87184

Правовое регулирование отношений в сфере массовой информации

Доклад

Маркетинг и реклама

Средство массовой информации далее СМИ – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати телевизионного вещания и радиовещания глобальной компьютерной сети Интернет. Формы распространения информации: 1 Печатное средство массовой информации – газета журнал бюллетень другое издание имеющие постоянное название порядковый номер сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев. 2 Радиовещательное средство массовой информации – радиопрограмма распространяемая с...

Русский

2015-04-17

34.54 KB

0 чел.

Правовое регулирование отношений в сфере массовой информации

В настоящее время средства массовой информации рассматриваются как своеобразный выразитель мнений и инструмент получения и распространения общественно значимых сведений.

Средство массовой информации (далее СМИ) – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет.

Формы распространения информации:

1) Печатное средство массовой информации – газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев.

2) Радиовещательное средство массовой информации – радиопрограмма, распространяемая с использованием средств электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.

3) Телевизионное средство массовой информации – телепрограмма, распространяемая с использованием средств электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.

В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации. Данный принцип позволяет свободно:

. осуществлять поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

. учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими;

. изготавливать, приобретать, хранить и эксплуатировать технические устройства и оборудование, сырье и материалы, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает правило о недопустимости цензуры массовой информации. Цензура массовой информации – это требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати тот либо другой материал или сообщение. Не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

2 Организация деятельности средств массовой информации

Не может выступать в качестве учредителя:

1) гражданин, не достигший 18 лет, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо признанный судом недееспособным;

2) политическая партия, общественное объединение, деятельность которых запрещена по закону;

3) гражданин иностранного государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Республике Беларусь;

4) физическое или юридическое лицо, ранее выступавшее в качестве учредителя средства массовой информации, деятельность которого запрещена, – в течение 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности средства массовой информации.

Процедура регистрации начинается с момента подачи заявления о регистрации. В заявлении о регистрации должны быть указаны:

. учредитель;

. название и вид средства массовой информации;

. язык;

. адрес редакции;

. форма периодического распространения;

. предполагаемая территория распространения;

. примерная тематика или специализация;

. источники финансирования;

. сведения о том, является ли заявитель учредителем, главным редактором, издателем и распространителем других средств массовой информации;

. периодичность издания.

К заявлению прилагается устав редакции, решение о ее создании, документы об уплате регистрационного сбора и о согласовании размещения данного средства массовой информации с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Предъявления иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренному законодательством:

1) заявление подано от имени гражданина, группы граждан, политических партий либо иного общественного объединения, не обладающих правом на учреждение средства массовой информации;

2) указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

3) название, примерная тематика или специализация средства массовой информации противоречит требованиям законодательства;

4) государственным органом ранее зарегистрировано средства массовой информации с таким же названием;

5) заявление подано до истечения 2 лет со дня вступления в законную силу решения о прекращении деятельности средства массовой информации.

Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Факт выдачи свидетельства о регистрации влечет ряд юридических последствий:

1) редакция средства массовой информации может начинать свою деятельность;

2) со дня выдачи свидетельства о регистрации учредитель в течение 1 года сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации;

3) налагается запрет на повторную регистрацию средства массовой информации в том же или ином органе.

3. Распространение массовой информации

Распространение массовой информации законодатель связывает с распространением продукции средства массовой информации. Распространением продукции средства массовой информации – это продажа, подписка, доставка, раздача периодических печатных изданий, аудио- либо видеозаписей программ, трансляция и ретрансляция радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ.

Под выходными данными понимается перечень установленных законом обязательных сведений, которые должен содержать каждый выпуск периодического печатного издания:

1) название издания;

2) учредитель;

3) имя и фамилия редактора либо его заместителя;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать;

5) цена номера;

6) тираж;

7) индекс;

8) полные адреса типографии и редакции;

9) регистрационный номер.

4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

Важнейшим правом редакции является ее право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.

Допускается устный и письменный запрос.

Предоставлять запрашиваемую редакцией информацию обязаны руководители органов и организаций, их заместители, работники пресс-служб либо уполномоченные на это лица. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен по основаниям, установленным законодательством, а именно, по основаниям наличия в запрашиваемой информации сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Отказ оформляется уведомлением в 10-дневный срок со дня получения письменного запроса.

Редакция обязана:

1) сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением, когда соответствующие требования поступили от суда в связи с находящимся в его производстве делом;

2) соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на объекты интеллектуальной собственности.

5. Профессиональный статус журналиста

Журналист – это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором и подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Профессиональный статус журналиста предполагает наличие у него ряда прав, предоставленных ему по закону, а также возложенных законом обязанностей.

