при музыкальном сопровождении заданное двигательное упражнение выполняется быстрее, большее количество раз. Соответственно возрастает количество выполненной работы. По данным Э. Куду, исследовавшей влияние музыки на процесс обучения движениям, наиболее эффективно применять музыку во 2-й и 3-й фазах формирования двигательного навыка. Все эти факты благотворного воздействия музыки позволили Ю.Г. Коджаспирову включить музыку в тренировочный процесс борцов. В частности было установлено, что целесообразно включать музыкальное сопровождение, в основном, при совершенствовании, а не при обучении технике борцовских приёмов. Специфическое воздействие музыки в различных частях тренировки обеспечивается при помощи специального подбора музыкальных программ.(6).

Эти полученные результаты способствовали более широкому использованию музыки в психологической подготовке спортсменов, что привело к повышению спортивных результатов.

Но всё же, несмотря на многочисленные исследования, проблема использования музыки в психологической подготовке спортсменов изучена недостаточно. Остаётся много видов спорта, где влияние музыкотерапии на регуляцию психических состояний спортсменов совсем не изучалось. В других же видах спорта, например в борьбе, эта проблема  рассматривалась поверхностно. А ведь возможности использования специальной музыки для стимулирования работоспособности в спорте весьма широки, но они целесообразных вариантов её применения требуют тщательного научного изучения для определения наиболее  целесообразных вариантов её применения.

Общая характеристика работы

Актуальность темы:  проблема психологической подготовки спортсменов занимает одно из центральных мест в психологии физической культуры и спорта. Важное место занимают работы, связанные с изучением влияния музыкотерапии в психологической подготовке спортсменов. Изучение этой проблемы будет способствовать профилактике психического перенапряжения и истощения спортсменов.

Объект исследования: борцы 1-го и 2-го разрядов, кандидаты в мастера порта и мастера спорта.

Предмет исследования: использование музыкотерапии для стимулирования работоспособности.

Цель исследования: изучить  эффективность воздействия музыкальной стимуляции в процессе учебно-тренировочного занятия на физическую и психическую работоспособность.

Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленно подобранной музыкой возможно регулировать проявления физической и психической работоспособности борцов в процессе спортивных занятий.

Задачи исследования:

  1.  Обобщить исторический опыт использования музыки для                             стимулирования работоспособности человека.
  2.  Провести теоретический анализ исследований использования музыкотерапии в психологической подготовке спортсменов.
  3.  Провести диагностику спортсменов борцов.
  4.  Определить оптимальную методику музыкального стимулирования для интенсификации учебно-тренировочных занятий борцов.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1.  Анализ литературы
  2.  Беседы
  3.  Пульсометрия
  4.  Эксперимент
  5.  Методы изучения работоспособности: теппинг тест;  PWC – 170
  6.  Методы статистической обработки данных.

Глава 1.Проблема использования музыкотерапии в психологической подготовке спортсменов.

  1.  Музыкотерапия как средство регуляции неблагоприятных психических состояний.

Проблема регуляции психических состояний является актуальной на современном уровне развития спорта. Под психическим состоянием понимается!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ни для кого не является секретом или откровением, что искусство оказывает на человека огромное влияние. Все знают, что различные виды искусства могут вызвать чувства радости или печали, насмешить или напугать, ввергнуть в пучину тоски и наоборот.(5)

Использование музыки в целях оздоровления имеет тысячелетнюю историю.(12)

С древних времён музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье.

Целебная сила музыки заслужило признание у многих народов мира. В Индии долгие годы она использовалась как лечебное средство.(22)

Одна из наиболее ярких страниц в истории союза искусства и медицины переносит нас на много веков назад – в Древнюю Грецию – к самым истокам европейской медицины.

В древнем мире говорится: сын Апполона Асклепий был родоначальником благородной профессии врача. Он жил среди людей, исцеляя их от разных болезней. Благодарностью и любовью отвечали ему люди. В его честь построен храм на острове Кос. Этот остров является также колыбелью самого знаменитого врача Древней Греции – Гиппократа.(2). Искусство отвлекает человека от мелких неприятных житейских волнений. Оно пробуждает всё лучшее в человеке, бодрит его дремлющие силы.

Искусство помогает делать жизнь полнее, всесторонней, счастливей. Оно противоборствует болезням. Оно – одно из творцов здоровья.(5).

Ф. М. Достоевский писал: "Искусство – такая же потребность для человека, как и пить. Потребность красоты и творчества неразлучна с человеком и без неё человек, может быть не захотел бы жить на свете."(5)

Хирург Филатов сказал: "Есть нечто общее между скальпелем хирурга и карандашом рисовальщика."

Спасибо музыка за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что. (14)

Из всех видов искусства именно музыка имеет широкое и древнее применение в медицине. И это не случайно. Она наиболее близка человеку. По силе воздействия музыка могучая для всех видов искусств. (19)

Семашко, также, утверждал: "Музыка, литература, театр, изобразительное искусство – это всё важно не только как форма время провождения, но и как средство оздоровления. Всякий по себе знает, насколько освежающе действует после утомительного труда наслаждение музыкой или зрелищем." (24)

Музыка обладает таинственной властью и над животными. Древние мифы рассказывают нам о том, как чувственны к звукам нежной музыки дельфины. Это миф об Орионе. Древнегреческого поэта и музыканта Ориона во время морского путешествия на корабле схватили и хотели свирепо расправиться с ним. Орион попросил перед смертью спеть песню, допев её, он бросился в море.

Так бы и погиб знаменитый певец, если бы не волшебная сила музыки. Зачарованные его музыкой дельфины плыли за кораблём, и, когда Орион бросился в море, спасли его.(21)

Действие музыки на человека с давних пор, как мы уже выше указали, использовалась у многих народов для борьбы с недугами.

Знаменитый армянский врач Гораций в своём труде "Утешение при лихорадке" писал: "Пусть больные слушают приятную мелодию." В литературных трудах древности мы находим немало примеров направленного использования музыки на психическое состояние людей. Плутарх, что приступы бешенного гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире.(10)

В средние века в Европе лечение музыкой было популярно.

Врач Афанасиус Кирчер собрал ноты музыки которой пользовались для лечения. В эпоху возрождения английский доктор Роберт Бертон создал один из первых трудов  о лечебной силе музыки. Её благотворное влияние он испытал на самом себе, борясь средством музыки с меланхолией.

В 18 – 19 веках редкая лечебница для психиатрических больных обходилась без штатного музыканта.

