87115

Тема спасения души в стихотворении Лермонтова «Молитва»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: научиться анализировать стихотворный текст; постигнуть поэтический дар поэта; научиться бережно относиться к слову; сопереживать. Ход урока. Оборудование: Запись плана изучения нового материала Тема трагического одиночества в лирике Лермонтова. Тема спасения одинокой души в стихотворении «Молитва»

Русский

2015-04-17

128.5 KB

1 чел.

Тема спасения души

в стихотворении

Лермонтова «Молитва» (открытый урок

в 7 классе)

Тема: Тема спасения души в стихотворении Лермонтова «Молитва».

Цели: - научиться анализировать стихотворный текст;

          - постигнуть поэтический дар поэта;

          - научиться бережно относиться к слову;

          - сопереживать.

Ход урока.

I Оборудование:

  1.  Запись плана изучения нового материала
  2.  Тема трагического одиночества в лирике Лермонтова.
  3.  Тема спасения одинокой души в стихотворении  «Молитва»:

   а) одну молитву чудную твержу я наизусть.

   б) просвещающая благодать.

        3.  Роль окраски слов, звуков в понимании движения души от грусти и тоски к    

             вере и надежде.

Словарная работа.

Молитва – возношение ума и сердца к Богу. Через молитву мы просим от Бога всего, что необходимо для души.

Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека.

Вступительное слово учителя:

Лермонтов – поэт трагический. Читая его стихи, мы улавливаем нотки грусти, тоски. Создаётся ощущение, что поэт мучается одиночеством души. Сейчас вы прочитаете эти стихи, выскажите свои мысли, чувства по поводу прочитанного, как вы ощутили трагическое одиночество поэта. А все думаем над вопросом: Есть ли выход для человека, ощущающего душевное одиночество?

  1.  «Парус»  – Картина Лермонтова «Парус».
  2.  «Сосна»  – Картина «Сосна».
  3.  «Утёс»  – Картина «Утёс».
  4.  «И скучно, и грустно»

Вернёмся к нашему вопросу: Есть ли выход для человека, ощущающего душевное одиночество? (обсуждение)

Вывод: Да, пытался поэт найти выход, рисовал, размышлял на природе. Но бывает так тоскливо на душе, что и эти занятия не помогают. На душе кошки скребут, говорят в этом случае.  И вот отдельные люди, когда нестерпимо болит душа обращаются к Богу через молитву и покаяние.

Кто из вас посещает церковь? Кто знает молитвы? Прочитайте. (Молитва Господня)

Вывод: Что же такое молитва?  Это возношение ума и сердца к Богу.  Через молитву мы просим от Бога всего, что необходимо для души. К Богу обращается каждый в своё время.

Мучаясь сомнениями не сразу приходит к пониманию Бога и Лермонтов. У него несколько стихотворений с одинаковым названием. Послушаем одно из них и попробуем представить себя на месте Лермонтова, почувствовать его состояние души. 

( «Молитва») А теперь послушаем другое стихотворение с таким же названием.  Ощущаете ли вы в этом стихотворении горечь, иронию?

Вывод: Перед нами маленький рассказ о молитве, когда человек не найдя опоры в себе, в жизни обращаются к Богу.

Найдите самые главные словосочетания с эпитетами и выпишите их: молитва чудная, сила благодатная, святая прелесть – слова связаны с верой.

Как вы понимаете слово благодатная (несущая благо).

От слова благодать (значение слова). Благодать – это обещание спасения, но для спасения человек должен обрести веру + покаяние.

Прочитаем I четверостишие.

Какое настроение владеет лирическим героем?

Какой эпитет помогает понять это? (минуту трудную)

Какой глагол помогает понять ощущение печали тяжести? (теснится)

Если бы вы были художником, какой бы цвет избрали для передачи душевного состояния в I четверостишии?    

      - грусть, смятение.

Изменилось ли душевное состояние во II части?

Какое чувство рождается в душе человека, творящего молитву? (надежда)

Какие эпитеты подчёркивают, что человек, творящий молитву, обретает надежду? (сила благодатная, святая прелесть)

Всё было черно и вдруг надежда, каким бы цветом вы изобразили это душевное

состояние?  

- надежда.

III ч. Каково душевное состояние героя в III четверостишии?

Какое сравнение подчёркивает, как благодатная сила воздействует на душу человека? (С души как бремя скатится)

Как понимаете слово бремя? (тяжесть)

Какой цвет изберём?

     - вера, слёзы облегчения

       ответ души на молитву.

Вывод: поэт хочет, чтобы мы вместе с ним сопереживали движению души от грусти и тоски к надежде и вере. Посмотрите, как контрастны  I  и  III четверостишие. Но поэт желает, чтобы мы почувствовали это движение от тоски к вере душой, а не только разумом. Вместе с движением от тоски к надежде и вере меняется окраска слов, звуков.

Представим себя на минутку литературоведами.

Карандашом расставим ударения в I четверостишии. На какой главный звук падает в каждом слове ударение?

Сосчитайте эти У. Сколько их?

А теперь мысленно считайте до 13 и произнесём вслух этот У. Что получилось?  Какой это звук утренний, дневной, ночной? (Страшно, темно на душе, хочется выть по – волчьи).

Проверим встречается ли этот звук во II и  III четверостишии, а какие гласные звуки слышите здесь? (а, Э) строки как бы взлетают, ощущаем облегчение и покой.

