87086

Быстрорастущие фирмы как фактор роста национальной экономики

Реферат

Макроэкономика

Отличительные черты газелей в России. Во-первых необходимо раскрыть понятие и историю появление газелей. Многие из газелей это инновационно-активные компании работающие в сфере IT машиностроения потребительском секторе химической промышленности.

Русский

2015-04-17

28.24 KB

6 чел.

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет: Финансы и Кредит

Специальность: Бакалавр экономики

Реферат

по дисциплине Теория конкуренции

«Быстрорастущие фирмы как фактор роста национальной экономики»

Студент:

Курс: 2     № группы

Номер зачетной книжки 

Преподаватель: Щербаков А.П

Москва 2014

Содержание:

Введение…………………………………………………………..…...…3

1. Место и роль быстрорастущих фирм в национальной экономике

Понятие быстрорастущих фирм………………………………………..4

2. «Газели» в России…………………………………………………….6

3. Отличительные черты «газелей» в России………………………….8

Заключение……………………………………………………………….9

Литература………………………………………………………………10

Введение

В современном мире каждая страна заинтересована в росте своей экономики на мировом уровне. После кризиса многие фирмы нуждаются в помощи государства. Малый бизнес старается сохранить то, что у него есть. Но любой кризис является возможностью взобраться на вершину мирового благосостояния.

Чтобы иметь четкое представление  о быстрорастущих фирмах необходимо проследить процесс их появления и становления от начала до настоящего времени. Сравнительный анализ временных отрезков поможет понять влияние кризиса на жизнедеятельность быстроразвивающихся фирм и влияние на них кризиса мировой экономики.

 Основной  целью этой работы станет отражения  влияния быстрорастущих фирм на экономическую  ситуацию в стране. Для ее достижения нужно поставить более мелкие задачи. Во-первых, необходимо раскрыть понятие и историю появление  «газелей». Во-вторых, провести анализ их существования в стране. В-третьих, показать отечественную практику появления и существования быстрорастущих фирм.

1. Место и роль быстрорастущих фирм в национальной экономике.

Понятие быстрорастущих фирм.

В России появился новый класс экономических игроков. Точнее, он был и рос, но без осознания государством и бизнес-сообществом его "особости". И с недооценкой его значимости для развития экономики. Эти игроки - самые быстро растущие компании среднего бизнеса, которые с легкой руки американского экономиста Берча теперь называют "газелями".

Игорь Велетминский (обозреватель "РГ")

Понятие «быстрорастущая фирма» или «фирма-газель» (high-growth firm, gazelle) введено в 1980-е годы американским экономистом Дэвидом Берчем.  В США официальные органы относят к «газелям» фирмы, в течении не менее чем четырех последовательных лет имевшие темп роста продаж не менее чем в 20% ежегодно. А если компания растет такими темпами, а другие компании этого же сегмента значительно медленнее, она просто обязана быть эффективной. Кроме того, такие компании для развития бизнеса часто покупают новые объекты, площадки, инвестируют в новые технологии. Для них — это средства производства. От 50 до 70 процентов роста занятости и валового продукта концентрируется на таких предприятиях. «Газели» – это фирмы со средним производством.

 «Газели» привлекательные клиенты банка. Банки с готовностью кредитуют таких клиентов и дают им средства для дальнейшего своего роста и развития.

Однако не все фирмы с быстрым ростом на определенном промежутке времени  можно назвать «газелями». Только 8% - 15% всех компаний, которые добиваются таких результатов не за счет рывков в отдельные моменты, а постоянно поддерживая высокие темпы не менее 5 лет подряд и не допуская замедления роста ни в одном году.

 Многие из «газелей» - это инновационно активные компании, работающие в сфере IT, машиностроения, потребительском секторе, химической промышленности. Больше всего "газелей" в производстве потребительских товаров и услуг для среднего класса, а самая большая их "популяция" наблюдается в Москве и Московской области, в Новосибирске и Санкт-Петербурге.

Феномен быстрого роста средних фирм приобрел огромное значение и в государственных масштабах, явившись важным фактором экономического роста России. За рубежом эти фирмы уже оценены по достоинству и для их процветания проводятся разнообразные мероприятия.

Наиболее  эффективными оказались:

1. Программы обучения быстрому  росту

2. Программы облегчения доступа  к финансовым ресурсам

3. Поддержка экспорта и замещение  импорта

4.Поддержка  прямых инвестиционных национальных фирм за рубежом, нацеленных на повышение технологического уровня и конкурентоспособности собственного производства.

