87114

Род имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают: в первую колонку - мама, девочка, папа, мальчик, в другую - дом, книга, яблоко. Объясните свой выбор. В первый столбик - одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?

Русский

2015-04-17

21.36 KB

0 чел.

Род имен существительных. 5-й класс

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цели: научить определять род имён существительных.

Задачи:

  1.  познакомить  с приемами распознавания рода имен существительных;
  2.  развивать и обогащать речь учащихся
  3.  развивать интеллектуальные и коммуникативные    навыки

Оборудование: в проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Приветствие. Настрой на работу. (Слайд № 1 по щелчку)

II. Актуализация знаний

1) Орфографическая минутка

На доске записаны три  слова  с пропущенными буквами: С.. мейный,  го..,    уд..вительный. Прочитайте слова.

Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.

Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (Год - имя существительное, остальные слова - имена прилагательные)

Вы знакомы с именем существительным?

Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме "Имя  существительное"

2) Игра "Да - нет"

  1.  Имя  существительное - это часть речи? (Да!)
  2.  Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Да!)
  3.  Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
  4.  Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
  5.  Имена  существительные  обозначают   предмет? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.  (Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными?)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)

мама, девочка дом,  папа, книга мальчик, яблоко(имена существительные)

На какие две группы  их  можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки,  учащиеся записывают: в первую колонку - мама, девочка,   папа, мальчик, в другую - дом, книга, яблоко.
Объясните свой выбор.

В первый столбик -  одушевленные  имена существительные, они отвечают на вопрос кто?

Во второй столбик  -  неодушевленные имена существительные

IV. Совместное "открытие" нового знания

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени   существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.

Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах

1. Мама, девочка.

2. Папа, мальчик.

3. Яблоко, книга, дом.

  1.  По какому признаку соединили маму и девочку,   папу и мальчика? (Можно про них сказать - она, моя. он, мой. Остальные - в третью группу.)
  2.  Какие будут ваши предложения  относительно других слов? Книга? Дом? (Она моя, значит запишем тоже в первую группу, а дом - он, мой - во 2 группу)
  3.  В какую группу запишем слово - яблоко? Про него можно сказать она, он? (Оно моё, в 3 группу)
  4.  Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?

Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 - М.Р., в 3 - Ср.р.

Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,   писать грамотно и красиво, мы должны знать   род имён  существительных.

Тема нашего урока: "Род имён существительных" (Слайд № 2 по щелчку)

  1.  Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
  2.  Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)

V. Оздоровительная минутка

Зрительная гимнастика.

Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 3 по щелчку)

Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч, он мой - м.р)

VI. Первичное закрепление

Мотивация:

Давайте обратимся к правилу в  учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предложений.

Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик - имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода, второй ученик - имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женского рода, третий - имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - среднего рода)

VII. Повторение и систематизация изученного материала

1. Мотивация: 

Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике

Картинный диктант.

К какому роду относятся?

Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо, сердце.

Слова гриб, хоккеист, море - всем классом,(слайды № 4, 5, 6 по щелчку) остальные - самостоятельно (слайды № 7-13 по щелчку). За верно выполненное задание - дарю вам подарок (анимация сердце, слайд № 13 по щелчку).

2. Дифференцированная работа

Несколько учеников - получают индивидуальные задания:

Придумывают по 2-3 слова в каждую колонку на тему: "Полезные продукты питания"

3. Самостоятельная работа

Проверка самостоятельной работы. (таблица-слайд № 14 по щелчку)

4. Игра "Собери пословицу"

Пословицы напечатаны на разрезных карточках:

Ученье свет,
Мир строит,
а не ученье - тьма.
а война разрушает.

(Ученье свет,  а не ученье - тьма. Мир строит,  война разрушает)

 Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное)

Сделай свой выбор: № 404 стр. 19 -  распределить слова по родам или № 407 стр.  20  задание, оно сложнее, придётся  применить свои творческие умения.

IX. Итог урока. Рефлексия

  1.  Что нового узнали об имени существительном?
  2.  Какого рода они бывают? Как определить род?
  3.  Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Как работалось в команде?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15325. Создание геометрических примитивов. Добавление освещения в сцену 227.08 KB
  Тема 2: Создание геометрических примитивов. Добавление освещения в сцену 1. Принципы создания и модификации объектов Методы создания объектов В интерактивном режиме Вводом с клавиатуры. Основная часть объектов 3d MAX
15327. Клонирование объектов и использование массивов 938.5 KB
  Тема 3: Клонирование объектов и использование массивов 1. Клонирование объектов и использование массивов Клонирование объектов Существует два способа клонирования объектов: первый использование команды EditClone ПравкаКлон
15329. Редактор материалов. Создание текстур материалов 3.9 MB
  Тема 4: Редактор материалов. Создание текстур материалов 1. Создание текстуры древесины Создайте объект типа Box рис. 1.1 Рис. 1.1 Откройте редактор материалов выполнив последовательность команд: Rendering ~Material Editor или нажав кнопку
15330. Создание интерьера бассейна в 3Ds Max 1.96 MB
  Тема 6: Создание интерьера бассейна В результате выполнения этой работы Вы должны получить визуализированную сцену изображенную на рисунке. 1. Двумерные формы. Модификаторы двумерных форм Цель: освоить технологию создания д
15332. Основы работ со статическими изображениями в программе трехмерной графики 3ds max 4.96 MB
  Тема 5: Основы работ со статическими изображениями в программе трехмерной графики 3ds max. Этапы создания трехмерных сцен Проект Создадим уголок части комнаты в которой располагается стол. На столе стоит бокал со льдом. Для указанно...
15333. Процессы включения и отключения цепи с конденсатором 1.71 MB
  Рассчитать докоммутационные t = 0 начальные t = 0 и установившиеся t → ∞ значения токов и напряжения на конденсаторе в цепи Рис. 1. в двух случаях: 1. ключ размыкается; 2. ключ замыкается. R1= 330 Ом; R2=220 Ом; U= 15 В; С= 10 мкФ Рису...