87184

Правовое регулирование отношений в сфере массовой информации

Доклад

Маркетинг и реклама

Средство массовой информации далее СМИ – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати телевизионного вещания и радиовещания глобальной компьютерной сети Интернет. Формы распространения информации: 1 Печатное средство массовой информации – газета журнал бюллетень другое издание имеющие постоянное название порядковый номер сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев. 2 Радиовещательное средство массовой информации – радиопрограмма распространяемая с...

Русский

2015-04-17

34.54 KB

0 чел.

Правовое регулирование отношений в сфере массовой информации

В настоящее время средства массовой информации рассматриваются как своеобразный выразитель мнений и инструмент получения и распространения общественно значимых сведений.

Средство массовой информации (далее СМИ) – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет.

Формы распространения информации:

1) Печатное средство массовой информации – газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев.

2) Радиовещательное средство массовой информации – радиопрограмма, распространяемая с использованием средств электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.

3) Телевизионное средство массовой информации – телепрограмма, распространяемая с использованием средств электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.

В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации. Данный принцип позволяет свободно:

. осуществлять поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

. учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими;

. изготавливать, приобретать, хранить и эксплуатировать технические устройства и оборудование, сырье и материалы, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает правило о недопустимости цензуры массовой информации. Цензура массовой информации – это требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати тот либо другой материал или сообщение. Не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

2 Организация деятельности средств массовой информации

Не может выступать в качестве учредителя:

1) гражданин, не достигший 18 лет, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо признанный судом недееспособным;

2) политическая партия, общественное объединение, деятельность которых запрещена по закону;

3) гражданин иностранного государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Республике Беларусь;

4) физическое или юридическое лицо, ранее выступавшее в качестве учредителя средства массовой информации, деятельность которого запрещена, – в течение 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности средства массовой информации.

Процедура регистрации начинается с момента подачи заявления о регистрации. В заявлении о регистрации должны быть указаны:

. учредитель;

. название и вид средства массовой информации;

. язык;

. адрес редакции;

. форма периодического распространения;

. предполагаемая территория распространения;

. примерная тематика или специализация;

. источники финансирования;

. сведения о том, является ли заявитель учредителем, главным редактором, издателем и распространителем других средств массовой информации;

. периодичность издания.

К заявлению прилагается устав редакции, решение о ее создании, документы об уплате регистрационного сбора и о согласовании размещения данного средства массовой информации с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Предъявления иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренному законодательством:

1) заявление подано от имени гражданина, группы граждан, политических партий либо иного общественного объединения, не обладающих правом на учреждение средства массовой информации;

2) указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

3) название, примерная тематика или специализация средства массовой информации противоречит требованиям законодательства;

4) государственным органом ранее зарегистрировано средства массовой информации с таким же названием;

5) заявление подано до истечения 2 лет со дня вступления в законную силу решения о прекращении деятельности средства массовой информации.

Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Факт выдачи свидетельства о регистрации влечет ряд юридических последствий:

1) редакция средства массовой информации может начинать свою деятельность;

2) со дня выдачи свидетельства о регистрации учредитель в течение 1 года сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации;

3) налагается запрет на повторную регистрацию средства массовой информации в том же или ином органе.

3. Распространение массовой информации

Распространение массовой информации законодатель связывает с распространением продукции средства массовой информации. Распространением продукции средства массовой информации – это продажа, подписка, доставка, раздача периодических печатных изданий, аудио- либо видеозаписей программ, трансляция и ретрансляция радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ.

Под выходными данными понимается перечень установленных законом обязательных сведений, которые должен содержать каждый выпуск периодического печатного издания:

1) название издания;

2) учредитель;

3) имя и фамилия редактора либо его заместителя;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать;

5) цена номера;

6) тираж;

7) индекс;

8) полные адреса типографии и редакции;

9) регистрационный номер.

4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

Важнейшим правом редакции является ее право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.

Допускается устный и письменный запрос.

Предоставлять запрашиваемую редакцией информацию обязаны руководители органов и организаций, их заместители, работники пресс-служб либо уполномоченные на это лица. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен по основаниям, установленным законодательством, а именно, по основаниям наличия в запрашиваемой информации сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Отказ оформляется уведомлением в 10-дневный срок со дня получения письменного запроса.

Редакция обязана:

1) сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением, когда соответствующие требования поступили от суда в связи с находящимся в его производстве делом;

2) соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на объекты интеллектуальной собственности.

5. Профессиональный статус журналиста

Журналист – это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором и подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Профессиональный статус журналиста предполагает наличие у него ряда прав, предоставленных ему по закону, а также возложенных законом обязанностей.