Уже в то время к помощи музыки прибегали не только при психических заболеваниях, но и при других(13)

В работах русских врачей: Мудрова, Кожевникова и др., встречаются рекомендации об использовании музыки для лечения больных. Мудров назвал музыку лечебным лекарством.(5)

Торханов И. Р. (1993) экспериментально проследил действие музыки на частоту сердечных сокращений и ритм дыхания и выяснил, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость.

В. М. Бехтерев отметил, что удары метронома, отбивающие определённый ритм, способны вызвать замедление пульса и состояние удовольствия, или, наоборот, ускорение пульсации крови соответствующим ощущением усталости и неудовольствия.(12)

Лечение музыкой в последнее время стало всё чаще привлекать внимание врачей разных специальностей, поскольку медики отметили её благотворное влияние на течение болезни и психоэмоциональное состояние больного. Эффективное действие зависит от характера музыки. Механизм её воздействия на организм сложен. Здесь выделяют двоякое воздействие.

С одной стороны музыка вызывает в коре головного мозга определённые ассоциации – как стимулирующие, так и успокаивающие, в зависимости от переживаемых эмоций. С другой стороны, влияет на психофизиологию черт ритм. Музыкальный ритм может успокоить или возбудить сокращения сердца, ускорить или замедлить обменные процессы. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, снижают артериальное давление, улучшают обмен веществ, расширяют сосуды.

Напротив, когда музыка раздражает, пульс учащается, а сила сердечных сокращений становится слабее. В процессе исследования учёными были обнаружены и другие интересные стороны влияния музыки на организм.

При прослушивании приятных мелодий увеличивается фагоцитарная активность лейкоцитов.

Выяснилось, также, что музыка действует избирательно в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Игра на кларнете, например, влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают, а самым расслабляющим действием обладает флейта.

Слепой прозреет и глухой услышит,

Когда всей грудью музыка задышит,

И вознесёт бескрылого к звезде.

С целью лечения рекомендуется составить музыкальные программы. Они должны включать не более 4 – 5 произведений общей продолжительностью 5 – 20 минут.

1) Успокаивающая, расслабляющая музыка:

Чайковский, «Баркоролла», Сен-Санс «Лебедь», Дубюсси «Лунный свет».

2)Для снятия депрессивного состояния:

Шуберт «Аве Мария», Шуман «Грёзы», Чайковский «Осенняя песня».(5)

Оздоравливающее воздействие музыки эффективно используется в терапии, хирургии, стоматологии. В операционной музыка начала звучать ещё в начале 20-го века. Вид операционной действует на больного устрашающе, а приятная музыка помогает свыкнуться с непривычной, пугающей обстановкой. Музыка отвлекает больного от навязчивых мыслей, заглушает звяканья инструментов и распоряжения хирурга

Во многих странах музыка стала элементом родовспоможения. Беременные женщины по совету врача слушают определённую музыку ( а то, что плод воспринимает звуки – доказано). Музыка сопровождает роды, уменьшает количество осложнений при родах, младенец появляется на свет более спокойным.

В шведском городе Хомейтода часто звучит пронизанный радостью концерт Моцарта. Акушеры отмечают, что именно этой музыке они обязаны необычно низким показателем малой ранней детской смертности. В Москве был проведён эксперимент по использованию музыки в роддомах. Он показал, что в палатах, где роженицы слушают музыку, они чувствуют себя лучше.(9)

Но самый большой эффект музыка даёт в практике и лечении нервных и психических заболеваниях.

«Музыка благоприятно влияет на настроение больного и весьма полезна», - читает русский психиатр Корсаков. Эффективно применяется метод, который получил в психотерапии название «гипносон – отдых под музыку». Он органически включает в себя элементы гипноза и музыкотерапии.(20)

Музыка помогает людям снимать постоянные нервные нагрузки, быстро и эффективно расслабляться, снимать стресс, улучшать настроение, повысить работоспособность. После трудового дня следует на 20 – 30 минут погружаться в чарующий мир музыки. На некоторых людей музыка действует сильнее, чем  слово. Накопилось огромное количество фактов о влиянии музыки как на отдельные органы, так и на весь организм в целом. Составлены специальные фармакопеи.

Также рекомендуется для предупреждения и снижения утомления слушать «Лунную сонату» Бетховена (1-ю часть), «Патетическую сонату» Френкеля, «Вальс расставания». Специалисты утверждают, что облегчают вхождение в работу  произведения Паулса «Песня о барабане», Тухманова «Мы с тобой танцуем».(16)

Но бывает и так, что музыка вредит здоровью. Даже самая прекрасная музыка, если она часами на полную мощь звучит в нашем доме, не способна принести радости, а только утомляет слух, и, в лучшем случае, мы просто перестаём замечать её.(18)

Уже не раз мы говорили о том, что искусство способно благотворно влиять на организм человека, развивать его духовные и физические силы, помогать в борьбе с недугами, выступая как своеобразное лекарство, приятное и эффективное одновременно, но всякое лекарство, особенно сильнодействующее, требует весьма осторожного обращения и, в первую очередь, соблюдения определённой дозировки. В противном случае оно становится источником вреда. Но особенно большой вред приносит рок-музыка. Немецкий философ Адарио писал, что звучание современной рок-музыки напоминает мучительные судороги, вперемешку с мёртвыми паузами. Такая  музыка способна оказать болезнетворное влияние, и реакция слушателя порой напоминает симптомы помешательства и психоза. По сообщениям печати, концерты современной музыки нередко завершаются хулиганскими выходами, массовыми кровопролитиями, побоищами. Американский учёный Розен в своих работах доказывает, что рок-музыка приносит сплошной вред: сердце ускоряет работу, возникают спазмы желудочка и кишечника. Излишне громкая музыка с подчёркнутыми ритмами вредна не только для слуха, но и для нервной системы. А ведь именно такая музыка звучит почти в каждом доме, а также других местах массового скопления людей. Под влиянием рок-музыки организм человека приводится в состояние повышенной возбудимости. При хаотических ударах в кровь выбрасываются гормоны.

Мозг отключается, включается подкорка, слушатели теряют контроль и становятся агрессивными. Для рока характерен ритм чёткий, железный, непрерывный. Следующий компонент рока – громкость.

