87184

Правовое регулирование отношений в сфере массовой информации

Доклад

Маркетинг и реклама

Средство массовой информации далее СМИ форма периодического распространения массовой информации с использованием печати телевизионного вещания и радиовещания глобальной компьютерной сети Интернет. Формы распространения информации: 1 Печатное средство массовой информации газета журнал бюллетень другое издание имеющие постоянное название порядковый номер сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев. 2 Радиовещательное средство массовой информации радиопрограмма распространяемая с...

Русский

2015-04-17

34.54 KB

0 чел.

Правовое регулирование отношений в сфере массовой информации

В настоящее время средства массовой информации рассматриваются как своеобразный выразитель мнений и инструмент получения и распространения общественно значимых сведений.

Средство массовой информации (далее СМИ) – форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет.

Формы распространения информации:

1) Печатное средство массовой информации – газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев.

2) Радиовещательное средство массовой информации – радиопрограмма, распространяемая с использованием средств электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.

3) Телевизионное средство массовой информации – телепрограмма, распространяемая с использованием средств электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев.

В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации. Данный принцип позволяет свободно:

. осуществлять поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

. учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими;

. изготавливать, приобретать, хранить и эксплуатировать технические устройства и оборудование, сырье и материалы, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает правило о недопустимости цензуры массовой информации. Цензура массовой информации – это требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати тот либо другой материал или сообщение. Не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

2 Организация деятельности средств массовой информации

Не может выступать в качестве учредителя:

1) гражданин, не достигший 18 лет, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо признанный судом недееспособным;

2) политическая партия, общественное объединение, деятельность которых запрещена по закону;

3) гражданин иностранного государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Республике Беларусь;

4) физическое или юридическое лицо, ранее выступавшее в качестве учредителя средства массовой информации, деятельность которого запрещена, – в течение 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности средства массовой информации.

Процедура регистрации начинается с момента подачи заявления о регистрации. В заявлении о регистрации должны быть указаны:

. учредитель;

. название и вид средства массовой информации;

. язык;

. адрес редакции;

. форма периодического распространения;

. предполагаемая территория распространения;

. примерная тематика или специализация;

. источники финансирования;

. сведения о том, является ли заявитель учредителем, главным редактором, издателем и распространителем других средств массовой информации;

. периодичность издания.

К заявлению прилагается устав редакции, решение о ее создании, документы об уплате регистрационного сбора и о согласовании размещения данного средства массовой информации с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Предъявления иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренному законодательством:

1) заявление подано от имени гражданина, группы граждан, политических партий либо иного общественного объединения, не обладающих правом на учреждение средства массовой информации;

2) указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

3) название, примерная тематика или специализация средства массовой информации противоречит требованиям законодательства;

4) государственным органом ранее зарегистрировано средства массовой информации с таким же названием;

5) заявление подано до истечения 2 лет со дня вступления в законную силу решения о прекращении деятельности средства массовой информации.

Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Факт выдачи свидетельства о регистрации влечет ряд юридических последствий:

1) редакция средства массовой информации может начинать свою деятельность;

2) со дня выдачи свидетельства о регистрации учредитель в течение 1 года сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации;

3) налагается запрет на повторную регистрацию средства массовой информации в том же или ином органе.

3. Распространение массовой информации

Распространение массовой информации законодатель связывает с распространением продукции средства массовой информации. Распространением продукции средства массовой информации – это продажа, подписка, доставка, раздача периодических печатных изданий, аудио- либо видеозаписей программ, трансляция и ретрансляция радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ.

Под выходными данными понимается перечень установленных законом обязательных сведений, которые должен содержать каждый выпуск периодического печатного издания:

1) название издания;

2) учредитель;

3) имя и фамилия редактора либо его заместителя;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать;

5) цена номера;

6) тираж;

7) индекс;

8) полные адреса типографии и редакции;

9) регистрационный номер.

4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

Важнейшим правом редакции является ее право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.

Допускается устный и письменный запрос.

Предоставлять запрашиваемую редакцией информацию обязаны руководители органов и организаций, их заместители, работники пресс-служб либо уполномоченные на это лица. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен по основаниям, установленным законодательством, а именно, по основаниям наличия в запрашиваемой информации сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Отказ оформляется уведомлением в 10-дневный срок со дня получения письменного запроса.

Редакция обязана:

1) сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением, когда соответствующие требования поступили от суда в связи с находящимся в его производстве делом;

2) соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на объекты интеллектуальной собственности.

5. Профессиональный статус журналиста

Журналист – это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором и подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Профессиональный статус журналиста предполагает наличие у него ряда прав, предоставленных ему по закону, а также возложенных законом обязанностей.

Журналист имеет право:

1) собирать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) обращаться в государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) присутствовать в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, местностях, где объявлено чрезвычайное положение, на митингах и демонстрациях, на месте др. общественно важных событий и передавать оттуда информацию;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением тех, которые содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную тайну;

5) копировать, публиковать, воспроизводить иным способом документы и материалы;

6) делать записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемок, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) высказывать свои личные мнения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

8) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи, оговаривать в случае необходимости сохранение тайны авторства и т.д.

Журналист обязан:

1) соблюдать требования устава редакции;

2) проверять достоверность полученных им сведений;

3) представлять для публикации объективную информацию;

4) указывать по желанию лиц, представляющих информацию, их авторство;

5) сохранять конфиденциальность информации и ее источники;

6) отказаться от данного ему редакцией (редактором, главным редактором) задания, если оно либо его выполнение связаны с нарушением законодательства.

