87100

Игровые формы обучения на уроке

Реферат

Педагогика и дидактика

В наше время происходит постоянное реформирование школьного процесса, мы часто слышим и говорим о внедрении технических средств обучения в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения грамотностью, к сожалению, с каждым годом увеличивается.

Русский

2015-04-17

69 KB

2 чел.

Реферат

на тему:                    «Игровые формы обучения на уроке»

Выполнил:

Проверил:

Москва, 2012

Содержание:

  1.  Введение……………………………………………………………………….2-3
  2.  Происхождение и социально-педагогическое значение игры……………...3-4
  3.  Общие положения понятия игры……………………………………………..4-5
  4.  Признаки и особенности игры………………………………………………….5
  5.  Классификация видов игр……………………………………………….........5-7
  6.  Игровые формы обучения дошкольников 5-6 лет………………………....7-10
  7.  Заключение……………………………………………………………………..10
  8.  Список литературы…………………………………………………………….11

Введение

    В наше время происходит постоянное реформирование школьного процесса, мы часто слышим и говорим о внедрении технических средств обучения в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения грамотностью, к сожалению, с каждым годом увеличивается.

    Педагогическая практика подтверждает, что низкая успеваемость приводит школьника сначала к нежеланию выполнять домашние задания, а потом и посещать уроки.

    У большинства детей длительное переживание способствует развитию депрессивного состояния, стремлению к самоизоляции. И если данную проблему оставить без внимания, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте.

    Решить этот вопрос, отчасти,  может поэтапное игровое развитие. Именно в игре формируются все механизмы, необходимые для успешной работы на уроках.  Ведь традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысливания языкового материала; он не предоставляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию. Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать.

    Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным им судьбой.

    Применение игры на уроке позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Игровые формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся,  следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке позволяет создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает обстановку.

    Посредством игры можно выявить, развить и усилить творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит «почву» для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся.

    Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.

Происхождение и социально-педагогическое значение игры

    Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

    В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

    Прежде всего следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения.

В процессе игры:

- осваиваются правила поведения и роли социальной группы класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;

- рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных целей;

- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Общие положения понятия игры

    Из раскрытия понятия игры педагогами,  психологами  различных  научных школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра  выступает  самостоятельным  видом  развивающей  деятельности  детей разных возрастов.

2. Игра  детей  есть  самая  свободная  форма  их  деятельности,  в  которой осознается, изучается окружающий мир,  открывается  широкий  простор  для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3. Игра –  первая  ступень  деятельности  ребенка  дошкольника,  изначальная школа его поведения,  нормативная  и  равноправная  деятельность  младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере  взросления учащихся.

4. Игра есть практика развития.  Дети  играют,  потому  что  развиваются,  и развиваются потому, что играют.

5. Игра – свобода  самораскрытия,  саморазвития  с  опорой  на  подсознание, разум и творчество.

6.  Игра  –  главная  сфера  общения  детей;   в   ней   решаются   проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

    Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий  на  материале  школьного   обучения   обнаруживается   в   игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется  формирование психических  процессов:  сенсорных   процессов,   абстракции   и обобщения произвольного  запоминания  и  т.д.   Игровое   обучение   не   может   быть единственным  в  образовательной  работе  с  детьми.   Оно   не   формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную  активность школьников.

Признаки и особенности игры

Основные признаки и особенности игры:

- Здоровая конкурентность, соревновательность;

- создание условий для эмоционального и физического напряжения и его снятия;

- модель межличностных взаимоотношений;

- эффект загадки;

- преобладание поисковых методов;

- активная форма существования;

- завершенность и результативность.

Классификация видов игр

    В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, в зависимости от:

- целей и задач учебной игры;

- формы проведения;

- способа организации;

- степени сложности;

- количественного состава участников.

    По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые и речевые.

    Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Важно подчеркнуть, что предложенное деление учебных игр на “аспектные” является в достаточной степени условным, так как в языке аспекты тесно взаимосвязаны; однако та или иная игра имеет доминантную практическую цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры.

    Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном виде речевой деятельности, т.е. обучение аудированию, обучение монологической речи, диалогической речи, обучение чтению, обучение письму.

- По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

- По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д.

- По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на “простые” (моноситуационные) и “сложные” (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.

- По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Причем очевидно, что первые, то есть индивидуальные игры, являют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и представляют собой “общение” обучаемого с источником информации. Остальные перечисленные виды игр предполагают общение партнеров друг с другом, что может предполагать проявление как индивидуального подхода, так и дифференцированного подхода к процессу обучения иностранному языку.

