87092

APQP – ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ – ПОСТАВЩИКОВ АВТОКОМПОНЕНТОВ

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Целью APQP-процесса является обеспечение на его выходе запланированного качества серийно производимых автокомпонентов, соответствующих требованиям и ожиданиям потребителей. Внутренней целью рассматриваемого процесса является четкое взаимодействие всех его участников и обеспечение своевременного...

Русский

2015-04-17

69.78 KB

9 чел.

РЕФЕРАТ на тему:

«APQP – ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ – ПОСТАВЩИКОВ АВТОКОМПОНЕНТОВ»

ТРОФИМОВА М.С.

НГТУ им. Р.Е. Алексеева

  1.  Цель работы

В настоящее время мировые требования к поставщикам автокомпонентов постоянно ужесточаются, и это приводит к тому, что российским предприятиям – поставщикам становится всё труднее выдерживать конкуренцию с зарубежными производителями.

Крупнейшие иностранные корпорации выбирают в качестве площадки для своего производства территорию России. Но системы менеджмента качества (СМК) многих российских предприятий – поставщиков оказываются не соответствующими требованиям мировых стандартов. Поэтому в большинстве случаев необходимые комплектующие для производства иностранных автомобилей в России поставляются из-за рубежа.

Нижегородская область является крупнейшим кластером по производству автокомпонентов. Многие иностранные производства разместились на её территории, однако, лишь немногие отечественные предприятия – поставщики соответствуют требованиям международного стандарта ISO/TS 16949:2009, особенностью применения которого является требование по обязательному использованию ряда инструментов, включающих APQP. В связи с этим, тема реферата является актуальной.

  1.  APQP-процесс как структурированный метод,

обеспечивающий надежную работу предприятия

Благодаря большой тройке американских автомобилестроительных компаний (Ford, Chrysler, General Motors), в России сейчас есть документ, который является де-факто обязательным приложением к стандарту ISO/TS 16949:2002 [4] и где описаны требования к процессу разработки и постановки продукции на производство. Это APQP [5] – документ, который, безусловно, полезен практически во всех отраслях техники, а не только в автомобильной отрасли, и цепи ее поставщиков. В июле 2005 г. был утвержден ГОСТ Р 51814.6-2005 [1], идентичный по требованиям документу APQP, но описанный более привычным для наших специалистов языком [6].

APQP - процесс планирования, разработки, подготовки и осуществления производства – структурированный метод определения и своевременного выполнения поставщиком всех этапов работы, необходимых для обеспечения требований и ожиданий потребителя автокомпонентов [1] .

Целью APQP-процесса является обеспечение на его выходе запланированного качества серийно производимых автокомпонентов, соответствующих требованиям и ожиданиям потребителей. Внутренней целью рассматриваемого процесса является четкое взаимодействие всех его участников и обеспечение своевременного выполнения требуемых этапов работы при приемлемых затратах.

В национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51814.6 – 2005 [1] описана методология планирования, разработки, подготовки производства и производства автомобильного компонента с акцентом на предупреждение ошибок, постоянное улучшение и совершенствование продукции, которая должна соответствовать требованиям потребителя и предвосхищать их.

Применяя методологию APQP при реализации проекта, ощущается значительное преимущество, выражающееся в снижении числа ошибок и ускорении хода всей подготовки производства. Кроме того, на руках остаются документированные доказательства того, что все требования заказчика были учтены и выполнены [3].

APQP - является самой главной процедурой ISO/TS -16949 и самой трудной при внедрении.  Ей, как правило, уделяют незаслуженно мало внимания. Для многих эта процедура такая же, как все остальные, только менее понятная. К сожалению, производители начинают слишком поздно понимать, что это не так. При внедрении процедуры, необходимо увязать входы и выходы всех этапов с учётом особенностей предприятия. Особенность предприятий сейчас в том, что большинство работают по КД,  разработанной предприятием потребителем. А это значит, что просто внедрить процедуру один к одному, как написано в стандарте нельзя, придётся подумать, особенно это касается первых этапов APQP. Очень часто начинают внедрять APQP в последнюю очередь (оставляя её на потом), как самую трудную процедуру, к своему ужасу обнаруживая, что с этой процедуры необходимо было начинать внедрение  ISO/TS -16949 [2].