Ответственность:

Административная

Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода (ст. 7.12 КоАП РФ)

до 50 тыс. руб.

Граждане: штраф 1,5 - 2 тыс. руб.

Должностные лица: штраф 10-20 тыс. руб.

Юридические лица: штраф 30-40 тыс. руб.

Во всех случаях применяется конфискация контрафактных экземпляров произведений, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная

Незаконное использование объектов авторского права, совершенное в крупном размере (ст. 146 ч. 2 УК РФ). Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере; в) лицом с использованием своего служебного положения (ст. 146 ч. 3 УК РФ)

от 50 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

более 250 тыс. руб.

Ч. 2: штраф до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Либо обязательные работы на 180-240 часов, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Ч. 3: лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 3 лет.

Гражданская

В случае нарушения исключительного права на произведение правообладатель наряду с использованием других способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (ст. 1301 ГК РФ)

 

Компенсация в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда. Либо штраф в двухкратном размере стоимости экземпляров произведения при доказанности только факта нарушения прав


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23825. Графічні методи 53 KB
  Створив додаток екранна форма якого містить три об'єкти: командна кнопка з ім'ям ПУСК і два графічних вікна з іменами Picturel і Picture2. Вікно робочого додатка Програмний код для цього додатка: Private Sub Command1_Click Picture1.Line 0 03015 2935 65280 BF Picture2.Scale 0 1010 0 Picture2.
23826. Процедури та функції 80 KB
  Caption = InputBox Введіть значення інформаційного ресурсу країни C End Sub Function nA B C As Integer Picture1.Scale 0 1010 0 Picture1.1 Picture1.Print A Picture1.
23827. Програмування повторень 62 KB
  Виконання завдань: Створив додаток який обчислює середнє значення ВВП країни за nроків.Caption a = 0 b = 0 For n = 1 To n a = InputBox Введіть розмір ВВП b = b a Next Label2.Caption = Strb n 1 End Sub Створив додаток який визначає кількість країн ВВП яких перевершує заданий рівень. Назви країн та ВВП вводяться в діалоговому вікні.
23828. Алгоритми, алгоритмізація 90 KB
  Виконання роботи Словесні форми алгоритмів Щоб розвязати квадратне рівняння потрібно: отримати коефіцієнти аbс; якщо а=0 b=0 і с=0 то розвязок може набути будьяких значень; якщо а=0 b=0 і с не дорівнює нулю тоді розвязків немає; якщо а=0 а коефіцієнти b та с не дорівнюють нулю тоді розвязок єдиний і дорівнює х= с b. Якщо коефіцієнт а не дорівнює 0 тоді слід обчислити дискримінант D=b24ac якщо отриманий результат менший нуля то рівняння матиме комплексні корені якщо більше нуля то знаходимо корені рівняння за формулою: ...
23829. Дані та змінні 367.5 KB
  Спроектував додаток Обмін значеннями таким чином щоб після запуску програми на виконання поля на зазначеній формі розміщуються відповідно до своїх написів. Програмний код: Зовнішній вигляд програми до і після завершення виконання : 2. Спроектував додаток який реалізує: зміну положення командної кнопки на екранній формі після активізації командної кнопки; зміну кольору командної кнопки на екранній формі після активізації командної кнопки; зміну розміру командної кнопки на екранній формі після активізації...
23830. Форматування абзаців тексту 974 KB
  Атрибут ALIGN також можна використати з багатьма іншими дескрипторами HTML для вирівнювання зображень вмісту таблиць і інших елементів сторінки. Щоб полегшити їм перегляд можна розбити документ на логічні розділи кожний з яких буде присвячений одній темі. Найкраще використати заголовки вважаючи їх елементами структури документа У заголовках можна використати атрибут ALIGN як і в дескрипторі P .
23831. Форматування за допомогою таблиць 37 KB
  Вихідний код сторінки: html head title Країни Індокитаю title head body p align= center ; font size= 6 Країни Індокитаю font p div align= center table border= 1 width= 459 height= 216 tr td height= 40 width= 97 rowspan= 2 h3 align= center Країна h3 td td height= 24 width= 347 colspan= 2 h4 Характеристика країни h4 td tr tr td height= 24 width= 169 h5 align= center Населення h5 td td height= 24 width= 172 h5 align= center Площа h5 td tr tr td height= 36 width= 97 align= left valign= top font...
23832. Використання фреймів 34.5 KB
  Вихідний код сторінки: HTML HEAD TITLE FRAMES TITLE HEAD FRAMESET COLS=2575 FRAMESET ROWS=3070 FRAME SRC= zmist.html FRAME SRC= cast.html FRAMESET FRAMESET ROWS=5050 FRAME SRC= inflist.html FRAME SRC= empty.
23833. Використання каскадних листів стилів 29.5 KB
  Виконання завдань: Створити три гіпертекстових сторінки з наступними характеристиками: Для першої сторінки: визначити стиль для документу фон блакитний; визначити стиль для заголовку шрифт Arial колір червоний вирівнювання за центром сторінки; визначити стиль для абзацу шрифт Sans Serif курсив. Для другої сторінки: визначити стиль для заголовку шрифт Times New Roman розмір 14 пунктів колір зелений; визначити стиль для абзацу шрифт Courier напівжирний. Для третьої сторінки розбитої на два розділи: застосувати стиль 1ої...