87111

Сила трения. Трение в природе и технике

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Предметные: закрепить понятие ускорения, равноускоренного движения, установить зависимость перемещения от начальной скорости при равнозамедленном движении; описать и объяснить понятие равномерного прямолинейного движения.

Русский

2015-04-17

67 KB

0 чел.

Тема урока:  « Сила трения. Трение в природе и технике»

  1.  Ф.И.О. (полностью)   Ковалев Александр Викторович
  2.  Место работы   МБОУ Красновская СОШ
  3.  Должность    учитель физики и математики
  4.  Предмет     физика
  5.  Класс     7
  6.  Тема     "Трение в природе и технике"
  7.  Учебник    Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Перышкин А. В., Гутник Е. М. Издание 14-е. Дрофа. 2009 г.
  8.  Цель урока: обобщить полученные знания о силе трения, обсудить роль силы трения в природе и технике.
  9.  Задачи:

Предметные:

  •  закрепить понятие ускорения, равноускоренного движения,
  •  установить зависимость перемещения от начальной скорости  при равнозамедленном движении;
  •  описать и объяснить понятие равномерного прямолинейного движения.
  •  использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения таких физических величин, как расстояние, промежуток времени, масса, сила;
  •  решать задачи, применяя изученные физические законы;
  •  анализировать графики установленных зависимостей;

Метапредметные:

  •  развивать умения наблюдать,
  •  развивать умения сравнивать,
  •  делать выводы на основе эксперимента;
  •  развивать умение выдвигать гипотезы, отыскивать доказательства и рассуждать логично;
  •  применять полученные знания и навыки к решению новых проблем;
  •  представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость пути от времени;

Личностные:

  •  выработать навыки у учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом остановочного пути.
  •  повторить основные знания по безопасному переходу улицы.
  •  осуществлять обработку и представление полученных данных в различных формах;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности на дорогах.

  1.  Тип урока: комбинированный.
  2.  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
  3.  Организация деятельности учащихся на уроке:
  •  самостоятельно определяют цель урока
  •  определяют необходимый для урока теоретический материал
  •  работают индивидуально, в группах
  •  оценивают себя и друг друга
  •  рефлектируют.
  1.  Техническое оборудование:
  •  мультимедийная презентация;
  •  компьютер, проектор,
  •  наборы приборов и материалов для проведения практической самостоятельной работы:
  •  набор стеклянных пластин.

Цели урока:

  •  учебные: обобщить полученные знания о силе трения, обсудить роль силы трения в природе и технике.
  •   развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей учащихся.
  •  воспитательные: показать значение опытных фактов, продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке. 

План урока.

  1.  Организационный момент.
    1.  Повторение и обобщение полученных ранее знаний
    2.  Практическая самостоятельная работа по группам.
    3.  Сообщения учащихся.
    4.  Мини-лекция с элементами беседы и демонстрацией опыта.
    5.  Тестовая работа
    6.  Подведение и итогов урока.
    7.  Домашнее задание.

 

Ход урока.

  1.  Оргмомент. Постановка учащимися целей и задач урока.
    1.  Повторение пройденного материала: (5 мин)
  2.  работа с карточками «Обозначение физических величин»:

Учитель: Какой буквой обозначается:

  •  

  •  Скорость;
  •  Плотность;
  •  Объем;
  •  Время;
  •  Масса;
  •  Сила;
  •  Ускорение;
  •  Удлинение;
  •  Путь;

Формулы для расчета:

  •  

  •  пути;
  •  силы тяжести;
  •  плотности;
  •  времени движения;
  •  массы тела.

  1.  Практическая самостоятельная работа. (Работают три группы).

Учитель: Из материалов, находящихся в вашем распоряжении, (выбираете самостоятельно), продемонстрировать способы увеличения или уменьшения трения. Сделать вывод. (10 мин)

  1.  Сообщения учащихся (8-10 мин).