Журналист имеет право:

1) собирать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) обращаться в государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) присутствовать в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, местностях, где объявлено чрезвычайное положение, на митингах и демонстрациях, на месте др. общественно важных событий и передавать оттуда информацию;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением тех, которые содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную тайну;

5) копировать, публиковать, воспроизводить иным способом документы и материалы;

6) делать записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемок, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) высказывать свои личные мнения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

8) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи, оговаривать в случае необходимости сохранение тайны авторства и т.д.

Журналист обязан:

1) соблюдать требования устава редакции;

2) проверять достоверность полученных им сведений;

3) представлять для публикации объективную информацию;

4) указывать по желанию лиц, представляющих информацию, их авторство;

5) сохранять конфиденциальность информации и ее источники;

6) отказаться от данного ему редакцией (редактором, главным редактором) задания, если оно либо его выполнение связаны с нарушением законодательства.

Ответственность:

Административная

Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода (ст. 7.12 КоАП РФ)

до 50 тыс. руб.

Граждане: штраф 1,5 - 2 тыс. руб.

Должностные лица: штраф 10-20 тыс. руб.

Юридические лица: штраф 30-40 тыс. руб.

Во всех случаях применяется конфискация контрафактных экземпляров произведений, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная

Незаконное использование объектов авторского права, совершенное в крупном размере (ст. 146 ч. 2 УК РФ). Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере; в) лицом с использованием своего служебного положения (ст. 146 ч. 3 УК РФ)

от 50 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

более 250 тыс. руб.

Ч. 2: штраф до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Либо обязательные работы на 180-240 часов, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Ч. 3: лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 3 лет.

Гражданская

В случае нарушения исключительного права на произведение правообладатель наряду с использованием других способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (ст. 1301 ГК РФ)

 

Компенсация в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда. Либо штраф в двухкратном размере стоимости экземпляров произведения при доказанности только факта нарушения прав


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52387. Сценарий праздника “Прощанье с букварем” 65.5 KB
  Учитель. Дорогие гости! Сегодня мы проводим традиционный праздник в первом классе – Праздник Букваря. Говорят, Азбука – к мудрости ступенька. Вот вы и одолели самую трудную, самую важную первую ступеньку на пути к знаниям! Много праздников прекрасных На листках календаря, А меж ними тоже праздник Школьный – праздник Букваря.
52388. Праздник «Прощай, Букварик» 101.5 KB
  Многие из вас не умели читать и писать знали только некоторые буквы. Мы при расставании скажем на прощанье: Тебе за всё спасибо наш дорогой Букварь Буквы мы узнали слоги прочитали И сложили в слоги целые слова После в предложенье. Вдруг на удивленье сразу получилось Родина моя А потом и мама та что моет раму Дети в мяч играют Речка небо лес А ещё в программе прочитали сами Буквы на экране Поле из чудес. Напишу в тетради не оценки ради Буквы алфавита и пример решу.
52389. Прощание с Букварём 60.5 KB
  Букварь Книга для чтения. Плакат: Спасибо тебе Букварь Модель золотого ключика Диалог между мальчиком и девочкой В зале у нас суматоха и шум шёпот движения споры. Мы закончили первую школьную книгу букварь. А научил Вас читать и писать наш умный интересный и добрый друг букварь.
52390. Праздник «ПРОЩАЙ, БУКВАРЬ» 110 KB
  За год наши звездочки подросли поумнели многому научились и стали настоящими звездами а настоящие звезды ездят только в лимузинах вот посмотрите сами и вот подъехал лимузин и по красной дорожке идут наши звезды встречайте Музыкальная заставка Дети идут по звездной дорожке репортеры берут у них интервью Репортер: Скажите трудным для вас был первый год учебы Ученик: ответ – Смех и слезы радость и печаль За год довелось нам испытать Но стараний...
52391. ПРАЗДНИК БУКВАРЯ 197 KB
  Учитель. Звучат позывные передачи В гостях у сказки Учитель: Ребята посмотрите кто же это пришёл к нам в гости Это же всех букв государь его величество Букварь. Основная часть Учитель: Ребята сегодня мы с вами подведем итог. Учитель: Друзья страны АБеВеГеДейки нигде на карте нет Но все в АБеВеГеДейку стремятся с детских лет.
52393. С++ для начинающих 2.85 MB
  Мы также коснемся областей видимости класса вложенных классов и классов как членов пространства имен. В главе 14 детально исследуются средства имеющиеся в С для инициализации и...
52394. What Do You Know about Canada? 590 KB
  Right you are. At this lesson we’ll try to make a report in geography of Canada. We have invited to our English lesson your geography teacher as an expert in Geography. This lesson is unusual because you’ll get knowledge yourselves using different sources of information.