87098

История развития понятия «техника»

Реферат

Культурология и искусствоведение

Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами. В данной контрольной работе будет рассмотрен вопрос взаимодействия техники и культуры в целом. Совокупность средств создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества...

Русский

2015-04-17

70.57 KB

0 чел.

Содержание

Введение………………………………………………………….……….…..3

1. История развития понятия «техника» - от истоков до превращения в культурообразующий фактор развития человечества……………………..4

2. Социокультурные смыслы техники………………… ………………….10

3. Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами...13

4. Культура и научно-технический прогресс……………………………...15

Заключение…………………………………………………………….……. 20

Список использованной литературы……………………………………….21


Введение.

Вряд ли кто усомнится в том, что техника лежит в основе культуры. Человек обязан ей своим становлением. Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Современный культурный человек должен уметь пользоваться многими техническими средствами - холодильником и телевизором, аудио и видеотехникой, лифтом и автомашиной, пишущей машинкой и компьютером. Технический уровень непроизводственной сферы, материальных основ духовной культуры (медицина, быт, печать, связь, искусство, образование, наука и т.д.) существенно характеризует уровень развития культуры общества. Таким образом, прогрессируя, техника определяет культурный образ жизни каждого человека, содействует повышению эффективности трудовых усилий работника и рационализации хозяйственного и бытового уклада. При этом человек стал основоположником принципиально нового объективного процесса - культурного, когда форма и материал оказались в разных руках (человека и природы), а изделия мастера обрели собственную основу и получили возможность функционировать наряду с человеком и в определённой степени дистанцироваться от природы.

В данной контрольной работе будет рассмотрен вопрос взаимодействия техники и культуры в целом.

  1.  История развития понятия «техника» - от истоков до превращения в культурообразующий фактор развития человечества

Термин «техника» восходит к древнегреческому «techne», которое, в свою очередь, происходит, по-видимому, от индоевропейского корня «tekp», означающего деревопереработку или плотницкое дело. Предполагается, что именно от данного корня было произведено известное уже Гомеру слово «tekton», которое первоначально использовалось для обозначения мастерства или искусства строителя, но затем стало употребляться в значении ремесла или искусства вообще. Помимо этих двух своих значений слово «techne» изначально имело еще третье, более важное значение, которое выражало собой знание. Поэтому слово «techne» с самого начала было тесно связано с греческим словом «episteme» («знание»). 2

Понятие «техника» претерпело сложную и разностороннюю эволюцию, что отразилось на существовании большого количества его определений:

  1.  Греческое слово - искусство, мастерство, умение, ремесло.
  2.  Совокупность знаний, приемов и правил выполнения чего-либо.
  3.  Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире
  4.  Совокупность орудий и машин.
  5.  Совокупность средств труда в широком смысле, то есть все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог совершаться
  6.  Система действий, посредством которой человек стремится достичь осуществления «внеприродной» программы, то есть осуществления самого себя
  7.  Совокупность приемов и правил выполнения чего-либо.
  8.  Совокупность материальных объектов, производимых обществом.
  9.  Совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей.
  10.  Система искусственных органов деятельности человека.
  11.  Собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.
  12.   Совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества

Все это многообразие определений техники непосредственно соотносится с культурными эпохами и характеризует ценностные ориентации человека в отношении к ней. Техника относится к искусственно создаваемым объектам, которые человек вовлекает в различные сферы жизнедеятельности и использует для удовлетворения своих потребностей. Развитие техники обусловливается не естественной эволюцией, а деятельностью человека.

Техника возникла вместе с «человеком умелым» (homo habelis) и долгое время развивалась независимо. В древности техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с практикой подражания природе, магическим действием и мифологическим мировосприятием. Прогресс техники (от простейших орудий до сложнейших машин и компьютерной техники), сначала постепенный, а затем лавинообразный, не мог происходить без взаимосвязи с эволюцией научного знания и без превращения в культурообразующий фактор развития человечества.

