87084

Диагностика уровня физического развития детей

Реферат

Медицина и ветеринария

Диагностика является процессом распознавания и оценки индивидуальных социальных и биологических особенностей человека истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании. Цель диагностики представляет собой способствовать укреплению здоровья человека его гармоничному развитию.

Русский

2015-04-17

34.99 KB

4 чел.

Диагностика уровня физического развития детей

Содержание

Введение 2

1. Виды и методы диагностики физического развития 3

2. Группы здоровья 7

3. Диагностика физического здоровья детей в своей группе 10

Заключение 11

Литература 12


Введение

Диагностика является процессом распознавания и оценки индивидуальных социальных и биологических особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычайно сложные, сильные и многообразные воздействия.

Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов физического воспитания и спортивной тренировки под наблюдением преподавателя и врача улучшают физическое развитие, способствует росту спортивного мастерства, укрепляют здоровье, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма человека.

Чтобы не вредили здоровью занятия физическими упражнениями, нужно проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников.


  1.  Виды и методы диагностики физического развития

Главные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль. Цель диагностики представляет собой способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Перед диагностикой стоят следующие задачи:

1. Регулярно проводить врачебный контроль за состоянием здоровья всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.

3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий.

4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.

5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

6. Выявлять динамику развития спортивных результатов.

7. Отбирать талантливых спортсменов.

Для определения уровня физического развития наиболее доступными методами с помощью антропометрических измерений являются метод индексов и метод стандартов.

Метод индексов. Метод индексов, с учетом наступивших изменений разрешает периодически, давать ориентировочную оценку физическому развитию. К этому времени разработано значительное число оценочных индексов для определения и характеристики общественных размеров, пропорций тела, конституции и других соматических особенностей человека. Поскольку такие оценки не имеют анатомо-физиологического обоснования, они применяются только при массовых обследованиях населения, для отбора в секции и пр.         Следующие антропометрические   индексы применяются наиболее часто. 

Росто-весовой индекс Брока-Бругша определяет приблизительно средний вес в зависимости от роста. Для определения  нормальную массу -взрослого человека нужно из цифры, которые обозначают рост в  сантиметрах, вычесть 100–при росте 165–175см  и 110 при более высоком росте.

Весо-ростовый показатель вычисляется делением  массы тела на его длину. Для женщин  хорошая оценка– 360 – 405г/см, для мужчин – 380–415г/см.

Метод стандартов. Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, которые получены при обследовании разных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, национальности, профессии и т.д.

При проведении самоконтроля определяется соответствие или степень отклонения индивидуальных показателей физического развития от средних стандартных. В некоторых случаях отклонение фактического показателя физического развития от среднего может свидетельствовать о заболевании. Например, в норме у здоровых людей жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) может от средней величины отклоняться в пределах 15%.

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (максимальное) представляет собой давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает максимальной величины. Диастолическое давление (минимальное) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно достигает минимальной величины на протяжении сердечного цикла. Нормальные величины артериального давления  у взрослого здорового человека  - составляет 120/80 мм ртутного столба.[2]

С помощью физиологических проб определяется  оценка функциональной подготовленности. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений, оценка состояния дыхательной системы.   Для определения способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу  Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха  сидя сделать 2-3 глубоких выдоха и вдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является на вдохе для нетренированных людей способность задержать дыхание на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 секунд и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд. Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге. Разница состоит только в том, что задержка дыхания вырабатывается после полного выдоха. Средним показателем здесь является на выдохе способность задержать дыхание на 25-30 секунд для нетренированных людей, для тренированных людей на 40-60 секунд и более.

Одномоментная функциональная проба с приседанием.  Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают стоя, в течение 3 минут без движений. Затем за одну минуту замеряют ЧСС. Далее за 30 секунд выполняют 20 глубоких приседаний из исходного положения руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Руки при приседании выносят вперед, а возвращают в исходное положение при выпрямлении. После выполнения приседаний ЧСС посчитывают в течение одной минуты. Величина учащения ЧСС при оценке определяется после нагрузки в  процентах. Величина до 20 % означает отличную реакцию сердечнососудистой системы на нагрузку, от 21 до 40 % - хорошую; от 41 до 65 % -удовлетворительную; от 66 до 75 % - плохую; от 76  % и более - очень плохую.[2]