Учитель: Трение – явление полезное или вредное?

Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями.

  1.  Мини-лекция с элементами беседы и демонстрацией опыта (5 мин)

Обратить внимание учащихся на то, что очень многие физические явления находят применение в повседневной жизни человека. Характерным примером является применение силы трения в технике. В отдельных случаях без силы трения, которая должна быть значительной, невозможно движение.

Рассказ «Случай на железной дороге», демонстрация опыта «Скольжение стеклянных пластин».

  1.  Тестовая работа

На экране высвечиваются слайды презентации. Ответы на вопросы учащиеся записывают в тетрадь.

  1.  На неподвижный брусок начинают действовать две силы, приложенные, как показано на рисунке. F1 = 20 Н, F2 = 15 Н. Куда будет двигаться брусок?

Ответы:  а) вправо; б) влево в) положение бруска не измениться;

г) направление движения зависит от силы трения между бруском и опорой/

  1.  Чему равна сила, которая действует на тело у поверхности земли, если масса тела 400 г?

а) 4000 Н; б)40 Н; в) 4 Н;  г) 0,4 Н.

3. Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека?

а) вниз; б)вверх; в) в сторону противоположную движению; г) по ходу движения.

4. На неподвижный ящик начинает действовать сила 40 Н. При этом ящик остается на месте. Какая сила трения при этом возникает?

а) 0 Н;  б) 10 Н; в) 40 Н;  г) 100 Н.

5. Человек в свободном падении может достигнуть скорости (60-70) м/с после чего скорость не изменятся. Почему?

а) начинает уменьшаться сила трения о воздух;

б) сила тяжести уравновешивается силой трения;

в) возрастает упругая сила;

г) убывает сила тяжести.

Результаты теста учащиеся записывают в листок самоконтроля.

  1.  Подведение и итогов урока.
    1.  Домашнее задание: §32, повторить §20-30.