Научное знание, наука и научная культура, техника и технология прошли сложную и разностороннею эволюцию. Существуют различные виды периодизации истории техники. Проблема периодизации заключается в соотношении общих тенденций и закономерностей эволюции человеческого общества с пониманием исследователями сущности нтехники. При всей условности периодизация выполняет задачи структурирования фактического исторического материала в хронологической последовательности. Порой в исторических исследованиях трудности возникают уже на этапе определения хронологических рамок периодов.

Одним из распространенных видов периодизации является рассмотрение эволюции научного знания и техники в процессе освоения и обустройства окружающего мира в различные исторические эпохи: первобытная, древневосточная, античная, средневековая новая и новейшая.

Первобытная эпоха охватывает огромный промежуток исторического времени от появления на земле человека до возникновения первых государственных образований (от 2,6 млн. лет назад до 4 тыс. до н.э.). Из всех специальных периодизаций эпохи наиболее важна археологическая. Она основана на анализе различий в материале и технике изготовления орудий труда и предметов быта. Выделяются каменный (ранний палеолит: 2,6 млн. лет назад – 80 тыс. до н.э., средний палеолит: 80 тыс. до н.э. – 40 тыс. до н.э., поздний палеолит: 40 тыс. до н.э. – 12 тыс. до н.э., мезолит: 12 тыс. до н.э. – 7 тыс. до н.э., неолит: 7 тыс. до н.э. – 4 тыс. до н.э.), бронзовый (3 – 2 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.) и железный (со 2 – 1 тыс. до н.э.) века, которые в свою очередь еще подразделяются на периоды и этапы.

Современная наука обладает археологическими материалами, которые дают представление о процессах становления вида Homo, как в физическом, так и в интеллектуальном аспектах: Homohabilis (человек умелый) – Homoerectus (человек прямоходящий) – Homosapiens (человек разумный). Эти процессы в основном завершились около 40 тысяч лет назад (поздний палеолит). В географическом отношении очаги первобытной культуры обнаружены на всех континентах планеты. Расселение человека из «колыбели» (Восточная Африка) по территории земного шара началось около 1,5 млн. лет назад.

Наиболее важными событиями эпохи были: возникновение мышления и речи; освоение огня; появление и технико-технологическое совершенствование присваивающих видов хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, бортничество), затем переход к производящим видам (земледелие, скотоводство) в результате неолитической революции; развитие форм организации человеческого общества (первобытное человеческое стадо, община, род, племя, семья, брак); зарождение и распространение первых идеологических представлений (ранние формы религии, миф, магия); начало художественной деятельности. Познание окружающего мира и его техническое освоение были синкретично включены в жизнедеятельность древних людей.

Эпоха древних, прежде всего древневосточных, цивилизаций хронологически соответствует периоду примерно с 4 тыс. до н.э. до 1 тыс. до н.э. В географию эпохи входили следующие территории: Северо-Восточная Африка (Древний Египет: 4 – 3 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), Ближний Восток или Передняя Азия (Шумеро-Вавилонское государство: 3 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), Южная Азия (Древняя Индия: 3 тыс. до н.э. – 1 тыс. до н.э.), Центральная Азия (Древний Китай: середина 2 тыс. до н.э. – рубеж н.э.), Средиземноморье (Крито-микенская цивилизация: 2 тыс. до н.э. – 1 тыс. до н.э.).

Эпоха характеризуется образованием первых теократических и деспотических государств, в результате сложившихся институтов власти и бюрократии, системы рабовладения, религиозных традиций; освоением ирригационного земледелия (прежде всего в рамках дворцовых и храмовых хозяйств); строительством городов; развитием ремесел и торговли; появлением письменности, письменных законов и светских школ и т.д. Древние цивилизации при всей неравномерности и специфичности развития имели общие черты в познавательной деятельности, прежде всего в формировании естественнонаучных представлений и технологий, связанных с нуждами хозяйственной деятельности.