2. Группы здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из 5 «групп здоровья». Такое деление на группы сопоставительную оценку состояния здоровья детей разрешает проводить как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности лечебных и профилактических мероприятий.[1]

В зависимости от состояния здоровья, дети, в соответствии с предложенной схемой, делятся на следующие группы:

  1.  здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
  2.  здоровые, но имеющие некоторые морфологические и функциональные отклонения, а также сниженную сопротивляемость к хроническим и острым заболеваниям;
  3.  дети с хроническими заболеваниями, с сохраненными функциональными возможностями организма, в состоянии компенсации;
  4.  дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями, в состоянии субкомпенсации,;
  5.  дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, в состоянии декомпенсации. Как правило, дети данной группы детские учреждения общего профиля не посещают и не охвачены массовыми осмотрами.

К 1-й группе относятся здоровые дети с нормальным психическим и физическим развитием, не имеющие увечий, уродств и функциональных отклонений.

2-ю группу составляют дети, у которых хронические заболевания отсутствуют, но имеются некоторые морфологические и функциональные изменения. Сюда же следует относить реконвалесцентов (переболевшие дети), особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития со значительным дефицитом массы тела и без эндокринной патологии, а также часто болеющих (четыре раза в год и более). Дети, которые относятся к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий и своевременного врачебного контроля функциональные отклонения могут перейти в болезнь.[1]

Иногда разницы между функциональными отклонениями и болезнью привычная терминология не отражает и тем самым препятствует четкому разграничению 2-й и 3-й групп. Например, гипертрофия миндалин, нарушение осанки, аномалии рефракции относятся как к функциональным отклонениям, так и к заболеваниям. Определение 3-й и 4-й групп здоровья проводится в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма.

По указанным группам распределение детей в некоторой степени условно. Однако многолетнее применение такого способа практическими и научными учреждениями здравоохранения показало его достаточную целесообразность и информативность, как при однократном, так и при динамических наблюдениях.[2] Для характеристики санитарного состояния детского населения oбнаружена нужда такого деления на группы и при изучении влияния на здоровье различных факторов (спортивных нагрузок, учебных, атмосферных загрязнений, климатических и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприятий и разных методов воспитания.[2]

Работникам дошкольных учреждений нужно всегда помнить, что развитие и быстрый рост, в раннем и дошкольном возрасте созревание функциональных и морфологических структур назначают большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к отрицательным, так и к положительным влияниям окружающей среды. Даже слабые раздражители, которые не вызывают видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда бесследно проходят. Они функциональные свойства тканей организма изменяют, и на этом фоне безвредный для него фактор среды может в отдельные критические периоды (адаптации, поствакцинальный, период реконвалесценции и т.д.) привести к более неблагоприятному и длительному течению острых заболеваний, стать решающим, т. е. не только в настоящий момент сказаться на состоянии ребенка, но и определить ход его дальнейшего уровня здоровья, развития, готовность к общественно-социальным воздействиям, распространенность патологических отклонений. Уровень заболеваемости везде одинаковы. Они зависят от организации и качества проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий.


3. Диагностика физического здоровья детей в своей группе

Большинство детей, которые посещают ДОУ, составляют дети 1-й и 2-й групп здоровья, при этом основная масса — это дети, которые относятся ко 2-й группе — группе риска. Эти дети к себе требуют индивидуального подхода при выполнении и назначении оздоровительных мер и в осуществлении педагогических воздействий.[3] Прогноз здоровья детей на далекие годы от ряда определяющих его факторов будет зависеть, претерпевающих значительные изменения в новых экономических условиях. Так, ухудшение питания будет способствовать отставанию в росте, учащению дефицита массы тела, повышению распространенности анемии. Снижение резистентности, иммунного ответа к дальнейшему росту как хронических, так и острых заболеваний может привести. Можно ждать ухудшения нервно-психического здоровья дошкольников в связи с резким увеличением стрессовых воздействий. В ряде регионов может увеличиться рост как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических, в условиях нарастающего ухудшения эколого-гигиенической обстановки. В настоящее время по самым оптимистичным данным более 70,5 % дошкольников имеют различные функциональные отклонения, а 50,2 % дошкольников хронические заболевания. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной (30,2 %— 40,4 %), нервной (30,1 %—40,5 %), дыхательной (20,2 % —25,6 %), сердечно. Сосудистой (10  %—25%) систем, а также пищеварительной, мочеполовой систем и аллергические заболевания кожи (10,3 %—23,4 %). Кариес зубов отмечается у 60,1 %—70,2 % детей дошкольного возраста. каждый третий ребенок, который поступает в школу, имеет сниженную остроту зрения на современном этапе развития. Все это о той большой роли свидетельствует, которую занимают педагоги дошкольных образовательных учреждений в укреплении и сохранении состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста. [3]