Все проблемы, с которыми сталкиваются «газели» обостряются в условиях мирового спада производства и замедления темпов экономического роста, ухудшения национальной экономической конъюнктуры в России. Не растерять, а умножить современные достижение русских газелей можно на путях их самоорганизации (выявление проблем, обмен опытом, консолидация усилий) и государственной поддержке быстрорастущего бизнеса.

У  «газелей» рост происходит не циклично с периодическими спадами и подъемами, как у других предприятий, а идет стабильно вверх. Такое развитие возможно при неограниченности ресурса, с избытком необходимого для такого стремительного роста.

Похожий процесс происходит и с быстрорастущей фирмой – «газелью», которая просто занимает на рынке такую нишу, в  которой конкурентные процессы не развиты  и потребитель изголодался по новаторству, хорошему обслуживанию или другому показателю, отсутствующему в данной рыночной структуре. Спрос больше не ограничивается при таком раскладе, следовательно, и пропадает причина изменений объемов производства, потому как исчезает необходимость учитывать изменения спроса. При неограниченном спросе на свою продукцию фирма не думает об отслеживании объемов производства и работает в максимально возможных темпах для нее самой, то есть том темпе, который ей позволяют поддерживать ее ресурсы.

«Газели» – это компании, находящиеся в процессе непрерывных революционных изменений (управленческих, структурных, продуктовых, географических и пр.). Что вполне понятно: без изменений просто не обойтись на фирмах, ежегодно почти удваивающих размеры своего бизнеса; на фирмах, способных за пять лет проскочить всю размерную шкалу бизнеса от микрофирмы до крупного предприятия.

2. «Газели» в России.

В России существуют быстрорастущие фирмы – газели. Их изучение в России началось в 2003 г. в Финансовом университете. Независимо аналогичные исследования проводил журнал «Эксперт». С 2007 г. обе группы объединили усилия. А с 2008 г., выступив организаторами региональных и всероссийских Конгрессов газелей, они стали и ядром самоорганизации российских быстрорастущих компаний.

Окончательная оценка численности «газелей» в России склоняется к величинам порядка 12–13% числа перманентных фирм. Это очень большая доля, – она в разы превышает соответствующие показатели в странах Запада. Вопреки распространенной шутке Россию следует называть не «родиной слонов», а, скорее, «страной «газелей»», открывающей возможности стремительного и устойчивого роста для поразительно большой доли экономических агентов. Не случайно, общим местом в рассуждениях российских предпринимателей, перенесших свой бизнес на Запад, является мысль о том, что там он значительно менее рискованный, но и несравнимо менее перспективный, чем в России.

«Газели» ежегодно увеличивали выручку в среднем на 78%, в то время как средний темп роста и всех перманентных фирм, и 10 крупнейших корпораций России не превышал 18%.

При пороговой планке зачисления в «газели», установленной на уровне 20%, у русских «газелей» средние темпы не в 25 или 30, как можно было ожидать, а в 78%! Причем это не единичный факт. Средние темпы роста порядка 70–90% были не только у представленной в таблице когорты «газелей» в период 2003–2007 гг., но и у остальных исследованных когорт, а также у отдельно изученных региональных групп «газелей» Юга России и Урала.

Нельзя преуменьшать роль «газелей» в экономике России. Общественное мнение однозначно связывает экономический подъем в России в 1999–2007 гг. именно с их успехами, в свою очередь, обусловленными ростом мировых цен на сырье. Однако прирост выручки «газелей» существенно выше прироста выручки Toп-10 корпораций России! Причем это справедливо не только при оценке выручки гигантов по данным Росстата, строго сопоставимым с данными по «газелям», но и при ее оценке по версии «Эксперт-400», учитывающей выручку Toп-10 в консолидированной форме, включая выручку дочерних обществ.

В условиях долгового кризиса низкий уровень кредиторской задолженности «газелей» стал своего рода конкурентным преимуществом. Многие фирмы вынуждены были снижать объемы, реорганизовать производство, чтобы погасить кредиторскую задолженность. «Газелям» таких проблем удалось избежать.

Но главное качество «газелей», которое будет востребовано в новых условиях, — готовность меняться. Запускать новые товары на рынок стало в настоящее время очень сложно и сейчас просто нужно менять то, что уже есть на рынке. Для выполнения этих задач «газели» приспособлены очень хорошо. У них есть все необходимое: интеллектуальные способности, материальные и технологические возможности, соответствующий персонал. Конечно, такая база есть и у крупных предприятий, но у них нет такой готовности к изменениям, какая есть у «газелей». У малого бизнеса, может быть, и есть желание, но нет возможностей.

