87099

Классификация ядов. Стадии воздействия яда на организм

Реферат

Медицина и ветеринария

Началось соревнование отравителей и токсикологов: одни искали новые отравляющие вещества другие способы их обнаружения. Классификация ядов В химической классификации деление всех веществ на группы проводят по химическим свойствам исходя из принятой химической номенклатуры на органические неорганические...

Русский

2015-04-17

33.79 KB

3 чел.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Классификация ядов ……………………………………………..…………….4

2. Стадии воздействия яда на организм……………………………………...….6

Заключение ……………………………………………………………………..…9

Список используемой литературы ………………………………..……………10

Введение

Токсикология - раздел медицины, изучающий свойства и механизм действия ядов на организм, а также средства лечения и предотвращения отравлений. Долгое время токсикология развивалась очень медленно: значительно больше было известно о том, чем можно отравить, нежели о том, как потом лечиться.

В Риме с XVI до середины XVIII в. действовала целая сеть профессиональных изготовителей ядов - их называли тофанами. На счету тофан несколько тысяч жертв. Основу ядов составляли соединения мышьяка. Большую популярность у отравителей приобрел белый мышьяк. Его отличала невысокая смертельная доза, а признаки отравления им очень похожи на симптомы широко распространенной вплоть до начала XX в. холеры. Немаловажную роль сыграла и доступность белого мышьяка: его можно было купить в любой аптеке как средство от крыс. В течение длительного времени мышьяк оставался «королем ядов», пока в начале XIX в. Французский токсиколог Матье Жозеф Бонавантюр Орфила (1787 -1853) не разработал способ позволяющий обнаружить его в организме. С тех пор мышьяк все реже использовался в преступных целях. На смену ему пришли яды, присутствие которых в организме трудно было доказать. Началось соревнование отравителей и токсикологов: одни искали новые отравляющие вещества, другие - способы их обнаружения.

Целью данной работы является изучить разнообразие ядов и механизм их воздействия на организм человека. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

− рассмотреть сущность ядов и разнообразие ядовитых веществ;

− изучить действие ядов на организм человека;

− выявить последствия воздействия ядов.

1. Классификация ядов

В химической классификации деление всех веществ на группы проводят по химическим свойствам, исходя из принятой химической номенклатуры на органические, неорганические и элементоорганические вещества.

Практическая классификация предусматривает систематику веществ по цели применения. При этом в отдельные группы выделяют:

– промышленные яды, которые в свою очередь подразделяют на органические растворители, химические реагенты, красители, пластификаторы и т.п.;

– пестициды, в зависимости от назначения которых различают инсектициды, гербициды, фунгициды, др. специфические фунгициды;

- бытовые химикаты;

- боевые отравляющие вещества;

- лекарственные вещества и т.д.

Токсикологическая классификация выделяет в отдельные группы вещества по виду их вредного воздействия на живой организм. При этом различают вещества, вызывающие воспаление, дистрофические изменения, лихорадку, аллергические заболевания, изменения в нервной системе, поражение органов дыхания, изменения в сердечно-сосудистой системе, в крови, в органах пищеварения, костной системе, коже и т.д. В отдельные группы выделяют вещества, вызывающие отдаленные последствия воздействия их на биологический объект. К ним относятся канцерогенные вещества, эмбриотропные и тератогенные вещества, мутагенные.

Гигиеническая классификация предусматривает систематику веществ по степени их опасности: чрезвычайно опасные (I класс), высокоопасные (II класс), умеренно опасные (III класс) и малоопасные (IV класс). Классификацию веществ по избирательной токсичности проводят в зависимости от поражения тех или иных органов и систем. При этом выделяют в отдельные группы нейротропные, гепатотропные, нефротоксические, кардиотоксические яды, яды крови и др.

По агрегатному состоянию токсичные вещества классифицируют на газы, пары и аэрозоли.

В зависимости от источника происхождения различают синтетические токсичные вещества и токсичные вещества природного происхождения.

В специальной группе классификационных методов выделяют следующие виды классификаций:

- патофизиологическую – по типу развивающегося понижения содержания кислорода в тканях организма;

- патохимическую – по механизму взаимодействия ксенобиотиков с ферментными системами;

- биологическую – по характеру биологического последствия отравления и др.

Практическое применение в токсикологии получила биолого-физико-химическая классификация органических веществ, разработанная Н.В. Лазаревым. В ней связь органических веществ-неэлектролитов с их биологической активностью основывается на их единственном физико-химическом свойстве – липофильности. В этой классификации вещества расположены по группам в соответствии с возрастающими значениями их коэффициента распределения в системе масло-вода. К каждой следующей группе отнесены соединения с коэффициентом распределения в 10 раз более высоким, чем в предыдущей группе: в первую группу включены неэлектролиты со значениями коэффициента распределения от 10–3 до 10–2, во вторую – со значениями коэффициента от 10–2 до 10–1 и т.д., в последнюю, девятую группу – со значениями коэффициента от 105 и выше.

