87115

Тема спасения души в стихотворении Лермонтова «Молитва»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: научиться анализировать стихотворный текст; постигнуть поэтический дар поэта; научиться бережно относиться к слову; сопереживать. Ход урока. Оборудование: Запись плана изучения нового материала Тема трагического одиночества в лирике Лермонтова. Тема спасения одинокой души в стихотворении «Молитва»

Русский

2015-04-17

128.5 KB

1 чел.

Тема спасения души

в стихотворении

Лермонтова «Молитва» (открытый урок

в 7 классе)

Тема: Тема спасения души в стихотворении Лермонтова «Молитва».

Цели: - научиться анализировать стихотворный текст;

          - постигнуть поэтический дар поэта;

          - научиться бережно относиться к слову;

          - сопереживать.

Ход урока.

I Оборудование:

  1.  Запись плана изучения нового материала
  2.  Тема трагического одиночества в лирике Лермонтова.
  3.  Тема спасения одинокой души в стихотворении  «Молитва»:

   а) одну молитву чудную твержу я наизусть.

   б) просвещающая благодать.

        3.  Роль окраски слов, звуков в понимании движения души от грусти и тоски к    

             вере и надежде.

Словарная работа.

Молитва – возношение ума и сердца к Богу. Через молитву мы просим от Бога всего, что необходимо для души.

Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека.

Вступительное слово учителя:

Лермонтов – поэт трагический. Читая его стихи, мы улавливаем нотки грусти, тоски. Создаётся ощущение, что поэт мучается одиночеством души. Сейчас вы прочитаете эти стихи, выскажите свои мысли, чувства по поводу прочитанного, как вы ощутили трагическое одиночество поэта. А все думаем над вопросом: Есть ли выход для человека, ощущающего душевное одиночество?

  1.  «Парус»  – Картина Лермонтова «Парус».
  2.  «Сосна»  – Картина «Сосна».
  3.  «Утёс»  – Картина «Утёс».
  4.  «И скучно, и грустно»

Вернёмся к нашему вопросу: Есть ли выход для человека, ощущающего душевное одиночество? (обсуждение)

Вывод: Да, пытался поэт найти выход, рисовал, размышлял на природе. Но бывает так тоскливо на душе, что и эти занятия не помогают. На душе кошки скребут, говорят в этом случае.  И вот отдельные люди, когда нестерпимо болит душа обращаются к Богу через молитву и покаяние.

Кто из вас посещает церковь? Кто знает молитвы? Прочитайте. (Молитва Господня)

Вывод: Что же такое молитва?  Это возношение ума и сердца к Богу.  Через молитву мы просим от Бога всего, что необходимо для души. К Богу обращается каждый в своё время.

Мучаясь сомнениями не сразу приходит к пониманию Бога и Лермонтов. У него несколько стихотворений с одинаковым названием. Послушаем одно из них и попробуем представить себя на месте Лермонтова, почувствовать его состояние души. 

( «Молитва») А теперь послушаем другое стихотворение с таким же названием.  Ощущаете ли вы в этом стихотворении горечь, иронию?

Вывод: Перед нами маленький рассказ о молитве, когда человек не найдя опоры в себе, в жизни обращаются к Богу.

Найдите самые главные словосочетания с эпитетами и выпишите их: молитва чудная, сила благодатная, святая прелесть – слова связаны с верой.

Как вы понимаете слово благодатная (несущая благо).

От слова благодать (значение слова). Благодать – это обещание спасения, но для спасения человек должен обрести веру + покаяние.

Прочитаем I четверостишие.

Какое настроение владеет лирическим героем?

Какой эпитет помогает понять это? (минуту трудную)

Какой глагол помогает понять ощущение печали тяжести? (теснится)

Если бы вы были художником, какой бы цвет избрали для передачи душевного состояния в I четверостишии?    

      - грусть, смятение.

Изменилось ли душевное состояние во II части?

Какое чувство рождается в душе человека, творящего молитву? (надежда)

Какие эпитеты подчёркивают, что человек, творящий молитву, обретает надежду? (сила благодатная, святая прелесть)

Всё было черно и вдруг надежда, каким бы цветом вы изобразили это душевное

состояние?  

- надежда.

III ч. Каково душевное состояние героя в III четверостишии?

Какое сравнение подчёркивает, как благодатная сила воздействует на душу человека? (С души как бремя скатится)

Как понимаете слово бремя? (тяжесть)

Какой цвет изберём?

     - вера, слёзы облегчения

       ответ души на молитву.

Вывод: поэт хочет, чтобы мы вместе с ним сопереживали движению души от грусти и тоски к надежде и вере. Посмотрите, как контрастны  I  и  III четверостишие. Но поэт желает, чтобы мы почувствовали это движение от тоски к вере душой, а не только разумом. Вместе с движением от тоски к надежде и вере меняется окраска слов, звуков.

Представим себя на минутку литературоведами.

Карандашом расставим ударения в I четверостишии. На какой главный звук падает в каждом слове ударение?

Сосчитайте эти У. Сколько их?

А теперь мысленно считайте до 13 и произнесём вслух этот У. Что получилось?  Какой это звук утренний, дневной, ночной? (Страшно, темно на душе, хочется выть по – волчьи).