F1

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78458. Синдром объемного образования в легких (ООЛ). Ситуации, подозрительные на наличие ООЛ. Принципы дифференциального диагноза при выявлении ООЛ 108 KB
  Практическое значение и тактика ведения при выявлении синдрома средней доли синдрома ателектаза доли или сегмента легкого. Синдром средней доли среднедолевой синдром затемнение и уменьшение в объеме средней доли правого легкого в результате разнообразного ее поражения при бронхоэктазах деструкции ателектазах опухолях циррозе пневмонии.: Частое поражение средней доли связано с тем что он самый узкий и длинный из всех долевых бронхов окружен лимфоузлами являющимися регионарными не только для средней но и частично для нижней и...
78459. Синдром трахеобронхиальной дискинезии (ТБД). Классификация дискинезии и дисплазии бронхов. Бронхоэктатическая болезнь 105.5 KB
  Классификация дискинезии и дисплазии бронхов. Синдром трахеобронхиальной дискинезии ТБД патологическая подвижность мембранозной части трахеи и или главных бронхов ведущая к экспираторному пролапсу трахеи и крупных бронхов. Развитие трахеобронхиальной дискинезии обусловлено слабостью эластического каркаса трахеи и крупных бронхов приобретенного инфекции воспаление или врожденного характера что ведет к пролабированию их стенок при выдохе и кашле. Характеристика: приступы экспираторной одышки; возникновение удушья чаще в положении...
78460. Синдром легочной гипертензии (ЛГ). Пульмональные и кардиоваскулярные причины ЛГ. Принципы дифференциального диагноза острой и хронической ЛГ 83.5 KB
  Легочная гипертензия ЛГ это состояние являющееся возможным следствием целого ряда заболеваний или имеющее идиопатическую природу которое характеризуется постепенным повышением легочного сосудистого сопротивления и давления в легочной артерии что приводит к развитию правожелудочковой недостаточности и гибели пациентов. Диагноз ЛГ определяется при среднем давлении в легочной артерии более 25 мм. Патогенез: Вазоконстрикция Редукция легочного сосудистого русла Снижение эластичности легочных сосудов Облитерация легочных сосудов...
78461. Кровохарканье и легочные кровотечения. Дифференциальный диагноз. Тактика ведения больных с кровохарканьем и легочным кровотечением 84.5 KB
  Кровохарканье появление в мокроте крови в виде прожилок или равномерной примеси яркокрасного цвета. Отхаркивание большого количества крови и наличие примеси крови в каждом плевке мокроты свидетельствуют о легочном кровотечении. Кровохарканье и легочное кровотечение могут быть обусловлены: аррозией сосудов опухоли каверны бронхоэктазы; разрывом сосудистой стенки артериовенозные аневризмы телеангиэктазии легочная форма болезни ОслераРандю; излиянием крови в альвеолы из бронхиальных артерий инфаркт легкого; диапедезным...
78462. Синдром легочно-сердечной недостаточности (ЛСН, «легочное сердце»). Тромбоэмболия легочных артерий (ТЭЛА) 85.5 KB
  Классификация: Острое лёгочное сердце клинический симптомокомплекс возникающий прежде всего вследствие развития тромбоэмболии лёгочной артерии а также при ряде заболеваний сердечнососудистой и дыхательной систем. Основные причины: массивная тромбоэмболия в системе лёгочной артерии; клапанный пневмоторакс; тяжёлый затяжной приступ бронхиальной астмы; распространённая острая пневмония.; 3Васкулярные болезни первичная лёгочная гипертензия тромбоэмболия в системе лёгочной артерии васкулиты аллергический облитерирующий...
78463. Синдром дыхательной недостаточности. Основные причины ДН, клинические и функциональные критерии. Классификации различных видов ДН 128.5 KB
  Дыхательная недостаточность ДН тяжелое нарушение обмена дыхательных газов или состояние характеризующееся ограничением способности легких обеспечивать нормальный газовый состав артериальной крови. Факторы снижающие вентиляторное обеспечение: Нарушение механики дыхания обструкция ВП: Бронхиальная астма ХОБЛ; Деформация грудной клетки: Кифосколиоз травмы грудной клетки; Уменьшение объема легких: Пневмония интерстициальные поражения легких большой плевральный выпот; Нарушение функции диафрагмальных нервов: Синдром...
78464. Рестриктивный тип дыхательной недостаточности. Клинические и функциональные признаки, характерные для ДН рестриктивного типа 70 KB
  Рестриктивный тип ДН – вариант вентиляционной (гиперкапнической) ДН, характеризующийся снижением способности легких, грудной клетки или плевры к расправлению во время вдоха.
78465. Обструктивный тип дыхательной недостаточности. Клинические и функциональные признаки, характерные для ДН обструктивного типа 85 KB
  Встречается при: Хронический бронхит; Бронхиальная астма; Эмфизема; ХОБЛ; Синдром бронхиальной обструкции; Стенозы трахеи и крупных бронхов; Бронхоэктатическая болезнь; Причины сужения просвета бронхов: бронхоспазм; аллергический отёк; воспалительный отёк; инфильтрация слизистой оболочки бронхов; закупорка бронхов мокротой; склероз бронхиальных стенок; деструкция каркаса бронхиальных стенок; Патогенез: Сужение просвета бронхов является причиной роста сопротивления потоку воздуха в бронхах что в свою очередь приводит к снижению...
78466. Дыхательная недостаточность по смешанному типу. Клинические и функциональные признаки, характерные для ДН смешанного типа 86.5 KB
  Пневмосклероз различной этиологии; Обструктивный тип ДН: Хронический бронхит; Бронхиальная астма; Эмфизема; ХОБЛ; Синдром бронхиальной обструкции; Стенозы трахеи и крупных бронхов; Бронхоэктатическая болезнь; Развивается при длительном течении сердечнолегочных заболеваний; Диагностика: признаки ДН клиника; исследование ФВД характеризуется снижением практически всех показателей...