    Немаловажным для методической науки является вопрос о месте учебной игры на уроке. Совершенно очевидно, что дать конкретные рекомендации по данному поводу не представляется возможным. Место игры в ходе урока, а также ее продолжительность зависят от множества факторов, которые необходимо учитывать при планировании занятия. К назначенным факторам можно отнести: уровень обученности учащихся, уровень их обучаемости, степень сложности изучаемого или контролируемого иноязычного материала, а так же конкретные цели, задачи и условия определенного учебного занятия.

Игровые формы обучения дошкольников 5-6 лет

   Анализ теоретических исследований позволяет выделить следующие направления развития дошкольников в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), основанные на потребностной сфере:

- потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве на основе гуманных отношений;

- потребность в общении со взрослыми как потребность в получении сведений об окружающем;

- потребность в общении со сверстниками в игровой деятельности;

- потребность в общении со сверстниками для обмена информацией.

    Таким образом, потребность в общении со сверстниками в игровой деятельности занимает значительно большее место среди других потребностей и свидетельствует о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, говорит о наличии у детей социального опыта, который способствует установлению гуманных взаимоотношений. Поэтому одной из наиболее эффективных форм коллективного обучения дошкольников является обучение в игре.

    Любая форма игры имеет специфическое значение, направлена на развитие определенной составляющей психики ребенка, способствующей формированию готовности к школьному обучению. При этом наибольшее значение для формирования и развития у старшего дошкольника произвольно-контекстной формы общения имеют сюжетно-ролевые, а также режиссерские игры. А в формировании предпосылок учебной деятельности и произвольности, овладения обобщенным способом действования - игры с правилами.

    Игры, используемые в обучении можно разделить на две группы: операционные, или имитационно-моделирующие и ролевые.

    Операционные игры достаточно близки к упомянутому выше анализу конкретных ситуаций и отличаются от них только наличием определенного алгоритма, «сценария» хода обсуждения. Теоретический анализ психолого-педагогических принципов учебно-деловой игры осуществил Вербицкий А. А. Таких принципов пять: сочетания имитационного и игрового моделирования, принцип проблемности, принцип совместной деятельности участников, принцип диалогического общения и принцип двухплановости игры. Принцип совместной деятельности участников предполагает, что они находятся в условиях взаимодействия, в условиях кооперативных отношений типа сотрудничества, соревнования или конфликта, должны договариваться о чем-либо, доказывать, убеждать в правильности своих позиций, опровергать позицию других людей. Принцип диалогического общения как раз и обеспечивает эффективное взаимодействие, дает возможность партнерам высказаться, создавая оптимальные условия для развития мышления, поскольку в ряде исследований показано, что мышление «порождается» в условиях диалога, что именно диалог (а точнее, диалогическое общение в самом широком смысле слова) служит целям познания и является одним из его необходимых условий. Принцип двупланности игры предполагает, что достижение игровых целей является средством как реализации развития личности специалиста, так и достижения целей обучения. В эту же группу игр можно внести и так называемые организационно - деятельностные игры. Специфика таких игр состоит в том, что подготовку и ход игры постоянно сопровождает определенная методологическая работа, заключающаяся в осмыслении организаторами деятельности игровых групп и игры в целом. Это позволяет вырабатывать все новые игровые приемы, вырабатывать новые методологические идеи. При этом используются такие приемы и понятия, как «мыслекоммуникация», «мыследействование», наработанные в семинарах П. Г. Щедровицкого, проводившихся в течение многих лет.

    Вторым типом игр выступают ролевые игры с элементами драматизации.

    В исследовании Л. И. Новиковой отмечается наличие двух наиболее общих эффектов, возникающих при использовании ролевой игры: диагностирующего и обучающего. Первый из которых состоит в том, что человек получает возможность осознать свои особенности как субъекта общения, а второй - предоставляет возможность увидеть различные подходы к решению той или иной проблемной ситуации, увидеть альтернативы поведения в предлагаемых ситуациях, «примерить» подобные способы поведения к себе и опробовать их.