Заключение

Сохранению и укреплению физического, интеллектуального,   психического и духовно-нравственного здоровья дошкольников во многом может способствовать программа преобразования основ дошкольного и школьного образования, которая разработанная под руководством проф. В. Базарного Ф.. Эта Программа доведена до уровня технических и технологий средств, которые защищены 44 патентами. Практическое внедрение программы в ряде регионов России показало ее высокую эффективность. Она находит все большее число сторонников среди педагогов и медицинских работников.


Литература

  1.  Голубев В.В., Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. Для средних педагогических учебных заведений. Москва, 2000.
  2.  Гончарова Ю.А., Возрастная анатомия, физиология, гигиена. Для педвузов. Воронеж, 2002.
  3.  Гуровец Г.В., Детская невропотология. Для средных педагогических учебных заведений. Москва, 2004.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54540. Сущность марксистского направления развития экономической теории 18.88 KB
  Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства
54541. Содержание экономической концепции маржинализма 18 KB
  Маржинализм, как новое экономическое учение, сформировался в 30-х годах XIX в. В научной литературе переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей классической политэкономии характеризуют как «маржинальную революцию»
54542. Экономический либерализм и направления его исследований 17.37 KB
  Формирования в развитых странах мира основ рыночных экономических отношений повлекло за собой государственное вмешательство в экономическую деятельность, которое являлось основной преградой в приумножении национального богатства и в достижении согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов как на внутреннем
54543. Неоклассическое направление развития экономической теории 17.42 KB
  Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842–1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» считается основателем англо – американской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах
54544. Делимость натуральных чисел 1.71 MB
  Как не выполняя деления определить делится ли данное число на 9 на 3 Работа с карточками У каждого учащегося на парте лежат карточки с числами: 2 3 5 910 Учитель показывает число учащиеся поднимают карточку с его делителями. Задание 1 Проверка: Задание 2 Проверка: Какие числа называются простыми какие составными Назовите простые числа пятого десятка 41; 43; 47 второго десятка 11; 13; 17; 19.
54545. NATURE. ENVIRONMENTAL PROTECTION 69 KB
  The biggest polluter today is the car. Exhaust fumes are the main cause of bad air quality, which can make people feel ill and have difficulty breathing. This problem is especially bad in some cities where on days when there is not much wind, a brown layer of smog hangs in the air. The number of cars is increasing every year, and this causes serious congestion. Governments then build new roads to try to improve the situation, but this means that they cut down trees and destroy more of the countryside.
54546. Nature and Weather 57 KB
  Aims of the lesson. To develop academic communication skills, critical thinking, students’ listening comprehension. To encourage responsible leadership, stimulate research activities using new technologies. To help people to understand the global threats facing our planet and take actions to improve the situation.
54547. Натюрморт. Тоновий малюнок 340 KB
  Мета уроку: продовжувати знайомство з жанром натюрморту; формувати вміння передавати форму об’єм; фактуру предмета працювати над композицією розвивати спостережливість гостроту зору. Під кінець роботи обов’язково розглянути малюнок з певної відстані. Малюнок 1 Малюнок 2 Малюнок 3 Малюнок 4 Малюнок 5 Малюнок 6 Малюнок 7.
54548. Бабусина наука 33 KB
  Щоб ми швидше дістались її дому бабуся нам підказала коротку дорогу. Діти рухаються згідно інструкції Бабуся виходить з хати. Бабуся: Добрий день мої дорогенькі Як я рада вас бачити Ви так виросли Ви ж збираєтесь іти до школи Готові 2. Бабуся: Зараз я перевірю на дошці виставлено 10 тварин та 10 птахів.