Всё это приводит не только к травмам мозга, потере слуха и памяти, но и к поражению внутренних органов.(17)

Поэтому, ради сохранения физического и духовного здоровья необходимо отказаться от наркотической меломании и слушать приятную, успокаивающую музыку. (5)

Скажу, также, что изданная серия альбомов «Музыкальная терапия психосоматических расстройств», основана на принципах китайской традиционной народной медицины. В ней используется пятиступенчатый звукоряд, объединяющий учения Инь – Янь и Пяти Первоэлементах (стихиях). Эта музыка помогает регулировать функции органов тела и нормализует обмен веществ. Она исключает возможность возникновения побочных эффектов, позволяет проводить пролонгированное лечение и применяется при различной степени умственного и физического утомления, апатии, депрессивном синдроме и т. д.. В связи  с этим, данная музыка может быть широко использована всеми людьми, независимо от рода их деятельности.(23)

  1.  Теоретический анализ исследований использования музыкотерапии в психологической подготовке спортсменов.

Влияние музыки на улучшение результатов спортивной деятельности неоспоримо и общедоказано. Музыка благотворно влияет на психическое состояние спортсменов, даёт уверенность в своих силах, снимает утомление. Но всё это не значит, что придя в спортзал, тренеру стоит только включить кассету с приятной музыкой, и успех его подопечным обеспечен.

Необходимо учитывать, что каждый спортсмен – это уникальное явление. Личность его неповторима. Своеобразие волевых процессов, эмоций, восприятия, интеллекта и других психических функций, обуславливает необходимость учёта индивидуально-психологических особенностей занимающихся физической культурой и спортом.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что одни и те же спортивные движения разные спортсмены выполняют неодинаково. Эти различия зависят, в частности, от силы не6рвной системы. В свою очередь и музыка действует индивидуально-своеобразно на деятельность спортсменов с сильной и слабой нервной системой.

Таблица 1.1

Влияние музыки различного темпа и лада на психомоторику спортсменов с сильной и слабой нервной системой.

Показатели

Сила нервной системы

Без музыки

                             Музыка

Медленная минорная

Быстрая мажорная

Медленная мажорная

Быстрая мажорная

Максимальная ручная дина- мометрия (кг)

сильная

55,1

54,5

53,9

52,6

52,9

Слабая

56,0

55,3

53,6

54,4

54,3

Дозированная ручная дина- мометрия (ошибка в кг)

Сильная

+13,8

+13,6

+12,3

+7,9

+7,8

Слабая

+7,5

+6,5

+7,4

+7,1

+7,2

Статическая выносливость (сек)

Сильная

31,6

37,8

42,9

42,3

47,2

Слабая

44,2

52,0

53,2

46,6

48,8

Время реакции (0,001сек)

Сильная

178,4

182,1

198,4

185,9

194,5

Слабая

202,2

183,3

169,9

190,1

172,5

Максимальная частота движений

Сильная

6,1

6,1

6,2

6,3

6,3

Слабая

6,3

6,5

6,5

6,3

7,0

Дозированная частота движений

Сильная

+0,7

+0,7

+0,6

+0,4

+0,4

Слабая

+0,5

+0,4

+0,4

+0,6

-0,1

Воспроизведение движений боль- шой ампли- туды (ошибка в град.)

Сильная

-0,9

-0,6

-0,9

-0,8

-0,1

Слабая

-2,0

-2,1

-2,8

-2,3

-2,5

Дозирование дви жений большой амплитуды (ошибка в град.)

Сильная

+13,0

+10,7

+10,1

+8,9

-8,1

Слабая

+7,9

+7,6

+8,4

+7,7

+7,6

Из таблицы видно, что у спортсменов с сильной нервной системой максимальная ручная динамометрия снижается при медленной мажорной и быстрой минорной музыке, а у спортсменов со слабой нервной системой – в сопровождении любой быстрой музыки. Способность дозировать ручную динамометрию улучшается  лишь у представителей с сильной нервной системой. Также и статическая выносливость: в сопровождении музыки она возрастает только у спортсменов с сильной нервной системой. Под действием быстрой музыки время реакции у спортсменов с сильной нервной системой ухудшается, а у занимающихся спортом со слабой нервной системой, наоборот, улучшается. Максимальная частота движений при прослушивании музыки улучшается, также, не у «сильных», а только у «слабых».

Таким образом, музыка в основном положительно влияет на силовые и пространственные характеристики психомоторики спортсменов с сильной нервной системой и на   временные и темповые – у спортсменов со слабой нервной системой. Без учёта этих индивидуальных особенностей психомоторики спортсменов с разной силой нервной системы, применение музыки будет малоэффективным.

Музыка влияет индивидуально-своеобразно не только на психомоторику, но и на физическое развитие спортсменов с сильной и слабой нервной  системой.

Таблица 1.2

Влияние музыки различного темпа и лада на физическую работоспособность спортсменов с сильной и слабой нервной системой.

Показатели

Сила Н.С.

Без музыки

музыка

Медленная минорная

Быстрая мажорная

Медленная мажорная

Быстрая минорная

Мощность (кгм/мин)

Сильная

1502,3

1682,4

1634,2

1658,9

1667,9

Слабая

1538,4

1627,6

1673,9

1694,1

1764,4

Количество работы (кгм)

Сильная

4738,5

4540,7

3627,3

3797,8

3468,2

Слабая

3530,6

3164,4

3047,7

3136,2

2718,4

Как видно из таблицы, мощность работы у спортсменов сильной и слабой нервной системы возрастает при любой музыке. Количество работы у сильных уменьшается при мажорной любого темпа и быстрой минорной, а у «слабых» - только при быстрой минорной музыке.

Следовательно, для более эффективного использования музыки в спортивной практике, необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов.(20)

Психологическое обоснование влияния музыки на деятельность в спорте

От каких условий может зависеть влияние музыки на деятельность в спорте?

Исследования показали, что в качестве таких условий могут выступать некоторые психические функции, а именно: отношение к музыке и её восприятие, влияние музыки на психологическое состояние.

Установлено, что в зависимости от отношения к транслируемой музыке, её влияние на спортсменов и их движения может быть неодинаковым. Так, чем приятней воспринимается быстрая мажорная музыка, тем  больше ошибок допускается при силовых упражнениях. Однако, при подобной оценке медленной мажорной музыке более точно дозируются темповые, а при быстрой минорной – пространственные характеристики движения. Чем более приятна медленная минорная, тем дольше количество работы выполняется на фоне усталости. Следовательно, отдельные показатели спортивной деятельности изменяются при прослушивании музыки и отношения к ней спортсменов. Причём, при разной по структуре музыке, одно и то же положительное к ней отношение может улучшить или, наоборот, ухудшить успешность деятельности. С одной стороны, необходимо музыкальные интересы занимающихся, но с другой, не забывать, что при определённой музыкальной программе положительное к ней отношение может отрицательно сказываться на результатах. Как правило,  почти все спортсмены предпочитают эстрадную музыку. Однако некоторые из них благожелательно относятся к трансляции классической народной музыки. Из этого следует, что составляя разные музыкальные программы (по темпу и ладу) нужно придерживаться, однако, того жанра музыки, который предпочитают спортсмены.