  1.  Структура процедуры APQP

APQP - состоит из пяти этапов. Все этапы APQP направлены на единую цель - достижение соответствия потребностям и ожиданиям потребителей [2]. На рисунке 1 представлены все пять этапов APQP – процесса.

Рисунок 1 Этапы APQP процесса

Приведенные этапы выполняются последовательно – параллельно, т.е. с перекрытием по времени, что необходимо для сокращения сроков разработки [5]. Следует отметить, что такой порядок выполнения этапов является существенным различием западной культуры и отечественной, т.к. он обеспечивает более тесную связь между этапами и позволяет вернуться на предыдущие этапы при необходимости проведения улучшений или исправления допущенных ошибок на более раннем этапе.

В настоящее время традиционная отечественная культура постепенно все больше становится похожей на западную, она перенимает иностранные инструменты качества, принципы и законы, старается соответствовать требованиям международных стандартов, что приводит к изменению СМК отечественных предприятий. Однако до сих пор существуют и различия между этими двумя культурами.

Сравним особенности отечественной культуры разработки продукции с западной культурой. Начнем с названия. Если в отечественной культуре процесс в целом, предшествующий производству, называется «Разработка и постановка продукции на производство» (РППП) [7], то в западной культуре это – Advanced Product Quality Planning (APQP), что можно перевести как «Планирование продукции высокого качества» или «Перспективное планирование качества продукции».  Иными словами, название документа сразу ориентирует пользователя на такие действия, которые в дальнейшем обеспечат гарантированное качество серийной продукции. Но дело, конечно, не только в названии [6].

Перечислим основные этапы этого процесса. В целом, они одинаковы как в отечественной культуре, так и в западной, но есть одно главное различие – формальное выполнение этих этапов при отечественном производстве продукции. Конечно, нельзя утверждать, что так происходит на всех предприятиях. Ниже приведены этапы, результаты их выполнения и примеры выполнения в России.

Этап 1 – планирование процесса в целом, анализ «голоса потребителя» и сознание концепции будущего продукта. Основные результаты этого этапа:

  1.  план всех последующих мероприятий, ориентированный на заранее известный день начала серийного производства новой продукции;
  2.  техническое задание (ТЗ) на разработку новой продукции, которое является результатом осмысления и анализа «голоса потребителя».

Разработку календарного плана на основе типового временного графика APQP – процесса можно считать первой задачей межфункциональной APQP – команды. В плане указывают все необходимые мероприятия, сроки и необходимые ресурсы. Планируемые сроки, отражаемые в плане, выбирают, исходя из требуемых сроков и ожиданий потребителя, а также с учетом типа а/к и его сложности [1].

Этап 2 – проектирование конструкции (продукции). Основными его результатами являются:

  1.  верифицированная конструкция (конструкторская документация – КД), т.е. специально проверенная КД на предмет соответствия всех функций будущего изделия требованиям и предпочтениям потребителя, указанным в ТЗ;
  2.  валидация конструкции, т.е. проверка работоспособности, функций нового изделия на основе испытаний опытного образца (образцов);
  3.  перечень ключевых показателей продукции, т.е. важнейших показателей изделия в целом и его компонентов, которые в дальнейшем потребуют особого внимания.

 Например, в п. 3.2.1.3.  Определение ключевых характеристик для компонентов классов К1, К2 с отметкой их на чертеже значком  СТО «Группы ГАЗ» [9] предъявляются следующие требования: «При отсутствии в поле чертежа ключевых характеристик их определяет специалист службы качества совместно с конструктором, ведущим деталь. В процессе подготовки производства специалист службы качества должен обеспечить выполнение поставщиком ключевых характеристик путем участия в разработке планов управления качеством, плана испытаний, выставления требований к оснастке, оборудованию и статистическому управлению ключевого технологического процесса. Под ключевыми характеристиками понимаются параметры изделия, влияющие на его функциональность и надежность (Например, на чертеже панели облицовки двери: за ключевую характеристику может быть принят номер технического документа, регламентирующего количество допустимых эстетических дефектов, их виды и размеры; должны быть определены параметры, влияющие на собираемость детали)».

Этап 3 – проектирование технологии производства. Основные результаты:

  1.  верифицированная технология (технологическая документация – ТД), т.е. специально проверенная ТД на предмет возможности технологии, реализуемой в дальнейшем, уверенно обеспечить выполнение всех требований КД, особенно ключевых;
  2.  перечень ключевых технологических операций и режимов, в результате выполнения которых формируются ключевые показатели продукции. А так же все необходимые предусмотренные действия в технологических процессах по этим ключевым операциям и режимам.

