871

Административное право

Лабораторная работа

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Административно-правовые гарантии реализации прав граждан. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений. Ознакомление студентов с основными понятиями и категориями административного права. Исполнительно-распорядительная деятельность. Приостановление действия (исполнения) акта управления.

Русский

2013-01-06

382.49 KB

25 чел.

Приднестровский Государственный Университет

им. Т.Г. Шевченко

Институт Истории, Государства и Права

Кафедра Конституционного и административного права

Конспект лекций

по дисциплине:

 «Административное право»

(Общая часть)

для студентов Института Истории, Государства и права дневного отделения 2 курса специальности юриспруденция

Попескул Вячеслав Леонидович

г. Тирасполь 2010-2011учебный год

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ  И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

По итогам курса "Административное право" сдается экзамен. Имеется также промежуточная форма отчетности - зачет.

По итогам работы за полугодие студенту может быть поставлено "зачтено" автоматически, если он не имеет ни одного пропуска практических занятий, овладел данным курсом в полном объеме, постоянно осмысленно работал на семинарах и показал умение самостоятельно работать с нормативными источниками и научной литературой.

Зачет может проводиться в различных формах, вопрос-ответ, подготовка по билетам, система баллов по итогам полугодия, защита научно-теоретического исследования.

Оценка "незачет" выставляется студенту, у которого обнаружили пробелы в знаниях в рамках учебной программы, не умеет анализировать действующее законодательство, допускает ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

По итогам года устанавливается такая форма отчетности, как экзамен.

Оценка "отлично" выставляется студенту, усвоившему в полном объеме программный материал, изучившему обязательную и дополнительную литературу, умеющему ее излагать на высоком научно-теоретическом уровне, выделять проблемы науки "Административное право" и анализировать их. Студент должен знать действующее законодательство, умело ориентироваться в нем, правильно применять при решении практических задач, подтвердить теоретические положения соответствующими примерами, владеть современными методами исследования и показать способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. В ответе допускаются одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые студент легко исправляет после замечания экзаменатора.

Оценка "хорошо" выставляется, если студент полно раскрыл содержание экзаменационного билета, показал знание учебного материала, предусмотренного программой, юридической терминологии, изучил обязательную литературу, действующее законодательство, показал умение сочетать знания теории с практикой, имеет представление об основных проблемах науки административного права, в изложении допустил одну - две неточности, не исказившие содержание ответа на экзаменационный билет, при условии грамотного ответа на дополнительные вопросы экзаменатора.

Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, овладевшему программой в объеме лекционных и семинарских занятий, не имеющему по курсу текущих задолженностей, знающему в полном объеме действующее законодательство, показавшему способность к анализу практических задач, обладающему достаточными знаниями для продолжения обучения и предстоящей профессиональной деятельности.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется, если студент не ответил хотя бы на один основной или дополнительный вопрос, затрагивающий принципиальные положения курса "Административное право", а также если студент обнаружил пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, действующего законодательства, обязательной литературы, не владеет юридической терминологией, допускает принципиальные ошибки при решении конкретных практических задач, то есть объем знаний недостаточен для успешной дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.

При выставлении оценки на экзамене учитываются результаты работы студента на практических занятиях, их посещаемость, добросовестность выполнения задания. 

В случае выставления оценки "неудовлетворительно" студенту дается еще одна возможность сдавать экзамен. При повторном обнаружении неудовлетворительных знаний преподаватель, ведущий данный предмет, вправе поставить вопрос о приеме задолженности комиссией. Оценка, выставляемая комиссией, является окончательной.

Dura lex, Sed lex, что означает «Закон суров, но это закон» - знание закона позволит вам избежать жизненных ошибок и научит правильно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Пособие составлено в соответствии с рабочей программой по административному праву, утвержденного на заседании кафедры Конституционного и административного права.

Студенты в пособии ознакомятся с основными понятиями и делениями управленческих отношений, процессом становления ветвей власти в Приднестровской Молдавской Республике, и основными положениями законодательства ПМР в сфере административных правоотношений. 

Учебное пособие опирается на законодательные акты ПМР по состоянию на 1 сентября 2009 года.

Пособие предназначено для студентов заочного отделения неюридических специальностей.

В результате изучения дисциплины  студент должен:

  Знать  основные институты административного права, а т.ж. административно-правовую организацию управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами.