«Газели»  могут стать двигателем национальной экономики, но при условии, что они смогут обойти ряд опасных моментов. Как и любой бизнес, «газели» подвержены цикличности, и у многих может возникнуть желание остановиться, оценить ситуацию.

Но  «газелям» рано или поздно придется конкурировать не только внутри страны, но и за ее пределами. И может оказаться так что конкуренты, поддерживаемые государством, окажутся сильнее не смотря на все плюсы быстроразвивающихся фирм. Если власть не будет вмешиваться, их просто скупят, и не будет никакого национального капитала. Договариваться  надо хотя бы для того, чтобы просто донести информацию. Помощь государства должна начинаться с признания (наподобие статуса National Celebrity, присваемого «газелям» в ряде западных стран) и готовности к диалогу. Уже давно в России появились союзы «газелей», которые пытаются сформулировать четкую позицию лидеров роста и донести ее до властей.

3. Отличительные черты «газелей» в России.

Прежде всего, состояние «газели» – это статус, который с колоссальным трудом приходится постоянно подтверждать. В России от 40 до 48% фирм, являвшихся «газелями» в определенный период, оказываются не в силах продержаться в том же статусе хоть на год дольше. Для сравнения: в США наблюдается точно такой же процесс. Сохранить быстрые темпы роста еще 4 года после получения статуса «газели» способны менее 3% фирм.

Типична для России и «вездесущесть» «газелей» – способность возникать даже в тех условиях и среди таких групп фирм, где их совсем не ожидают. «Газелями» чаще всего становятся молодые фирмы.

Российские «газели» НЕ обязательно являются высокотехнологичными фирмами. Большая часть сосредоточена в консервативных (торговле, строительстве, пищевой промышленности) или среднетехнологичных (машиностроение, химия) отраслях. Но и отмечаемая западными исследователями тенденция, согласно которой в сфере высокихтехнологий «газели» встречаются несколько чаще, также проявилась в нашей стране. Российской спецификой в этом отношении можно считать большую численность нефтесервисных «газелей».

Бытует мнение, что фирме легко расти быстро, только пока она мала. Так вот, в России «газелями» являлись НЕ только малые фирмы. Разумеется, малых «газелей» значительно больше, чем крупных. Но роль последних очень велика. Можно сказать, что на российском материале подтверждается апробированный в других странах тезис: «Газели» могут иметь любые размеры. Малые фирмы встречаются чаще, но крупные «газели» вносят основной по абсолютным размерам вклад в создание рабочих мест».

Если кратко суммировать черты отечественных «газелей», то окажется, что они весьма схожи с западными аналогами. И это сходство представляется нам добрым знаком. Оно свидетельствует о том, что быстрорастущие российские фирмы-газели – не эфемерный феномен переходного времени (каким были, например, тысячи бирж, возникших в стране в 1990-е годы), а нормальный, здоровый продукт рыночной экономики.

«Газели» непрерывно, изо дня в день, «испытывают» российскую экономику на предмет выявления в ней насущных, но не удовлетворяемых  потребностей. И прорываются, достигая успеха в самых неожиданных и непредсказуемых сферах, которые только может измыслить гибкий предпринимательский ум.

Заключение.

Феномен российских «газелей» находится на ранней стадии изучения. Но уже первые результаты свидетельствуют о его большой практической значимости. «Газели» оказались яркими представителями здорового и достаточно массового российского бизнеса, который уже сегодня оказывает заметное количественное (увеличение ВВП и, особенно, занятости) и качественное (трансляция чужих и инициация собственных инноваций) влияние на экономику страны. Фирмы-газели, ежедневно доказывающие свою способность генерировать повышенный конечный спрос на свою продукцию, заинтересованы в постоянном ее улучшении и потому являются естественными потребителями/ внедрителями новых технологий, т.е. носите-

лями спроса на инновации. В исследовательском плане «газели» интересны как выборка фирм с отчетливо выраженным предпринимательским характером. Представляется, что они могут дать ценный материал для эмпирического изучения природы предпринимательства и его роли в рыночной экономике.