Составление карты потока процесса можно назвать одним из важнейших действий, которые выполняются на этом этапе. Согласно п. 3.2.4.1.2.  Карта потока процесса для компонентов класса К1, К2 СТО «Группы ГАЗ» [9], карта потока процесса – это схематическое представление (в виде блок- схемы)  хода предполагаемого или действующего процесса производства. Для разработки карты потока используются условные обозначения, соответствующие отдельным технологическим операциям. На основании карты потока процесса анализируется предполагаемый процесс. Результатом анализа карты потока процесса является исключение излишних операций, перемещений; выявление воздействия причин на изменчивость процесса; необходимость и последовательность выполнения контрольных операций. Карта потока процесса используется для составления плана управления качеством и его проверки. Карта потока служит вспомогательным инструментом при проведении PFMEA [9].

4 Этап – подготовка производства. Основные результаты этого этапа:

  1.  верификация подготовленного производства, т.е. тщательная всесторонняя проверка готовности производства;
  2.  валидация подготовленного производства путем экспериментальной проверки его способности уверенно обеспечить выпуск качественной продукции, т.е. той, которая была запланирована со всеми соответствующими показателями и функциями. Эта экспериментальная проверка основывается на выпуске «установочной серии продукции»;
  3.  подписание акта готовности производства (у поставщика) и так называемой PSW-заявки заводом – потребителем на основании комплекса документальных результатов всех предыдущих этапов и результатов проверки установочной серии продукции.
  4.  только после подписания PSW-заявки завод – изготовитель получает право производить продукцию и поставлять ее заводу – потребителю.

 Например, согласно п. 3.2.4.2.7. План управления качеством для компонентов класса К1, К2, К3, К4 СТО «Группы ГАЗ» [9] на этом этапе APQP – процесса составляется план управления качеством на основе плана управления, разработанного на этапе проектирования и разработки. Он является описанием характеристик, методов и планов их контроля, в том числе характеристик и процессов, на которых планируется проведение SPC и MSA. План управления обновляется на всём этапе подготовки производства. В плане управления качеством в обязательном порядке должны быть отмечены ключевые характеристики изделия; методы, обеспечивающие их достижение и контроль, откорректированные с учетом замечаний выявленных при производстве и оценке опытной партии. В случае если план управления качеством разработан поставщиком без участия специалиста по качеству, последний должен провести экспертный анализ соответствия предлагаемого плана управления качеством требованиям КД [9].

Этап 5 – производство, улучшение, обратная связь с потребителем. Его результатами являются:

  1.  мониторинг удовлетворенности потребителя по ряду показателей, важных как для потребителя, так и для поставщика;
  2.  снижение изменчивости процессов, т.е. приведение процессов к более стабильной работе, с меньшим разбросом показателей качества;
  3.  осмысление собственного опыта производства, т.е. глубокое понимание всех свойств процессов; это пригодится дл я последующих APQP – процессов.
  4.  Применение APQP на практике

Основные отличия APQP от традиционных систем подготовки производства, принятых на большинстве российских предприятий, заключаются в командном подходе, постоянной ориентации на требования и ожидания потребителей при проведении всех без исключения работ [8], а также документирование результатов в соответствии со специальным руководством APQP.

Для проведения APQP-процесса на предприятии должна быть создана межфункциональная APQP-команда. Она должна иметь в своем составе представителей служб, которые существенным образом влияют на выполнение всего APQP-процесса (как правило, служб маркетинга, проектирования, производства, управления качеством, управления закупками, служб продаж и сервиса и др.). Целью APQP-команды является планирование и координация всех действий по выполнению APQP-процесса для гарантированного обеспечения качества будущей серийной продукции [1].

Ниже приведен фрагмент статьи «QS-9000», авторы Смирнов В.А., Брувер А.В., Амяльев А.А. [8]:

«Применив методологию APQP при реализации нашего проекта, мы ощутили значительные преимущества, выразившиеся в снижении числа ошибок и ускорении хода всей подготовки производства. Кроме того, мы получили на руки документированные доказательства того, что все требования заказчика были нами учтены и выполнены. Чуть подробнее о том, что было сделано.