Уметь отличать административно-правовые отношения от иных общественных отношений, регулируемые правовыми нормами. 

Иметь навыки сравнительного анализа действующего законодательства Приднестровской Молдавской республики и Российской Федерации, работы со специальной юридической литературой..

Целью преподавания данного курса является ознакомление студентов с основными понятиями и категориями административного права, а также с основными положениями отдельных органов власти приднестровского,  российского и других государств. Одновременно ставится задача привития студентам навыков ориентирования в системе законодательства и умения соотносить юридическое содержание правовых норм с реальными событиями общественной жизни, без чего невозможна выработка элементарных навыков юридического мышления. 

Глоссарий: 

  1.  Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления.
  2.  Административная ответственность – (administrative responsibility) форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение. К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Меры административной ответственности предусмотрены КОАП.
  3.  Административная юрисдикция – установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).
  4.  Административная юстиция – система специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также в более узком смысле особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданином либо организацией, с одной стороны, и государственным органов – с другой.
  5.  Административное взыскание – мера юридической ответственности, применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение.
  6.  Административное выдворение – принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через государственную границу за пределы, в случаях предусмотренных законодательством.
  7.  Административное правонарушение – посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административные правонарушения иногда именуются административными проступками.
  8.   Исполнительная власть – это ветвь государственной власти, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами административного права.
  9.  Норма административного права – это правило поведения, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т.е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства.

Административно-правовые отношения – публично-правовые отношения власти-подчинения, отношения, в которой одной из сторон выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

Административный кодекс (Кодекс об административных правонарушениях ПМР) – систематизированное изложение правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением административных проступков и применением мер административной ответственности.

Исполнительный орган – собирательный термин для обозначения всех субъектов исполнительной власти.

Субъекты административного права  органы исполнительной власти и их должностные лица, а также граждане и организации, поведение и деятельность которых является объектом административно-управленческого воздействия.

Административное ведомство – система органов управления специальной компетенции и руководимых ими организаций, организационно подчиненных одному центру.

Администрация – единоначальный орган исполнительной власти, действующий в рамках определенной государственно-национальной или государственно-территориальной единицы (края, области, автономного округа и т.д.), ставший преемником существовавшего ранее коллегиального органа – исполнительного комитета.

Государственная администрация – государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность.

Государственная служба  профессиональное осуществление по поручению государства деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов лицами, занимающими должности в государственных структурах.

Государственной управление – основанная на законе и осуществляемая в административно-правовых формах организующая деятельность органов исполнительной власти (аппарата государственного управления) по непосредственному руководству социально-политическим, социально-культурным и хозяйственным строительством.

Государственный комитет – центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий на основе коллегиальности межотраслевое регулирование.

Государственный служащий – гражданин, исполняющий в порядке, установленном  законом, обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета.

Должностное лицо – государственный служащий, наделенный властными полномочиями для исполнения функций органов исполнительной власти.

Исполнительная власть – система органов государственной власти, непосредственно обеспечивающая исполнение законов, осуществляющая практическое управление обществом и использующая для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение.

Исполнительно-распорядительная деятельность  вид государственной деятельности, обеспечивающий реализацию исполнительной власти.

Комитет –орган исполнительной власти осуществляющий регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.

Министерство –орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности.

Орган исполнительной власти – орган государства, осуществляющий функции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Право управления (управленческое право) – подотрасль административного права, представленная совокупностью норм, регулирующих специфический вид отношений в области государственного управления.

Публичная администрация – в административном праве зарубежных стран аппарат управления публичными делами, включающий в себя совокупность публичных служб, не входящих в сферу законодательной и судебной властей.

Административно-правовой метод управления  внеэкономическое или прямое управляющее воздействие субъектов управленческой деятельности, осуществляемое на основе прямых предписаний (команд или директив), являющихся юридически обязательными для объектов управления.

Административно-правовые формы – это принимаемые в рамках компетенции органа государственного управления (должностного лица) правовые акты нормативного и индивидуального характера и совершаемые на их основе юридически значимые действия (осуществление обязательной государственной регистрации и др.).

Административный надзор – надзор, осуществляемый специально уполномоченными органами и лицами методом непосредственного наблюдения, периодических проверок и др. предусмотренными законом способами, в целях обеспечения выполнения гражданами, должностными лицами и организациями установленных предписаний (государственной дисциплины), предупреждения и пресечения с их стороны правонарушений и иных антиобщественных проявлений.