Античная эпоха датируется IX в. до н.э. – V в. н.э. Географическими пределами эпохи были территории древнегреческого (IX – I вв. до н.э.) и древнеримского государств (VIII в. до н.э. – середина V в. н.э.), а также стран и народов, находившихся под их влиянием.

В эпоху античности процесс получения новых знаний постепенно стал самостоятельной деятельностью определенной категории людей. Это была еще синкретичная наука, которая характеризовалась глубокой теоретичностью, самоценностью, стремлением к знанию ради знания и одновременно обладала системностью, рациональностью и практичностью.

Историческое развитие техники и технологий эпохи оценивается как новый уровень в организации труда, в применении новых материалов для изготовления более сложных орудий труда, в совершенствовании различных операций в ремесленном производстве и строительстве, в распространении технических механизмов и приспособлений, в развитии оружия и т.д.

Эпоха средневековья определяется периодом с V в. по XVI в. Средневековье имеет внутреннюю периодизацию: раннее средневековье (V – IX вв.), зрелое средневековье (X – XIII вв.), позднее средневековье (XIV – XVI вв.). Важно отметить, что в его временных рамках выделяется самостоятельная эпоха – Возрождение (XIII – XVI вв.). Западная и Центральная Европа, Византия, Древняя Русь, Арабский Восток, Индия, Китай, Япония и Доколумбова Америка – все это было географией распространения средневекового типа мышления (религиозного и научно-художественного) и технико-технологических инноваций.

В средние века была продолжена энциклопедическая традиция античности. В западноевропейских странах были опубликованы труды по философии, грамматике, арифметике, астрономии, музыке и другим дисциплинам. Это были не только своды знаний, но и полезных умений. В то же время, систематизация знаний осуществлялась на качественно ином уровне понимания связи теоретического знания и хозяйственной деятельности. От идей «Божественного откровения и дара» в ранний период до идей антропоцентризма и гуманизма эпохи Возрождения. В практической деятельности произошли радикальные технико-технологические изменения. В сельском хозяйстве произошло внедрение тяжелого колесного плуга, лошадей как тяглового скота, более совершенной упряжи для лошадей, водяных и ветряных мельниц для помола зерна и просеивания муки. Водяной привод стал применяться в кузнечном, сыромятном, сукновальном и других ремеслах. В хозяйственной и культурной жизни стали использоваться различные механические устройства (часы, подъемники и пр.). К важным событиям эпохи относятся: развитие духовного и светского образования, изобретение книгопечатания, Великие географические открытия и т.д.

Период с XVII в. по XIX в. в научной литературе называется Новым временем. Этот период включает: эпоху буржуазной и научной революций (XVII в.), эпоху Просвещения (XVIII в.), эпоху промышленной революции (XIX в.). Характерным было то, что центрами научного и технико-технологического развития стали национально-государственные образования: Великобритания, Франция, Германия, Россия, Северо-Американские штаты.

Результатом научной революции было оформление европейского классического естествознания как новой системы осмысления Космоса, а также различных процессов общественной жизни. Появились новые методы познания, механизмы проверки и самопроверки научных знаний, язык, профессиональные организации, печатные органы и т.д. Эпохе соответствовали процессы аналитического расслоения научных знаний на обособленные научные отрасли: физика, математика, химия, астрономия, физиология, география, социальные науки.

XVII – XIX вв. характеризуются радикальными изобретениями и инновациями, которые привели к созданию машинного производства. Были освоены новые виды энергии, появились новые виды производственной деятельности, разрабатывались и внедрялись новые производственные технологии, началось сближение науки и промышленного производства.

XX век – это Новейший период истории, эпоха научно-технической революции. Научная и технико-технологическая сферы человеческой деятельности вышли за рамки отдельных государств и регионов и приобрели международный характер.