Прежде всего, была сформирована межфункциональная команда из специалистов подразделений, задействованных в проекте. Команда проекта отвечает за конечный результат и снижает влияние "ведомственных" интересов цехов и отделов, поэтому ее работа, как правило, всегда эффективнее. Правда, необходимо отметить, что потребовалось определенное время, чтобы убедить в этом руководителей некоторых подразделений.

При внедрении APQP нам пришлось столкнуться с новыми видами работ, ранее не проводившимися на предприятии, к ним можно отнести: анализ измерительных систем, анализ видов и последствий отказов (FMEA), оценку воспроизводимости технологических процессов, обучение новым методам. Все эти работы можно выполнить эффективно только при активном совместном участии сотрудников нескольких подразделений, т. е. межфункциональной командой.

На первом совещании команда распределила ответственность за основные виды работ по матрице ответственности. Для выполнения каждой из них был назначен член команды, несущий основную ответственность, и члены команды, помогающие ему в работе. Распределение ответственности проводилось под контролем руководителя команды, который следил за возложением обязанностей на наиболее компетентных в соответствующей области специалистов.

Укреплению взаимодействия в команде помогли несколько курсов обучения. В процессе обучения команда проекта освоила методы, ставшие классическими при обеспечении качества на западных предприятиях.

Основной формой работы межфункциональной команды являются периодические совещания, которые проходят в виде активного обсуждения ("мозгового штурма") рассматриваемой проблемы. Один из членов команды представляет вариант решения, остальные обсуждают его, поддерживают или критикуют, предлагают альтернативные решения. Все это происходит под контролем руководителя команды, который направляет дискуссию в конструктивное русло, следит за тем, чтобы все члены команды могли свободно высказаться, контролирует соблюдение повестки дня совещания, ставит на голосование принимаемые командой решения, подводит итоги совещания.

В соответствии с APQP на периодических совещаниях команды проводился анализ видов и последствий отказов: коллективно обсуждались возможные отказы в технологических процессах, оценивались вероятности их возникновения, обнаружения и устранения. Причем такой анализ проводился после каждого изменения в технологических процессах (на данный момент разработана 14-я версия протокола FMEA). На основе рисков, связанных с отказами, планировались корректирующие действия, в результате которых удалось последовательно снизить уровень внутренних несоответствий. Планы корректирующих действий охватывали не только конкретный продукт, но и изделия, в которых может проявиться зафиксированное несоответствие. Благодаря этому было улучшено качество поршней, поставляемых другим потребителям.

После завершения очередного плана корректирующих действий, команда оценивала их эффективность, снова проводя FMEA и оформляя результаты протоколом. Таким образом, FMEA заработал как постоянный процесс и о нем теперь можно говорить в настоящем времени.

В целом для достижения успехов в применении методологии APQP необходимо, чтобы на предприятии сформировалась позитивная установка, трактующая требования APQP - как инструмента, способствующего удовлетворению запросов и ожиданий потребителей, начиная с самых ранних этапов освоения новой продукции. Очень важно избежать ситуации, когда требования к процессу "перспективного планирования качества продукции" выполняются формально, так сказать "для аудитора", это ведет лишь к разочарованию и напрасным затратам времени и средств».

Заключение

Исходя из вышеуказанных проблем внедрения процедуры APQP и важности соблюдения этой процедуры, можно предложить установление четких взаимосвязей между этапами данной процедуры и документами, сопровождающими весь процесс планирования, разработки, подготовки и осуществления производства. А также визуализацию этих взаимосвязей в виде компьютерной программы, позволяющей APQP – команде успешно выполнять свои функции, а новым сотрудникам коллектива наиболее быстро включаться в работу команды. Что приведет к реальному соблюдению требований международного стандарта ISO/TS 16949:2009 и развитию отечественных  предприятий – поставщиков.