Проверим встречается ли этот звук во II и  III четверостишии, а какие гласные звуки слышите здесь? (а, Э) строки как бы взлетают, ощущаем облегчение и покой.

Посчитаем сколько глаголов в I четверостишии? (1) единственное действие – герой творит молитву, всё остальное – это действие слов живых, силы благодатной   воли.

В какой части больше всего глаголов? Назовите их.  Какие наречия. Эти слова категории состояния. Мы ощущаем две сферы (человеческую и божественную).

О чём вас заставило задуматься стихотворение Лермонтова?

Вот сейчас мы с вами убедились, что перед нами гений, если возьмём Евангелие от Иоанна и прочитаем начало главы:  Вначале было слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога, всё через него начало быть.

Лермонтов имел божественный дар владения словом.

«Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,

                                                  И нам сочувствие даётся

 Как нам даётся благодать»

                                  Фет.

Обобщение: О чём нас заставило задуматься стихотворение «Молитва»?

                       Что необходимо для спасения души?

                       Какой смысл вы вкладываете в понятие «душевная красота»?

На дом:  Написать отзыв о стихотворении «Молитва».

Выписать строки, которые особенно запомнились, объяснить почему.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18400. Визначення тенденції розвитку. Аналіз коливань і сталості дінамічних рядів 106 KB
  Тема 11. 11.1. Визначення тенденції розвитку. 11.2. Аналіз коливань і сталості дінамічних рядів. 11.1. Визначення тенденції розвитку. Тенденція – це певний напрям розвитку тривала еволюція яка набуває вигляду більшменш плавної троекторії. Статистичне вивчення тенденці...
18401. Індекси. Індекси із змінними і постійними вагами (ряди індексів) 214 KB
  Тема 12: Індекси 12.1. Суть індексів і роль їх у статистичноекономічному аналізі. 12.2. Методологічні принципи побудови індексів агрегатна форма. 12.3. Середньозважені інжекси арифметична чи гармонійна форми. 12.4. Індекси із змінними і постійними вагами ряди індексів. ...
18402. Графічний метод 61.5 KB
  Тема 13 Графічний метод. 13.1.Поняття статистичного графіка. 13.2.Основні елементи статистичних графіків. 13.3.Класифікація графіків. 13.4.Графіки рядів розподілу. 13.5.Графіки динаміки. 13.6.Графіки порівняння. 13.1.Поняття статистичного графіка. Статистичний графік ...
18403. КОНЦЕПТУАЛЬНІ ЗАСАДИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 315.5 KB
  КОНЦЕПТУАЛЬНІ ЗАСАДИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ Військова діяльність завжди вимагала від людини спеціальної професійної підготовки і наявності сформованих морально-психологічних якостей. Залежність ходу й наслідків збройної боротьби від рівня підгот
18404. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПОВСЯКДЕННОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ВІЙСЬК (СИЛ) 259.5 KB
  ЛЕКЦІЯ 2 МОРАЛЬНОПСИХОЛОГІЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПОВСЯКДЕННОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ВІЙСЬК СИЛ В ході повсякденної діяльності військ сил проводиться їх бойовий вишкіл формування у військовослужбовців високих моральнобойових якостей дисциплінованості та психологічної го
18405. СИСТЕМА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПІДГОТОВКИ ТА ВЕДЕННЯ БОЙОВИХ ДІЙ (ОПЕРАЦІЙ) 199.5 KB
  СИСТЕМА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПІДГОТОВКИ ТА ВЕДЕННЯ БОЙОВИХ ДІЙ ОПЕРАЦІЙ Оцінка воєннополітичної обстановки у світі та навколо України прогноз її розвитку на найближчу перспективу дозволяють воєннополітичному к
18406. ОРГАНІЗАЦІЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕН-НЯ ПІДГОТОВКИ ТА ЗАСТОСУВАННЯ ВІЙСЬК (СИЛ) 237 KB
  ЛЕКЦІЯ 4. ОРГАНІЗАЦІЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПІДГОТОВКИ ТА ЗАСТОСУВАННЯ ВІЙСЬК СИЛ Розвиток воєнної науки на сучасному етапі характеризується посиленням вимог до командирів штабів усіх посадових осіб щодо оперативної діяльності в складних умовах....
18407. ОСОБЛИВОСТІ МПЗ ПІДГОТОВКИ ТА ЗАСТОСУВАННЯ ЧАСТИН І З’ЄДНАНЬ ЗБРОЙНИХ СИЛ УКРАЇНИ 383 KB
  ОСОБЛИВОСТІ МПЗ ПІДГОТОВКИ ТА ЗАСТОСУВАННЯ ЧАСТИН І З’ЄДНАНЬ ЗБРОЙНИХ СИЛ УКРАЇНИ Бойовий досвід свідчить про те що яка б велика не була роль технічної оснащеності військ але навіть сама досконала техніка і першокласна зброя не можуть...
18408. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ 144.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 1 Тема 1 КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ Глоссарий Военная логистика совокупность средств и способов необходимых для доставки людей техники боеприпасов к месту ведения боевых действий а также планирование и организация мероприятий п