Приведенная выше периодизация отвечает наиболее общим целям исторического познания. Вместе с тем, в зависимости от целей и предметного приложения исследований, используются и другие подходы к периодизации: формационный, цивилизационный, историко-культурный, экологический, на основе выделения наиболее важных открытий и изобретений, на основе классификации науки и другие.

  1.  Социокультурные смыслы техники

Из многочисленных определений становится понятно,  что техника представляет собой многогранное, многоаспектное явление. Можно выделить пять важнейших аспектов техники, изучаемых различными науками.

1.Инструментально-технологическое измерение, составляющее предмет изучения технических наук, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта, его внутренняя технологическая "логика".

2.Естественное (природное) измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении "техника — природа", которое является прежде всего предметом изучения естествознания и инженерной экологии.

3.Индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области "техника — человек" (индивид, личность) и изучается такими науками, как антропология, психология, физиология, эстетика, эргономика и др.

4.Социальное измерение в рамках отношения "техника— социальное бытие", предметная область которого есть взаимоотношение техники и общества, техники и мирового цивилизационного процесса. Этот аспект изучается социологией, экономическими науками, политологической наукой и, конечно, культурологией.

5.Культурное измерение в рамках отношения "техника— социокультурный мир", изучаемое культурологией.

Если в первом аспекте техника изучена довольно основательно, второй аспект вызывает озабоченность в связи с экологическим кризисом, переживаемым человечеством, и поэтому  интенсивно разрабатывается в настоящее время; в исследовании третьего аспекта сделаны первые шаги, особенно в связи с актуализацией проблемы человеко-машинных систем, искусственного интеллекта, роботизации и других. Последняя проблема — социокультурное измерение техники — только начинает разрабатываться и далеко не всеми еще осознается как проблема.

Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека. Эта черта нашла отражение еще в мифотворчестве. Вспомним миф о Прометее, научившем людей техническим навыкам; миф о Дедале и его сыне Икаре, решавших задачу полета с помощью крыльев; миф о строительстве Вавилонской башни и его неудаче и др. Именно как средство преобразования среды техника была осмыслена и заложена в основу инженерной практики.

Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними. Такова, например, христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия. Абсолютизация отношения к природе, в основе которого лежит стремление и способность человека господствовать над ней, подчинять себе, постепенно формировала агрессивный тип взаимодействия человека с природой, что и вызвало глобальную проблему экологии.

Еще одна важнейшая социокультурная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники. Осмысление этой характеристики породило множество вопросов: о месте техники в сообществе людей; о мере влияния ее на характер социума; о включении техники в систему социальных, политических, в том числе международных, отношений; о воздействии на психическую, интеллектуальную, духовную жизнь; об устранении негативных последствий техники; о необходимости особого этоса (системы нравственных норм) жизни в техническом мире и т. п.

Чтобы ответить на вопрос — каковы же социокультурные смыслы техники? — обратимся к  пониманию культуры, которая предстает перед нами в трех ликах:

1.культура как результаты деятельности человечества, выступающие как ценности;

2.культура как степень совершенствования способов деятельности

3.культура как степень развитости духовной составляющей личности.3 Безусловно, техника как явление культуры имеет все эти измерения. Рассмотрим подробнее, в чем это проявляется. Как определенного рода социокультурная ценность техника может рассматриваться, по крайней мере, в трех аспектах:

1. как объект — это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сберегающиеего ресурсы

2. как знание (техническое) — умения, правила, теории

3. как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличение предметного, вещного мира. По сути, техника как процесс составляет основу искусственной среды, создаваемой человеком, основу ноосферы.

Социокультурный смысл техники как степени совершенства способа деятельности состоит в том, что она представляет собой "искусность ", "мастерство, и при этом мастерство не только собственно инженерной деятельности, но и любой другой (техника чтения, техника приготовления пищи, техника осуществления власти и т.д.). В этом плане техника представляет собой технологию (способ) деятельности, а ее социокультурный смысл заключен в технологическом совершенстве.

Социокультурный смысл техники как степени развития человека (личности) состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, а во-вторых, служит средством реализации природных задатков. Подчеркнем, что эти социокультурные смыслы техники не лежат на поверхности, они есть рефлексия вписанности техники в культурное пространство, но без осознания этих смыслов дальнейшая техническая деятельность человечества может оказаться губительной.

  1.  Взаимодействие техники с другими социокультурными эелементами

Мы рассматриваем технику как явление культуры, так как потребности в ней выходят далеко за рамки элементарных биологических потребностей. В этом качестве она находится в многообразных связях с другими явлениями культуры: наукой, моралью, экономикой, политикой, искусством и др. Но характер этих связей техники с различными элементами культуры неодинаков. В частности, техника и наука имеют взаимообусловливающий характер. Однако и само это взаимоотношение и его понимание претерпели историческую эволюцию. Греки, связывая технику с природой, отмечали, что техника способна созидать то, чего природа достичь не может. Для греков функция техники, совершенствующая природу, есть искусство, точнее "искусность". В Средние века между техникой и наукой возникла некоторая напряженность. Техника рассматривалась в большей степени как практическое мастерство строителя, ремесло. Между техникой и наукой возникает спор, состязание за выработку лучших средств в получении результата. Так как теория обнаружила недостатки традиционного знания для решения новых проблем, акцент смещается на одобрение и развитие практически ориентированной теориии практического изобретательства. В эпоху Ренессансас Леонардо да Винчи и Никколо Тартальи начинается возрождение авторитета теоретической науки и возникает новый тип отношения науки и техники. В отличие от древних греков, которые рассматривали технику как составную часть теоретической науки, как ее вершину, у представителей эпохи Возрождения, в частности у Леонардо да Винчи, техника в большей степени рассматривается как продолжение природы: то, что может быть сконструировано, — это границы возможностей самой природы. Поэтому познание природы (естествознание) стало идентичным экспериментальному и дедуктивному конструированию. Вплоть до конца XIX в. науки развивались в какой-то мере в стороне от техники, но оставались все-таки технически ориентированными, затем снова стали приходить в тесное соприкосновение, теперь на производственно-промышленной основе (телеграф, электричество). Эта связь была еще несистематической. Новый уровень взаимодействия науки и техники в XX столетии не только привел к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.

В культуре существуют отношения между внетехническими областями, сферами культуры, которые, тем не менее, связаны с техникой. Скажем, взаимоотношение техники с нравственностью проявляется в возникновении определенных личностных качеств, таких, как предприимчивость, организованность, дисциплинированность, ответственность, собранность, но также и холодная расчетливость и меркантильность, стандартизация поведения и мышления. Любопытны в этом отношении рассуждения X. Ортеги-и-Гассета о влиянии техники на формирование типа личности джентельмена, главной чертой которого является обостренное чувство жизненной свободы, основанной на переизбытке власти над обстоятельствами. Техника, по мнению Ортеги-и-Гассета, как раз и дает возможность человеку утвердить свое господство над обстоятельствами. Обеспечивая огромное богатство, мощь экономики, она формирует у человека уверенность и обеспеченность, "власть над низшими уровнями существования", дает возможность "стать в высшей степени индивидуальным, сосредоточиться на себе и поддерживать собственные силы ощущением полной независимости", выработать стремление жить в подлинном мире, в суровых земных условиях, при всей тяжести реальной действительности максимально насыщенной жизнью, что составляет основу игрового джентльменского поведения. Причем в правилах джентльменского поведения - это игра по правилам, fair play, исключающая обман и фальсификацию, ложь и провокацию,  где царят справедливость и искренность, самообладание, основанные на ясном понимании своих собственных прав по отношению к другим и прав других по отношению к себе, а значит, на ясном понимании своих собственных обязанностей. Эти рассуждения Ортеги-и-Гассета подтверждают, что техника, диктуя определенный способ бытия человеку, не только опосредованно связана с нравственностью, но и формирует особые этические нормы как достижения и культурные ценности. Неслучайно формирование и господство джентельменства в Англии он соотносит с бурным развитием ее технического и экономического могущества, а упадок джентльменства — со снижением уровня техники, присущего британцам. И даже в таком феномене, как внешняя политика, можно обнаружить опосредованное воздействие техники. Так, американский исследователь X. Брук, выступая на IX Международном симпозиуме "Discoveries", высказал идею, что существующая ориентация на изоляцию национальных стратегий развития техники и науки ведет человечество к краху. По его мнению, уже сегодня постепенно осознается необходимость формирования глобальной научной и технической политики.

  1.  Культура и научно-технический прогресс

Современная наука и техника раскрыли величие человеческого разума. Они изменили мир и представления о нем. На современном этапе прогресса науки и техники, в условиях внедрения новейших технологий, человек обладает уникальной способностью и возможностью на высшем уровне материализовать свое мышление и тем самым быть существом не только мыслящим, но и активно преобразующим. Именно этим научно-технический прогресс вступает в серьезную конкуренцию с другими ценностными представлениями.

Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, существенные преобразования происходят и во всем строе культуры и современной цивилизации. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, перед нами новая закономерность нашей жизни. Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, без внедрения технологических новшеств, но стремительное повышение роли науки и техники как фактора социальных преобразований актуализирует сложный спектр мировоззренческих, социально-этических и других проблем.

Как отмечают многие исследователи, характерной чертой нынешнего этапа научно-технического прогресса является то, что, создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего-то большего, чем он сам, и что бы ни говорили о новых технологиях, единых рынках и системных кризисах, главной приметой нового времени нужно считать следующее положение: современный человек создал слишком сложный для себя, для своих интеллектуальных возможностей мир и потому больше не может ясно сознавать и эффективно предсказывать направление своего собственного развития.

Однако, разумеется, джинна научно-технико-индустриального прогресса, выпущенного из бутылки культуры в середине прошедшего тысячелетия, невозможно вернуть обратно, и человечество не может отказаться от дальнейшего прогресса науки и техники. Другое дело, что нужно найти пути и механизмы оптимального и разумного регулирования явлений научно-технического прогресса. А техника в основе своей - это результат рационального конструирования и рациональной деятельности, даже если побуждения к этому приходят из иррациональных источников.4 

Размышляя об отрицательном влиянии современного научно-технико-индустриального прогресса на многие стороны человеческой жизни, следует обратить особое внимание на тенденцию нивелирования личности. В современном индустриально-прогрессивном мире развитие индустрии нуждается в человеке лишь как в производителе и потребителе. И поскольку производственные операции в основном выполняются машинами, постольку человек должен свестись к «служащему» и превратиться в «придаток» машины. Индустриальный прогресс, таким образом, исключительно в человеке как производителе и потребителе, все же остальные отношения и соответствующие особенности становятся лишними, «нерентабельными».

Именно подобной нерентабельной особенностью оказывается индивидуальность человека: эффективное функционирование индустриальных организаций требует единой дисциплины и единого режима, единая же дисциплина и единый режим идеально осуществляются лишь при абсолютной однородности характеров, наклонностей, обычаев, вкусов, участвующих в этой организации индивидов. Функционирующая в бешеном темпе индустриальная машина не терпит никаких опасностей отклонения.

Уличная реклама, телевидение, журналы, газеты упорно внушают гражданам образцы, нормы и стандарты поведения, образования, одежды, квартирной обстановки. И нужно подчеркнуть, что граждане современных индустриальных обществ в этом отношении слишком «благовоспитанны» - каждый из них необычайно чувствителен к тому, что делают, как себя ведут, как одеваются, как отдыхают, как развлекаются и как обставляют квартиру, что читают другие, вернее, большинство других: каждый хочет во что бы то ни стало жить по всеобщим стандартам, по «моде». В результате всего этого люди постепенно теряют свое индивидуально - своеобразное лицо и превращаются в анонимно-безликую массу.

Индустриальный прогресс различными средствами и путями приводит к нивелированию личностей, что означает резкое падение «качества содержания» человеческой жизни. Ибо для человека в конечном итоге невыносимо чувство потери индивидуально-своеобразного лица, т.е. потери собственной «самости», превращения в безликую количественную единицу. Научно-технико-индустриальный прогресс, уравнивая и нивелируя личности, способствует внутреннему разобщению людей, ибо внутреннее обращение людей предполагает их различие и индивидуальное своеобразие.

Исторически цивилизация возникла на Земле на основе преобразующей деятельности человека и общества. Именно преобразование среды, природы, самого человека и общества лежит также в основе развития цивилизации и культуры.

Прогресс общества характеризуется не только завоеваниями науки и техники, но и выработкой норм и оценок поведения, отражающих потребности социальной системы и ее возможности усовершенствовать отношения личности и общества, развивать культуру. Культура как процесс реализации духовных ценностей выражает уровень «господства» человека над природой, т.е. показывает, чего достигло человечество в направлении развития науки и техники, и одновременно характеризует степень гуманизации человеческих отношений в обществе. Именно степень свободы - гуманизации человеческих отношений в обществе является высшим критерием прогресса культуры. 5 

Культура как ценностный феномен отражает стремление людей к постоянному освоению-преобразованию действительности. Она как поприще проявления сущностных сил человека отражает также становление, «очеловечивание» самого создателя и субъекта культуры - человека. В процессе реализации духовных ценностей, созидания культуры происходит формирование личности, способной вступить в диалог с другими личностями, так как культура представляет собой диалог - диалог с другими эпохами, культурами, с другими людьми.

Культура есть понимание в широком смысле - понимание предмета, природы, жизни. Культура отражает процесс свободы-гуманизации человека. На его основе человек формируется как толерантное существо, личность, которая свою жизнедеятельность осуществляет в соответствии с высшими общечеловеческими ценностями.6 

Исходя из такого понимания сущности культуры, можно утверждать следующее: без развития науки и техники невозможен сам прогресс человечества - это бесспорно. Развитие науки и техники является также незаменимым и обязательным условием прогресса культуры. В условиях преимущественного развития науки и техники на современном этапе следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что необходимо разумное регулирование тенденции абсолютизации роли и значения технического способа мышления, так как подлинное развитие культуры возможно лишь на основе гармоничного взаимоотношения ее компонентов. Гармония же подразумевает сохранение специфических особенностей всех компонентов культуры и исключает переоценку или недооценку роли и значения того или иного элемента.

Заключение

Техника - это особое явление культуры, это сформированная мастером природная материя. Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Современный культурный человек должен уметь пользоваться многими техническими средствами - холодильником и телевизором, аудио и видеотехникой, лифтом и автомашиной, пишущей машинкой и компьютером.

Техника воздействует на все другие элементы культуры и через систему общественных связей и отношений является решающей доминантой культурного прогресса, материальным основанием всей культуры.

Как важнейшая культурная ценность, материальное основание всей культуры техника интегрирует все культурные ценности той или иной эпохи в определенную систему. Она раскрывает внутреннее богатство культуры, разнообразие ее содержания. В этом смысле можно говорить о технической культуре как характеристике культурного потенциала общества. Техническая культура в каждый исторический период того или иного общества является неотъемлемым компонентом культуры.

Техника - это «совершенная объективность», обладающая собственной основой, позволяющей как бы самосовершенствоваться, модифицироваться, перестраиваться, оптимизироваться и т.д. В свою очередь, «совершенная объективность» - это и есть мастерство, искусство, культура.