Конклюдентные акты управления – юридически значимые действия органа государственного управления (должностного лица), не имеющие характера письменного акта (сигнал светофора, дорожный знак и т.п.).

Лицензирование – представление организациям и физическим лицам в предусмотренных законом случаях специальных прав, т.е. разрешения на право осуществления определенного вида деятельности.

Недействительный акт управления  акт, изданный с явным нарушением компетенции исполнительного органа власти (должностного лица).

Отмена акта управления – предусмотренное законом признание акта управления недействительным, в результате чего он утрачивает юридическую силу.

Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм (нормативно-правовой акт) или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений (распорядительный акт).

Приостановление действия (исполнения) акта управления  предусмотренная законом возможность соответствующих органов государственной власти приостанавливать действие акта органов управления временно до установления содержащихся в нем дефектов.

Регистрация  осуществление органами исполнительной власти и должностными лицами проверки соответствия учредительных документов или специальных прав требованиям закона.

Административное принуждение – особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной власти, установленных нормами административного права принудительных мер.

Обеспечение общественной безопасности  специализированная деятельность органов государства, связанная с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества.

Общественная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Общественный порядок – состояние упорядоченности общественных отношений, характеризующееся эффективной их охраной, обеспечением обстановки спокойствия и режима правомерности поведения граждан в общественных местах, а также созданием нормальных условий для их труда и отдыха.

Охрана общественного порядка – специализированная деятельность органов государства по обеспечению охраны жизни и здоровья граждан, спокойствия и порядка в населенных пунктах и иных общественных местах.

Административно-предупредительные меры  меры принудительного характера, применяемые в целях предупреждения возможных административных правонарушений, а также предотвращения иных, вредных обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы – административно-предупредительная мера, применяемая в отношении лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы за тяжкие преступления с целью предупреждения совершения ими новых преступлений.

Основания применения мер административного предупреждения  реальное предположение о намерении лица совершить антиобщественное противоправное действие, а также возникновение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

Технический надзор за автотранспортными средствами – административно-предупредительная мера, характеризующаяся плановым и внеплановым осмотром сотрудниками госавтоинспекции автотранспортных средств с целью недопущения эксплуатации технически неисправного транспорта.

Задержание транспортного средства – мера административного пресечения, применяемая работникам милиции в установленном порядке в отношении транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения и в целях предотвращения возможных опасных последствий.

Меры административного пресечения – оперативные действия уполномоченных органов или должностных лиц по прекращению административного правонарушения.

Отстранение от управления транспортными средствами  принудительная мера. применяемая к лицам (водителям), находящимся в нетрезвом состоянии, лицам, не имеющим документов на право управления транспортным средством, а также лицам, грубо нарушающим правила дорожного движения.

Помещение в медицинский вытрезвитель – предусмотренное законодательством помещение на срок не более 24 часов в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся на улицах и в других общественных местах в средней или тяжелой степени опьянения, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность.

Специальные средства административного пресечения  предусмотренная законом возможность должностных лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка (работников милиции), в установленном порядке и при наличии предусмотренных законом оснований применять к правонарушителям физическую силу, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для принудительной остановки транспорта, водометы, резиновые пули, служебных собак, бронемашины, а также в специальных случаях и огнестрельное оружие.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, применяемый специально уполномоченными органами к лицам, совершившим административное правонарушение.

Административная ответственность организаций – административная ответственность, применяемая к юридическим лицам в виде штрафа за совершение административных правонарушений в сфере земельного, налогового законодательства.

Административное правонарушение (проступок) – посягающее на общественный или государственный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления виновное, противоправное деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административные взыскания – налагаемая компетентными органами и должностными лицами в установленном законом порядке мера ответственности за административное правонарушение, связанная с лишением или ограничением правонарушителя определенных благ.

Административный арест – исключительная мера административного взыскания за определенные правонарушения, связанная с ограничением личной свободы сроком до 15 суток.

Возмездное изъятие предмета – принудительное изъятие предмета, послужившего орудием или непосредственным объектом правонарушения, с последующей его реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы.

Дисциплинарная ответственность – наложение дисциплинарного взыскания администрацией того предприятия или учреждения, где работает правонарушитель, или вышестоящим в порядке подчиненности органом.

