87114

Род имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают: в первую колонку - мама, девочка, папа, мальчик, в другую - дом, книга, яблоко. Объясните свой выбор. В первый столбик - одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?

Русский

2015-04-17

21.36 KB

0 чел.

Род имен существительных. 5-й класс

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цели: научить определять род имён существительных.

Задачи:

  1.  познакомить  с приемами распознавания рода имен существительных;
  2.  развивать и обогащать речь учащихся
  3.  развивать интеллектуальные и коммуникативные    навыки

Оборудование: в проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Приветствие. Настрой на работу. (Слайд № 1 по щелчку)

II. Актуализация знаний

1) Орфографическая минутка

На доске записаны три  слова  с пропущенными буквами: С.. мейный,  го..,    уд..вительный. Прочитайте слова.

Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.

Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (Год - имя существительное, остальные слова - имена прилагательные)

Вы знакомы с именем существительным?

Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме "Имя  существительное"

2) Игра "Да - нет"

  1.  Имя  существительное - это часть речи? (Да!)
  2.  Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Да!)
  3.  Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
  4.  Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
  5.  Имена  существительные  обозначают   предмет? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.  (Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными?)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)

мама, девочка дом,  папа, книга мальчик, яблоко(имена существительные)

На какие две группы  их  можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки,  учащиеся записывают: в первую колонку - мама, девочка,   папа, мальчик, в другую - дом, книга, яблоко.
Объясните свой выбор.

В первый столбик -  одушевленные  имена существительные, они отвечают на вопрос кто?

Во второй столбик  -  неодушевленные имена существительные

IV. Совместное "открытие" нового знания

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени   существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.

Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах

1. Мама, девочка.

2. Папа, мальчик.

3. Яблоко, книга, дом.

  1.  По какому признаку соединили маму и девочку,   папу и мальчика? (Можно про них сказать - она, моя. он, мой. Остальные - в третью группу.)
  2.  Какие будут ваши предложения  относительно других слов? Книга? Дом? (Она моя, значит запишем тоже в первую группу, а дом - он, мой - во 2 группу)
  3.  В какую группу запишем слово - яблоко? Про него можно сказать она, он? (Оно моё, в 3 группу)
  4.  Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?

Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 - М.Р., в 3 - Ср.р.

Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,   писать грамотно и красиво, мы должны знать   род имён  существительных.

Тема нашего урока: "Род имён существительных" (Слайд № 2 по щелчку)

  1.  Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
  2.  Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)

V. Оздоровительная минутка

Зрительная гимнастика.

Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 3 по щелчку)

Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч, он мой - м.р)

VI. Первичное закрепление

Мотивация:

Давайте обратимся к правилу в  учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предложений.

Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик - имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода, второй ученик - имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женского рода, третий - имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - среднего рода)

VII. Повторение и систематизация изученного материала

1. Мотивация: 

Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике

Картинный диктант.

К какому роду относятся?

Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо, сердце.

Слова гриб, хоккеист, море - всем классом,(слайды № 4, 5, 6 по щелчку) остальные - самостоятельно (слайды № 7-13 по щелчку). За верно выполненное задание - дарю вам подарок (анимация сердце, слайд № 13 по щелчку).

2. Дифференцированная работа

Несколько учеников - получают индивидуальные задания:

Придумывают по 2-3 слова в каждую колонку на тему: "Полезные продукты питания"

3. Самостоятельная работа

Проверка самостоятельной работы. (таблица-слайд № 14 по щелчку)

4. Игра "Собери пословицу"

Пословицы напечатаны на разрезных карточках:

Ученье свет,
Мир строит,
а не ученье - тьма.
а война разрушает.

(Ученье свет,  а не ученье - тьма. Мир строит,  война разрушает)

 Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное)

Сделай свой выбор: № 404 стр. 19 -  распределить слова по родам или № 407 стр.  20  задание, оно сложнее, придётся  применить свои творческие умения.