Журналист имеет право:

1) собирать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) обращаться в государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) присутствовать в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, местностях, где объявлено чрезвычайное положение, на митингах и демонстрациях, на месте др. общественно важных событий и передавать оттуда информацию;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением тех, которые содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную тайну;

5) копировать, публиковать, воспроизводить иным способом документы и материалы;

6) делать записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемок, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) высказывать свои личные мнения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

8) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи, оговаривать в случае необходимости сохранение тайны авторства и т.д.

Журналист обязан:

1) соблюдать требования устава редакции;

2) проверять достоверность полученных им сведений;

3) представлять для публикации объективную информацию;

4) указывать по желанию лиц, представляющих информацию, их авторство;

5) сохранять конфиденциальность информации и ее источники;

6) отказаться от данного ему редакцией (редактором, главным редактором) задания, если оно либо его выполнение связаны с нарушением законодательства.

Ответственность:

Административная

Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода (ст. 7.12 КоАП РФ)

до 50 тыс. руб.

Граждане: штраф 1,5 - 2 тыс. руб.

Должностные лица: штраф 10-20 тыс. руб.

Юридические лица: штраф 30-40 тыс. руб.

Во всех случаях применяется конфискация контрафактных экземпляров произведений, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная

Незаконное использование объектов авторского права, совершенное в крупном размере (ст. 146 ч. 2 УК РФ). Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере; в) лицом с использованием своего служебного положения (ст. 146 ч. 3 УК РФ)

от 50 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

более 250 тыс. руб.

Ч. 2: штраф до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Либо обязательные работы на 180-240 часов, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Ч. 3: лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 3 лет.

Гражданская

В случае нарушения исключительного права на произведение правообладатель наряду с использованием других способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (ст. 1301 ГК РФ)

 

Компенсация в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда. Либо штраф в двухкратном размере стоимости экземпляров произведения при доказанности только факта нарушения прав


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37216. Сущность государственного и муниципального кредита, его значение. Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей 37 KB
  Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных региональных и муниципальных потребностей. Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов; возможность использования...
37217. Финансы, как экономический инструмент воздействия на экономику 44.5 KB
  Роль финансов в развитии международных связей проявляется по таким направлениям как: 1 Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества. 2 Регулирование международных интеграционных процессов. 3 Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений. Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов.
37218. Финансы 59.5 KB
  Основа финансов предприятия – реальный денежный оборот обслуживающий экономический процесс создание и движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Общепринято выделять 4 признака финансовых отношений: отношения денежные; отношения распределительные; отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов в основном в форме денежных фондов; по одностороннему движению денежной формы стоимости без встречных взаимозависимых потоков. Финансы – это экономическая категория по поводу распределения стоимости...
37220. Финансовая политика 39 KB
  Содержание финансовой политики: Разработка общей концепции финансовой политики определение ее основных направлений целей главных задач. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основа финансовой политики стратегические направления которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Задачами финансовой политики является: обеспечение условий для...
37221. Экономическое развитие общества 77.5 KB
  На процесс общественного воспроизводства с одной стороны влияет множество факторов: количество и качество материальных финансовых трудовых ресурсов предпринимательские способности субъектов хозяйствования ускорение научнотехнического прогресса степень развития рыночных отношений и другие факторы. Но с другой стороны этот процесс представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода...
37222. Структура оборотных средств предприятия 40.5 KB
  Структура оборотных средств предприятия Оборотные производственные фонды – это часть производственных фондов которые участвуют в одном производственном процессе сразу переносят свою стоимость на себестоимость продукции и требуют своего возмещения по каждому производственному циклу. Фонды обращения – это сумма денежных средств предприятия вложенная в процесс реализации продукции и необходимая для обслуживания этого процесса. Организация оборотных средств необходимая для их эффективного использования включает: определение состава и...
37223. Экономическое содержание и классификация основных средств 58 KB
  Экономическое содержание и классификация основных средств В соответствии с ПБУ 6 01 Учет основных средств утвержденным приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. При этом объект основных средств должен быть предназначен для использования в производстве продукции выполнении работ оказании услуг или для управленческих нужд организации и способен приносить организации экономические выгоды доход в будущем. В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель осушительные оросительные и другие...
37224. Содержание, методы и информационная база анализа финансового состояния предприятия 74.5 KB
  Финансовое состояние организации определяет конкурентоспособность организации ее потенциал в деловом сотрудничестве позволяет оценить в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров. Финансовое состояние организации отражает конечные результаты ее деятельности характеризующиеся определенной совокупностью показателей которые интересуют различные группы пользователей: менеджеров организации и в первую очередь финансовых менеджеров; персонала организации; собственников предприятия в том числе его...