Исправительные работы  административное взыскание, применяемое на срок от 15 суток до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы и с удержанием до 20% заработка в доход государства.

Конфискация – принудительное безвозмездное обращение предмета в собственность государства.

Лишение специальных прав – принудительное лишение гражданина специального права в связи с грубым или систематическим нарушением им порядка пользования этим правом.

 Ограничение ответственности – определение в законе круга лиц, по отношению к которым административная ответственность не применяется либо не могут быть применены отдельные виды административных взысканий.

Освобождение от административной ответственности – предусмотренные законом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее административное правонарушение, не подлежит привлечению к ответственности.

Предупреждение – вид административного взыскания морального характера, применяемый за совершение незначительного правонарушения,

Система административных взысканий (наказаний) – основанная на законе классификация (перечень) различных по степени тяжести и иным показателям видов административных наказаний или взысканий (предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация, лишение специального права, исправительные работы, административный арест, административное выдворение – в отношении иностранных граждан).

Состав административного правонарушения – юридически закрепленная система признаков, с помощью которых деяние определяется как административный проступок.

Штраф – мера административного наказания, представляющая денежное взыскание, налагаемое в случаях, определенных законом, на правонарушителя в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения).

Меры административно-процессуального обеспечения

Административное доставление – принудительная мера, применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение и связанная с принудительным понуждением следовать к месту.

Административное задержание  принудительное кратковременное (до 3 часов) ограничение свободы правонарушителя с принудительным содержанием в специальном помещении органов внутренних дел.

Личный досмотр вещей и документов  принудительное изъятие вещей и документов, являющихся орудием или объектом правонарушения и обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей.

Меры административно-процессуального обеспечения  принудительное ограничение свободы передвижения лица, совершившего правонарушение в целях пресечения нарушения и обеспечения проведения процессуальных действий (отобрание объяснения, задержание, доставление или привод в органы внутренних дел и др.).

Привод – принудительная мера, применяемая к лицам, уклоняющимся от явки на медицинское обследование либо в суд или иной орган, в производстве которого находится рассмотрение дела об административном правонарушении (в соответствии со ст. 247 КоАП об административных правонарушениях привод применяется в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности для обеспечения его участия в административном процессе; на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних сотрудником милиции может быть произведен привод в комиссию лиц, уклоняющихся от явки по ее вызову).

Административная юстиция – система специальных органов государства по контролю за законностью в сфере государственного управления.

Административно-правовой спор – спор, возникший между участниками административно-правовых отношений по поводу правомерности действий (решения) исполнительных органов (должностных лиц).

Административно-процессуальное правило – административно-процессуальная норма, закрепляющая процедуры совершения тех или иных юридически значимых действий.

Административно-процессуальное право – подотрасль права, представленная совокупностью административно-правовых норм, регулирующих административно-процессуальную деятельность.

Административное производство – нормативно урегулированная деятельность специально уполномоченных законом органов и должностных лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел.

Административные комиссии – органы, уполномоченные рассматривать все дела об административных правонарушениях.

Административный процесс (в специальном смысле) – процедурно-процессуальный порядок осуществления органами исполнительной власти юридически значимых действий.

Административный процесс (в широком смысле) – совокупность всех действий, совершаемых исполнительными органами (должностными лицами).

Комиссии по делам несовершеннолетних – орган, рассматривающий дела об административных правонарушениях несовершеннолетних.

Юрисдикционный процесс – процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданином либо организацией, с одной стороны, и органом государственного управления – с другой. 

                           

ТЕМА: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ АП.

  1.  Понятие субъекта АП.
  2.  Граждане как субъекты АП. Основы их административно-правового статуса.
  3.  Административно-правовые гарантии реализации прав граждан.
  4.  Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства ив ПМР.

IV. Правовое положение иностранных граждан

и лиц без гражданства ив ПМР.

АП статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется: 1. Конституцией ПМР; 2.Законом ПМР «О гражданстве», 3.Указ Президента ПМР от 5 марта 2003 года 108 «Об установлении миграционного контроля за иностранными гражданами (ИГ) и лицами без гражданства (ЛБГ), въезжающими, выезжающими и следующими транзитом через территорию Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 03-10),

4. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 9 января 1998 года 15 «Об учетно-разрешительном порядке въезда, пребывания и выезда граждан других государств в Приднестровской Молдавской Республике»,

5. Приказ МВД ПМР от 24 августа 2001 года 212 «Об утверждении Положения «О правилах пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики и транзитного проезда через территорию Приднестровской Молдавской Республики иностранных граждан» и образца вида на жительство для иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 02-5).