    Обучать ребенка умений подчиняться игровому правилу в сюжетно-ролевой игре следует постепенно. Дошкольник долгое время учится выделять эти правила из сюжета и субординации ролей, поэтому не рекомендуется выделять за него игровые правила и заставлять им подчиняться. Однако надо иметь в виду, что игровые правила в ролевой игре и правила в игре с правилами - это не одно и то же. Если первые всегда присутствуют в игре и процесс овладения ими не составляет самостоятельней цели для детей, то усвоение последних является определенным этапом в развитии игры и требует соответствующих способов и методов, влияющих на их усвоение. Представленные в неявном виде игровые правила определятся соподчинением ролей, спецификой сюжета и многими другими факторами, тогда как для участия в играх с правилами старшему дошкольнику необходимо усваивать любые правила, в том числе и никак не связанные с ролями и сюжетом, в этом и состоит трудность обучения дошкольников этим играм. В играх с правилами взрослый должен также участвовать на таких же, демонстрировать способы согласования действий всех участников игры.

Заключение

    Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью,  в  которой  стабильное  отражает  именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции  и  нормы,  а повторяемость правил  игры  создает  тренинговую  основу  развития  ребенка. Новационное идет от установки  игры,  которая  способствует  тому,  чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Леонтьев А.М.

доказал, что ребенок овладевает более широким,  непосредственно  недоступным ему кругом действительности, только в  игре.  Забавляясь  и  играя,  ребенок обретает себя  и  осознает  себя  личностью.  Для  детей  игра  –  сфера  их социального   творчества и  самовыражения. Игра необычайно информативна и  многое  «рассказывает»  самому ребенку о нем. Игра - путь поиска ребенком себя в  коллективах  сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной, выход  на  социальный  опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего,  повторение  социальной  практики, доступной пониманию. Игра – уникальный  феномен  общечеловеческой  культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не  демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических,  интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных  позиций  ребенка.

    Игровые формы обучения необходимо использовать на уроках, ведь с помощью игры ребенок лучше справляется с трудностями, возникающими на его пути и приспосабливается к самостоятельной взрослой жизни.

Список литературы:

  1.  Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977. - 179 с.
  2.  Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
  3.  Ибрагимов Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика. - К.: Матбугат йорты, 1998. - 244 с.
  4.  Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. – 528 с.
  5.  Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.: МПУ, Рос. пед. Агентство, 1996. - 269 с.
  6.  Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Педагогика, 1971. - 247 с.
  7.  Зуев И. А. Игровые методы обучения. - И., 2004. www.referat.ru
  8.  Склярова Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения игровых форм обучения на уроках русского языка.  - 2012. www.nsportal.ru
  9.  Игровые формы обучения речевому общению на уроках иностранного языка в среднем звене общеобразовательной школы. - 2011. www.rudocs.exdat.com/docs/index-153192.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58218. Нуклеиновые кислоты 138 KB
  Различают два типа нуклеиновых кислот дезоксирибонуклеиновые сокращенно ДНК и рибонуклеиновые РНК. Различие в названиях объясняется тем что молекула ДНК содержит углевод дезоксирибозу а молекула РНК рибозу.
58219. Пища, полезная для здоровья. Выбор полезной для здоровья пищи 84 KB
  Цель: ознакомить с правилами полноценного питания; формировать понятие правильное питание навыки культурного поведения за столом; развивать память; воспитывать эстетический вкус бережное отношение к здоровью. Оборудование: таблица витаминов...
58220. Права, свободы и ответственность 28 KB
  Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей неравенство их положения в отношениях власти. венчающий пирамиду власти. Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством.
58221. Создание WEB-страниц. Фреймы 237 KB
  Фрейм (англ. frame — кадр, рамка) — в самом общем случае данное слово обозначает структуру, содержащую некоторую информацию. Фрейм (HTML) — в языке HTML, веб-дизайне: область окна браузера для представления отдельной веб-страницы.
58222. Счет лет в истории 51 KB
  Когда вы открываете книгу сказок то сразу же попадаете в мир чудес где время может двигаться назад вперед или стоять на месте Алиса в стране чудес Сказка о потерянном времени. Чтобы представить себе ход времени нарисуем прямую линию на которой будем откладывать в определенной последовательности даты тех или иных исторических событий: В самом правом углу поместим год в котором мы живем: Тогда левее будут располагаться даты происшедших исторических событий. Для обозначения этих событий мы будем пользоваться такими отрезками...
58223. Поведінка і ризики 59.5 KB
  Мета: Оцінювати ризик у життєвих ситуаціях. Оцінювати рівень відповідальності і за своє життя і здоров’я. Знати, де можна пройти тестування і для кого це робити.
58224. Губная артикуляция при [œ]. Степень раскрытия рта как для [ε] 127.5 KB
  [ɔ] – чистый гласный звук заднего ряда, открытый, огубленный. Губная артикуляция как при [œ]. Степень раскрытия рта как для [ε]. Звук более продвинут вперед, чем русское о и произносится более звонко. На конце слова не встречается.