  1.  

Список использованной литературы

  1.  Кравченко А. И. Культурология : учебное пособие для вузов / Кравченко А.И. – 4-е изд. – М : АкадемическийПроект, Трикста, 2003
  2.  Гуревич П.С. Кулутрология / Гуревич П.С. – М : Проект, 2003
  3.  Негодаев. И.А. Философия науки и техники. / Негодяев И.А. - М., 2005.
  4.  Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории : учебное пособие / Н. М. Аль-Ани. – СПб, 2004г.
  5.  Культурология: Учеб. длястуд. техн. вузов / Колл. авт.; подред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-еизд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001.
  6.  Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, доп. и пе­рераб. - М.: Аспект Пресс, 2000
  7.  Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы./ Анисимов К.Л. - М., 1995
  8.  Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике //Вопросыфилософии. 1993. No 10.
  9.  Степин В. С, Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Степин В. С, Горохов В. Г., Розов М. А.  - М., Контакт-Альфа, 1995.
  10.   Миронов В.В. Образы науки в современной культуре./ Миронов В.В, - М., 2007.
  11.  Борев В. Ю., Веневитинов Г. Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса / Борев В. Ю., Веневитинов Г. Н. - М.: Трикста, 2006. - С.135.

2 Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории : учебное пособие / Н. М. Аль-Ани. – СПб, 2004г.

3 Культурология: Учеб. длястуд. техн. вузов / Колл. авт.; Подред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-еизд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001.

4 Негодаев. И.А. Философия науки и техники. - М., 2005.

5 Миронов В.В. Образы науки в современной культуре. - М., 2007.

6 Борев В. Ю., Веневитинов Г. Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М.: Трикста, 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47185. Внесок у розвиток теорії мотиваційного менеджменту українських вчених 83.5 KB
  ; колективні ті що спільно задовольняються у трудовому колективі підвищення кваліфікаційного рівня працівників будівництво спільних баз і будиночків відпочинку колективне управління виробництвом та ін; суспільні це потреби у забезпеченні громадського порядку захисті навколишнього середовища тощо. Роль стимулів і стимулювання в мотивації працівників У загальному вигляді стимулювання це процес використання конкретних стимулів на користь людині й організації. Розходження економічних і неекономічних методів мотивації працівників Суть...
47186. Розробка методичних матеріалів для вивчення курсу ООП 1.36 MB
  Шаблони проектування можуть пришвидшити процес розробки, надаючи протестовані та доведені розробницькі парадигми. Ефективне проектування програмного забезпечення вимагає розгляду ряду питань
47187. Розробка системи роботи з електронним щоденником 2.34 MB
  Розроблена система, яка забезпечує мінімальний набір функцій, необхідний для роботи користувача зі своїм електронним щоденником
47188. Облік, аналіз і аудит фінансових результатів суб’єктів малого підприємництва (на прикладі ТОВ «Софіт») 353.19 KB
  Протягом довгого історичного періоду економісти, історики й політичні діячі всіляко применшували роль малого бізнесу (МБ) в економіці.
47189. Учет и анализ расчетов с подотчетными лицами ОАО «Брестхлебопродукт» 533 KB
  В процессе финансово хозяйственной деятельности у предприятия возникает потребность использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам выдачи им средств на представительские цели для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц для оплаты выполненных работ оказания услуг а также на иные хозяйственно операционные цели. Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами с одной стороны обеспечивает действенный контроль за использованием на предприятии денежных...
47191. Разработка Интернет-сайта для Сибирского центра ФГБУ НИЦ Планета 4.52 MB
  В настоящее время Web-сайт является неотъемлемой частью любой организации. На Web-сайте можно менять информацию несколько раз в день, что обеспечивает оперативность работы, и отслеживание информации в реальном времени. В печатных изданиях надо заказывать рекламу минимум за неделю, а то и больше, так же как и радио – не оперативно.