В РФ – Конституция РФ, Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и т.д.

 «Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином ПМР (РФ) и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы.

 Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ (ПМР) и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

 ИГ и ЛБГ осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (разрешение на временное проживание, вид на жительство 

Согласно Положению «О правилах пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики и транзитного проезда через территорию Приднестровской Молдавской Республики иностранных граждан» от 24 августа 2001 г. ИГ, находящиеся на территории ПМР делятся на две категории:

  1.  ИГ, постоянно проживающие в ПМР, - ИГ, получившие разрешение на прописку и вид на жительство, выданный в отделе паспортно-визовой службы МВД ПМР,
  2.  ИГ, временно пребывающие в ПМР, - ИГ, находящиеся на территории ПМР на следующих основаниях:

- приезд в ПМР по научному или культурному обмену,

- на учебу или работу,

- в качестве туриста,

- по личным делам и др.

Временно пребывающие ИГ обязаны выехать из ПМР по истечении определенного им срока пребывания.»

«На территории ПМР введен учетно-разрешительный порядок въезда, пребывания и выезда.

Право въезда на территорию ПМР имеют ИГ и ЛБГ по представлению одного из следующих документов:

  1.  дипломатический паспорт,
  2.  служебный паспорт,
  3.  общегражданский заграничный паспорт,
  4.  паспорт гражданина СССР для лиц, проживающих на территории бывшего СССР,                                                                                                                                                                                                                 
  5.  удостоверение личности офицера, военный билет для военнослужащих.»
  6.  удостоверение ЛБГ,
  7.  вид на жительство для ИГ.

При въезде на КПП Приднестровской Молдавской Республики сотрудник поста миграционного контроля:

  1.  проверяет документы, удостоверяющие личность ИГ или ЛБГ,
  2.  выдает ИГ или ЛБГ для заполнению миграционную карту установленного образца»

ИГ обязаны в течение 24 часов зарегистрироваться в отделе виз и регистраций и паспортном отделе ОВД.

Гражданам, проезжающим через территорию ПМР транзитом, сотрудник поста миграционного контроля оформляет транзитный талон, который действителен на территории ПМР в течение 10 часов.

ИГ, проезжающие транзитом и сделавшие вынужденную остановку на территории ПМР  на срок свыше 10-ти часов с момента остановки, обязаны оформить в органах ВД разрешение на пребывание в ПМР.

   Временно пребывающие в ПМР ИГ, а также ЛБГ, проживают на территории ПМР по удостоверению личности или заграничным паспортам, зарегистрированным  в органах ВД.

 «ИГ, постоянно проживающие на территории ПМР, достигшие 16 лет обязаны получить вид на жительство, который выдается на паспортно-визовой службе МВД ПМР.

Вид на жительство выдается ИГ на срок действия паспортов с оформлением временной прописки не более, чем на два года.

Лицам БГ вид на жительство выдается на срок до 2 лет.

Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований получения вида на жительство.

 Согласно пункту 49 Положения «О правилах пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики и транзитного проезда через территорию Приднестровской Молдавской Республики иностранных граждан» определены случаи выдворения ИГ за пределы ПМР (если их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности, если это необходимо для охраны здоровья граждан и т.д.)

Решение о выдворении ИГ принимается МВД ПМР по согласованию с МГБ ПМР по инициативе Прокурора ПМР.

ИГ  могут быть выдворены  с территории ПМР на 1 три года или бессрочно».

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АП.

  1.  Понятие и виды организаций.
  2.  Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений.
  3.  Административно-правовой статус общественных объединений.

II. Основы административно-правового статуса

предприятий и учреждений.

В юридической литературе наиболее распространенными являются два определения понятия «предприятия»).

Так, Алехин, Кармолицкий, Козлов «предприятие определяют как самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация, которая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.»

Россинский Б.Ф. считает, что «предприятие – это разновидность организации, созданная собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.»

Виды П:

«I. По организационно-правовой форме:

1. полное товарищество,   2. товарищество на вере,   3. ООО,   4. ОДО,    5. АО,

6. производственные кооперативы,   7. потребительские кооперативы,

8. унитарные предприятия.

II. По отраслевой принадлежности:

1. промышленные П. (заводы, фабрики)

2. с/хозяственные П. (фермерские хозяйства)

3. строительные П. (СМУ)

4. транспортные П. (железные дороги, депо)

5. П связи (почтамты, телеграфы)

6. П торговли (универмаги, овощные базары).

 По общему правилу предприятия не входят в систему отраслевых органов испол. власти в качестве их составных элементов.

  В соответствии  с ГК ПМР (РФ) коммерческим организациям разрешается  по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций, являющихся неком. организациями. 

Союзы и А. создаются в целях координации предпринимательской деятельности ком. организ., а также представления и защиты общих и имущ. интересов.

П. независимо от видов собственности обязаны соблюдать  действующее законодательство ПМР. Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением этого законодательства и при наличии соответствующих нарушений могут вмешиваться в деятельность П. , применять необходимые меры административного принуждения.

П. создается  его собственником. Учредительным документом П. является устав или учредительный договор. П. считается созданным с момента его государственной регистрации.

 Традиционно для решения задач, стоящих перед П., принимаются следующие виды локальных актов:

  1.  комплексные акты по основным вопросам (целевые программы),
  2.  положения,
  3.  инструкции,
  4.  приказы, указания, распоряжения директора П.
  5.  совместные решения администраций и общественных организаций
  6.  распоряжения начальников цехов,
  7.  решения совета трудового коллектива,
  8.  договоры (хозяйственные).

АП статус П. определяется не только нормами АП, но и нормами гражданского, трудового, финансового и др. отраслей права.

В связи с этим в АП статусе государственных и негосударственных предприятий имеются существенные различия.»

 Государственные предприятия являются собственностью государства. Государство передает гос. П. свою собственность: на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Гос. П., которым гос. имущество передано на праве хозяйственного ведения, называются унитарными П.  Казенными называются П., имущество которого находится в их ведении на праве оперативного управления. 

Так, соответствующие гос. органы выступают в качестве их учредителей, к их ведению относится разрешение следующих вопросов:

  1.  определение предмета и цели их деятельности,
  2.  утверждение устава,
  3.  управление предприятием.

Осуществление некоторых видов деятельности разрешается только гос. П. (изготовление оружия, наркотич. в-в).

Должностные лица гос. П. наделены полномочиями государственно-властного характера. На них распространяется административная власть уполномоченных гос. органов.

 Особенностью АП статуса негосударственных коммерческих организаций является то, что они действуют в пределах АП режима, характерного для всех П. независимо от их организационно-правовых форм.

Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроля за их соблюдением.

 По общему правилу, государство не решает конкретных вопросов их учреждения, определения направлений их деятельности, организации управления.

 Управление негосударственными коммерческими организациями имеет своеобразные организационные формы.

Рассмотрим систему управления в негосударственных коммерческих организациях на примере акционерного общества, органами управления которого являются:

1. коллективные органы (общие собрания),

2. коллегиальные органы (совет директоров),

3. единоличные (директор),

 Общее собрание является высшим органом управления. Совет директоров – орган, осуществляющий руководство в период между собраниями. Текущее руководство возлагается на исполнительные органы, которые могут быть единоличными или коллегиальными.

 В хозяйственных товариществах органы управления не создаются. Управление их деятельностью осуществляется по общему согласию участников.

 Лица, образующие администрацию негосуд. коммерческих организаций, не являются гос. служащими, наделенными государственно-властными полномочиями по отношению к их работникам. Государство не участвует в комплектовании ее состава.

 «Учреждения – это разновидность организации, образованной собственником для  создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций.

 В зависимости от вида выполняемой деятельности различают учреждения:

- здравоохранения (поликлиники),

- образования (школы),

- культуры (дворец культуры),

- науки (институт),

- иностранных дел (посольства) и др.

Учреждения не являются собственником имущества и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учредительным документом учреждений являются устав или положение. Учреждения подлежат государственной регистрации.

В учреждениях издаются следующие акты:

- положения,

- инструкции,

- приказы, распоряжения директора,

- документы, принятые на собрании трудового коллектива.

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ. 