Специальные исследования показали, что спортсмены с сильной нервной системой воспринимают любую музыку более жизнерадостно. «Слабые» спортсмены – любую музыку более грустной. Поэтому, мажорная музыка «слабым» кажется более минорной, а минорная музыка «сильным» - более мажорной. Значит, восприятие музыки у «сильных», в большей мере истинно при действии мажорной, а у «слабых» - минорной музыке. Следовательно, полагаться на восприятие музыки спортсменами не следует. Музыкальные программы следует составлять при участии квалифицированных работников.(10)

О двигательных восприятиях можно судить по  субъективным отчётам спортсменов относительно положительного или отрицательного, или нейтрального действия музыки на их успешность двигательных действий или работы. Если они объективно отражают степень влияния музыки, значит, по мнению спортсменов, можно регулировать, как дозирование музыкального сопровождения, так и подбор музыкальных программ. Если же субъективное мнение спортсменов о влиянии музыки не соответствует действительности, тогда нужно ориентироваться на другие показатели.

В проведённых исследованиях было установлено следующее. По мнению спортсменов с сильной нервной системой наиболее эффективное воздействие на психомоторику оказывает медленная минорная, а наименьшее – медленная мажорная музыка. При этом все музыкальные программы в той или иной степени способствуют лучшему выполнению психомоторных заданий. Однако, если сравнить оценки спортсменов с их реальными результатами, то получается совсем наоборот. При медленной минорной у них улучшается лишь статическая выносливость на фоне усталости, а в сопровождении медленной мажорной музыки, которая, кстати, у многих вызывает спокойное, вплоть до сонливого, состояние, улучшается статическая выносливость на фоне усталости и в целом, мышечная чувствительность к дозированию силовых усилий и пространственных движений большой амплитуды, способность производить движения малой амплитуды.  Спортсмены со слабой нервной системой считают, что любая музыка помогает выполнять психомоторные задания. Однако, при музыке у них улучшается лишь отдельные показатели параметров психомоторики.

Согласно мнению «сильных» медленная мажорная в меньшей степени выполнять задания, чем остальные музыкальные программы. Однако, мощность работы на фоне усталости, например, при медленной мажорной, даже больше, чем при быстрой мажорной музыке. Количество работы выполненное на фоне усталости и в целом, при медленной минорной, больше, чем при медленной мажорной или быстрой, любого лада музыке. Все музыкальные программы, полагают, «сильные», способствуют большей работоспособности. На самом деле и этот прогноз ответствует истине только относительно мощности работы и лишь до наступления чувства усталости.

Оценка влияния музыки на физическое развитие спортсменов со слабой нервной системой почти такая же как и у «сильных» о влиянии музыки на психомоторику: оценивая положительное влияние музыки на физическое развитие, они отмечают, что минорная музыка любого темпа помогает лучше проявить физическое развитие, чем медленная мажорная. Однако, реальная мощность работы до наступления чувства усталости при быстрой минорной выше, чем при остальных музыкальных программах, (включая и медленную минорную). Количество работы  целом при той же быстрой минорной меньше, чем при сопровождении той же минорной музыки. Как видим, результаты противоположны их оценкам. Прогноз же о положительном действии любой музыкальной программы на физическое развитие соответствует действительности только относительно мощности работы и лишь до наступления чувства усталости.

Таим образом, двигательные восприятия, т. е. субъективные оценки влияния музыки на спортивную деятельность (а не психическое состояние) не могут служить мерой измерения действительного влияния на деятельность. Следует ли отсюда, что для лучшего выполнения движений спортсменам не надо знать истину?

Чтобы выяснить это, надо изучить, не оказывает ли субъективная оценка о влиянии музыки «обратного» воздействия на процесс выполнения двигательных заданий. Специально проведённый корреляционный анализ оценки с различными параметрами деятельности показал, что в психомоторных  заданиях она влияет лишь на стабильность времени реакции, но улучшается. Другие показатели психомоторики изменяются независимо от величины оценки влияния музыки на неё.

Несколько сложнее взаимоотношения субъективной оценки влияния музыки на физическое развитие и его реальных показателей. Чем больше эффект приписывается влиянию быстрой минорной музыке, на физическое развитие, тем меньшее количество работы выполняется до наступления чувства усталости.

Вместе с тем, чем больше эффект приписывается влиянию быстрой минорной и быстрой мажорной  музыке, тем больше количество работы выполняется  в целом за нагрузку.

Итак, двигательные восприятия могут влиять положительно или отрицательно, или не влиять вообще на показатели психомоторики и на физическое развитие. Следовательно, в зависимости от изучаемой или совершенствуемой характеристики движений, эту оценку у спортсменов надо повышать или, наоборот, сбивать, или вовсе не принимать её во внимание.

Какова же роль психических состояний во влиянии музыки на спортивную деятельность?

Оказывается, не все параметры психомоторики изменяются в связи с переменой психических состояний под влиянием музыки.

Действия музыки на способность дозировать силовые упражнения, к максимальной частоте движений, статической выносливости, быстрой реакции происходит вне зависимости от изменений психических состояний.

Однако, чем хуже настроение при быстрой мажорной  и меньше нервно-психическая напряжённость при меленной минорной музыке, тем будет больше стабильность времени реакции при её многократном повторении. При медленной мажорной или быстрой минорной музыке большая нервно-психическая напряжённость вызовет лучшее проявление другой способности - дозировать максимальную частоту движений. Но при быстрой минорной музыке меньшая (а не большая) нервно-психическая  напряжённость будет способствовать меньшей ошибке при дозировании движений. Эта же характеристика психомоторики в сопровождении медленной мажорной музыки будет лучше при худшем самочувствии и меньшей активности.

Меньшая ошибка  в воспроизведении движений малой амплитуды при быстрой минорной музыке наблюдается при меньшей активности.

Значит, лучшее проявление психомоторных качеств происходит, когда музыка меньше влияет на психическое состояние.

Так же, как и параметры психомоторики, не все показатели физического развития в разных её фазах изменяются в связи с переменой психических состояний под влиянием музыки.

Влияние музыки на мощность работы в состоянии усталости и мощность работы в целом (до наступления усталости и в состоянии усталости вместе) происходит, как правило, вне зависимости от перемены психических состояний.

Воздействие музыки на показатели спортивной деятельности и психического состояния не всегда однонаправлены. Поэтому, по психическому состоянию не во всех  случаях можно ответственно судить об эффективности музыкального влияния непосредственно на деятельность.(15)

Теперь рассмотрим диссертацию Коджаспирова Ю.Г., посвящённую исследованию проблемы интенсификации учебно-тренировочных занятий борцов методом музыкального стимулирования.

Исследования, проведённые в естественных условиях  УТЗ, во время совершенствования техники борьбы в произвольном темпе, показало, что выполнение приёмов борьбы под спокойную музыку в темпах largo, lento, adagio действует на спортсменов успокаивающе, что внешне выражается в замедлении темпа их рабочих движений на 19,2 % по сравнению с обычными условиями аналогичной работы без музыки.

Совершенно противоположная картина наблюдается при использовании в подобных случаях быстро ритмичной музыки в темпах allegro, vivo, presto,  которая привела к повышению темпа рабочих движений на 39,7% по сравнению с обычными условиями. При этом испытуемые отмечали, что быстро ритмичная музыка их возбуждает, и движения ускоряются непроизвольно, без какого-либо дополнительного волевого усилия с их стороны. По их утверждениям такое спонтанное двигательное усвоение музыкального ритма доставляет им удовольствие,  а несоответствие собственных действий музыкальному ритму – раздражает.

Выполнение скоростно-силовой работы в максимальном темпе под спокойную музыку в темпах largo, lento, adagio снижало работоспособность, по сравнению с обычными условиями на 6,17%. Причём, по отзывам испытуемых, чтобы противостоять значительному снижению рабочего темпа, навязываемого спокойной музыкой, им приходилось проявлять дополнительные усилия.

Использование при такой работе быстро ритмичной музыки в темпах allegro, vivo, presto приводило к повышению работоспособности на 25,43% по сравнению с аналогичной работой без музыки.

Проведённое исследование выявило объективную целесообразность использования быстро ритмичной музыки в темпах allegro, vivo, presto для повышения физической работоспособности и возбуждения спортсменов, а музыки в темпах largo, lento, adagio – для их успокоения(7) .

Исходя из специфических особенностей спортивной деятельности музыка, используемая на УТЗ подразделялась на следующие виды: встречная музыка, музыка врабатывания, лидирующая, успокаивающая, провожающая музыка.

Каждая из этих разновидностей музыки имеет свои цели, выполняет функции, присущие только ей и качественно отличается от остальных.

Встречная музыка. Звучит 15 минут до начала УТЗ. Цель – поднять настроение, эмоционально взбодрить спортсменов с одновременной разгрузкой их нервной системы от нежелательного психоэмоционального напряжения предшествующего учебного периода.

Встречная музыка характеризуется весёлыми, энергичными, ритмичными вокально-инструментальными мелодиями, написанными  в темпах andante, moderato, allegro.

Музыка врабатывания. Используется в подготовительной части занятия (20-25 мин). Цель - настройка двигательного аппарата спортсменов на ритм УТП. Предпочтительные темпы исполнения музыкальных произведений: moderato, allegro, vivo, presto.

Лидирующая музыка. Используется периодически. Исполняется при совершенствовании автоматизированных технических действий в основной части занятия. Продолжительность музыки до 10 минут. Цель – использование музыки в качестве ритмического,  приятного для слуха звуколидера, к которому спортсмены приспосабливают своих движений.

Успокаивающая музыка. Начинается за 5-7 минут до конца занятия и заканчивается через 5 минут после окончания занятия.

Цель – снятие утомления и нервного напряжения.

Предпочтительные темпы:largo, lento, adagio, andante.

Провожающая музыка. Транслируется в течении 10-15 минут: после принятия душа – и до ухода занимающихся из спортивного зала. Цель – ускорение процессов восстановления, переключение внимания и отвлекающий эмоциональный подъём перед переходом к последующей общественной деятельности.

Предпочтительные темпы: andante, moderato.

Экспериментальное применение вышеизложенного режима использования функциональной музыки в УТЗ борцов в течении последующих 6-18 месяцев оказало выраженное положительное воздействие на настроение, внимания, работоспособность, качество выполнения физических упражнений, самочувствие испытуемых и т.п.(8)

В результате исследования деятельности психических функций по данным динамике показателей объёма и точности внимания на тахископическое предъявление ряда из 8 вербальных стимулов в процессе УТЗ, проводимых в обычных условиях и с использованием музыки установлено её существенное воздействие на исследуемые показатели.

Таблица 1.3

Динамика показателей объёма внимания борцов в процессе УТЗ в обычных условиях и при музыкальном сопровождении.

Время проб

Условия занятия

Х+-Sx

S

dx-y+-Sx-y

P

В начале занятия

Без музыки

4,74+-0,11

1,15

<0.001

Под музыку

5,8+-0,12

1,28

1,06+-0,16

22,2%

После подготовительной части

Без музыки

4+-0,1

1,11

<0.001

Под музыку

5,47+-0,11

1,18

1,47+-0,15

36,8%

В основной части

Без музыки

4,51+-0,09

0,98

<0.001

Под музыку

5,58+-0,11

1,21

1,07+-0,14

23,8%

В конце занятия

Без музыки

4,22+-0,1

1,09

<0.001

Под музыку

5,49+-0,12

1,29

1,27+-0,16

30,1%

Анализ динамики показателей объёма внимания убеждает, что под влиянием музыкального сопровождения функция внимания значительно активизируется уже к началу УТЗ и поддерживается на сравнительно более высоком уровне в течении всего занятия.

Существенное воздействие применяемая музыка оказывает на скорость двигательной реакции и проявление мышечной силы испытуемых на спортивных занятиях, о чём свидетельствуют данные таблицы 1.4 и 1.5.

Таблица 1.4

Динамика времени двигательной реакции борцов м/сек в процессе УТЗ в обычных условиях и при музыкальном сопровождении

Время проб

Условия занятия

Х+-Sx

S

dx-y+-Sx-y

P

В начале занятия

Без музыки

201,03+-1,25

12,82

<0.001

Под музыку

181,92+-1,74

17,88

19,11+-214

9,5%

После подготовительной части

Без музыки

186,54+-1,75

17,91

<0.001

Под музыку

164,26+-2,14

21,79

22,28+-2,8

11,9%

В основной части

Без музыки

191,83+-2

20,4

<0.001

Под музыку

172,4+-1,84

18,78

19,43+-2,72

В конце занятия

Без музыки

202,34+-1,97

20,28

<0.001

Под музыку

182,85+-1,95

19,82

19,49+-2,79

9,6%

Таблица 1.5

Динамика мышечной силы правой кисти в кг в процессе УТЗ в обычных условиях и при музыкальном сопровождении.