2. Стадии воздействия ядов на организм

Нарушение здоровья, вызываемое воздействием какого-либо химического яда называют отравлением.

Классификацию отравлений проводят по нескольким признакам:

- по причине возникновения отравлений;

- по химической природе веществ, вызывающих отравление;

- по характеру развития отравления.

В зависимости от биологических последствий воздействия яда на организм отравления подразделяют на острые и хронические.

Острые отравления развиваются при однократном поступлении в организм токсической дозы и резким, ярко выраженным началом заболевания. Симптомы появляются внезапно, интенсивность эффектов быстро нарастает, возможен летальный исход. Патологический процесс при острых отравлениях может развиваться в двух направлениях: симптоматика ослабевает и исчезает, начинается процесс выздоровления или же патологические реакции прогрессируют.

При острых отравлениях первого направления выделяют токсикологическую и соматогенную фазы. Токсикологическая фаза включает в себя две стадии воздействия яда на организм. Первой стадией является стадия резорбции токсичного вещества, когда концентрация яда в организме достигает максимума. На этой стадии возрастание общей и действующей дозы яда протекает на фоне его поступления в организм. При этом наиболее сильно проявляется специфическое воздействие яда на организм. Одновременно могут начинаться процессы удаления из организма вредного вещества или снижения его концентрации вблизи рецептора. Эта стадия называется элиминацией. Снижение общей и действующей дозы яда осуществляется за счет механизмов детоксикации организма. При прекращении поступления яда в организм его концентрация за счет действия механизмов детоксикации может быстро снижаться. При этом общий токсический эффект является результатом специфического токсического действия и неспецифических реакций организма. Фазу острого отравления, наступающую после удаления яда из организма, называют соматогенной.

При острых отравлениях второго направления патологические реакции, получившие свое развитие в токсикологической фазе, прогрессируют, развивается предтерминальная фаза, для которой характерно резкое угнетение важнейших жизненных функций организма. Продолжительность предтерминальной фазы отравления может быть различной и зависит от ряда факторов: дозы яда, поступившего в организм, патогенетического механизма его действия, индивидуальных особенностей организма (выносливости, возраста, пола и др.). Выделяют четыре основные стадии предтерминальной фазы: шок, коллапс, кому, агонию.

Заболевание, развивающееся после длительного, иногда дискретного поступления вредного вещества в малых (субтоксических) дозах, не вызывающих при однократном поступлении в организм симптомов отравления, называется хроническим отравлением. При хронических отравлениях признаки заболевания появляются не сразу и не так ярко выражены, как при острых отравлениях. Нарастание симптомов происходит постепенно. Развитие различных болезненных состояний при хронической токсикации в основном протекает по трем возможным направлениям, которые проявляются в нарушении сердечно-сосудистой системы, репродуктивной функции, бластомогенном эффекте.

Существуют 3 основные стадии отравления ядами:

Стадия 1. Называется стадией возбуждения, наступает вскоре после воздействия токсического вещества, обычно через 15-20 мин. Как правило, развивается психомоторное возбуждение, сопровождающееся чувством страха. Пациенты нередко агрессивны, могут отказываться от лечения. Общие симптомы интоксикации поначалу неспецифичны - головокружение, головная боль, тошнота. Однако вскоре объективно можно обнаружить повышенную потливость, усиление слюноотделения, умеренное сужение зрачков, чувство стеснения в груди, одышку, что характерно для отравления ФОВ. В 1й стадии отмечается также урежение сердечных сокращений и повышение артериального давления.

Стадия 2. Носит название стадии гиперкинезов и судорог с полной картиной отравления. В этой стадии уже возможно развитие комы. Психомоторное возбуждение может сохраняться или постепенно переходить в заторможенность. Характерны подергивания мелких мышц (мимических), периодически возникающие судороги, повышение общего мышечного тонуса, выраженное сужение зрачков с отсутствием реакции на свет. Резко выражены потливость, повышение секреции бронхов (бронхорея) и слюнных желез (саливация), ригидность (туго подвижность) грудной клетки. Нарастают расстройства дыхания. Наблюдается выраженное повышение артериального давления и замедление (иногда значительное учащение) пульса, непроизвольный жидкий стул, учащенное мочеиспускание.