  1.  Понятие и принципы ГС.
  2.  Понятие и виды государственных служащих.
  3.  Правовое положение гос. служащих.
  4.  Административно-правовое регулирование прохождения ГС.

III. Правовое положение гос. служащих.

Правовое положение гос. служащего – это содержание государственно-служебных правоотношений. Правовое положение гос. служащего определяется соответствующими н.п.а. о государственной службе.

 Основным элементом правового статуса гос. служащего выступают права служащего,  к числу которых относятся следующие (п.9 Положения): 

«1. требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий;   2. принимать решения или участвовать в их подготовке;

3. запрашивать и бесплатно получать в установленном порядке от гос. органов ПУО, граждан необходимую информацию и материалы;

II. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ 

СЛУЖАЩИХ.

В соответствии с Положением о гос. службе в ПМР «государственным служащим является гражданин ПМР, занимающий в порядке, установленном Положением, оплачиваемую должность ГС в государственных органах.»

Таким образом, статус гос. служащего определяется двумя условиями: замещение гос. должности, которая учреждена государством или гос. органом, и получение квалификационного разряда.

 «Государственной является должность в республиканских органах гос. власти, местных исполнительных органах гос. власти, а также  в иных гос. органах, образуемых в соответствии с Конституцией ПМР, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного гос. органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.»

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности гос. служащих, требования к его профессионально-квалификационной подготовке.

 Система гос. должностей гос. службы строится по иерархическому принципу и делится на 5 групп. Таким образом, можно выбелить гос. служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности. Это соответствует 5,4,3,2 и 1-й группам должностей гос. службы.

«По способу поступления выделяют гос. служащих:

  1.  избираемых на ГС
  2.  назначаемых на ГС
  3.  служащих, замещающих гос.  должность гос. службы по конкурсу
  4.  лиц, зачисляемых на ГС .

По характеру выполнения обязанностей выделяют:

  1.  гражданские гос. служащие,
  2.  гос. служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе.

В соответствии с принципом разделения властей:

Гос. служащие, замещающие гос. должности в представительных, исполнительных и судебных органах власти и иных государственных органах (прокуратуры, Счетной палаты, ЦИК и т.д.)

По объему должностных полномочий:

  1.  должностные лица
  2.  служащие, не являющиеся должностными лицами.

IV. Административно-правовое регулирование

прохождения государственной службы.

Прохождение ГС – это система юридических фактов, порождающих издание индивидуальных актов субъектами исполнительной власти, которые влияют на правовой статус служащего.  

 Основные элементами прохождения ГС являются:

  1.  поступление (прием) на ГС,
  2.  аттестация и повышение квалификации,
  3.  присвоение чинов, разрядов, рангов,
  4.  перевод на другую должность,
  5.  поощрение,
  6.  привлечение к ответственности,
  7.  прекращение службы.

Все элементы, кроме 4,5,6 являются обязательными.

«Право поступления на государственную службу имеют граждане ПМР, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет.

Гражданин не может быть принят на государственную службу или занимать государственную должность в  следующих случаях: 

1. признания его судом недееспособным или ограничено дееспособным;

2. лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

3. наличия заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, в установленных законом случаях,

4. наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью». 

При поступлении на государственную службу с лицом, принимаемым на должность государственной службы, заключается письменный трудовой договор (контракт). 

Трудовой договор (контракт) заключается, как правило, на неопределенный срок или определенный срок до 5 лет в порядке, предусмотренном актами законодательства ПМР. 

Назначение на государственную должность государственной службы или избрание на государственную должности в порядке выборов оформляется соответствующим актом руководителя государственного органа с внесением записей в трудовую книжку». 

Государственный служащий при назначении на государственную должность, а также при переводе на государственную должность другой группы либо иного профиля государственных должностей представляет документы, подтверждающие его квалификацию, или сдает квалификационный экзамен по государственной должности (далее - квалификационный экзамен). 

Квалификационный экзамен принимает квалификационная комиссия. 

На квалификационном экзамене квалификационная комиссия оценивает уровень знаний государственным служащим Конституции ПМР, иных актов законодательства ПМР и его профессиональной подготовки. 

По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о сдаче квалификационного экзамена по соответствующим группе государственных должностей. 

Для гражданина, впервые назначаемого на государственную должность или назначаемого на государственную должность, устанавливается испытание по государственной должности на срок от трех до шести месяцев. 