Время проб

Условия занятия

Х+-Sx

S

dx-y+-Sx-y

P

В начале занятия

Без музыки

63,85+-0,56

5,01

<0.001

Под музыку

69,64+-0,94

8,4

5,79+-1,08

9,1%

После подготовительной части

Без музыки

65,64+-0,96

8,56

<0.001

Под музыку

71,34+-0,9

8,02

5,7+-1,38

8,7%

В основной части

Без музыки

64,45+-0,56

5,01

<0.001

Под музыку

68,8+-0,91

8,1

4,35+-1,07

6,8%

В конце занятия

Без музыки

62,83+-0,94

8,4

<0.001

Под музыку

67,3+-1

8,94

4,48+-1,35

7,4%

Результаты проведённого исследования показывают реально возможность музыкального стимулирования, возбудимости ЦНС и повышения лабильности и её нервных образований, что открывает новые перспективы повышения КПД УТЗ.

Выявлено, также, воздействие музыки на характер сердечной деятельности.

При восприятии ритмичной мажорной музыки в быстрых темпах allegro, vivo, presto, наблюдалось рефлекторное учащение сердечных сокращений в среднем на 6,6%. А при прослушивании спокойной музыки, напевно-лирического характера, в темпах largo, lento, adagio.  Наблюдалось урежение сердечных сокращений, но по сравнению с предыдущими периодами на 7,8%.

Из всего этого видно, что музыка оказывает громаднейшее значение на эффективность УТЗ борцов.

Выводы по первой главе.

Итак, музыка может оказывать определённое влияние на различные стороны человеческой деятельности и является эффективным средством повышения умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, проблемы использования музыки многогранна и по-своему сложна.

Для успешного применения музыки практике физического воспитания и спорта необходимо учитывать 3 основных фактора:

1 Конкретный вид деятельности,

2 Индивидуально-психологические особенности спортсменов,

3 Структуру музыки.

При этом процесс действия музыки на спортивную деятельность оказывается под влиянием следующих условий:

1 Отношения к музыке,

2 восприятия музыки,

3 Действия музыки на психологическое состояние спортсменов.

Музыка может улучшать, быть нейтральной или даже ухудшать отдельные психомоторные качества и физическую работоспособность. Воздействие на мотивационную сферу человека, восприятие, психическое состояние можно опосредованно управлять процессом влияния музыки на спортивную деятельность.

Таким образом, тренер-преподаватель, инструктор-методист получают реальную возможность управлять процессом действия музыки на спортивную деятельность через регуляцию и саморегуляцию некоторых психических свойств, процессов и состояний спортсменов.

Глава 2.Исследование влияния музыкотерапии на регуляцию психологического состояния спортсменов-борцов.

2.1 Организация и методика исследования.

Предлагая, что целесообразно подобранной музыкой возможно регулировать проявления физической и психической активности борцов вольного стиля в процессе спортивных занятий, нами было проведено исследование.

Исследование проводилось в течении апреля 2003 года в спортивном комплексе «Стайки». В нём приняли участие 10 спортсменов-борцов вольного стиля. Средний возраст испытуемых колебался в пределах от 18 до 24 лет.

Нами было исследовано двое второразрядников, трое перворазрядников, трое кандидатов в мастера спорта и двое мастеров спорта.

Исследование проводилось перед учебно-тренировочным процессом и состояло из двух этапов.

Первый этап включал измерения функциональной лабильности аппарата движения в лучезапястном суставе без музыкального сопровождения.

На втором этапе, измерение функциональной лабильности аппарата движения в лучезапястном суставе проводилось после 15-ти минутного прослушивания быстрой мажорной музыки умеренной степени громкости (во время измерения лабильности музыка продолжала играть.

Трансляция музыки осуществлялась с помощью кассетного аудио магнитофона.

Каждый испытуемый получил листок в клетку с начерченными на нём 6-ю квадратами размером 5/5 см. Им также была дана следующая инструкция: «По команде через каждые 10 сек. В течении минуты ставьте ручкой точки с максимальной частотой, при этом предплечье и локоть должны быть фиксированы, работает только кисть. Каждые 10 сек. точки ставьте в разных квадратах.»

2.2 Диагностика работоспособности спортсменов-борцов.

Изучение влияния музыкотерапии на физическую и психическую активность борцов имеет очень большое значение, так как рационально подобранная музыка оказывает благоприятное влияние на различные стороны спортивной деятельности и является эффективным средством повышения интенсивности УТП.

Результаты, полученные в ходе исследования, представлены в таблице №1.

Таблица 1.

Влияние быстрой мажорной музыки на функциональную лабильность аппарата движения в лучезапястном суставе.

спортсмены

Условия измерения

Количество точек в квадрате (за 10 сек)

Х+-0

Разница в проц.

1

2

3

4

5

6

1

Без музыки

85

61

49

47

47

55

57,33

15,99

Под музыку

84

77

58

57

58

65

66,5

2

Без музыки

92

88

86

85

83

87

86,83

1,45

Под музыку

94

88

87

85

87

86

87,8

3

Без музыки

81

48

48

45

45

46

52,16

36,4

Под музыку

83

75

76

70

74

79

71,16

4

Без музыки

75

60

68

70

69

60

67

10,14

Под музыку

80

75

72

72

69

75

73,8

5

Без музыки

73

65

63

65

68

70

67,33

1,44

Под музыку

73

66

64

67

69

71

68,33

6

Без музыки

79

68

72

67

69

73

71,33

1,87

Под музыку

78

73

72

67

72

74

72,66

7

Без музыки

88

74

62

66

65

70

70,83

10,96

Под музыку

84

80

74

76

78

80

78,6

8

Без музыки

74

70

68

70

69

71

70,33

4,97

Под музыку

79

74

73

70

72

75

73,83

9

Без музыки

77

65

60

62

61

64

64,83

11,3

Под музыку

77

73

70

72

71

70

72,16

10

Без музыки

79

49

50

48

47

49

53,66

37,9

Под музыку

78

73

73

72

73

75

74

Среднее арифметическое значение

Без музыки

80,3

64,8

62,6

62,2

62,3

64,5

66,16

12,45

Под музыку

81

75,4

71,9

70,8

72,3

75

74,4

Различия в показателях лабильности аппарата движения в лучезапястном суставе при использовании быстрой мажорной музыки представлены в графике:

Проведённые нами исследования лабильности аппарата движения в лучезапястном суставе показали, что использование при работе быстрой мажорной музыки привело к повышению максимальной частоты движений в лучезапястном суставе в среднем на 12,45 ;№

В целом же повышение максимальной частоты движений под влиянием музыки у различных спортсменов происходило неодинаково (от 1,44№ до 37,9№). Столь сильная разбежка на наш взгляд может быть обусловлена различными психоэмоциональными состояниями спортсменов, а также силой нервной системы.