Литература:

1. http://www.rg.ru/2008/12/24/gazel.html

2. http://www.yudanov.ru/actual/statya_2_kongress.pdf

3. http://www.rusnor.org/pubs/reviews/8316.htm

4. http://www.econorus.org/repec/journl/2010-5-92-109r.pdf

5. http://expert.ru/dossier/story/fastest-growing-companies-gazelles/

6. http://expert.ru/2013/04/29/faktoryi-rosta-dlya-byistrorastuschih-kompanij-srednego-biznesa/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31508. Умови праці та режими праці й відпочинку 308 KB
  Умови праці та режими праці й відпочинку Зміст учбового матеріалу: 1. Умови праці та фактори їх формування 2. Нормативноправове регулювання та оцінка рівня умов праці 3. Суть працездатності людини та її залежність від режимів праці і відпочинку 4.
31509. Трудовий процес та його організація 121 KB
  Трудові процеси: суть види принципи організації Процес виробництва – це єдність трудового і технологічного процесів створення певного виду продукції коли на предмет праці діє людина та знаряддя праці. Технологічний процес – це цілеспрямована зміна форми розмірів стану структури положення місця предметів праці. Отже зміст трудового процесу визначається сукупністю методів і прийомів праці працівника або групи працівників потрібних для виконання роботи за всіма її стадіями які складаються з наступного: одержати завдання; інформаційна і...
31510. Міра праці та її визначення 191 KB
  Класифікація витрат робочого часу Система нормативів і норм праці. Подальше вдосконалення нормування праці передбачає: максимальне охоплення нормами праці різних видів робіт з обслуговування виробництва та управління ним; широке впровадження технічно обґрунтованих норм тобто розроблення норм виробітку часу обслуговування з урахуванням можливостей сучасної техніки й технології виробництва передових методів праці тощо; підвищення не тільки технічної а й економічної та фізіологічної обґрунтованості норм. Якщо технічне...
31511. Продуктивність праці 116 KB
  Продуктивність праці Зміст учбового матеріалу: Сутність продуктивної праці та продуктивності праці. Показники продуктивності праці та методи її вимірювання Фактори впливу на зростання продуктивності праці та їх класифікація Резервів зростання продуктивності праці їх класифікація та оцінка. Сутність продуктивності та продуктивності праці Згідно з рекомендаціями Міжнародної організації праці МОП розрізняють поняття продуктивність і продуктивність праці. Продуктивність – це ефективність використання ресурсів – праці капіталу...
31512. Політика доходів та сутність заробітної плати 232 KB
  Робоча сила найманих працівників на ринку праці є товаром який має вартість. На вартість робочої сили впливають результати праці власника робочої сили. Вартість робочої сили формується на ринку через порівняння результативності корисності праці із затратами на відтворення робочої сили. Вона встановлюється на рівні який узгоджує граничну продуктивність праці тобто цінність послуг праці для покупцяпідприємця з витратами які потрібні для відтворення робочої сили.
31513. Тарифна система оплати праці та її складові 224 KB
  Тарифна система оплати праці та її складові Зміст учбового матеріалу: Тарифна система та її призначення. Довідник кваліфікаційних характеристик професій працівників. Тарифні ставки працівників. Тарифна система та її призначення Тарифне нормування оплати праці – це складова організації заробітної плати що здійснюється за допомогою тарифної системи і являє собою сукупність фіксованих норм оплати за роботу в межах норм праці трудових обов’язків а також норм оплати праці за роботу понад норму праці.
31514. Оплата праці та її організація в умовах трансформації соціально-трудових відносин 192.5 KB
  Оплата праці та її організація в умовах трансформації соціальнотрудових відносин Зміст учбового матеріалу: Системи оплати праці: сутність ознаки взаємозв’язок та взаємозалежність. Відрядна форма оплати праці: сутність та види. Почасова форма оплати праці: сутність та види. Безтарифна система оплати праці.
31515. Аналіз і планування трудових показників 131.5 KB
  Аналіз і планування трудових показників Зміст учбового матеріалу: Планування продуктивності праці: методичні основи Розроблення плану продуктивності праці Планування й аналіз чисельності працівників Планування й аналіз заробітної плати 1. Методичні основи планування продуктивності праці Основними трудовими показниками є: продуктивність праці; чисельність працівників; фонд заробітної плати; середня заробітна плата Трудові показники визначаються технікоекономічними та іншими факторами виробництва: технікоорганізаційним рівнем...
31516. Міжнародна організація праці: значення, вплив на розвиток та методи регулювання соціально-трудових відносин 101.02 KB
  МОП: цілі завдання та структура 2. Основні види діяльності МОП 3. МОП: цілі завдання та структура Міжнародна організація праці МОП – це міжурядова установа яка вирішує проблеми зайнятості населення. МОП була створена у 1919 р.