Государственный служащий, занимающий государственную должность, подлежит аттестации не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года. 

Аттестационная комиссия формируется руководителем государственного органа. 

В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, понижен в должности». 

Прекращение государственной службы – это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правоотношений между гос. служащим и гос. органом. Оно осуществляется по следующим основаниям:

смерть (гибель) гос. служащего

по личному заявлению государственного служащего об увольнении с государственной службы 

отставка государственного служащего;

увольнение государственного служащего в связи с утратой гражданства ПМР;

увольнение в установленном порядке государственного служащего в связи с неисполнением обязательных требований, предъявляемых к государственному служащему» 

«Основаниями для отставки государственного служащего, занимающего государственную должность, являются: 

1) достижение государственным служащим предельного для государственной службы возраста;

2) заявление государственного служащего о его добровольной 

3) инициатива государственного служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет на государственной службе;

4) временная отставка государственного служащего;

5) ликвидация государственной должности, занимаемой государственным служащим. Акт о ликвидации государственного органа является одновременно актом о ликвидации всех должностей в этом органе.» 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73427. Розміщення й планування майданчиків відпочинку, автобусних зупинок 372.5 KB
  Призначення майданчиків відпочинку та автобусних зупинок Норми проектування майданчиків відпочинку та автобусних зупинок Забезпечення інформацією учасників дорожнього руху У водіїв транспортних засобів при русі по дорогах поступово в міру стомлення збільшується час реакції...
73428. Проблеми збереження природного середовища при будівництві доріг 28.05 KB
  Умови проектування автомобільних доріг Екологія та автомобільні дороги Принципова схема прогнозованої екологічної оцінки проектованої автомобільної дороги Проблеми збереження природного середовища в її природній різноманітності й багатстві визначають сьогодні практично всі сторони життя...
73429. Еколгічна сумісність із навколишнім середовищем 29.5 KB
  На етапі прокладки траси майбутньої дороги особливу роль відіграє ландшафтне проектування що враховує не тільки вимоги земельного законодавства по вилученню земельних ділянок під будівництво дороги подолання контурних і висотних перешкод але й вимоги по захисту навколишнього середовища.
73430. Захист населення від екологічного забруднення придорожнього природного середовища 73.5 KB
  Технічні снігозахисні посадки захист від ерозії протиерозійне озеленення піщаних заметів пескозащитное озеленення сильних вітрів і курних бур; забезпечення безпеки руху й зорового орієнтування тобто вказівка напрямку дороги за межами видимості покриття підкреслення...
73431. Захист тварин і рослин 39 KB
  Проектування автомобільних доріг через ліси лісопитомники заповідники Основні методи зменшення впливу автотранспорту на тварин Дороги особливо швидкісні автомагістралі являють загрозу дикою тваринам у двох відносинах: погіршенні якості середовища проживання й небезпеки зіткнення...
73432. Види ремонту 75 KB
  Працездатність автомобільної дороги Поточний ремонт Середній ремонт Капітальний ремонт Для забезпечення нормативних термінів служби автомобільних доріг і задоволення вимог безперебійного й безаварійного руху з боку автотранспорту необхідно не тільки правильно їх містити але й вчасно робити всі види ремонтів.
73433. Утримання асфальтобетонних покриттів 19.05 KB
  У процесі експлуатації автодоріг узбіччя так само як і покриття проїзної частини перетерплюють зміни у своїх геометричних параметрах у рівності поверхонь осідання руйнування накопичуються різні забруднення виникає необхідність у виробництві ремонтних робіт.
73434. Утримання і поточний ремонт земляного полотна і водовідвідних споруд 20.34 KB
  Головні вимоги по утриманню і ремонту за періодами року Основні роботи по утриманню земляного полотна Основні роботи по утриманню водовідвідних споруд Основні види деформацій і руйнувань Роботи з утримання і поточного ремонту земляного полотна спрямовані на збереження його поздовжнього...
73435. Принцип планування робіт по утриманню та ремонту доріг 42.03 KB
  Планування робіт по утриманню доріг Система показників ефективності Планування ремонтних робіт Потреба в реконструкції або ремонті у всіх випадках установлюється шляхом виявлення ділянок доріг фактичний стан яких по якихнебудь параметрах і характеристикам не задовольняє діючим вимогам...