Так, трое спортсменов под № 2, 5, 6 показали очень низкий процент прироста максимальной частоты движений в лучезапястном суставе под влиянием музыки (1,44№№, 1,45 и 1,47). Это может быть связано с тем, что они были недостаточно настроены на работу из-за недостаточного восстановления после предыдущей тренировки. Можно также предположить, что они недостаточно выспались или же у них имелись какие-то неприятности в личной жизни.

Испытуемые № 1, 4, 7, 8, 9 показали умеренный прирост максимальной частоты движений под влиянием музыкального воздействия (от 4,97№ до 15,99№). Это указывает на то, что перечисленные спортсмены в день проведения исследований находились в оптимальном психоэмоциональном состоянии.

А вот у спортсменов № 3 и 10 наблюдается очень большой прирост показателях максимальной частоты движения в лучезапястном суставе под влиянием музыки (36,4№ и 37,9№).

Весьма очевидно, что этим спортсменам в день исследования был присущ повышенный фон настроения с жаждой деятельности. Быстроритмичная музыка на них действовала намного сильнее, чем на остальных спортсменов.

Как мы видим, психические состояния и процессы спортсменов играют решающее значение во время УТЗ и определяют успешность использования музыкотерапии. Также большую роль играет и сила нервной системы.

2.3 Использование музыкотерапии в УТП борцов для стимулирования работоспособности.

Составлять музыкальные программы желательно либо при участии музыкальных работников, либо по консультациям спортсменов в области функциональной музыки. Консультация должна заключаться в том, чтобы правильно отобрать и разделить разные программы в зависимости от темпа и лада музыкальных произведений.

Необходимо, как минимум, иметь 4 разные инструментальные музыкальные программы, составленные из:

а) медленной минорной;

б) быстрой мажорной;

в) медленной мажорной;

г) быстрой минорной музыки.

Достаточно, чтобы быстрый темп был не менее 132, а медленный – не более 78 (по шкале метронома  Менцеля). Желательно использовать музыку в мелодическом миноре и натуральном мажоре. Но возможно применять полный минор и полный мажор.

Ввиду того, что во многих случаях музыкальные программы имеют избирательный эффект, в связи с индивидуальными особенностями спортсменов, рекомендуется музыку транслировать через наушники отдельно для каждого спортсмена.

Необходимо создать условия для трансляции одновременно 4-х разных программ. Соответственно предлагается обеспечить возможность подключения к любой из 4-х музыкальных программ с каждой пары наушников.

Не включать музыку при воспитании кратковременных, но максимальных, мышечных усилий (например, упражнения для развития «взрывной» силы).

Включать любую музыку при деятельности статического характера, но только для спортсменов сильной нервной системы (упор углом, упор руки в стороны на кольцах, удержание околопредельного веса над головой и т. д.).

Не включать музыку при воспитании скорости двигательной реакции у спортсменов сильной нервной системы.

Включать любую музыку для спортсменов сильной и слабой нервной системы при развитии максимальной мощности в динамической работе, но только до наступления чувства усталости.

Не включать мажорную любого темпа и быструю минорную музыку для развития большой длительности работы при максимальной мощности, как для спортсменов сильной, так и слабой нервной системы.

При включении музыки для развития большой физической работоспособности необходимо научить спортсмена сосредотачивать внимание на звучащей музыке. По мере того, как развивается чувство усталости и труднее выполнять работу, внимание всё в большей степени будет переключаться на внутренние тягостные ощущения и соответственно музыка будет больше слышаться чем слушаться. В этот отрезок времени начинает формироваться решение, как долго ещё продолжать работу. Именно здесь необходимо «согласовать» решение прекратить выполнение нагрузки с определёнными признаками звучащей музыки (например, окончание музыкальной фразы, соло какого-нибудь инструмента и т. п.). Однако по истечении звучания выбранного спортсменом признака музыка не заканчивается, и поэтому решение прекратить работу нужно «перенести» на следующий произвольно выбранный музыкальный отрезок, что завершиться через некоторое время. Чем чаще и дальше (по «длине» музыкального произведения) осуществляется перенос решения прекратить работу, тем с большей мощностью и количеством она будет выполнена.

В связи с изложенным алгоритмом необходимо отметить, что способность неоднократно отодвигать «согласованное» с музыкой решение прекратить деятельность также будет определённого научения, как и любой незнакомый процесс или движение.

Выводы по второй главе.

Проведённое нами исследование на примере лабильности аппарата движения в лучезапястном суставе выявило  объективную целесообразность использования быстрой мажорной музыки для повышения физической работоспособности и возбуждения спортсменов-борцов вольного стиля.

Как видно из наших исследований, использование быстрой мажорной музыки привело к повышению максимальной частоты движения в лучезапястном суставе в среднем на 12,45% .

В целом же повышение максимальной частоты движений под влиянием музыки у различных спортсменов происходило неодинаково (от 1,44 до 37, 9%). Столь сильная на наш взгляд может быть обусловлена различными психиэмоцианальными состояниями спортсменов-борцов, а также силой нервной системой.

Мы пришли к выводу, что психические состояния и процессы спортсменов играют решающее значение во время УТЗ и определяют успешность использования музыкотерапии. Также при использовании музыки во время УТЗ необходимо учитывать силу нервных процессов. Спортсмены с сильной нервной системой воспринимают музыку иначе, чем спортсмены со слабой нервной системой.

Проведённые нами исследования имеют большую практическую ценность, т. к. указывают на то, что с помощью музыки можно повысить плотность УТЗ и увеличить работоспособность на фоне усталости.

Нашей целью является также пропаганда использования музыки на УТЗ борцов. Это связано с тем обстоятельством, что большинство тренеров не владеет методикой использования музыкотерапии и не используют её для повышения эффективности УТЗ спортсменов-борцов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теперь проанализируем проделанную работу.

В первой главе мы выясним, что музыка может оказывать определенное влияние на различные стороны спортивной деятельности и является эффективным средством решения интенсивности учебно- тренировочного процесса. В месте с тем, проблемы использования музыки многогранны и по-своему сложны. Для успешного применения музыки в практике физического воспитания и спорта необходимо использовать три основных фактора: конкретный вид деятельности, индивидуально-психологические особенности спортсмена и структуру музыки. При этом процесс действия музыки на спортивную деятельность оказывается под влиянием следующих условий: Отношения к музыке, восприятия музыки, действия музыки на психическое состояние спортсмена.