Посчитаем сколько глаголов в I четверостишии? (1) единственное действие – герой творит молитву, всё остальное – это действие слов живых, силы благодатной   воли.

В какой части больше всего глаголов? Назовите их.  Какие наречия. Эти слова категории состояния. Мы ощущаем две сферы (человеческую и божественную).

О чём вас заставило задуматься стихотворение Лермонтова?

Вот сейчас мы с вами убедились, что перед нами гений, если возьмём Евангелие от Иоанна и прочитаем начало главы:  Вначале было слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога, всё через него начало быть.

Лермонтов имел божественный дар владения словом.

«Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,

                                                  И нам сочувствие даётся

 Как нам даётся благодать»

                                  Фет.

Обобщение: О чём нас заставило задуматься стихотворение «Молитва»?

                       Что необходимо для спасения души?

                       Какой смысл вы вкладываете в понятие «душевная красота»?

На дом:  Написать отзыв о стихотворении «Молитва».

Выписать строки, которые особенно запомнились, объяснить почему.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12305. ПӘНДЕР МОДУЛІНІҢ ОҚУ-ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ 1.21 MB
  ПӘНДЕР МОДУЛІНІҢ ОҚУӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ Пәндер модулінің оқуәдістемелік кешенін дайындауға жауаптылар: саяси ғылымдарының докторы профессор Бәкір Ә.Қ. әлеуметтік ғылымдарының магистрі аға оқытушы Сембина Ж.Ж. Оқытушы туралы мәлімет және байланыс мағлұматы: ...
12306. ПӘННІҢ ОҚУ-ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ 918.5 KB
  Пәнді оқытудың мақсаты. Студенттердің санасында қоғам мен оның құрылымы жайлы, ондағы әлеуметтік құбылыстар мен байланыстар жайлы дұрыс ғылыми көзқарас қалыптастыру. Оларды бүгінгі таңдағы қоғамда болып жатқан өзгерістермен таныс ете отырып, ол өзгерістерге талдау жасап, жеке тұлға ретінде баға беруге баулу.
12307. ПӘНДЕРДІҢ ОҚУ - ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ 1.15 MB
  ПӘНДЕРДІҢ ОҚУ ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ Пәндердің оқу әдістемелік кешенінің мазмұны 1. Пәннің типтік оқу бағдарламасы егер пән таңдау компоненті бойынша болса онда пәннің оқу бағдарламасы 2. Студенттер үшін пәннің оқу бағдарламасы syllabus Пәннің сипаттамасы а...
12308. Егемен Қазақстанның саяси проблемалары 511 KB
  Саяси болжамдау Саяси болжамдау ұғымы мәні мен ерекшеліктері. Саяси болжам аясы және негізгі принциптері. Саяси болжамдаудың мақсаты объективті негіздері және міндеттері. Болжамдаудың кезеңдері және типтері. Ғылыми болжамның әдістері және құралдары. Саяси болжамдау
12309. Орта ғасыр мен Қайта өрлеу дәуіріңдегі саяси ұғымдар 163.16 KB
  Орта ғасыр мен Қайта өрлеу дәуіріңдегі саяси ұғымдар Саяси ой тарихында орта ғасырлардағы феодалдық қоғамның орны ерекше. Батыс Еуропада феодализм мың жылдан артыққа созылды V XVI ғасырлар. Бұл дәуірде рухани өмірде дін түгелдей үстемдік етті. Христиан діні феодалдық қ...
12310. ПӘНДЕР МОДУЛІНІҢ ОҚУ-ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ. Қазақстан Республикасының демократиялық негіздерінің қалыптасуы: саяси-құқықтық аспект 333.96 KB
  Саясаттану пәні, объектісі, әдісі, әлеуметтік-гуманитарлық пәндер жүйесіндегі орны. Саясаттанудың болашақ маман тұлғасын, азаматты қалыптастырудағы орны. Саяси ой дамуының негізгі кезеңдері. Саясат қоғамдық құбылыс ретінде, оның табиғаты, түрлері, мүмкіндіктері, шекаралары мен келешегі. Саясаттанудың субъектісі
12311. Биліктің буындары бір –бірімен теңестірілуі қажат 103 KB
  Биліктің буындары бір бірімен теңестірілуі қажат деген идея кімге қатыстыШ.Монтескье Демократиябұл құбылыс оның ауқымында қалағаныңның бәрін жасауға болады деген анықтама кімге қатыстыПлатон Еуропаның қауіпсіздік және ынтымақтастық ұйымының іргетасы қа...
12312. Мемлекеттің функциялары. Мемлекеттің мақсаты 30.33 KB
  Жоспары: Мемлекеттің белгілері Мемлекеттің функциялары Мемлекеттің мақсаты Орындаған: Даркеева Балжан Тур15 1. Мемлекеттің пайда болу себептері белгілері Мемлекет деген ұғым бірнеше мағынада қолда...
12313. САЯСАТТАНУ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ КУРСЫ БОЙЫНША ОҚУ - ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕН 543 KB
  САЯСАТТАНУ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ КУРСЫ БОЙЫНША ОҚУ ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕН 1.1. САЯСАТТАНУ ПӘНІНІҢ ТИПТІК БАҒДАРЛАМАСЫ Авторлар: Философия ғылымдарының докторы профессор Әбсаттаров Р.Б. Философия ғылымдарының докторы профессор Балғынбаев А.С. Саясаттану ғылы