Список использованной литературы:

  1.  ГОСТ Р 51814.6 – 2005 – «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов».
  2.  Кудряшов, А. В. Некоторые вопросы внедрения ISO/TS - 16949 в законах Мерфи/ А.В. Кудряшов// http://www.s-konsalt.ru – Официальный сайт Группы компаний "СтройКонсалтинг Групп".
  3. Алешин, А.Н./ Алешин, А.Н., Бобылева Н.В., Егоров В.С., Федотов Д.А., Юшкова Т.Н.// Подготовка производства инновационной и субконтрактной продукции: Методическое пособие. – Москва. - 2010
  4.  ГОСТ Р 51814.1 – 2004 (ИСО/ТУ 16949:2002). Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части.
  5.  Перспективное планирование качества продукции (APQP) и план управления; Пер. с англ. – Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 2004. – 117 с.
  6.  Розно М.И. APQP – процесс, или процесс разработки и постановки продукции на производство. По материалам сайта www.fsapr2000.ru
  7.   ГОСТ Р 15.201- 2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно – технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.
  8.  Смирнов В.А., Брувер А.В., Амяльев А.А. QS-9000/ Методы менеджмента качества – 2002. По материалам официального сайта издательства «Стандарты и качество» http://ria-stk.ru
  9.  СТО № 9.07-МУ02 – «Методические указания по проведению APQP, PSO и PPAP на закупаемые автомобильные компоненты действующего и нового производства» Группы ГАЗ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16665. ИНСТИТУТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОКУПКИ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ 88.4 KB
  ИНСТИТУТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОКУПКИ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ /Хозяйство и право N 10 2003/ К. СКЛОВСКИЙ М. СМИРНОВА К. Скловский доктор юридических наук. М. Смирнова магистр частного права. В российском законодательстве закреплено право преимущес
16666. О ПРАВЕ НА ОТЧУЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА БЕЗ ПЕРЕДАЧИ ВЛАДЕНИЯ 43.13 KB
  О ПРАВЕ НА ОТЧУЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА БЕЗ ПЕРЕДАЧИ ВЛАДЕНИЯ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский партнер адвокатского бюро Барщевский и партнеры доктор юридических наук. Поскольку гражданский оборот спонтанно разлучает собственность и владение приходится признать что соб...
16667. О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ 60.97 KB
  О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА ПРИЧИНЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ К. СКЛОВСКИЙ М. СМИРНОВА К. Скловский адвокат доктор юридических наук. М. Смирнова магистр частного права. Терроризм представляет собой одну из актуальнейших проблем современности ко...
16668. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ О ДОБРОЙ СОВЕСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ 76.13 KB
  ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ О ДОБРОЙ СОВЕСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский доктор юридических наук партнер Адвокатского бюро Барщевский и партнеры. Во время дискуссии происходившей три года назад в Центре частного права один из наших ведущих ци...
16669. ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ 40.14 KB
  ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский адвокат партнер адвокатского бюро Барщевский и партнеры доктор юридических наук. В 2001 году заметно обозначился интерес отечественных юристо...
16670. МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА ПРАВА И ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕССИИ 36.33 KB
  МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА ПРАВА И ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕССИИ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский доктор юридических наук. Гражданский оборот можно представить как оборот прав вещных и обязательственных. Но если квалификация оборота вещей не вызывает больших теоретических затруднений...
16671. ПРАВО УДЕРЖАНИЯ ПРОТИВ ТРЕБОВАНИЙ О РЕСТИТУЦИИ И ВИНДИКАЦИИ ВЕЩИ 27.77 KB
  ТАК ДЕРЖАТЬ О ПРАВЕ УДЕРЖАНИЯ ПРОТИВ ТРЕБОВАНИЙ О РЕСТИТУЦИИ И ВИНДИКАЦИИ ВЕЩИ К. СКЛОВСКИЙ Константин Скловский адвокат доктор юридических наук. Значительная часть судебных споров имеет своим предметом возврат имущества отчужденного по недействител...
16672. ВСЕ НА ПРОДАЖУ 15.6 KB
  ВСЕ НА ПРОДАЖУ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский адвокат доктор юридических наук. Различные аспекты реализации имущества должника с торгов не раз рассматривались в юридической литературе. Однако судебная практика свидетельствует что проблемы и противоречия остаютс...
16673. ВЛАДЕТЬ ИМЕЕМ ПРАВО 12.59 KB
  ВЛАДЕТЬ ИМЕЕМ ПРАВО К. СКЛОВСКИЙ Начиная с 1997 г. когда судебная практика впервые обнаружила проблему незащищенности добросовестного приобретателя имущества мне многократно приходилось обращаться к этой теме Закон. N 12. 1997. Более подробно вопрос рассматривался в ...