Музыка может улучшать, быть нейтральной или даже ухудшать отдельные психомоторные качества и физическую работоспособность. Воздействуя на мотивационную сферу человека, восприятия, психические состояния можно опосредовано управлять процессом влияния музыки на спортивную деятельность.

Во второй главе нами было исследовано 10 спортсменов-борцов классического стиля. Исследование состояло из 2-х этапов.

На 1-ом этапе была измерена функциональная лабильность аппарата движения в лучезапястном суставе без музыкального сопровождения, а во 2-ом – после пятнадцатиминутного прослушивания быстрой мажорной музыки.

Мы выявили, что использование быстрой мажорной музыки привело к повышению максимальной частоты движений в лучезапястном суставе по сравнению с обычными условиями в среднем на 12,45%.

В целом повышение максимальной частоты движений под влиянием музыки у различных спортсменов происходило не одинаково (от 1,44% до 37,9%). На наш взгляд эти различия связаны с различным психоэмоциональным состоянием спортсменов и силой нервной системы.

Таким образом, тренер-преподаватель, инструктор-методист получают реальную возможность управлять реальным процессом действия музыки на спортивную деятельность спортсменов и физкультурников через регуляцию и саморегуляцию некоторых их психических свойств, процессов и состояний.  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Балабуева Л.Ф. Музыка в формировании приятного тона эмоциональных ощущений в процессе занятий физическими упражнениями. – Гродно., 1998. – С. 4 – 6.
  2.  Будь здоров. – Мн.,2000/7. – С.36 – 41.
  3.  Будь здоров. – Мн.,2000/9. – С.42 – 44.
  4.  Дубровский В.И. Спортивная методика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512с.
  5.  Здаровы лад жыцця. – Мн.,2001/5. Статья Слабко И.Ф. С.36 – 39.
  6.  Использование музыкотерапии в практике физического воспитания и спорта: Тезисы научной конференции. – Пермь.,1978. – 23с.
  7.  Коджаспиров Ю.Г. Исследование проблемы интенсификации учебно-тренировочного борцов методом музыкального стимулирования. Автореферат – М.,1977 – 18с.
  8.  Коджаспиров Ю.Г. Исследование проблемы интенсификации учебно-тренировочного борцов методом музыкального стимулирования. Автореферат – М.,1978 – 22с.
  9.  Козырева О.В. Справочник по гинекологии и акушерству – М.,2002 – 642с.
  10.  Мехайленко Е.С. Оздоровительный эффект занятий по физическому воспитанию с использованием функциональной музыки – Мн.,1999 – 204с.
  11.  Музыка души и движений. – Краснодар 1991 – С58 – 59.
  12.  Научные конференции студентов и молодых ученых ВУЗов юга России посвященный 25-летию Кубанской государственной академии физической культуры. Тезисы Струкокова Е., Трушкина А.Г., Кириченко В.В. – М., 1995 – 48 – 49.
  13.  Розинг Х. Музыка – путь к оздоровлению? О музыки в медицине и терапии – М.,1994. – 416с.
  14.  Седов А.А. Тезисы научно-практической конференции «Проблеме совершенствования физической культуры» -- Омск,1994 – С82 – 84.
  15.  Теория и практика физической культуры – М.,2000/5. – С43 – 45.
  16.  Теория и практика физической культуры – М.,2001/8. – С39– 41.
  17.  Тимофеева М.А. Здоровьезберегающие технологии на уроках музыки. – Омск.,2001. – С99 – 100.
  18.  Физкультура в школе – М.,1998/2. – С72 – 73.
  19.  Физкультура и здоровье – М.,2000/8. – С52 – 54.
  20.  Филатов С.В. Психология – М.,2001. – 342с.
  21.  Цигун и жизнь. – М.,2001/2. – С40 – 41.
  22.   Цигун и жизнь. – М.,2002/4. – С26 – 30.
  23.  Цигун и жизнь. – М.,2002/5. – С26 – 27.
  24.  Цигун и жизнь. – М.,2002/6. – С22 – 24.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58167. Фізіологічна і соціальна зрілість. Взаємозв’язок фізіологічної та соціальної зрілості 42.5 KB
  Мета: сформувати в учнів поняття про фізіологічну й соціальну зрілість показати взаємозвязок фізіологічної та соціальної зрілості. Підлітковий вік характеризується переходом до фізичної й соціальної зрілості.
58168. Соединения неметаллических элементов с Водородом. Хлорид Водорода. Соляная кислота. Аммиак. Соли аммония 36 KB
  Ковалентная неполярная связь между атомами Водорода в молекуле Водорода образована перекрыванием двух 1S1 –орбиталей двух атомов молекулярное вещество. В лаборатории водород добывают несколькими способами прежде всего реакцией металлов расположенных...
58169. Письмо. История письма 41 KB
  Письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации речи. Оно возникло около 6000 лет тому назад, гораздо позднее, чем звуковой язык.
58170. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 38.5 KB
  Физическое развитие процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
58172. Системы объектов 110.5 KB
  Состояние сложного, составного объекта определяется не только значениями его собственных признаков, но и состояниями объектов – частей. Например, автомобиль переходит в состояние торможения, когда нажата педаль тормоза.
58173. ЗИМОВІ СВЯТА ТА ОБРЯДИ. ВОДОХРЕЩА 78.5 KB
  Проаналізуйте прослуханий музичний твір і скажіть де б ви могли почути музику такого характеру Учні: Музика цього твору стримана зосереджена спонукає до роздумів над ціллю життя правильністю своєї поведінки. Учитель: Ви слухали музичний твір російського композитора...
58174. АВТОМАТИЗАЦИЯ УБОРКИ НАВОЗА 161 KB
  Простейшая технологическая линия уборки и погрузки навоза транспортерами типа ТСНЗБ в тележки подвесной дороги может функционировать как в ручном так и автоматическом режимах рис. С выдержкой времени необходимой для очистки от навоза останавливаются сначала горизонтальный а затем и наклонный транспортеры. Когда уборка навоза будет окончена то его поступление в тележку прекратится конечный выключатель SQ3 останется в прежнем положении.
58175. Формирование научной картины мира 30.5 KB
  Основу механической картины мира составил атомизм который весь мир включая человека понимал как совокупность огромного числа неделимых частиц атомов перемещающихся в пространстве и времени в соответствии с немногими законами механики.