IX. Итог урока. Рефлексия

  1.  Что нового узнали об имени существительном?
  2.  Какого рода они бывают? Как определить род?
  3.  Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Как работалось в команде?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81306. Теологическая теория происхождения государства и права 35.26 KB
  Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле в том числе государства Бог проникнуть же в тайну божественного замысла постичь природу и сущность государства невозможно. Известно что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. Основной смысл данной теории в том чтобы утвердить приоритет духовной организации церкви над светской государством и доказать что нет государства и власти не от бога.
81307. Теория общественного договора 39.4 KB
  Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Как же практически обстояло дело со свободой справедливостью и с правом в тех странах где господствовала теория божественного происхождения государства и права Отвечая на этот вопрос Гольбах писал что свобода в этих странах была запрещена...
81308. Марксизм о государстве и праве 35.44 KB
  Именно поэтому в этот период появляются такие направления философии марксизм который ставит перед собой задачу исследовать действительность открыть ее законы понять и объяснить жизнь общества Рассматривая марксистское учение о государстве и праве необходимо прежде всего подчеркнуть что марксистская концепция происхождения государства и права опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии на классовую трактовку государства и права. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно...
81309. Особи, які беруть участь у виконавчому провадженні та залучаються до проведення виконавчих дій 28.53 KB
  До учасників виконавчого провадження належать сторони виконавчого провадження тобто стягувач та боржник представники сторін органи державної влади та місцевого самоврядування. Сторони є головними та обовязковими учасниками виконавчого провадження що мають особисту заінтересованість у наслідках виконавчих дій. Сторонами виконавчого провадження є стягувач і боржник. У Законі Про виконавче провадження ст.
81310. Особи, які сприяють вчиненню виконавчого провадження, їх права та обов’язки 28.86 KB
  Експерт або спеціаліст зобовязаний надати письмовий висновок, а суб\'єкт оціночної діяльності - субєкт господарювання - письмовий звіт з питань, що містяться в постанові державного виконавця, а також надати усні рекомендації щодо дій, які виконуються за його присутності.
81311. Представництво у виконавчому провадженні. Повноваження представника та їх оформлення 26.09 KB
  Особиста участь фізичної особи у виконавчому провадженні не позбавляє її права мати представника крім випадку коли боржник згідно з рішенням зобовязаний вчинити певні дії особисто. Неповнолітні та особи визнані судом недієздатними реалізують свої права та виконують обовязки повязані з виконавчим провадженням відповідно до вимог закону. Участь юридичних осіб у виконавчому провадженні здійснюється їх керівниками чи органами посадовими особами які діють у межах повноважень наданих їм законом або через представників юридичної особи....
81312. Поняття, види, зміст і форма виконавчого документа 28.75 KB
  Відповідно до цього Закону підлягають виконанню державною виконавчою службою такі виконавчі документи: виконавчі листи що видаються судами і накази господарських судів у тому числі на підставі рішень третейського суду та рішень Міжнародного комерційного арбітражного суду при Торговопромисловій палаті і Морської арбітражної комісії при Торговопромисловій палаті...
81313. Стадії виконавчого провадження. Відкриття виконавчого провадження 36.12 KB
  Відкриття виконавчого провадження. Процес виконавчого провадження завжди складається із послідовності дій державного виконавця від відкриття виконавчого провадження до його закінчення. Перша стадія виконавчого провадження.
81314. Органи і посадові особи, які здійснюють виконавче провадження 26.83 KB
  Примусове виконання рішень покладається на державну виконавчу службу яка входить до системи органів Міністерства юстиції України. Примусове виконання рішень здійснюють державні виконавці визначені Законом України Про державну виконавчу службу далі державні виконавці. За наявності обставин що ускладнюють виконання рішення або у разі виконання зведеного виконавчого провадження у встановленому Міністерством юстиції України порядку можуть утворюватися виконавчі групи до складу яких включаються державні виконавці одного або кількох органів...