Стадия 3 - стадия параличей. Больные находятся в бессознательном состоянии (кома). Все рефлексы или значительно угнетены, или отсутствуют, артериальное давление низкое, пульс или очень редкий (40-20 уд./мин), или учащен до 120 уд./мин и более, дыхание резко угнетено. Мускулатура находится в паралитическом состоянии. Тяжелые отравления ФОВ дают осложнения, среди которых часто отмечается пневмония, являющаяся основной причиной смерти в позднем периоде отравления. Нередко развиваются поздние постинтоксикационные психозы (особенно улиц, злоупотребляющих алкоголем) и полиневриты.

Заключение

Цель работы - изучить разнообразие ядов и стадии их воздействия на организм человека – достигнута.

Были достигнуты следующие задачи:

- рассмотрена сущность ядов и разнообразие ядовитых веществ;

- изучено действие ядов на организм человека изучено;

- выявлены последствия воздействия ядов.

В заключение следует сказать, что, несмотря на значительные успехи в изучении проблем механизма действия ядов, далеко не у всех ядовитых веществ биохимический механизм действия полностью раскрыт. Многие сложные вопросы взаимодействия различных химических агентов с разными ферментами еще не решены.

Список используемой литературы

1. Владимиров, В.А. Учебное пособие «Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Методика прогнозирования и оценки химической обстановки»/ В.А.Владимиров, В.С.Исаев. – М.: Наука,2005. – 365 с.

2. Гедыгушев, И. Судебная медицина. Учебное пособие / И.Гедыгушев. – М.: Норма, 2008. – 432 с.

3. Иванчук, А.А. Судебная медицина. Краткий курс / А.А. Иванчук. – М.: Окей -книга, 2009. – 160 с.

4. Макиннис, П. Тихие убийцы. Всемирная история ядов и отравителей / П. Маккиннис. – М.: Колибри, 2008. – 432 с.

5.Оксенгендлер, Г.И. Яды и организм / Г.И. Оксенгендлер. – Спб.: Наука, 2006. – 317 с.

6. Оксенгендлер, Г.И. Яды и противоядия. Г.И. Оксенгендлер. – Л. : Наука, 2003. – 191 с.

7. Попов, В.Л. Судебная медицина. В.Л. Попов. – М.: Юрид.центр Пресс, 2009. – 518 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54479. Music… Music… Music… 37 KB
  Rock’n’roll is a style of music that was popular in 1950s but is still played now, which has a strong loud beat, repeats a few simple phrases and is usually played on electrical instruments. It was first made popular by Bill Halley and Elvis Presley.
54480. Урок музыки. Группы. Композиторы 64.5 KB
  Today at the lesson we’ll listen and repeat the names of the musical instruments, after that we’ll give names of the musical instruments of four groups, we’ll listen to music and name name the styles of popular music you listen to. We’ll speak about structure of the music lesson.
54481. Music in our life 91 KB
  Objectives: to revise and enrich students’ vocabulary on the topic; to improve students’ reading, speaking, writing skills; to practice students’ listening skills; to train students’ habits in group work; to cultivate students’ aesthetic tastes, awareness and respect to the world culture; to enhance students’ cognitive abilities and memory.
54482. Музика 55 KB
  Мета: ознайомити учнів з лексичними одиницями і навчити оперувати ними у мовленні; вчити учнів взаємодіяти в заданій ситуації за змістом прочитаного тексту, повторити граматичний матеріал та тренувати учнів оперувати граматичними структурами у мовленні; розвивати логічне мислення і мовленнєву реакцію, розвивати навики читання; виховувати культуру спілкування, інтерес до культури країни, мова якої вивчається.
54483. WORLD MUSIC 53 KB
  Nowadays many people enjoy music as their hobby. Thanks to this fact you can make many new friends, you can exchange cd’s, records, listen to music together and visit different concerts. For my person, music plays more important role in life than good pastime. It is something, which helps me to be in a good mood, understand different things and remove from tension. Music brings me pleasure and keen delight and fills my life with great expectations of joy and happiness.
54484. Музика охоплює весь світ 45 KB
  Мета: активізувати та розширити знання учнів про економіку країн, які є Батьківщиною видатних композиторів світу, узагальнити знання учнів про композиторів – класиків кінця 17 – початку 20 століття, розвивати навички самостійної роботи з інформаційним матеріалом, навички зв’язного мовлення, вчити співвідносити знання з різних галузей науки та мистецтва, виховувати культуру поведінки, формувати потребу сприймати та виконувати високохудожні музичні твори, виховувати інтерес до знань, залучати учнів до проведення нестандартних типів уроку.
54485. Героические образы в симфонической музыке 280 KB
  Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.
54486. Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности 81.5 KB
  Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...
54487. Предмет и метод экономической теории 17.71 KB
  В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление.