87084

Диагностика уровня физического развития детей

Реферат

Медицина и ветеринария

Диагностика является процессом распознавания и оценки индивидуальных социальных и биологических особенностей человека истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании. Цель диагностики представляет собой способствовать укреплению здоровья человека его гармоничному развитию.

Русский

2015-04-17

34.99 KB

7 чел.

Диагностика уровня физического развития детей

Содержание

Введение 2

1. Виды и методы диагностики физического развития 3

2. Группы здоровья 7

3. Диагностика физического здоровья детей в своей группе 10

Заключение 11

Литература 12


Введение

Диагностика является процессом распознавания и оценки индивидуальных социальных и биологических особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычайно сложные, сильные и многообразные воздействия.

Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов физического воспитания и спортивной тренировки под наблюдением преподавателя и врача улучшают физическое развитие, способствует росту спортивного мастерства, укрепляют здоровье, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма человека.

Чтобы не вредили здоровью занятия физическими упражнениями, нужно проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников.


  1.  Виды и методы диагностики физического развития

Главные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль. Цель диагностики представляет собой способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Перед диагностикой стоят следующие задачи:

1. Регулярно проводить врачебный контроль за состоянием здоровья всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.

3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий.

4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.

5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

6. Выявлять динамику развития спортивных результатов.

7. Отбирать талантливых спортсменов.

Для определения уровня физического развития наиболее доступными методами с помощью антропометрических измерений являются метод индексов и метод стандартов.

Метод индексов. Метод индексов, с учетом наступивших изменений разрешает периодически, давать ориентировочную оценку физическому развитию. К этому времени разработано значительное число оценочных индексов для определения и характеристики общественных размеров, пропорций тела, конституции и других соматических особенностей человека. Поскольку такие оценки не имеют анатомо-физиологического обоснования, они применяются только при массовых обследованиях населения, для отбора в секции и пр.         Следующие антропометрические   индексы применяются наиболее часто. 

Росто-весовой индекс Брока-Бругша определяет приблизительно средний вес в зависимости от роста. Для определения  нормальную массу -взрослого человека нужно из цифры, которые обозначают рост в  сантиметрах, вычесть 100–при росте 165–175см  и 110 при более высоком росте.

Весо-ростовый показатель вычисляется делением  массы тела на его длину. Для женщин  хорошая оценка– 360 – 405г/см, для мужчин – 380–415г/см.

Метод стандартов. Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, которые получены при обследовании разных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, национальности, профессии и т.д.

При проведении самоконтроля определяется соответствие или степень отклонения индивидуальных показателей физического развития от средних стандартных. В некоторых случаях отклонение фактического показателя физического развития от среднего может свидетельствовать о заболевании. Например, в норме у здоровых людей жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) может от средней величины отклоняться в пределах 15%.

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (максимальное) представляет собой давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает максимальной величины. Диастолическое давление (минимальное) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно достигает минимальной величины на протяжении сердечного цикла. Нормальные величины артериального давления  у взрослого здорового человека  - составляет 120/80 мм ртутного столба.[2]

С помощью физиологических проб определяется  оценка функциональной подготовленности. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений, оценка состояния дыхательной системы.   Для определения способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу  Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха  сидя сделать 2-3 глубоких выдоха и вдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является на вдохе для нетренированных людей способность задержать дыхание на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 секунд и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд. Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге. Разница состоит только в том, что задержка дыхания вырабатывается после полного выдоха. Средним показателем здесь является на выдохе способность задержать дыхание на 25-30 секунд для нетренированных людей, для тренированных людей на 40-60 секунд и более.

Одномоментная функциональная проба с приседанием.  Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают стоя, в течение 3 минут без движений. Затем за одну минуту замеряют ЧСС. Далее за 30 секунд выполняют 20 глубоких приседаний из исходного положения руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Руки при приседании выносят вперед, а возвращают в исходное положение при выпрямлении. После выполнения приседаний ЧСС посчитывают в течение одной минуты. Величина учащения ЧСС при оценке определяется после нагрузки в  процентах. Величина до 20 % означает отличную реакцию сердечнососудистой системы на нагрузку, от 21 до 40 % - хорошую; от 41 до 65 % -удовлетворительную; от 66 до 75 % - плохую; от 76  % и более - очень плохую.[2]


2. Группы здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из 5 «групп здоровья». Такое деление на группы сопоставительную оценку состояния здоровья детей разрешает проводить как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности лечебных и профилактических мероприятий.[1]

В зависимости от состояния здоровья, дети, в соответствии с предложенной схемой, делятся на следующие группы:

  1.  здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
  2.  здоровые, но имеющие некоторые морфологические и функциональные отклонения, а также сниженную сопротивляемость к хроническим и острым заболеваниям;
  3.  дети с хроническими заболеваниями, с сохраненными функциональными возможностями организма, в состоянии компенсации;
  4.  дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями, в состоянии субкомпенсации,;
  5.  дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, в состоянии декомпенсации. Как правило, дети данной группы детские учреждения общего профиля не посещают и не охвачены массовыми осмотрами.

К 1-й группе относятся здоровые дети с нормальным психическим и физическим развитием, не имеющие увечий, уродств и функциональных отклонений.

2-ю группу составляют дети, у которых хронические заболевания отсутствуют, но имеются некоторые морфологические и функциональные изменения. Сюда же следует относить реконвалесцентов (переболевшие дети), особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития со значительным дефицитом массы тела и без эндокринной патологии, а также часто болеющих (четыре раза в год и более). Дети, которые относятся к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий и своевременного врачебного контроля функциональные отклонения могут перейти в болезнь.[1]

Иногда разницы между функциональными отклонениями и болезнью привычная терминология не отражает и тем самым препятствует четкому разграничению 2-й и 3-й групп. Например, гипертрофия миндалин, нарушение осанки, аномалии рефракции относятся как к функциональным отклонениям, так и к заболеваниям. Определение 3-й и 4-й групп здоровья проводится в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма.

По указанным группам распределение детей в некоторой степени условно. Однако многолетнее применение такого способа практическими и научными учреждениями здравоохранения показало его достаточную целесообразность и информативность, как при однократном, так и при динамических наблюдениях.[2] Для характеристики санитарного состояния детского населения oбнаружена нужда такого деления на группы и при изучении влияния на здоровье различных факторов (спортивных нагрузок, учебных, атмосферных загрязнений, климатических и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприятий и разных методов воспитания.[2]

Работникам дошкольных учреждений нужно всегда помнить, что развитие и быстрый рост, в раннем и дошкольном возрасте созревание функциональных и морфологических структур назначают большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к отрицательным, так и к положительным влияниям окружающей среды. Даже слабые раздражители, которые не вызывают видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда бесследно проходят. Они функциональные свойства тканей организма изменяют, и на этом фоне безвредный для него фактор среды может в отдельные критические периоды (адаптации, поствакцинальный, период реконвалесценции и т.д.) привести к более неблагоприятному и длительному течению острых заболеваний, стать решающим, т. е. не только в настоящий момент сказаться на состоянии ребенка, но и определить ход его дальнейшего уровня здоровья, развития, готовность к общественно-социальным воздействиям, распространенность патологических отклонений. Уровень заболеваемости везде одинаковы. Они зависят от организации и качества проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий.


3. Диагностика физического здоровья детей в своей группе

Большинство детей, которые посещают ДОУ, составляют дети 1-й и 2-й групп здоровья, при этом основная масса — это дети, которые относятся ко 2-й группе — группе риска. Эти дети к себе требуют индивидуального подхода при выполнении и назначении оздоровительных мер и в осуществлении педагогических воздействий.[3] Прогноз здоровья детей на далекие годы от ряда определяющих его факторов будет зависеть, претерпевающих значительные изменения в новых экономических условиях. Так, ухудшение питания будет способствовать отставанию в росте, учащению дефицита массы тела, повышению распространенности анемии. Снижение резистентности, иммунного ответа к дальнейшему росту как хронических, так и острых заболеваний может привести. Можно ждать ухудшения нервно-психического здоровья дошкольников в связи с резким увеличением стрессовых воздействий. В ряде регионов может увеличиться рост как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических, в условиях нарастающего ухудшения эколого-гигиенической обстановки. В настоящее время по самым оптимистичным данным более 70,5 % дошкольников имеют различные функциональные отклонения, а 50,2 % дошкольников хронические заболевания. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной (30,2 %— 40,4 %), нервной (30,1 %—40,5 %), дыхательной (20,2 % —25,6 %), сердечно. Сосудистой (10  %—25%) систем, а также пищеварительной, мочеполовой систем и аллергические заболевания кожи (10,3 %—23,4 %). Кариес зубов отмечается у 60,1 %—70,2 % детей дошкольного возраста. каждый третий ребенок, который поступает в школу, имеет сниженную остроту зрения на современном этапе развития. Все это о той большой роли свидетельствует, которую занимают педагоги дошкольных образовательных учреждений в укреплении и сохранении состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста. [3]


Заключение

Сохранению и укреплению физического, интеллектуального,   психического и духовно-нравственного здоровья дошкольников во многом может способствовать программа преобразования основ дошкольного и школьного образования, которая разработанная под руководством проф. В. Базарного Ф.. Эта Программа доведена до уровня технических и технологий средств, которые защищены 44 патентами. Практическое внедрение программы в ряде регионов России показало ее высокую эффективность. Она находит все большее число сторонников среди педагогов и медицинских работников.


Литература

  1.  Голубев В.В., Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. Для средних педагогических учебных заведений. Москва, 2000.
  2.  Гончарова Ю.А., Возрастная анатомия, физиология, гигиена. Для педвузов. Воронеж, 2002.
  3.  Гуровец Г.В., Детская невропотология. Для средных педагогических учебных заведений. Москва, 2004.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16145. Криминалистика. Учебное пособие 1.93 MB
  Предмет любой науки, его содержание и методы совершенствуются по мере развития общества, изменения социальных условий и накопления научных знаний. Развитие процессуальной мысли конца прошлого столетия и насущные потребности практики привели к отпочкованию от фундаментальных правовых отраслей знаний - многих специальных, носивших вначале прикладной характер; судебная медицина, криминалистика...
16146. Использование запаховых следов для раскрытия и расследования преступлений. Учебное пособие 378.5 KB
  Одобрено редакционноиздательским советом КВШ МВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского Научноисследовательский и редакционнонздательский отдел Киевской высшей школы МВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского Салтевский М. В. Использование запаховых следов для раскрытия и расследов...
16147. Римский гражданский процесс. Учебное пособие 261 KB
  Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. Важность знания римского права для юристов различных стран никогда не ставилась под сомнение, поскольку римское право явилось связующим звеном правовой мысли Древнего мира, средневековья и Нового времени и послужило основой большинства западноевропейских правовых систем.
16148. Основы организации тактических операций. Учебное пособие 372 KB
  Пособие посвящено организации тактических операций как комплекса следственных, оперативно-розыскных и иных мероприятий. В работе рассматривается соотношение доказательственной и правообеспечительной деятельности при проведении тактических операций и организации ее отдельных элементов. Предназначено для следователей и дознавателей всех правоохранительных органов, а также студентов и курсантов (слушателей) юридических вузов.
16149. Международный процесс. Учебное пособие 557.5 KB
  В настоящее время в РФ осуществляются крупные социально-экономические реформы и происходит значительное обновление законодательства во всех сферах. Наряду с новыми законами РФ продолжает действовать законодательство СССР, поскольку оно не противоречит новому праву РФ, принятому после 12 июня 1990 г. (дата провозглашения суверенитета РФ). Подготовка новых законов требует времени, и такое положение на ближайшие годы будет еще сохраняться.
16150. Искусство оратора. Учебное пособие 1.07 MB
  З.В. Савкова Искусство оратора Содержание Введение 3 Удивительный дар природы Оратор и его голос 11 Что ни звук то и подарок Дикция оратора 37 Порусски ли мы говорим Литературное произноше...
16151. Римское право в Средние веки 253.5 KB
  Из журнала Министерства Народного Просвещения Т. XX 1838 № 10 Октябрь. Е. БутовичБутовский. РИМСКОЕ ПРАВО В СРЕДНИЕ ВЕКИ. Из Савиньи1 Начиная от первых Римскихъ Царей до нашего времени Римское Право имело непрерывное влияние на общество. Однако не смотр
16152. Уголовное право России, общая часть. Учебное пособие 2.38 MB
  В курсе лекций отражены основные идеи и принципы российского уголовного права, соответствующего современному этапу происходящих в стране демократических реформ. В нем содержится краткие указания по основным темам дисциплины, рассматриваются некоторые теоретические и практические проблемы Общей части Уголовного кодекса РФ.
16153. Оценка земли. Учебное пособие 1.98 MB
  В учебном пособии изложены теоретические основы массовой и индивидуальной оценки земельных участков. Рассмотрены особенности земли как объекта оценки, виды стоимости и их взаимосвязь с назначением оценочных работ. Приведены основные подходы и методы оценки земельного участка на практических примерах. Освещены вопросы оценки имущественных прав на земельные участки.